Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

День Святой Троицы

Дорогие братия и сестры! Эти краткие слова, которыми мы  прославляем Святую Троицу и призываем имя Божие, именно сегодня, в этот день звучат как нельзя ярко и убедительно. Они относятся именно к этому дню праздника Святой Троицы, праздника сошествия Святого Духа на апостолов, который отмечается в пятидесятый день после праздника Пасхи Христовой.

 Во-первых, дорогие братия и сестры, мы все можем отметить и согласиться с тем, как быстро, можно даже сказать, молниеносно  летит время. Казалось бы, только-только мы вместе с вами в этом храме при множестве собравшихся людей встречали Пасху Христову, и вот уже пятьдесят дней прошло после этого великого праздника. День Пятидесятницы был важен и отмечаем ещё в Ветхом завете – на пятидесятый день после выхода из Египта евреи подошли к Синаю, и именно в этот день пророк Моисей-Боговидец восходит на гору Синай, беседует с Богом, насколько это возможно близко для смертного человека и принимает из рук Божиих Скрижали Завета. На этих каменных досках были начертаны перстом Самого Бога 10 заповедей, которые стали краеугольным камнем, нравственной основой жизни не только израильского народа, но и всего цивилизованного человечества.

Эти десять заповедей Моисея, иногда даже помимо сознания человека, который не задумывается о религиозном происхождении этих заповедей, включаются в основу и правило жизни для многих людей, в основу, например, европейского законодательства, различных моральных кодексов, не будем уточнять, каких именно. Эти же нравственные принципы являются основой общечеловеческих ценностей. Это показывает, что человек, иногда даже не признающий Бога, который всю свою жизнь посвящает борьбе с Богом, тем не менее, незыблемо признаёт эти заповеди закона Божия, не называя их этими словами. Он интуитивно чувствует,  что необходимо жить именно так, необходимо в своей жизни придерживаться этих заповедей.

Ещё это показывает, что Господь, помимо этого письменного закона, дал людям закон, который слышит каждый человек в голосе своей совести, в своём внутреннем, сокровенном человеке, в своём сердце. Этот закон является неотъемлемой чертой человека, созданного по образу и подобию Божию, в которого вложены эти нравственные принципы. И человеческая совесть, как бы она ни была замутнена грехом, безошибочно чувствует, подсказывает человеку, напоминая ему периодически, что он что-то делает не так, нарушает те принципы жизни, которые заложены Богом и  которые должен соблюдать человек по воле своего Творца. Эти 10 заповедей, которые регламентируют жизнь человека по отношению к Богу и по отношению друг к другу, являются обязательным критерием жизни для христиан.

Сегодня мы можем с грустью отметить, что даже эти ветхозаветные заповеди мы с вами не соблюдаем, они являются порой недосягаемым ориентиром, которого не достигает современный человек. А ведь эти 10 заповедей были даны в ветхозаветные времена для иудеев, как говорит апостол Павел, с необрезанными ушами и необрезанным сердцем: грубыми, закоренелыми, которые очищали себе дорогу на пути к Земле Обетованной мечом и огнём. Они жили в страшные времена в окружении языческих народов,  которые ещё в десятки и сотни раз более погружаемы были в неописуемые грехи и страсти.

А для людей, призванных к Богу, в Новозаветной благодати эти заповеди должны исполняться, как само собой разумеющееся. А для христианина есть ещё новые заповеди, которые Господь дал в Евангелии: Заповеди Блаженства в Нагорной проповеди, которые ещё более возвышают человека и приближают его к Богу. 

Дорогие братия и сестры! Как же мы можем говорить об этих заповедях, данных Христом, когда мы не исполняем даже заповедей Ветхого Завета? Ведь они звучат совершенно просто: не убий, не прелюбы сотвори, не завидуй, не послушествовай на брата своего свидетельства ложного и так далее — самые элементарные заповеди, которые ставят преграду на пути деградации человека, на пути его оскотинивания, на пути ниспадения человека в животную, бессловесную жизнь. К сожалению, для многих из нас эти заповеди Ветхого Завета являются трудноисполнимыми. Мы их с лёгкостью нарушаем и думаем, что это может пройти так, без вреда для нашей души, бесследно. Это глубокое заблуждение, потому что заповеди Божии — это не препятствие к вольной и греховной жизни, а наоборот, это основные правила жизни, нарушая которые человек умерщвляет свою душу и закрывает свет вечной жизни перед собой.

В пятидесятый день апостолы по повелению Господа находились в Сионской горнице. Они  были уже утешены многими явлениями воскресшего Господа, Евангелие называет около одиннадцати таких явлений, среди них и явление Божией Матери, и явление Луке и Клеопе, которые шли в Эммаус, и явление Марии Магдалине, и апостолу Фоме, когда он не верил в воскресение Господа. Апостолы уже были исполнены верой в то, что Господь воскрес и победил смертию смерть.

Многие из вас были в этой Сионской горнице. Мы с вами молились там, прославляя Святую Троицу, и призывали Святого Духа, чтобы Он и нас коснулся, нашей жизни. Там, в Иерусалиме свершилось это событие, когда апостолы были вместе и ждали обетования, исполнения слов Христовых. Он обещал им Утешителя Духа, Который придёт и наставит их на всякую истину и воспомянет, напомнит им всё, что Христос говорил. Действительно, в 3 часа дня этот дом наполнился необыкновенного шума, как от сильного ветра, и апостолы увидели каждый друг на друге сходящие языки пламени. В этот видимом огненном образе явился Дух Святой и почил на каждом из апостолов и на Святой Богородице. Они получили необыкновенный дар, который был только однажды дарован Церкви и больше никогда не повторялся — дар говорения на разных языках. Это было особым действием Духа Святого, который подкреплял апостолов и делал возможным их проповедь различным народам.

Вы знаете, что есть такая секта пятидесятников, которая до сих пор пытается говорить на иных языках и доводить себя до умопомрачения, когда какой-то несвязный лепет выдается за глоссалии. Это греческое слово, которое означает говорение на разных языках. Но пятидесятники неоднократно были посрамляемы в этом своём кощунстве. Однажды на их собрании был один баптист, пастор, который знал немецкий язык. Среди всеобщего хаоса, шума, гама он услышал одного человека, который внезапно заговорил на немецком языке, не зная этого. Но что он говорил? Никто другой его не понимал, кроме пастора, а этот человек хулил и проклинал Бога. Вот какие глоссалии бывают у современных пятидесятников. И когда пастор рассказал   сектантам, что говорил этот человек, они оказались в очень неудобном положении, не знали, как ответить и выйти из этого положения.

Церковь Христова напоминает, что ниспослание Святого Духа, которое привело к говорению на иных языках, было единократным действием и больше никогда не повторялось в истории Церкви. Это было необходимо для проповеди апостолов по всему миру.

  Праздник Пятидесятницы иудеи проводили очень торжественно. В эти дни они строили палатки или кущи, и жили в них в память сорокалетнего странствования по пустыни. Все иудеи рассеяния, где бы они ни жили по миру, стремились в день пятидесятницы в Иерусалим. На множестве языков говорили пришедшие иудеи в этот день, и апостолы внезапно обратились к ним на их иностранных языках. Эти иудеи, пришельцы из чужих стран, с удивлением слушали апостолов, неграмотных рыбаков, которые говорили на их языках совершенно  свободно.

Вот такое чудо произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда Святой Дух сошёл на апостолов. Из боязливых, малодушных учеников Христовых, которые спасали свои жизни и бежали от Христа, когда Его взяли под стражу и повели на страдания, когда они боялись иудеев и на своих собраниях в той же Сионской горнице наглухо закрывали ставни окон и двери, как говорится в Евангелии, страха ради иудейского. И вот из этих боязливых, малодушных, ещё не до конца верующих в Воскресение Христа, после того, как они сподобились приобщиться Святому Духу, они превратились в бесстрашных проповедников слова Христова. Они неустрашимо, безбоязненно пошли по всему миру, не боясь отдать свою жизнь за дело проповеди о Христе Воскресшем, смело проповедовали Христа перед сильными мира сего, перед всем народом и не стыдились, не боялись ничего в этом мире. Вот такое преображение апостолов свершилось благодаря благодати Святого Духа.

Сегодня каждый христианин обращает свой молитвенный покаянный взор к Святому Духу. Во время вечернего богослужения мы будем просить о ниспослании Святого Духа  и нам, грешным, о причастности и нас к этому Духу Божественному. Потому что, у кого Духа Христова нет, тот, как говорится в Евангелии, не Христов. Кто не имеет Святого Духа, не имеет благодати Божией, тот не является христианином.

А как мы можем узнать, есть ли в человеке благодать Божия? Есть ли в нас благодать Божия или нет? Апостол Павел говорит нам в одном из своих посланий, что плоды Духа Святого в человеке есть любовь, радость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона. Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми. Вот основные признаки причастности Святому Духу. Радость, мир, кротость, воздержание — вот хотя бы основные несколько критериев. Если ли в нас радость о Господе Воскресшем? Кротость? Пусть совесть каждого из нас ответит на этот вопрос и, наверное, она ответит отрицательно, потому что эти добродетели отнюдь не свойственны нам с вами, современным христианам.

Как опасно жить без Духа Святого, как опасно жить без благодати и без росы Святого Духа. А Господь говорил: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой, тот будет преисполнен благодати Святого Духа». Дай Бог, чтобы мы стремились к приобщению этой благодати. Это достигается трудом, подвигом человека. Неправильно будет просто молиться и больше ничего не делать и только ждать, так поступают пятидесятники, иные сектанты. Человек должен подготовить свою душу и сердце. Подобное познается подобным. Даже иногда бессловесные твари, созданные Богом, например, пчёлы, и то не на всякое место садятся, тем более Святой Дух, Божественный и животворящий. И поэтому в молитве к Святому Духу, которую мы сегодня ещё вновь и вновь будем повторять, будем просить Его, чтобы Он очистил нас от всякой скверны плоти и духа. И чтобы это очищение было не только действием животворящего Духа, но чтобы человек сам стремился, сам оберегал свою душу от греха, который отторгает, отгоняет Святого Духа. Святым Духом всякая душа живится и чистотою Его наслаждается и оживотворяется, как говорится в церковных песнопениях.

Сегодня мы с вами особым образом прославляем Святую Троицу. Почему этот день ниспослания Святого Духа называется ещё праздником Святой Троицы? Потому что вся Троица, единосущная и нераздельная, участвовала и в создании, и в сотворении человека, и в деле его воссоздания, в деле спасения человека. Отец посылает Сына Своего возлюбленного, Который принимает нашу плоть и спасает человечество. А Святой Дух сегодня, нисходя на апостолов, а через них и на всю Церковь, закрепляет это спасение, оживотворяет, одухотворяет его. Он преисполняет силы, Он преисполняет благодатью всю Церковь, которая основана кровью, пролитой на кресте Сыном Божиим. Отец, Сын и Святой Дух сегодня совершают дело спасения человека, дело воссоздания бессмертной человеческой души.

Мы сегодня прославляем Отца, первопричину всего бытия, видимого и невидимого, безначального, Который не в чём и ни в ком не имеет, кроме Самого Себя, причины и источника жизни, Который ни от кого не рождён. Мы прославляем сегодня Бога Слова, Сына Божия, вторую ипостась Святой Троицы, Который рождается превечно от Отца. Причём, никогда не было такого времени, ни одного мгновения, когда был бы Отец и не было Сына, когда в течение какого-то времени не было бы Отца. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — первопричина всего бытия, всего мира, видимого и невидимого. Сын совершает спасение рода человеческого, принимая нашу с вами плоть, страдает на кресте, воскресает из мёртвых и возносит эту природу на небеса. А Святой Дух закрепляет дело спасения, совершённое Сыном по воле Отца. Святой Дух исходит от Отца, и в Нём имеет первопричину Свою. Отец называется родителем безначальным. Святая Церковь прославляет Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, и в этой полноте богословия она видит торжество веры.

Это учение о Троице лишь прикровенно было известно в Ветхом Завете некоторыми мелкими штрихами: иногда во множественном лице, когда речь идёт о Боге; в таинственном явлении трёх Ангелов Аврааму у мамврийского дуба, в других моментах. Господь готовил древнее человечество к пониманию этой непостижимой для человеческого разума тайны Святой Троицы. Мы сегодня можем вспомнить пример из жизни блаженного Августина, когда он уже обратился к Богу, отвергнув юношеские грехи и страсти. Однажды он гулял по берегу моря и увидел маленького мальчика, который ложкой вычерпывал воду из моря и выливал её  в лунку на берегу. Подойдя к этому мальчику, блаженный Августин спрашивает его: «Что ты делаешь?» Мальчик отвечает ему: «Хочу море вычерпать и перелить в эту лунку». Тогда Августин спрашивает: «Разве это возможно?» Ответ мальчика поразил блаженного Августина: «Скорее я это исполню, чем ты своим ограниченным умом постигнешь тайну Троической жизни, тайну внутрибожественной жизни, жизни Самого Бога». 

Этот пример показывает, что тайна эта непостижима. Она является самым таинственным и непостижимым догматом, который с внешней стороны является алогичным утверждением, когда один равен трём и три равно одному. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Святой Дух являются Каждый Богом, но не три Бога, а один Бог — Троица единосущная и нераздельная.

Как мы с вами, дорогие братия и сестры, счастливы и благодарны, что эту веру в Святую Троицу наследовали от наших отцов, дедов и прадедов, восприняли от святой Церкви. Интересно и важно напомнить, что перед праздником Святой Троицы в прошлое воскресение мы вспоминали святых отцов первого  Вселенского собора, которые как раз для нас с вами выработали Символ веры, в точных словах выразили эту веру, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума. Почему Церковь вспоминает их за неделю до Троицы? Для того, чтобы показать плоды их трудов, плоды их благодатной жизни в Боге.

Почему мы это вспоминаем? Разве все из нас знают Символ веры? Как больно бывает, обидно до глубины души крестить светских людей, в общем-то, неверующих, не знающих, во что они верят, которые принадлежность к Церкви Христовой лишь ощущают, да и то, не ощущают, а только лишь по факту крещения. Так вот, дорогие братия и сестры, пусть всем христианам, которые присутствуют сегодня и в нашем храме, до глубины души будет стыдно и больно за то, что они не знают Символа веры. А ведь наши новомученики Церкви Русской не могли без слёз повторять на литургии слов этого Символа веры, потому что видели возможную полноту знания о Боге, потому что вспоминали многих мучеников, которые своей кровью омыли слова этого Символа веры, засвидетельствовали его незыблемость и спасительность для христианина. Тот человек, который не знает его наизусть, не является христианином. Можно говорить об этом совершенно неприкровенно, совершенно строго и категорично. Кто не знает Символа веры, тот не является православным христианином. И пусть тот, кого обличает совесть в этом незнании, сегодня же, пока солнце ещё не зайдёт, возьмёт в руки забытый молитвослов, запылённый и заброшенный, и выучит, наконец, текст Символа веры и станет христианином не фиктивным, а живым членом Церкви Христовой. Аминь.

7 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Эти краткие слова, которыми мы  прославляем Святую Троицу и призываем имя Божие, именно сегодня, в этот день звучат как нельзя ярко и убедительно. Они относятся именно к этому дню праздника Святой Троицы, праздника сошествия Святого Духа на апостолов, который отмечается в пятидесятый день после праздника Пасхи Христовой.

 Во-первых, дорогие братия и сестры, мы все можем отметить и согласиться с тем, как быстро, можно даже сказать, молниеносно  летит время. Казалось бы, только-только мы вместе с вами в этом храме при множестве собравшихся людей встречали Пасху Христову, и вот уже пятьдесят дней прошло после этого великого праздника. День Пятидесятницы был важен и отмечаем ещё в Ветхом завете – на пятидесятый день после выхода из Египта евреи подошли к Синаю, и именно в этот день пророк Моисей-Боговидец восходит на гору Синай, беседует с Богом, насколько это возможно близко для смертного человека и принимает из рук Божиих Скрижали Завета. На этих каменных досках были начертаны перстом Самого Бога 10 заповедей, которые стали краеугольным камнем, нравственной основой жизни не только израильского народа, но и всего цивилизованного человечества.

Эти десять заповедей Моисея, иногда даже помимо сознания человека, который не задумывается о религиозном происхождении этих заповедей, включаются в основу и правило жизни для многих людей, в основу, например, европейского законодательства, различных моральных кодексов, не будем уточнять, каких именно. Эти же нравственные принципы являются основой общечеловеческих ценностей. Это показывает, что человек, иногда даже не признающий Бога, который всю свою жизнь посвящает борьбе с Богом, тем не менее, незыблемо признаёт эти заповеди закона Божия, не называя их этими словами. Он интуитивно чувствует,  что необходимо жить именно так, необходимо в своей жизни придерживаться этих заповедей.

Ещё это показывает, что Господь, помимо этого письменного закона, дал людям закон, который слышит каждый человек в голосе своей совести, в своём внутреннем, сокровенном человеке, в своём сердце. Этот закон является неотъемлемой чертой человека, созданного по образу и подобию Божию, в которого вложены эти нравственные принципы. И человеческая совесть, как бы она ни была замутнена грехом, безошибочно чувствует, подсказывает человеку, напоминая ему периодически, что он что-то делает не так, нарушает те принципы жизни, которые заложены Богом и  которые должен соблюдать человек по воле своего Творца. Эти 10 заповедей, которые регламентируют жизнь человека по отношению к Богу и по отношению друг к другу, являются обязательным критерием жизни для христиан.

Сегодня мы можем с грустью отметить, что даже эти ветхозаветные заповеди мы с вами не соблюдаем, они являются порой недосягаемым ориентиром, которого не достигает современный человек. А ведь эти 10 заповедей были даны в ветхозаветные времена для иудеев, как говорит апостол Павел, с необрезанными ушами и необрезанным сердцем: грубыми, закоренелыми, которые очищали себе дорогу на пути к Земле Обетованной мечом и огнём. Они жили в страшные времена в окружении языческих народов,  которые ещё в десятки и сотни раз более погружаемы были в неописуемые грехи и страсти.

А для людей, призванных к Богу, в Новозаветной благодати эти заповеди должны исполняться, как само собой разумеющееся. А для христианина есть ещё новые заповеди, которые Господь дал в Евангелии: Заповеди Блаженства в Нагорной проповеди, которые ещё более возвышают человека и приближают его к Богу. 

Дорогие братия и сестры! Как же мы можем говорить об этих заповедях, данных Христом, когда мы не исполняем даже заповедей Ветхого Завета? Ведь они звучат совершенно просто: не убий, не прелюбы сотвори, не завидуй, не послушествовай на брата своего свидетельства ложного и так далее — самые элементарные заповеди, которые ставят преграду на пути деградации человека, на пути его оскотинивания, на пути ниспадения человека в животную, бессловесную жизнь. К сожалению, для многих из нас эти заповеди Ветхого Завета являются трудноисполнимыми. Мы их с лёгкостью нарушаем и думаем, что это может пройти так, без вреда для нашей души, бесследно. Это глубокое заблуждение, потому что заповеди Божии — это не препятствие к вольной и греховной жизни, а наоборот, это основные правила жизни, нарушая которые человек умерщвляет свою душу и закрывает свет вечной жизни перед собой.

В пятидесятый день апостолы по повелению Господа находились в Сионской горнице. Они  были уже утешены многими явлениями воскресшего Господа, Евангелие называет около одиннадцати таких явлений, среди них и явление Божией Матери, и явление Луке и Клеопе, которые шли в Эммаус, и явление Марии Магдалине, и апостолу Фоме, когда он не верил в воскресение Господа. Апостолы уже были исполнены верой в то, что Господь воскрес и победил смертию смерть.

Многие из вас были в этой Сионской горнице. Мы с вами молились там, прославляя Святую Троицу, и призывали Святого Духа, чтобы Он и нас коснулся, нашей жизни. Там, в Иерусалиме свершилось это событие, когда апостолы были вместе и ждали обетования, исполнения слов Христовых. Он обещал им Утешителя Духа, Который придёт и наставит их на всякую истину и воспомянет, напомнит им всё, что Христос говорил. Действительно, в 3 часа дня этот дом наполнился необыкновенного шума, как от сильного ветра, и апостолы увидели каждый друг на друге сходящие языки пламени. В этот видимом огненном образе явился Дух Святой и почил на каждом из апостолов и на Святой Богородице. Они получили необыкновенный дар, который был только однажды дарован Церкви и больше никогда не повторялся — дар говорения на разных языках. Это было особым действием Духа Святого, который подкреплял апостолов и делал возможным их проповедь различным народам.

Вы знаете, что есть такая секта пятидесятников, которая до сих пор пытается говорить на иных языках и доводить себя до умопомрачения, когда какой-то несвязный лепет выдается за глоссалии. Это греческое слово, которое означает говорение на разных языках. Но пятидесятники неоднократно были посрамляемы в этом своём кощунстве. Однажды на их собрании был один баптист, пастор, который знал немецкий язык. Среди всеобщего хаоса, шума, гама он услышал одного человека, который внезапно заговорил на немецком языке, не зная этого. Но что он говорил? Никто другой его не понимал, кроме пастора, а этот человек хулил и проклинал Бога. Вот какие глоссалии бывают у современных пятидесятников. И когда пастор рассказал   сектантам, что говорил этот человек, они оказались в очень неудобном положении, не знали, как ответить и выйти из этого положения.

Церковь Христова напоминает, что ниспослание Святого Духа, которое привело к говорению на иных языках, было единократным действием и больше никогда не повторялось в истории Церкви. Это было необходимо для проповеди апостолов по всему миру.

  Праздник Пятидесятницы иудеи проводили очень торжественно. В эти дни они строили палатки или кущи, и жили в них в память сорокалетнего странствования по пустыни. Все иудеи рассеяния, где бы они ни жили по миру, стремились в день пятидесятницы в Иерусалим. На множестве языков говорили пришедшие иудеи в этот день, и апостолы внезапно обратились к ним на их иностранных языках. Эти иудеи, пришельцы из чужих стран, с удивлением слушали апостолов, неграмотных рыбаков, которые говорили на их языках совершенно  свободно.

Вот такое чудо произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда Святой Дух сошёл на апостолов. Из боязливых, малодушных учеников Христовых, которые спасали свои жизни и бежали от Христа, когда Его взяли под стражу и повели на страдания, когда они боялись иудеев и на своих собраниях в той же Сионской горнице наглухо закрывали ставни окон и двери, как говорится в Евангелии, страха ради иудейского. И вот из этих боязливых, малодушных, ещё не до конца верующих в Воскресение Христа, после того, как они сподобились приобщиться Святому Духу, они превратились в бесстрашных проповедников слова Христова. Они неустрашимо, безбоязненно пошли по всему миру, не боясь отдать свою жизнь за дело проповеди о Христе Воскресшем, смело проповедовали Христа перед сильными мира сего, перед всем народом и не стыдились, не боялись ничего в этом мире. Вот такое преображение апостолов свершилось благодаря благодати Святого Духа.

Сегодня каждый христианин обращает свой молитвенный покаянный взор к Святому Духу. Во время вечернего богослужения мы будем просить о ниспослании Святого Духа  и нам, грешным, о причастности и нас к этому Духу Божественному. Потому что, у кого Духа Христова нет, тот, как говорится в Евангелии, не Христов. Кто не имеет Святого Духа, не имеет благодати Божией, тот не является христианином.

А как мы можем узнать, есть ли в человеке благодать Божия? Есть ли в нас благодать Божия или нет? Апостол Павел говорит нам в одном из своих посланий, что плоды Духа Святого в человеке есть любовь, радость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона. Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми. Вот основные признаки причастности Святому Духу. Радость, мир, кротость, воздержание — вот хотя бы основные несколько критериев. Если ли в нас радость о Господе Воскресшем? Кротость? Пусть совесть каждого из нас ответит на этот вопрос и, наверное, она ответит отрицательно, потому что эти добродетели отнюдь не свойственны нам с вами, современным христианам.

Как опасно жить без Духа Святого, как опасно жить без благодати и без росы Святого Духа. А Господь говорил: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой, тот будет преисполнен благодати Святого Духа». Дай Бог, чтобы мы стремились к приобщению этой благодати. Это достигается трудом, подвигом человека. Неправильно будет просто молиться и больше ничего не делать и только ждать, так поступают пятидесятники, иные сектанты. Человек должен подготовить свою душу и сердце. Подобное познается подобным. Даже иногда бессловесные твари, созданные Богом, например, пчёлы, и то не на всякое место садятся, тем более Святой Дух, Божественный и животворящий. И поэтому в молитве к Святому Духу, которую мы сегодня ещё вновь и вновь будем повторять, будем просить Его, чтобы Он очистил нас от всякой скверны плоти и духа. И чтобы это очищение было не только действием животворящего Духа, но чтобы человек сам стремился, сам оберегал свою душу от греха, который отторгает, отгоняет Святого Духа. Святым Духом всякая душа живится и чистотою Его наслаждается и оживотворяется, как говорится в церковных песнопениях.

Сегодня мы с вами особым образом прославляем Святую Троицу. Почему этот день ниспослания Святого Духа называется ещё праздником Святой Троицы? Потому что вся Троица, единосущная и нераздельная, участвовала и в создании, и в сотворении человека, и в деле его воссоздания, в деле спасения человека. Отец посылает Сына Своего возлюбленного, Который принимает нашу плоть и спасает человечество. А Святой Дух сегодня, нисходя на апостолов, а через них и на всю Церковь, закрепляет это спасение, оживотворяет, одухотворяет его. Он преисполняет силы, Он преисполняет благодатью всю Церковь, которая основана кровью, пролитой на кресте Сыном Божиим. Отец, Сын и Святой Дух сегодня совершают дело спасения человека, дело воссоздания бессмертной человеческой души.

Мы сегодня прославляем Отца, первопричину всего бытия, видимого и невидимого, безначального, Который не в чём и ни в ком не имеет, кроме Самого Себя, причины и источника жизни, Который ни от кого не рождён. Мы прославляем сегодня Бога Слова, Сына Божия, вторую ипостась Святой Троицы, Который рождается превечно от Отца. Причём, никогда не было такого времени, ни одного мгновения, когда был бы Отец и не было Сына, когда в течение какого-то времени не было бы Отца. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — первопричина всего бытия, всего мира, видимого и невидимого. Сын совершает спасение рода человеческого, принимая нашу с вами плоть, страдает на кресте, воскресает из мёртвых и возносит эту природу на небеса. А Святой Дух закрепляет дело спасения, совершённое Сыном по воле Отца. Святой Дух исходит от Отца, и в Нём имеет первопричину Свою. Отец называется родителем безначальным. Святая Церковь прославляет Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, и в этой полноте богословия она видит торжество веры.

Это учение о Троице лишь прикровенно было известно в Ветхом Завете некоторыми мелкими штрихами: иногда во множественном лице, когда речь идёт о Боге; в таинственном явлении трёх Ангелов Аврааму у мамврийского дуба, в других моментах. Господь готовил древнее человечество к пониманию этой непостижимой для человеческого разума тайны Святой Троицы. Мы сегодня можем вспомнить пример из жизни блаженного Августина, когда он уже обратился к Богу, отвергнув юношеские грехи и страсти. Однажды он гулял по берегу моря и увидел маленького мальчика, который ложкой вычерпывал воду из моря и выливал её  в лунку на берегу. Подойдя к этому мальчику, блаженный Августин спрашивает его: «Что ты делаешь?» Мальчик отвечает ему: «Хочу море вычерпать и перелить в эту лунку». Тогда Августин спрашивает: «Разве это возможно?» Ответ мальчика поразил блаженного Августина: «Скорее я это исполню, чем ты своим ограниченным умом постигнешь тайну Троической жизни, тайну внутрибожественной жизни, жизни Самого Бога». 

Этот пример показывает, что тайна эта непостижима. Она является самым таинственным и непостижимым догматом, который с внешней стороны является алогичным утверждением, когда один равен трём и три равно одному. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Святой Дух являются Каждый Богом, но не три Бога, а один Бог — Троица единосущная и нераздельная.

Как мы с вами, дорогие братия и сестры, счастливы и благодарны, что эту веру в Святую Троицу наследовали от наших отцов, дедов и прадедов, восприняли от святой Церкви. Интересно и важно напомнить, что перед праздником Святой Троицы в прошлое воскресение мы вспоминали святых отцов первого  Вселенского собора, которые как раз для нас с вами выработали Символ веры, в точных словах выразили эту веру, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума. Почему Церковь вспоминает их за неделю до Троицы? Для того, чтобы показать плоды их трудов, плоды их благодатной жизни в Боге.

Почему мы это вспоминаем? Разве все из нас знают Символ веры? Как больно бывает, обидно до глубины души крестить светских людей, в общем-то, неверующих, не знающих, во что они верят, которые принадлежность к Церкви Христовой лишь ощущают, да и то, не ощущают, а только лишь по факту крещения. Так вот, дорогие братия и сестры, пусть всем христианам, которые присутствуют сегодня и в нашем храме, до глубины души будет стыдно и больно за то, что они не знают Символа веры. А ведь наши новомученики Церкви Русской не могли без слёз повторять на литургии слов этого Символа веры, потому что видели возможную полноту знания о Боге, потому что вспоминали многих мучеников, которые своей кровью омыли слова этого Символа веры, засвидетельствовали его незыблемость и спасительность для христианина. Тот человек, который не знает его наизусть, не является христианином. Можно говорить об этом совершенно неприкровенно, совершенно строго и категорично. Кто не знает Символа веры, тот не является православным христианином. И пусть тот, кого обличает совесть в этом незнании, сегодня же, пока солнце ещё не зайдёт, возьмёт в руки забытый молитвослов, запылённый и заброшенный, и выучит, наконец, текст Символа веры и станет христианином не фиктивным, а живым членом Церкви Христовой. Аминь.

Предыдущая проповедь

17 мая 2009

Неделя о самаряныне
Следующая проповедь

14 июня 2009

Неделя всех святых

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00