Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление скорченной женщины

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

Сегодня в воскресный день Церковь предлагает нам для размышления и нравственного назидания евангельский отрывок от Луки, который повествует об одном чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни.

Однажды Он пришёл, как об этом часто говорится в Евангелии, в синагогу в день субботний. Суббота — священный день как для ветхозаветных, так и современных иудеев, такой же священный день, как для православных христиан день воскресный. В этот день все иудеи старались быть или в иерусалимском храме, а если жили не в Иерусалиме, то в синагогах, специальных молитвенных домах, куда они собирались для чтения Священного Писания, для назидания в нём. В этом месте они слышали живое слово наставления, проповедь на основе Священного Писания. Синагога была местом особого служения Богу.

Итак, Господь приходит в день субботний в синагогу. После обычного наставления Он увидел одну женщину, которая была скорчена и не могла выпрямиться, потому что имела духа немощи, и эта болезнь продолжалась у неё 18 лет. Когда Господь увидел её, подозвал к Себе и сказал: «женщина, ты освобождаешься от недуга твоего», возложил на неё руки, и она тотчас исцелилась, выпрямилась и стала здоровым, полноценным человеком. Это было двойное чудо. Во-первых, потому, что она встала и сразу выпрямилась, а во-вторых, потому что её члены тела, пробыв без обычного, естественного движения 18 лет, сразу стали жизнеспособными. Кто лежал в больницах после переломов или врачи знают, как медленно начинают мышцы восстанавливаться в обычном режиме, работать после нескольких месяцев неподвижного лежания, как сразу невозможно совершать резкие движения. А Господь во мгновение исцеляет эту женщину, она стала здоровой и прославила Бога.

И тогда начальник синагоги, который увидел это чудо, вознегодовал на Иисуса, как сказано в Евангелии, но побоялся сделать какое-либо внушение и замечание прямо Ему. Обращая свое несогласие и ненависть ко Христу, он сказал народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Господь, услышав это негодование начальника синагоги, сказал ему очень нелестные слова: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» Какая разница для совершения доброго дела? Начальник синагоги ничего не смог возразить на это обличение, а народ славил и благодарил Бога о тех славных и чудесных моментах, которые происходили в Израиле.

Дорогие братия и сестры, Евангелие даётся нам не только для воспоминания и для благоговения перед Священным Писанием. Осознавая огромную важность Слова Божия, Церковь  читает Его при богослужении. Надо отметить, что при богослужении, особенно во время литургии, Святыми отцами выбраны для чтения и назидания особо важные отрывки из всего Евангелия, особенно в воскресный день. Это не рядовые чтения, которые идут подряд, одно за другим, а чтения особые, которые должны нести для христиан любого времени, когда бы ни читалось Евангелие, свой огромный нравственный и назидательный смысл.

Какие же мы сможем для себя увидеть в этом чуде Евангелия нравственные уроки в приложении к современной жизни. Во-первых, дорогие братия и сестры, с первого стиха  Евангелия мы видим, что Господь пришёл в синагогу. Синагога — это место молитвенного собрания иудеев. Мы видим, что Сам Господь нуждался в молитве по своей человеческой природе и пришёл в синагогу, чтобы там помолиться Своему Небесному Отцу. Смотрите, какой факт евангельский: Господь приходит, чтобы молиться в день субботний.

Далее, если этот пример неубедительный, ещё один. Женщина, восемнадцать лет несшая тяжелейшую болезнь, которая ходила как четвероногое существо, не могла выпрямиться; с нашей точки зрения, ей бы лежать неподвижно, а она стремится прийти в синагогу для молитвы к Богу. В те времена ведь не было ни такси, ни добрых прихожан-попутчиков, она сама на четвереньках приползала в эту синагогу. Это же подвиг.

А мы с вами как поступаем? В воскресные дни, встречаясь с прихожанами или на исповеди, приходится каждый день напоминать и взывать к совести современных христиан, которые долгие месяцы не бывают в храме, годами не причащаются. Какие извинения, оправдания могут быть, когда Сам Господь приходил молиться в субботу? Больная женщина, которая не могла ходить, стремилась в синагогу молиться. А у нас чуть болезнь какая, чуть простуда, насморк — всё идёт побоку: сразу уныние, сразу отчаяние, ропот на Бога. А чуть что случится посерьёзнее, и человек отпадает от Церкви, обижается, ропщет на Бога и идёт к бабкам в ближайших окрестностях, колдунам и прочим шарлатанам. Говорит, мы к бабушке ходили, как будто сходил к какой-то великой святой, например, к Ксении Блаженной. Сейчас таких нет и не будет. А все эти новоявленные целители — это слуги дьявола. И как легко современный человек, христианин по факту крещения, по принадлежности к Церкви, продаёт свою душу. Чуть-чуть против шерсти, чуть-чуть не заладилось у него в жизни – всё, Бога забыл, на Бога ропщет и ищет других путей исцеления, исправления, ищет прежнего комфорта. А зачем искать? Может, для него полезней сейчас эта конкретная ситуация, которую Господь посылает, а иначе погибнет в своей гордыне.  Когда всё хорошо в жизни, Богу-то не молишься, Он не нужен, оказывается. Зачем Он? Работа есть, зарплату платят, есть семья, дети, муж, машина. Чего ещё надо? И вот оказывается, что Бог не нужен абсолютно.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы этот пример Господа в сегодняшнем Евангелии и героический пример этой женщины, которая в Боге видела источник исцеления, подвигли нас к усердному исполнению и почитанию воскресного дня. Действительно, есть заповедь «Помни день субботний», на которую обращал внимание начальник синагоги, что день седьмой, субботу, нужно посвящать Господу Богу твоему. У нас, православных христиан, в честь воскресшего Христа должен быть отдан и посвящён Богу воскресный день, это посвящение Богу начинается с присутствия на Божественной литургии. Другим путём, другими средствами и в другом месте ты никогда не исполнишь эту заповедь.

О чём далее говорит это Евангелие. Господь обличает начальника синагоги, называя его лицемером. В чём это лицемерие состояло? В том, что внешнее исполнение заповедей он считал самым главным и важным, не обращая внимание на тот духовный смысл и внутреннее содержание, к которому должны привести человека эти заповеди. Также и в нашей с вами жизни очень часто встречается лицемерное служение Богу. Например, в эпоху Иоанна Грозного произошёл такой случай. Помните времена из истории опричнины, когда вся Русь была залита кровью невинных жертв, когда сумасшедший царь видел кругом измену и безжалостно уничтожал, в том числе и  собственноручно, мнимых изменников. Когда в феврале 1570 года он со своим войском пришёл в Псков, залив Новгород кровью, блаженный Николай Салос Псковский, встречая его у Псковского Кремля, даёт  ему кусок сырого мяса и говорит: «На, Иванушка, покушай». Иоанн Грозный отвечает: «Я же православный государь и в Великий пост мяса не ем» (была первая неделя Великого поста). На это Николай говорит царю: «Да, хотя ты мясо не ешь, но упиваешься человеческой кровью». Вот яркий пример лицемерного исполнения заповедей.

Еще есть один рассказ. Не знаю, был ли он  когда-то в действительности или нет, скорее всего, был. Однажды разбойники ворвались в один дом и убили всех живущих в нём, всё семейство, и захотели покушать. А у хозяйки было приготовлено мясное блюдо. Но разбойники не стали его есть, потому что в то время пост был. Убили всю семью, зарезали жесточайшим образом, а мясо есть не стали, пост был. Вот пример «благочестия».

Это мы вспомнили совершенно крайние формы лицемерного служения Богу. А в нашей с вами жизни как? Разве мы с вами не слышали упрёков от наших близких и родных, когда пытались подвигнуть их к Церкви? «Сегодня воскресенье, пойдем Богу служить, помолимся». А они отвечают: «А чего толку ходить-то? Ты какая была, такая же и осталась, не меняешься.  Какой пример с тебя взять? Что толку, что ты ходишь и молишься Богу? Была злая, как собака, такая и осталась». Разве не слышим мы от наших близких, родных подобные слова? Задумаемся, какой пример мы им подаём. Это и есть лицемерное служение Богу, когда обряды становятся первостепенными, когда они не ведут нас ни к какому внутреннему духовному богатству, ни к какому содержанию, а только к озлоблению, к чувству собственной праведности человека, к самомнению, осуждению всех вокруг. Вот цена той обрядности, в которую мы с вами, дорогие братия и сестры, погружаемся. Иногда, бывает, боимся оскоромиться, нет ли в батоне яичного порошка, смотрим, шоколадку можно съесть или нет, соевый там порошок или молочный. При этом иногда поедом едим наших близких, родных, детей, мужа; осуждаем, грубим, хамим, с раздражением отвечаем им. Это и есть то лицемерие, которое обличает Христос.

Почему это Евангелие уместно сейчас? Потому что идёт Рождественский пост, потому что мы с вами стараемся быть верными чадами Церкви, постимся. Но вместе с тем мы должны тщательнейшим образом наблюдать за своим внутренним состоянием, чтобы посещение храма, пост не вызывали у нас озлобления, а наоборот, помогали нам стать более добрыми, более отзывчивыми, более преисполненными любви, снисхождения к нашим близким, родным людям, которые с нами вместе живут рядом.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы это Евангелие, которое напоминает нам о правильном устроении нашей христианской жизни, было для нас ориентиром, чтобы мы не погружались в эти обряды с такой фарисейской ожесточенностью, не видели в них самую суть нашей веры. Это вещи вспомогательного характера, которые должны привести человека к  внутренней духовной красоте, чтобы словно некий бриллиант засиял добродетелью в нашей душе. Внешние обряды — это та оправка, которая держит бриллиант. Не будет оправки — бриллиант будешь в кармане носить, не порадуешь людей, сам не порадуешься. И то, и другое необходимо; но главное не оправка, а та драгоценность, которую дал тебе Господь и которую должна взрастить твоя душа.

Вот об этом, о сути христианства сегодняшнее Евангелие. Дай Бог нам это исполнить в своей жизни. Аминь.

12 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

Сегодня в воскресный день Церковь предлагает нам для размышления и нравственного назидания евангельский отрывок от Луки, который повествует об одном чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни.

Однажды Он пришёл, как об этом часто говорится в Евангелии, в синагогу в день субботний. Суббота — священный день как для ветхозаветных, так и современных иудеев, такой же священный день, как для православных христиан день воскресный. В этот день все иудеи старались быть или в иерусалимском храме, а если жили не в Иерусалиме, то в синагогах, специальных молитвенных домах, куда они собирались для чтения Священного Писания, для назидания в нём. В этом месте они слышали живое слово наставления, проповедь на основе Священного Писания. Синагога была местом особого служения Богу.

Итак, Господь приходит в день субботний в синагогу. После обычного наставления Он увидел одну женщину, которая была скорчена и не могла выпрямиться, потому что имела духа немощи, и эта болезнь продолжалась у неё 18 лет. Когда Господь увидел её, подозвал к Себе и сказал: «женщина, ты освобождаешься от недуга твоего», возложил на неё руки, и она тотчас исцелилась, выпрямилась и стала здоровым, полноценным человеком. Это было двойное чудо. Во-первых, потому, что она встала и сразу выпрямилась, а во-вторых, потому что её члены тела, пробыв без обычного, естественного движения 18 лет, сразу стали жизнеспособными. Кто лежал в больницах после переломов или врачи знают, как медленно начинают мышцы восстанавливаться в обычном режиме, работать после нескольких месяцев неподвижного лежания, как сразу невозможно совершать резкие движения. А Господь во мгновение исцеляет эту женщину, она стала здоровой и прославила Бога.

И тогда начальник синагоги, который увидел это чудо, вознегодовал на Иисуса, как сказано в Евангелии, но побоялся сделать какое-либо внушение и замечание прямо Ему. Обращая свое несогласие и ненависть ко Христу, он сказал народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Господь, услышав это негодование начальника синагоги, сказал ему очень нелестные слова: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» Какая разница для совершения доброго дела? Начальник синагоги ничего не смог возразить на это обличение, а народ славил и благодарил Бога о тех славных и чудесных моментах, которые происходили в Израиле.

Дорогие братия и сестры, Евангелие даётся нам не только для воспоминания и для благоговения перед Священным Писанием. Осознавая огромную важность Слова Божия, Церковь  читает Его при богослужении. Надо отметить, что при богослужении, особенно во время литургии, Святыми отцами выбраны для чтения и назидания особо важные отрывки из всего Евангелия, особенно в воскресный день. Это не рядовые чтения, которые идут подряд, одно за другим, а чтения особые, которые должны нести для христиан любого времени, когда бы ни читалось Евангелие, свой огромный нравственный и назидательный смысл.

Какие же мы сможем для себя увидеть в этом чуде Евангелия нравственные уроки в приложении к современной жизни. Во-первых, дорогие братия и сестры, с первого стиха  Евангелия мы видим, что Господь пришёл в синагогу. Синагога — это место молитвенного собрания иудеев. Мы видим, что Сам Господь нуждался в молитве по своей человеческой природе и пришёл в синагогу, чтобы там помолиться Своему Небесному Отцу. Смотрите, какой факт евангельский: Господь приходит, чтобы молиться в день субботний.

Далее, если этот пример неубедительный, ещё один. Женщина, восемнадцать лет несшая тяжелейшую болезнь, которая ходила как четвероногое существо, не могла выпрямиться; с нашей точки зрения, ей бы лежать неподвижно, а она стремится прийти в синагогу для молитвы к Богу. В те времена ведь не было ни такси, ни добрых прихожан-попутчиков, она сама на четвереньках приползала в эту синагогу. Это же подвиг.

А мы с вами как поступаем? В воскресные дни, встречаясь с прихожанами или на исповеди, приходится каждый день напоминать и взывать к совести современных христиан, которые долгие месяцы не бывают в храме, годами не причащаются. Какие извинения, оправдания могут быть, когда Сам Господь приходил молиться в субботу? Больная женщина, которая не могла ходить, стремилась в синагогу молиться. А у нас чуть болезнь какая, чуть простуда, насморк — всё идёт побоку: сразу уныние, сразу отчаяние, ропот на Бога. А чуть что случится посерьёзнее, и человек отпадает от Церкви, обижается, ропщет на Бога и идёт к бабкам в ближайших окрестностях, колдунам и прочим шарлатанам. Говорит, мы к бабушке ходили, как будто сходил к какой-то великой святой, например, к Ксении Блаженной. Сейчас таких нет и не будет. А все эти новоявленные целители — это слуги дьявола. И как легко современный человек, христианин по факту крещения, по принадлежности к Церкви, продаёт свою душу. Чуть-чуть против шерсти, чуть-чуть не заладилось у него в жизни – всё, Бога забыл, на Бога ропщет и ищет других путей исцеления, исправления, ищет прежнего комфорта. А зачем искать? Может, для него полезней сейчас эта конкретная ситуация, которую Господь посылает, а иначе погибнет в своей гордыне.  Когда всё хорошо в жизни, Богу-то не молишься, Он не нужен, оказывается. Зачем Он? Работа есть, зарплату платят, есть семья, дети, муж, машина. Чего ещё надо? И вот оказывается, что Бог не нужен абсолютно.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы этот пример Господа в сегодняшнем Евангелии и героический пример этой женщины, которая в Боге видела источник исцеления, подвигли нас к усердному исполнению и почитанию воскресного дня. Действительно, есть заповедь «Помни день субботний», на которую обращал внимание начальник синагоги, что день седьмой, субботу, нужно посвящать Господу Богу твоему. У нас, православных христиан, в честь воскресшего Христа должен быть отдан и посвящён Богу воскресный день, это посвящение Богу начинается с присутствия на Божественной литургии. Другим путём, другими средствами и в другом месте ты никогда не исполнишь эту заповедь.

О чём далее говорит это Евангелие. Господь обличает начальника синагоги, называя его лицемером. В чём это лицемерие состояло? В том, что внешнее исполнение заповедей он считал самым главным и важным, не обращая внимание на тот духовный смысл и внутреннее содержание, к которому должны привести человека эти заповеди. Также и в нашей с вами жизни очень часто встречается лицемерное служение Богу. Например, в эпоху Иоанна Грозного произошёл такой случай. Помните времена из истории опричнины, когда вся Русь была залита кровью невинных жертв, когда сумасшедший царь видел кругом измену и безжалостно уничтожал, в том числе и  собственноручно, мнимых изменников. Когда в феврале 1570 года он со своим войском пришёл в Псков, залив Новгород кровью, блаженный Николай Салос Псковский, встречая его у Псковского Кремля, даёт  ему кусок сырого мяса и говорит: «На, Иванушка, покушай». Иоанн Грозный отвечает: «Я же православный государь и в Великий пост мяса не ем» (была первая неделя Великого поста). На это Николай говорит царю: «Да, хотя ты мясо не ешь, но упиваешься человеческой кровью». Вот яркий пример лицемерного исполнения заповедей.

Еще есть один рассказ. Не знаю, был ли он  когда-то в действительности или нет, скорее всего, был. Однажды разбойники ворвались в один дом и убили всех живущих в нём, всё семейство, и захотели покушать. А у хозяйки было приготовлено мясное блюдо. Но разбойники не стали его есть, потому что в то время пост был. Убили всю семью, зарезали жесточайшим образом, а мясо есть не стали, пост был. Вот пример «благочестия».

Это мы вспомнили совершенно крайние формы лицемерного служения Богу. А в нашей с вами жизни как? Разве мы с вами не слышали упрёков от наших близких и родных, когда пытались подвигнуть их к Церкви? «Сегодня воскресенье, пойдем Богу служить, помолимся». А они отвечают: «А чего толку ходить-то? Ты какая была, такая же и осталась, не меняешься.  Какой пример с тебя взять? Что толку, что ты ходишь и молишься Богу? Была злая, как собака, такая и осталась». Разве не слышим мы от наших близких, родных подобные слова? Задумаемся, какой пример мы им подаём. Это и есть лицемерное служение Богу, когда обряды становятся первостепенными, когда они не ведут нас ни к какому внутреннему духовному богатству, ни к какому содержанию, а только к озлоблению, к чувству собственной праведности человека, к самомнению, осуждению всех вокруг. Вот цена той обрядности, в которую мы с вами, дорогие братия и сестры, погружаемся. Иногда, бывает, боимся оскоромиться, нет ли в батоне яичного порошка, смотрим, шоколадку можно съесть или нет, соевый там порошок или молочный. При этом иногда поедом едим наших близких, родных, детей, мужа; осуждаем, грубим, хамим, с раздражением отвечаем им. Это и есть то лицемерие, которое обличает Христос.

Почему это Евангелие уместно сейчас? Потому что идёт Рождественский пост, потому что мы с вами стараемся быть верными чадами Церкви, постимся. Но вместе с тем мы должны тщательнейшим образом наблюдать за своим внутренним состоянием, чтобы посещение храма, пост не вызывали у нас озлобления, а наоборот, помогали нам стать более добрыми, более отзывчивыми, более преисполненными любви, снисхождения к нашим близким, родным людям, которые с нами вместе живут рядом.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы это Евангелие, которое напоминает нам о правильном устроении нашей христианской жизни, было для нас ориентиром, чтобы мы не погружались в эти обряды с такой фарисейской ожесточенностью, не видели в них самую суть нашей веры. Это вещи вспомогательного характера, которые должны привести человека к  внутренней духовной красоте, чтобы словно некий бриллиант засиял добродетелью в нашей душе. Внешние обряды — это та оправка, которая держит бриллиант. Не будет оправки — бриллиант будешь в кармане носить, не порадуешь людей, сам не порадуешься. И то, и другое необходимо; но главное не оправка, а та драгоценность, которую дал тебе Господь и которую должна взрастить твоя душа.

Вот об этом, о сути христианства сегодняшнее Евангелие. Дай Бог нам это исполнить в своей жизни. Аминь.

Все проповеди за 2010 год

декабрь 2010

ноябрь 2010

октябрь 2010

сентябрь 2010

август 2010

июль 2010

май 2010

апрель 2010

март 2010

февраль 2010

январь 2010

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00