Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Дорогие братия и сестры. Сегодня необыкновенный день — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот праздник созвучен и тезоименит самому Евангелию. Евангелие — это «благая весть» с греческого языка. И Благовещение этим же словом именуется.

Событие Благовещения Пресвятой Богородицы обычно всегда изображается на Царских вратах. Это символизирует то, что Царские врата, через которые мы надеемся и верим войти в Царство Небесное — эти Царские врата открываются через Богоматерь, через события сегодняшнего праздника, через необыкновенность служения Девы Марии нашему с вами спасению. Без Богоматери, без Её жизни, без Её подвига врата в рай не были бы открыты. Поэтому Святая Церковь сегодня в тропаре празднику поёт: «спасения нашего главизна», то есть начало и основополагание спасения — сегодня закладывается фундамент нашего с вами спасения.

Это событие произошло в галилейском городе Назарет. Многие из вас имели счастье быть в этом городе, и однажды мы с приходом были на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы видели, как греки, живущие в этом иудейском городе, чтут Богоматерь, как праздник имеет особенное городское звучание и сопровождается крестным ходом по улицам Назарета. В этом крестном ходе участвуют войска города, городской оркестр, то есть весь город, верующий во Христа, принимает активное в этом участие.

Нам, дорогие братия и сестры, ещё нереально надеяться на исполнение такого единства. Может быть, оно, несомненно, было в дореволюционной России. Но сейчас даже нереально представить, что на пасхальный крестный ход, например, пойдёт городская администрация вместе с районной, губернатор пойдёт с вице-губернаторами, военнослужащие из Угловской части, из Ваганова приедут с оркестром — это пока для нас нереальная утопия. Это свидетельствует о страшном омирщении нашей жизни, которое грустно нас приземляет на землю. И с праздника Торжества Православия, который мы вспоминали в первую неделю поста, говоря о том, что вера православная — самая правильная, самая спасительная, апостольская, отеческая и так далее. Но в мире нас, к сожалению, меньшинство, и дай Бог, чтобы хотя бы это меньшинство, как некий остаток Авраамов, оставался незыблемым, потому что в другом сравнении Господь называет верующих «солью». Её немного надо, но если соль потеряет силу, то она ни к чему не бывает годна.

Теперь возвращаемся к событию праздника Благовещения. Архангел Гавриил был послан Богом во град Галилейский Назарет к Деве, обручённой мужу, которому имя Иосиф, имя Девы — Мария. Предстал перед Ней Архангел с райской пальмовой ветвью в руках и сказал слова приветствия: «радуйся, Благодатная! (то есть, преисполненная благодати, изливающаяся этой благодатью), Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк. 1, 28). Дева Мария смутилась от этого приветствия Ангела и помышляла в себе, что означает это необыкновенное приветствие. От чувства глубочайшего смирения Она пришла в смущение. И тогда Ангел Ей сказал, продолжая: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30-33).

Дева Мария снова в смущении отвечает на эти слова Ангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1,34). И Ангел говорит в ответ: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Дева Мария отвечает: «да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). И отошёл от Неё Ангел.

Эти слова, согласие Девы Марии – «да будет Мне по слову твоему» — ключевые в Благовещении, в диалоге Девы Марии с Ангелом. Если бы этих слов согласия не было, то не было бы и зачатия Сына Божия, не было бы Его славного рождения и пришествия в наш мир. Эти слова Девы Марии – «да будет Мне» — перекликаются с теми творческими словами Самого Бога, которыми Бог творил мир в течение шести дней: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт. 1, 3-4). Эти слова Девы Марии низвели Бога с неба на землю.

 Примечательно каждое слово в этом событии Благовещения. Святые отцы размышляли над аспектом: зачем Дева Мария была обручена Иосифу, ведь она, будучи ещё в храме Иерусалимском, дала обет постоянного девства и чистоты. Святые отцы отвечают на этот вопрос таким образом: чтобы дьявол прежде времени не знал тайны Божественного рождения, не знал тайны девства и чистоты Богоматери. Поэтому она была обручена старцу Иосифу, который был хранителем Её жизни, Её чистоты и который оберегал Её от всех трудностей земного бытия.

Рассуждая о тайне Благовещения, люди задают такой вопрос: а почему именно в еврейском народе родился Господь, разве не мог в другом народе: в русском, в греческом, от другой девы, женщины родиться? Теоретически мог, но ведь Бог эту тайну Своего воплощения готовил веками и тысячелетиями, и для этого понадобился и завет с Авраамом, для этого понадобилось передать этому народу Божественные заповеди на скрижалях, чтобы отделить этот еврейский народ от тьмы идолослужения и от нечестивых язычников, которые окружали евреев. Века понадобились для того, чтобы по крупицам собиралась святость в этом народе, пока она не расцвела, как в дивном цветке, в Божией Матери, Которую Бог избрал для этого служения не просто по жребию какому-то, а это Божественное избрание опиралось на необыкновенную личную святость, благочестие, чистоту и добродетельную жизнь Богоматери. Конечно, основу этой святости заложили её святые родители, которых Церковь называет богоотцами — Иоаким и Анна — на генетическом уровне. От святой природы родителей Она унаследовала по плоти и крови то благочестие, которое они имели.

В трёхлетнем возрасте Она была отдана в храм для воспитания и продолжения жизни. В трёхлетнем возрасте редко ребёнок запоминает какие-то детские события жизни, в основном это характерно для детей 4-5 лет. Но такой юный детский трёхлетний возраст, на котором окончилось родительское воспитание, говорит нам о том, что по природе унаследовала Богоматерь эту святость и чистоту от святых своих родителей.

Дорогие братия и сестры. Осмысливая этот факт, мы видим, как важно благочестие родителей для благочестивой жизни детей. Именно раньше, в дореволюционной России, когда дети определялись, родители смотрели и знакомились, прежде всего, с семьёй жениха или невесты: из какой семьи происходит, кто родители, нет ли там неблагополучных каких-то моментов, нет ли там порока пьянства, блуда или ещё какой-то бесцельной, беспутной жизни. И несмотря на то, что, может быть, в детях эти недостатки сглажены, если родители не славились благочестием, то порой никакой помолвки и союза не было, потому что было ясно, что «яблочко от яблони недалеко падает» всегда.

Затем эту святость и благочестие, заимствованные от родителей, Дева Мария Своим личным благочестием укрепила и преумножила, когда Она находилась в Иерусалимском храме. Возможно, что на Её воспитание повлияла и пророчица Анна, которая там неотлучно жила, будучи 88-летней старицей, и которая потом сподобилась быть свидетельницей праздника и события Сретения Господня. Другие девы и священники ветхозаветные также воспитывали Деву Марию в благочестии, приучали к молитве, к чтению слова Божия. И для нас это опять подсказка и средство к воспитанию наших с вами детей, внуков. Без храма Божиего ничего доброго вырастить и воспитать невозможно. Поэтому, дай Бог это усердие родителям, дедушкам и бабушкам, чтобы мы имели в виду этот крайне важный момент. Если время упущено уже, ушло на создание и делание карьеры, на устраивание личной жизни — детки были брошены на произвол судьбы. Их растили и воспитывали детский садик, школа, улица, потом молодежные тусовки продолжали и так далее. Поэтому восполнять этот свой родительский недостаток мы должны сугубой молитвой за детей, чтобы Господь, воздействуя на их сердце, привел их в спасительную ограду Церкви Христовой.

Дева Мария сподобилась быть Матерью Господа благодаря Своим необыкновенным добродетелям, прежде всего, смирению, которое Она проявила и в диалоге с Ангелом. Она два раза приходила в смущение: в первый раз при приветствии Архангела, второй раз, когда он сообщил о том, что Она родит Сына, великого перед Богом. «Как будет это», смиренно отвечала Дева Мария. Благодаря Своему необыкновенному смирению Она сподобилась осуществить вселенскую миссию по спасению рода человеческого, по воплощению Сына Божия.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы свою гордыню ломали молитвой, чтобы просили прощения друг у друга, когда гордыня нарушает мир в наших взаимоотношениях в семьях и с людьми, с которыми сводит нас Господь, чаще вспоминали об этой основной добродетели – смирении. И вторая добродетель, которая была ярко выражена в Богоматери — это покорность воле Божией: «да будет Мне по слову твоему».

Будем и мы, дорогие братия и сестры, из руки Божией принимать и доброе, и радостное, и скорбное, что даёт нам десница Божия для нашего с вами спасения. Молитвами к Богоматери будем стараться обрести помощь в христианском несении креста, который даётся нам Богом. Будем благодарить сегодня Деву Марию, прославлять Её за необыкновенное служение, за святость и чистоту, будем заимствовать от Неё эти святые добродетели. Постараемся хотя бы этот день ради Богоматери провести в чистоте, провести целомудренно, свято, беззлобно, не нарушая мира в наших семьях, во взаимоотношениях друг с другом, потому что от этого праздника Благовещения исходит такой необыкновенный свет чистоты, тишины, радости, покорности воле Божией и благодарности Ему. Дай Бог, чтобы в нашей с вами жизни эти добродетели имели место молитвами Пресвятой Богородицы. Аминь.

7 апреля 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня необыкновенный день — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот праздник созвучен и тезоименит самому Евангелию. Евангелие — это «благая весть» с греческого языка. И Благовещение этим же словом именуется.

Событие Благовещения Пресвятой Богородицы обычно всегда изображается на Царских вратах. Это символизирует то, что Царские врата, через которые мы надеемся и верим войти в Царство Небесное — эти Царские врата открываются через Богоматерь, через события сегодняшнего праздника, через необыкновенность служения Девы Марии нашему с вами спасению. Без Богоматери, без Её жизни, без Её подвига врата в рай не были бы открыты. Поэтому Святая Церковь сегодня в тропаре празднику поёт: «спасения нашего главизна», то есть начало и основополагание спасения — сегодня закладывается фундамент нашего с вами спасения.

Это событие произошло в галилейском городе Назарет. Многие из вас имели счастье быть в этом городе, и однажды мы с приходом были на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы видели, как греки, живущие в этом иудейском городе, чтут Богоматерь, как праздник имеет особенное городское звучание и сопровождается крестным ходом по улицам Назарета. В этом крестном ходе участвуют войска города, городской оркестр, то есть весь город, верующий во Христа, принимает активное в этом участие.

Нам, дорогие братия и сестры, ещё нереально надеяться на исполнение такого единства. Может быть, оно, несомненно, было в дореволюционной России. Но сейчас даже нереально представить, что на пасхальный крестный ход, например, пойдёт городская администрация вместе с районной, губернатор пойдёт с вице-губернаторами, военнослужащие из Угловской части, из Ваганова приедут с оркестром — это пока для нас нереальная утопия. Это свидетельствует о страшном омирщении нашей жизни, которое грустно нас приземляет на землю. И с праздника Торжества Православия, который мы вспоминали в первую неделю поста, говоря о том, что вера православная — самая правильная, самая спасительная, апостольская, отеческая и так далее. Но в мире нас, к сожалению, меньшинство, и дай Бог, чтобы хотя бы это меньшинство, как некий остаток Авраамов, оставался незыблемым, потому что в другом сравнении Господь называет верующих «солью». Её немного надо, но если соль потеряет силу, то она ни к чему не бывает годна.

Теперь возвращаемся к событию праздника Благовещения. Архангел Гавриил был послан Богом во град Галилейский Назарет к Деве, обручённой мужу, которому имя Иосиф, имя Девы — Мария. Предстал перед Ней Архангел с райской пальмовой ветвью в руках и сказал слова приветствия: «радуйся, Благодатная! (то есть, преисполненная благодати, изливающаяся этой благодатью), Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк. 1, 28). Дева Мария смутилась от этого приветствия Ангела и помышляла в себе, что означает это необыкновенное приветствие. От чувства глубочайшего смирения Она пришла в смущение. И тогда Ангел Ей сказал, продолжая: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30-33).

Дева Мария снова в смущении отвечает на эти слова Ангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1,34). И Ангел говорит в ответ: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Дева Мария отвечает: «да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). И отошёл от Неё Ангел.

Эти слова, согласие Девы Марии – «да будет Мне по слову твоему» — ключевые в Благовещении, в диалоге Девы Марии с Ангелом. Если бы этих слов согласия не было, то не было бы и зачатия Сына Божия, не было бы Его славного рождения и пришествия в наш мир. Эти слова Девы Марии – «да будет Мне» — перекликаются с теми творческими словами Самого Бога, которыми Бог творил мир в течение шести дней: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт. 1, 3-4). Эти слова Девы Марии низвели Бога с неба на землю.

 Примечательно каждое слово в этом событии Благовещения. Святые отцы размышляли над аспектом: зачем Дева Мария была обручена Иосифу, ведь она, будучи ещё в храме Иерусалимском, дала обет постоянного девства и чистоты. Святые отцы отвечают на этот вопрос таким образом: чтобы дьявол прежде времени не знал тайны Божественного рождения, не знал тайны девства и чистоты Богоматери. Поэтому она была обручена старцу Иосифу, который был хранителем Её жизни, Её чистоты и который оберегал Её от всех трудностей земного бытия.

Рассуждая о тайне Благовещения, люди задают такой вопрос: а почему именно в еврейском народе родился Господь, разве не мог в другом народе: в русском, в греческом, от другой девы, женщины родиться? Теоретически мог, но ведь Бог эту тайну Своего воплощения готовил веками и тысячелетиями, и для этого понадобился и завет с Авраамом, для этого понадобилось передать этому народу Божественные заповеди на скрижалях, чтобы отделить этот еврейский народ от тьмы идолослужения и от нечестивых язычников, которые окружали евреев. Века понадобились для того, чтобы по крупицам собиралась святость в этом народе, пока она не расцвела, как в дивном цветке, в Божией Матери, Которую Бог избрал для этого служения не просто по жребию какому-то, а это Божественное избрание опиралось на необыкновенную личную святость, благочестие, чистоту и добродетельную жизнь Богоматери. Конечно, основу этой святости заложили её святые родители, которых Церковь называет богоотцами — Иоаким и Анна — на генетическом уровне. От святой природы родителей Она унаследовала по плоти и крови то благочестие, которое они имели.

В трёхлетнем возрасте Она была отдана в храм для воспитания и продолжения жизни. В трёхлетнем возрасте редко ребёнок запоминает какие-то детские события жизни, в основном это характерно для детей 4-5 лет. Но такой юный детский трёхлетний возраст, на котором окончилось родительское воспитание, говорит нам о том, что по природе унаследовала Богоматерь эту святость и чистоту от святых своих родителей.

Дорогие братия и сестры. Осмысливая этот факт, мы видим, как важно благочестие родителей для благочестивой жизни детей. Именно раньше, в дореволюционной России, когда дети определялись, родители смотрели и знакомились, прежде всего, с семьёй жениха или невесты: из какой семьи происходит, кто родители, нет ли там неблагополучных каких-то моментов, нет ли там порока пьянства, блуда или ещё какой-то бесцельной, беспутной жизни. И несмотря на то, что, может быть, в детях эти недостатки сглажены, если родители не славились благочестием, то порой никакой помолвки и союза не было, потому что было ясно, что «яблочко от яблони недалеко падает» всегда.

Затем эту святость и благочестие, заимствованные от родителей, Дева Мария Своим личным благочестием укрепила и преумножила, когда Она находилась в Иерусалимском храме. Возможно, что на Её воспитание повлияла и пророчица Анна, которая там неотлучно жила, будучи 88-летней старицей, и которая потом сподобилась быть свидетельницей праздника и события Сретения Господня. Другие девы и священники ветхозаветные также воспитывали Деву Марию в благочестии, приучали к молитве, к чтению слова Божия. И для нас это опять подсказка и средство к воспитанию наших с вами детей, внуков. Без храма Божиего ничего доброго вырастить и воспитать невозможно. Поэтому, дай Бог это усердие родителям, дедушкам и бабушкам, чтобы мы имели в виду этот крайне важный момент. Если время упущено уже, ушло на создание и делание карьеры, на устраивание личной жизни — детки были брошены на произвол судьбы. Их растили и воспитывали детский садик, школа, улица, потом молодежные тусовки продолжали и так далее. Поэтому восполнять этот свой родительский недостаток мы должны сугубой молитвой за детей, чтобы Господь, воздействуя на их сердце, привел их в спасительную ограду Церкви Христовой.

Дева Мария сподобилась быть Матерью Господа благодаря Своим необыкновенным добродетелям, прежде всего, смирению, которое Она проявила и в диалоге с Ангелом. Она два раза приходила в смущение: в первый раз при приветствии Архангела, второй раз, когда он сообщил о том, что Она родит Сына, великого перед Богом. «Как будет это», смиренно отвечала Дева Мария. Благодаря Своему необыкновенному смирению Она сподобилась осуществить вселенскую миссию по спасению рода человеческого, по воплощению Сына Божия.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы свою гордыню ломали молитвой, чтобы просили прощения друг у друга, когда гордыня нарушает мир в наших взаимоотношениях в семьях и с людьми, с которыми сводит нас Господь, чаще вспоминали об этой основной добродетели – смирении. И вторая добродетель, которая была ярко выражена в Богоматери — это покорность воле Божией: «да будет Мне по слову твоему».

Будем и мы, дорогие братия и сестры, из руки Божией принимать и доброе, и радостное, и скорбное, что даёт нам десница Божия для нашего с вами спасения. Молитвами к Богоматери будем стараться обрести помощь в христианском несении креста, который даётся нам Богом. Будем благодарить сегодня Деву Марию, прославлять Её за необыкновенное служение, за святость и чистоту, будем заимствовать от Неё эти святые добродетели. Постараемся хотя бы этот день ради Богоматери провести в чистоте, провести целомудренно, свято, беззлобно, не нарушая мира в наших семьях, во взаимоотношениях друг с другом, потому что от этого праздника Благовещения исходит такой необыкновенный свет чистоты, тишины, радости, покорности воле Божией и благодарности Ему. Дай Бог, чтобы в нашей с вами жизни эти добродетели имели место молитвами Пресвятой Богородицы. Аминь.

Предыдущая проповедь

31 марта 2019

Неделя Крестопоклонная
Следующая проповедь

21 апреля 2019

Вход Господень в Иерусалим

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00