Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Борис и Глеб

Дорогие братия и сёстры. Всех вас благодарю за ваше внимание, за то, что вы сегодня пришли и смогли помолиться в храме в день памяти Русских святых князей Бориса и Глеба. Благодарю за то, что выразили мне, грешному, ваше внимание и за слова поздравления.

Без прихода священник ничего из себя не представляет, какой бы он ни был великий, могучий, талантливый или менее талантливый, способный или неспособный. Без прихожан священник ничего не может. Любого маститого протоиерея сошли в «Тмутаракань», в непроходимые пределы Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской губерний, где один прихожанин или их вообще нет — и окончится его красноречие, и окончится ревность. И как выстоять в таких условиях? Это очень непросто, и немногие могут вынести служение в тех местах, где нет людей, где молитвы, труд священника и служение его не востребованы, не нужны. Это происходит по разным причинам: вымирающие деревни, безбожная жизнь, людей больше интересуют материальные блага в жизни и внешнее благополучие, чем жизнь с Богом. Поэтому мы с Вами, дорогие братия и сестры, милостью Божией, благодаря вашим молитвам, благодаря трудам наших предшественников, благодаря тому, что этот храм открыт о. Игорем и его труды положены в основание этого храма (во второй период его восстановления после Советской власти), имеем сегодня возможность здесь вместе молиться. Нам в этом смысле намного легче, потому что мы пришли не на пустое основание. У апостола Павла есть такие слова в Священном Писании: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (Кор. 3; 6). Вот так в жизни и в Церкви бывает, и так правильно устраивается Богом, что один насадил, второй поливал, а плод и результат зависит от Господа. Поэтому, дай Бог, дорогие, всем нам помощи Божией, чтобы благодаря вашим молитвам и трудам приход наш умножался, укреплялся, чтобы больше людей приходили в храм и через это обретали веру спасительную и надежду на жизнь вечную с Господом. Потому что это самое главное, самое ценное, ради чего мы приходим в этот мир. А мы с вами должны служить своим примером и помогать людям обрести этот путь к Богу через Его святую Церковь. Мне кажется, что наш приход в вашем лице, в лице отсутствующих прихожан, кто в отпусках находится, кто завтра придёт, самый прекрасный. Мне приходилось служить в разных храмах. У многих священников судьба так устраивается, что храмов по десять и больше приходится сменить в период служения. Но, тем не менее, я служил и на Псковщине, и в Петербурге. Мне кажется, что благодаря удивительным людям, благодаря вам, которые так любят Господа, любят Церковь, наш приход славится такой крепкой общиной. В общине многие знают друг друга, и вместе мы идём с вами к вечному спасению.

Что важного вы слышали в жизнеописании Бориса и Глеба? Кратко оно всё было прочитано здесь. Примечательным является то, что это первые Русские святые после принятия веры Православной, после крещения Руси в 988 году. Равноапостольный князь Владимир прожил ещё несколько десятков лет и скончался в 1015 году. Тысячелетие со дня его преставления мы праздновали в прошлом году. И вот, престол Киевский опустел. У Владимира было много сыновей, которых он ещё до своей кончины определил на княжение в разных городах земли Русской. Особо любимыми были его сыновья Борис и Глеб. Они были сыновьями Анны, княгини-болгарыни, очень благочестивой женщины, которая воспитывала сыновей своих в благочестии, в вере Православной. Борис отличался особым мужеством, часто по поручению отца возглавлял военные походы, ведя великокняжеское войско отца и отражая набеги неприятелей от земли Русской.

Но вот, князь скончался, престол опустел, и возникла междоусобная брань. Святополк, сын князя Владимира, который получил в удел, как ему казалось, худшую землю, княжество, где жили древляне, которых наказала ещё когда-то святая благоверная княгиня Ольга за то, что они убили князя Игоря. Удел был маленький, наверное, бедный. И Святополк Окаянный силой сразу захватил великокняжеский престол, скрыл смерть отца, тайно его похоронил и послал лицемерно своих воинов к Борису и Глебу с тем, чтобы они пришли в Киев. Он просил им передать, что отец при смерти и желает, чтобы они пришли и простились с ним. Это была ложь, сказанная для того, чтобы их легче было уловить вне пределов своих княжеств, избегая кровопролитных войн и возможной защиты князей жителями своих уделов. А Борис в то время возвращался как раз с войском великого князя из похода на печенегов, которые опустошали пределы Русской земли. Но он их не нашёл: то ли печенеги убрались восвояси, испугавшись большого войска, то ли не нашёл их князь, поэтому он возвращался ни с чем. Войско насчитывало восемь тысяч воинов. Это огромная сила, с которой он мог бы с лёгкостью взять киевский престол, отбив его от рук брата. Это не составляло бы никакого труда.

И когда Борис был уже недалеко от пределов Киевской земли, пришёл верный человек из Киева и сказал, что отец его умер, что Святополк захватил престол и ищет возможности убить его и уже послал для этого убийц-наёмников. Борис, будучи чистым душою, не поверил, что такое может быть. Он не мог поверить, что родной брат замыслил убийство. И когда уже всё складывалось так, что наёмники пришли, и воины подбивали князя, чтобы пойти на Киев, просили разрешения расправиться с этими негодяями, он не стал предпринимать никаких действий: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, который мне теперь за отца!». И воины, видя нерешительность князя, оставили его и разошлись. С Борисом остались всего несколько человек, его ближайшие слуги: Георгий, венгр по национальности, который был неотлучно с князем и священник, который совершал утреню в шатре князя. Убийцы уже зашли в шатёр, а он молился, совершалась утреня, и читались псалмы. В шестопсалмии, есть такие слова: «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей» и так далее — слова приближающейся смерти от врагов. И убийцы ворвались в шатёр и закололи князя. И убить-то по нормальному не могли. Убили уже потом. После тяжелейшей травмы они нанесли ему ещё несколько ножевых ранений, завернули его в ковёр, бросили, как бревно, на повозку, провезли несколько километров — а он дышит ещё. Ковёр развернули и снова нанесли ещё несколько ударов в сердце. А Георгию, верному слуге князя, отрубили голову. И вот в таких тяжелейших страданиях Борис скончался. А было ему всего двадцать пять лет.

Глеба постигла почти такая же смерть. Он возвращался из Мурома через Смоленск. Конь не мог его больше везти, и он на лодке продолжал путешествие по речке Смедыни. За поворотом этой реки ждала его лодка с убийцами. И эти убийцы начали быстрее грести, подплыли к лодке Глеба, перепрыгнули в его лодку и приказали слуге-повару убить своего господина — князя Глеба. И он выхватил нож из сапога и зарезал, как кроткого ягнёнка, князя Глеба. Князь был ещё юношей, ему было всего двадцать лет. Он умолял убийц пощадить его, но они были непреклонны. Тело Глеба было брошено на берегу реки и несколько лет там находилось, просто прикрытое хворостом. Окрестные жители видели необыкновенное сияние на этом месте. Когда князь Ярослав, сын Владимира, который правил в Новгороде, собрал войско, прогнал Святополка Окаянного и была достигнута победа над союзниками Святополка Окаянного, тогда были обретены мощи Бориса и Глеба и с честью похоронены в Вышгороде, недалеко от Киева, в деревянном храме, созданном специально для этого. А потом уже, позднее, был построен каменный храм над святыми мощами князей Бориса и Глеба.

Дорогие братия и сестры. Князья прославляются в сонме святых, как страстотерпцы. Константинопольская Церковь долгое время сопротивлялась и отказывала в канонизации святых, потому что не усматривала в них подвига страдания за веру. Князья отдали жизнь свою и погибли в междоусобной брани. Не было мучений за Христа, никто не требовал от них отрекаться от веры — такой необычный подвиг. Дело в том, что чин и разряд святости страстотерпцев неизвестен для Греческой Церкви. Но потом князь Киевский убедил Константинопольского патриарха, и святые Борис и Глеб были первые прославлены в лике Русских святых — первые, несмотря на то, что и Ольга Российская жила до них, и князь Владимир скончался раньше их. А вот русский народ проникся к жизни и необыкновенной смерти святых. Их смерть была непонятна для русских людей, она удивляла их, она заставляла восхититься, особенно смерть князя Бориса, у которого с собой было войско. Войско его очень любило, воины готовы были всё сделать, чтобы спасти своего любимого князя. А он не хотел поднять руку на брата. Это был необычный поступок. Русь ещё не вышла из язычества, крещение только состоялось. Ещё царили прежние нравы, особенно у князей, когда они захватывали уделы друг друга, ссорились, убивали, стремились к большему могуществу, и всё это было в порядке вещей. Борис и Глеб переломили эту ситуацию. Они первые отдали жизнь свою, чтобы междоусобная брань прекратилась в земле Русской. Потом, позднее удалось это свершить в эпоху преподобного Сергия Радонежского, в эпоху князя Даниила Московского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и других собирателей земли Русской. Братья Борис и Глеб положили пример, как поступать в этих притязаниях — идеалы Христа выше. Зло победить можно только добром, только с помощью Божией, только опираясь на Его заповеди о прощении друг друга и заповеди о любви к врагам.

Дорогие братия и сестры. Борис и Глеб являются святыми молитвенниками, покровителями нашей земли. Вы знаете, что в самые ответственные моменты в 1240 году при Невской битве, в 1380 году при Куликовом сражении они являлись нашим христианам и вселяли в них надежду, что победа будет за нами. Они молились перед Богом за землю Русскую и молятся до сих пор. Это две прекрасных утренних звезды на небосклоне Русской святости.

Дай Бог, чтобы пример такой кротости, пример беззлобия, пример любви к врагам, вплоть до отдания жизни своей, был хоть как-то присущ нам в нашей жизни. Нас милостью Божией никто не убивает из братьев родных, из сестёр, из родственников. Слава Богу, что нет такой ситуации. Но недовольство, озлобленность, обиды, иногда бывает многолетняя ненависть по причине, как нам кажется, несправедливых поступков, имущественных разделов, состояние отчуждения и так далее. Эти обиды хранятся по много лет.

Дай Бог, чтобы пример российских князей Бориса и Глеба был примером для нас, как поступать в той или иной ситуации. Их безжалостно убили, как агнцев кротких. Нас не убивают, нам остаётся только потерпеть. Наше исполнение заповедей Божиих в терпении обид, это ни в какое сравнение не идёт с тем, что претерпели святые князья Борис и Глеб. Поэтому, дай Бог, чтобы в моменты обиды, когда плохое настроение, когда ссоры, мы брали пример с Бориса и Глеба, всем всё прощали и жили со Христом в любви, мире и согласии. И помнили слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12; 18). Аминь.

6 августа 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сёстры. Всех вас благодарю за ваше внимание, за то, что вы сегодня пришли и смогли помолиться в храме в день памяти Русских святых князей Бориса и Глеба. Благодарю за то, что выразили мне, грешному, ваше внимание и за слова поздравления.

Без прихода священник ничего из себя не представляет, какой бы он ни был великий, могучий, талантливый или менее талантливый, способный или неспособный. Без прихожан священник ничего не может. Любого маститого протоиерея сошли в «Тмутаракань», в непроходимые пределы Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской губерний, где один прихожанин или их вообще нет — и окончится его красноречие, и окончится ревность. И как выстоять в таких условиях? Это очень непросто, и немногие могут вынести служение в тех местах, где нет людей, где молитвы, труд священника и служение его не востребованы, не нужны. Это происходит по разным причинам: вымирающие деревни, безбожная жизнь, людей больше интересуют материальные блага в жизни и внешнее благополучие, чем жизнь с Богом. Поэтому мы с Вами, дорогие братия и сестры, милостью Божией, благодаря вашим молитвам, благодаря трудам наших предшественников, благодаря тому, что этот храм открыт о. Игорем и его труды положены в основание этого храма (во второй период его восстановления после Советской власти), имеем сегодня возможность здесь вместе молиться. Нам в этом смысле намного легче, потому что мы пришли не на пустое основание. У апостола Павла есть такие слова в Священном Писании: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (Кор. 3; 6). Вот так в жизни и в Церкви бывает, и так правильно устраивается Богом, что один насадил, второй поливал, а плод и результат зависит от Господа. Поэтому, дай Бог, дорогие, всем нам помощи Божией, чтобы благодаря вашим молитвам и трудам приход наш умножался, укреплялся, чтобы больше людей приходили в храм и через это обретали веру спасительную и надежду на жизнь вечную с Господом. Потому что это самое главное, самое ценное, ради чего мы приходим в этот мир. А мы с вами должны служить своим примером и помогать людям обрести этот путь к Богу через Его святую Церковь. Мне кажется, что наш приход в вашем лице, в лице отсутствующих прихожан, кто в отпусках находится, кто завтра придёт, самый прекрасный. Мне приходилось служить в разных храмах. У многих священников судьба так устраивается, что храмов по десять и больше приходится сменить в период служения. Но, тем не менее, я служил и на Псковщине, и в Петербурге. Мне кажется, что благодаря удивительным людям, благодаря вам, которые так любят Господа, любят Церковь, наш приход славится такой крепкой общиной. В общине многие знают друг друга, и вместе мы идём с вами к вечному спасению.

Что важного вы слышали в жизнеописании Бориса и Глеба? Кратко оно всё было прочитано здесь. Примечательным является то, что это первые Русские святые после принятия веры Православной, после крещения Руси в 988 году. Равноапостольный князь Владимир прожил ещё несколько десятков лет и скончался в 1015 году. Тысячелетие со дня его преставления мы праздновали в прошлом году. И вот, престол Киевский опустел. У Владимира было много сыновей, которых он ещё до своей кончины определил на княжение в разных городах земли Русской. Особо любимыми были его сыновья Борис и Глеб. Они были сыновьями Анны, княгини-болгарыни, очень благочестивой женщины, которая воспитывала сыновей своих в благочестии, в вере Православной. Борис отличался особым мужеством, часто по поручению отца возглавлял военные походы, ведя великокняжеское войско отца и отражая набеги неприятелей от земли Русской.

Но вот, князь скончался, престол опустел, и возникла междоусобная брань. Святополк, сын князя Владимира, который получил в удел, как ему казалось, худшую землю, княжество, где жили древляне, которых наказала ещё когда-то святая благоверная княгиня Ольга за то, что они убили князя Игоря. Удел был маленький, наверное, бедный. И Святополк Окаянный силой сразу захватил великокняжеский престол, скрыл смерть отца, тайно его похоронил и послал лицемерно своих воинов к Борису и Глебу с тем, чтобы они пришли в Киев. Он просил им передать, что отец при смерти и желает, чтобы они пришли и простились с ним. Это была ложь, сказанная для того, чтобы их легче было уловить вне пределов своих княжеств, избегая кровопролитных войн и возможной защиты князей жителями своих уделов. А Борис в то время возвращался как раз с войском великого князя из похода на печенегов, которые опустошали пределы Русской земли. Но он их не нашёл: то ли печенеги убрались восвояси, испугавшись большого войска, то ли не нашёл их князь, поэтому он возвращался ни с чем. Войско насчитывало восемь тысяч воинов. Это огромная сила, с которой он мог бы с лёгкостью взять киевский престол, отбив его от рук брата. Это не составляло бы никакого труда.

И когда Борис был уже недалеко от пределов Киевской земли, пришёл верный человек из Киева и сказал, что отец его умер, что Святополк захватил престол и ищет возможности убить его и уже послал для этого убийц-наёмников. Борис, будучи чистым душою, не поверил, что такое может быть. Он не мог поверить, что родной брат замыслил убийство. И когда уже всё складывалось так, что наёмники пришли, и воины подбивали князя, чтобы пойти на Киев, просили разрешения расправиться с этими негодяями, он не стал предпринимать никаких действий: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, который мне теперь за отца!». И воины, видя нерешительность князя, оставили его и разошлись. С Борисом остались всего несколько человек, его ближайшие слуги: Георгий, венгр по национальности, который был неотлучно с князем и священник, который совершал утреню в шатре князя. Убийцы уже зашли в шатёр, а он молился, совершалась утреня, и читались псалмы. В шестопсалмии, есть такие слова: «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей» и так далее — слова приближающейся смерти от врагов. И убийцы ворвались в шатёр и закололи князя. И убить-то по нормальному не могли. Убили уже потом. После тяжелейшей травмы они нанесли ему ещё несколько ножевых ранений, завернули его в ковёр, бросили, как бревно, на повозку, провезли несколько километров — а он дышит ещё. Ковёр развернули и снова нанесли ещё несколько ударов в сердце. А Георгию, верному слуге князя, отрубили голову. И вот в таких тяжелейших страданиях Борис скончался. А было ему всего двадцать пять лет.

Глеба постигла почти такая же смерть. Он возвращался из Мурома через Смоленск. Конь не мог его больше везти, и он на лодке продолжал путешествие по речке Смедыни. За поворотом этой реки ждала его лодка с убийцами. И эти убийцы начали быстрее грести, подплыли к лодке Глеба, перепрыгнули в его лодку и приказали слуге-повару убить своего господина — князя Глеба. И он выхватил нож из сапога и зарезал, как кроткого ягнёнка, князя Глеба. Князь был ещё юношей, ему было всего двадцать лет. Он умолял убийц пощадить его, но они были непреклонны. Тело Глеба было брошено на берегу реки и несколько лет там находилось, просто прикрытое хворостом. Окрестные жители видели необыкновенное сияние на этом месте. Когда князь Ярослав, сын Владимира, который правил в Новгороде, собрал войско, прогнал Святополка Окаянного и была достигнута победа над союзниками Святополка Окаянного, тогда были обретены мощи Бориса и Глеба и с честью похоронены в Вышгороде, недалеко от Киева, в деревянном храме, созданном специально для этого. А потом уже, позднее, был построен каменный храм над святыми мощами князей Бориса и Глеба.

Дорогие братия и сестры. Князья прославляются в сонме святых, как страстотерпцы. Константинопольская Церковь долгое время сопротивлялась и отказывала в канонизации святых, потому что не усматривала в них подвига страдания за веру. Князья отдали жизнь свою и погибли в междоусобной брани. Не было мучений за Христа, никто не требовал от них отрекаться от веры — такой необычный подвиг. Дело в том, что чин и разряд святости страстотерпцев неизвестен для Греческой Церкви. Но потом князь Киевский убедил Константинопольского патриарха, и святые Борис и Глеб были первые прославлены в лике Русских святых — первые, несмотря на то, что и Ольга Российская жила до них, и князь Владимир скончался раньше их. А вот русский народ проникся к жизни и необыкновенной смерти святых. Их смерть была непонятна для русских людей, она удивляла их, она заставляла восхититься, особенно смерть князя Бориса, у которого с собой было войско. Войско его очень любило, воины готовы были всё сделать, чтобы спасти своего любимого князя. А он не хотел поднять руку на брата. Это был необычный поступок. Русь ещё не вышла из язычества, крещение только состоялось. Ещё царили прежние нравы, особенно у князей, когда они захватывали уделы друг друга, ссорились, убивали, стремились к большему могуществу, и всё это было в порядке вещей. Борис и Глеб переломили эту ситуацию. Они первые отдали жизнь свою, чтобы междоусобная брань прекратилась в земле Русской. Потом, позднее удалось это свершить в эпоху преподобного Сергия Радонежского, в эпоху князя Даниила Московского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и других собирателей земли Русской. Братья Борис и Глеб положили пример, как поступать в этих притязаниях — идеалы Христа выше. Зло победить можно только добром, только с помощью Божией, только опираясь на Его заповеди о прощении друг друга и заповеди о любви к врагам.

Дорогие братия и сестры. Борис и Глеб являются святыми молитвенниками, покровителями нашей земли. Вы знаете, что в самые ответственные моменты в 1240 году при Невской битве, в 1380 году при Куликовом сражении они являлись нашим христианам и вселяли в них надежду, что победа будет за нами. Они молились перед Богом за землю Русскую и молятся до сих пор. Это две прекрасных утренних звезды на небосклоне Русской святости.

Дай Бог, чтобы пример такой кротости, пример беззлобия, пример любви к врагам, вплоть до отдания жизни своей, был хоть как-то присущ нам в нашей жизни. Нас милостью Божией никто не убивает из братьев родных, из сестёр, из родственников. Слава Богу, что нет такой ситуации. Но недовольство, озлобленность, обиды, иногда бывает многолетняя ненависть по причине, как нам кажется, несправедливых поступков, имущественных разделов, состояние отчуждения и так далее. Эти обиды хранятся по много лет.

Дай Бог, чтобы пример российских князей Бориса и Глеба был примером для нас, как поступать в той или иной ситуации. Их безжалостно убили, как агнцев кротких. Нас не убивают, нам остаётся только потерпеть. Наше исполнение заповедей Божиих в терпении обид, это ни в какое сравнение не идёт с тем, что претерпели святые князья Борис и Глеб. Поэтому, дай Бог, чтобы в моменты обиды, когда плохое настроение, когда ссоры, мы брали пример с Бориса и Глеба, всем всё прощали и жили со Христом в любви, мире и согласии. И помнили слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12; 18). Аминь.

Предыдущая проповедь

19 июня 2016

День Святой Троицы
Следующая проповедь

7 августа 2016

Исцеление двух слепых и немого

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00