Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление слепорожденного

Дорогие братия и сестры! Сегодня ещё продолжается праздник Крещения Господня — отдание праздника завтра, в день памяти святой равноапостольной Нины — просветительницы  Грузии. А в сегодняшний воскресный день Церковь читает рядовое Евангелие, которое уже постепенно готовит нас ко времени Великого Поста. В этом Евангелии об исцелении слепого человека уже звучат мысли о покаянии, а также тема праздника Крещения Господня в Евангелии, которое должно было читаться в неделю по Богоявлении.

В нём говорится о том, что Господь услышал, что Иоанн Креститель был взят под стражу, тем самым его земная миссия, ради которой он пришёл в этот мир, завершилась, потому что из своего заключения он уже не вышел. Царь Ирод Антипа, сына царя Ирода Великого, заключил Иоанна Крестителя в темницу, в крепость Махерон за то, что пророк обличал его за незаконное сожительство с Иродиадой, женой родного брата Ирода, Филиппа. Выведен был уже оттуда Иоанн Креститель только на казнь после того злосчастного пира в день рождения Ирода, когда в эту темницу царь послал своего воина,  который отсёк Иоанну Крестителю главу. Эта скорбная весть о том, что Иоанн Креститель находится в насильственном заточении, явилась началом проповеди Христа. До тех пор, пока Иоанн Креститель проповедовал в пустыне Иудейской и на берегах священной реки Иордан, мы не слышим из Евангелия ничего о том, что Господь где-то открыто проповедовал перед всем народом. Это очень интересный момент  из евангельской истории.

Дело в том, дорогие братия и сестры, что есть канонические правила Церкви, которые регламентируют деятельность того или иного главы Церкви, епископа, священника и так далее. Например, правила запрещают какому-либо епископу совершать что-либо на территории, которой управляет другой епископ, независимо от того, как он оказался здесь: или проездом, или по приглашению тех или иных людей. На чужой канонической территории епископ, даже будь он выше саном и старше возрастом, не имеет права ничего совершать, чтобы не вызвать какого-то недовольства, какой-то возможной конфронтации. Господь показывает нам пример такого деликатного, уважительного отношения, в том числе, к миссии, к деятельности друг друга.

Какие же первые слова были в проповеди Господа, когда Он вышел на дело общественного служения, совершая наше с вами спасение? Он повторяет слова Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17). И эту проповедь Господь начинает в пределах Галилеи, где многие города в большинстве своём населяли язычники. «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий,  и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис. 9,1-2).

Господь провёл значительное количество лет Своей жизни в Назарете. Приводя для нас слова ветхозаветной мудрости о том, что не бывает пророка в своём отечестве, Он покидает город Назарет и идёт  в другие пределы: в Капернаум и в другие города, которые упоминались сегодня в Евангелии, и начинает проповедовать там, где большинство населения были язычники. Тем самым Господь пророчески показывал, может быть, будущую проповедь апостола Павла, которого называют апостолом языков. Из Евангелия мы знаем несколько примеров, когда Господь Своё слово на проповеди направлял к иноверцам. Например, Его беседа с самарянкой, исцеление дочери хананеянки, которая была бесноватой и многие другие примеры.

Примечательными являются эти краткие слова проповеди Господа о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17), то есть, покайтесь, наконец-то время это настало, и дальше откладывать невозможно. А мы с вами, дорогие братия и сестры, не ценим этой возможности покаяния, не пользуемся ей и откладываем своё покаяние и изменение жизни на какое-то неопределенное время. Каждый из нас имеет свои какие-то ориентиры. Один думает, например, что когда учёба закончится, женится, замуж выйдет, уже жизнь настанет степенная, буйство молодости пройдёт — тогда будет регулярно ходить в церковь. Другой думает, что когда на другую работу устроится, потому что эту невозможно совмещать с правилами христианской жизни, тогда придёт в храм Божий. Третий уже обращает свой взор на пенсионный возраст: «Вот уйду на пенсию, работать не буду, буду предан сам себе и буду тогда ходить в церковь и тогда-то раскаюсь в грехах, которые были, изменю свою жизнь». Пенсия не за горами, это время наступает очень и очень быстро. Но вроде ещё молод, силы есть, дома сидеть не хочется и человек продолжает работать. Потом ещё какие-нибудь временные отсрочки, и так уже, когда могила на горизонте видится, а человек всё решает и откладывает время своего покаяния.

Пусть эти слова Господа в завершении святых дней, святок, которые от Рождества Христова и до Крещения продолжаются в Церкви Христовой, будут обращены к совести каждого из нас. Словно Господь к тебе обращается: «Покайся, время твоё уже настало. Приблизилось до тебя Царство Небесное, и людям, которые сидят во тьме, воссиял свет». Этот свет, конечно, исходит и просвещает мир от учения Христова. Кто живёт в свете учения Христова, тот имеет совершенно правильный ориентир в жизни и совершенно правильное представление о всех вещах, о всех моментах и направлениях жизни человеческой.

Евангелие, которое относится к воскресному дню, как мы уже сказали, повествует о чуде исцеления слепого человека. Это был слепорожденный человек, который никогда не видел. Конечно, он был несчастен, не видя красоты этого прекрасного мира, созданного Богом. Он не видел самого себя; не видел своей собственной руки, которую протягивал за подаянием; не видел,  что туда клали люди.

И, однажды, сидя у дороги и прося милостыню, он услышал какое-то сильное движение людей. Множество людей, которые шли по дороге, чем-то были объединены, воодушевлены какой-то идеей. Он спросил: кто это? Ему ответили: Иисус Назарянин идёт. И тогда, только услышав об этом, он громким голосом стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня» (Лк. 18, 38).

Это обращение слепого человек ко Христу очень примечательно — только услышал, что Господь рядом, и сразу стал призывать Его. Наверное, когда-то в каком-то месте собирались подобные ему несчастные люди и делились теми слухами, которыми была полна Иудея и Галилея о том, что явился необыкновенный Учитель и милостивый Врач душ и телес человеческих. Он что-то слышал о Христе, наверное, и из молвы народной, и как только узнал, что Господь здесь, рядом с ним, он стал громко и безбоязненно кричать: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня». Название Христа «Сыном Давидовым» — это исповедование Его мессианского достоинства, потому что иудеи ожидали пришествия Мессии, который должен происходить из рода Давидова. И поэтому среди этой толпы маловерных, сомневающихся людей, среди которых никто не называл Христа таким именем, исповедование слепого человека уникально. Оно является проявлением сильной веры.

Что же дальше происходит? Люди стали затыкать ему рот, прося замолчать,  перестать кричать. И когда он столкнулся с этим недовольством народа, он стал ещё громче кричать: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня».

Дорогие братия и сестры. Этот подвиг слепого человека, который не побоялся мнения толпы, очень важен и, конечно, не случайно евангелисты сохранили его для нашего с вами назидания, поместив на страницах святого Евангелия. А можем ли мы с вами поступать таким же образом? Если вспомнить советское время, в которое родились и жили многие из нас, как легко было заставить молчать народ, когда многие боялись идти против течения, открыто проявить свою веру. Стоило только какого-то человека на каком-либо предприятии вызвать в партком, в профком, в райком или обком партии или комсомола, если возраст позволял, и всё —  от веры ничего не оставалось. И кресты снимали, и говорили, что не знают такого человека, и что не были в храме, и что больше не пойдут туда, как говорится, «страха ради иудейского» или советского, перелагая к тем реалиям. Люди легко, мгновенно отрекались и отрекаются от Христа, потому что мнение толпы определяет жизнь людей до сих пор, даже несмотря на то, что жизнь наша коренным образом поменялась, нет гонений на веру и советской власти уже в помине нет, а подавляющее большинство людей, более семидесяти процентов, относят себя к православным по тем или иным социологическим опросам. Это всё вещи и цифры очень приблизительные, которые ничего не значат и на которые нельзя положиться, да и строить нечто важное в перспективе дальнейшего развития в жизни России.

Какие примеры можно привести, что люди легко отрекаются от своих убеждений? Вот сколько людей приходило в праздник Крещения взять святую воду? Например, только в нашем храме в этом году унесли люди уникальное количество воды, почти пятьдесят тонн. Такого не было никогда за годы существования нашего храма. Но что же это, мгновенно весь Всеволожск  освятился? Его весь вымыть можно этим количеством святой воды. Но жизнь-то в городе коренным образом то не поменялась. Начинали богослужение сегодня — половины из вас не было в храме Божием. Как-то всё уныло: то ли бега действуют, которые сегодня устроены на Дороге жизни, то ли мягкая погода настраивает на лыжную ходьбу, то ли ещё какие-то  вещи необъяснимые.

Сколько тысяч людей стояли в очереди к Святым дарам волхвов, которые были привезены в наш город в Новодевичий монастырь? Что же вы думаете, все, кто стоял в очереди  по пять, по шесть, по десять часов, такие стойкие в вере люди? Да ничего подобного. Многие считают, что человек должен совершить что-нибудь такое эксклюзивное, что-то внешнее — и всё, при этом в духовной жизни совершается переворот, он ко Христу приближается. Да ничего подобного. Его в храм не затащишь никогда.

В одной из школ нашего города создалась конфликтная ситуация, когда администрация в лице руководства школы делала всё, чтобы не было преподавания «Основ Православной культуры». Когда церковь заметила это и попросила разобраться, предать гласности этот момент, какая была реакция руководства школы, в частности, завуча этой школы, которая шесть часов стояла к Святым дарам? «Кто из учителей ходит в церковь? Кто донёс?», то есть, себя заведомо не причисляя к верующим людям, к членам Церкви Христовой. Поэтому внешнее, эффектное, разовое действие абсолютно ничего не даёт человеку, это мнимый героизм.

Господь требует от нас стабильной, постоянной духовной жизни, а не разовых всплесков, как какого-нибудь радиоактивного элемента. Поэтому, дорогие братия и сестры, Господь требует от нас укоренённости в вере, чтобы, не взирая ни на какие внешние обстоятельства, например, ходят ли соседи или не ходят в церковь, мы не стыдились своей веры. Дело в том, что когда человек живёт в семье более или  менее обособленно, индивидуально, он не чувствует прессинга общества. А например, студенты в общежитии, когда один каждый воскресный день рано встаёт и идёт в церковь, а все заняты другим, сложно бывает человеку вырваться. Когда человек живёт, допустим, не в отдельной, а в коммунальной квартире, ему говорят: «Да куда ты опять собрался? Что тебе ещё надо?» Ведь когда человек более или менее чувствует давление общества, ему очень сложно и сейчас идти против течения, потому что большинство населения всех наших городов и всей нашей России абсолютно безбожное, чуждое Богу.  

Это Евангелие об исцелении слепого человека, о его подвиге, что он имел такую ревность, имел силу такую, вопреки мнению толпы, возвысить свой голос и молиться открыто, не стыдясь никого: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня», пусть каждого из нас укрепит в вере, чтобы мы с вами не стыдились исповедовать нашу драгоценную веру, которая является нашим подлинным сокровищем духовным. И нам причастен этот свет Божественный, свет, от Христа исходящий, от Его учения, содержащегося в Евангелии, свет, который воссиял язычникам через причастность к Церкви. Этот свет освещает и освящает и нашу с вами жизнь.

Сегодня также память преподобного Иринарха, Ростовского затворника. Для нас это дорогой святой, потому что мы с вами были в Ростове Великом, совершали паломничество в Борисоглебский монастырь, где находятся его святые мощи. Помните, одевали такие тяжёлые, многокилограммовые вериги и пытались совершить земной поклон в этих веригах, чтобы  лучше почувствовать, а как же Иринарх много десятков лет их носил. Не один поклон там делали паломники, но с двух сторон им помогали подняться, как немощным. А сколько же он поклонов совершил за всю жизнь свою и утруждал плоть свою, чтобы она не главенствовала над духом?

Исцеление этого евангельского слепого человека напоминает о нашей духовной слепоте. Да, тяжёлое испытание, страшное горе физическая слепота, но духовная слепота не лучше. Между прочим, физическое зрение и духовное взаимосвязаны. Например, когда Адам и Ева в раю нарушили заповедь Божию, что же потом было сказано в Книге Бытия о них? «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3,7). Приобщение ко греху открыло им зрение греховное, они стали духовно слепыми, потеряли связь с Богом. Духовный свет погас для них, и открылось другое зрение: плотское, греховное, которым они, может быть, раньше и не обладали в силу незнания греха. Когда земные наши очи погрязают в грехе и видят грех, например, лавиной входящий в нашу жизнь из средств массовой информации, из телевизора; когда человек стремится своими глазами насытиться этим грехом через зрелища греховные, то очи духовные угасают у такого человека, и он становится плотским и не видит ничего духовного и святого. Это такое состояние, о котором говорит апостол Павел в одном из своих посланий: «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17), когда в силу причастности к тому или иному греху: греху зависти, греху блудному или  любому другому человек теряет духовное зрение. Поэтому пророк и псалмопевец Давид в одном из своих псалмов, в котором обращается к Богу, говорит такие слова: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты, животвори меня на пути Твоём» (Пс.118,37).

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы духовное зрение у нас не притуплялось, чтобы мы берегли физическое зрение от греха, потому что, если оно причастно ко греху, то, как следствие, после физической слепоты наступает слепота духовная. Помолимся, чтобы Господь не лишил нас общения с Собой, духовным Светом, посвящающим и освещающим всякого человека, грядущего в мир. Аминь.

26 января 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня ещё продолжается праздник Крещения Господня — отдание праздника завтра, в день памяти святой равноапостольной Нины — просветительницы  Грузии. А в сегодняшний воскресный день Церковь читает рядовое Евангелие, которое уже постепенно готовит нас ко времени Великого Поста. В этом Евангелии об исцелении слепого человека уже звучат мысли о покаянии, а также тема праздника Крещения Господня в Евангелии, которое должно было читаться в неделю по Богоявлении.

В нём говорится о том, что Господь услышал, что Иоанн Креститель был взят под стражу, тем самым его земная миссия, ради которой он пришёл в этот мир, завершилась, потому что из своего заключения он уже не вышел. Царь Ирод Антипа, сына царя Ирода Великого, заключил Иоанна Крестителя в темницу, в крепость Махерон за то, что пророк обличал его за незаконное сожительство с Иродиадой, женой родного брата Ирода, Филиппа. Выведен был уже оттуда Иоанн Креститель только на казнь после того злосчастного пира в день рождения Ирода, когда в эту темницу царь послал своего воина,  который отсёк Иоанну Крестителю главу. Эта скорбная весть о том, что Иоанн Креститель находится в насильственном заточении, явилась началом проповеди Христа. До тех пор, пока Иоанн Креститель проповедовал в пустыне Иудейской и на берегах священной реки Иордан, мы не слышим из Евангелия ничего о том, что Господь где-то открыто проповедовал перед всем народом. Это очень интересный момент  из евангельской истории.

Дело в том, дорогие братия и сестры, что есть канонические правила Церкви, которые регламентируют деятельность того или иного главы Церкви, епископа, священника и так далее. Например, правила запрещают какому-либо епископу совершать что-либо на территории, которой управляет другой епископ, независимо от того, как он оказался здесь: или проездом, или по приглашению тех или иных людей. На чужой канонической территории епископ, даже будь он выше саном и старше возрастом, не имеет права ничего совершать, чтобы не вызвать какого-то недовольства, какой-то возможной конфронтации. Господь показывает нам пример такого деликатного, уважительного отношения, в том числе, к миссии, к деятельности друг друга.

Какие же первые слова были в проповеди Господа, когда Он вышел на дело общественного служения, совершая наше с вами спасение? Он повторяет слова Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17). И эту проповедь Господь начинает в пределах Галилеи, где многие города в большинстве своём населяли язычники. «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий,  и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис. 9,1-2).

Господь провёл значительное количество лет Своей жизни в Назарете. Приводя для нас слова ветхозаветной мудрости о том, что не бывает пророка в своём отечестве, Он покидает город Назарет и идёт  в другие пределы: в Капернаум и в другие города, которые упоминались сегодня в Евангелии, и начинает проповедовать там, где большинство населения были язычники. Тем самым Господь пророчески показывал, может быть, будущую проповедь апостола Павла, которого называют апостолом языков. Из Евангелия мы знаем несколько примеров, когда Господь Своё слово на проповеди направлял к иноверцам. Например, Его беседа с самарянкой, исцеление дочери хананеянки, которая была бесноватой и многие другие примеры.

Примечательными являются эти краткие слова проповеди Господа о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17), то есть, покайтесь, наконец-то время это настало, и дальше откладывать невозможно. А мы с вами, дорогие братия и сестры, не ценим этой возможности покаяния, не пользуемся ей и откладываем своё покаяние и изменение жизни на какое-то неопределенное время. Каждый из нас имеет свои какие-то ориентиры. Один думает, например, что когда учёба закончится, женится, замуж выйдет, уже жизнь настанет степенная, буйство молодости пройдёт — тогда будет регулярно ходить в церковь. Другой думает, что когда на другую работу устроится, потому что эту невозможно совмещать с правилами христианской жизни, тогда придёт в храм Божий. Третий уже обращает свой взор на пенсионный возраст: «Вот уйду на пенсию, работать не буду, буду предан сам себе и буду тогда ходить в церковь и тогда-то раскаюсь в грехах, которые были, изменю свою жизнь». Пенсия не за горами, это время наступает очень и очень быстро. Но вроде ещё молод, силы есть, дома сидеть не хочется и человек продолжает работать. Потом ещё какие-нибудь временные отсрочки, и так уже, когда могила на горизонте видится, а человек всё решает и откладывает время своего покаяния.

Пусть эти слова Господа в завершении святых дней, святок, которые от Рождества Христова и до Крещения продолжаются в Церкви Христовой, будут обращены к совести каждого из нас. Словно Господь к тебе обращается: «Покайся, время твоё уже настало. Приблизилось до тебя Царство Небесное, и людям, которые сидят во тьме, воссиял свет». Этот свет, конечно, исходит и просвещает мир от учения Христова. Кто живёт в свете учения Христова, тот имеет совершенно правильный ориентир в жизни и совершенно правильное представление о всех вещах, о всех моментах и направлениях жизни человеческой.

Евангелие, которое относится к воскресному дню, как мы уже сказали, повествует о чуде исцеления слепого человека. Это был слепорожденный человек, который никогда не видел. Конечно, он был несчастен, не видя красоты этого прекрасного мира, созданного Богом. Он не видел самого себя; не видел своей собственной руки, которую протягивал за подаянием; не видел,  что туда клали люди.

И, однажды, сидя у дороги и прося милостыню, он услышал какое-то сильное движение людей. Множество людей, которые шли по дороге, чем-то были объединены, воодушевлены какой-то идеей. Он спросил: кто это? Ему ответили: Иисус Назарянин идёт. И тогда, только услышав об этом, он громким голосом стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня» (Лк. 18, 38).

Это обращение слепого человек ко Христу очень примечательно — только услышал, что Господь рядом, и сразу стал призывать Его. Наверное, когда-то в каком-то месте собирались подобные ему несчастные люди и делились теми слухами, которыми была полна Иудея и Галилея о том, что явился необыкновенный Учитель и милостивый Врач душ и телес человеческих. Он что-то слышал о Христе, наверное, и из молвы народной, и как только узнал, что Господь здесь, рядом с ним, он стал громко и безбоязненно кричать: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня». Название Христа «Сыном Давидовым» — это исповедование Его мессианского достоинства, потому что иудеи ожидали пришествия Мессии, который должен происходить из рода Давидова. И поэтому среди этой толпы маловерных, сомневающихся людей, среди которых никто не называл Христа таким именем, исповедование слепого человека уникально. Оно является проявлением сильной веры.

Что же дальше происходит? Люди стали затыкать ему рот, прося замолчать,  перестать кричать. И когда он столкнулся с этим недовольством народа, он стал ещё громче кричать: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня».

Дорогие братия и сестры. Этот подвиг слепого человека, который не побоялся мнения толпы, очень важен и, конечно, не случайно евангелисты сохранили его для нашего с вами назидания, поместив на страницах святого Евангелия. А можем ли мы с вами поступать таким же образом? Если вспомнить советское время, в которое родились и жили многие из нас, как легко было заставить молчать народ, когда многие боялись идти против течения, открыто проявить свою веру. Стоило только какого-то человека на каком-либо предприятии вызвать в партком, в профком, в райком или обком партии или комсомола, если возраст позволял, и всё —  от веры ничего не оставалось. И кресты снимали, и говорили, что не знают такого человека, и что не были в храме, и что больше не пойдут туда, как говорится, «страха ради иудейского» или советского, перелагая к тем реалиям. Люди легко, мгновенно отрекались и отрекаются от Христа, потому что мнение толпы определяет жизнь людей до сих пор, даже несмотря на то, что жизнь наша коренным образом поменялась, нет гонений на веру и советской власти уже в помине нет, а подавляющее большинство людей, более семидесяти процентов, относят себя к православным по тем или иным социологическим опросам. Это всё вещи и цифры очень приблизительные, которые ничего не значат и на которые нельзя положиться, да и строить нечто важное в перспективе дальнейшего развития в жизни России.

Какие примеры можно привести, что люди легко отрекаются от своих убеждений? Вот сколько людей приходило в праздник Крещения взять святую воду? Например, только в нашем храме в этом году унесли люди уникальное количество воды, почти пятьдесят тонн. Такого не было никогда за годы существования нашего храма. Но что же это, мгновенно весь Всеволожск  освятился? Его весь вымыть можно этим количеством святой воды. Но жизнь-то в городе коренным образом то не поменялась. Начинали богослужение сегодня — половины из вас не было в храме Божием. Как-то всё уныло: то ли бега действуют, которые сегодня устроены на Дороге жизни, то ли мягкая погода настраивает на лыжную ходьбу, то ли ещё какие-то  вещи необъяснимые.

Сколько тысяч людей стояли в очереди к Святым дарам волхвов, которые были привезены в наш город в Новодевичий монастырь? Что же вы думаете, все, кто стоял в очереди  по пять, по шесть, по десять часов, такие стойкие в вере люди? Да ничего подобного. Многие считают, что человек должен совершить что-нибудь такое эксклюзивное, что-то внешнее — и всё, при этом в духовной жизни совершается переворот, он ко Христу приближается. Да ничего подобного. Его в храм не затащишь никогда.

В одной из школ нашего города создалась конфликтная ситуация, когда администрация в лице руководства школы делала всё, чтобы не было преподавания «Основ Православной культуры». Когда церковь заметила это и попросила разобраться, предать гласности этот момент, какая была реакция руководства школы, в частности, завуча этой школы, которая шесть часов стояла к Святым дарам? «Кто из учителей ходит в церковь? Кто донёс?», то есть, себя заведомо не причисляя к верующим людям, к членам Церкви Христовой. Поэтому внешнее, эффектное, разовое действие абсолютно ничего не даёт человеку, это мнимый героизм.

Господь требует от нас стабильной, постоянной духовной жизни, а не разовых всплесков, как какого-нибудь радиоактивного элемента. Поэтому, дорогие братия и сестры, Господь требует от нас укоренённости в вере, чтобы, не взирая ни на какие внешние обстоятельства, например, ходят ли соседи или не ходят в церковь, мы не стыдились своей веры. Дело в том, что когда человек живёт в семье более или  менее обособленно, индивидуально, он не чувствует прессинга общества. А например, студенты в общежитии, когда один каждый воскресный день рано встаёт и идёт в церковь, а все заняты другим, сложно бывает человеку вырваться. Когда человек живёт, допустим, не в отдельной, а в коммунальной квартире, ему говорят: «Да куда ты опять собрался? Что тебе ещё надо?» Ведь когда человек более или менее чувствует давление общества, ему очень сложно и сейчас идти против течения, потому что большинство населения всех наших городов и всей нашей России абсолютно безбожное, чуждое Богу.  

Это Евангелие об исцелении слепого человека, о его подвиге, что он имел такую ревность, имел силу такую, вопреки мнению толпы, возвысить свой голос и молиться открыто, не стыдясь никого: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня», пусть каждого из нас укрепит в вере, чтобы мы с вами не стыдились исповедовать нашу драгоценную веру, которая является нашим подлинным сокровищем духовным. И нам причастен этот свет Божественный, свет, от Христа исходящий, от Его учения, содержащегося в Евангелии, свет, который воссиял язычникам через причастность к Церкви. Этот свет освещает и освящает и нашу с вами жизнь.

Сегодня также память преподобного Иринарха, Ростовского затворника. Для нас это дорогой святой, потому что мы с вами были в Ростове Великом, совершали паломничество в Борисоглебский монастырь, где находятся его святые мощи. Помните, одевали такие тяжёлые, многокилограммовые вериги и пытались совершить земной поклон в этих веригах, чтобы  лучше почувствовать, а как же Иринарх много десятков лет их носил. Не один поклон там делали паломники, но с двух сторон им помогали подняться, как немощным. А сколько же он поклонов совершил за всю жизнь свою и утруждал плоть свою, чтобы она не главенствовала над духом?

Исцеление этого евангельского слепого человека напоминает о нашей духовной слепоте. Да, тяжёлое испытание, страшное горе физическая слепота, но духовная слепота не лучше. Между прочим, физическое зрение и духовное взаимосвязаны. Например, когда Адам и Ева в раю нарушили заповедь Божию, что же потом было сказано в Книге Бытия о них? «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3,7). Приобщение ко греху открыло им зрение греховное, они стали духовно слепыми, потеряли связь с Богом. Духовный свет погас для них, и открылось другое зрение: плотское, греховное, которым они, может быть, раньше и не обладали в силу незнания греха. Когда земные наши очи погрязают в грехе и видят грех, например, лавиной входящий в нашу жизнь из средств массовой информации, из телевизора; когда человек стремится своими глазами насытиться этим грехом через зрелища греховные, то очи духовные угасают у такого человека, и он становится плотским и не видит ничего духовного и святого. Это такое состояние, о котором говорит апостол Павел в одном из своих посланий: «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17), когда в силу причастности к тому или иному греху: греху зависти, греху блудному или  любому другому человек теряет духовное зрение. Поэтому пророк и псалмопевец Давид в одном из своих псалмов, в котором обращается к Богу, говорит такие слова: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты, животвори меня на пути Твоём» (Пс.118,37).

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы духовное зрение у нас не притуплялось, чтобы мы берегли физическое зрение от греха, потому что, если оно причастно ко греху, то, как следствие, после физической слепоты наступает слепота духовная. Помолимся, чтобы Господь не лишил нас общения с Собой, духовным Светом, посвящающим и освещающим всякого человека, грядущего в мир. Аминь.

Предыдущая проповедь

26 января 2014

Слово об исцелении слепорожденного
Следующая проповедь

2 февраля 2014

Слово об обращении Закхея
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00