Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВОИХ СЛЕПЫХ

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие ещё об одном чуде, которое Господь совершил во время Своей земной жизни. Евангелие говорит лишь о некоторых чудесах, которые особенно запомнились для народа и которые поразили апостолов и евангелистов, будущих писателей этих Евангелий.

Сегодняшнее Евангелие оканчивается такими словами: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Эти слова свидетельствуют о том, что исцелений и чудес, которые совершил Христос, чудес, направленных к человеку ради облегчения его страданий, его жизни, его немощей было неописуемое количество. О них можно сказать словами евангелиста Иоанна Богослова. Он, заканчивая своё Евангелие, говорит: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (о Христе, о Его жизни, о Его словах и о Его чудесах).

Поэтому в связи с этим, так ценны эти евангельские отрывки, которые рассказывают нам о чудесах исцеления. Болезни и страдания, которые от них происходят — самые распространённые сейчас скорби, которые касаются сегодня одного человека, завтра другого; сегодня его самого, завтра его близких, родных, детей и так далее. Болезни — это обычно очень понятный зов Божий для человека, в котором мы видим действующую руку Божию. При правильном духовном устроении болезни всегда подвигают человека к покаянию, заставляют помнить о забытом Боге, о Церкви, и таким образом заставляют человека молиться. А без молитвы человек теряет не только христианское, а, можно сказать, человеческое достоинство, потому что сама молитва, способность произносить и совершать молитву — это одно из высших проявлений человеческого духа, которое отличает человека от животного. Не молится человек, значит, приближается к бессловесным животным тварям. Если молится, значит, является существом разумным, сотворённым Богом и понимающим свою зависимость от Бога.

Когда Господь шёл по одному селению, за Ним неотступно следовало двое слепых. Они шли, не обращая внимание ни на кого, да они и не видели никого, а только, наверное, слышали, они понимали, что идёт Господь, а за Ним огромная толпа народа. И они неотступно шли  вслед за Христом и кричали: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас». Как они шли за толпой, с какой скоростью шла эта толпа, где она шла, по какой дороге? Всё это вопросы, которые показывают, как непросто было этим слепым людям следовать за Христом. Все остальные видели, куда шли, а слепые передвигались где на ощупь, где на слух, где посохом ощупывая себе дорогу. Может быть, кто-то им помогал из неравнодушных людей и вёл их. Но они продолжали кричать, невзирая на толпу народную, в которой каждый человек был занят какими-то своими мыслями, думами. Вопли слепых мешали народу слушать слова Христа. Но, тем не менее, так велика была их пламенная вера, так они желали и мечтали об исцелении, что они не обращали ни на кого внимания и произносили свою молитву. Они кричали её, идущую из глубины сердца: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас».

Такие мгновения редко, но бывают и в нашей жизни, когда мы, не обращая внимание ни на кого, молимся и не стыдимся показать кому-то свою веру. Иногда обстоятельства жизни складываются таким образом, например, когда мы, прохаживаясь в больнице, где происходит операция близкому, родному человеку или ещё в каких-то скорбях, болезнях, что мы не видим никого и видеть не хотим, при этом нам безразлично, кто нас видит, в чём нас видят, как одеты мы,  как выглядим. Всё это оказывается совершенно безразлично, потому что та скорбь, которая обладает человеком, делает всё остальное второстепенным и абсолютно ненужным.

В подобной ситуации были и эти слепые, они молились очень глубоко и искренне. Они молились такими словами: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас». Что означают эти слова? Они называют Христа сыном Давида, то есть признают Его Мессией, потому что все пророки говорили, что Мессией будет представитель рода Давидова. Обратите внимание, что все книжники, фарисеи отвергают Христа как Мессию, не видят в Нём Бога, не признают Его Божественного посланничества, признают за обманщика, шарлатана и так далее, а эти слепые, которые не видят Его зрительно, но искренне исповедуют Его Мессией. Книжники и фарисеи заставляют замолчать народ, отбивают народ, чтобы он не ходил за Христом, а слепые не хотят знать никаких ограничений, запретов и в своих речах из глубины сердца признают Христа Мессией: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас».

Эта молитва является кратким, сокращённым вариантом Иисусовой молитвы. Характер её произнесения показывает, какой должна быть наша с вами молитва, чтобы, по крайней мере, когда мы встаём перед иконой утром и вечером, когда обращаемся к Богу в течение дня, она не была каким-то тяжелейшим оброком и данью Богу. Когда мы её таким образом исполняем, как будто тяжелую обязанность, нужную одному Богу, от неё нет никакого прока и дела. При этом сердце и мысли улетают куда-то в неизвестном направлении. От такой молитвы никакой пользы нет, а только радость для бесов, когда они видят, что молитва оказывается  пустой. Иногда такая молитва вменяется в грех человеку, когда он начинает во время молитвы либо проводить рабочее совещание, либо планерку. Мысли, как рой пчёл, сразу от дьявола всеваются, злые прячутся под добрые, чтобы человека отвести от молитвы.

Дай Бог, чтобы, когда мы молимся, наши молитвы шли от сердца всегда, чтобы мы ценили эти мгновения нашей жизни, потому что они очень важны для нашей с вами бессмертной души.

Слепые неотступно следовали за Христом. Слепота, конечно, это страшный недуг, тяжёлая болезнь для человека, которая обрекает его на скорбную жизнь, на инвалидность, абсолютную беспомощность в жизни, но, тем не менее, это не самое страшное, что может быть в жизни человека. Святые отцы без всякого сомнения говорят, что духовная слепота намного страшнее. Физическая слепота по отношению к жизни вечной может иметь спасительное значение, может спасти человека, что он терпит эти страдания, безропотно несёт свой крест. А духовная слепота  гибельна, она закрывает  от человека вечность. Если человек не прозреет в этой жизни, если не увидит Бога и не признает Его, если бытие в этом мире не соотнесёт с Его жизнью, то он останется духовно слепым, и в вечной жизни не увидит никого и ничего святого: ни Бога, ни Его Небесного Царства, ни ликов святых. Он останется и там духовно слепым и орудием дьявола и его тёмного царства.

Поэтому как страшно, как опасно остаться слепым, не увидеть, не найти Бога. Тогда человек зря проживает эту жизнь. Тогда эта жизнь никуда его не ведёт, она напрасна. Мы об этом с вами не задумываемся, что можно жизнь прожить напрасно, но некоторые наши классики задумывались и говорили, что нельзя жить так, чтобы было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Но «бесцельно прожитые годы» там имели другое значение – жизнь,  положенную на алтарь революции, а у нас с вами речь совсем о другом идёт, чтобы душу свою спасти и соединить с Господом. Как распространяется эта духовная слепота, как она захватывает людей, как погружает их в житейскую суету, не давая ни мгновения, ни минуты свободной, не давая времени задуматься, зачем живёшь, в чём смысл твоей жизни. Знаменитый русский философ  Николай Бердяев об этой бесконечной суете говорил так: «В жизни человека главенствуют три учреждения: больница, тюрьма и кладбище». Самые основные. Если в одно не попадёшь, так в другое, не в другое, так в третье точно все попадут, никто не минует. И эта безысходность человеческой жизни без Бога — одна суета. Если задуматься, в чём смысл такой жизни? Завтра утром на работу, после работы домой, ужин, телевизор и спать, а завтра опять на работу. Такая бессмысленная жизнь каждый день. Ну, заработали что-то, купили, потом продали опять. В такой ежедневной суете, если нет Бога, то жизнь какая-то никчёмная.

Вы не обращали внимания на такой момент: как неинтересно общаться с неверующими людьми. Не дай Бог, остаться на день, на неделю в обществе атеистов, в обществе неверующих людей, особенно если они ещё среднего интеллекта, среднего образования, или ниже среднего. Говорить с ними вообще не о чем, это мучение. Какие-то дежурные фразы о погоде, о политике, о скорых выборах, ну ещё о спорте — и всё, тем больше нет, вообще не о чем говорить. Смотрите, насколько  бедна, насколько некрасива и бессодержательна жизнь человека без Бога. А бывает в жизни так, что встретятся абсолютно чужие люди, никаких родственных, близких отношений, а вера одна и не наговориться людям, не расстаться, сон отбегает, потому что бывает так важно, так спасительно, так хочется выговориться о каких-то важных духовных вещах: о Боге, о Церкви, о смысле жизни.

 Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы жили не как слепые котята, ничего не видящие вокруг, а как существа, созданные Богом, чтобы мы осмысленно жили, имея разум, вложенный в нас Богом, и видели Его постоянно, каждый день, в любых проявлениях нашей жизни. А ведь Господь как хочет, чтобы мы прозрели. Как каждый нормальный отец и мать хотят видеть добрых детей, точно так же и Господь хочет, чтобы Его дети были послушными, чтобы они знали Его, чтобы они обращались к Нему и просили Его о помощи, молились, беседовали и общались с Ним.

Современные безбожники, которые не ходят в храм, всегда имеют алиби, как преступники на момент преступления: у меня Бог в душе. Все ваши обряды, установления — всё это внешне, всё это обман, одурманивание мозгов, мне ничего этого не надо. Но Бог в душе — это же иллюзия. Допустим, человек хочет пить, особенно летом после работы или пробежит несколько километров. Встречает его знакомый и начинает ему рассказывать о физических свойствах воды, что формула воды Н2О, вода бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии, в одном состоянии она более полезна, в другом менее полезна. И так может целый час рассказывать о воде, пока человек не умрёт от жажды, не вкусив этой воды. Точно так же и о Боге: можно знать всё, беседовать, разговаривать, думать, что Он у тебя в душе, но на самом деле, не вкусив Тела и Крови Христовых, не соединившись с Богом — нет Его. Размышления о Боге — это пустые слова. Да и что человек может рассказать о Боге,  чаще всего даже в руки не беря Священное Писание, ни строчки не прочитав из Библии, не зная ничего ни о Боге, ни о Церкви – это всё обман, плен сатанинский.

Поэтому, так важна молитва. Если бы дети месяц не разговаривали, не общались со своими родителями, живя в одном доме, в одной комнате, как это можно объяснить, как вынести это. А если дети Божьи с Ним не разговаривают месяцами: сегодня пропустил утреннюю молитву, завтра снова не молился, вечером обленился или с работы поздно приехал, или залёг за телевизор, за газеты, скоро выборы, и газеты пачками будут приносить бесплатно, или ещё что. И так без молитвы проходит один день, второй, третий, в храм Божий человек не ходит месяцами и годами. О чём можно ещё сказать? Уже от христианства ничего не остаётся. И живёт человек в такой слепоте, не видит Бога, не знает Его, а когда перешагивает порог вечности, эта вечность для него оказывается абсолютно незнакомой. Он не знает, куда идти, его там никто не ждёт и, что самое главное, он не знает, что делать в этой вечности. Здесь он привык ходить в казино, в рестораны, ходить по каким-то увеселительным заведениям. А там ничего этого нет: ни ресторанов, ни казино, ни игровых клубов, а страсти-то остались. К этим страстям привык человек в земной жизни, они прочно сидят в его душе, а удовлетворения страстям в ином мире нет. Человек сам, в своей душе устраивает ад, и душа мучается даже без помощи самого дьявола. Вот как важно жить с Богом. Какое это величайшее счастье: знать Его, найти Его и никогда от Него не уходить.

Эти два слепца, которые неотступно следовали за Христом, обличают наше маловерие, наше нерадение о Боге и заставляют так же, как они, пламенно веровать, так же пламенно молиться Богу. И когда Господь вошёл в дом, эти два слепых человека были подведены к Нему. Он спросил их: «Что вы хотите?»

 — «Чтобы прозреть».

—  «А веруете ли, что Я могу это сделать?»

—  «Веруем, Господи».

 Поклонились Ему, и Господь исцелил по вере их.

Этот вопрос Господь сегодня и нам с вами задает: «А веруете ли, что Я могу это сделать? Когда вы молитесь о своих нуждах, о своих детях, о своих сыновьях, о скорбях, о детях неверующих, о детях наркоманах, алкоголиках, о мужьях, подверженных тем или иным недугам и так далее. А веруете ли, что Я могу это сделать? А в чем эта вера у вас выражается? Если вы веруете, то почему вас месяцами нет в храме, где Я присутствую, Господь, особой благодатью? Если вы веруете, то почему не молитесь, почему не причащаетесь? Разве в этом вашем абсолютном бездействии, игнорировании Бога, проявляется ваша вера в то, что Я могу это сделать?»

Дай Бог, чтобы в этих обстоятельствах жизни мы с вами так же, как слепые, произносили: «Веруем, Господи», всегда поклонялись Ему и предавали Ему всю свою жизнь. Вера в Бога — это не только вера в Его бытие, в Его существование, в то, что Он управляет миром, в то, что Он является Творцом и Промыслителем, но вера, по смыслу самого этого слова, означает в большей степени доверие Богу. Не вера в Бога, а вера Богу. Такая вера, как жена верит своему мужу: он не изменит ей, не предаст семью, детей. Есть вера в человека, в хорошем смысле слова, а есть вера Богу, доверие Ему, когда человек всю свою жизнь отдаёт, вручает полностью в руки промыслу Божию. При этом такая вера не означает абсолютного бездействия человека, это протестантское наследие — абсолютно ничего не делать, а Бог Сам тебя, как без вёсел в лодке, куда-то отправит и куда-то ты приедешь. Нет.

Христианство никогда не было пассивной религией. Мы с вами посетили многие монастыри, Соловки скоро посетим, удивительное место на севере, совершенно диком краю, казалось бы, не приспособленном для жизни людей, но процветала обитель необыкновенным подвижническим трудом монахов. Это труд не ради труда, не ради работы, а работа, которая была наполнена послушанием Богу, работа, как служение Богу, служение братии, служение людям.

А мы с вами как работаем? Иногда до фанатизма доходит, работа ради работы, цели ставим себе: заработать сегодня одну сумму, завтра другую, большую, купить что-то ещё. Работать, работать, работать, детей обеспечить, образование им устроить, купить и то, и это, всё покупаем, а потом оказываемся у разбитого корыта, по Пушкину. Старались, добивались чего-то, а потом во мгновение оказывается, что не туда шли, что никому не надо это, потому что детям недодали внимания, семье не уделяли внимания. В результате или пошло всё прахом, или не оценено с благодарностью близкими, родными, или ушло совсем в чужие руки после нашей смерти, людям, которые никакого труда не прилагали, чтобы приобрести что-либо из этих благ земных.

Видите, дорогие братия и сестры, как важно не быть слепым, как важно всякое дело совершать с Господом. А Господь, как любящий отец, жаждет, чтобы каждый человек был с Ним, и Он напоминает о Себе, особенно тем людям, у которых Бог в душе. Он хочет, чтобы этот Бог прозрел, чтобы эта искорка, эта мысль о Боге, совершенно неоформившаяся, чтобы она как- то развилась, как-то проросла. Господь напоминает болезнями, напоминает скорбями и раз, и два, и три, и смотрит, понимает человек или нет.

Совсем недавно, буквально недели две назад, отпевали одного человека в нашем храме. Стал хорошо зарабатывать, деньги левые пошли. Семья уже не нужна стала, потому что  пошли пьянки, гулянки. Сегодня пришёл ночевать, завтра не пришёл. Как деньги появляются, так любовниц множество сразу. Одна авария произошла — не понял, вторая авария — опять не понял, третья авария — машина вдребезги разбивается, а он снова ничего не понял. Тогда самого маши-на сбивает, переломы рук, ног. Не смертельно, но в больнице умирает совсем от другого.   

Таких примеров вокруг — сплошь и рядом. Каждую неделю Господь напоминает то болезнями, то авариями, то скорбями, чтобы люди вспомнили о Нём, нашли Его, пришли в храм Божий. И дай Бог, чтобы мы не нуждались в этих Божественных напоминаниях, а если они случаются в нашей жизни, то мы мгновенно переориентировали бы свою жизнь, как по компасу сверяли, и сразу в храм Божий бежали и молились, соединялись с Господом. Тогда все скорби будут иметь смысл, и все они кончатся, потому что Господь создал каждого человека для счастья. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что человек создан Богом для счастья, как птица для полета. Дай Бог, чтобы мы были достойны милости Божией и никогда от Него не отходили . Аминь.

26 июля 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие ещё об одном чуде, которое Господь совершил во время Своей земной жизни. Евангелие говорит лишь о некоторых чудесах, которые особенно запомнились для народа и которые поразили апостолов и евангелистов, будущих писателей этих Евангелий.

Сегодняшнее Евангелие оканчивается такими словами: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Эти слова свидетельствуют о том, что исцелений и чудес, которые совершил Христос, чудес, направленных к человеку ради облегчения его страданий, его жизни, его немощей было неописуемое количество. О них можно сказать словами евангелиста Иоанна Богослова. Он, заканчивая своё Евангелие, говорит: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (о Христе, о Его жизни, о Его словах и о Его чудесах).

Поэтому в связи с этим, так ценны эти евангельские отрывки, которые рассказывают нам о чудесах исцеления. Болезни и страдания, которые от них происходят — самые распространённые сейчас скорби, которые касаются сегодня одного человека, завтра другого; сегодня его самого, завтра его близких, родных, детей и так далее. Болезни — это обычно очень понятный зов Божий для человека, в котором мы видим действующую руку Божию. При правильном духовном устроении болезни всегда подвигают человека к покаянию, заставляют помнить о забытом Боге, о Церкви, и таким образом заставляют человека молиться. А без молитвы человек теряет не только христианское, а, можно сказать, человеческое достоинство, потому что сама молитва, способность произносить и совершать молитву — это одно из высших проявлений человеческого духа, которое отличает человека от животного. Не молится человек, значит, приближается к бессловесным животным тварям. Если молится, значит, является существом разумным, сотворённым Богом и понимающим свою зависимость от Бога.

Когда Господь шёл по одному селению, за Ним неотступно следовало двое слепых. Они шли, не обращая внимание ни на кого, да они и не видели никого, а только, наверное, слышали, они понимали, что идёт Господь, а за Ним огромная толпа народа. И они неотступно шли  вслед за Христом и кричали: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас». Как они шли за толпой, с какой скоростью шла эта толпа, где она шла, по какой дороге? Всё это вопросы, которые показывают, как непросто было этим слепым людям следовать за Христом. Все остальные видели, куда шли, а слепые передвигались где на ощупь, где на слух, где посохом ощупывая себе дорогу. Может быть, кто-то им помогал из неравнодушных людей и вёл их. Но они продолжали кричать, невзирая на толпу народную, в которой каждый человек был занят какими-то своими мыслями, думами. Вопли слепых мешали народу слушать слова Христа. Но, тем не менее, так велика была их пламенная вера, так они желали и мечтали об исцелении, что они не обращали ни на кого внимания и произносили свою молитву. Они кричали её, идущую из глубины сердца: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас».

Такие мгновения редко, но бывают и в нашей жизни, когда мы, не обращая внимание ни на кого, молимся и не стыдимся показать кому-то свою веру. Иногда обстоятельства жизни складываются таким образом, например, когда мы, прохаживаясь в больнице, где происходит операция близкому, родному человеку или ещё в каких-то скорбях, болезнях, что мы не видим никого и видеть не хотим, при этом нам безразлично, кто нас видит, в чём нас видят, как одеты мы,  как выглядим. Всё это оказывается совершенно безразлично, потому что та скорбь, которая обладает человеком, делает всё остальное второстепенным и абсолютно ненужным.

В подобной ситуации были и эти слепые, они молились очень глубоко и искренне. Они молились такими словами: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас». Что означают эти слова? Они называют Христа сыном Давида, то есть признают Его Мессией, потому что все пророки говорили, что Мессией будет представитель рода Давидова. Обратите внимание, что все книжники, фарисеи отвергают Христа как Мессию, не видят в Нём Бога, не признают Его Божественного посланничества, признают за обманщика, шарлатана и так далее, а эти слепые, которые не видят Его зрительно, но искренне исповедуют Его Мессией. Книжники и фарисеи заставляют замолчать народ, отбивают народ, чтобы он не ходил за Христом, а слепые не хотят знать никаких ограничений, запретов и в своих речах из глубины сердца признают Христа Мессией: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас».

Эта молитва является кратким, сокращённым вариантом Иисусовой молитвы. Характер её произнесения показывает, какой должна быть наша с вами молитва, чтобы, по крайней мере, когда мы встаём перед иконой утром и вечером, когда обращаемся к Богу в течение дня, она не была каким-то тяжелейшим оброком и данью Богу. Когда мы её таким образом исполняем, как будто тяжелую обязанность, нужную одному Богу, от неё нет никакого прока и дела. При этом сердце и мысли улетают куда-то в неизвестном направлении. От такой молитвы никакой пользы нет, а только радость для бесов, когда они видят, что молитва оказывается  пустой. Иногда такая молитва вменяется в грех человеку, когда он начинает во время молитвы либо проводить рабочее совещание, либо планерку. Мысли, как рой пчёл, сразу от дьявола всеваются, злые прячутся под добрые, чтобы человека отвести от молитвы.

Дай Бог, чтобы, когда мы молимся, наши молитвы шли от сердца всегда, чтобы мы ценили эти мгновения нашей жизни, потому что они очень важны для нашей с вами бессмертной души.

Слепые неотступно следовали за Христом. Слепота, конечно, это страшный недуг, тяжёлая болезнь для человека, которая обрекает его на скорбную жизнь, на инвалидность, абсолютную беспомощность в жизни, но, тем не менее, это не самое страшное, что может быть в жизни человека. Святые отцы без всякого сомнения говорят, что духовная слепота намного страшнее. Физическая слепота по отношению к жизни вечной может иметь спасительное значение, может спасти человека, что он терпит эти страдания, безропотно несёт свой крест. А духовная слепота  гибельна, она закрывает  от человека вечность. Если человек не прозреет в этой жизни, если не увидит Бога и не признает Его, если бытие в этом мире не соотнесёт с Его жизнью, то он останется духовно слепым, и в вечной жизни не увидит никого и ничего святого: ни Бога, ни Его Небесного Царства, ни ликов святых. Он останется и там духовно слепым и орудием дьявола и его тёмного царства.

Поэтому как страшно, как опасно остаться слепым, не увидеть, не найти Бога. Тогда человек зря проживает эту жизнь. Тогда эта жизнь никуда его не ведёт, она напрасна. Мы об этом с вами не задумываемся, что можно жизнь прожить напрасно, но некоторые наши классики задумывались и говорили, что нельзя жить так, чтобы было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Но «бесцельно прожитые годы» там имели другое значение – жизнь,  положенную на алтарь революции, а у нас с вами речь совсем о другом идёт, чтобы душу свою спасти и соединить с Господом. Как распространяется эта духовная слепота, как она захватывает людей, как погружает их в житейскую суету, не давая ни мгновения, ни минуты свободной, не давая времени задуматься, зачем живёшь, в чём смысл твоей жизни. Знаменитый русский философ  Николай Бердяев об этой бесконечной суете говорил так: «В жизни человека главенствуют три учреждения: больница, тюрьма и кладбище». Самые основные. Если в одно не попадёшь, так в другое, не в другое, так в третье точно все попадут, никто не минует. И эта безысходность человеческой жизни без Бога — одна суета. Если задуматься, в чём смысл такой жизни? Завтра утром на работу, после работы домой, ужин, телевизор и спать, а завтра опять на работу. Такая бессмысленная жизнь каждый день. Ну, заработали что-то, купили, потом продали опять. В такой ежедневной суете, если нет Бога, то жизнь какая-то никчёмная.

Вы не обращали внимания на такой момент: как неинтересно общаться с неверующими людьми. Не дай Бог, остаться на день, на неделю в обществе атеистов, в обществе неверующих людей, особенно если они ещё среднего интеллекта, среднего образования, или ниже среднего. Говорить с ними вообще не о чем, это мучение. Какие-то дежурные фразы о погоде, о политике, о скорых выборах, ну ещё о спорте — и всё, тем больше нет, вообще не о чем говорить. Смотрите, насколько  бедна, насколько некрасива и бессодержательна жизнь человека без Бога. А бывает в жизни так, что встретятся абсолютно чужие люди, никаких родственных, близких отношений, а вера одна и не наговориться людям, не расстаться, сон отбегает, потому что бывает так важно, так спасительно, так хочется выговориться о каких-то важных духовных вещах: о Боге, о Церкви, о смысле жизни.

 Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы жили не как слепые котята, ничего не видящие вокруг, а как существа, созданные Богом, чтобы мы осмысленно жили, имея разум, вложенный в нас Богом, и видели Его постоянно, каждый день, в любых проявлениях нашей жизни. А ведь Господь как хочет, чтобы мы прозрели. Как каждый нормальный отец и мать хотят видеть добрых детей, точно так же и Господь хочет, чтобы Его дети были послушными, чтобы они знали Его, чтобы они обращались к Нему и просили Его о помощи, молились, беседовали и общались с Ним.

Современные безбожники, которые не ходят в храм, всегда имеют алиби, как преступники на момент преступления: у меня Бог в душе. Все ваши обряды, установления — всё это внешне, всё это обман, одурманивание мозгов, мне ничего этого не надо. Но Бог в душе — это же иллюзия. Допустим, человек хочет пить, особенно летом после работы или пробежит несколько километров. Встречает его знакомый и начинает ему рассказывать о физических свойствах воды, что формула воды Н2О, вода бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии, в одном состоянии она более полезна, в другом менее полезна. И так может целый час рассказывать о воде, пока человек не умрёт от жажды, не вкусив этой воды. Точно так же и о Боге: можно знать всё, беседовать, разговаривать, думать, что Он у тебя в душе, но на самом деле, не вкусив Тела и Крови Христовых, не соединившись с Богом — нет Его. Размышления о Боге — это пустые слова. Да и что человек может рассказать о Боге,  чаще всего даже в руки не беря Священное Писание, ни строчки не прочитав из Библии, не зная ничего ни о Боге, ни о Церкви – это всё обман, плен сатанинский.

Поэтому, так важна молитва. Если бы дети месяц не разговаривали, не общались со своими родителями, живя в одном доме, в одной комнате, как это можно объяснить, как вынести это. А если дети Божьи с Ним не разговаривают месяцами: сегодня пропустил утреннюю молитву, завтра снова не молился, вечером обленился или с работы поздно приехал, или залёг за телевизор, за газеты, скоро выборы, и газеты пачками будут приносить бесплатно, или ещё что. И так без молитвы проходит один день, второй, третий, в храм Божий человек не ходит месяцами и годами. О чём можно ещё сказать? Уже от христианства ничего не остаётся. И живёт человек в такой слепоте, не видит Бога, не знает Его, а когда перешагивает порог вечности, эта вечность для него оказывается абсолютно незнакомой. Он не знает, куда идти, его там никто не ждёт и, что самое главное, он не знает, что делать в этой вечности. Здесь он привык ходить в казино, в рестораны, ходить по каким-то увеселительным заведениям. А там ничего этого нет: ни ресторанов, ни казино, ни игровых клубов, а страсти-то остались. К этим страстям привык человек в земной жизни, они прочно сидят в его душе, а удовлетворения страстям в ином мире нет. Человек сам, в своей душе устраивает ад, и душа мучается даже без помощи самого дьявола. Вот как важно жить с Богом. Какое это величайшее счастье: знать Его, найти Его и никогда от Него не уходить.

Эти два слепца, которые неотступно следовали за Христом, обличают наше маловерие, наше нерадение о Боге и заставляют так же, как они, пламенно веровать, так же пламенно молиться Богу. И когда Господь вошёл в дом, эти два слепых человека были подведены к Нему. Он спросил их: «Что вы хотите?»

 — «Чтобы прозреть».

—  «А веруете ли, что Я могу это сделать?»

—  «Веруем, Господи».

 Поклонились Ему, и Господь исцелил по вере их.

Этот вопрос Господь сегодня и нам с вами задает: «А веруете ли, что Я могу это сделать? Когда вы молитесь о своих нуждах, о своих детях, о своих сыновьях, о скорбях, о детях неверующих, о детях наркоманах, алкоголиках, о мужьях, подверженных тем или иным недугам и так далее. А веруете ли, что Я могу это сделать? А в чем эта вера у вас выражается? Если вы веруете, то почему вас месяцами нет в храме, где Я присутствую, Господь, особой благодатью? Если вы веруете, то почему не молитесь, почему не причащаетесь? Разве в этом вашем абсолютном бездействии, игнорировании Бога, проявляется ваша вера в то, что Я могу это сделать?»

Дай Бог, чтобы в этих обстоятельствах жизни мы с вами так же, как слепые, произносили: «Веруем, Господи», всегда поклонялись Ему и предавали Ему всю свою жизнь. Вера в Бога — это не только вера в Его бытие, в Его существование, в то, что Он управляет миром, в то, что Он является Творцом и Промыслителем, но вера, по смыслу самого этого слова, означает в большей степени доверие Богу. Не вера в Бога, а вера Богу. Такая вера, как жена верит своему мужу: он не изменит ей, не предаст семью, детей. Есть вера в человека, в хорошем смысле слова, а есть вера Богу, доверие Ему, когда человек всю свою жизнь отдаёт, вручает полностью в руки промыслу Божию. При этом такая вера не означает абсолютного бездействия человека, это протестантское наследие — абсолютно ничего не делать, а Бог Сам тебя, как без вёсел в лодке, куда-то отправит и куда-то ты приедешь. Нет.

Христианство никогда не было пассивной религией. Мы с вами посетили многие монастыри, Соловки скоро посетим, удивительное место на севере, совершенно диком краю, казалось бы, не приспособленном для жизни людей, но процветала обитель необыкновенным подвижническим трудом монахов. Это труд не ради труда, не ради работы, а работа, которая была наполнена послушанием Богу, работа, как служение Богу, служение братии, служение людям.

А мы с вами как работаем? Иногда до фанатизма доходит, работа ради работы, цели ставим себе: заработать сегодня одну сумму, завтра другую, большую, купить что-то ещё. Работать, работать, работать, детей обеспечить, образование им устроить, купить и то, и это, всё покупаем, а потом оказываемся у разбитого корыта, по Пушкину. Старались, добивались чего-то, а потом во мгновение оказывается, что не туда шли, что никому не надо это, потому что детям недодали внимания, семье не уделяли внимания. В результате или пошло всё прахом, или не оценено с благодарностью близкими, родными, или ушло совсем в чужие руки после нашей смерти, людям, которые никакого труда не прилагали, чтобы приобрести что-либо из этих благ земных.

Видите, дорогие братия и сестры, как важно не быть слепым, как важно всякое дело совершать с Господом. А Господь, как любящий отец, жаждет, чтобы каждый человек был с Ним, и Он напоминает о Себе, особенно тем людям, у которых Бог в душе. Он хочет, чтобы этот Бог прозрел, чтобы эта искорка, эта мысль о Боге, совершенно неоформившаяся, чтобы она как- то развилась, как-то проросла. Господь напоминает болезнями, напоминает скорбями и раз, и два, и три, и смотрит, понимает человек или нет.

Совсем недавно, буквально недели две назад, отпевали одного человека в нашем храме. Стал хорошо зарабатывать, деньги левые пошли. Семья уже не нужна стала, потому что  пошли пьянки, гулянки. Сегодня пришёл ночевать, завтра не пришёл. Как деньги появляются, так любовниц множество сразу. Одна авария произошла — не понял, вторая авария — опять не понял, третья авария — машина вдребезги разбивается, а он снова ничего не понял. Тогда самого маши-на сбивает, переломы рук, ног. Не смертельно, но в больнице умирает совсем от другого.   

Таких примеров вокруг — сплошь и рядом. Каждую неделю Господь напоминает то болезнями, то авариями, то скорбями, чтобы люди вспомнили о Нём, нашли Его, пришли в храм Божий. И дай Бог, чтобы мы не нуждались в этих Божественных напоминаниях, а если они случаются в нашей жизни, то мы мгновенно переориентировали бы свою жизнь, как по компасу сверяли, и сразу в храм Божий бежали и молились, соединялись с Господом. Тогда все скорби будут иметь смысл, и все они кончатся, потому что Господь создал каждого человека для счастья. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что человек создан Богом для счастья, как птица для полета. Дай Бог, чтобы мы были достойны милости Божией и никогда от Него не отходили . Аминь.

Предыдущая проповедь

19 июля 2009

Исцеление расслабленного
Следующая проповедь

2 августа 2009

О насыщении народа пятью хлебами. Память пророка Илии

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00