Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Антипасха. Память апостола Фомы

      Дорогие братия и сестры. Сегодня особый день — в послепасхальном торжестве в церковном календаре он называется днём Антипасхи. Название это в переводе или в звучании на русском языке звучит, конечно, несколько непонятно. Приставка «анти» — плохая приставка, что-то такое в ней чувствуется: противление, противопоставление, бунт некий и так далее. Но здесь совершенно не так. Правильный перевод этого названия праздника означает «напротив Пасхи» или «вместо Пасхи». То есть «вместо Пасхи» ещё раз возобновление этого великого праздника с новым звучанием и с новой силой.

Дело в том, что это давняя ветхозаветная традиция. Все великие праздники, в том числе ветхозаветная Пасха – праздник Кущей и некоторые другие, праздновались восемь дней. Первый день был кульминацией праздника, открытием его, а восьмой день – это было не менее торжественное празднование этого же события, например праздника Святой Пасхи или праздника Кущей в честь странствования евреев по пустыне, когда они жили в палатках в течение сорока лет. И этот восьмой день был завершающей кульминацией праздника.

Точно также и здесь, в православном богослужении, этот праздник — первая неделя после Пасхи, посвящён возобновлению этой пасхальной радости. Если бы мы с вами внимательно посмотрели на богослужение Всенощного бдения и Литургии, то увидели бы там некоторые очень важные, характерные моменты, присущие, как минимум, для двунадесятого праздника. И они присутствуют в этот день за богослужением.

Это воскресенье посвящено также особому почитанию и воспоминанию апостола Фомы. В первый день Светлого Христова Воскресения вечером было явление воскресшего Господа нашего Иисуса Христа Своим ученикам и апостолам. Как минимум, десять из них присутство-вали в одном из домов Иерусалима. Двери были заперты и ставни окон закрыты, что было сделано из предосторожности, «страха ради иудейского». Апостолы действительно боялись за свою жизнь, потому что Христос, их Учитель и Господь, был распят бесчеловечной и жестокой казнью, окончил Свои земные дни, а Он предупреждал: «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16;33); «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15;20) и так далее. И когда они были в доме при закрытых дверях и ставней окон, внезапно Господь явился среди них и сказал: «мир вам» (Лк. 24;36).

Среди апостолов не было апостола Фомы. Когда апостолы рассказали Фоме, который позже пришёл, встретив его в Иерусалиме, что явился им Господь, когда они были все собраны вместе, и они были реальными свидетелями Его воскресения из мёртвых, Фома не поверил. Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20;25).

И вот прошло семь дней, и в восьмой день воскресный, как мы сегодня с вами, собрались снова апостолы вместе: десять и Фома с ними, одиннадцатый. Иуда отпал, Матфей ещё не был избран на место Иуды, наверное, и Богоматерь была среди них. Они не оставляли Её своим попечением, особенно Иоанн Богослов, которому Господь вручил Свою Пречистую Матерь земному попечению и заботе о Её жизни. Господь снова явился также при закрытых дверях и окнах и сказал: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20;21). Затем Он дунул и сказал: «примите Духа Святого! Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20;22-23).

В этих словах и священном действии Он даровал Своим апостолам и их преемникам власть вязать и решить грехи человекам. И обращаясь к Фоме, Господь говорит: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверую-щим, но верующим» (Ин. 20;27).

Фоме, несомненно, рассказывали апостолы о вечернем явлении воскресшего Господа неделю назад, ведь Господа видели также ещё святые жёны-мироносицы: Мария Магдалина и другие, воскресшим. Лука и Клеопа, которые шли в Эммаус в первый же день Его Светлого Воскресения, затем вернулись в Иерусалим и рассказывали Петру и прочим апостолам о своей встрече с Господом. Пётр и Иоанн бежали ко гробу и нашли его пустым. Пелены были свиты особым образом, и Христа не было. И обо всём этом было известно Фоме, но он не поверил, пока сам не увидел.

Дорогие братия и сестры. В чём же заключалось неверие апостола Фомы? Ведь Церковь называет его добрым неверием, это не покровитель атеистов, безбожников и всех революций богоборческих. Апостол Фома отнюдь не имеет ни малейшего отношения к ним. Он очень преданно и горячо любил Христа. Об этом говорит один из эпизодов его земной жизни, когда вестники из окрестностей Иерусалима, из Вифании, пришли ко Христу и сказали: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11;3). Господь самим образом действий показывал, что Он, несомненно, пойдет в Вифанию. Апостолы понимали, что, если Он пойдёт, иудеи, несомненно, убьют Его. Дом Лазаря и сестёр его Марфы и Марии находился вблизи Иерусалима. И тогда Фома от лица всех апостолов сказал удивительные слова, понимая, что Господа удержать невозможно от решения идти к Лазарю, сказал: «пойдём и мы умрём с Ним» (Ин. 11;16).

Эта преданность апостола Фомы, в которой проявилась горячность его натуры, сродни преданности апостола Петра, в чём-то похожи они. Фома, слыша о воскресении Господа, желал убедиться в этом самолично, чтобы не ошибиться, чтобы не перепутать, чтобы достоверно знать о Его славном воскресении, потому что он так безмерно любил Господа, своего Учителя. Он боялся поверить на слово, боялся какой-то недостоверной информации; информации, которая не всё в себя включает. Вот поэтому это неверие, в корне которого была глубочайшая любовь к Учителю и Господу и несомненное желание увидеть Его воскресшим и было вознаграждено Господом в особом явлении, которое мы вспоминаем сегодня. И мы видим, что оно было совершено как бы намеренно только для апостола Фомы, для укрепления его в вере.

 Из этого примера мы видим, как в очах Божиих ценен каждый человек. Казалось бы, десять апостолов были уже в сионской горнице, они уже видели воскресшего Господа и веровали в Его воскресение. А Фома? Пройдёт какое-то время, каким-то иным образом всё встанет на место. Нет, ради укрепления в вере одного апостола Своего Господь намеренно повторно является среди них, чтобы снять все сомнения, чтобы и Фома имел в своём сердце эту горячую веру в Его победоносное воскресение. Так в очах Божиих ценен каждый из нас, любой человек является уникальным творением Божиим, бесконечно дорогим для Господа и Христа, и Он любит нас, каждого из нас, как будто самого необыкновенного, самого выдающегося, самого дорогого и самого любимого. И любит всех одинаково, потому что мы с вами все являемся детьми Божиими.

Эта особая любовь Бога, направленная не абстрактно к роду человеческому, а к каждому человеку, способна вселить радость, утешение, преодолеть уныние, отчаяние и нежелание жить. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3;16).

Уверение апостола Фомы говорит нам об огромном значении веры в нашей жизни. Святой Николай Сербский, у мощей которого мы с вами были в Сербии, говорит: «когда бытие человека не наполнено Богом, оно не наполнено и жизнью: оно сродни безысходной, мертвящей пустоте» («Мысли о добре и зле»). Такой человек не имеет радости, на его лице нет ничего светлого, жизнерадостного — одно уныние, отчаяние. Не имея веры, человек не имеет самого главного. Без веры жизнь человеческая тускла, беспросветна и не имеет никакого смысла.

Мы знаем примеры из Священного Писания, когда Господь воспитывал и наказывал тех людей, которые теряли веру. Например, наш народ после революции был наказан Богом, несомненно, за то, что потерял веру. Ветхозаветный пророк Захария, отец Иоанна Крестителя, когда явился ему Ангел в алтаре во время священнодействия и каждения в день очищения, благовестил ему, что у него родится сын. Но Захария не поверил благовестию Архангела, не поверил Богу, вестником которого был этот Архангел (не поверил потому, что считал, что от столетнего не может родиться кто-либо), и был наказан немотой.

Адам и Ева за то, что не поверили Богу, что нельзя есть плодов от древа познания добра и зла, были наказаны Богом и изгнаны из рая.

Есть и другие примеры в Священном Писании. Например, пророк-боговидец Моисей, который сподобился принять скрижали Завета и беседовать с Богом, в максимально возможном предстоянии перед Ним, когда спустился к людям после этого разговора с Богом, его лицо сияло божественным светом так, что люди не могли смотреть на него, как на солнце, и попросили, чтобы он надел на лицо своё покрывало, потому что невозможно было смотреть на него. Этот пророк Моисей, когда народ израильский в очередной раз стал бунтовать по причине отсутствия воды, пить хотелось страшно в пустыне, без молитвы к Богу ударил жезлом своим в скалу, сказав с сомнением: «Откуда возьму я вам воду, разве из этой скалы?», ударил жезлом, и из скалы забил источник воды. Но это было сказано с маловерием Моисея, и он был наказан Богом: пространствовав сорок лет в пустыне, не вошёл в Землю Обетованную и окончил в пустыне на горе Нево дни своей земной жизни.

Эти примеры из Священного Писания нам говорят о том, чтобы мы всячески берегли свою веру, которую Господь нам даровал. Он особым образом коснулся нашего сердца, и оно стало другим, восприимчивым к Богу и к Богу стремящимся. И это заслуга больше Бога, чем нас. Священный дар веры, дар Божий, мы должны сохранять и возгревать, беречь как огонь свечи от всякого стороннего негативного влияния и воздействия, чтобы какие-то бурные ветры не задули этот огонь веры. Потому что оставленная без усилия вера наша исчезает и уходит из нашей жизни, точно так же, как и любовь между людьми.

В межчеловеческих отношениях любовь супружеская – это не такая категория и свойство, которое будет с нами в течение всей жизни. Ничего подобного, если человек не прилагает усилий для сохранения любви в своей жизни, любви не будет, она разрушится, появятся другие факторы, сильнее природного влечения друг к другу. Любовь – это подвиг, как и вера – это подвиг. И любовь приносит радость и утешение, и вера приносит то же самое. Но и то, и другое, как и любая другая добродетель требуют постоянного труда человеческого. И вера сохраняется усилием и нравственным, и физическим в том числе, когда человек заставляет себя верить, заставляет себя молиться и утром, и вечером, заставляет себя читать Священное Писание, заставляет себя приходить в храм Божий, заставляет себя и понуждает участвовать в таинствах, ко причащению готовиться и приступать также заставляет себя. Без этого усилия вера утрачивается в нашей жизни, потому что бес не дремлет, и дьявол всё делает, чтобы вера и другие добродетели из нашей жизни безвозвратно ушли.

Поэтому, празднуя память апостола Фомы, будем беречь этот священный дар веры, будем оберегать его от зловерия, от бесовских искушений, не слышать и не смотреть ту информацию, которая вредит вере и искореняет её. Будем бояться греха, который эту веру также истребляет из нашей жизни. Нецеломудренное поведение в жизни искореняет веру, истребляет её из нашей жизни.

Поэтому, дорогие братия и сестры, как Господь сказал: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29). И наши глаза воочию не видели Христа, мы не были Его современниками в жизни земной, но Господь назвал нас более блаженными даже, чем Его современники, потому что и мы с вами имеем и возгреваем веру в него, Христа-Спасителя, в своём сердце. Без веры невозможно угодить Богу.

В этот день мы с особой грустью вспоминаем, думаем о наших близких и родных, которые не просвещены светом веры Христовой. Наивно думать, что наша образованность в делах церковных, богословии достигнет такого уровня, когда мы сможем им убедительно сказать, что Бог есть, и эти знания обезоружат их, как говорят в народе «положат на лопатки», и они вынуждены будут признать веру и стать верующими.

Ничего подобного! Никакие умственные заключения и логическое обоснование веры нашей не приведёт человека к Богу. К Богу приводят другие пути. Сам Господь, особым образом воздействуя на сердце и разум человека, делает его мгновенно другим, восприимчивым к слову благовестия. Скорби и болезни, беды и страдания – это инструменты Божественного воздействия на человека, когда человек, движимый этими внешними факторами, приходит в спасительную ограду Церкви Христовой.

Но самый универсальный способ обретения веры – это чистота жизни. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5;8). Боязнь греха, это природное благочестие, которое многие хранят в своей жизни и в своих семьях и с молоком матери воспринимают его, эту   особую культуру жизни, исключающей сознательный грех. Оно делает сердце человека восприимчивым к вере.

Наконец, это пример жизни верующего человека, он заставляет пойти следом за ним. Древние язычники, современники апостолов, оставили в своих воспоминаниях необычные восклицания о том, как поражала их, язычников, жизнь первых христиан, особенно женщин. И они восклицали: «Посмотрите, какие у них женщины, каких нет в язычестве и быть не может – целомудренные, нравственные, готовые отдать всё, все свои силы служению своим близким, своим семьям и на благо веры Христовой». И особенно необыкновенно красивыми были первые христианки своей необыкновенной чистотой и целомудрием, которая поражала современников и заставляла восхититься, задуматься и заимствовать эту веру, которая даёт такую красоту жизни.

В этом смысле, дорогие братия и сестры, мы с вами, хотя и переживаем о неверии близких, родных, но сами виноваты в этом, потому что не даём никакого повода им задуматься. Они не видят разницы: был ты неверующим, коммунистом, комсомольцем или просто нехристем колхозным и вдруг пошёл в церковь, и ничего не поменялось – как относился к близким и родным цинично, с грубостью, жил для самого себя, не видя никого вокруг, таким ты и остался. И молитвенное какое-то сопровождение, обряды, которые вошли в твою жизнь, неубедительны для неверующих людей. Мы не дорожим чистотой веры и Церкви своей, потому что живём как язычники и, выходя из храма, забываем, что мы христиане. Бывая в общественных местах: в магазинах, в кафе, в ресторанах, в аптеках, постояв в очереди на почте, в Сбербанке и так далее, мы показываем самые негативные свои черты – злимся, если кто-то лезет без очереди, грубим, хамим и так далее. И не остаётся в нас ничего христианского. Мы не боимся того, что люди, зная, что мы верующие, увидят нас в таком состоянии, в таких поступках. Это будет пятно на Церковь Христову. Как это страшно в современное время нам сейчас, как мы тем самым позорим свою Церковь и не даём укрепиться ей в этом мире и поносим имя Христово своими недостойными поступками.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, восхваляя сегодня апостола Фому, будем укреплять нашу веру, дорожить ей и стараться не только быть верующими в умозрительном качестве, но и жить по вере. Аминь. Христос Воскресе!

15 апреля 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

      Дорогие братия и сестры. Сегодня особый день — в послепасхальном торжестве в церковном календаре он называется днём Антипасхи. Название это в переводе или в звучании на русском языке звучит, конечно, несколько непонятно. Приставка «анти» — плохая приставка, что-то такое в ней чувствуется: противление, противопоставление, бунт некий и так далее. Но здесь совершенно не так. Правильный перевод этого названия праздника означает «напротив Пасхи» или «вместо Пасхи». То есть «вместо Пасхи» ещё раз возобновление этого великого праздника с новым звучанием и с новой силой.

Дело в том, что это давняя ветхозаветная традиция. Все великие праздники, в том числе ветхозаветная Пасха – праздник Кущей и некоторые другие, праздновались восемь дней. Первый день был кульминацией праздника, открытием его, а восьмой день – это было не менее торжественное празднование этого же события, например праздника Святой Пасхи или праздника Кущей в честь странствования евреев по пустыне, когда они жили в палатках в течение сорока лет. И этот восьмой день был завершающей кульминацией праздника.

Точно также и здесь, в православном богослужении, этот праздник — первая неделя после Пасхи, посвящён возобновлению этой пасхальной радости. Если бы мы с вами внимательно посмотрели на богослужение Всенощного бдения и Литургии, то увидели бы там некоторые очень важные, характерные моменты, присущие, как минимум, для двунадесятого праздника. И они присутствуют в этот день за богослужением.

Это воскресенье посвящено также особому почитанию и воспоминанию апостола Фомы. В первый день Светлого Христова Воскресения вечером было явление воскресшего Господа нашего Иисуса Христа Своим ученикам и апостолам. Как минимум, десять из них присутство-вали в одном из домов Иерусалима. Двери были заперты и ставни окон закрыты, что было сделано из предосторожности, «страха ради иудейского». Апостолы действительно боялись за свою жизнь, потому что Христос, их Учитель и Господь, был распят бесчеловечной и жестокой казнью, окончил Свои земные дни, а Он предупреждал: «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16;33); «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15;20) и так далее. И когда они были в доме при закрытых дверях и ставней окон, внезапно Господь явился среди них и сказал: «мир вам» (Лк. 24;36).

Среди апостолов не было апостола Фомы. Когда апостолы рассказали Фоме, который позже пришёл, встретив его в Иерусалиме, что явился им Господь, когда они были все собраны вместе, и они были реальными свидетелями Его воскресения из мёртвых, Фома не поверил. Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20;25).

И вот прошло семь дней, и в восьмой день воскресный, как мы сегодня с вами, собрались снова апостолы вместе: десять и Фома с ними, одиннадцатый. Иуда отпал, Матфей ещё не был избран на место Иуды, наверное, и Богоматерь была среди них. Они не оставляли Её своим попечением, особенно Иоанн Богослов, которому Господь вручил Свою Пречистую Матерь земному попечению и заботе о Её жизни. Господь снова явился также при закрытых дверях и окнах и сказал: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20;21). Затем Он дунул и сказал: «примите Духа Святого! Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20;22-23).

В этих словах и священном действии Он даровал Своим апостолам и их преемникам власть вязать и решить грехи человекам. И обращаясь к Фоме, Господь говорит: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверую-щим, но верующим» (Ин. 20;27).

Фоме, несомненно, рассказывали апостолы о вечернем явлении воскресшего Господа неделю назад, ведь Господа видели также ещё святые жёны-мироносицы: Мария Магдалина и другие, воскресшим. Лука и Клеопа, которые шли в Эммаус в первый же день Его Светлого Воскресения, затем вернулись в Иерусалим и рассказывали Петру и прочим апостолам о своей встрече с Господом. Пётр и Иоанн бежали ко гробу и нашли его пустым. Пелены были свиты особым образом, и Христа не было. И обо всём этом было известно Фоме, но он не поверил, пока сам не увидел.

Дорогие братия и сестры. В чём же заключалось неверие апостола Фомы? Ведь Церковь называет его добрым неверием, это не покровитель атеистов, безбожников и всех революций богоборческих. Апостол Фома отнюдь не имеет ни малейшего отношения к ним. Он очень преданно и горячо любил Христа. Об этом говорит один из эпизодов его земной жизни, когда вестники из окрестностей Иерусалима, из Вифании, пришли ко Христу и сказали: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11;3). Господь самим образом действий показывал, что Он, несомненно, пойдет в Вифанию. Апостолы понимали, что, если Он пойдёт, иудеи, несомненно, убьют Его. Дом Лазаря и сестёр его Марфы и Марии находился вблизи Иерусалима. И тогда Фома от лица всех апостолов сказал удивительные слова, понимая, что Господа удержать невозможно от решения идти к Лазарю, сказал: «пойдём и мы умрём с Ним» (Ин. 11;16).

Эта преданность апостола Фомы, в которой проявилась горячность его натуры, сродни преданности апостола Петра, в чём-то похожи они. Фома, слыша о воскресении Господа, желал убедиться в этом самолично, чтобы не ошибиться, чтобы не перепутать, чтобы достоверно знать о Его славном воскресении, потому что он так безмерно любил Господа, своего Учителя. Он боялся поверить на слово, боялся какой-то недостоверной информации; информации, которая не всё в себя включает. Вот поэтому это неверие, в корне которого была глубочайшая любовь к Учителю и Господу и несомненное желание увидеть Его воскресшим и было вознаграждено Господом в особом явлении, которое мы вспоминаем сегодня. И мы видим, что оно было совершено как бы намеренно только для апостола Фомы, для укрепления его в вере.

 Из этого примера мы видим, как в очах Божиих ценен каждый человек. Казалось бы, десять апостолов были уже в сионской горнице, они уже видели воскресшего Господа и веровали в Его воскресение. А Фома? Пройдёт какое-то время, каким-то иным образом всё встанет на место. Нет, ради укрепления в вере одного апостола Своего Господь намеренно повторно является среди них, чтобы снять все сомнения, чтобы и Фома имел в своём сердце эту горячую веру в Его победоносное воскресение. Так в очах Божиих ценен каждый из нас, любой человек является уникальным творением Божиим, бесконечно дорогим для Господа и Христа, и Он любит нас, каждого из нас, как будто самого необыкновенного, самого выдающегося, самого дорогого и самого любимого. И любит всех одинаково, потому что мы с вами все являемся детьми Божиими.

Эта особая любовь Бога, направленная не абстрактно к роду человеческому, а к каждому человеку, способна вселить радость, утешение, преодолеть уныние, отчаяние и нежелание жить. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3;16).

Уверение апостола Фомы говорит нам об огромном значении веры в нашей жизни. Святой Николай Сербский, у мощей которого мы с вами были в Сербии, говорит: «когда бытие человека не наполнено Богом, оно не наполнено и жизнью: оно сродни безысходной, мертвящей пустоте» («Мысли о добре и зле»). Такой человек не имеет радости, на его лице нет ничего светлого, жизнерадостного — одно уныние, отчаяние. Не имея веры, человек не имеет самого главного. Без веры жизнь человеческая тускла, беспросветна и не имеет никакого смысла.

Мы знаем примеры из Священного Писания, когда Господь воспитывал и наказывал тех людей, которые теряли веру. Например, наш народ после революции был наказан Богом, несомненно, за то, что потерял веру. Ветхозаветный пророк Захария, отец Иоанна Крестителя, когда явился ему Ангел в алтаре во время священнодействия и каждения в день очищения, благовестил ему, что у него родится сын. Но Захария не поверил благовестию Архангела, не поверил Богу, вестником которого был этот Архангел (не поверил потому, что считал, что от столетнего не может родиться кто-либо), и был наказан немотой.

Адам и Ева за то, что не поверили Богу, что нельзя есть плодов от древа познания добра и зла, были наказаны Богом и изгнаны из рая.

Есть и другие примеры в Священном Писании. Например, пророк-боговидец Моисей, который сподобился принять скрижали Завета и беседовать с Богом, в максимально возможном предстоянии перед Ним, когда спустился к людям после этого разговора с Богом, его лицо сияло божественным светом так, что люди не могли смотреть на него, как на солнце, и попросили, чтобы он надел на лицо своё покрывало, потому что невозможно было смотреть на него. Этот пророк Моисей, когда народ израильский в очередной раз стал бунтовать по причине отсутствия воды, пить хотелось страшно в пустыне, без молитвы к Богу ударил жезлом своим в скалу, сказав с сомнением: «Откуда возьму я вам воду, разве из этой скалы?», ударил жезлом, и из скалы забил источник воды. Но это было сказано с маловерием Моисея, и он был наказан Богом: пространствовав сорок лет в пустыне, не вошёл в Землю Обетованную и окончил в пустыне на горе Нево дни своей земной жизни.

Эти примеры из Священного Писания нам говорят о том, чтобы мы всячески берегли свою веру, которую Господь нам даровал. Он особым образом коснулся нашего сердца, и оно стало другим, восприимчивым к Богу и к Богу стремящимся. И это заслуга больше Бога, чем нас. Священный дар веры, дар Божий, мы должны сохранять и возгревать, беречь как огонь свечи от всякого стороннего негативного влияния и воздействия, чтобы какие-то бурные ветры не задули этот огонь веры. Потому что оставленная без усилия вера наша исчезает и уходит из нашей жизни, точно так же, как и любовь между людьми.

В межчеловеческих отношениях любовь супружеская – это не такая категория и свойство, которое будет с нами в течение всей жизни. Ничего подобного, если человек не прилагает усилий для сохранения любви в своей жизни, любви не будет, она разрушится, появятся другие факторы, сильнее природного влечения друг к другу. Любовь – это подвиг, как и вера – это подвиг. И любовь приносит радость и утешение, и вера приносит то же самое. Но и то, и другое, как и любая другая добродетель требуют постоянного труда человеческого. И вера сохраняется усилием и нравственным, и физическим в том числе, когда человек заставляет себя верить, заставляет себя молиться и утром, и вечером, заставляет себя читать Священное Писание, заставляет себя приходить в храм Божий, заставляет себя и понуждает участвовать в таинствах, ко причащению готовиться и приступать также заставляет себя. Без этого усилия вера утрачивается в нашей жизни, потому что бес не дремлет, и дьявол всё делает, чтобы вера и другие добродетели из нашей жизни безвозвратно ушли.

Поэтому, празднуя память апостола Фомы, будем беречь этот священный дар веры, будем оберегать его от зловерия, от бесовских искушений, не слышать и не смотреть ту информацию, которая вредит вере и искореняет её. Будем бояться греха, который эту веру также истребляет из нашей жизни. Нецеломудренное поведение в жизни искореняет веру, истребляет её из нашей жизни.

Поэтому, дорогие братия и сестры, как Господь сказал: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29). И наши глаза воочию не видели Христа, мы не были Его современниками в жизни земной, но Господь назвал нас более блаженными даже, чем Его современники, потому что и мы с вами имеем и возгреваем веру в него, Христа-Спасителя, в своём сердце. Без веры невозможно угодить Богу.

В этот день мы с особой грустью вспоминаем, думаем о наших близких и родных, которые не просвещены светом веры Христовой. Наивно думать, что наша образованность в делах церковных, богословии достигнет такого уровня, когда мы сможем им убедительно сказать, что Бог есть, и эти знания обезоружат их, как говорят в народе «положат на лопатки», и они вынуждены будут признать веру и стать верующими.

Ничего подобного! Никакие умственные заключения и логическое обоснование веры нашей не приведёт человека к Богу. К Богу приводят другие пути. Сам Господь, особым образом воздействуя на сердце и разум человека, делает его мгновенно другим, восприимчивым к слову благовестия. Скорби и болезни, беды и страдания – это инструменты Божественного воздействия на человека, когда человек, движимый этими внешними факторами, приходит в спасительную ограду Церкви Христовой.

Но самый универсальный способ обретения веры – это чистота жизни. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5;8). Боязнь греха, это природное благочестие, которое многие хранят в своей жизни и в своих семьях и с молоком матери воспринимают его, эту   особую культуру жизни, исключающей сознательный грех. Оно делает сердце человека восприимчивым к вере.

Наконец, это пример жизни верующего человека, он заставляет пойти следом за ним. Древние язычники, современники апостолов, оставили в своих воспоминаниях необычные восклицания о том, как поражала их, язычников, жизнь первых христиан, особенно женщин. И они восклицали: «Посмотрите, какие у них женщины, каких нет в язычестве и быть не может – целомудренные, нравственные, готовые отдать всё, все свои силы служению своим близким, своим семьям и на благо веры Христовой». И особенно необыкновенно красивыми были первые христианки своей необыкновенной чистотой и целомудрием, которая поражала современников и заставляла восхититься, задуматься и заимствовать эту веру, которая даёт такую красоту жизни.

В этом смысле, дорогие братия и сестры, мы с вами, хотя и переживаем о неверии близких, родных, но сами виноваты в этом, потому что не даём никакого повода им задуматься. Они не видят разницы: был ты неверующим, коммунистом, комсомольцем или просто нехристем колхозным и вдруг пошёл в церковь, и ничего не поменялось – как относился к близким и родным цинично, с грубостью, жил для самого себя, не видя никого вокруг, таким ты и остался. И молитвенное какое-то сопровождение, обряды, которые вошли в твою жизнь, неубедительны для неверующих людей. Мы не дорожим чистотой веры и Церкви своей, потому что живём как язычники и, выходя из храма, забываем, что мы христиане. Бывая в общественных местах: в магазинах, в кафе, в ресторанах, в аптеках, постояв в очереди на почте, в Сбербанке и так далее, мы показываем самые негативные свои черты – злимся, если кто-то лезет без очереди, грубим, хамим и так далее. И не остаётся в нас ничего христианского. Мы не боимся того, что люди, зная, что мы верующие, увидят нас в таком состоянии, в таких поступках. Это будет пятно на Церковь Христову. Как это страшно в современное время нам сейчас, как мы тем самым позорим свою Церковь и не даём укрепиться ей в этом мире и поносим имя Христово своими недостойными поступками.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, восхваляя сегодня апостола Фому, будем укреплять нашу веру, дорожить ей и стараться не только быть верующими в умозрительном качестве, но и жить по вере. Аминь. Христос Воскресе!

Предыдущая проповедь

1 апреля 2018

Вход Господень в Иерусалим
Следующая проповедь

17 июня 2018

О божественном призвании

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00