Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление расслабленного

Дорогие братия и сестры! Сегодняшний воскресный день посвящён воспоминанию одного необыкновенного чуда, которое совершил Господь наш Иисус Христос в Своей земной жизни ради спасения рода человеческого. Евангелие от Матфея повествует нам, что однажды Господь сел в лодку Своих учеников, переправился на другую сторону Геннисаретского озера и пришёл в Свой град.

Буквально одно предложение Евангелия, а как о многом говорит оно нам с вами. Во-первых, в нашей памяти и в благодарных сердцах наших паломников представляется это живописнейшее  Геннисаретское озеро, которое в дни жизни Спасителя было намного больше. В те времена оно называлось даже морем, а не озером. Путешествие по нему часто таило опасность.

Очень много событий из жизни Господа было связано с этим озером, можно вспомнить о многих чудесах, которые произошли буквально на берегах этого озера. Мы можем вспомнить, как апостол Пётр вышел из лодки, когда ученики в штормовую погоду переплывали на другой берег и увидели Господа, идущего к ним по водам. Пётр, узнав Его по голосу, сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Именно по этим водам Геннисаретского озера шёл Пётр, пока была крепка его вера, пока его взор устремлялся к Господу.

На этом же озере апостолы, среди которых был и Симон Пётр, испытали на себе необыкновенное воздействие благословения Божия, когда они трудились всю ночь, ловя рыбу, и ничего не поймали. Господь сказал им: «Закиньте сети свои справа от лодки». Симон, который был опытным рыбаком, говорит: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». А когда закинули, то не могли их вытащить от множества рыб, которые наполнили эти сети по повелению Божию. Твари бессловесные и вся природа, видимая и невидимая — всё и вся повинуется Господу.

Именно с берегов Геннисаретского озера Господь призвал к апостольскому служению Петра и его брата Андрея Первозванного, который предсказал будущее просвещение нашей великой страны светом Христовым, водрузив крест на   Киевских горах. С этих же мест были призваны два других ученика: Иоанн Богослов и Иаков Зеведеев, тоже два родных брата, которые оставили всё и последовали за Господом, Который сказал им: «Идите за Мной, и сделаю вас ловцами человеческих душ». И множество других, более или менее важных событий произошло на этом озере.

Однажды апостолы, переправляясь в лодке на другую сторону, терпели бедствие, жизнь их была в опасности, ветер был очень сильный. Господь тоже был в лодке, но спал на корме, как будто эта буря Его не касалась. Ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: «Господи, спаси нас, погибаем». И тогда Он, обратившись к морю и ветру, сказал: «Умолкни и перестань». После Его слов на этом озере наступила необыкновенная тишина, хотя только что оно бушевало огромными волнами и грозило погубить в своей бездонной глубине жизни апостолов.

Однажды Господь сел в лодку Симона, попросил его отплыть немного от берега и с лодки благовестил людям. Так было очень удобно, весь народ на берегу был перед взором Спасителя.

 И Господь сегодня в воспоминаемом нами событии снова путешествует по этому озеру, переправляется на другой берег и приходит в Свой град. Какой же это Его град? Мы знаем много городов, которые связаны с жизнью нашего Господа: это и Вифлеем, и Назарет, и Иерусалим, но Своим городом Господь называл только один город — Капернаум.  И вот именно в этот город перешел Господь из Назарета, выйдя на общественное служение людям. Поэтому Господь его нежно называет Своим городом.

Когда Господь был в одном доме, тотчас собрались вокруг много людей, так что и у дверей уже не было места, и говорил им слово. Внезапно подошли к этому дому четверо людей, которые несли на носилках их расслабленного друга. Он был парализован, не мог самостоятельно передвигаться, и вообще всё тело его было расслаблено. Видя, что через двери войти невозможно из-за многолюдности, его друзья совершают необыкновенный, дерзновенный поступок, который свидетельствует об их любви к этому больному расслабленному другу, свидетельствует об их решимости, целеустремленности  в достижении цели. Они проявляют такой пример изобретательности: забираются на крышу дома, на кровлю, разбирают эту кровлю и спускают на веревках этого расслабленного вниз, к ногам Христа.

Когда вспоминается этот Евангельский эпизод, то для людей, которые живут где-то в северной полосе, для нас с вами это кажется необычным, потому что наши кровли невозможно разобрать, тем более у многоэтажных домов. Это выглядело бы каким-то элементом вандализма, а то и вообще нереально. Но дело в том, что восточные кровли служили больше не для защиты от дождя и холода, а лишь от солнечного зноя, поэтому они были очень легковесные, легкоразборные, никакого труда не составляло разобрать их, раздвинуть этот лёгкий материал и потом обратно всё поставить на свои места. Поэтому их поступок не встретил никакого осуждения и гнева со стороны тех людей, которые наблюдали за этим.

 Евангелист Матфей говорит, что когда Господь увидел этого расслабленного, который как с неба спускался на веревках к Его ногам и поняв, для чего и зачем спускался, безмолвно прося об исцелении, Он, видя веру их, сказал расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Господь совершил это чудо ради веры этих людей, которые принесли его. О вере самого расслабленного в  буквальном смысле ничего не упоминается в Евангелии. Может быть, конечно, эта вера была, потому что он позволил нести себя. Но, с другой стороны, будучи в совершенно неподвижном состоянии, он мог и не иметь такого пламенного желания, а его друзья могли проявить некое насилие над ним, потому что любовь двигала их действиями. Но, тем не менее, Евангелие говорит о вере только людей, которые принесли этого расслабленного. Поэтому, Господь, видя веру этих людей, исцеляет расслабленного.

Эти слова Евангелия многообещающи, они много говорят о нашей с вами жизни. Они напоминают нам те моменты, когда приходится крестить людей, крестить детей по вере либо бабушек и дедушек, либо по чьей-то настоятельной просьбе, по совету. Иногда приходится соборовать тех людей, которые никогда в храм не ходят, не становятся прихожанами, и не идёт процесс их воцерковления. Но, будучи больными, по слову своих друзей, родителей, знакомых, близких, подруг они идут, и, может быть, не имея веры, принимают таинство соборования, и Господь совершает чудеса исцеления ради веры тех людей, которые побудили их прийти в храм Божий. По вере, по настоянию людей причащаются больные на одре болезни, умирающие, которые сами, может быть, не имели веры, никогда в жизни не причащались. Но близкие, видя их кончину, которая подразумевается уже по состоянию здоровья, зовут священника и причащают больного, умирающего. И по вере близких, родных людей и больной человек получает милость Божию и соединяется с Господом, Которого, может быть, гнал и отвергал всю свою жизнь. Приходится очень часто отпевать людей совершенно чуждых и далёких от веры, но крещённых когда-то в далёком детстве. Иногда приходят друзья, родственники и спрашивают, что делать, когда умирает человек, который всю жизнь отвергал Бога, в храм не ходил, слышать об этом не хотел. И умер вне Бога. И как быть, ведь он крещёный? Не будет  ли насилием над его душой отпевать такого человека? Может быть, иногда человек, умирая, просит не связывать его погребение с Церковью, потому что всю жизнь не имел к ней никакого отношения. И всё- таки, в этой ситуации лучше отпеть такого человека, потому что сейчас, когда бессмертная душа такого человека предстоит перед Богом, мгновенно оказавшись в духовном мире, который он отвергал и презирал в жизни, она, конечно, во мгновение стала верующей и знающей, что Бог есть. Помилует ли и улучшит ли загробное состояние единственная церковная молитва, которая никогда не звучала  в течение его жизни — это зависит от милосердия Божия. Наверное, скорее нет, потому что, если всю свою сознательную жизнь человек отвергал Бога и бил по рукам Его, когда Он протягивал ему руку помощи. Но тем не менее, это будет единственным утешением хотя бы на момент погребения, на момент прощания с земныммиромдуши такого человека и утешение для его близких.

 На этих кратких примерах мы видим, как важно это побуждение человека, как важен  пример, настояние родителей на жизни детей, внуков для приобщения их к вере. Пусть не хотят, пусть не осознают. пусть не доросли, но ради любви к тем людям, которые настаивают на этом, дети и внуки идут ко Христу. Иногда и причащаются по просьбе своих родных, желая не оскорбить их, желая сделать им что-либо приятное, как бы некий лучший подарок преподнести своим близким, которые  понимают, как это важно. Иногда постепенно, капля за каплей, эта святыня, эта благодать, к которой приобщается душа по вере людей, приведших или принесших человека, Господь даёт Свою всесильную помощь.

Сегодня, когда мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного, дорогие братия и сестры, наверное, многие из вас вспомнили и догадались особо помолиться об отце Игоре, который тоже эту же болезнь несёт в своей жизни, наверное, уже 8 лет, и состояние его зависит только от милосердия Божия. Давайте сегодня ещё раз, каждый, горячо помолимся, чтобы Господь исцелил его, дал ему силы в несении его жизненного креста, терпения, и чтобы Господь порадовал его ещё возможностью послужить самому у престола Божьего.

Тяжелая это болезнь, когда человек зависит полностью от внимания, от воли тех людей, которые окружают его. Хорошо, если его окружают много людей, которые с усердием и любовью служат такому человеку. Иногда уход за такими парализованными больными в тягость близким, родным, иногда они ропщут, иногда с нетерпением, с ропотом, с гневом, с раздражением, упрёками несут опёку над такими больными. Как тяжёл этот крест ухода над расслабленным, парализованным человеком!

И Господь, исцеляя этого расслабленного, говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».  После этих слов больной, расслабленный получает исцеление. Эти слова приводят сразу в негодование тех книжников, фарисеев, которые были свидетелями этого чуда.  Как может кто- либо сказать: «Прощаются тебе грехи твои»? Только Бог один может прощать грехи, а книжники и фарисеи не видели Бога  во Христе, поэтому эти слова они воспринимали как слова богохульства. Но Господь говорит: как вы думаете, что легче сказать: «чадо, прощаются тебе грехи» или «встань, возьми свою постель и ходи»? Что легче, простить грехи или исцелить больного?

 И то, и другое зависит от Бога.  Но прощение грехов — это компетенция только Бога и больше никого. Прощение грехов, как правило, производится невидимо для самого человека или, по крайней мере, для окружающих людей — это действие невидимой благодати Божией. А в исцелении болезни многое могут совершить и врачи, которые от Бога поставлены, они стараются облегчить болезнь и страдания, продлить жизнь людей.

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному Господь, — тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом твой». При этих словах расслабленный мгновенно встаёт со одра своего, на котором из-за болезни он пребывал, наверное, много лет, Евангелие не говорит, сколько. Он встаёт не только исцеленный, но и берёт и одр, на котором он лежал, какие-то носилки, приспособления и  уходит совершенно исцелённым и здоровым в свой дом.

Великое чудо милости  Божией! Сколько Господь исцелил больных, хромых, глухих, немых за время Своего трёхлетнего служения делу спасения рода человеческого — бесчисленное множество. Лишь о самых ярких примерах говорит Евангелие, сохраняя это в благодарной памяти христиан. Но чудес было намного больше, многие из которых совершались попутно, которые не предавались огласке. Их было великое множество. Как милостив наш Господь. Как Он всемогущ и как ждёт только нашего к Нему обращения!

Это Евангелие напоминает нам с вами о наших грехах, напоминает о том, что болезни нас посещают за наши грехи. Наши грехи сказываются и на детях, на нашем поколении. Это Евангелие призывает нас к духовной собранности, к трезвению, ко вниманию к своей жизни, чтобы мы береглись греха как самого страшного зла. Но боязни греха, как правило, у христиан нет. Когда мы молимся Господу, в храм ходим, то мы молимся чаще всего о земных делах наших, об успехе, о благословении в нашей жизни, чтобы у нас всё было по-доброму, всё было хорошо, спокойно и мысли наши о бесскорбной, безбедной жизни. А святые молились о другом. Мудрые христиане молились о детях, но не об их земном преуспевании, благосостоянии, а молились они такими словами: «Господи, помилуй и спаси душу ребёнка моего: сына или дочери, иже веси судьбами».

Самое главное — чтобы спаслась душа человека, чтобы Господь простил грехи. И когда впадаем в болезни, мы думаем о своей немощи, о тех болях, которые наступают при заболевании, об ограниченности движения жизни сразу, но редко вспоминаем о грехах, редко сразу прибегаем к исповеди, как единственно верному и правильному способу исцеления и поддержания жизни и здоровья, которое дано Богом.

Это Евангелие укоряет нашу духовную расслабленность, потому что современный человек крайне отличается расслабленностью и неспособностью ни к какому труду: ни к внешнему, ни к труду даже ради семьи, близких, родных. Только с работы пришёл, сразу на диван, только газета или телевизор, и всё, вся жизнь проходит в этом в расслаблении. Проснулся, ушёл на работу, пришёл с работы – всё, жизни никакой нет; поужинал в лучшем случае, телевизор, мягко переходящий в сон, и так вся жизнь. Что ты сделал для семьи, для детей, для их воспитания, вразумления, для своей собственной души? Кроме расслабления, ничего нет в жизни современного человека.

А это Евангелие укоряет, оно призывает нас к собранности. Ещё Серафим Саровский   говорил, что современные христиане будут отличаться от тех, ранних, древних христиан, отсутствием решимости. Это отсутствие собранности, отсутствие сопротивления к греху, уподобляет человека мёртвой рыбе, которая плывёт по течению туда, куда её несёт волна. Так же и современный человек: куда его несёт общественная жизнь, куда она его направляет, какую информацию даёт, ту и переваривает, как жвачное животное.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы у нас была эта собранность, духовное трезвление, чтобы мы по мере своих сил, с Божией помощью противостояли греху, боролись со своими страстями. Мы должны прекрасно понимать, что если не будем противостоять страстям и не победим их здесь с Божией помощью, то эти страсти, как некие вампиры, чудовища нас встретят и в иной жизни, когда одна бессмертная душа предстанет перед Богом, а страсти-то все останутся в ней. Они же телом совершались, но страсти-то гнездятся в душе и из души они провоцируются и побуждаются. Если не победит человек страсти сребролюбия, винопития, блудные страсти, уныние, гнев, раздражение, то они будут в душе развиваться и в загробном мире, а возможности удовлетворить эти страсти, исполнить нет, потому что нет тела, нечем совершить тот или иной грех. И это отсутствие возможности реализации греха будет придавать человеку неописуемые мучения, и душа будет погибать в этом поиске услаждения хуже, чем в самой геенне огненной адского огня. На это обратим с вами внимание, дорогие братия и сестры, и пусть Господь, как исцелил Он расслабленного сегодня, и нас исцелит. Исцелит нашу немощь, наше духовное расслабление, чтобы и мы всякий раз, подходя к исповеди, слышали голос своей совести: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Аминь. 

19 июля 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодняшний воскресный день посвящён воспоминанию одного необыкновенного чуда, которое совершил Господь наш Иисус Христос в Своей земной жизни ради спасения рода человеческого. Евангелие от Матфея повествует нам, что однажды Господь сел в лодку Своих учеников, переправился на другую сторону Геннисаретского озера и пришёл в Свой град.

Буквально одно предложение Евангелия, а как о многом говорит оно нам с вами. Во-первых, в нашей памяти и в благодарных сердцах наших паломников представляется это живописнейшее  Геннисаретское озеро, которое в дни жизни Спасителя было намного больше. В те времена оно называлось даже морем, а не озером. Путешествие по нему часто таило опасность.

Очень много событий из жизни Господа было связано с этим озером, можно вспомнить о многих чудесах, которые произошли буквально на берегах этого озера. Мы можем вспомнить, как апостол Пётр вышел из лодки, когда ученики в штормовую погоду переплывали на другой берег и увидели Господа, идущего к ним по водам. Пётр, узнав Его по голосу, сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Именно по этим водам Геннисаретского озера шёл Пётр, пока была крепка его вера, пока его взор устремлялся к Господу.

На этом же озере апостолы, среди которых был и Симон Пётр, испытали на себе необыкновенное воздействие благословения Божия, когда они трудились всю ночь, ловя рыбу, и ничего не поймали. Господь сказал им: «Закиньте сети свои справа от лодки». Симон, который был опытным рыбаком, говорит: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». А когда закинули, то не могли их вытащить от множества рыб, которые наполнили эти сети по повелению Божию. Твари бессловесные и вся природа, видимая и невидимая — всё и вся повинуется Господу.

Именно с берегов Геннисаретского озера Господь призвал к апостольскому служению Петра и его брата Андрея Первозванного, который предсказал будущее просвещение нашей великой страны светом Христовым, водрузив крест на   Киевских горах. С этих же мест были призваны два других ученика: Иоанн Богослов и Иаков Зеведеев, тоже два родных брата, которые оставили всё и последовали за Господом, Который сказал им: «Идите за Мной, и сделаю вас ловцами человеческих душ». И множество других, более или менее важных событий произошло на этом озере.

Однажды апостолы, переправляясь в лодке на другую сторону, терпели бедствие, жизнь их была в опасности, ветер был очень сильный. Господь тоже был в лодке, но спал на корме, как будто эта буря Его не касалась. Ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: «Господи, спаси нас, погибаем». И тогда Он, обратившись к морю и ветру, сказал: «Умолкни и перестань». После Его слов на этом озере наступила необыкновенная тишина, хотя только что оно бушевало огромными волнами и грозило погубить в своей бездонной глубине жизни апостолов.

Однажды Господь сел в лодку Симона, попросил его отплыть немного от берега и с лодки благовестил людям. Так было очень удобно, весь народ на берегу был перед взором Спасителя.

 И Господь сегодня в воспоминаемом нами событии снова путешествует по этому озеру, переправляется на другой берег и приходит в Свой град. Какой же это Его град? Мы знаем много городов, которые связаны с жизнью нашего Господа: это и Вифлеем, и Назарет, и Иерусалим, но Своим городом Господь называл только один город — Капернаум.  И вот именно в этот город перешел Господь из Назарета, выйдя на общественное служение людям. Поэтому Господь его нежно называет Своим городом.

Когда Господь был в одном доме, тотчас собрались вокруг много людей, так что и у дверей уже не было места, и говорил им слово. Внезапно подошли к этому дому четверо людей, которые несли на носилках их расслабленного друга. Он был парализован, не мог самостоятельно передвигаться, и вообще всё тело его было расслаблено. Видя, что через двери войти невозможно из-за многолюдности, его друзья совершают необыкновенный, дерзновенный поступок, который свидетельствует об их любви к этому больному расслабленному другу, свидетельствует об их решимости, целеустремленности  в достижении цели. Они проявляют такой пример изобретательности: забираются на крышу дома, на кровлю, разбирают эту кровлю и спускают на веревках этого расслабленного вниз, к ногам Христа.

Когда вспоминается этот Евангельский эпизод, то для людей, которые живут где-то в северной полосе, для нас с вами это кажется необычным, потому что наши кровли невозможно разобрать, тем более у многоэтажных домов. Это выглядело бы каким-то элементом вандализма, а то и вообще нереально. Но дело в том, что восточные кровли служили больше не для защиты от дождя и холода, а лишь от солнечного зноя, поэтому они были очень легковесные, легкоразборные, никакого труда не составляло разобрать их, раздвинуть этот лёгкий материал и потом обратно всё поставить на свои места. Поэтому их поступок не встретил никакого осуждения и гнева со стороны тех людей, которые наблюдали за этим.

 Евангелист Матфей говорит, что когда Господь увидел этого расслабленного, который как с неба спускался на веревках к Его ногам и поняв, для чего и зачем спускался, безмолвно прося об исцелении, Он, видя веру их, сказал расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Господь совершил это чудо ради веры этих людей, которые принесли его. О вере самого расслабленного в  буквальном смысле ничего не упоминается в Евангелии. Может быть, конечно, эта вера была, потому что он позволил нести себя. Но, с другой стороны, будучи в совершенно неподвижном состоянии, он мог и не иметь такого пламенного желания, а его друзья могли проявить некое насилие над ним, потому что любовь двигала их действиями. Но, тем не менее, Евангелие говорит о вере только людей, которые принесли этого расслабленного. Поэтому, Господь, видя веру этих людей, исцеляет расслабленного.

Эти слова Евангелия многообещающи, они много говорят о нашей с вами жизни. Они напоминают нам те моменты, когда приходится крестить людей, крестить детей по вере либо бабушек и дедушек, либо по чьей-то настоятельной просьбе, по совету. Иногда приходится соборовать тех людей, которые никогда в храм не ходят, не становятся прихожанами, и не идёт процесс их воцерковления. Но, будучи больными, по слову своих друзей, родителей, знакомых, близких, подруг они идут, и, может быть, не имея веры, принимают таинство соборования, и Господь совершает чудеса исцеления ради веры тех людей, которые побудили их прийти в храм Божий. По вере, по настоянию людей причащаются больные на одре болезни, умирающие, которые сами, может быть, не имели веры, никогда в жизни не причащались. Но близкие, видя их кончину, которая подразумевается уже по состоянию здоровья, зовут священника и причащают больного, умирающего. И по вере близких, родных людей и больной человек получает милость Божию и соединяется с Господом, Которого, может быть, гнал и отвергал всю свою жизнь. Приходится очень часто отпевать людей совершенно чуждых и далёких от веры, но крещённых когда-то в далёком детстве. Иногда приходят друзья, родственники и спрашивают, что делать, когда умирает человек, который всю жизнь отвергал Бога, в храм не ходил, слышать об этом не хотел. И умер вне Бога. И как быть, ведь он крещёный? Не будет  ли насилием над его душой отпевать такого человека? Может быть, иногда человек, умирая, просит не связывать его погребение с Церковью, потому что всю жизнь не имел к ней никакого отношения. И всё- таки, в этой ситуации лучше отпеть такого человека, потому что сейчас, когда бессмертная душа такого человека предстоит перед Богом, мгновенно оказавшись в духовном мире, который он отвергал и презирал в жизни, она, конечно, во мгновение стала верующей и знающей, что Бог есть. Помилует ли и улучшит ли загробное состояние единственная церковная молитва, которая никогда не звучала  в течение его жизни — это зависит от милосердия Божия. Наверное, скорее нет, потому что, если всю свою сознательную жизнь человек отвергал Бога и бил по рукам Его, когда Он протягивал ему руку помощи. Но тем не менее, это будет единственным утешением хотя бы на момент погребения, на момент прощания с земныммиромдуши такого человека и утешение для его близких.

 На этих кратких примерах мы видим, как важно это побуждение человека, как важен  пример, настояние родителей на жизни детей, внуков для приобщения их к вере. Пусть не хотят, пусть не осознают. пусть не доросли, но ради любви к тем людям, которые настаивают на этом, дети и внуки идут ко Христу. Иногда и причащаются по просьбе своих родных, желая не оскорбить их, желая сделать им что-либо приятное, как бы некий лучший подарок преподнести своим близким, которые  понимают, как это важно. Иногда постепенно, капля за каплей, эта святыня, эта благодать, к которой приобщается душа по вере людей, приведших или принесших человека, Господь даёт Свою всесильную помощь.

Сегодня, когда мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного, дорогие братия и сестры, наверное, многие из вас вспомнили и догадались особо помолиться об отце Игоре, который тоже эту же болезнь несёт в своей жизни, наверное, уже 8 лет, и состояние его зависит только от милосердия Божия. Давайте сегодня ещё раз, каждый, горячо помолимся, чтобы Господь исцелил его, дал ему силы в несении его жизненного креста, терпения, и чтобы Господь порадовал его ещё возможностью послужить самому у престола Божьего.

Тяжелая это болезнь, когда человек зависит полностью от внимания, от воли тех людей, которые окружают его. Хорошо, если его окружают много людей, которые с усердием и любовью служат такому человеку. Иногда уход за такими парализованными больными в тягость близким, родным, иногда они ропщут, иногда с нетерпением, с ропотом, с гневом, с раздражением, упрёками несут опёку над такими больными. Как тяжёл этот крест ухода над расслабленным, парализованным человеком!

И Господь, исцеляя этого расслабленного, говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».  После этих слов больной, расслабленный получает исцеление. Эти слова приводят сразу в негодование тех книжников, фарисеев, которые были свидетелями этого чуда.  Как может кто- либо сказать: «Прощаются тебе грехи твои»? Только Бог один может прощать грехи, а книжники и фарисеи не видели Бога  во Христе, поэтому эти слова они воспринимали как слова богохульства. Но Господь говорит: как вы думаете, что легче сказать: «чадо, прощаются тебе грехи» или «встань, возьми свою постель и ходи»? Что легче, простить грехи или исцелить больного?

 И то, и другое зависит от Бога.  Но прощение грехов — это компетенция только Бога и больше никого. Прощение грехов, как правило, производится невидимо для самого человека или, по крайней мере, для окружающих людей — это действие невидимой благодати Божией. А в исцелении болезни многое могут совершить и врачи, которые от Бога поставлены, они стараются облегчить болезнь и страдания, продлить жизнь людей.

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному Господь, — тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом твой». При этих словах расслабленный мгновенно встаёт со одра своего, на котором из-за болезни он пребывал, наверное, много лет, Евангелие не говорит, сколько. Он встаёт не только исцеленный, но и берёт и одр, на котором он лежал, какие-то носилки, приспособления и  уходит совершенно исцелённым и здоровым в свой дом.

Великое чудо милости  Божией! Сколько Господь исцелил больных, хромых, глухих, немых за время Своего трёхлетнего служения делу спасения рода человеческого — бесчисленное множество. Лишь о самых ярких примерах говорит Евангелие, сохраняя это в благодарной памяти христиан. Но чудес было намного больше, многие из которых совершались попутно, которые не предавались огласке. Их было великое множество. Как милостив наш Господь. Как Он всемогущ и как ждёт только нашего к Нему обращения!

Это Евангелие напоминает нам с вами о наших грехах, напоминает о том, что болезни нас посещают за наши грехи. Наши грехи сказываются и на детях, на нашем поколении. Это Евангелие призывает нас к духовной собранности, к трезвению, ко вниманию к своей жизни, чтобы мы береглись греха как самого страшного зла. Но боязни греха, как правило, у христиан нет. Когда мы молимся Господу, в храм ходим, то мы молимся чаще всего о земных делах наших, об успехе, о благословении в нашей жизни, чтобы у нас всё было по-доброму, всё было хорошо, спокойно и мысли наши о бесскорбной, безбедной жизни. А святые молились о другом. Мудрые христиане молились о детях, но не об их земном преуспевании, благосостоянии, а молились они такими словами: «Господи, помилуй и спаси душу ребёнка моего: сына или дочери, иже веси судьбами».

Самое главное — чтобы спаслась душа человека, чтобы Господь простил грехи. И когда впадаем в болезни, мы думаем о своей немощи, о тех болях, которые наступают при заболевании, об ограниченности движения жизни сразу, но редко вспоминаем о грехах, редко сразу прибегаем к исповеди, как единственно верному и правильному способу исцеления и поддержания жизни и здоровья, которое дано Богом.

Это Евангелие укоряет нашу духовную расслабленность, потому что современный человек крайне отличается расслабленностью и неспособностью ни к какому труду: ни к внешнему, ни к труду даже ради семьи, близких, родных. Только с работы пришёл, сразу на диван, только газета или телевизор, и всё, вся жизнь проходит в этом в расслаблении. Проснулся, ушёл на работу, пришёл с работы – всё, жизни никакой нет; поужинал в лучшем случае, телевизор, мягко переходящий в сон, и так вся жизнь. Что ты сделал для семьи, для детей, для их воспитания, вразумления, для своей собственной души? Кроме расслабления, ничего нет в жизни современного человека.

А это Евангелие укоряет, оно призывает нас к собранности. Ещё Серафим Саровский   говорил, что современные христиане будут отличаться от тех, ранних, древних христиан, отсутствием решимости. Это отсутствие собранности, отсутствие сопротивления к греху, уподобляет человека мёртвой рыбе, которая плывёт по течению туда, куда её несёт волна. Так же и современный человек: куда его несёт общественная жизнь, куда она его направляет, какую информацию даёт, ту и переваривает, как жвачное животное.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы у нас была эта собранность, духовное трезвление, чтобы мы по мере своих сил, с Божией помощью противостояли греху, боролись со своими страстями. Мы должны прекрасно понимать, что если не будем противостоять страстям и не победим их здесь с Божией помощью, то эти страсти, как некие вампиры, чудовища нас встретят и в иной жизни, когда одна бессмертная душа предстанет перед Богом, а страсти-то все останутся в ней. Они же телом совершались, но страсти-то гнездятся в душе и из души они провоцируются и побуждаются. Если не победит человек страсти сребролюбия, винопития, блудные страсти, уныние, гнев, раздражение, то они будут в душе развиваться и в загробном мире, а возможности удовлетворить эти страсти, исполнить нет, потому что нет тела, нечем совершить тот или иной грех. И это отсутствие возможности реализации греха будет придавать человеку неописуемые мучения, и душа будет погибать в этом поиске услаждения хуже, чем в самой геенне огненной адского огня. На это обратим с вами внимание, дорогие братия и сестры, и пусть Господь, как исцелил Он расслабленного сегодня, и нас исцелит. Исцелит нашу немощь, наше духовное расслабление, чтобы и мы всякий раз, подходя к исповеди, слышали голос своей совести: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Аминь. 

Предыдущая проповедь

12 июля 2009

Первоверховных апостолов Петра и Павла
Следующая проповедь

26 июля 2009

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВОИХ СЛЕПЫХ

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00