Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Крестопклонная неделя

В середине Великого поста, когда к сердцу может подкрадываться уныние и печаль, когда у тех, кто усердно проходит время подвига, могут ослабевать силы, Церковь выносит Крест, в котором она видит источник силы, источник крепости и жизни человеческой. И действительно, взирая на Крест Христов в любом состоянии жизни человеческой, каждый из нас может черпать в нём силу и вдохновение и, укрепляясь этой животворящей, победоносной силой Креста, дальше совершать свой жизненный путь.

Если кто-то из нас в данный момент особенно переживает измену и предательство друзей, то, взирая на Крест Христов, он найдёт здесь непременное утешение, потому что Христа в земной жизни все предали и оставили одиноко умирать мучительной крестной смертью на Голгофе. И лишь Матерь Его с возлюбленным учеником безмолвно стояли у Креста, выражая этим стоянием своё сопереживание страданиям Сына Божия. Если кто-то из нас терпит какие-то тяжёлые болезни, то, взирая на распятого Господа, и он может найти утешение, потому что никто не страдал на земле из сынов человеческих так, как Он страдал на Кресте. Если состояние неустроенности жизни, бедствий земных, лишений имущества, других внешних каких-то  проблем  и катастроф сопровождают человеческую жизнь, то, взирая на земную жизнь нашего Господа, и этот человек может найти утешение, потому что в Своей земной жизни Спаситель не имел, где главы приклонить. Когда один из слушающих Его учение книжников хотел присоединиться и быть  неразлучно с Ним, последовать за Ним, он спрашивал наивно: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл» (Мф. 8:19), Господь ему ответил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). 

Дорогие братия и сестры. Любое предельное человеческое горе, смерть и разлука с близкими — тяжелейшее страдание, которое многим из нас приходилось переживать, а может, и ещё придётся пережить неоднократно в нашей земной жизни. Взирая на Крест Христов, мы видим, что Господь пострадал и умер за нас и Своею смертию смерть уничтожил. Смерть тела человеческого — лишь кратковременная разлука с дорогими для его сердцу людьми, а в вечности мы снова встретимся, по милости Божией, друг с другом и будем неразлучно пребывать, если удостоимся этого по качеству своей нравственной жизни.

Крест Христов — это оружие нашего спасения. Дьявол особенно ненавидит и боится креста, потому что крест стал жертвенником, на котором Христос принёс искупительную жертву, отдал Свою человеческую жизнь за нас с вами, за наше с вами спасение. Крестом попрана, уничтожена сила дьявола, ослаблено его всесильное могущество над родом человеческим. И тот человек, который прибегает к спасительным средствам в Церкви, кто прибегает и ищет Божественной благодати и помощи Божией, он может совершенно противостать и победить дьявола, как и сказано об этом в Священном Писании: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Поэтому, жизнь христианина с рождения до гроба сопровождает Животворящий Крест Господень. Имея благоговейные чувства к Животворящему Кресту, каждый христианин с момента крещения в купели носит на своей груди Животворящий Крест, и этот Крест охраняет и спасает жизнь человеческую: и физическую, и духовную жизнь от злых демонов и сохраняет от всякого вреда. Будем дорожить и ценить эту нашу с вами привилегию и стараться всегда бережно, с благоговением носить на груди Животворящий Крест Господень. Есть такая благочестивая традиция, о которой говорят и многие современные старцы, что перед сном человек должен обратиться с молитвой к Животворящему Кресту, поцеловать его, носимого на груди своей, таким образом, чтобы он не был пустым, формальным символом, а чтобы была реальная связь наша с Животворящим Крестом Господним.

И, действительно, дорогие братия и сестры, любое событие в жизни человека, любое Таинство Церкви всегда сопровождается силой Животворящего Креста Господня. И крещение, и венчание, и таинство хиротонии, когда епископ рукополагает того или иного ставленника в священный сан, он крестит его главу, преклонённую у Престола. Крест венчает всякий православный храм. Наконец, крест устанавливается и на могиле православного христианина. И слава Богу, что те времена, не так, в общем-то, далёкие от нас, уже уходят в прошлое, когда, посещая кладбище, я видел там множество красных стел с пятиконечными звёздами, как символ проклятия и борьбы с Богом и никчёмной, напрасно прожитой жизни. Слава Богу, что сейчас на какое бы кладбище не пришёл, нет уже этих зловещих памятников советской эпохи, а всё-таки люди стараются установить крест, потому что хоть при жизни-то не жил со Христом, но хоть об идеале помнил человек. И может быть, по смерти как-то душа его в вечности освятится этой силой Животворящего Креста Господня по вере его живых близких и родных людей.

Во многих необыкновенных песнопениях Церковь прославляет древо Креста. Многие из них и мы слышали с вами в сегодняшних богослужениях. Они проникнуты необыкновенной поэзией и любовью ко Кресту Господнему. Церковь даже обращается ко Кресту, как к одушевленному предмету: разговаривает с ним как с собеседником, потому что настолько велика и спасительна его сила. И действительно, почитание Креста Господня даже в безрелигиозном обществе на каком-то генном, интуитивном уровне заложено в душу каждого человека. Какой пример можно привести? Когда человеку страшно, когда жизнь в опасности, рука волей-неволей поднимается для совершения крестного знамения и для призывания имени Божия. Это такой религиозный инстинкт самосохранения человека.

И сегодня, прославляя Животворящий Крест Господень, мы с вами задумываемся над тем, что мы, христиане, должны нести крест в своей жизни, как нёс крест на Голгофу Господь наш Иисус Христос; как нёс Он Крест, принимая нашу человеческую природу, обезображенную, осквернённую грехом и спас её Своей крестной смертью, и победоносным Воскресением, и многоскорбной жизнью в этом мире, осквернённом человеческим грехом. Точно так же и каждый из нас должен нести свой крест.

Крест — это такое символическое, образное  наименование жизни человеческой, которая соединяется со страданиями, со скорбями, с болезнями, другими тяготами и лишениями, которые свойственны жизни каждого из нас. Эти внешние скорби, страдания, болезни — часть внешнего креста, который каждому индивидуально и неповторимо посылается Богом. И наша задача — с покорностью воле Божией принять этот крест, посылаемый промыслом Божиим для нашего спасения. Принимая этот крест, соглашаясь с ним, будем помнить о том, что это самый реальный крест для каждого из нас, самый посильный, самый лёгкий, приложимый только к нам, а другие все несут гораздо более тяжёлый жизненный крест. А Господь, видя состояние души человеческой, условия жизни его, дарует самый подходящий для него спасительный крест.

Есть много удивительных описаний, когда люди роптали от тяжести креста, просили Бога облегчить его, дать другой, соседский, полегче. Но показывалось тогда свыше таким ропщущим людям, что самый лёгкий, самый плохонький, худенький такой, деревянненький,  невесомый — это и есть их крест. А все другие несут те кресты, которые не поднять тебе. Покорность воле Божией  в несении креста — это условие нашего спасения. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то есть, возьмёт крест свой, смирится с посылаемым Крестом Господним и шествует по жизни без ропота и уныния.

Есть ещё крест внутренний, который должен быть свойственен особенно для людей верующих, воцерковлённых. Этот крест заключается в тех страданиях, которые ради Христа человек предпринимает сам на себя, стремясь исполнить иго благое, заповеди Христовы. Потому что в следовании за Христом человеку приходится постоянно ломать свою грехолюбивую плоть, делать то, что не нравится нам, но что нравится Христу, потому что заповеди Божии всегда входят в противоречие с обычаями этого мира и с пожеланиями грехолюбивой плоти человеческой. В противостоянии греху и состоит этот внутренний крест для человека, спасительный и совершенно необходимый.  

Господь насильно никого спасти не может — требуется произволение, отклик самого человека. И желая спасения, пусть человек возьмёт свой крест и отвергнется себя. И не просто отвергнется себя, но и последует за Христом. И дай Бог, чтобы спасительное знамение Креста Христова, к которому мы обращаемся сегодня в усердной молитве, помогало каждому из нас в несении нашего жизненного креста, который является следствием любви Божией. Потому что без креста спасение невозможно, и те счастливые души умерших людей, которые находятся в райских обителях, они все туда попали через крест и страдания. И в нашем русском языке фонетически очень близки эти наименования: крест и крещение,  крест и христианин. Мы видим некое тождество здесь, потому что всё в жизни человека пронизывает и утверждает Животворящий Крест Господень. Силою честнаго и Животворящего Креста Господь да хранит всех нас. Аминь.   

23 марта 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В середине Великого поста, когда к сердцу может подкрадываться уныние и печаль, когда у тех, кто усердно проходит время подвига, могут ослабевать силы, Церковь выносит Крест, в котором она видит источник силы, источник крепости и жизни человеческой. И действительно, взирая на Крест Христов в любом состоянии жизни человеческой, каждый из нас может черпать в нём силу и вдохновение и, укрепляясь этой животворящей, победоносной силой Креста, дальше совершать свой жизненный путь.

Если кто-то из нас в данный момент особенно переживает измену и предательство друзей, то, взирая на Крест Христов, он найдёт здесь непременное утешение, потому что Христа в земной жизни все предали и оставили одиноко умирать мучительной крестной смертью на Голгофе. И лишь Матерь Его с возлюбленным учеником безмолвно стояли у Креста, выражая этим стоянием своё сопереживание страданиям Сына Божия. Если кто-то из нас терпит какие-то тяжёлые болезни, то, взирая на распятого Господа, и он может найти утешение, потому что никто не страдал на земле из сынов человеческих так, как Он страдал на Кресте. Если состояние неустроенности жизни, бедствий земных, лишений имущества, других внешних каких-то  проблем  и катастроф сопровождают человеческую жизнь, то, взирая на земную жизнь нашего Господа, и этот человек может найти утешение, потому что в Своей земной жизни Спаситель не имел, где главы приклонить. Когда один из слушающих Его учение книжников хотел присоединиться и быть  неразлучно с Ним, последовать за Ним, он спрашивал наивно: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл» (Мф. 8:19), Господь ему ответил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). 

Дорогие братия и сестры. Любое предельное человеческое горе, смерть и разлука с близкими — тяжелейшее страдание, которое многим из нас приходилось переживать, а может, и ещё придётся пережить неоднократно в нашей земной жизни. Взирая на Крест Христов, мы видим, что Господь пострадал и умер за нас и Своею смертию смерть уничтожил. Смерть тела человеческого — лишь кратковременная разлука с дорогими для его сердцу людьми, а в вечности мы снова встретимся, по милости Божией, друг с другом и будем неразлучно пребывать, если удостоимся этого по качеству своей нравственной жизни.

Крест Христов — это оружие нашего спасения. Дьявол особенно ненавидит и боится креста, потому что крест стал жертвенником, на котором Христос принёс искупительную жертву, отдал Свою человеческую жизнь за нас с вами, за наше с вами спасение. Крестом попрана, уничтожена сила дьявола, ослаблено его всесильное могущество над родом человеческим. И тот человек, который прибегает к спасительным средствам в Церкви, кто прибегает и ищет Божественной благодати и помощи Божией, он может совершенно противостать и победить дьявола, как и сказано об этом в Священном Писании: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Поэтому, жизнь христианина с рождения до гроба сопровождает Животворящий Крест Господень. Имея благоговейные чувства к Животворящему Кресту, каждый христианин с момента крещения в купели носит на своей груди Животворящий Крест, и этот Крест охраняет и спасает жизнь человеческую: и физическую, и духовную жизнь от злых демонов и сохраняет от всякого вреда. Будем дорожить и ценить эту нашу с вами привилегию и стараться всегда бережно, с благоговением носить на груди Животворящий Крест Господень. Есть такая благочестивая традиция, о которой говорят и многие современные старцы, что перед сном человек должен обратиться с молитвой к Животворящему Кресту, поцеловать его, носимого на груди своей, таким образом, чтобы он не был пустым, формальным символом, а чтобы была реальная связь наша с Животворящим Крестом Господним.

И, действительно, дорогие братия и сестры, любое событие в жизни человека, любое Таинство Церкви всегда сопровождается силой Животворящего Креста Господня. И крещение, и венчание, и таинство хиротонии, когда епископ рукополагает того или иного ставленника в священный сан, он крестит его главу, преклонённую у Престола. Крест венчает всякий православный храм. Наконец, крест устанавливается и на могиле православного христианина. И слава Богу, что те времена, не так, в общем-то, далёкие от нас, уже уходят в прошлое, когда, посещая кладбище, я видел там множество красных стел с пятиконечными звёздами, как символ проклятия и борьбы с Богом и никчёмной, напрасно прожитой жизни. Слава Богу, что сейчас на какое бы кладбище не пришёл, нет уже этих зловещих памятников советской эпохи, а всё-таки люди стараются установить крест, потому что хоть при жизни-то не жил со Христом, но хоть об идеале помнил человек. И может быть, по смерти как-то душа его в вечности освятится этой силой Животворящего Креста Господня по вере его живых близких и родных людей.

Во многих необыкновенных песнопениях Церковь прославляет древо Креста. Многие из них и мы слышали с вами в сегодняшних богослужениях. Они проникнуты необыкновенной поэзией и любовью ко Кресту Господнему. Церковь даже обращается ко Кресту, как к одушевленному предмету: разговаривает с ним как с собеседником, потому что настолько велика и спасительна его сила. И действительно, почитание Креста Господня даже в безрелигиозном обществе на каком-то генном, интуитивном уровне заложено в душу каждого человека. Какой пример можно привести? Когда человеку страшно, когда жизнь в опасности, рука волей-неволей поднимается для совершения крестного знамения и для призывания имени Божия. Это такой религиозный инстинкт самосохранения человека.

И сегодня, прославляя Животворящий Крест Господень, мы с вами задумываемся над тем, что мы, христиане, должны нести крест в своей жизни, как нёс крест на Голгофу Господь наш Иисус Христос; как нёс Он Крест, принимая нашу человеческую природу, обезображенную, осквернённую грехом и спас её Своей крестной смертью, и победоносным Воскресением, и многоскорбной жизнью в этом мире, осквернённом человеческим грехом. Точно так же и каждый из нас должен нести свой крест.

Крест — это такое символическое, образное  наименование жизни человеческой, которая соединяется со страданиями, со скорбями, с болезнями, другими тяготами и лишениями, которые свойственны жизни каждого из нас. Эти внешние скорби, страдания, болезни — часть внешнего креста, который каждому индивидуально и неповторимо посылается Богом. И наша задача — с покорностью воле Божией принять этот крест, посылаемый промыслом Божиим для нашего спасения. Принимая этот крест, соглашаясь с ним, будем помнить о том, что это самый реальный крест для каждого из нас, самый посильный, самый лёгкий, приложимый только к нам, а другие все несут гораздо более тяжёлый жизненный крест. А Господь, видя состояние души человеческой, условия жизни его, дарует самый подходящий для него спасительный крест.

Есть много удивительных описаний, когда люди роптали от тяжести креста, просили Бога облегчить его, дать другой, соседский, полегче. Но показывалось тогда свыше таким ропщущим людям, что самый лёгкий, самый плохонький, худенький такой, деревянненький,  невесомый — это и есть их крест. А все другие несут те кресты, которые не поднять тебе. Покорность воле Божией  в несении креста — это условие нашего спасения. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то есть, возьмёт крест свой, смирится с посылаемым Крестом Господним и шествует по жизни без ропота и уныния.

Есть ещё крест внутренний, который должен быть свойственен особенно для людей верующих, воцерковлённых. Этот крест заключается в тех страданиях, которые ради Христа человек предпринимает сам на себя, стремясь исполнить иго благое, заповеди Христовы. Потому что в следовании за Христом человеку приходится постоянно ломать свою грехолюбивую плоть, делать то, что не нравится нам, но что нравится Христу, потому что заповеди Божии всегда входят в противоречие с обычаями этого мира и с пожеланиями грехолюбивой плоти человеческой. В противостоянии греху и состоит этот внутренний крест для человека, спасительный и совершенно необходимый.  

Господь насильно никого спасти не может — требуется произволение, отклик самого человека. И желая спасения, пусть человек возьмёт свой крест и отвергнется себя. И не просто отвергнется себя, но и последует за Христом. И дай Бог, чтобы спасительное знамение Креста Христова, к которому мы обращаемся сегодня в усердной молитве, помогало каждому из нас в несении нашего жизненного креста, который является следствием любви Божией. Потому что без креста спасение невозможно, и те счастливые души умерших людей, которые находятся в райских обителях, они все туда попали через крест и страдания. И в нашем русском языке фонетически очень близки эти наименования: крест и крещение,  крест и христианин. Мы видим некое тождество здесь, потому что всё в жизни человека пронизывает и утверждает Животворящий Крест Господень. Силою честнаго и Животворящего Креста Господь да хранит всех нас. Аминь.   

Предыдущая проповедь

23 марта 2014

Слово в Неделю Крестопоклонную
Следующая проповедь

30 марта 2014

Слово о прп. Иоанне Лествичнике
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00