Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление кровоточивой

      Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день за Божественной литургией читалось Евангелие от Луки об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира.

     Эти два чуда, которые были совершены Христом в одно время в Капернауме, очень важны, удивительны и о них рассказывают все три синоптика, все три евангелиста, то есть Матфей, Марк и Лука. Сегодняшний отрывок был от Луки. Описания об этих чудесах у евангелистов очень похожи, они отличаются буквально некоторыми деталями. Так что, рассмотрев одно из них, мы получаем представление о всей картине того и другого чуда, которые совершил Господь во время жизни Своей по Своему неизреченному милосердию и человеколюбию к роду человеческому.

     Когда Господь был в Капернауме, к Нему подошёл начальник синагоги, которого звали Иаир, и, упав перед Ним на колени, умолял Его войти к нему в дом и исцелить дочь, пото-му что она была при смерти. Господь обещал ему и уже направился по направлению к его дому, но здесь, не говоря никому ни слова, подошла ко Христу одна больная женщина, которая имела в сердце своём такое убеждение и веру, что достаточно только прикоснуть-ся ко Христу, даже не к Нему Самому, а к Его одежде, и она непременно получит исцеле-ние от своей тяжелейшей болезни. И она тихо, незаметно среди окружающей толпы народа пробирается ко Христу, касается края Его одежды и сразу получает исцеление. Господь, желая сделать известным необыкновенный поступок этой женщины, спросил: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8;45). Все оглядываются, не понимают, о чём идёт речь, потому что народ окружает со всех сторон Спасителя, и Пётр от лица других апостолов говорит: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит» (Лк. 8;45), то есть, окружают и теснят Тебя со всех сторон, а Ты спрашиваешь, кто коснулся? Да, все они! Иисус продол-жает: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8;46). И тогда женщина эта, видя, что не смогла утаиться, подходит ко Христу, падает перед Ним на колени и в присутствии всех рассказывает о своей тяжелейшей, страшной болезни и о том, как она мгновенно получила исцеление, и слышит похвалу Христа: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 8;48), или у другого евангелиста: «иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5;34), то есть будь в здравии.

     И когда Господь на несколько минут замедлил Свой путь к дому, к Иаиру подходят пришедшие из дома и говорят: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8;49). Господь, услышав эти слова, утешает Иаира и говорит: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8;50), направляется в его дом, входит в комнату с умершей девицей, берёт с Собой только троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна и родителей умершей девочки. Остальных всех Он просит выйти из комнаты, в которой уже были плакальщицы и музыканты, которые на флейтах и других инструментах играли траурные скорбные песни, сопровождаемые причитаниями плакальщиц. Такие традиции погребения нам неизвестны, но на Востоке они до сих пор присутствуют. В этих причитаниях вспоминается вся жизнь умершего человека, его какие-то запомнившиеся моменты жизни, с сокрушением, со слезами, что оборвалась эта жизнь. У богатых людей плакальщицы в течение сорока дней приходили на могилу и в дом, таким образом выражая соболезнования родственникам в постигшем их горе.

     Господь сказал: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8;52). В Евангелии сказано: «и смеялись над Ним, зная, что она умерла» (Лк. 8;53), видя, что уже все признаки налицо, уже люди оплакивают умершую. Но Господь берёт за руку девицу и говорит: «девица! встань!» — и возвратился дух её; и она встала, и стала говорить. Христос отдал её матери и повелел родителям дать ей есть, потому что, когда поправляется человек, появившийся аппетит является верным признаком его вернувшегося здоровья, организм будет восстанавливаться. И все пришли в ужас от этого великого чуда.

     Таким образом, дорогие братия и сестры, в более доступном пересказе эти два чуда: воскрешение дочери Иаира, это среди воскрешений мёртвых первое чудо, которое совер-шил Господь во время Своей земной жизни; и чудо исцеления кровоточивой женщины, объединены евангелистами в одно повествование. И Богу так угодно, чтобы в церковном воспоминании они тоже в одно время в нашем внимании обновлялись в церковном году. А что же в них общего?  А общее то, что и женщину, и Иаира привело ко Христу горе и великие скорби. Это обстоятельство показывает нам убедительнейшим образом, как скорби и страдания приводят человека ко Христу. В этих скорбях и страданиях человек обретает веру или утраченную, или неизвестную до сего момента, и в Боге одном находит он утешение и поддержку.

     Остановимся, дорогие, на первом чуде исцеления кровоточивой женщины. Что интерес-но и что обращает на себя внимание? Женщина не говорила о своей просьбе, она хотела тайным образом незаметно подойти ко Христу и прикоснуться к Нему, как бы похитить эту благодать, эту силу Божественную. Разве это возможно?

Может быть, кто-то из вас видел такие интересные сцены, когда перед чтимыми чудотворными иконами в храме Божием стоят какие-то нецерковные люди, жестикулируют, впиваются в эту икону и пытаются напитаться той энергией, которую они чувствуют. Так поступают экстрасенсы, целители и так далее. В этом странном предстоянии их перед иконами верующие люди сразу видят случайно пришедших в храм, которым Христос не нужен, а нужна та сила и благодать, которая присутствует в Церкви, которая проистекает от святынь нашей Матери —  Церкви.

Осмысливая это чудо, размышляя о нём, мы задаём себе вопрос, а возможно ли подойти к какой-то святыне, не имея ничего сродного ни с христианством, ни с Самим Христом, так вот похитить эту благодать, забрать её? Нет, дорогие, так совершенно невозможно сделать, невозможно незаметно, крадучись, подойти ко Христу. Господь даёт благодать Свою только с верой пришедшим людям, и ничего тайного невозможно сделать пред Его очами. От Бога ничего сокрыть невозможно!

Удивительно то, что Христа окружало множество народа, и наверняка в этой толпе была не только эта больная женщина, в огромной толпе этой наверняка было множество больных людей с теми или иными болезнями, более или менее страшными, тяжёлыми, но только она получила исцеление, хотя касались Христа, наверняка, многие. Но это было бесполезно, никакого благодатного воздействия это не дало тем людям, которые были вблизи Христа, которые касались Его человеческой и Божественной природы, которая через человеческую была доступна всем людям, которые были Его современниками, которые находились рядом с Ним. А эта женщина коснулась с верой, с сильной верой в Господа, верой в то, что она непременно получит исцеление, эта вера и была причиной её молниеносного исцеления. О, если бы и мы с вами, дорогие братия и сестры, имели такую веру, как эта женщина, и могли прикоснуться ко Христу. Но вы спросите, как мы можем прикоснуться ко Христу, когда Его уже нет на земле, когда Он вознёсся на Небо в сороковой день после Своего славного Воскресения? Это так, но, когда Он возносился на Небо, Он сказал для нас утешительные слова, которые слышали апостолы: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф: 28;20).

     Он с нами на земле, в истории Церкви земной. И продолжающаяся история этой Церкви, которую гнали все тысячелетия её существования, и истребляли, и не признавали, но она существует, живёт и укрепляется. Это свидетельствует о том, что Господь в Своей Церкви присутствует. В храме Божием за богослужением читается Его слово, мы слышим, как будто Его Самого, когда Он говорил эти слова, ходя по Палестине, Галилее и Иудее. Наконец, здесь, в храме Божием мы причащаемся Святых Христовых Тайн и входим в теснейшее соединение с Господом, в такое соединение, о котором не помышляли Его современники, это было для них совершенно нереально и невозможно. Они могли в той или иной степени веры прикоснуться к Нему, видя Его телесными очами, но не могли войти в теснейшее соединение с Ним, быть Христовыми сотелесниками. Что это значит? Как говорит апостол Павел, иметь точно такое тело, какое имел Христос во время земной жизни, с которым Он воскрес и которое взял на небо и посадил одесную Бога Отца вместе со Своей Божественной природой, неотлучно пребывающей с Богом Отцом. Только бы вера в нас была такая, как у этой женщины; или такая, какую имели все святые угодники Божии; такая, какую имел Авель, когда он приносил жертву Богу; такая вера, которую имел Авраам, например, когда он готов был принести в жертву Богу единственного сына; такая, которую Ной имел, когда он в течение ста двадцати лет строил ковчег, испытывая обезумевшие взгляды, осуждение и насмешки своих современников; такая вера, которую имели пророки, когда зрели грядущее, как настоящее, о котором проповедовали, открывая людям тайны Божии; или хотя бы такую веру, которую имели апостолы, которые всё оставили и пошли за Христом; или любого святого, жизнеописание которого мы возьмём, мы увидим эту веру: крепкую и несомненную. Ну, а если, дорогие братия и сестры, эта высота веры нам недоступна и непонятна, недостижима по нашему разумению, то хотя бы мы имели веру с горчичное зерно, как говорится в Евангелии, то тогда смогли бы горы переставлять.

     Верный критерий: как проверить, есть ли вера? Когда выйдете из храма, можете проверить: скажите этой горе Румболовской: «отодвинься к Котову полю поближе, чтобы нам не подниматься сюда, тяжело». Если гора сдвинется, значит всё в порядке, вера есть.

     Дорогие, нам даже немыслимо об этом подумать, а ведь святые творили такие чудеса! Григорий Неокесарийский во втором веке размышлял об этом обетовании Божием, кото-рое будет доступно верующим во Христа людям. Когда он начал говорить, обращаясь к горе, перед которой стоял: «Стань и двинься», — она поколебалась и пошла, куда он ей сказал. «Я только размышляю над этим, — воскликнул святой, — стой на месте!» И гора стала. Всё святым было доступно и возможно.

     Значит, в нас нет даже такой веры, которая в Евангелии Христом сравнено с маленьким горчичным зерном, как маленьким маковым зёрнышком. Поэтому мы, как и апостолы до ниспослания им Святого Духа, будем молиться такими словами Господу: «умножь в нас веру» (Лк.17;5). Или, как один человек, который просил у Господа исцелить своего бесно-ватого сына, в ответ на слова Христа: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возмо-жно верующему», — воскликнул со слезами: «верую, Господи! помоги моему неверию!» (Мк. 9;23-24).

     Дорогие братия и сестры. Вера в Бога — это очень многогранное качество жизни нашей. Сила веры не в том, что человек признаёт бытие Божие, что он допускает, что Бог есть, что Он Творец, Промыслитель, Хозяин мира и так далее. Не в этом вера, не эта вера в при-сутствие и бытие Божие делала святых сильными верой. Эта вера, которая проявляется, прежде всего, в доверии Богу. Когда Авраам был готов принести своего единственного сына в жертву, он доверял Богу, что это так необходимо. Он доверял, что, если Богу неугодна эта жертва, то Он во мгновение укажет иной способ её принесения. Эта вера в доверие, когда всю жизнь человек отдаёт в руки промысла Божия. Об этом Церковь и го-ворит нам постоянно: «сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим»,- и хор отвечает за всех нас: «Тебе, Господи», т.е., «предадим жизнь нашу всю в руки Твои, Господи!»

     Эта вера заключается и в благоговении перед Богом. Это такое качество, когда человек имеет страх Божий. Этот страх способен удержать человека от любого греха. Этот страх Божий, который, например, имел Иосиф Целомудренный Прекрасный, когда жена Потифара совращала его на грех, он говорил: «Как я сотворю это великое зло и согрешу перед Богом?» Он же видит меня и видит всё, что происходит в этом мире и со мною. В этих двух качествах состоит осмысление веры: в доверии и благоговении к Богу.

     Дай Бог, чтобы мы себя побуждали в укреплении этих качеств веры в нашей жизни.

     Этой женщине, которая по вере своей получила молниеносное исцеление, достаточно было только прикоснуться к одежде, к материи, которая была пронизана благодатью Божественной. На примере этого чуда мы видим основание нашей веры, нашего благоче-стия в том, когда мы прикладываемся к иконам, святым мощам угодников Божиих, мы прикладываемся к материи, но которая облагодатствована Духом Святым, той благодатью Божией, которая пребывала во время земной жизни угодников Божиих и осталась в их мо-щах, в их останках, облагодатствованных Духом Святым и после их смерти. Эта благодать Божия, пребывающая в святых, касается икон их, которые через освящение, через благо-датную жизнь изображенного на них святого получают возможность быть источниками и проводниками Божественной благодати

     Позже эта женщина в пределах Кесарии установила памятник в благодарность Христу с Его изображением, и у подножия этой скульптуры Христа выросла трава, которая имела целебные свойства подавать женщинам облегчение в болезнях, всем, кто приходил к этому месту. Во времена Юлиана Отступника эта скульптура Христа была уничтожена с ненавистью, которой император пытался вернуть Римскую империю к языческим истокам. 

     Дорогие братия и сестры, а что можно сказать об Иаире? Может быть, кто-нибудь из вас увидит, насколько он любил дочь свою, насколько был чадолюбивым, насколько был благоразумным, потому что он ко Христу пришёл, а не к экстрасенсам, целителям, колдунам. Но мы не знаем, сразу ли он пришёл ко Христу. А может быть, так же, как и для этой женщины, которая на врачей истратила всё своё имение, не получив от них никакой пользы, Христос был для него последним этапом и последней надеждой? Но если усматривать какие-то благочестивые моменты в жизни Иаира и в его поступке, то другие святые, наоборот, говорят, что Иаир практически стал виновен в страшной предсмертной болезни и смерти дочери своей, которую воскресил Господь. А в чём его вина состояла? Да в том, что он очень поздно обратился ко Христу, ему надо было раньше, когда были только первые признаки болезни. А он был нерадивым и ленивым, таким же, как мы с вами. И мы, порой, откладывали своё обращение ко Христу день ото дня, час от часу, от молодости к старости. И бывает, что человек, будучи уже в преклонных годах, всё дальше и дальше откладывает свой приход к Богу. Если в семьдесят лет ножки ещё ходят, ещё дальше откладывает. А когда уже ходить не смогут, тогда он, так и быть, покается и обратится ко Христу.

     Дорогие братия и сестры. Покаяние при смерти, при нерадивой жизни открывается только единицам, открывается только тем людям, которые во время земной жизни совер-шали какие-либо добрые поступки. И ради этих добрых дел Господь не даёт умереть без покаяния. Но очень часто и за добрые дела, которые совершает человек, он получает благодарность и похвалу уже во время земной жизни, от телекамер журналистов, со страниц газет, в период предвыборных кампаний, которые рассказывают о великих благодеяниях того или иного человека. И он получает уже за свои добрые дела всё на этой земле, и Бог ничего не остаётся должен данному человеку, которому надо потешить своё тщеславие и гордыню. Многие люди приводят в качестве примера благоразумного разбойника, который всю жизнь был разбойником и бандитом, говоря более понятным языком, а перед смертью, умирая на кресте рядом со Христом, покаялся, сказав такие слова: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23;42). Но ведь благоразумный разбойник тоже совершал добрые дела. Какие? А дела очень интересные и принятые Господом. Когда Святое Семейство бежало из Вифлеема в Египет, на них напали разбойники, и этот благоразумный разбойник был предводителем этой шайки. Увидев необыкновенную красоту Младенца Христа, он запретил своим собратьям по ремеслу причинять какое-нибудь зло Святому Семейству, сказав при этом, что если бы Бог принял человеческую плоть, Он не мог быть прекрасней этого Младенца. И Богоматерь сказала этому разбойнику, что этот Младенец воздаст ему со временем за это доброе дело, которое он совершил. И поэтому благоразумный разбойник и был спасён Господом. Его сердце было готово к покаянию, потому что Господь принял его добрый поступок и сделал его способным к покаянию. А для нас с вами вряд ли Господь даст такую возможность.

     Святитель Димитрий Ростовский про грешника, откладывающего своё покаяние, гово-рит такие впечатляющие слова: «Не строй из себя слезоточивую Марию Магдалину, валя-ющуюся у ног Спасителя, когда ты всю жизнь был египетским фараоном с ожесточенным, жестоким сердцем и откладывал своё покаяние до последнего времени». Это очень наивное и страшное отношение к исправлению жизни своей. Кто тебе дал гарантию, что в пенсионном возрасте ты сохранишь ясность мысли, а Господь тебе дарует и здравие, и крепость сил, и ты сможешь ходить и всеми членами тела владеть, как в молодости?

А, может быть, детки твои наградят тебя внуками, будешь сидеть с ними, не зная ни выходных, ни проходных и никуда не сможешь выйти. И будешь нянчить всех, кого дадут. А если и это не произойдет, то вряд ли покаяние твое возможно будет и по другим причинам.

     Святые отцы, основываясь на высказываниях древних пророков, говорят нам, что, по крайней мере, нечестно Богу оставлять старость и немощные годы для служения Ему. Потому что Бог повелел ещё в Ветхом Завете приносить Ему в жертву самое прекрасное: молодое, а не старое; здоровое, а не больное; лучшее от плодов, а не худшее. А пророк Малахия говорит: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю: будет ли он доволен тобою?» (Мал. 1;8). А Богу, Который принимает в жертву всё самое чистое, святое, здоровое, сильное, прекрасное, ты хочешь принести дряхлеющую старость? Это нечестно, дерзновенно и наивно.

     Поэтому, дорогие братия и сестры, будем Богу служить в молодые годы жизни своей, когда Господь даёт нам крепость сил и здравие. Будем стараться приводить к Нему детей своих не тогда, когда пытался Иаир привести, когда ребёнок его умирал, а с младенчества и рождения. Не будем откладывать на потом, потому что этого может и не произойти.

     Дай Бог, дорогие братия и сестры, осмысляя эти два Евангельских повествования, два рассказа о чудесах Христовых, избрать для назидания то ценное и важное, о чём говорил нам сегодня евангелист Лука, и исправили жизнь нашу грешную. Аминь.

20 ноября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

      Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день за Божественной литургией читалось Евангелие от Луки об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира.

     Эти два чуда, которые были совершены Христом в одно время в Капернауме, очень важны, удивительны и о них рассказывают все три синоптика, все три евангелиста, то есть Матфей, Марк и Лука. Сегодняшний отрывок был от Луки. Описания об этих чудесах у евангелистов очень похожи, они отличаются буквально некоторыми деталями. Так что, рассмотрев одно из них, мы получаем представление о всей картине того и другого чуда, которые совершил Господь во время жизни Своей по Своему неизреченному милосердию и человеколюбию к роду человеческому.

     Когда Господь был в Капернауме, к Нему подошёл начальник синагоги, которого звали Иаир, и, упав перед Ним на колени, умолял Его войти к нему в дом и исцелить дочь, пото-му что она была при смерти. Господь обещал ему и уже направился по направлению к его дому, но здесь, не говоря никому ни слова, подошла ко Христу одна больная женщина, которая имела в сердце своём такое убеждение и веру, что достаточно только прикоснуть-ся ко Христу, даже не к Нему Самому, а к Его одежде, и она непременно получит исцеле-ние от своей тяжелейшей болезни. И она тихо, незаметно среди окружающей толпы народа пробирается ко Христу, касается края Его одежды и сразу получает исцеление. Господь, желая сделать известным необыкновенный поступок этой женщины, спросил: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8;45). Все оглядываются, не понимают, о чём идёт речь, потому что народ окружает со всех сторон Спасителя, и Пётр от лица других апостолов говорит: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит» (Лк. 8;45), то есть, окружают и теснят Тебя со всех сторон, а Ты спрашиваешь, кто коснулся? Да, все они! Иисус продол-жает: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8;46). И тогда женщина эта, видя, что не смогла утаиться, подходит ко Христу, падает перед Ним на колени и в присутствии всех рассказывает о своей тяжелейшей, страшной болезни и о том, как она мгновенно получила исцеление, и слышит похвалу Христа: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 8;48), или у другого евангелиста: «иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5;34), то есть будь в здравии.

     И когда Господь на несколько минут замедлил Свой путь к дому, к Иаиру подходят пришедшие из дома и говорят: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8;49). Господь, услышав эти слова, утешает Иаира и говорит: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8;50), направляется в его дом, входит в комнату с умершей девицей, берёт с Собой только троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна и родителей умершей девочки. Остальных всех Он просит выйти из комнаты, в которой уже были плакальщицы и музыканты, которые на флейтах и других инструментах играли траурные скорбные песни, сопровождаемые причитаниями плакальщиц. Такие традиции погребения нам неизвестны, но на Востоке они до сих пор присутствуют. В этих причитаниях вспоминается вся жизнь умершего человека, его какие-то запомнившиеся моменты жизни, с сокрушением, со слезами, что оборвалась эта жизнь. У богатых людей плакальщицы в течение сорока дней приходили на могилу и в дом, таким образом выражая соболезнования родственникам в постигшем их горе.

     Господь сказал: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8;52). В Евангелии сказано: «и смеялись над Ним, зная, что она умерла» (Лк. 8;53), видя, что уже все признаки налицо, уже люди оплакивают умершую. Но Господь берёт за руку девицу и говорит: «девица! встань!» — и возвратился дух её; и она встала, и стала говорить. Христос отдал её матери и повелел родителям дать ей есть, потому что, когда поправляется человек, появившийся аппетит является верным признаком его вернувшегося здоровья, организм будет восстанавливаться. И все пришли в ужас от этого великого чуда.

     Таким образом, дорогие братия и сестры, в более доступном пересказе эти два чуда: воскрешение дочери Иаира, это среди воскрешений мёртвых первое чудо, которое совер-шил Господь во время Своей земной жизни; и чудо исцеления кровоточивой женщины, объединены евангелистами в одно повествование. И Богу так угодно, чтобы в церковном воспоминании они тоже в одно время в нашем внимании обновлялись в церковном году. А что же в них общего?  А общее то, что и женщину, и Иаира привело ко Христу горе и великие скорби. Это обстоятельство показывает нам убедительнейшим образом, как скорби и страдания приводят человека ко Христу. В этих скорбях и страданиях человек обретает веру или утраченную, или неизвестную до сего момента, и в Боге одном находит он утешение и поддержку.

     Остановимся, дорогие, на первом чуде исцеления кровоточивой женщины. Что интерес-но и что обращает на себя внимание? Женщина не говорила о своей просьбе, она хотела тайным образом незаметно подойти ко Христу и прикоснуться к Нему, как бы похитить эту благодать, эту силу Божественную. Разве это возможно?

Может быть, кто-то из вас видел такие интересные сцены, когда перед чтимыми чудотворными иконами в храме Божием стоят какие-то нецерковные люди, жестикулируют, впиваются в эту икону и пытаются напитаться той энергией, которую они чувствуют. Так поступают экстрасенсы, целители и так далее. В этом странном предстоянии их перед иконами верующие люди сразу видят случайно пришедших в храм, которым Христос не нужен, а нужна та сила и благодать, которая присутствует в Церкви, которая проистекает от святынь нашей Матери —  Церкви.

Осмысливая это чудо, размышляя о нём, мы задаём себе вопрос, а возможно ли подойти к какой-то святыне, не имея ничего сродного ни с христианством, ни с Самим Христом, так вот похитить эту благодать, забрать её? Нет, дорогие, так совершенно невозможно сделать, невозможно незаметно, крадучись, подойти ко Христу. Господь даёт благодать Свою только с верой пришедшим людям, и ничего тайного невозможно сделать пред Его очами. От Бога ничего сокрыть невозможно!

Удивительно то, что Христа окружало множество народа, и наверняка в этой толпе была не только эта больная женщина, в огромной толпе этой наверняка было множество больных людей с теми или иными болезнями, более или менее страшными, тяжёлыми, но только она получила исцеление, хотя касались Христа, наверняка, многие. Но это было бесполезно, никакого благодатного воздействия это не дало тем людям, которые были вблизи Христа, которые касались Его человеческой и Божественной природы, которая через человеческую была доступна всем людям, которые были Его современниками, которые находились рядом с Ним. А эта женщина коснулась с верой, с сильной верой в Господа, верой в то, что она непременно получит исцеление, эта вера и была причиной её молниеносного исцеления. О, если бы и мы с вами, дорогие братия и сестры, имели такую веру, как эта женщина, и могли прикоснуться ко Христу. Но вы спросите, как мы можем прикоснуться ко Христу, когда Его уже нет на земле, когда Он вознёсся на Небо в сороковой день после Своего славного Воскресения? Это так, но, когда Он возносился на Небо, Он сказал для нас утешительные слова, которые слышали апостолы: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф: 28;20).

     Он с нами на земле, в истории Церкви земной. И продолжающаяся история этой Церкви, которую гнали все тысячелетия её существования, и истребляли, и не признавали, но она существует, живёт и укрепляется. Это свидетельствует о том, что Господь в Своей Церкви присутствует. В храме Божием за богослужением читается Его слово, мы слышим, как будто Его Самого, когда Он говорил эти слова, ходя по Палестине, Галилее и Иудее. Наконец, здесь, в храме Божием мы причащаемся Святых Христовых Тайн и входим в теснейшее соединение с Господом, в такое соединение, о котором не помышляли Его современники, это было для них совершенно нереально и невозможно. Они могли в той или иной степени веры прикоснуться к Нему, видя Его телесными очами, но не могли войти в теснейшее соединение с Ним, быть Христовыми сотелесниками. Что это значит? Как говорит апостол Павел, иметь точно такое тело, какое имел Христос во время земной жизни, с которым Он воскрес и которое взял на небо и посадил одесную Бога Отца вместе со Своей Божественной природой, неотлучно пребывающей с Богом Отцом. Только бы вера в нас была такая, как у этой женщины; или такая, какую имели все святые угодники Божии; такая, какую имел Авель, когда он приносил жертву Богу; такая вера, которую имел Авраам, например, когда он готов был принести в жертву Богу единственного сына; такая, которую Ной имел, когда он в течение ста двадцати лет строил ковчег, испытывая обезумевшие взгляды, осуждение и насмешки своих современников; такая вера, которую имели пророки, когда зрели грядущее, как настоящее, о котором проповедовали, открывая людям тайны Божии; или хотя бы такую веру, которую имели апостолы, которые всё оставили и пошли за Христом; или любого святого, жизнеописание которого мы возьмём, мы увидим эту веру: крепкую и несомненную. Ну, а если, дорогие братия и сестры, эта высота веры нам недоступна и непонятна, недостижима по нашему разумению, то хотя бы мы имели веру с горчичное зерно, как говорится в Евангелии, то тогда смогли бы горы переставлять.

     Верный критерий: как проверить, есть ли вера? Когда выйдете из храма, можете проверить: скажите этой горе Румболовской: «отодвинься к Котову полю поближе, чтобы нам не подниматься сюда, тяжело». Если гора сдвинется, значит всё в порядке, вера есть.

     Дорогие, нам даже немыслимо об этом подумать, а ведь святые творили такие чудеса! Григорий Неокесарийский во втором веке размышлял об этом обетовании Божием, кото-рое будет доступно верующим во Христа людям. Когда он начал говорить, обращаясь к горе, перед которой стоял: «Стань и двинься», — она поколебалась и пошла, куда он ей сказал. «Я только размышляю над этим, — воскликнул святой, — стой на месте!» И гора стала. Всё святым было доступно и возможно.

     Значит, в нас нет даже такой веры, которая в Евангелии Христом сравнено с маленьким горчичным зерном, как маленьким маковым зёрнышком. Поэтому мы, как и апостолы до ниспослания им Святого Духа, будем молиться такими словами Господу: «умножь в нас веру» (Лк.17;5). Или, как один человек, который просил у Господа исцелить своего бесно-ватого сына, в ответ на слова Христа: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возмо-жно верующему», — воскликнул со слезами: «верую, Господи! помоги моему неверию!» (Мк. 9;23-24).

     Дорогие братия и сестры. Вера в Бога — это очень многогранное качество жизни нашей. Сила веры не в том, что человек признаёт бытие Божие, что он допускает, что Бог есть, что Он Творец, Промыслитель, Хозяин мира и так далее. Не в этом вера, не эта вера в при-сутствие и бытие Божие делала святых сильными верой. Эта вера, которая проявляется, прежде всего, в доверии Богу. Когда Авраам был готов принести своего единственного сына в жертву, он доверял Богу, что это так необходимо. Он доверял, что, если Богу неугодна эта жертва, то Он во мгновение укажет иной способ её принесения. Эта вера в доверие, когда всю жизнь человек отдаёт в руки промысла Божия. Об этом Церковь и го-ворит нам постоянно: «сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим»,- и хор отвечает за всех нас: «Тебе, Господи», т.е., «предадим жизнь нашу всю в руки Твои, Господи!»

     Эта вера заключается и в благоговении перед Богом. Это такое качество, когда человек имеет страх Божий. Этот страх способен удержать человека от любого греха. Этот страх Божий, который, например, имел Иосиф Целомудренный Прекрасный, когда жена Потифара совращала его на грех, он говорил: «Как я сотворю это великое зло и согрешу перед Богом?» Он же видит меня и видит всё, что происходит в этом мире и со мною. В этих двух качествах состоит осмысление веры: в доверии и благоговении к Богу.

     Дай Бог, чтобы мы себя побуждали в укреплении этих качеств веры в нашей жизни.

     Этой женщине, которая по вере своей получила молниеносное исцеление, достаточно было только прикоснуться к одежде, к материи, которая была пронизана благодатью Божественной. На примере этого чуда мы видим основание нашей веры, нашего благоче-стия в том, когда мы прикладываемся к иконам, святым мощам угодников Божиих, мы прикладываемся к материи, но которая облагодатствована Духом Святым, той благодатью Божией, которая пребывала во время земной жизни угодников Божиих и осталась в их мо-щах, в их останках, облагодатствованных Духом Святым и после их смерти. Эта благодать Божия, пребывающая в святых, касается икон их, которые через освящение, через благо-датную жизнь изображенного на них святого получают возможность быть источниками и проводниками Божественной благодати

     Позже эта женщина в пределах Кесарии установила памятник в благодарность Христу с Его изображением, и у подножия этой скульптуры Христа выросла трава, которая имела целебные свойства подавать женщинам облегчение в болезнях, всем, кто приходил к этому месту. Во времена Юлиана Отступника эта скульптура Христа была уничтожена с ненавистью, которой император пытался вернуть Римскую империю к языческим истокам. 

     Дорогие братия и сестры, а что можно сказать об Иаире? Может быть, кто-нибудь из вас увидит, насколько он любил дочь свою, насколько был чадолюбивым, насколько был благоразумным, потому что он ко Христу пришёл, а не к экстрасенсам, целителям, колдунам. Но мы не знаем, сразу ли он пришёл ко Христу. А может быть, так же, как и для этой женщины, которая на врачей истратила всё своё имение, не получив от них никакой пользы, Христос был для него последним этапом и последней надеждой? Но если усматривать какие-то благочестивые моменты в жизни Иаира и в его поступке, то другие святые, наоборот, говорят, что Иаир практически стал виновен в страшной предсмертной болезни и смерти дочери своей, которую воскресил Господь. А в чём его вина состояла? Да в том, что он очень поздно обратился ко Христу, ему надо было раньше, когда были только первые признаки болезни. А он был нерадивым и ленивым, таким же, как мы с вами. И мы, порой, откладывали своё обращение ко Христу день ото дня, час от часу, от молодости к старости. И бывает, что человек, будучи уже в преклонных годах, всё дальше и дальше откладывает свой приход к Богу. Если в семьдесят лет ножки ещё ходят, ещё дальше откладывает. А когда уже ходить не смогут, тогда он, так и быть, покается и обратится ко Христу.

     Дорогие братия и сестры. Покаяние при смерти, при нерадивой жизни открывается только единицам, открывается только тем людям, которые во время земной жизни совер-шали какие-либо добрые поступки. И ради этих добрых дел Господь не даёт умереть без покаяния. Но очень часто и за добрые дела, которые совершает человек, он получает благодарность и похвалу уже во время земной жизни, от телекамер журналистов, со страниц газет, в период предвыборных кампаний, которые рассказывают о великих благодеяниях того или иного человека. И он получает уже за свои добрые дела всё на этой земле, и Бог ничего не остаётся должен данному человеку, которому надо потешить своё тщеславие и гордыню. Многие люди приводят в качестве примера благоразумного разбойника, который всю жизнь был разбойником и бандитом, говоря более понятным языком, а перед смертью, умирая на кресте рядом со Христом, покаялся, сказав такие слова: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23;42). Но ведь благоразумный разбойник тоже совершал добрые дела. Какие? А дела очень интересные и принятые Господом. Когда Святое Семейство бежало из Вифлеема в Египет, на них напали разбойники, и этот благоразумный разбойник был предводителем этой шайки. Увидев необыкновенную красоту Младенца Христа, он запретил своим собратьям по ремеслу причинять какое-нибудь зло Святому Семейству, сказав при этом, что если бы Бог принял человеческую плоть, Он не мог быть прекрасней этого Младенца. И Богоматерь сказала этому разбойнику, что этот Младенец воздаст ему со временем за это доброе дело, которое он совершил. И поэтому благоразумный разбойник и был спасён Господом. Его сердце было готово к покаянию, потому что Господь принял его добрый поступок и сделал его способным к покаянию. А для нас с вами вряд ли Господь даст такую возможность.

     Святитель Димитрий Ростовский про грешника, откладывающего своё покаяние, гово-рит такие впечатляющие слова: «Не строй из себя слезоточивую Марию Магдалину, валя-ющуюся у ног Спасителя, когда ты всю жизнь был египетским фараоном с ожесточенным, жестоким сердцем и откладывал своё покаяние до последнего времени». Это очень наивное и страшное отношение к исправлению жизни своей. Кто тебе дал гарантию, что в пенсионном возрасте ты сохранишь ясность мысли, а Господь тебе дарует и здравие, и крепость сил, и ты сможешь ходить и всеми членами тела владеть, как в молодости?

А, может быть, детки твои наградят тебя внуками, будешь сидеть с ними, не зная ни выходных, ни проходных и никуда не сможешь выйти. И будешь нянчить всех, кого дадут. А если и это не произойдет, то вряд ли покаяние твое возможно будет и по другим причинам.

     Святые отцы, основываясь на высказываниях древних пророков, говорят нам, что, по крайней мере, нечестно Богу оставлять старость и немощные годы для служения Ему. Потому что Бог повелел ещё в Ветхом Завете приносить Ему в жертву самое прекрасное: молодое, а не старое; здоровое, а не больное; лучшее от плодов, а не худшее. А пророк Малахия говорит: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю: будет ли он доволен тобою?» (Мал. 1;8). А Богу, Который принимает в жертву всё самое чистое, святое, здоровое, сильное, прекрасное, ты хочешь принести дряхлеющую старость? Это нечестно, дерзновенно и наивно.

     Поэтому, дорогие братия и сестры, будем Богу служить в молодые годы жизни своей, когда Господь даёт нам крепость сил и здравие. Будем стараться приводить к Нему детей своих не тогда, когда пытался Иаир привести, когда ребёнок его умирал, а с младенчества и рождения. Не будем откладывать на потом, потому что этого может и не произойти.

     Дай Бог, дорогие братия и сестры, осмысляя эти два Евангельских повествования, два рассказа о чудесах Христовых, избрать для назидания то ценное и важное, о чём говорил нам сегодня евангелист Лука, и исправили жизнь нашу грешную. Аминь.

Предыдущая проповедь

13 ноября 2016

Исцеление гадаринского бесноватого
Следующая проповедь

26 ноября 2016

Притча о милосердном Самарянине

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00