Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление Гадаринского бесноватого

Дорогие братия и сестры! Сегодня за божественной литургией читалось Евангелие от Луки о Гадаринских бесноватых. Это очень важное и нужное для духовной жизни Евангелие, которое Церковь напоминает нам неоднократно в течение года. Так, сегодня, в неделю двадцать третью по Пятидесятнице, как и в пятую неделю после Святой Троицы, Церковь напоминает об одном и том же событии и чуде, которое совершил Господь. Только в первом случае на пятой неделе евангелист Матфей говорит о двух Гадаринских бесноватых, а сегодня говорилось об одном.

Как совместить эти евангельские отрывки? Сколько было, в конце концов, бесноватых: два  или один? Для неверующего человека это соблазн, в котором он может увидеть недостоверность Священного Писания. Но экзегеты Священного Писания объясняют это очень просто: среди двух бесноватых один особенно отличался, и по сравнению с этим бесноватым, степень одержимости которого была  велика, второй был кротким ягнёнком по сравнению с ним и  на его фоне не представлял никакой угрозы для жизни окружающих людей.

Беснование этого гадаринского духовно больного человека было очень тяжким, невыносимым. Во-первых, беснование сделало невозможным проживание его в человеческом обществе, и он вынужден был уйти из селения, из города Гадары куда-то в окрестности и жить на кладбище, в гробах, в погребальных пещерах, где жители хоронили своих умерших близких. Там, в царстве мёртвых обитал этот человек. Он был грозен и страшен для людей своими нечеловеческими воплями, неимоверной физической силой, потому что бесы, вселившись в него, во множестве даровали ему  такую физическую силу, с которой не могли справиться люди. Его заковывали в цепи, но он рвал их, как гнилые верёвки.

Когда Господь вступил Своими пречистыми ногами на землю городов Десятиградия, среди которых были такие города, как Гадары, Гергесы и другие известные селения, то этот бесноватый вышел навстречу Господу, упал перед Ним на колени и вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус,  Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». Казалось бы, кто вправе говорить Господу «прежде времени» или «время настало уже»? Бесы апеллируют этими словами через уста бесноватого человека. Они думали о том, что время их конечной погибели в адских глубинах уже настало, и поэтому они и спрашивают недоуменно, зачем пришёл прежде времени. Ещё жизнь продолжается, ещё не было второго пришествия Христа, окончательного суда над родом человеческим, после которого злые духи будут заключены во ад бесповоротно и окончательно.

Обращает на себя внимание исповедование дьяволом Христа как Сына Божия. Эти слова удивительны. Бесы не нуждаются в доказательствах, которые ищут люди, не чувствующие Бога. Не хотят они о Нём думать, не ищут Его, не знают, сомневаются, проявляют маловерие. А бесы в этом смысле иногда опережают человека, потому что, как говорится в Священном Писании, «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2,19). Их вера совпадает с опытным знанием бытия Божия. Почему? Да потому, что они были все сотворены Богом добрыми духами, чистыми, бесплотными, святыми, которые наряду с Ангелами, сохранившими верность Богу, славословили сначала своего Бога и Создателя. И всякий раз в бессилии и слабости своей, которое упирается во всемогущество Божие, они, конечно же, опытно и реально знают и веруют в Бога. Только вера эта совсем другая. Вера их — бесовская. Есть даже такой специальный термин. Это такая вера, которая характерна для большинства современного человечества, только называется она сейчас по-другому, чтобы не спугнуть других людей, кто слышит такую формулировку. Это такая вера, когда говорят, что Бог в душе. Бог в душе и бесовская вера — это одно и то же, потому что это вера бесов. Она никуда не ведёт, она не приводит их к раскаянию и поклонению Богу. Точно так же, как и вера, которая выражается в словах: «Бог у меня в душе, всегда со мной, вы ко мне не лезьте, я сам знаю, как жить. У меня свои отношения с Богом». Эта вера ни к чему не приводит, ничего не меняет, ни к чему не побуждает. Это вера, которая будет в погибель и осуждение человеку.

Дорогие братия и сестры. Сегодня память митрополита Димитрия Ростовского, молитву которому мы читали, и в этой молитве особенный акцент обращался на то, чтобы заступлением святителя Димитрия, его святыми молитвами мы были бы избавлены от страшного, демонического воздействия — воздействия злых духов. Когда святитель Димитрий во время своей земной жизни говорил поучение точно так же о Гадаринских бесноватых,  он сказал такую лаконичную фразу: «О бесах говорить страшно, а о свиньях мерзко». Красивые слова!

Но почему же о свиньях мерзко говорить? Сейчас, кажется, в наше время наличие мясных продуктов в холодильнике, шашлыки из свинины кажутся верхом кулинарного искусства. И если это присутствует за столом в той или иной компании, то обычно все гости бывают довольны, что есть чего поесть, раз шашлыки есть. Это считается, особенно среди молодежи, среди мужского населения самым изысканным продуктом. Но, дорогие братия и сестры, обращая свои взоры к истории Ветхого Завета, мы должны напомнить, что свиньи были нечистыми животными, и евреям было их запрещено употреблять в пищу. А почему же тогда бесы получили разрешение от Господа войти в стадо свиное, которое паслось в окрестностях иудейского города Гадары, и когда вошли бесы, всё стадо бросилось в море и погибло? Откуда взялись там свиньи?

Дорогие братия и сестры. Многие толкователи Священного Писания говорят, что это был бизнес иудеев. Они зарабатывали деньги, продавая этих свиней язычникам, а сами гнушались, презирали их, потому что они едят свинину, которую иудеи сами же и продали им. Получается соучастие в грехе. Точно так же, как грешат те, кто провоцирует человеческий грех, несёт смерть, разрушение, является источником семейных конфликтов, разводов и самой смерти, распространяя наркотики, продавая алкоголь, табак и другие средства греха, например, из сферы интимных услуг. Человек волей-неволей получается соучастником в этом грехе, подталкивая человека и неся ту или иную степень ответственности за него.

На примере этого евангельского повествования обращают внимание на себя, прежде всего, два момента. Первое: когда бесы вселились в свиней, то они явились источником погибели всего этого свиного стада. Это классический вариант воздействия злых духов. Их можно приручить, как домашнюю скотину, только на первых порах, когда устанавливается контакт между человеком и злыми духами. Тогда они могут проявлять лживую покорность, послушность, показывают, что ими можно манипулировать, управлять, достигать любых своих целей. Но наступает такой момент, когда, попользовавшись их услугами, наступает расплата.  Цель дьявола в отношении любого человека — это его смерть и погибель, причем смерть двоякая: прежде всего, смерть души, а затем и смерть физическая.

Как же проявляется это воздействие дьявола, провоцирующее раннюю смерть человека? Например, понаблюдайте за жизнью той или иной семьи, в которой случался грех самоубийства. Он на пустом месте никогда не возникает. Если случается этот грех, то надо посмотреть в родословной этого человека, там обязательно кто-то был полоумный, безумный, раньше живший, кто открыл доступ дьяволу в свою жизнь и в своё сердце. Это надо очень помнить людям, потому что, когда в родне случается, не дай Бог, такой страшный, вопиющий, безумный поступок, то только благодатью Божией и воцерковлённой сознательной жизнью можно избежать повторения этого греха в кругу своих близких и родных. Плачевно оканчивают жизнь все экстрасенсы, колдуны, бабки, целители. Интересно, что колдуны даже умереть не могут до того момента, как беса не передадут какой-то случайной жертве, оказавшейся рядом. Это может быть кто-то из близких, родных, невольная жертва бесов этой умирающей колдуньи или какой-то совершенно случайный человек. Чаще всего, передача этого беса происходит через рукопожатие: «Дай, доченька, я тебя подержу за ручку». Подержала секунду-две, бес перешёл через некий прямой контакт в другой организм, и колдунья «преспокойно» умирает. Но пока беса не передаст, никогда в жизни не умрёт, хоть будет выглядеть как скелет Кощея Бессмертного. Это страшные вещи, и они повторяются до сего момента. Обладание человеком дьявола, например, внезапно получившим этого беса, как «подарок» от той или иной колдуньи, приводит к удивительным открытиям.

Жил обычный человек, ничем не примечательный, не отличавшийся от других и вдруг начинает видеть бесов, которые везде вокруг появляются в самых различных образах: в виде объектов НЛО, всяких летающих, светящихся предметов, которые роятся вокруг в воздухе, которые влетают в квартиру. От этого повсеместного и постоянного явления бесовского редко какая психика может выдержать, чтобы человек не сошёл с  ума.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, не видим сейчас таких крайних примеров беснования, потому что дьявол поменял свою тактику. Хотя и такие вопиющие примеры встречаются в наше время, но чтобы увидеть их, надо побывать в той или иной святой обители: в Почаевскую лавру съездить, в Киево-Печерскую, Троице-Сергиеву, раньше в Псково-Печерском монастыре были отчитки бесноватых. И когда человек по той или иной причине оказывался в таких обителях, зрелище было не для слабонервных, такие же проявления, как и в гадаринском евангельском бесноватом.

Но в наши дни дьявол во многом поменял тактику. Он спокойно сегодня обладает многими людьми, которые иногда сами не догадываются об этой своей одержимости. Почему же она не проявляет себя? Во-первых, потому, что люди живут без Бога. А дьявол начинает проявлять свою страшную, сокрушительную силу только тогда, когда  происходит соприкосновение человека со святыней: когда он подходит к Святым Дарам, прикладывается к чудотворным иконам, мощам — всё это  невыносимо для дьявола. А во-вторых, потому, что раньше в XIX веке, начале ХХ-го намного больше было верующих людей, чем сейчас, и бесноватых было больше, потому что когда случалось беснование, а люди-то верующие тогда были, и они сразу приходили в храм, там эта одержимость проявлялась, и человек искал исцеление и получал его. Сейчас бесы действуют более скрытно и незаметно, тем самым, продлевая своё время обладания человеком, иногда пожизненно, иногда и окончательно получая власть над его бессмертной душой после смерти. Иногда приступы беснования человек устраивает себе сам: в чрезмерных возлияниях при  употреблении алкоголя, наркотиков, экстаза в результате упоения рок-музыкой, джазом и так далее. В этих случаях, как говорят в народе, «крыша съезжает», теряются защитные механизмы человеческой психики, она остаётся незащищённой, и дьявол вторгается в жизнь человека и обладает им по праву.

В Библии говорится о том, что, когда Господь изгнал человека из рая, Он облёк первых людей в кожаные ризы. Эти кожаные ризы и представляют из себя некий защитный покров, который ограничивает способность органов чувств и защищает, тем самым, от прямого видения злых духов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы человек имел способность видеть злых духов, он не вынес бы этого и сошёл с ума.

У нас встаёт вопрос, в результате чего, в результате какой жизни ещё, кроме упомянутых факторов, человек может сделаться бесноватым? Это состояние, когда человек не противостоит греху, когда он срастается с грехом, когда грех укрепляется, переходит в страсть, без которой жить невозможно. Эта страсть обладает человеком и всеми его волевыми проявлениями, инстинктами, порабощает его, делается второй природой человека. Вот тогда дьявол получает доступ к человеку. Он получает доступ тогда, когда человек живёт и думает только о земном, когда Бога нет в его жизни. Это очень страшное состояние, которое явилось причиной Всемирного потопа. Потому что перед тем, как начался этот потоп, Господь проводит некое совещание между лицами Святой Троицы: «Пойдём и посмотрим, что стало с человеком». И в Библии есть такая фраза, когда Господь снизошёл на землю, что «помышления человеческие стали плотскими на всякое время», то есть человек стал думать только о  плотском и земном, и это было причиной погубления всего рода человеческого, за исключением семейства Ноя. Когда нет Бога, нет благодати в сердце. Оно становится пустым, нечистым, не занятым никем, и тогда дьявол входит спокойно в жизнь и сердце такого человека и обладает им.

Дорогие братия и сестры, но речь-то идёт не о предпотопном человечестве. А что обладает нами в ХХI веке, какие помышления? Чем мы с вами живём, о чем заботимся и беспокоимся? Не о той же ли грехолюбивой плоти? Сколько мы времени уделяем своей бессмертной душе? Посещение храма, исполнение заповедей Божиих, молитва, пост, дела благоугождения, милосердия и так далее. Сколько мы думаем о Боге? Сколько мы говорим с Ним, ищем Его? Когда мы размышляем в таком ракурсе, то видим, что и наша жизнь точно такая же, как жизнь предпотопного человечества. Отличие только в обетовании Божьем о том, что Всемирного потопа уже больше не будет, потому что человек неисправим, и радуга на небе, как символ божественного долготерпения и обещание того, что всемирной погибели уже не будет. Это сдерживает гнев Божий, направляемый на каждого из нас.

Как же противостоять дьявольскому воздействию? Когда апостолы не могли изгнать злого демона  из бесноватого сына одного несчастного отца, они услышали ответ от Господа, что этот род изгоняется только молитвой и постом. Вот два спасительных средства, которых боятся бесы, и по присутствию их в нашей с вами жизни можно говорить о той или иной степени одержимости человека или о чистоте его души и неподвластности дьявольскому воздействию.

Дорогие братия и сестры. Теперь надо задать вопрос, каждый саму себе, а сколько же времени в нашей жизни занимает молитва из двадцати четырёх часов в сутки? Наверное, если по ветхозаветным меркам, по которым мы оказываем благотворительность людям и Церкви, то десятую часть, значит, два с половиной часа должны в сутки молиться, чтобы хотя бы десятину отдать Богу. У нас же, сколько утренняя молитва занимает? У кого пять-десять минут, у кого вообще ни одной минуты, лишь по дороге, в транспорте, в наушниках, наизусть, ещё как-то, а большей частью никак. Вечерняя молитва вообще отсутствует, потому что так жизнь за день измотает, что  сил нет. Пока телевизор посмотрел, поужинал сытно, отключился и всё — вся молитва. В храм приходим помолиться, хорошо, батюшка долго служит, два-три  часа. Так разве молитва-то есть? О чём мы думаем во время молитвы? Скорее бы служба окончилась, что будет потом, после литургии, куда можно съездить, какой шопинг сделать, куда пойти, где развлечься, как провести время, ещё что-нибудь. Это мы думаем во время молитвы. И вот, дорогие братия и сестры, мы видим, что безоружны мы перед дьяволом.

И второе средство, наконец — пост. О, как «любим» мы его, братия и сестры! Ропщем, что порой наступает многодневный пост, Рождественский не за горами… Можно увидеть кислые, недовольные лица, на которых написано: «Опять пост. И так надоел он в среду и пятницу! В офисах, на работе есть нечего, одни соблазны». А затем происходит покаяние: «батюшка, мне есть нечего, я работаю, там, в столовой мясо одно, никак его не выловить из тарелки» и тому подобное.

Дорогие братия и сестры. Как для многих из нас пост является препятствием даже для причащения Святых Христовых Тайн! Мы устанавливаем себе послабление – одно, второе, третье, с трёх дней поста перешли на один день. «Батюшка, а можно с рыбой? А я с творожком. Ну никак без творога не могу. Работа тяжёлая, главный бухгалтер, голова должна соображать. Иначе цифры перепутаю, иначе налоговая не то найдёт в отчетах и придёт с проверкой. Без творожка не могу». Вот и весь наш пост,  и наши средства борьбы с дьяволом — нет их вообще в нашей жизни. Мы безоружны перед ним. И поэтому, братия и сестры, мы становимся такими слабовольными, слабосильными, ни на что не пригодными и ни к чему не способными христианами ХХI века. 

Поэтому пусть это Евангелие о гадаринских бесноватых нас укрепит в бдительности по отношению к злым духам, потому что цель их и задача — наша погибель ,«…дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Дьявола нельзя просто так попусту раздражать. Например, хвалиться перед ним: «я тебя презираю; ты для меня ничего не значишь, я великий, могучий, уже год хожу в Церковь». Такая похвальба перед дьяволом моментально наказывается злыми духами. Сомнения с вызовом по отношению к ним в их присутствии — страшная вещь. Когда вызов брошен дьяволу, он сразу приходит и мстит человеку, начиная обладать им.

В жизни преподобного Серафима Саровского был такой случай, когда к нему пришёл Николай Александрович Мотовилов.  У них состоялся диалог о бытии злых духов, что они такие мерзкие, гнусные, и сила их так велика, что самый ничтожный и малый из них может одним коготком перевернуть и уничтожить всю Вселенную. Тогда этот раб Божий Николай усомнился, что быть такого не может: «Да в меня никогда бес не вселится», и при этих словах он почувствовал, как какое-то страшное, зловонное, мерзкое облако входит в него через внешние органы чувств, и он ничего с этим сделать не может. В течение длительного времени он был бесноватым, испытывал страшные мучения, пока не получил исцеления при открытии мощей святителя Тихона Задонского.

Нельзя беса раздражать неумеренными подвигами, на которые тебе благословения никто не давал. Подвиги какого характера? Не то, что «батюшка, можно мне акафист читать или нельзя?», но когда человек, явно не по своему духовному уровню начинает аскетические подвиги. Например, в Великом Посту ничего не ест, вообще. Начинает молиться по ночам, начинает интересоваться заклинательными молитвами, читать и проверять их воздействие, как реагируют они на злых духов, может ли он их читать или нет. Когда человек провоцирует эту дуэль, этот вызов со злыми духами, то он обречён на поражение, на уничтожение физическое и духовное от этих страшных, злых сил.

 Поэтому, дорогие братия и сестры, будем бояться провоцировать демонов, «лесть на рожон», противостоять им будем со смирением христианскими средствами, которые напоминает нам сегодня Церковь: постом и молитвой, а также благодатью Божией,  крестным знамением, и именем Господа нашего Иисуса  Христа, Которого боятся демоны и не терпят Его. Аминь.

10 ноября 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня за божественной литургией читалось Евангелие от Луки о Гадаринских бесноватых. Это очень важное и нужное для духовной жизни Евангелие, которое Церковь напоминает нам неоднократно в течение года. Так, сегодня, в неделю двадцать третью по Пятидесятнице, как и в пятую неделю после Святой Троицы, Церковь напоминает об одном и том же событии и чуде, которое совершил Господь. Только в первом случае на пятой неделе евангелист Матфей говорит о двух Гадаринских бесноватых, а сегодня говорилось об одном.

Как совместить эти евангельские отрывки? Сколько было, в конце концов, бесноватых: два  или один? Для неверующего человека это соблазн, в котором он может увидеть недостоверность Священного Писания. Но экзегеты Священного Писания объясняют это очень просто: среди двух бесноватых один особенно отличался, и по сравнению с этим бесноватым, степень одержимости которого была  велика, второй был кротким ягнёнком по сравнению с ним и  на его фоне не представлял никакой угрозы для жизни окружающих людей.

Беснование этого гадаринского духовно больного человека было очень тяжким, невыносимым. Во-первых, беснование сделало невозможным проживание его в человеческом обществе, и он вынужден был уйти из селения, из города Гадары куда-то в окрестности и жить на кладбище, в гробах, в погребальных пещерах, где жители хоронили своих умерших близких. Там, в царстве мёртвых обитал этот человек. Он был грозен и страшен для людей своими нечеловеческими воплями, неимоверной физической силой, потому что бесы, вселившись в него, во множестве даровали ему  такую физическую силу, с которой не могли справиться люди. Его заковывали в цепи, но он рвал их, как гнилые верёвки.

Когда Господь вступил Своими пречистыми ногами на землю городов Десятиградия, среди которых были такие города, как Гадары, Гергесы и другие известные селения, то этот бесноватый вышел навстречу Господу, упал перед Ним на колени и вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус,  Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». Казалось бы, кто вправе говорить Господу «прежде времени» или «время настало уже»? Бесы апеллируют этими словами через уста бесноватого человека. Они думали о том, что время их конечной погибели в адских глубинах уже настало, и поэтому они и спрашивают недоуменно, зачем пришёл прежде времени. Ещё жизнь продолжается, ещё не было второго пришествия Христа, окончательного суда над родом человеческим, после которого злые духи будут заключены во ад бесповоротно и окончательно.

Обращает на себя внимание исповедование дьяволом Христа как Сына Божия. Эти слова удивительны. Бесы не нуждаются в доказательствах, которые ищут люди, не чувствующие Бога. Не хотят они о Нём думать, не ищут Его, не знают, сомневаются, проявляют маловерие. А бесы в этом смысле иногда опережают человека, потому что, как говорится в Священном Писании, «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2,19). Их вера совпадает с опытным знанием бытия Божия. Почему? Да потому, что они были все сотворены Богом добрыми духами, чистыми, бесплотными, святыми, которые наряду с Ангелами, сохранившими верность Богу, славословили сначала своего Бога и Создателя. И всякий раз в бессилии и слабости своей, которое упирается во всемогущество Божие, они, конечно же, опытно и реально знают и веруют в Бога. Только вера эта совсем другая. Вера их — бесовская. Есть даже такой специальный термин. Это такая вера, которая характерна для большинства современного человечества, только называется она сейчас по-другому, чтобы не спугнуть других людей, кто слышит такую формулировку. Это такая вера, когда говорят, что Бог в душе. Бог в душе и бесовская вера — это одно и то же, потому что это вера бесов. Она никуда не ведёт, она не приводит их к раскаянию и поклонению Богу. Точно так же, как и вера, которая выражается в словах: «Бог у меня в душе, всегда со мной, вы ко мне не лезьте, я сам знаю, как жить. У меня свои отношения с Богом». Эта вера ни к чему не приводит, ничего не меняет, ни к чему не побуждает. Это вера, которая будет в погибель и осуждение человеку.

Дорогие братия и сестры. Сегодня память митрополита Димитрия Ростовского, молитву которому мы читали, и в этой молитве особенный акцент обращался на то, чтобы заступлением святителя Димитрия, его святыми молитвами мы были бы избавлены от страшного, демонического воздействия — воздействия злых духов. Когда святитель Димитрий во время своей земной жизни говорил поучение точно так же о Гадаринских бесноватых,  он сказал такую лаконичную фразу: «О бесах говорить страшно, а о свиньях мерзко». Красивые слова!

Но почему же о свиньях мерзко говорить? Сейчас, кажется, в наше время наличие мясных продуктов в холодильнике, шашлыки из свинины кажутся верхом кулинарного искусства. И если это присутствует за столом в той или иной компании, то обычно все гости бывают довольны, что есть чего поесть, раз шашлыки есть. Это считается, особенно среди молодежи, среди мужского населения самым изысканным продуктом. Но, дорогие братия и сестры, обращая свои взоры к истории Ветхого Завета, мы должны напомнить, что свиньи были нечистыми животными, и евреям было их запрещено употреблять в пищу. А почему же тогда бесы получили разрешение от Господа войти в стадо свиное, которое паслось в окрестностях иудейского города Гадары, и когда вошли бесы, всё стадо бросилось в море и погибло? Откуда взялись там свиньи?

Дорогие братия и сестры. Многие толкователи Священного Писания говорят, что это был бизнес иудеев. Они зарабатывали деньги, продавая этих свиней язычникам, а сами гнушались, презирали их, потому что они едят свинину, которую иудеи сами же и продали им. Получается соучастие в грехе. Точно так же, как грешат те, кто провоцирует человеческий грех, несёт смерть, разрушение, является источником семейных конфликтов, разводов и самой смерти, распространяя наркотики, продавая алкоголь, табак и другие средства греха, например, из сферы интимных услуг. Человек волей-неволей получается соучастником в этом грехе, подталкивая человека и неся ту или иную степень ответственности за него.

На примере этого евангельского повествования обращают внимание на себя, прежде всего, два момента. Первое: когда бесы вселились в свиней, то они явились источником погибели всего этого свиного стада. Это классический вариант воздействия злых духов. Их можно приручить, как домашнюю скотину, только на первых порах, когда устанавливается контакт между человеком и злыми духами. Тогда они могут проявлять лживую покорность, послушность, показывают, что ими можно манипулировать, управлять, достигать любых своих целей. Но наступает такой момент, когда, попользовавшись их услугами, наступает расплата.  Цель дьявола в отношении любого человека — это его смерть и погибель, причем смерть двоякая: прежде всего, смерть души, а затем и смерть физическая.

Как же проявляется это воздействие дьявола, провоцирующее раннюю смерть человека? Например, понаблюдайте за жизнью той или иной семьи, в которой случался грех самоубийства. Он на пустом месте никогда не возникает. Если случается этот грех, то надо посмотреть в родословной этого человека, там обязательно кто-то был полоумный, безумный, раньше живший, кто открыл доступ дьяволу в свою жизнь и в своё сердце. Это надо очень помнить людям, потому что, когда в родне случается, не дай Бог, такой страшный, вопиющий, безумный поступок, то только благодатью Божией и воцерковлённой сознательной жизнью можно избежать повторения этого греха в кругу своих близких и родных. Плачевно оканчивают жизнь все экстрасенсы, колдуны, бабки, целители. Интересно, что колдуны даже умереть не могут до того момента, как беса не передадут какой-то случайной жертве, оказавшейся рядом. Это может быть кто-то из близких, родных, невольная жертва бесов этой умирающей колдуньи или какой-то совершенно случайный человек. Чаще всего, передача этого беса происходит через рукопожатие: «Дай, доченька, я тебя подержу за ручку». Подержала секунду-две, бес перешёл через некий прямой контакт в другой организм, и колдунья «преспокойно» умирает. Но пока беса не передаст, никогда в жизни не умрёт, хоть будет выглядеть как скелет Кощея Бессмертного. Это страшные вещи, и они повторяются до сего момента. Обладание человеком дьявола, например, внезапно получившим этого беса, как «подарок» от той или иной колдуньи, приводит к удивительным открытиям.

Жил обычный человек, ничем не примечательный, не отличавшийся от других и вдруг начинает видеть бесов, которые везде вокруг появляются в самых различных образах: в виде объектов НЛО, всяких летающих, светящихся предметов, которые роятся вокруг в воздухе, которые влетают в квартиру. От этого повсеместного и постоянного явления бесовского редко какая психика может выдержать, чтобы человек не сошёл с  ума.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, не видим сейчас таких крайних примеров беснования, потому что дьявол поменял свою тактику. Хотя и такие вопиющие примеры встречаются в наше время, но чтобы увидеть их, надо побывать в той или иной святой обители: в Почаевскую лавру съездить, в Киево-Печерскую, Троице-Сергиеву, раньше в Псково-Печерском монастыре были отчитки бесноватых. И когда человек по той или иной причине оказывался в таких обителях, зрелище было не для слабонервных, такие же проявления, как и в гадаринском евангельском бесноватом.

Но в наши дни дьявол во многом поменял тактику. Он спокойно сегодня обладает многими людьми, которые иногда сами не догадываются об этой своей одержимости. Почему же она не проявляет себя? Во-первых, потому, что люди живут без Бога. А дьявол начинает проявлять свою страшную, сокрушительную силу только тогда, когда  происходит соприкосновение человека со святыней: когда он подходит к Святым Дарам, прикладывается к чудотворным иконам, мощам — всё это  невыносимо для дьявола. А во-вторых, потому, что раньше в XIX веке, начале ХХ-го намного больше было верующих людей, чем сейчас, и бесноватых было больше, потому что когда случалось беснование, а люди-то верующие тогда были, и они сразу приходили в храм, там эта одержимость проявлялась, и человек искал исцеление и получал его. Сейчас бесы действуют более скрытно и незаметно, тем самым, продлевая своё время обладания человеком, иногда пожизненно, иногда и окончательно получая власть над его бессмертной душой после смерти. Иногда приступы беснования человек устраивает себе сам: в чрезмерных возлияниях при  употреблении алкоголя, наркотиков, экстаза в результате упоения рок-музыкой, джазом и так далее. В этих случаях, как говорят в народе, «крыша съезжает», теряются защитные механизмы человеческой психики, она остаётся незащищённой, и дьявол вторгается в жизнь человека и обладает им по праву.

В Библии говорится о том, что, когда Господь изгнал человека из рая, Он облёк первых людей в кожаные ризы. Эти кожаные ризы и представляют из себя некий защитный покров, который ограничивает способность органов чувств и защищает, тем самым, от прямого видения злых духов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы человек имел способность видеть злых духов, он не вынес бы этого и сошёл с ума.

У нас встаёт вопрос, в результате чего, в результате какой жизни ещё, кроме упомянутых факторов, человек может сделаться бесноватым? Это состояние, когда человек не противостоит греху, когда он срастается с грехом, когда грех укрепляется, переходит в страсть, без которой жить невозможно. Эта страсть обладает человеком и всеми его волевыми проявлениями, инстинктами, порабощает его, делается второй природой человека. Вот тогда дьявол получает доступ к человеку. Он получает доступ тогда, когда человек живёт и думает только о земном, когда Бога нет в его жизни. Это очень страшное состояние, которое явилось причиной Всемирного потопа. Потому что перед тем, как начался этот потоп, Господь проводит некое совещание между лицами Святой Троицы: «Пойдём и посмотрим, что стало с человеком». И в Библии есть такая фраза, когда Господь снизошёл на землю, что «помышления человеческие стали плотскими на всякое время», то есть человек стал думать только о  плотском и земном, и это было причиной погубления всего рода человеческого, за исключением семейства Ноя. Когда нет Бога, нет благодати в сердце. Оно становится пустым, нечистым, не занятым никем, и тогда дьявол входит спокойно в жизнь и сердце такого человека и обладает им.

Дорогие братия и сестры, но речь-то идёт не о предпотопном человечестве. А что обладает нами в ХХI веке, какие помышления? Чем мы с вами живём, о чем заботимся и беспокоимся? Не о той же ли грехолюбивой плоти? Сколько мы времени уделяем своей бессмертной душе? Посещение храма, исполнение заповедей Божиих, молитва, пост, дела благоугождения, милосердия и так далее. Сколько мы думаем о Боге? Сколько мы говорим с Ним, ищем Его? Когда мы размышляем в таком ракурсе, то видим, что и наша жизнь точно такая же, как жизнь предпотопного человечества. Отличие только в обетовании Божьем о том, что Всемирного потопа уже больше не будет, потому что человек неисправим, и радуга на небе, как символ божественного долготерпения и обещание того, что всемирной погибели уже не будет. Это сдерживает гнев Божий, направляемый на каждого из нас.

Как же противостоять дьявольскому воздействию? Когда апостолы не могли изгнать злого демона  из бесноватого сына одного несчастного отца, они услышали ответ от Господа, что этот род изгоняется только молитвой и постом. Вот два спасительных средства, которых боятся бесы, и по присутствию их в нашей с вами жизни можно говорить о той или иной степени одержимости человека или о чистоте его души и неподвластности дьявольскому воздействию.

Дорогие братия и сестры. Теперь надо задать вопрос, каждый саму себе, а сколько же времени в нашей жизни занимает молитва из двадцати четырёх часов в сутки? Наверное, если по ветхозаветным меркам, по которым мы оказываем благотворительность людям и Церкви, то десятую часть, значит, два с половиной часа должны в сутки молиться, чтобы хотя бы десятину отдать Богу. У нас же, сколько утренняя молитва занимает? У кого пять-десять минут, у кого вообще ни одной минуты, лишь по дороге, в транспорте, в наушниках, наизусть, ещё как-то, а большей частью никак. Вечерняя молитва вообще отсутствует, потому что так жизнь за день измотает, что  сил нет. Пока телевизор посмотрел, поужинал сытно, отключился и всё — вся молитва. В храм приходим помолиться, хорошо, батюшка долго служит, два-три  часа. Так разве молитва-то есть? О чём мы думаем во время молитвы? Скорее бы служба окончилась, что будет потом, после литургии, куда можно съездить, какой шопинг сделать, куда пойти, где развлечься, как провести время, ещё что-нибудь. Это мы думаем во время молитвы. И вот, дорогие братия и сестры, мы видим, что безоружны мы перед дьяволом.

И второе средство, наконец — пост. О, как «любим» мы его, братия и сестры! Ропщем, что порой наступает многодневный пост, Рождественский не за горами… Можно увидеть кислые, недовольные лица, на которых написано: «Опять пост. И так надоел он в среду и пятницу! В офисах, на работе есть нечего, одни соблазны». А затем происходит покаяние: «батюшка, мне есть нечего, я работаю, там, в столовой мясо одно, никак его не выловить из тарелки» и тому подобное.

Дорогие братия и сестры. Как для многих из нас пост является препятствием даже для причащения Святых Христовых Тайн! Мы устанавливаем себе послабление – одно, второе, третье, с трёх дней поста перешли на один день. «Батюшка, а можно с рыбой? А я с творожком. Ну никак без творога не могу. Работа тяжёлая, главный бухгалтер, голова должна соображать. Иначе цифры перепутаю, иначе налоговая не то найдёт в отчетах и придёт с проверкой. Без творожка не могу». Вот и весь наш пост,  и наши средства борьбы с дьяволом — нет их вообще в нашей жизни. Мы безоружны перед ним. И поэтому, братия и сестры, мы становимся такими слабовольными, слабосильными, ни на что не пригодными и ни к чему не способными христианами ХХI века. 

Поэтому пусть это Евангелие о гадаринских бесноватых нас укрепит в бдительности по отношению к злым духам, потому что цель их и задача — наша погибель ,«…дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Дьявола нельзя просто так попусту раздражать. Например, хвалиться перед ним: «я тебя презираю; ты для меня ничего не значишь, я великий, могучий, уже год хожу в Церковь». Такая похвальба перед дьяволом моментально наказывается злыми духами. Сомнения с вызовом по отношению к ним в их присутствии — страшная вещь. Когда вызов брошен дьяволу, он сразу приходит и мстит человеку, начиная обладать им.

В жизни преподобного Серафима Саровского был такой случай, когда к нему пришёл Николай Александрович Мотовилов.  У них состоялся диалог о бытии злых духов, что они такие мерзкие, гнусные, и сила их так велика, что самый ничтожный и малый из них может одним коготком перевернуть и уничтожить всю Вселенную. Тогда этот раб Божий Николай усомнился, что быть такого не может: «Да в меня никогда бес не вселится», и при этих словах он почувствовал, как какое-то страшное, зловонное, мерзкое облако входит в него через внешние органы чувств, и он ничего с этим сделать не может. В течение длительного времени он был бесноватым, испытывал страшные мучения, пока не получил исцеления при открытии мощей святителя Тихона Задонского.

Нельзя беса раздражать неумеренными подвигами, на которые тебе благословения никто не давал. Подвиги какого характера? Не то, что «батюшка, можно мне акафист читать или нельзя?», но когда человек, явно не по своему духовному уровню начинает аскетические подвиги. Например, в Великом Посту ничего не ест, вообще. Начинает молиться по ночам, начинает интересоваться заклинательными молитвами, читать и проверять их воздействие, как реагируют они на злых духов, может ли он их читать или нет. Когда человек провоцирует эту дуэль, этот вызов со злыми духами, то он обречён на поражение, на уничтожение физическое и духовное от этих страшных, злых сил.

 Поэтому, дорогие братия и сестры, будем бояться провоцировать демонов, «лесть на рожон», противостоять им будем со смирением христианскими средствами, которые напоминает нам сегодня Церковь: постом и молитвой, а также благодатью Божией,  крестным знамением, и именем Господа нашего Иисуса  Христа, Которого боятся демоны и не терпят Его. Аминь.

Предыдущая проповедь

4 ноября 2013

Казанской иконы Божией матери
Следующая проповедь

13 ноября 2013

Притча о богаче и Лазаре

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00