Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воскрешение сына Наинской вдовы

Дорогие братия и сестры. Сегодня для духовного назидания Святая Церковь предлагает нам отрывок из Евангелия, который рассказывает об одном удивительном чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни — чудо воскрешения мёртвого человека. Таких чудес в земной жизни Спасителя было несколько: упоминаемое сегодня чудо воскрешения юноши, сына Наинской вдовы; дочери Иаира и четверодневного Лазаря. Эти чудеса были совершены при жизни Господа. И, наконец, после Его смерти на кресте ради нашего спасения, как упоминается в Евангелии от Матфея: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27; 52-53).

Воскрешение мёртвых – это уникальное чудо. Но не только Господь совершал такие чудеса. Он давал благодатную силу и дерзновение совершать их и многим святым, например, ветхозаветным пророкам Илие и Елисею.

Такое необыкновенное чудо произошло в тридцатых годах ХХ века в Болгарии. В одном храме готовилось отпевание и погребение одного умершего мальчика четырнадцати лет, и священник должен был его отпевать, а он был с очень милостивым сердцем и, наверное,  близко знал семью, которую постигло это горе. Он долго не мог выйти на отпевание этого ребёнка и, опустившись на колени перед Престолом, молился Господу, говоря: «Господи, я не могу отпевать его, нет сил: ни моральных, ни духовных. Воскреси его». И при этой дерзновенной молитве священника, об этом свидетельствует архиепископ Аверкий Сиракузский, епископ Зарубежной Русской Православной Церкви, вдруг в храме послышалось какое-то движение и шум, и мальчик поднялся в гробе, став живым и здоровым и начал безутешно плакать. И тогда люди спросили его: «А что же ты видел там, после смерти? Где был ты? Что можешь сказать нам?» И он ответил, что после смерти сначала попал в те места, где мучаются грешники, а затем был отнесён Ангелами в райские обители и видел там  Пречистую Матерь Божию. Лицо Её, блиставшее дивной красотой, было измученное, слезы градом катились по нему. Увидев меня, Она сказала: «Нет, ты не умрёшь, ещё рано тебе быть здесь. Ты иди назад, обратно к людям и скажи, что они замучили Меня своими грехами. Я не могу за них больше молиться, нет сил молиться за род человеческий, за грешников, которые беспрестанно, намеренно и осознанно грешат и попирают тем самым пролитую за них Кровь Моего Сына. Я не в силах больше молиться за них, Я изнемогаю… Пускай они пожалеют Меня!».

Это очень интересное чудо ХХ века. Но было множество и других чудес. Преподобный Сергий Радонежский воскресил из мёртвых умершего мальчика, которого принёс ему крестьянин. И другие великие святые подвижники совершали такие удивительные чудеса. Они нужны были для укрепления веры видевших и осмысливающих эти чудеса людей. Они никогда не творились для показа, как некое эффектное представление, которое шокирует, удивляет и так далее. Оно всегда имеет какие-то высшие, духовные, нравственные цели.

И вот Господь со Своими учениками, апостолами, народом, который окружал Его, пришёл к стенам славного города Наина. Они увидели исходящую из города траурную процессию — на носилках несли умершего юношу. Рядом шла скорбящая, безутешная мать, которая хоронила единственного сына, и, как говорится в Евангелии от Луки, она к тому же была вдовой. Для ветхозаветных времён эти утраты были невосполнимы. Они и сейчас тяжелы для нашего жизненного креста. Но когда сейчас умирает человек, кормилец, есть государственные учреждения, которые помогают, материально компенсируют и восполняют утрату: ставят памятники от военкоматов, пенсию мужа переводят на тебя, если она была больше, чем твоя, и многие другие социальные гарантии.

Раньше в Ветхом Завете, естественно, ничего этого не было. Если женщина была вдовой, её родные, близкие могли помочь, подать, а могли и не подать. А больше никакой помощи вообще неоткуда было ждать: ни от общества, ни от религиозной общины. Потеря кормильца означала голодное существование и, может быть, даже близкую смерть. Женщина мужественно пережила это горе, и теперь её постигло второе, не менее страшное. Она хоронила единственного сына, в которого вкладывала свою последнюю надежду, что он встанет на ноги, пойдёт по стопам отца своего, будет кормильцем семьи. И вот он внезапно умирает. И она идет в великой скорби за погребальными носилками. Таким образом хоронили евреи своих умерших. Хоронить в гробах — это русская традиция, которая присуща и многим другим народам, но евреи не используют их и сейчас.

Подчёркивая эту скорбь, евангелист Лука передает интересную деталь — весь город вышел и сопровождал эту погребальную процессию. Это говорит о том, что, может быть, эта женщина была знатной вдовой. Может быть, люди помнили какие-то добрые дела покойного мужа, а может быть, имели такое милостивое сердце, что, сострадая её горю, они все вышли из города и своим присутствием старались поддержать, разделить и уменьшить это великое горе.

В Евангелии нет больше ни одного свидетельства, чтобы Господь ещё когда-либо был в городе Наине. Например, в Иерусалиме Он был всякий раз в трёхлетнее Своё служение спасению рода человеческого на праздниках Пасхи, в праздник Очищения и в другие дни. Он неоднократно посещал многие города: Назарет, Капернаум и другие галилейские города. А в Наине был всего один раз. Это даёт веское основание предполагать, что Господь намеренно явился туда только для одного дела — чтобы утешить эту скорбящую мать и воскресить её сына. Больше евангелист не говорит о том, что Он там остался, вошёл в синагогу, учил народ — об этом ничего не сказано. Как будто специально Господь явился только для того, чтобы встретить эту скорбящую мать, которая могла потерять интерес и вкус к жизни и сама готова была пойти вслед за своими почившими сыном и мужем. И это обстоятельство утешает сердце человека, оно говорит о том, как милостив Господь. Женщина не просила Его. Она, может быть, не знала Его и не слышала о Его явлении среди иудеев, о Его необыкновенных чудесах. Господь Сам пришёл к ней.

Господь знает и нашу с вами жизнь, наши скорби, переживания и болезни, и знает прежде нашего прошения и прежде всякой молитвы. И Он не является каким-то суровым деспотом и судьёй карающим, как в традициях многих восточных народов — Он является милостивым Отцом. А милостивые отцы любят своих детей.

Поэтому, дорогие братия и сестры, когда постигают нас скорби и горе, будем черпать утешение в Боге и, обращаясь к Нему с молитвой, просить Его помощи в перенесении и осмыслении той или иной скорби, которая входит в нашу жизнь, которая нужна нам для того, чтобы мы окрепли духовно, чтобы мы больше любили Господа и понимали, что всё в этой жизни зависит только от Него.

Это Евангелие, наконец, дорогие братия и сестры, даёт нам следующее утешение. Господь, подойдя к этой погребальной процессии, обратился к женщине с удивительными словами: «Не плачь!» И мы с вами не должны проливать таких безутешных слёз, когда и мы провожаем в жизнь вечную близких и родных. У многих из нас эти раны ещё не зажили от недавней разлуки с нашими дорогими умершими. Господь сегодня и нам говорит, поминающим их в молитве литургийной: «Не плачь! Они в Моих руках, в Моих объятиях». И разлука с умершими неокончательная, потому что мы с вами все здесь временно. Время молниеносно летит, и настанет тот момент, когда мы сами уйдём в вечность и встретимся со своими усопшими близкими, родными, родителями, детьми, друзьями, раньше нас ушедшими. Сейчас наши усопшие находятся в ином измерении, в мире духовном, в устремлении к Богу – источнику блаженства, радости и счастья. И на земле, и на небе счастье в этом состоит.

Но настанет тот момент, когда их бессмертные души, существующие сейчас независимо и автономно от умерших тел, снова соединятся с телами, которые будут воссозданы Богом из того же праха земного, из которого Он образовал и сотворил тело первого человека, Адама. Только эти воскрешенные Богом тела в конце истории этого мира будут ещё более совершенны. Они больше не будут бояться смерти. Они будут телами нематериальными по сравнению с нами и облечены некоей тонкой материей по сравнению с Богом, потому что Он является абсолютным и совершенным Духом. А все остальные творения, в том числе и Ангелы, имеют некую духовную природу, некую материальную в сравнении с Богом. Эти обстоятельства утешают и поддерживают нас, потому что мы живём верой в то, что Господь не оставит Своей милостью наших усопших, лишь бы не прекращалась на земле наша молитва о них.

Когда Господь подошёл к погребальным носилкам, Он, возложив руку на них, остановил эту процессию. Тем самым, Он презрел строгие предписания, обряды Ветхозаветного закона, которые запрещали прикасаться к мертвецам. Человек становился тогда нечистым на какое-то время и не мог находиться среди общества. Как некий прокаженный, он должен был несколько дней существовать вне иудейского общества, потом, придя в храм, принести соответствующую жертву в благодарность Богу за очищение. Тогда только он возвращался к своей обычной жизни и мог общаться со всеми. И Господь показывает, что эти обрядовые предписания вторичны, а самое главное — любовь друг к другу. «Суббота для человека, а не человек для субботы», как говорится в Священном Писании (Мк. 2;27).

Господь показывает и нам это правильное отношение. Когда тебе очень хочется что-то совершить, может быть, даже помолиться, но когда плачет твой ребёнок и бедный муж не знает, где соска и что с ним делать, чем его кормить, то нужно оставить это твоё любимое, нужное дело и быстрее но хвататься помогать и спасать положение. А может быть, болеют престарелые родственники, тогда у тебя нет возможности жить своей жизнью. Нельзя бросить его, оставить на какое-то время, пойти в театр, развлечься. Любовь диктует другое — чтобы ты был здесь рядом. И Господь, который вот так поступил, даёт нам образец для поступков наших и показывает, что любовь первична и главнее, чем все какие-то обрядовые предписания.

И тогда Он подходит к юноше, берёт его за руку, умершего, и говорит: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7; 14). И при этих словах юноша поднялся, сел на носилках и вернулся к жизни, родившись тем самым второй раз. И точно так же, дорогие братия и сестры, наши мёртвые, как говорится в Евангелии от Иоанна: «услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». (Ин 5;25). Душа умершего юноши находилась в аду, потому что все, умирающие в Ветхом Завете, сходили вплоть до Иоанна Крестителя во ад. Никакого рая тогда не было. Он был заключён грехом человека. Но, повинуясь Божественному голосу, оттуда, из адских глубин была призвана душа этого юноши, она соединилась с телом, и он продолжил жизнь земную, чем, конечно, необыкновенно обрадовал свою мать.

Дорогие братия и сестры, эти моменты очень важные и очень глубокие. Они говорят нам о милосердии Божием и о нашем правильном отношении к умершим, чтобы мы не оставались без надежды и утешения. Как говорится в молитве Пятидесятницы: «Потому что, когда мы покидаем нашу телесную храмину и к Тебе, Богу нашему, возвращаемся, то это, Господи, для рабов Твоих не смерть, но переход от печального к полезнейшему и сладостнейшему, на упокоение и радость». Поэтому будем благодарить Господа за то, что мы принадлежим Православной Церкви и обладаем истиной в познании Бога, и правильным отношением к человеку, и ко всем вещам в этой жизни временной. Аминь.

25 октября 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня для духовного назидания Святая Церковь предлагает нам отрывок из Евангелия, который рассказывает об одном удивительном чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни — чудо воскрешения мёртвого человека. Таких чудес в земной жизни Спасителя было несколько: упоминаемое сегодня чудо воскрешения юноши, сына Наинской вдовы; дочери Иаира и четверодневного Лазаря. Эти чудеса были совершены при жизни Господа. И, наконец, после Его смерти на кресте ради нашего спасения, как упоминается в Евангелии от Матфея: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27; 52-53).

Воскрешение мёртвых – это уникальное чудо. Но не только Господь совершал такие чудеса. Он давал благодатную силу и дерзновение совершать их и многим святым, например, ветхозаветным пророкам Илие и Елисею.

Такое необыкновенное чудо произошло в тридцатых годах ХХ века в Болгарии. В одном храме готовилось отпевание и погребение одного умершего мальчика четырнадцати лет, и священник должен был его отпевать, а он был с очень милостивым сердцем и, наверное,  близко знал семью, которую постигло это горе. Он долго не мог выйти на отпевание этого ребёнка и, опустившись на колени перед Престолом, молился Господу, говоря: «Господи, я не могу отпевать его, нет сил: ни моральных, ни духовных. Воскреси его». И при этой дерзновенной молитве священника, об этом свидетельствует архиепископ Аверкий Сиракузский, епископ Зарубежной Русской Православной Церкви, вдруг в храме послышалось какое-то движение и шум, и мальчик поднялся в гробе, став живым и здоровым и начал безутешно плакать. И тогда люди спросили его: «А что же ты видел там, после смерти? Где был ты? Что можешь сказать нам?» И он ответил, что после смерти сначала попал в те места, где мучаются грешники, а затем был отнесён Ангелами в райские обители и видел там  Пречистую Матерь Божию. Лицо Её, блиставшее дивной красотой, было измученное, слезы градом катились по нему. Увидев меня, Она сказала: «Нет, ты не умрёшь, ещё рано тебе быть здесь. Ты иди назад, обратно к людям и скажи, что они замучили Меня своими грехами. Я не могу за них больше молиться, нет сил молиться за род человеческий, за грешников, которые беспрестанно, намеренно и осознанно грешат и попирают тем самым пролитую за них Кровь Моего Сына. Я не в силах больше молиться за них, Я изнемогаю… Пускай они пожалеют Меня!».

Это очень интересное чудо ХХ века. Но было множество и других чудес. Преподобный Сергий Радонежский воскресил из мёртвых умершего мальчика, которого принёс ему крестьянин. И другие великие святые подвижники совершали такие удивительные чудеса. Они нужны были для укрепления веры видевших и осмысливающих эти чудеса людей. Они никогда не творились для показа, как некое эффектное представление, которое шокирует, удивляет и так далее. Оно всегда имеет какие-то высшие, духовные, нравственные цели.

И вот Господь со Своими учениками, апостолами, народом, который окружал Его, пришёл к стенам славного города Наина. Они увидели исходящую из города траурную процессию — на носилках несли умершего юношу. Рядом шла скорбящая, безутешная мать, которая хоронила единственного сына, и, как говорится в Евангелии от Луки, она к тому же была вдовой. Для ветхозаветных времён эти утраты были невосполнимы. Они и сейчас тяжелы для нашего жизненного креста. Но когда сейчас умирает человек, кормилец, есть государственные учреждения, которые помогают, материально компенсируют и восполняют утрату: ставят памятники от военкоматов, пенсию мужа переводят на тебя, если она была больше, чем твоя, и многие другие социальные гарантии.

Раньше в Ветхом Завете, естественно, ничего этого не было. Если женщина была вдовой, её родные, близкие могли помочь, подать, а могли и не подать. А больше никакой помощи вообще неоткуда было ждать: ни от общества, ни от религиозной общины. Потеря кормильца означала голодное существование и, может быть, даже близкую смерть. Женщина мужественно пережила это горе, и теперь её постигло второе, не менее страшное. Она хоронила единственного сына, в которого вкладывала свою последнюю надежду, что он встанет на ноги, пойдёт по стопам отца своего, будет кормильцем семьи. И вот он внезапно умирает. И она идет в великой скорби за погребальными носилками. Таким образом хоронили евреи своих умерших. Хоронить в гробах — это русская традиция, которая присуща и многим другим народам, но евреи не используют их и сейчас.

Подчёркивая эту скорбь, евангелист Лука передает интересную деталь — весь город вышел и сопровождал эту погребальную процессию. Это говорит о том, что, может быть, эта женщина была знатной вдовой. Может быть, люди помнили какие-то добрые дела покойного мужа, а может быть, имели такое милостивое сердце, что, сострадая её горю, они все вышли из города и своим присутствием старались поддержать, разделить и уменьшить это великое горе.

В Евангелии нет больше ни одного свидетельства, чтобы Господь ещё когда-либо был в городе Наине. Например, в Иерусалиме Он был всякий раз в трёхлетнее Своё служение спасению рода человеческого на праздниках Пасхи, в праздник Очищения и в другие дни. Он неоднократно посещал многие города: Назарет, Капернаум и другие галилейские города. А в Наине был всего один раз. Это даёт веское основание предполагать, что Господь намеренно явился туда только для одного дела — чтобы утешить эту скорбящую мать и воскресить её сына. Больше евангелист не говорит о том, что Он там остался, вошёл в синагогу, учил народ — об этом ничего не сказано. Как будто специально Господь явился только для того, чтобы встретить эту скорбящую мать, которая могла потерять интерес и вкус к жизни и сама готова была пойти вслед за своими почившими сыном и мужем. И это обстоятельство утешает сердце человека, оно говорит о том, как милостив Господь. Женщина не просила Его. Она, может быть, не знала Его и не слышала о Его явлении среди иудеев, о Его необыкновенных чудесах. Господь Сам пришёл к ней.

Господь знает и нашу с вами жизнь, наши скорби, переживания и болезни, и знает прежде нашего прошения и прежде всякой молитвы. И Он не является каким-то суровым деспотом и судьёй карающим, как в традициях многих восточных народов — Он является милостивым Отцом. А милостивые отцы любят своих детей.

Поэтому, дорогие братия и сестры, когда постигают нас скорби и горе, будем черпать утешение в Боге и, обращаясь к Нему с молитвой, просить Его помощи в перенесении и осмыслении той или иной скорби, которая входит в нашу жизнь, которая нужна нам для того, чтобы мы окрепли духовно, чтобы мы больше любили Господа и понимали, что всё в этой жизни зависит только от Него.

Это Евангелие, наконец, дорогие братия и сестры, даёт нам следующее утешение. Господь, подойдя к этой погребальной процессии, обратился к женщине с удивительными словами: «Не плачь!» И мы с вами не должны проливать таких безутешных слёз, когда и мы провожаем в жизнь вечную близких и родных. У многих из нас эти раны ещё не зажили от недавней разлуки с нашими дорогими умершими. Господь сегодня и нам говорит, поминающим их в молитве литургийной: «Не плачь! Они в Моих руках, в Моих объятиях». И разлука с умершими неокончательная, потому что мы с вами все здесь временно. Время молниеносно летит, и настанет тот момент, когда мы сами уйдём в вечность и встретимся со своими усопшими близкими, родными, родителями, детьми, друзьями, раньше нас ушедшими. Сейчас наши усопшие находятся в ином измерении, в мире духовном, в устремлении к Богу – источнику блаженства, радости и счастья. И на земле, и на небе счастье в этом состоит.

Но настанет тот момент, когда их бессмертные души, существующие сейчас независимо и автономно от умерших тел, снова соединятся с телами, которые будут воссозданы Богом из того же праха земного, из которого Он образовал и сотворил тело первого человека, Адама. Только эти воскрешенные Богом тела в конце истории этого мира будут ещё более совершенны. Они больше не будут бояться смерти. Они будут телами нематериальными по сравнению с нами и облечены некоей тонкой материей по сравнению с Богом, потому что Он является абсолютным и совершенным Духом. А все остальные творения, в том числе и Ангелы, имеют некую духовную природу, некую материальную в сравнении с Богом. Эти обстоятельства утешают и поддерживают нас, потому что мы живём верой в то, что Господь не оставит Своей милостью наших усопших, лишь бы не прекращалась на земле наша молитва о них.

Когда Господь подошёл к погребальным носилкам, Он, возложив руку на них, остановил эту процессию. Тем самым, Он презрел строгие предписания, обряды Ветхозаветного закона, которые запрещали прикасаться к мертвецам. Человек становился тогда нечистым на какое-то время и не мог находиться среди общества. Как некий прокаженный, он должен был несколько дней существовать вне иудейского общества, потом, придя в храм, принести соответствующую жертву в благодарность Богу за очищение. Тогда только он возвращался к своей обычной жизни и мог общаться со всеми. И Господь показывает, что эти обрядовые предписания вторичны, а самое главное — любовь друг к другу. «Суббота для человека, а не человек для субботы», как говорится в Священном Писании (Мк. 2;27).

Господь показывает и нам это правильное отношение. Когда тебе очень хочется что-то совершить, может быть, даже помолиться, но когда плачет твой ребёнок и бедный муж не знает, где соска и что с ним делать, чем его кормить, то нужно оставить это твоё любимое, нужное дело и быстрее но хвататься помогать и спасать положение. А может быть, болеют престарелые родственники, тогда у тебя нет возможности жить своей жизнью. Нельзя бросить его, оставить на какое-то время, пойти в театр, развлечься. Любовь диктует другое — чтобы ты был здесь рядом. И Господь, который вот так поступил, даёт нам образец для поступков наших и показывает, что любовь первична и главнее, чем все какие-то обрядовые предписания.

И тогда Он подходит к юноше, берёт его за руку, умершего, и говорит: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7; 14). И при этих словах юноша поднялся, сел на носилках и вернулся к жизни, родившись тем самым второй раз. И точно так же, дорогие братия и сестры, наши мёртвые, как говорится в Евангелии от Иоанна: «услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». (Ин 5;25). Душа умершего юноши находилась в аду, потому что все, умирающие в Ветхом Завете, сходили вплоть до Иоанна Крестителя во ад. Никакого рая тогда не было. Он был заключён грехом человека. Но, повинуясь Божественному голосу, оттуда, из адских глубин была призвана душа этого юноши, она соединилась с телом, и он продолжил жизнь земную, чем, конечно, необыкновенно обрадовал свою мать.

Дорогие братия и сестры, эти моменты очень важные и очень глубокие. Они говорят нам о милосердии Божием и о нашем правильном отношении к умершим, чтобы мы не оставались без надежды и утешения. Как говорится в молитве Пятидесятницы: «Потому что, когда мы покидаем нашу телесную храмину и к Тебе, Богу нашему, возвращаемся, то это, Господи, для рабов Твоих не смерть, но переход от печального к полезнейшему и сладостнейшему, на упокоение и радость». Поэтому будем благодарить Господа за то, что мы принадлежим Православной Церкви и обладаем истиной в познании Бога, и правильным отношением к человеку, и ко всем вещам в этой жизни временной. Аминь.

Предыдущая проповедь

18 октября 2015

Нагорная проповедь Христа
Следующая проповедь

1 ноября 2015

Притча о сеятеле

Все проповеди за 2015 год

декабрь 2015

ноябрь 2015

октябрь 2015

сентябрь 2015

июнь 2015

апрель 2015

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00