Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Крещение Господне

Дорогие братия и сестры! Мы с вами сподобились дожить по милости Божией до светлого дня — праздника Крещения Господня. И все вы, стоящие сегодня в храме за Божественной литургией, несомненно, почувствовали особую духовную радость, благодать Божию, которая касается в дни праздников каждого верующего сердца человека.

До IV века включительно праздники Рождества Христова и Богоявления праздновались именно сегодня, в один день, по старому юлианскому календарю шестого января и назывался одним наименованием: Праздник Богоявления. Потому что и событие Рождества Христова, и Крещение Господня — это Его явление в мир ради нас, грешных: рождение Его на земле, когда Он принял от Девы Марии нашу с вами человеческую плоть, и торжественный, открытый выход Господа на реку Иордан, когда Он достиг тридцатилетнего возраста земной жизни.

Это был такой возраст зрелости, когда человек мог о чём-то официально говорить, когда он уже сформировался как личность, и уже его слово могло быть значимым и убедительным для народа. Прекрасная, между прочим, традиция, которая существовала в Ветхом Завете. В тридцать лет человек достигает многого: уже буйная юность позади, уже как-то мозги встали на место, человек окреп и стал способен к принятию самостоятельных решений, за которые не бывает потом стыдно и больно, когда, наконец-то, он может немножко опериться и выйти из родительского гнезда. Нам бы сейчас, в современной жизни, такие правила ввести, чтобы по достижении минимум тридцатилетнего возраста могли занимать должности чиновники, руководители. Тогда, смотришь, было бы больше разумности и порядка в жизни.

Господь, в том числе, подчинялся и этим человеческим установлениям, тем традициям, которые сформировал этот народ, среди которого Он родился и через который пришёл в наш мир, созданный Им вначале. Таким образом, этот праздник Богоявления возвращает нас к празднику Рождества Христова, и мы с вами благодарим Господа и Создателя нашего за Его чудесное, необычайное пришествие в наш мир.

В IV веке по настоянию святителя Иоанна Златоуста Рождество Христово появился как отдельный праздник, был отделён от Крещения Господня и перенесён на 25 декабря по старому стилю для того, чтобы в Римской империи победить культ солнцепоклонников. Именно 25-го декабря был апогей праздника язычников, которые радовались, как говорится, нарастающему солнцу, когда день начинал увеличиваться, а тьма постепенно отступала с земли. Язычники поклонялись солнцу как божеству: его боготворили, преклонялись перед ним, приносились жертвы солнцу. Они считали, что жизнь зависит от этого светила, которого надо умилостивить, жить с ним совершенно в мире и ничем не раздражать.

Этот праздник, имеющий такие смешные, идолопоклоннические корни, совершался с открытым разгулом народного веселья, с ярко выраженной формой разврата, который творился в идольских капищах, и весь город бесновался и погрязал в бездне блуда. Этому предавался ещё некий религиозный смысл, который состоял в том, что через грех блуда, например, со жрицами в идольских храмах, человек приобщается прямым или косвенным образом к божеству. И с этим ничего нельзя было поделать вплоть до IV века.

Языческие предрассудки очень медленно уходят из  обихода жизни человеческой. И сейчас, в XXI веке этих языческих предрассудков  в нашей с вами жизни хоть отбавляй.   Например, начиная с элементарных примет: когда кошка перешла дорогу, многие боятся идти дальше – лучше быстрее обежать её, чтобы она не успела замкнуть линию. Все современные верующие христиане, кто причащается, боятся здороваться через порог. Протягивая руку какому-то начальнику, другу говорят: «Ой, нельзя через порог здороваться, поссоримся». В быту и в обиходной жизни есть масса суеверий, касающихся поминовения усопших, в любой другой области жизни человеческой. А разгульное веселье на масленицу? Это же сплошь языческие корни. А когда блины пекут на круглой сковородке? Это же напоминание о солнце, поклонение этому же самому светилу. Сейчас уже XXI век, ничего не поменялось за семнадцать веков.

Иоанн Златоуст настоял, чтобы вся Церковь согласилась на перенос праздника Рождества Христова на 25 декабря, именно на этот день, чтобы сказать всем людям, что не тому солнцу надо поклоняться: не электрической лампочке, не светилу, созданному Богом, а Ему Самому, одухотворенному Солнцу правды, Которого так и называет Церковь, например, в тропаре Рождеству Христову: «Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе».

Когда праздник Рождества Христова был перенесён на день этого языческого праздника 25 декабря, то постепенно эти празднества пошли на убыль, потому что Римская империя становилась всё более христианской, и границы империи, в конце концов, совпадали с границами Церкви. Все, кто в Церкви — это граждане просвещённого государства, верующего во Христа. Такое совпадение было, между прочим, и с истории нашей с вами дорогой, любимой Руси, но на совершенно краткое время.

Праздник Крещения Господня — это праздник торжества нашей веры. Мы с вами ещё и ещё раз воочию убеждаемся и прославляем Саму Святую Троицу, Которая явилась видимым образом в событии крещения Господа: Он Сам, вторая ипостась Святой Троицы, Бог Слова, Сын человеческий пришёл на реку Иордан креститься от Иоанна; Бог-Отец свидетельствовал с неба громогласно: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение»; а Дух Святой сошёл видимым образом в виде голубя в момент крещения Господа в реке Иордан.

Это явление Святой Троицы является главной сутью праздника Крещения Господня. Господь по Своему необычайному смирению приходит к Иоанну, который давно проповедовал на реке Иордан и готовил народ к пришествию в мир Спасителя, будил совесть народа, подготавливал к покаянию. Он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф 3:11). Исполняя всякую правду, Господь, не имея никакой необходимости в крещении по безгрешному Своему человеческому естеству, приходит на Иордан, чтобы показать, что Он — один из нас, точно такой же, чтобы подтвердить правильность проповеди Иоанна-Крестителя. Чтобы народ ещё более укрепить в правильности пути к Богу через покаяние и крещение, Он приходит Сам и просит Иоанна крестить Его. Иоанн боялся это исполнить и спросил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3:14) И Господь сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15). И крестил Иоанн Господа в реке Иордан.

Для нас с вами, дорогие братия и сестры, это сильнейший аргумент в необходимости крещения. Кто из наших близких, родных, знакомых ещё упорствует, не принял ещё крещения? Может быть, этот праздник Крещения Господня побудит их принять крещение, растопит лёд жестких, каменных сердец и обратит их к Богу? Может быть, они задумаются над тем, что если Господь крестился, то куда тебе, такому скудоумному, недалёкому умом, куда ж тебе-то сопротивляться и раздумывать своим крохотным, человеческим умом — надо или не надо; дозрел или не дозрел; а может быть, подальше оттянуть, к пенсии, к смерти? Это очень страшное и очень опасное игнорирование, непослушание Церкви, непослушание Самому Богу. Господь крестился – это показывает, что только через крещение возможно общение с Ним и спасение в вечности.

Мы, наконец, воспоминаем сегодня собственное своё крещение, которое было над каждым из нас, у каждого в своё время: в младенчестве, в отрочестве, во взрослом состоянии. Мы с вами давали обеты верности Богу, принимая  крещение. Таинство крещения предполагает жизнь безгрешную, со Христом соединённую. Священник спрашивал или нас, или при крещении младенцев через крестных: «Сочетаешься ли со Христом?» И все присутствующие слышали утвердительный ответ. «Сочетаюсь».

Как же наша с вами жизнь сочетается со Христом сегодня, когда мы с вами вспомнили те языческие предрассудки которые сейчас нами обладают? Грехи наши отталкивают нас от Христа, отвращают Его Лицо от нас. Нам порой неприятно и невыносимо жить в близком присутствии Христа, потому что это огромная ответственность, которая возлагается на нас через исполнение заповедей, потому что исполнение заповедей — это критерий любви ко Христу. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21).

И пусть праздник Крещения Господня каждого из нас побудит спросить: а как я сохраняю эту верность Христу, родившемуся и крестившемуся ныне ради нашего с вами спасения? Если увидим разительную, огромную бездну между учением Христа и нашей жизнью, пусть это побудит нас к стремлению изменить жизнь нашу через покаяние, к которому призывает всех святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Аминь.

19 января 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Мы с вами сподобились дожить по милости Божией до светлого дня — праздника Крещения Господня. И все вы, стоящие сегодня в храме за Божественной литургией, несомненно, почувствовали особую духовную радость, благодать Божию, которая касается в дни праздников каждого верующего сердца человека.

До IV века включительно праздники Рождества Христова и Богоявления праздновались именно сегодня, в один день, по старому юлианскому календарю шестого января и назывался одним наименованием: Праздник Богоявления. Потому что и событие Рождества Христова, и Крещение Господня — это Его явление в мир ради нас, грешных: рождение Его на земле, когда Он принял от Девы Марии нашу с вами человеческую плоть, и торжественный, открытый выход Господа на реку Иордан, когда Он достиг тридцатилетнего возраста земной жизни.

Это был такой возраст зрелости, когда человек мог о чём-то официально говорить, когда он уже сформировался как личность, и уже его слово могло быть значимым и убедительным для народа. Прекрасная, между прочим, традиция, которая существовала в Ветхом Завете. В тридцать лет человек достигает многого: уже буйная юность позади, уже как-то мозги встали на место, человек окреп и стал способен к принятию самостоятельных решений, за которые не бывает потом стыдно и больно, когда, наконец-то, он может немножко опериться и выйти из родительского гнезда. Нам бы сейчас, в современной жизни, такие правила ввести, чтобы по достижении минимум тридцатилетнего возраста могли занимать должности чиновники, руководители. Тогда, смотришь, было бы больше разумности и порядка в жизни.

Господь, в том числе, подчинялся и этим человеческим установлениям, тем традициям, которые сформировал этот народ, среди которого Он родился и через который пришёл в наш мир, созданный Им вначале. Таким образом, этот праздник Богоявления возвращает нас к празднику Рождества Христова, и мы с вами благодарим Господа и Создателя нашего за Его чудесное, необычайное пришествие в наш мир.

В IV веке по настоянию святителя Иоанна Златоуста Рождество Христово появился как отдельный праздник, был отделён от Крещения Господня и перенесён на 25 декабря по старому стилю для того, чтобы в Римской империи победить культ солнцепоклонников. Именно 25-го декабря был апогей праздника язычников, которые радовались, как говорится, нарастающему солнцу, когда день начинал увеличиваться, а тьма постепенно отступала с земли. Язычники поклонялись солнцу как божеству: его боготворили, преклонялись перед ним, приносились жертвы солнцу. Они считали, что жизнь зависит от этого светила, которого надо умилостивить, жить с ним совершенно в мире и ничем не раздражать.

Этот праздник, имеющий такие смешные, идолопоклоннические корни, совершался с открытым разгулом народного веселья, с ярко выраженной формой разврата, который творился в идольских капищах, и весь город бесновался и погрязал в бездне блуда. Этому предавался ещё некий религиозный смысл, который состоял в том, что через грех блуда, например, со жрицами в идольских храмах, человек приобщается прямым или косвенным образом к божеству. И с этим ничего нельзя было поделать вплоть до IV века.

Языческие предрассудки очень медленно уходят из  обихода жизни человеческой. И сейчас, в XXI веке этих языческих предрассудков  в нашей с вами жизни хоть отбавляй.   Например, начиная с элементарных примет: когда кошка перешла дорогу, многие боятся идти дальше – лучше быстрее обежать её, чтобы она не успела замкнуть линию. Все современные верующие христиане, кто причащается, боятся здороваться через порог. Протягивая руку какому-то начальнику, другу говорят: «Ой, нельзя через порог здороваться, поссоримся». В быту и в обиходной жизни есть масса суеверий, касающихся поминовения усопших, в любой другой области жизни человеческой. А разгульное веселье на масленицу? Это же сплошь языческие корни. А когда блины пекут на круглой сковородке? Это же напоминание о солнце, поклонение этому же самому светилу. Сейчас уже XXI век, ничего не поменялось за семнадцать веков.

Иоанн Златоуст настоял, чтобы вся Церковь согласилась на перенос праздника Рождества Христова на 25 декабря, именно на этот день, чтобы сказать всем людям, что не тому солнцу надо поклоняться: не электрической лампочке, не светилу, созданному Богом, а Ему Самому, одухотворенному Солнцу правды, Которого так и называет Церковь, например, в тропаре Рождеству Христову: «Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе».

Когда праздник Рождества Христова был перенесён на день этого языческого праздника 25 декабря, то постепенно эти празднества пошли на убыль, потому что Римская империя становилась всё более христианской, и границы империи, в конце концов, совпадали с границами Церкви. Все, кто в Церкви — это граждане просвещённого государства, верующего во Христа. Такое совпадение было, между прочим, и с истории нашей с вами дорогой, любимой Руси, но на совершенно краткое время.

Праздник Крещения Господня — это праздник торжества нашей веры. Мы с вами ещё и ещё раз воочию убеждаемся и прославляем Саму Святую Троицу, Которая явилась видимым образом в событии крещения Господа: Он Сам, вторая ипостась Святой Троицы, Бог Слова, Сын человеческий пришёл на реку Иордан креститься от Иоанна; Бог-Отец свидетельствовал с неба громогласно: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение»; а Дух Святой сошёл видимым образом в виде голубя в момент крещения Господа в реке Иордан.

Это явление Святой Троицы является главной сутью праздника Крещения Господня. Господь по Своему необычайному смирению приходит к Иоанну, который давно проповедовал на реке Иордан и готовил народ к пришествию в мир Спасителя, будил совесть народа, подготавливал к покаянию. Он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф 3:11). Исполняя всякую правду, Господь, не имея никакой необходимости в крещении по безгрешному Своему человеческому естеству, приходит на Иордан, чтобы показать, что Он — один из нас, точно такой же, чтобы подтвердить правильность проповеди Иоанна-Крестителя. Чтобы народ ещё более укрепить в правильности пути к Богу через покаяние и крещение, Он приходит Сам и просит Иоанна крестить Его. Иоанн боялся это исполнить и спросил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3:14) И Господь сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15). И крестил Иоанн Господа в реке Иордан.

Для нас с вами, дорогие братия и сестры, это сильнейший аргумент в необходимости крещения. Кто из наших близких, родных, знакомых ещё упорствует, не принял ещё крещения? Может быть, этот праздник Крещения Господня побудит их принять крещение, растопит лёд жестких, каменных сердец и обратит их к Богу? Может быть, они задумаются над тем, что если Господь крестился, то куда тебе, такому скудоумному, недалёкому умом, куда ж тебе-то сопротивляться и раздумывать своим крохотным, человеческим умом — надо или не надо; дозрел или не дозрел; а может быть, подальше оттянуть, к пенсии, к смерти? Это очень страшное и очень опасное игнорирование, непослушание Церкви, непослушание Самому Богу. Господь крестился – это показывает, что только через крещение возможно общение с Ним и спасение в вечности.

Мы, наконец, воспоминаем сегодня собственное своё крещение, которое было над каждым из нас, у каждого в своё время: в младенчестве, в отрочестве, во взрослом состоянии. Мы с вами давали обеты верности Богу, принимая  крещение. Таинство крещения предполагает жизнь безгрешную, со Христом соединённую. Священник спрашивал или нас, или при крещении младенцев через крестных: «Сочетаешься ли со Христом?» И все присутствующие слышали утвердительный ответ. «Сочетаюсь».

Как же наша с вами жизнь сочетается со Христом сегодня, когда мы с вами вспомнили те языческие предрассудки которые сейчас нами обладают? Грехи наши отталкивают нас от Христа, отвращают Его Лицо от нас. Нам порой неприятно и невыносимо жить в близком присутствии Христа, потому что это огромная ответственность, которая возлагается на нас через исполнение заповедей, потому что исполнение заповедей — это критерий любви ко Христу. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21).

И пусть праздник Крещения Господня каждого из нас побудит спросить: а как я сохраняю эту верность Христу, родившемуся и крестившемуся ныне ради нашего с вами спасения? Если увидим разительную, огромную бездну между учением Христа и нашей жизнью, пусть это побудит нас к стремлению изменить жизнь нашу через покаяние, к которому призывает всех святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Аминь.

Предыдущая проповедь

19 января 2014

Слово на Крещение Господне
Следующая проповедь

26 января 2014

Слово об исцелении слепорожденного
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00