Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Беседа Христа с Самарянкой

Дорогие братия и сестры. Читая Священное Писание, мы обращаем внимание на то, что во время земной жизни Господа Его всегда окружали люди, которые ожидали исцеления, как говорится в одном из евангельских отрывков «страждущие от нечистых духов исцелялись» (Лк. 6:18). И весь народ искал возможности прикоснуться к Нему.

В Евангелии от Иоанна есть два отрывка, когда Господь беседует не с множеством народа, а с отдельными людьми: это беседа Христа с Никодимом и беседа Христа с самарянкой.

Самаряне — это народ, который презирали иудеи, считали их предателями родной веры, традиций, своего народа, потому что они смешивались с ассирийцами, захватившими некогда Израиль. Ненависть между евреями и самарянами была очень сильной, они никогда не общались, никогда не участвовали в жизни друг друга. И эта ненависть с годами только нарастала.

В нашей жизни тоже есть такие люди, принадлежащие к разным классам общества, к разным религиозным группам, которые не могут иметь никаких взаимоотношений. Таких людей невозможно представить вместе. Но сегодняшнее Евангелие сообщает нам о такой встрече двух людей, принадлежащих к разным социальным и религиозным группам. Когда Иисус Христос проходил через Самарию, Он остался один у колодца Иакова. Был полдень, от зноя хотелось пить. Кто путешествовал по востоку в Святой Земле, Иордании, в Сирии, тот представляет, что это такое. Но в 12 часов на востоке немыслимо выйти куда-либо из дома. И вы знаете, что во всех южных странах в обеденное время закрыты все магазины, кафе, а народ отдыхает.

И вот самарянка в полдень приходит к колодцу Иакова с водоносами, чтобы почерпнуть воды. Странным является её поведение, учитывая обстоятельство, что сейчас не время. Либо она запустила своё домашнее хозяйство, не осталось ни капли воды, и кто-то очень хотел пить, и жизнь была в опасности, либо что-то иное её двигало к колодцу. Иногда человек ведь совершает такие неосознанные действия, когда им какая-то другая сила владеет и ведёт к чему-то и куда-то. Наверное, нечто подобное было и с этой женщиной.

И вот она в полдень приходит к колодцу Иакова с кувшинами, чтобы почерпнуть воды и видит там Христа, во внешности Которого она узнает природного еврея, и между ними начинается беседа. Христос просит: «дай Мне пить» (Ин. 4:7). Женщина удивляется: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо Иудеи с cамарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Христос говорит ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Самарянка удивляется: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). Иисус отвечает: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Тогда женщина просит Иисуса: «господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). Она не понимает, о чём идёт речь, как это можно получить такую воду однажды, которая насытит раз и навсегда и за которой не надо будет по-прежнему приходить и возобновлять её запасы. Господь говорил о благодати Святого Духа, о воде, текущей в жизнь вечную, но она не понимала этих слов Христа точно так же, как не понимал сначала этих слов Никодим, тайный ученик, пришедший ко Христу ночью.

Тогда Господь, бережно беседуя с нею и желая, чтобы раскрылись крупицы веры, которые зарождались в глубине души этой женщины, обращается к самому сокровенному в её жизни: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Женщина говорит в ответ: «у меня нет мужа» (Ин.4:17). «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4:18). Женщина говорит, удивившись: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19), и далее задаёт религиозные вопросы, волнующие её: «отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). И Господь отвечает ей: «поверь Мне, что наступает время, когда и не горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4:21) и добавил: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Женщина особенно не понимает, в чём здесь разница, о чём идёт речь и говорит: «знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё» (Ин. 4:25). И тогда Господь говорит ей: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26), то есть открывается перед ней как Мессия, пришедший в мир спасти род человеческий.

Здесь Господь говорит о Себе таким явным образом, неприкровенно, свидетельствуя о Своём мессианском достоинстве. Женщина, когда услышала эти слова, оставила свой водонос, побежала в город и сказала жителям: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). И народ во множестве пришёл ко Христу к этому колодцу, и беседовал с Ним, и женщине говорили: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42). И Господь пробыл в Самарии, в их городе Сихаре, несколько дней.

Удивительно, как раскрылась вера этой женщины в Мессию, как раскрылась вера всех жителей этого города и такого всеобщего признания и почитания Христа. Мы нигде не встречаемся с таким на страницах Евангелия.

Дорогие братия и сестры. О чём же это Евангелие говорит в приложении к нашей с вами жизни? Господь сидел у колодца Иакова и ждал, пока придёт эта женщина. Господь точно так же ждёт и сейчас, ждёт каждого из нас, ждёт, когда придут к Нему не познавшие Его люди, которые живут вне Церкви, вне Бога, когда придут наши дети и внуки, которые не нашли дорогу к храму. Господь терпеливо и долго ждёт каждого человека.

В беседе с самарянкой мы видим, как Господь бережно, трепетно относится к душе человеческой, как Он постепенно снимает с неё все ненужные покровы, призрачное лицемерие, тщеславие, которое прикрывает скрытые грехи.

Мы с вами не можем так общаться с людьми, не можем так, как Христос, говорить о Боге, о самом главном. Когда мы хотим, чтобы не знающие Бога и порой близкие наши, родные дети и внуки пришли ко Христу, мы хотим понудить их, заставить совершать то, что нам привычно: «вот бери, молись; вот читай Священное Писание; вот постись, кайся, исповедуйся». Христос не так приводил людей к вере. Это бережное, трепетное общение с самарянкой показывает и нам, как мы должны проповедовать свою веру: не в какой-то категоричной форме, а больше молиться об обретении веры этими людьми. Никакие наши усилия, никакие наши слова, никакая человеческая логика не смогут никогда убедить человека в вере, если человек не видит примера доброй христианской жизни.

Это Евангелие говорит нам о необходимости поклонения Богу в духе истины. Это Евангелие говорит о том, что христианство — это великие свободы; что на всяком месте: в лесу, на море, в пустыне, дома, в дороге и в храме — везде и всегда можно молиться Богу, и Бог везде услышат каждого человека, который обращается к Нему. Эти слова ни в коем случае нельзя воспринимать, как слова Христа, в которых Он подчёркивает, что больше храмы не нужны, что Бог везде, Бог в нерукотворённых храмах живёт и так далее. Речь не об этом. Но подлинное общение с Богом, конечно, максимально раскрывается в храме Божием. Мы из истории Церкви, из истории жизни и подвига святых знаем, что, несмотря на пустынничество, отшельническую жизнь, все они стремились прийти в храм и причаститься Святых Христовых Тайн. Это мы видели из истории жизни преподобной Марии Египетской, Серафима Саровского, многие десятилетия жизни проведшего в отшельничестве в совершенном уединении и многих других святых подвижников наших преподобных, монахов, которые жили в уединении, в пустыне, неведомые стороннему взгляду. Но всё равно они старались прийти в храмы Божии, потому что понимали, что там средоточие жизни христианский и там Христос пребывает в Святых Тайнах Тела и Крови Христовой. И там поклонение Богу в духе истины говорит нам о том, что мы должны простираться немножко далее обрядов и традиций; чтобы на них не останавливалась наша религиозная жизнь; чтобы эти традиции, обряды, которые дороги нашему сердцу, приводили нас к чему-то более важному, духовному, подлинно ценному, глубокому; чтобы духовная жизнь наша заключалась в том, чтобы мы становились нравственно лучше, чище совершеннее, преодолевая свою греховную природу и греховные пристрастия.

Самарянка стала способна признать во Христе Мессию и поверить в Него как в Бога после того, как Господь напомнил её тайные грехи, ведомые только ей одной. Таким образом, через совесть, через покаяние в этой распутной, беззаконной жизни самарянки она обрела через раскаяние веру во Христа. Точно так же Церковь говорит о том, что и в жизни нашей подлинная вера всегда соединена с покаянием. Подлинное знание, общение с Богом возможно только в покаянном сердце. И Господь ведёт через это каждого человека.

Например, апостол Павел говорит о себе, что за премножество откровений, свидетелем которых он был, «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор. 12:7-9). Через осознание своей немощи человек приходит к Богу.

И поэтому, когда болит наше сердце о том, что многие наши близкие и родные находятся вне Бога и вне Церкви Христовой, мы должны понимать, что не через какое-то логическое убеждение и через познание разума обретается вера. Обретается она через покаянное сердце, через жизнь человека, когда он увидел великое множество своих грехов, когда совесть начинает обличать человека и когда сердце, тяготящееся от множества грехов, приходит в смиренном покаянии ко Христу. И тогда это сердце становится мягким, как воск, становится восприимчивым к великому дару веры во Христа, Который является смыслом жизни и украшением жизни человека.

Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы покаянное настроение, которое коснулось и появилось в жизни самарянки, и в нашей жизни всегда присутствовало. О Боге неправильно и дерзновенно рассуждать, когда человек находится в совершенном достатке, когда он сыт, когда он находится в каких-то комфортных условиях, тогда слово о Боге этого человека звучит неубедительно. Поэтому святые отцы говорят о подлинной силе богословия: оно проявляется тогда, когда через страдания человек говорит о Боге. Святые отцы примерно об этом говорили таким образом: «ты с креста богословствуй, ты с креста говори о Боге».

В жизни подвижников были такие моменты, когда они беседовали о чём-то высоком, о чём-то очень важном, о Боге вели беседы, и потом останавливали эти беседы свои о высоких духовных материях и говорили: «пойдем теперь оплакивать каждый своего мертвеца». То есть, пойдём плакать теперь, приносить покаяние за свою греховную природу, за свои страсти и пороки, потому что это держит человека в спасительном смирении, и это состояние является восприимчивым для сохранения веры, для её преумножения в нашей с вами жизни.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы и мы с вами имели память о своих грехах, всегда были верны Богу, и укреплялась наша вера в пришедшего в мир Мессию, Спасителя нашего Господа. Аминь.

26 мая 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Читая Священное Писание, мы обращаем внимание на то, что во время земной жизни Господа Его всегда окружали люди, которые ожидали исцеления, как говорится в одном из евангельских отрывков «страждущие от нечистых духов исцелялись» (Лк. 6:18). И весь народ искал возможности прикоснуться к Нему.

В Евангелии от Иоанна есть два отрывка, когда Господь беседует не с множеством народа, а с отдельными людьми: это беседа Христа с Никодимом и беседа Христа с самарянкой.

Самаряне — это народ, который презирали иудеи, считали их предателями родной веры, традиций, своего народа, потому что они смешивались с ассирийцами, захватившими некогда Израиль. Ненависть между евреями и самарянами была очень сильной, они никогда не общались, никогда не участвовали в жизни друг друга. И эта ненависть с годами только нарастала.

В нашей жизни тоже есть такие люди, принадлежащие к разным классам общества, к разным религиозным группам, которые не могут иметь никаких взаимоотношений. Таких людей невозможно представить вместе. Но сегодняшнее Евангелие сообщает нам о такой встрече двух людей, принадлежащих к разным социальным и религиозным группам. Когда Иисус Христос проходил через Самарию, Он остался один у колодца Иакова. Был полдень, от зноя хотелось пить. Кто путешествовал по востоку в Святой Земле, Иордании, в Сирии, тот представляет, что это такое. Но в 12 часов на востоке немыслимо выйти куда-либо из дома. И вы знаете, что во всех южных странах в обеденное время закрыты все магазины, кафе, а народ отдыхает.

И вот самарянка в полдень приходит к колодцу Иакова с водоносами, чтобы почерпнуть воды. Странным является её поведение, учитывая обстоятельство, что сейчас не время. Либо она запустила своё домашнее хозяйство, не осталось ни капли воды, и кто-то очень хотел пить, и жизнь была в опасности, либо что-то иное её двигало к колодцу. Иногда человек ведь совершает такие неосознанные действия, когда им какая-то другая сила владеет и ведёт к чему-то и куда-то. Наверное, нечто подобное было и с этой женщиной.

И вот она в полдень приходит к колодцу Иакова с кувшинами, чтобы почерпнуть воды и видит там Христа, во внешности Которого она узнает природного еврея, и между ними начинается беседа. Христос просит: «дай Мне пить» (Ин. 4:7). Женщина удивляется: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо Иудеи с cамарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Христос говорит ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Самарянка удивляется: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). Иисус отвечает: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Тогда женщина просит Иисуса: «господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). Она не понимает, о чём идёт речь, как это можно получить такую воду однажды, которая насытит раз и навсегда и за которой не надо будет по-прежнему приходить и возобновлять её запасы. Господь говорил о благодати Святого Духа, о воде, текущей в жизнь вечную, но она не понимала этих слов Христа точно так же, как не понимал сначала этих слов Никодим, тайный ученик, пришедший ко Христу ночью.

Тогда Господь, бережно беседуя с нею и желая, чтобы раскрылись крупицы веры, которые зарождались в глубине души этой женщины, обращается к самому сокровенному в её жизни: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Женщина говорит в ответ: «у меня нет мужа» (Ин.4:17). «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4:18). Женщина говорит, удивившись: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19), и далее задаёт религиозные вопросы, волнующие её: «отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). И Господь отвечает ей: «поверь Мне, что наступает время, когда и не горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4:21) и добавил: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Женщина особенно не понимает, в чём здесь разница, о чём идёт речь и говорит: «знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё» (Ин. 4:25). И тогда Господь говорит ей: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26), то есть открывается перед ней как Мессия, пришедший в мир спасти род человеческий.

Здесь Господь говорит о Себе таким явным образом, неприкровенно, свидетельствуя о Своём мессианском достоинстве. Женщина, когда услышала эти слова, оставила свой водонос, побежала в город и сказала жителям: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). И народ во множестве пришёл ко Христу к этому колодцу, и беседовал с Ним, и женщине говорили: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42). И Господь пробыл в Самарии, в их городе Сихаре, несколько дней.

Удивительно, как раскрылась вера этой женщины в Мессию, как раскрылась вера всех жителей этого города и такого всеобщего признания и почитания Христа. Мы нигде не встречаемся с таким на страницах Евангелия.

Дорогие братия и сестры. О чём же это Евангелие говорит в приложении к нашей с вами жизни? Господь сидел у колодца Иакова и ждал, пока придёт эта женщина. Господь точно так же ждёт и сейчас, ждёт каждого из нас, ждёт, когда придут к Нему не познавшие Его люди, которые живут вне Церкви, вне Бога, когда придут наши дети и внуки, которые не нашли дорогу к храму. Господь терпеливо и долго ждёт каждого человека.

В беседе с самарянкой мы видим, как Господь бережно, трепетно относится к душе человеческой, как Он постепенно снимает с неё все ненужные покровы, призрачное лицемерие, тщеславие, которое прикрывает скрытые грехи.

Мы с вами не можем так общаться с людьми, не можем так, как Христос, говорить о Боге, о самом главном. Когда мы хотим, чтобы не знающие Бога и порой близкие наши, родные дети и внуки пришли ко Христу, мы хотим понудить их, заставить совершать то, что нам привычно: «вот бери, молись; вот читай Священное Писание; вот постись, кайся, исповедуйся». Христос не так приводил людей к вере. Это бережное, трепетное общение с самарянкой показывает и нам, как мы должны проповедовать свою веру: не в какой-то категоричной форме, а больше молиться об обретении веры этими людьми. Никакие наши усилия, никакие наши слова, никакая человеческая логика не смогут никогда убедить человека в вере, если человек не видит примера доброй христианской жизни.

Это Евангелие говорит нам о необходимости поклонения Богу в духе истины. Это Евангелие говорит о том, что христианство — это великие свободы; что на всяком месте: в лесу, на море, в пустыне, дома, в дороге и в храме — везде и всегда можно молиться Богу, и Бог везде услышат каждого человека, который обращается к Нему. Эти слова ни в коем случае нельзя воспринимать, как слова Христа, в которых Он подчёркивает, что больше храмы не нужны, что Бог везде, Бог в нерукотворённых храмах живёт и так далее. Речь не об этом. Но подлинное общение с Богом, конечно, максимально раскрывается в храме Божием. Мы из истории Церкви, из истории жизни и подвига святых знаем, что, несмотря на пустынничество, отшельническую жизнь, все они стремились прийти в храм и причаститься Святых Христовых Тайн. Это мы видели из истории жизни преподобной Марии Египетской, Серафима Саровского, многие десятилетия жизни проведшего в отшельничестве в совершенном уединении и многих других святых подвижников наших преподобных, монахов, которые жили в уединении, в пустыне, неведомые стороннему взгляду. Но всё равно они старались прийти в храмы Божии, потому что понимали, что там средоточие жизни христианский и там Христос пребывает в Святых Тайнах Тела и Крови Христовой. И там поклонение Богу в духе истины говорит нам о том, что мы должны простираться немножко далее обрядов и традиций; чтобы на них не останавливалась наша религиозная жизнь; чтобы эти традиции, обряды, которые дороги нашему сердцу, приводили нас к чему-то более важному, духовному, подлинно ценному, глубокому; чтобы духовная жизнь наша заключалась в том, чтобы мы становились нравственно лучше, чище совершеннее, преодолевая свою греховную природу и греховные пристрастия.

Самарянка стала способна признать во Христе Мессию и поверить в Него как в Бога после того, как Господь напомнил её тайные грехи, ведомые только ей одной. Таким образом, через совесть, через покаяние в этой распутной, беззаконной жизни самарянки она обрела через раскаяние веру во Христа. Точно так же Церковь говорит о том, что и в жизни нашей подлинная вера всегда соединена с покаянием. Подлинное знание, общение с Богом возможно только в покаянном сердце. И Господь ведёт через это каждого человека.

Например, апостол Павел говорит о себе, что за премножество откровений, свидетелем которых он был, «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор. 12:7-9). Через осознание своей немощи человек приходит к Богу.

И поэтому, когда болит наше сердце о том, что многие наши близкие и родные находятся вне Бога и вне Церкви Христовой, мы должны понимать, что не через какое-то логическое убеждение и через познание разума обретается вера. Обретается она через покаянное сердце, через жизнь человека, когда он увидел великое множество своих грехов, когда совесть начинает обличать человека и когда сердце, тяготящееся от множества грехов, приходит в смиренном покаянии ко Христу. И тогда это сердце становится мягким, как воск, становится восприимчивым к великому дару веры во Христа, Который является смыслом жизни и украшением жизни человека.

Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы покаянное настроение, которое коснулось и появилось в жизни самарянки, и в нашей жизни всегда присутствовало. О Боге неправильно и дерзновенно рассуждать, когда человек находится в совершенном достатке, когда он сыт, когда он находится в каких-то комфортных условиях, тогда слово о Боге этого человека звучит неубедительно. Поэтому святые отцы говорят о подлинной силе богословия: оно проявляется тогда, когда через страдания человек говорит о Боге. Святые отцы примерно об этом говорили таким образом: «ты с креста богословствуй, ты с креста говори о Боге».

В жизни подвижников были такие моменты, когда они беседовали о чём-то высоком, о чём-то очень важном, о Боге вели беседы, и потом останавливали эти беседы свои о высоких духовных материях и говорили: «пойдем теперь оплакивать каждый своего мертвеца». То есть, пойдём плакать теперь, приносить покаяние за свою греховную природу, за свои страсти и пороки, потому что это держит человека в спасительном смирении, и это состояние является восприимчивым для сохранения веры, для её преумножения в нашей с вами жизни.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы и мы с вами имели память о своих грехах, всегда были верны Богу, и укреплялась наша вера в пришедшего в мир Мессию, Спасителя нашего Господа. Аминь.

Предыдущая проповедь

21 апреля 2019

Вход Господень в Иерусалим
Следующая проповедь

9 июня 2019

Памяти святых отцов, участников Первого Вселенского собора

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00