Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Чудесный улов рыбы

Сегодня мы слышали евангельское чтение о чудесном улове рыбы на Геннисаретском озере. Это чудо, совершенное Иисусом Христом, особенно поразило апостолов Петра, Андрея, брата его, и братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых, которые были его свидетелями.

Господь однажды был на берегу Геннисаретского озера и общался с людьми. Люди теснили Спасителя. Те, кто стояли сзади, старались продвинуться вперед, чтобы услышать каждое драгоценное слово, бесценное для человеческой души, оттесняя, таким образом, Иисуса к воде. И Христос, увидев у берега две лодки, одна из которых была Симона, ступил в неё и попросил немного отплыть от берега. С этой лодки Он продолжил проповедь народу.

 Господь ступил в лодку Симона не случайно, потому что у евангелиста Луки до этого нам рассказывается о необыкновенном чуде, которое совершил Господь. До этого евангельского момента Он был в доме Симона-Петра, где тёща Петра лежала в горячке, и состояние здоровья её было очень тяжёлым. Когда Господь вошёл в дом, Он исцелил тёщу Петра, и она тотчас встала со своего болезненного одра и стала служить Христу. И поэтому Симон беспрекословно повиновался и посчитал за великую честь для себя, что в его лодку вошёл Божественный Учитель.

И когда Господь окончил слово наставления народу, Он сказал Симону: «отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Сердцеведец и Господь наш Иисус Христос знал, что Пётр со своими друзьями-рыбаками ловили всю ночь рыбу и ничего не поймали. Наверное, они были в подавленном состоянии духа, потому что трудились всю ночь ради того, чтобы что-то поймать, затем продать эту рыбу и прокормить свои семьи. Но напрасны были их труды всю ночь – они ничего не поймали.

Время рыбной ловли окончилась, наступало уже утро, и просьба Господа о том, чтобы они отплыли на глубину и закинули сети, была неразумной. Опытные рыбаки на этом озере ловили ночью. Пётр так и сказал в ответ на эту просьбу: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Это было послушание Петра, показывающее его смирение. Ему было непросто это сделать, потому что, будучи опытным рыбаком, он прекрасно понимал, что это бесполезно. Преодолевая свой жизненный опыт, отвергая свою самость, своё умение, гордость, в конце концов, он говорит эти великие слова: «по слову Твоему закину сеть».      

И когда исполнил Пётр совет Господа, закинул сеть и стал её вытаскивать, то он поразился, потому что почувствовал, что сеть полна рыбы, он с трудом её дотягивает до своей лодки и понимает, что рыба не вместится неё. И тогда он подаёт знаки своим товарищам, рыбакам, это были братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, чтобы они подплыли на своей лодке и помогли вытянуть улов, что они и сделали. Из этой сети, закинутой Петром, они загрузили обе лодки рыбой, так что они не могли плыть и стали тонуть. И когда Пётр своими глазами увидел это чудо, он, припадая к коленям Иисуса, восклицает уже другие слова: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

При внимательном чтении этого евангельского отрывка обращают внимание на себя эти фразы Петра. Сначала он говорит: «Наставник, мы всю ночь трудились, и ничего …». А когда увидел это чудо, говорит «Господи», а не «Наставник». Пётр признал в Нём Господа, Которому повинуется весь мир и все твари, в том числе бессловесные рыбы.

Это были потрясающие слова апостола Петра, слова смирения, слова, в которых он подчёркивает своё глубочайшее недостоинство. Он понимает, что только Бог мог совершить это чудо, и что он, грешный человек, недостоин стоять рядом с Воплощенной Святостью, Чистотой, рядом с Самим Богом.

И мы с вами, дорогие братия и сестры, должны питать в себе эти благочестивые чувства: чувство смирения, чувство глубочайшего недостоинства перед Богом, чтобы не было самости, не было гордости; чтобы мы понимали эту бесконечную дистанцию между нами и Богом, дистанцию, которая ещё более усугубляется бесконечными нашими грехами.

Затем, когда лодки с трудом были доставлены апостолами к берегу, произошло чудо ещё более поразительное: Пётр и апостолы Иаков и Иоанн оставили лодки и улов на берегу и последовали за Спасителем. Богатство пришло в их руки: они могли надолго обеспечить свои семьи от продажи пойманной рыбы, избавить своих детей от голода, и тд. И они всё это бросают вместе с лодками и уходят за Христом, становятся Его последователями, учениками и апостолами.

Какие соображения руководили апостолами в этом поступке? Они понимали, что если Господь совершил это чудо, то, несомненно, Господь позаботится и прокормит их близких и родных, которых они оставляют, следуя за Господом. Пётр оставил жену свою, тёщу, которую недавно исцелил Господь. Братья Иаков и Иоанн оставляют родителей своих, отца Зеведея и мать Саломию, которая потом будет просить Его: «скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём» (Мф. 20:21). Она думала о земном царстве Мессии и, видя особенную любовь Господа к её детям, Иакову и особенно Иоанну, хотела напомнить Господу, чтобы не забыл её любимых сыновей.

Этот отрывок из Евангелия об успехе в нашей жизни, призывании благословения Божия на жизнь и труды человека. Этот отрывок о богатстве, о котором мы с вами без конца мечтаем и о котором думаем, живя на этом свете. Как часто мы с вами замечаем, что в одно время в руках человеческих всё, вроде бы, спорится, всё получается, чего бы ты ни коснулся, а у другого ничего не выходит. И несмотря на то, что у одного как бы исходные данные и зарплата гораздо меньше, а все концы с концами сводит такой человек, а у другого и зарплата в несколько раз больше, а денег вечно не хватает, вечно недоволен, вечно озлоблен. То одно несчастье у него случается, то другое. Так проявляется успех или его отсутствие в жизни человека. Конечно, и нам, современным маловерным христианам, хотелось бы иметь этот успех, как свидетельство благословения Божия в нашей жизни.

Что можно сказать желающим, ищущим этого успеха? Без соблюдения заповедей Божиих невозможно приблизиться к этому успеху, о котором мы с вами мечтаем. В Священном Писании ещё в Ветхом Завете есть такие слова: «Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всём, что ни будете делать» (Втор. 29:9). «Ибо если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех, как у всех поступающих по правде» (Тов. 4:6). Эти слова приводятся в книге Товита, который давал наставления для жизни своим детям.

Дорогие братия и сестры, мы должны с вами помнить, что грехи ниспровергают благословение Божие, которые мы творим намеренно и осознанно. Грехи удаляют благословение Божие, и никакого успеха в жизни и в делах нераскаянного грешника никогда не будет. 

В мыслях о земном успехе мы с вами должны понимать, что он больше зависит от Бога, чем от нас. И вот поэтому так важно молиться Богу, смиренно понимая, что мы сами ничего не можем сделать в этом отношении. Осознавая, что всё в жизни зависит от Бога, мы приходим в храм Божий, мы молимся и, стоя за Божественной Литургией, в самые сакральные моменты в голове своей мы перечисляем все эти просьбы к Богу. В голове этот рой мыслей. Но, может быть, важнее просто помолчать, просто Иисусовой молитвой, наоборот, отогнать все эти помышления земные, когда Церковь говорит: «всякое ныне житейское отложим попечение».

Когда мы эти земные мысли (не греховные, но многопопечительные) отгоняем от себя, это не означает, что мы находимся в бездействии, что мы на какое-то время на несколько минут ничего не делаем, оставили свои заботы и попечение. Нет! Мы на Бога возложили эти заботы. И в этом смысле справедливы слова евангельские: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» (Мф. 6:7); «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1Пет. 5:7). Эти слова сказаны самим апостолом Петром, которого мы вспоминаем сегодня. Когда мы во время богослужения смиренно думаем о своих грехах, о своём недостоинстве, то Бог, Который, несомненно, знает все наши переживания, тревоги и проблемы, заботится вместо нас. И наши дела устраиваются не тогда, когда мы усиленно о них думаем, а когда Бог их решает. И когда мы откладываем чрезмерную житейскую суету, предавая всю жизнь свою в руки воли Божией и Его промысла, тогда Господь и управляет нашей с вами жизнью.

Апостол Павел говорит: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6). Когда мы с вами думаем о каком-то приобретении, о решении проблем, об успехе, мы должны очень скромно строить свои планы, смиренно думать о себе и всегда благодарить Бога за то, что мы имеем. Апостол Павел так и говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6:8). И он ставит в пример нам свою жизнь: «ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп. 4:11). И в послании к Тимофею, своему возлюбленному ученику, он говорит эти же слова: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим. 6:6).

Поэтому, дорогие братия и сестры, запомним эти евангельские размышления, которые вытекают из сегодняшнего евангельского зачала, чтобы глубокое чувство смирения, недостоинства даже за то, что мы имеем, было у нас; чтобы мы благодарили Бога за нашу жизнь и понимали, что то, что Господь даёт нам, это Он даёт не нашими трудами, не нашими талантами. И, думая о чём-то большем, мы должны смиренно понимать, что всё это в воле Божией, что мы должны смиренно молиться и трудиться по латинской пословице «Ora et labore» — «Молись и трудись».

Есть ещё другие слова одного интересного западного святителя, Фомы Аквинского. Он говорил так: «Молись так, как будто всё зависит от Бога, но действуй так, как будто всё зависит только от тебя». В сочетании необыкновенного трудолюбия и молитвы к Богу и заключается, и кроется успех человеческой жизни. И этот успех базируется и проявляется в нашей жизни тогда, когда мы избегаем таких тяжких грехов, смертных грехов, страстей, которые перечёркивают благословение Божие в нашей жизни. Дай Бог, чтобы, помня об этом, благословение Божие и успех в наших скромных житейских делах по милости Божией не был чужд нашей с вами грешной жизни. Аминь.

6 октября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня мы слышали евангельское чтение о чудесном улове рыбы на Геннисаретском озере. Это чудо, совершенное Иисусом Христом, особенно поразило апостолов Петра, Андрея, брата его, и братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых, которые были его свидетелями.

Господь однажды был на берегу Геннисаретского озера и общался с людьми. Люди теснили Спасителя. Те, кто стояли сзади, старались продвинуться вперед, чтобы услышать каждое драгоценное слово, бесценное для человеческой души, оттесняя, таким образом, Иисуса к воде. И Христос, увидев у берега две лодки, одна из которых была Симона, ступил в неё и попросил немного отплыть от берега. С этой лодки Он продолжил проповедь народу.

 Господь ступил в лодку Симона не случайно, потому что у евангелиста Луки до этого нам рассказывается о необыкновенном чуде, которое совершил Господь. До этого евангельского момента Он был в доме Симона-Петра, где тёща Петра лежала в горячке, и состояние здоровья её было очень тяжёлым. Когда Господь вошёл в дом, Он исцелил тёщу Петра, и она тотчас встала со своего болезненного одра и стала служить Христу. И поэтому Симон беспрекословно повиновался и посчитал за великую честь для себя, что в его лодку вошёл Божественный Учитель.

И когда Господь окончил слово наставления народу, Он сказал Симону: «отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Сердцеведец и Господь наш Иисус Христос знал, что Пётр со своими друзьями-рыбаками ловили всю ночь рыбу и ничего не поймали. Наверное, они были в подавленном состоянии духа, потому что трудились всю ночь ради того, чтобы что-то поймать, затем продать эту рыбу и прокормить свои семьи. Но напрасны были их труды всю ночь – они ничего не поймали.

Время рыбной ловли окончилась, наступало уже утро, и просьба Господа о том, чтобы они отплыли на глубину и закинули сети, была неразумной. Опытные рыбаки на этом озере ловили ночью. Пётр так и сказал в ответ на эту просьбу: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Это было послушание Петра, показывающее его смирение. Ему было непросто это сделать, потому что, будучи опытным рыбаком, он прекрасно понимал, что это бесполезно. Преодолевая свой жизненный опыт, отвергая свою самость, своё умение, гордость, в конце концов, он говорит эти великие слова: «по слову Твоему закину сеть».      

И когда исполнил Пётр совет Господа, закинул сеть и стал её вытаскивать, то он поразился, потому что почувствовал, что сеть полна рыбы, он с трудом её дотягивает до своей лодки и понимает, что рыба не вместится неё. И тогда он подаёт знаки своим товарищам, рыбакам, это были братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, чтобы они подплыли на своей лодке и помогли вытянуть улов, что они и сделали. Из этой сети, закинутой Петром, они загрузили обе лодки рыбой, так что они не могли плыть и стали тонуть. И когда Пётр своими глазами увидел это чудо, он, припадая к коленям Иисуса, восклицает уже другие слова: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

При внимательном чтении этого евангельского отрывка обращают внимание на себя эти фразы Петра. Сначала он говорит: «Наставник, мы всю ночь трудились, и ничего …». А когда увидел это чудо, говорит «Господи», а не «Наставник». Пётр признал в Нём Господа, Которому повинуется весь мир и все твари, в том числе бессловесные рыбы.

Это были потрясающие слова апостола Петра, слова смирения, слова, в которых он подчёркивает своё глубочайшее недостоинство. Он понимает, что только Бог мог совершить это чудо, и что он, грешный человек, недостоин стоять рядом с Воплощенной Святостью, Чистотой, рядом с Самим Богом.

И мы с вами, дорогие братия и сестры, должны питать в себе эти благочестивые чувства: чувство смирения, чувство глубочайшего недостоинства перед Богом, чтобы не было самости, не было гордости; чтобы мы понимали эту бесконечную дистанцию между нами и Богом, дистанцию, которая ещё более усугубляется бесконечными нашими грехами.

Затем, когда лодки с трудом были доставлены апостолами к берегу, произошло чудо ещё более поразительное: Пётр и апостолы Иаков и Иоанн оставили лодки и улов на берегу и последовали за Спасителем. Богатство пришло в их руки: они могли надолго обеспечить свои семьи от продажи пойманной рыбы, избавить своих детей от голода, и тд. И они всё это бросают вместе с лодками и уходят за Христом, становятся Его последователями, учениками и апостолами.

Какие соображения руководили апостолами в этом поступке? Они понимали, что если Господь совершил это чудо, то, несомненно, Господь позаботится и прокормит их близких и родных, которых они оставляют, следуя за Господом. Пётр оставил жену свою, тёщу, которую недавно исцелил Господь. Братья Иаков и Иоанн оставляют родителей своих, отца Зеведея и мать Саломию, которая потом будет просить Его: «скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём» (Мф. 20:21). Она думала о земном царстве Мессии и, видя особенную любовь Господа к её детям, Иакову и особенно Иоанну, хотела напомнить Господу, чтобы не забыл её любимых сыновей.

Этот отрывок из Евангелия об успехе в нашей жизни, призывании благословения Божия на жизнь и труды человека. Этот отрывок о богатстве, о котором мы с вами без конца мечтаем и о котором думаем, живя на этом свете. Как часто мы с вами замечаем, что в одно время в руках человеческих всё, вроде бы, спорится, всё получается, чего бы ты ни коснулся, а у другого ничего не выходит. И несмотря на то, что у одного как бы исходные данные и зарплата гораздо меньше, а все концы с концами сводит такой человек, а у другого и зарплата в несколько раз больше, а денег вечно не хватает, вечно недоволен, вечно озлоблен. То одно несчастье у него случается, то другое. Так проявляется успех или его отсутствие в жизни человека. Конечно, и нам, современным маловерным христианам, хотелось бы иметь этот успех, как свидетельство благословения Божия в нашей жизни.

Что можно сказать желающим, ищущим этого успеха? Без соблюдения заповедей Божиих невозможно приблизиться к этому успеху, о котором мы с вами мечтаем. В Священном Писании ещё в Ветхом Завете есть такие слова: «Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всём, что ни будете делать» (Втор. 29:9). «Ибо если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех, как у всех поступающих по правде» (Тов. 4:6). Эти слова приводятся в книге Товита, который давал наставления для жизни своим детям.

Дорогие братия и сестры, мы должны с вами помнить, что грехи ниспровергают благословение Божие, которые мы творим намеренно и осознанно. Грехи удаляют благословение Божие, и никакого успеха в жизни и в делах нераскаянного грешника никогда не будет. 

В мыслях о земном успехе мы с вами должны понимать, что он больше зависит от Бога, чем от нас. И вот поэтому так важно молиться Богу, смиренно понимая, что мы сами ничего не можем сделать в этом отношении. Осознавая, что всё в жизни зависит от Бога, мы приходим в храм Божий, мы молимся и, стоя за Божественной Литургией, в самые сакральные моменты в голове своей мы перечисляем все эти просьбы к Богу. В голове этот рой мыслей. Но, может быть, важнее просто помолчать, просто Иисусовой молитвой, наоборот, отогнать все эти помышления земные, когда Церковь говорит: «всякое ныне житейское отложим попечение».

Когда мы эти земные мысли (не греховные, но многопопечительные) отгоняем от себя, это не означает, что мы находимся в бездействии, что мы на какое-то время на несколько минут ничего не делаем, оставили свои заботы и попечение. Нет! Мы на Бога возложили эти заботы. И в этом смысле справедливы слова евангельские: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» (Мф. 6:7); «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1Пет. 5:7). Эти слова сказаны самим апостолом Петром, которого мы вспоминаем сегодня. Когда мы во время богослужения смиренно думаем о своих грехах, о своём недостоинстве, то Бог, Который, несомненно, знает все наши переживания, тревоги и проблемы, заботится вместо нас. И наши дела устраиваются не тогда, когда мы усиленно о них думаем, а когда Бог их решает. И когда мы откладываем чрезмерную житейскую суету, предавая всю жизнь свою в руки воли Божией и Его промысла, тогда Господь и управляет нашей с вами жизнью.

Апостол Павел говорит: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6). Когда мы с вами думаем о каком-то приобретении, о решении проблем, об успехе, мы должны очень скромно строить свои планы, смиренно думать о себе и всегда благодарить Бога за то, что мы имеем. Апостол Павел так и говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6:8). И он ставит в пример нам свою жизнь: «ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп. 4:11). И в послании к Тимофею, своему возлюбленному ученику, он говорит эти же слова: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим. 6:6).

Поэтому, дорогие братия и сестры, запомним эти евангельские размышления, которые вытекают из сегодняшнего евангельского зачала, чтобы глубокое чувство смирения, недостоинства даже за то, что мы имеем, было у нас; чтобы мы благодарили Бога за нашу жизнь и понимали, что то, что Господь даёт нам, это Он даёт не нашими трудами, не нашими талантами. И, думая о чём-то большем, мы должны смиренно понимать, что всё это в воле Божией, что мы должны смиренно молиться и трудиться по латинской пословице «Ora et labore» — «Молись и трудись».

Есть ещё другие слова одного интересного западного святителя, Фомы Аквинского. Он говорил так: «Молись так, как будто всё зависит от Бога, но действуй так, как будто всё зависит только от тебя». В сочетании необыкновенного трудолюбия и молитвы к Богу и заключается, и кроется успех человеческой жизни. И этот успех базируется и проявляется в нашей жизни тогда, когда мы избегаем таких тяжких грехов, смертных грехов, страстей, которые перечёркивают благословение Божие в нашей жизни. Дай Бог, чтобы, помня об этом, благословение Божие и успех в наших скромных житейских делах по милости Божией не был чужд нашей с вами грешной жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

29 сентября 2019

Слово о жизненном кресте
Следующая проповедь

13 октября 2019

Слово о любви к врагам и о прощении

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00