Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Храм Спаса Нерукотворного Образа. Неизвестные страницы истории

Мы уже стали привыкать к тому, что в Россию возвращаются из-за рубежа архивы и святыни, вывезенные туда после революции. Подобное случилось и с архивом князей Всеволожских, о существовании которого мало кто подозревал.

В числе раритетов – около ста пятидесяти фотографий, документы, а также особо чтимая семьей икона Казанской Божией Матери. Эта икона в 2017 году заняла почетное место в храме Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни. Постепенно открывают свои тайны и российские архивы. Найденным материалам и неизвестным страницам истории постройки храма посвящен этот материал.

В Центральном государственном историческом архиве сохранилось прошение Елены Васильевны Всеволожской (1850–1906), адресованное митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому), датированное 14 марта 1899 года, в котором, в частности, говорится:

«…Спешу выразить Вам, Владыко, мое сердечное желание. Я прошу Вас разрешить мне построить церковь в имении моем Рябово, находящееся в Петербургской Губернии Шлиссельбургского уезда, по Ириновской Железной Дороге… Церковь эту обязуюсь содержать на свой счет, как и домовую, и никаких денежных пособий у Святейшего Синода не прошу…».

Место для храма было выбрано приблизительно в 150 саженях от усадьбы на южном краю парка, где годом ранее был похоронен муж Елены Васильевны, предводитель дворянства Шлиссельбургского уезда Павел Александрович Всеволожский (1839–1898). Храм и задумывался как храм-усыпальница семейства Всеволожских, об этом еще при жизни мечтал сам Павел Александрович. Вот как описывает данное обстоятельство в прошении митрополиту Е.В. Всеволожская:

«Мой покойный муж родился в Рябово, и его сердечное желание было построить церковь со склепом, в котором похоронить нас и тех из членов нашей семьи, которые этого пожелали бы. Он был болен три года, и, покуда был в памяти, неоднократно плакал и сокрушался, что ему не удалось привести в исполнение свое желание и что в Рябово он похоронен не будет. 16 августа прошлого года Богу угодно было взять у меня мужа моего, и митрополит Палладий разрешил мне устроить склеп и похоронить мужа в саду, на том месте, где он желал. Теперь мое единственное желание и единственное утешение это мысль о постройке этой церкви, которую хотела бы освятить в годовщину смерти моего мужа 16 Августа сего года…»

Уже 5 апреля 1899 года из Духовной консистории поступил ответ с благословением на строительство храма на Румболовской горе.

При этом от Е.В. Всеволожской потребовалось передать отведённый земельный участок Санкт-Петербургской епархии и предоставить несколько формальных документов, в том числе удостоверение из Санкт-Петербургского Окружного суда, о том, что земельный участок в Рябово (так до революции именовался нынешний Всеволожск), отводимый под строительство, не находится под запрещением (арестом). Последнее требование Консистории являлось вполне обоснованным, ибо финансовое состояние Всеволожских устойчивым назвать было нельзя. Даже продажа участков в конце XIX века под дачное строительство не смогла поправить их дела. Поэтому Всеволожские для покрытия долгов неоднократно брали кредиты в банке под залог имущества и земли. Нехватка средств способствовала и тому, что церковь не удалось построить ни в 1899 году, как планировалось первоначально, ни в 1900-м. Освящение ее состоялось лишь 29 августа (16 августа по старому стилю) 1901 в день празднования Спаса Нерукотворного Образа. В нижней части храма, куда из церковного зала вела располагавшаяся у южной стены храма лестница, помещалась усыпальница Всеволожских.

 * * *

Отвлечемся на время от истории строительства храма и зададимся вопросом, почему же до 1901 года в Рябово, весьма крупном по тем временам населенном пункте, не существовало православных церквей. Ведь, как мы знаем из истории, церкви строили на Руси в каждом селе и в первую очередь. Однако все проясняется, если взглянуть на этнический состав населения. Дело в том, что вплоть до начала ХХ века в Рябово и в окружающих деревнях (Романовка, Румболово, Пугарево…) проживало преимущественно финское население. Их массовое выселение произошло в годы Великой Отечественной войны. Финны, лютеране по вероисповеданию, являлись прихожанами кирхи во имя св. Регины, возведенной в 1778 году бароном Фредериксом и находившейся на месте нынешнего мемориального захоронения на Румболовской горе.

О том, что православных в Рябово было меньшинство, говорит хотя бы такой факт: в открывшемся в 1901 году Рябовском двухклассном училище 70% учащихся детей были из лютеранских семей. Православным же приходилось пользоваться церковью в Колтушах, что далеко и неудобно, либо маленькой домовой церковью, находившейся на втором этаже усадебного дома и освященной в честь св. князя Всеволода Гавриила Псковского. Надо отдать должное, Всеволожские разрешали крестьянам посещать домовую церковь, об этом пишет сама Елена Васильевна:

«Всем крестьянам и православным жителям нашей местности мы всегда разрешаем посещать нашу церковь, потому что все другие храмы настолько отдалены, что крестьяне были бы лишены счастья присутствовать на Богослужении…» «Церковь очень красивая, – пишет далее Елена Васильевна, – колонны в иконостасе взяты от катафалка императора Александра I и подарены деду моего мужа для его храма в память императора».

Недостатком усадебной церкви являлось то обстоятельство, что она, во-первых, была очень мала, а во-вторых, службы в ней проходили нерегулярно. В Российском государственном историческом архиве есть любопытное письмо-отчет священника Александра Алексеева, служившего летом 1894 года в Рябово. Согласно письму, священник, приезжавший на лето по приглашению Е. В. Всеволожской, провел за четыре летних месяца всего 18 служб, в число которых входили крещения младенцев и отпевание умерших. Священник в письме просил оплатить ему службы по следующему тарифу: всенощное бдение и крещение – по 3 рубля; обедня и молебен – по 6 рублей; всего счет был выставлен на 96 рублей.

Впоследствии в усадебной церкви стал служить священник тульской епархии Петр Фурсов, живший в доме Всеволожских и получавший жалованье 300 рублей в год. Однако удовлетворить православное население Рябова, значительно увеличившееся к концу XIX века в связи с распродажей Всеволожскими земель под дачи, эта маленькая церковь уже не могла, требовалась постройка новой, что и было осуществлено к 1901 году.

Архитектурные загадки

Прихожане уже привыкли к облику храма на Дороге жизни, но для тех, кто его видит впервые, архитектурные решения кажутся необычными. Восьмигранник в плане, шатер вместо купола… Просто, аскетично, но, сними со здания крест, едва ли догадаешься, что это храм. Так и было в 1980-х: здание церкви стояло заброшенное, без окон, без дверей и те, кто впервые ехал по Дороге жизни, спрашивали обычно, что это за сооружение.

А между тем подзабытые ныне шатровые восьмигранные церкви были очень распространены на Руси в XV–XVI веках. Простые и надежные, они не требовали ни больших средств для постройки, ни особого искусства архитекторов, как это требовалось, скажем, для многокупольных храмов византийской традиции. Условная «архитектурная простота» не очень нравилась священноначалию, и при патриархе Никоне в 1653 году строительство шатровых церквей было приостановлено как «не соответствующих чину». Вот и возникает вопрос, каким образом шатровый храм мог появиться во Всеволожске в начале ХХ века, если подобная строительная традиция храмов оказалась в России фактически забытой?

Рискнем предположить, что в условиях недостатка средств (чего скрывать – фактического предбанкротства Всеволожских, которым грозила распродажа имущества с торгов), данный вид здания при постройке оказался самым экономичным и, что немаловажно, позволял Елене Васильевне сэкономить на дорогостоящей работе архитектора. Ведь здесь в принципе можно было обойтись эксизным проектом или вовсе подробным рисунком. В письме митрополиту Антонию Елена Васильевна именно о рисунке храма упоминает.

Возможно, как-то повлиял на выбор облика храма и его первый настоятель – священник Петр Фурсов. Дело в том, что в 1847–1857 годах он служил в селе Бакино Тульской губернии в церкви св. Иоанна Златоуста и занимался постройкой нового каменного здания церкви вместо старого деревянного. Храм, несмотря на острую нехватку средств, был в короткие сроки построен и чем-то напоминал наш храм Спаса Нерукотворного Образа, хотя в плане представлял собой квадрат, а не восьмиугольник.

* * *

Если насчет архитектуры храма мы можем делать лишь предположения, а потому уязвимы для критики, то насчет желания устроить в храме семейную усыпальницу Всеволожских сомнений быть не должно: она задумана наподобие Никольского храма-усыпальницы князей Кочубеев в селе Диканьки на Украине. Да, детство и юность Елена Васильевна (в девичестве княжна Кочубей) провела в этом воспетом Н. В. Гоголем крае. В Диканьке в склепе Никольской церкви покоились пять князей и три княгини из рода Кочубеев, в том числе и родители Е. В. Всеволожской. Видимо, по образцу диканьской церкви Елена Васильевна и задумала устроить в храме Спаса Нерукотворного Образа в Рябово усыпальницу, но только уже рода Всеволожских.

После смерти в 1906 году Е.В. Всеволожской ее захоронили в склепе построенной ею церкви рядом с мужем, а забота о храме пала на ее сына Василия Павловича и его жену Лидию Филипповну. В первом браке Лидия Филипповна являлась женой известного издателя Адольфа Маркса, вы- пускавшего очень популярный в Российской империи журнал «Нива». После его смерти в 1904 году она стала директором-распорядителем издательства и обладателем огромного состояния; выйдя замуж за Василия Всеволожского, она помогла ему наконец-то выкупить заложенное имение Рябово. Кстати, именно Лидии Филипповне мы в основном обязаны тем, что бесценный архив Всеволожских и семейная икона Казанской Божией Матери не пропали в самые сложные первые годы эмиграции в Париже и впоследствии вернулись в Россию.

Сергей Петров

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00