Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление гадаринского бесноватого. О любви к Богу

Дорогие братия и сестры.

Сегодня мы прослушали евангельский отрывок об исцелении гадаринского бесноватого. Этот евангельский текст в богослужебном году читается дважды: на пятой неделе по Пятидесятнице и в сегодняшний воскресный день. Из этого повторения чтения евангельского текста мы видим особое его значение для каждого из нас. Этот евангельский отрывок говорит о страшной, разрушительной для мира и человека власти дьявола. И действительно, сила и могущество дьявола — неимоверной величины и размера. Преподобный Серафим Саровский об этом образно говорит так: «Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю» (С. Нилус «Служка Божией Матери и Серафимов»). Это показывает, что самому низшему в бесовской иерархии демону достаточно употребить малейшее усилие, если бы было для него возможным, и весь мир был бы уничтожен.

Господь, воплотившийся и пришедший на землю, полагает предел козням и власти дьявола. Воплощением Христовым власть дьявола оставлена, но самое главное, что человек, верующий во Христа, получил благодатные средства для противостояния дьяволу, для защиты от козней его или для полной победы над дьяволом. Бесы боятся только благодати Божией, только Самого Бога. Больше нет такой силы в этом мире, которая могла бы положить предел бесовским козням. И поэтому, наивно видеть и слышать, как люди, попавшие под власть дьявола, в чём бы это ни выражалось, пытаются какими-то своими собственными физическими силами избавиться от этой власти и прогнать дьявола, который получил лазейку в их жизнь или в их организм.

Этот евангельский отрывок говорит об особо несчастном состоянии человека, когда он может подвергнуться особому воздействию дьявола, которое выражается в непосредственном вселении в человека. Это не просто одержимость, не просто особо сильное воздействие дьявола, но его конкретное вселение в человека и неотступное пребывание с ним внутри человеческого организма. Это состояние беснования способно парализовать многие способно-сти человека: его волю, чувства, способности и заставить человека совершать те поступки, которые дьявол хочет увидеть от него.

В настоящее время таких вопиющих, страшных форм беснования мы с вами по милости Божией не видим. Не видим потому, что, может быть, редко посещаем святые обители, где эти бесноватые ищут совершенного исцеления от власти бесовской. Но и тактика дьявола, его воздействие на мир и на нас в XXI-ом веке, несомненно, поменялась.

В советские времена таких бесноватых было великое множество, потому что вся страна бесновалась, вся страна отошла от Бога и боролась с Ним. И дьявол, насмехаясь над человеком, допускал открытые формы беснования среди людей. В советские времена было много святых мест и выдающихся священнослужителей, которые имели особое благословение, особое дерзновение — изгонять злых духов из несчастных людей.

В Псково-Печерском монастыре многие годы занимался этим особым служением архимандрит Адриан; покойный отец Валентин Мордасов в Камно и Старом Изборске на Псковщине; в Эстонии в Васкнарве протоиерей отец Василий Борин; в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Герман и некоторые другие священнослужители занимались этим ответственней-шим служением, которое помогало вести открытую борьбу с бесовской силой за бессмертные человеческие души.

Путешествуя по Украине в лучшие времена истории этой страны, мы с вами видели примеры беснования людей в Почаевской и в Киево-Печерской лаврах. Бесноватый человек, как и этот гадаринский, о котором идёт речь в Евангелии, может показывать страшную, разруши-тельную силу, которая представляет угрозу как для жизни самого болящего человека, так и для всех окружающих его.

Об этом евангельском бесноватом сказано, что все окрестные жители боялись проходить той дорогой, потому что физическая сила этого человека была страшна. Он разрывал железные путы и цепи, которыми сковывали его ради сохранения собственной его жизни и жителей окрестных селений. Он рвал их как гнилые веревки. Бесноватый человек говорит не своим голосом, или, точнее, бес за него говорит, извергая страшные слова, имея способность произносить звуки тех или иных страшных зверей, животных и ввергая человека в конвульсии или припадки, похожие на эпилепсию.

А в XXI-ом веке таких вопиющих форм мы не видим, потому что дьявол избирает другую тактику. Мир поменялся, воздействие дьявола поменялось, грехи стали другими. Разве в советские времена люди умирали от наркотиков в таком количестве, по крайней мере, как мы видим в наши дни? Дьявол маскируется под новые формы греха: наркоманию, приводящую человека к смерти; под страшную алкогольную зависимость; под страшную степень блуда, который обуял современное человечество. В советские времена люди старшего поколения не знали, что такое «гражданский брак», блуда было не меньше в те времена, но в большинстве случаев это называлось своими именами. Грех назывался грехом. И этим никто не хвалился, никто не стремился к этой мерзости и грязи в таких формах, какие мы видим сегодня, когда грех становится нормой. И когда тот человек, который не совершает какого-то конкретного греха, становится в глазах своих современников (как правило, молодежи) отсталым человеком, «белой вороной», а может быть, психически больным и вообще несовременным.

Дьявол уже не имеет никакой нужды показывать и ввергать человека в открытые и страшные формы беснования. Потому что, если это происходит, человек ищет спасения и исцеления от этой бесовской власти. Испробовав все средства, человек очень быстро понимает, что облегчение он получает только в Церкви и только тогда, когда человек меняет свою жизнь, когда он начинает молиться, поститься и причащаться Святых Христовых Таин. А для беса это не нужно. Для беса нужно постоянное обладание телом и душой человека. И поэтому бесы ввергают человека в те или иные страсти, и эти страсти сами губят человека, достаточно только его подтолкнуть, только дать попробовать, и путь к могиле и к смерти души того или иного человека уже обеспечен.

Поэтому, дорогие братия и сестры, попасть под власть дьявола очень страшно. Это власть начинается с потворства греху. Мы с вами не имеем ненависти ко греху, не имеем отвращения ко греху. Для нас грех кажется малозначимым, мы легкомысленно нарушаем заповедь Божию и грешим, прикрываясь разными благодушными пословицами: «Не согрешишь — не покаешься. Не покаешься — не спасёшься». Всё получается легко и наивно, и человек шутит с дьяволом. Потому что грех — это лазейка для дьявола. Через грех человек открывает двери души своей для дьявола, и он туда беспрепятственно входит и обладает тем или иным человеком. Поэтому противостоянием греху полагается предел власти дьявола для каждого из нас.

Но много чести будет бесам, чтобы говорить так подробно и досконально о них сегодня. Святитель Димитрий Ростовский говорил в день проповеди на этот евангельский отрывок такие слова: «О бесах говорить страшно, а о свиньях мерзко».

Но есть один момент, на котором мы должны остановить своё пристальное внимание — это реакция гадаринских жителей на это чудо исцеления бесноватого человека. Казалось бы, нет угрозы для жизни этих людей, они могут свободно гулять там, где они хотят, по улицам и окрестностям своего города. У этого бесноватого человека в этом городе, несомненно, были семья и родственники, которые особую радость получили от того, что этот бесноватый человек исцелился и кротко сидел у ног Христовых.

Но в жителях этой Гадаринской страны возобладала другая реакция. Они просили Христа уйти от этих пределов, они прогнали Христа. Мы знаем, что в Евангелии есть другое место, когда апостол Пётр, по слову Христа закинув сети, поймал великое множество рыбы, так, что лодка стала тонуть. Тогда он припал к коленям Иисуса и говорит: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5;8). Но этого прибавления о своей греховности гадаринцы не говорят. Пётр говорил в состоянии глубочайшего смирения, от чувства недостоинства своего. Гадаринцы же говорят: выйди от нас, потому что мы не хотим видеть Тебя, мы хотим остаться без Тебя; Ты можешь поломать этим необыкновенным чудом, а значит, и другими чудесами или словами нашу спокойную жизнь; мы боимся и не хотим этого.

Гадаринские жители — это такой образ людей, которые всецело привязаны к земле; которые не хотят ничего менять в своей жизни; которые вроде бы и Бога не отвергают. Хотя свиней пасли иудеи, знающие истинного Бога и разводившие этих свиней для продажи тем же римлянам, которые их поработили. Они знали Бога, но в то же время этот Бог не был им нужен.

Не образ ли это жизни, порой, каждого из нас? Когда мы с вами многое знаем о Христе, о Его учении, о Евангелии, но Бога призываем лишь для того, чтобы в нашей жизни всё было тихо и спокойно, обеспеченно и сытно, и здоровье Господь даровал. Таким образом, Сам Бог нам не нужен, а нужно Его воздействие на нашу жизнь, Его всесильное благословение, Его Божественные дары, которые преображают и украшают нашу земную жизнь или делают её, говоря понятным языком, счастливой, но только в земном её измерении.

Дорогие братия и сестры. Содрогнёмся от такого возможного отношения к Богу, Которого мы должны призывать и любить всегда, как свою родную мать или отца; не тогда, когда они тебе особенно нужны; не когда они должны поправить твоё пошатнувшееся материальное положение, когда денег на жизнь не хватает, а всегда — и в скорбях, и в благоденствии, и в радости всегда любить отца и мать. Будем любить Бога и вспоминать о Нём не тогда, когда надо что-то от Него получить, а в большей степени благодарить и славословить Его, любить Его, как говорится об этом в тексте Божественной Литургии: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое, и прибежище мое. А в заповеди Божией сказано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22;37). Эта первая заповедь — самая главная, которая поставляет Бога на первое место в нашей с вами жизни во всех делах, помышлениях, намерениях, а потом всё остальное, земное. Преподобный Иссак Сирин так и говорил: «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём».   

Как же нам достичь такого отношения к Богу? Конечно, дорогие, любовь к Богу — это и Его Божественный дар, в первую очередь. Но любовь и между людьми, между супругами, между родителями и детьми — это тоже дар Божий, который даётся Богом, но приумножается самим человеком. Сколько историй каждую неделю приходится выслушивать священникам, и в нашем храме в том числе, когда молодые люди говорят, что любовь кончилась и новые чувства вновь обуревают тем или иным человеком. «Я никогда так не любил, я не знал, что такое любовь». Но это же бесовское обольщение маскируется в плотскую, животную похоть, которая с крестным знамением, с исповедью и причащением быстро проходит и улетучивается. Мы должны понимать, что есть законная любовь, а есть любовь преступная и незаконная, которая только на русском языке называется таким же словом, но имеет совсем другое значение. Любовь между людьми воспитывается и состоит из поступков, направленных друг к другу. Точно так же любовь к Богу, являясь Божественным даром, преумножается человеческим хотением и желанием. Прежде всего, в молитве укрепляется любовь к Богу. Потому что, как земная любовь наша укрепляется в общении друг с другом, точно так же любовь к Богу в общении с Ним укрепляется и становится чистой, небесной, духовной и прекрасной. Когда христиан обвиняют: «Почему вы так долго молитесь?», блаженный Августин отвечал: «Молитва — это и есть любовь, а любви не бывает много». Аминь.

12 ноября 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.

Сегодня мы прослушали евангельский отрывок об исцелении гадаринского бесноватого. Этот евангельский текст в богослужебном году читается дважды: на пятой неделе по Пятидесятнице и в сегодняшний воскресный день. Из этого повторения чтения евангельского текста мы видим особое его значение для каждого из нас. Этот евангельский отрывок говорит о страшной, разрушительной для мира и человека власти дьявола. И действительно, сила и могущество дьявола — неимоверной величины и размера. Преподобный Серафим Саровский об этом образно говорит так: «Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю» (С. Нилус «Служка Божией Матери и Серафимов»). Это показывает, что самому низшему в бесовской иерархии демону достаточно употребить малейшее усилие, если бы было для него возможным, и весь мир был бы уничтожен.

Господь, воплотившийся и пришедший на землю, полагает предел козням и власти дьявола. Воплощением Христовым власть дьявола оставлена, но самое главное, что человек, верующий во Христа, получил благодатные средства для противостояния дьяволу, для защиты от козней его или для полной победы над дьяволом. Бесы боятся только благодати Божией, только Самого Бога. Больше нет такой силы в этом мире, которая могла бы положить предел бесовским козням. И поэтому, наивно видеть и слышать, как люди, попавшие под власть дьявола, в чём бы это ни выражалось, пытаются какими-то своими собственными физическими силами избавиться от этой власти и прогнать дьявола, который получил лазейку в их жизнь или в их организм.

Этот евангельский отрывок говорит об особо несчастном состоянии человека, когда он может подвергнуться особому воздействию дьявола, которое выражается в непосредственном вселении в человека. Это не просто одержимость, не просто особо сильное воздействие дьявола, но его конкретное вселение в человека и неотступное пребывание с ним внутри человеческого организма. Это состояние беснования способно парализовать многие способно-сти человека: его волю, чувства, способности и заставить человека совершать те поступки, которые дьявол хочет увидеть от него.

В настоящее время таких вопиющих, страшных форм беснования мы с вами по милости Божией не видим. Не видим потому, что, может быть, редко посещаем святые обители, где эти бесноватые ищут совершенного исцеления от власти бесовской. Но и тактика дьявола, его воздействие на мир и на нас в XXI-ом веке, несомненно, поменялась.

В советские времена таких бесноватых было великое множество, потому что вся страна бесновалась, вся страна отошла от Бога и боролась с Ним. И дьявол, насмехаясь над человеком, допускал открытые формы беснования среди людей. В советские времена было много святых мест и выдающихся священнослужителей, которые имели особое благословение, особое дерзновение — изгонять злых духов из несчастных людей.

В Псково-Печерском монастыре многие годы занимался этим особым служением архимандрит Адриан; покойный отец Валентин Мордасов в Камно и Старом Изборске на Псковщине; в Эстонии в Васкнарве протоиерей отец Василий Борин; в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Герман и некоторые другие священнослужители занимались этим ответственней-шим служением, которое помогало вести открытую борьбу с бесовской силой за бессмертные человеческие души.

Путешествуя по Украине в лучшие времена истории этой страны, мы с вами видели примеры беснования людей в Почаевской и в Киево-Печерской лаврах. Бесноватый человек, как и этот гадаринский, о котором идёт речь в Евангелии, может показывать страшную, разруши-тельную силу, которая представляет угрозу как для жизни самого болящего человека, так и для всех окружающих его.

Об этом евангельском бесноватом сказано, что все окрестные жители боялись проходить той дорогой, потому что физическая сила этого человека была страшна. Он разрывал железные путы и цепи, которыми сковывали его ради сохранения собственной его жизни и жителей окрестных селений. Он рвал их как гнилые веревки. Бесноватый человек говорит не своим голосом, или, точнее, бес за него говорит, извергая страшные слова, имея способность произносить звуки тех или иных страшных зверей, животных и ввергая человека в конвульсии или припадки, похожие на эпилепсию.

А в XXI-ом веке таких вопиющих форм мы не видим, потому что дьявол избирает другую тактику. Мир поменялся, воздействие дьявола поменялось, грехи стали другими. Разве в советские времена люди умирали от наркотиков в таком количестве, по крайней мере, как мы видим в наши дни? Дьявол маскируется под новые формы греха: наркоманию, приводящую человека к смерти; под страшную алкогольную зависимость; под страшную степень блуда, который обуял современное человечество. В советские времена люди старшего поколения не знали, что такое «гражданский брак», блуда было не меньше в те времена, но в большинстве случаев это называлось своими именами. Грех назывался грехом. И этим никто не хвалился, никто не стремился к этой мерзости и грязи в таких формах, какие мы видим сегодня, когда грех становится нормой. И когда тот человек, который не совершает какого-то конкретного греха, становится в глазах своих современников (как правило, молодежи) отсталым человеком, «белой вороной», а может быть, психически больным и вообще несовременным.

Дьявол уже не имеет никакой нужды показывать и ввергать человека в открытые и страшные формы беснования. Потому что, если это происходит, человек ищет спасения и исцеления от этой бесовской власти. Испробовав все средства, человек очень быстро понимает, что облегчение он получает только в Церкви и только тогда, когда человек меняет свою жизнь, когда он начинает молиться, поститься и причащаться Святых Христовых Таин. А для беса это не нужно. Для беса нужно постоянное обладание телом и душой человека. И поэтому бесы ввергают человека в те или иные страсти, и эти страсти сами губят человека, достаточно только его подтолкнуть, только дать попробовать, и путь к могиле и к смерти души того или иного человека уже обеспечен.

Поэтому, дорогие братия и сестры, попасть под власть дьявола очень страшно. Это власть начинается с потворства греху. Мы с вами не имеем ненависти ко греху, не имеем отвращения ко греху. Для нас грех кажется малозначимым, мы легкомысленно нарушаем заповедь Божию и грешим, прикрываясь разными благодушными пословицами: «Не согрешишь — не покаешься. Не покаешься — не спасёшься». Всё получается легко и наивно, и человек шутит с дьяволом. Потому что грех — это лазейка для дьявола. Через грех человек открывает двери души своей для дьявола, и он туда беспрепятственно входит и обладает тем или иным человеком. Поэтому противостоянием греху полагается предел власти дьявола для каждого из нас.

Но много чести будет бесам, чтобы говорить так подробно и досконально о них сегодня. Святитель Димитрий Ростовский говорил в день проповеди на этот евангельский отрывок такие слова: «О бесах говорить страшно, а о свиньях мерзко».

Но есть один момент, на котором мы должны остановить своё пристальное внимание — это реакция гадаринских жителей на это чудо исцеления бесноватого человека. Казалось бы, нет угрозы для жизни этих людей, они могут свободно гулять там, где они хотят, по улицам и окрестностям своего города. У этого бесноватого человека в этом городе, несомненно, были семья и родственники, которые особую радость получили от того, что этот бесноватый человек исцелился и кротко сидел у ног Христовых.

Но в жителях этой Гадаринской страны возобладала другая реакция. Они просили Христа уйти от этих пределов, они прогнали Христа. Мы знаем, что в Евангелии есть другое место, когда апостол Пётр, по слову Христа закинув сети, поймал великое множество рыбы, так, что лодка стала тонуть. Тогда он припал к коленям Иисуса и говорит: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5;8). Но этого прибавления о своей греховности гадаринцы не говорят. Пётр говорил в состоянии глубочайшего смирения, от чувства недостоинства своего. Гадаринцы же говорят: выйди от нас, потому что мы не хотим видеть Тебя, мы хотим остаться без Тебя; Ты можешь поломать этим необыкновенным чудом, а значит, и другими чудесами или словами нашу спокойную жизнь; мы боимся и не хотим этого.

Гадаринские жители — это такой образ людей, которые всецело привязаны к земле; которые не хотят ничего менять в своей жизни; которые вроде бы и Бога не отвергают. Хотя свиней пасли иудеи, знающие истинного Бога и разводившие этих свиней для продажи тем же римлянам, которые их поработили. Они знали Бога, но в то же время этот Бог не был им нужен.

Не образ ли это жизни, порой, каждого из нас? Когда мы с вами многое знаем о Христе, о Его учении, о Евангелии, но Бога призываем лишь для того, чтобы в нашей жизни всё было тихо и спокойно, обеспеченно и сытно, и здоровье Господь даровал. Таким образом, Сам Бог нам не нужен, а нужно Его воздействие на нашу жизнь, Его всесильное благословение, Его Божественные дары, которые преображают и украшают нашу земную жизнь или делают её, говоря понятным языком, счастливой, но только в земном её измерении.

Дорогие братия и сестры. Содрогнёмся от такого возможного отношения к Богу, Которого мы должны призывать и любить всегда, как свою родную мать или отца; не тогда, когда они тебе особенно нужны; не когда они должны поправить твоё пошатнувшееся материальное положение, когда денег на жизнь не хватает, а всегда — и в скорбях, и в благоденствии, и в радости всегда любить отца и мать. Будем любить Бога и вспоминать о Нём не тогда, когда надо что-то от Него получить, а в большей степени благодарить и славословить Его, любить Его, как говорится об этом в тексте Божественной Литургии: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое, и прибежище мое. А в заповеди Божией сказано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22;37). Эта первая заповедь — самая главная, которая поставляет Бога на первое место в нашей с вами жизни во всех делах, помышлениях, намерениях, а потом всё остальное, земное. Преподобный Иссак Сирин так и говорил: «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём».   

Как же нам достичь такого отношения к Богу? Конечно, дорогие, любовь к Богу — это и Его Божественный дар, в первую очередь. Но любовь и между людьми, между супругами, между родителями и детьми — это тоже дар Божий, который даётся Богом, но приумножается самим человеком. Сколько историй каждую неделю приходится выслушивать священникам, и в нашем храме в том числе, когда молодые люди говорят, что любовь кончилась и новые чувства вновь обуревают тем или иным человеком. «Я никогда так не любил, я не знал, что такое любовь». Но это же бесовское обольщение маскируется в плотскую, животную похоть, которая с крестным знамением, с исповедью и причащением быстро проходит и улетучивается. Мы должны понимать, что есть законная любовь, а есть любовь преступная и незаконная, которая только на русском языке называется таким же словом, но имеет совсем другое значение. Любовь между людьми воспитывается и состоит из поступков, направленных друг к другу. Точно так же любовь к Богу, являясь Божественным даром, преумножается человеческим хотением и желанием. Прежде всего, в молитве укрепляется любовь к Богу. Потому что, как земная любовь наша укрепляется в общении друг с другом, точно так же любовь к Богу в общении с Ним укрепляется и становится чистой, небесной, духовной и прекрасной. Когда христиан обвиняют: «Почему вы так долго молитесь?», блаженный Августин отвечал: «Молитва — это и есть любовь, а любви не бывает много». Аминь.

Предыдущая проповедь

4 ноября 2017

Праздник Казанской иконы Божией Матери
Следующая проповедь

19 ноября 2017

Исцеление кровоточивой женщины
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00