Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Нагорная проповедь Христа

Дорогие братия и сестры. В сегодняшнем евангельском чтении от Луки, которое читалось за Божественной литургией, приводился для нашего назидания отрывок из Нагорной проповеди Христа, тот отрывок, который передаёт самые главные правила жизни для христиан. Давайте послушаем его ещё раз.

Сказал Господь: «и якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде. И аще  любите любящия вы, какая вам благодать есть, ибо и грешницы любящия их любят. И аще благотворите благотворящим вам, какая вам благодать есть, ибо и грешницы тожде творят. И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти, какая вам благодать есть, ибо и грешницы грешником взаим давают, да восприимут равная. Обаче любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте ничесоже чающе; и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго; яко той благ есть на безблагодатныя и злыя. Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6; 31-36).

Дорогие братия и сестры, красивые слова евангельские. Звучат убедительно, красиво, поэтично. А кто же их исполняет из нас?  Например, «если любите только любящих вас» — это про нас. Какая нам награда? Мы любим тех, кто к нам относится достойно, с уважением, и какие-то добрые дела совершаем по отношению к тем людям, которые к нам проявляют какие-то знаки внимания и добрые дела осуществляют. Взаймы даём? Редко даём, и даём, конечно, только тем,  кто платежеспособен, от которых мы надеемся обратно получить. «Любите врагов ваших… и будет вам награда великая». Как же можно любить врагов? Дорогие братия и сестры, как это возможно? Посмотрим на образ Христа распятого ради нашего спасения, когда Он умирал на кресте, молился Богу-Отцу со словами всепрощения к своим распинателям: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34). Так же поступали и последователи Христа, мученики древней Церкви вслед за архидиаконом Стефаном, которого побивали камнями иудеи, предавая его немилосердной, мучительной, очень длительной смерти, а он молился за своих собратьев, не признававших во Христе Мессию: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7; 60). Этим же всепрощением к врагам была наполнена жизнь всех святых, которые прославлены в Церкви Христовой. 

Дорогие братия и сестры. Ветхий Завет был наполнен другой нравственностью: «око за око, и зуб за зуб», ровно столько же. Выбили у тебя зуб, и ты можешь выбить, но только один, не промахнись. Выбьешь два – уже грех, уже «переборщил» в своей ненависти. «Око за око» — на основе этих ветхозаветных принципов у многих восточных народов существует кровная месть. Кровная месть — это повторение убийства, какими бы мотивами оно ни было вызвано, даже если оно случайное. Когда мы с вами путешествовали  по Православной Грузии, нам рассказывали, что в христианской Грузии в некоторых горных селениях Сванетии существуют до сих пор эти кровавые обычаи. Епископы Грузинской Церкви, опираясь на высочайший авторитет святейшего патриарха Грузинского Илии, составляли определённые поручительства, некие грамоты, в которых люди обещали не мстить, не проливать кровь в том случае, если как-то эта беда и горе коснулось твоей семьи и твоей жизни. Епископы Грузинской Церкви свидетельствовали, что отнюдь не все горцы подписывали эти грамоты, в которых они обещали жить по-христиански.

Дорогие братия и сестры, а как же нам-то быть, грешным? Каких врагов нам с вами любить? Ведь бывают разные жизненные ситуации, например, дедовщина в Советской армии, которая была всегда и везде, в любых воинских частях в советское  время, может быть, за исключением кремлёвских войск вплоть до девяностых годов. Сейчас, может быть, дедовщина не успевает развиться – год службы всего. Пока карантин, пока присягу принимает, пока курс молодого бойца — уже месяца три прошло. Там уже не поймёшь, кто ты: или начинающий солдат, или перешёл в другую категорию. А раньше-то были жестокие нравы. Например, в этой среде как можно любить врагов, которые могут насмерть забить? Что в этом проку и как поступить, как терпеть?

Другие свидетельства приводят историки или бывшие узники сталинских лагерей, в которых сидели люди за веру, среди них было множество священников, епископов. Их размещали в одних камерах с уголовниками, когда человека могли проиграть в карты, и он становился собственностью любого чудовища человеческого. Уголовники могли делать с такими людьми всё, что хотели, вплоть до самых жесточайших форм насилия и попрания человеческого достоинства. Как любить врагов в случае, если над тобой совершено физическое насилие, которое часто сопровождается страшными психическими изменениями в личности человека? Как это можно простить? Поэтому многие родители, понимая, в каком жестоком мире мы живём, стараются деток отдавать в спортивные секции, чтоб они могли дать отпор, могли защитить себя, защитить слабых. 

А что из христианских уроков и примеров мы могли бы вынести для себя? Кто из святых защищался или бил в ответ? Если мы обратимся к личности и жизни Христа, когда Он был привлечен к  суду первосвященников, там был один момент, когда Христос не был согласен с напрасными издевательствами в Его адрес. Когда один слуга первосвященника, который хотел выслужиться перед своим  начальством, стал бить Христа, пощёчины Ему давать и воспитывать Его, говоря: «так отвечаешь Ты первосвященнику?» (Ин. 18; 22). Что Христос ответил на эти слова? «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин. 18; 23).  Это слова Христа. Конечно, Христос так словесно отразил это грубое насилие в Его адрес, но, тем не менее, иногда и словесно можно остановить какой-то страшный поступок.

Наконец, если обратиться к христианской истории, мы можем вспомнить удивительный случай, который связан был со святителем Николаем. Когда он был на  Первом Вселенском соборе и когда Арий ничего слышать не хотел и не понимал, то святитель Николай действовал по-русски, хоть он был греком. Он подошел к еретику и сделал ему соответствующее заушение. Какой силы оно было, нам сложно представить. Мы не знаем, что с этим Арием произошло, остался он на ногах стоять или это было просто в таком виде выражение несогласия с тем вопиющим кощунством, богохульством по отношению ко Христу и Богу.

Например, бывает такой момент несогласия, когда женщина даёт пощёчину мужчине, потому что больше-то и не в силах сделать что-либо. Но это от такого возмущения,  когда невозможно устоять, и человек сам приходит в движение и невольно какие-то поступки совершает.

Как же расценили поступок святителя Николая на Соборе? Все святые отцы, а их было триста восемнадцать непосредственных участников, которые имели право подписи, слушателей и свидетелей было намного больше, все они единогласно осудили поступок святителя Николая. Решением Собора он был заключён в темницу и удалён с дальнейшего участия в заседаниях. Но Сам Господь и Пречистая Божия Матерь, явившись в сонном видении председателю собора, показали, что поступок его был угоден Богу — Господь вручал Николаю Евангелие, как бы отнятое у святителя. Почему отнятое? Потому что его отстранили от паствы, прекратив общение с народом и участие в Соборе. А Божия Матерь одевала на его плечи снова знак архиерейского достоинства.

Но, дорогие братия и сестры, это уникальный случай. Есть ли ещё такой в истории Церкви? Может быть, есть, но они единичные и не для нашего с вами подражания. Если бы мы,   возревновав о славе Божией, взяв пример со святителя Николая, вышли сейчас на улицы города, например, и стали ловить иеговистов, объединившись с православными в группы захвата, и навели бы порядок, чтобы территория стала православной. По-христиански ли это, как вы думаете? Господь, конечно же, не одобрил бы такого безумия. Святителю Николаю это было позволительно. Почему? Потому что Арий не понимал, наверное, по-другому. Почему не понимал? Он обладал необыкновенным красноречием и по дару слова превосходил многих святых епископов, которые были на Соборе. Аргументами логики, опираясь на достижения философии, невозможно было убедить Ария в том, что он не прав, в том, что он еретик. И вот тогда святитель Николай действовал так, как мы с вами вспомнили.

Дорогие братия и сестры. Евангелие говорит о том, что если кто тебя бьёт в правую щёку, обрати к нему и другую. В древнем патерике был такой случай. У одного человека была бесноватая дочь. И демон, который вселился в эту отроковицу, был необыкновенно лютый и причинял ей страшные страдания. И жители этого города, в котором жил несчастный отец, сказали ему, что его дочь могут исцелить только отцы-пустынники, которые изредка приходят в город продавать своё рукоделие. Они плели корзины. Ему посоветовали, когда придут эти отцы, купить у них все корзины, но сказать, что денег с собой нет и пригласить их домой и там рассчитаться за весь купленный товар. И вот он встретил этих отцов, похвалил их корзины и сказал, что берёт все, но расчёт произведёт дома. Входят они в его дом, открывает дверь дочь и даёт пощёчину одному из монахов. А монах вместо ответа поворачивает к ней другую щеку. И в этот момент отец и все присутствующие слышат дикий вопль: «О, какая сила, — бес говорит, — ухожу, не могу больше здесь находиться». И дочь стала здоровой.

Принцип непротивления злу силой по отношению к самому себе — это евангельская заповедь. Но если наоборот, когда есть угроза жизни ближнему, когда на наших глазах унижают,  избивают другого человека: женщину, слабого человека, христианин должен вступиться в любую драку и любыми средствами защитить слабого, рискуя своей жизнью, потому что в Евангелии есть другие слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15; 13).

Всё это хорошо, и говорить можно убедительно, но кто из мужчин, стоящих здесь, не занимался рукоприкладством в своей жизни, начиная с садика, со школы? Когда наступает переходный возраст в тринадцать-четырнадцать лет, в классе, в школе выделяется лидер. Кому не приходилось драться, говоря по-русски? Разве по-христиански мы поступали тогда?

Или в случаях, когда в лагерях уголовники могли забить до смерти? Были многие священники, которые в лагерях претерпевали эти страшные унижения, издевательства, насилия, а потом выходили оттуда психически больными. Психика была навсегда повреждена, они были больными людьми. Какой же смысл? А  может быть, он мог дать сдачи и отстоять свою жизнь и в здравом рассудке окончил бы жизнь на свободе? Вот как ответить на этот вопрос?

С точки зрения христианства, конечно, надо терпеть. Но эта заповедь очень высока. Она непосильна для человека, и только Господь может дать сил исполнить её на деле в своей жизни. А если человека забивают насмерть, с точки зрения этой жизни нет объяснения, нет логики, но есть вечная жизнь, в которой человек получает воздаяние, когда безвинно страдает. Он там получит награду от Господа и тогда, не найдя ответа, не найдя справедливости в этой жизни, человек получит эту справедливость в вечности и пронесёт звание христианина достойно в этом мире.

Дорогие братия и сестры, а как же быть детям нашим? Взрослому человеку, может быть, более или менее понятно, как вести себя. А как ты объяснишь подростку? Если он раз не даст сдачи в школе, он будет до одиннадцатого класса изгоем в обществе. Об него будут вытирать ноги, обзывать, плевать. И что же в этом радостного? Но есть другие средства борьбы и несогласия с этим. Родители могут пойти в школу, могут поговорить с классным руководителем, который обязан, навести порядок в классе. Родители могут встретиться с родителями ребёнка, который ведёт себя агрессивно. Наконец, могут перевести своего ребёнка от какого-то изверга в другой класс или в другую школу. Наконец, есть суды — место, где решаются вопросы не кулачным боем, а более-менее цивилизованно.

А вы скажете, а какая же правда в судах то? Кто заплатит, в ту сторону и склоняется чаша весов. Разве не так это в нашей жизни бывает? А может, по-русски лучше объяснить? А как же мы ответим на такой вопрос, когда дочери наши, достигнув уже зрелости, подвергаются насилию, например, в электричках по дороге домой с учёбы и с других мест? А может быть, вспомним здесь другие слова, что бережёного Бог бережёт и пересмотреть график, чтобы по ночам не возвращаться, да чтобы родители встречали. Может, тебе на той секции или на дополнительном занятии и делать нечего, а лучше бы жизнь да целомудрие  сохранить.

Поразмыслив таким образом, дорогие братия и сестры, мы с вами согласимся с тем, что заповедь эта: «любите врагов ваших» высока, но она единственно достоверна, единственно достойна человека, потому что её нет нигде в других религиях. Её нет ни в иудаизме, ни в исламе, ни в сектах — нигде. Это отличительная черта христианской Православной веры — любовь и смирение.

Дай Бог нам мудрости в исполнении этой заповеди. Возлюбить врагов сразу невозможно. Но есть одно средство, которое доступно каждому — это молитва за своих обидчиков и врагов. И может быть, детей этому надо научить, чтобы они тоже начали молиться за своих обидчиков, и молитва способна умягчить самое злое сердце. Злобу и ненависть можно победить добром, добрым отношением, любовью, какой-то услугой этому человеку, и Господь даст такую возможность.

Дай Бог, чтобы мы с вами были действительными христианами, а не только такими людьми, которые знают теорию, которую даёт Евангелие, но чтобы старались мы в жизни воплотить и жить по заповедям Божиим. Аминь.

12 октября 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В сегодняшнем евангельском чтении от Луки, которое читалось за Божественной литургией, приводился для нашего назидания отрывок из Нагорной проповеди Христа, тот отрывок, который передаёт самые главные правила жизни для христиан. Давайте послушаем его ещё раз.

Сказал Господь: «и якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде. И аще  любите любящия вы, какая вам благодать есть, ибо и грешницы любящия их любят. И аще благотворите благотворящим вам, какая вам благодать есть, ибо и грешницы тожде творят. И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти, какая вам благодать есть, ибо и грешницы грешником взаим давают, да восприимут равная. Обаче любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте ничесоже чающе; и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго; яко той благ есть на безблагодатныя и злыя. Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6; 31-36).

Дорогие братия и сестры, красивые слова евангельские. Звучат убедительно, красиво, поэтично. А кто же их исполняет из нас?  Например, «если любите только любящих вас» — это про нас. Какая нам награда? Мы любим тех, кто к нам относится достойно, с уважением, и какие-то добрые дела совершаем по отношению к тем людям, которые к нам проявляют какие-то знаки внимания и добрые дела осуществляют. Взаймы даём? Редко даём, и даём, конечно, только тем,  кто платежеспособен, от которых мы надеемся обратно получить. «Любите врагов ваших… и будет вам награда великая». Как же можно любить врагов? Дорогие братия и сестры, как это возможно? Посмотрим на образ Христа распятого ради нашего спасения, когда Он умирал на кресте, молился Богу-Отцу со словами всепрощения к своим распинателям: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34). Так же поступали и последователи Христа, мученики древней Церкви вслед за архидиаконом Стефаном, которого побивали камнями иудеи, предавая его немилосердной, мучительной, очень длительной смерти, а он молился за своих собратьев, не признававших во Христе Мессию: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7; 60). Этим же всепрощением к врагам была наполнена жизнь всех святых, которые прославлены в Церкви Христовой. 

Дорогие братия и сестры. Ветхий Завет был наполнен другой нравственностью: «око за око, и зуб за зуб», ровно столько же. Выбили у тебя зуб, и ты можешь выбить, но только один, не промахнись. Выбьешь два – уже грех, уже «переборщил» в своей ненависти. «Око за око» — на основе этих ветхозаветных принципов у многих восточных народов существует кровная месть. Кровная месть — это повторение убийства, какими бы мотивами оно ни было вызвано, даже если оно случайное. Когда мы с вами путешествовали  по Православной Грузии, нам рассказывали, что в христианской Грузии в некоторых горных селениях Сванетии существуют до сих пор эти кровавые обычаи. Епископы Грузинской Церкви, опираясь на высочайший авторитет святейшего патриарха Грузинского Илии, составляли определённые поручительства, некие грамоты, в которых люди обещали не мстить, не проливать кровь в том случае, если как-то эта беда и горе коснулось твоей семьи и твоей жизни. Епископы Грузинской Церкви свидетельствовали, что отнюдь не все горцы подписывали эти грамоты, в которых они обещали жить по-христиански.

Дорогие братия и сестры, а как же нам-то быть, грешным? Каких врагов нам с вами любить? Ведь бывают разные жизненные ситуации, например, дедовщина в Советской армии, которая была всегда и везде, в любых воинских частях в советское  время, может быть, за исключением кремлёвских войск вплоть до девяностых годов. Сейчас, может быть, дедовщина не успевает развиться – год службы всего. Пока карантин, пока присягу принимает, пока курс молодого бойца — уже месяца три прошло. Там уже не поймёшь, кто ты: или начинающий солдат, или перешёл в другую категорию. А раньше-то были жестокие нравы. Например, в этой среде как можно любить врагов, которые могут насмерть забить? Что в этом проку и как поступить, как терпеть?

Другие свидетельства приводят историки или бывшие узники сталинских лагерей, в которых сидели люди за веру, среди них было множество священников, епископов. Их размещали в одних камерах с уголовниками, когда человека могли проиграть в карты, и он становился собственностью любого чудовища человеческого. Уголовники могли делать с такими людьми всё, что хотели, вплоть до самых жесточайших форм насилия и попрания человеческого достоинства. Как любить врагов в случае, если над тобой совершено физическое насилие, которое часто сопровождается страшными психическими изменениями в личности человека? Как это можно простить? Поэтому многие родители, понимая, в каком жестоком мире мы живём, стараются деток отдавать в спортивные секции, чтоб они могли дать отпор, могли защитить себя, защитить слабых. 

А что из христианских уроков и примеров мы могли бы вынести для себя? Кто из святых защищался или бил в ответ? Если мы обратимся к личности и жизни Христа, когда Он был привлечен к  суду первосвященников, там был один момент, когда Христос не был согласен с напрасными издевательствами в Его адрес. Когда один слуга первосвященника, который хотел выслужиться перед своим  начальством, стал бить Христа, пощёчины Ему давать и воспитывать Его, говоря: «так отвечаешь Ты первосвященнику?» (Ин. 18; 22). Что Христос ответил на эти слова? «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин. 18; 23).  Это слова Христа. Конечно, Христос так словесно отразил это грубое насилие в Его адрес, но, тем не менее, иногда и словесно можно остановить какой-то страшный поступок.

Наконец, если обратиться к христианской истории, мы можем вспомнить удивительный случай, который связан был со святителем Николаем. Когда он был на  Первом Вселенском соборе и когда Арий ничего слышать не хотел и не понимал, то святитель Николай действовал по-русски, хоть он был греком. Он подошел к еретику и сделал ему соответствующее заушение. Какой силы оно было, нам сложно представить. Мы не знаем, что с этим Арием произошло, остался он на ногах стоять или это было просто в таком виде выражение несогласия с тем вопиющим кощунством, богохульством по отношению ко Христу и Богу.

Например, бывает такой момент несогласия, когда женщина даёт пощёчину мужчине, потому что больше-то и не в силах сделать что-либо. Но это от такого возмущения,  когда невозможно устоять, и человек сам приходит в движение и невольно какие-то поступки совершает.

Как же расценили поступок святителя Николая на Соборе? Все святые отцы, а их было триста восемнадцать непосредственных участников, которые имели право подписи, слушателей и свидетелей было намного больше, все они единогласно осудили поступок святителя Николая. Решением Собора он был заключён в темницу и удалён с дальнейшего участия в заседаниях. Но Сам Господь и Пречистая Божия Матерь, явившись в сонном видении председателю собора, показали, что поступок его был угоден Богу — Господь вручал Николаю Евангелие, как бы отнятое у святителя. Почему отнятое? Потому что его отстранили от паствы, прекратив общение с народом и участие в Соборе. А Божия Матерь одевала на его плечи снова знак архиерейского достоинства.

Но, дорогие братия и сестры, это уникальный случай. Есть ли ещё такой в истории Церкви? Может быть, есть, но они единичные и не для нашего с вами подражания. Если бы мы,   возревновав о славе Божией, взяв пример со святителя Николая, вышли сейчас на улицы города, например, и стали ловить иеговистов, объединившись с православными в группы захвата, и навели бы порядок, чтобы территория стала православной. По-христиански ли это, как вы думаете? Господь, конечно же, не одобрил бы такого безумия. Святителю Николаю это было позволительно. Почему? Потому что Арий не понимал, наверное, по-другому. Почему не понимал? Он обладал необыкновенным красноречием и по дару слова превосходил многих святых епископов, которые были на Соборе. Аргументами логики, опираясь на достижения философии, невозможно было убедить Ария в том, что он не прав, в том, что он еретик. И вот тогда святитель Николай действовал так, как мы с вами вспомнили.

Дорогие братия и сестры. Евангелие говорит о том, что если кто тебя бьёт в правую щёку, обрати к нему и другую. В древнем патерике был такой случай. У одного человека была бесноватая дочь. И демон, который вселился в эту отроковицу, был необыкновенно лютый и причинял ей страшные страдания. И жители этого города, в котором жил несчастный отец, сказали ему, что его дочь могут исцелить только отцы-пустынники, которые изредка приходят в город продавать своё рукоделие. Они плели корзины. Ему посоветовали, когда придут эти отцы, купить у них все корзины, но сказать, что денег с собой нет и пригласить их домой и там рассчитаться за весь купленный товар. И вот он встретил этих отцов, похвалил их корзины и сказал, что берёт все, но расчёт произведёт дома. Входят они в его дом, открывает дверь дочь и даёт пощёчину одному из монахов. А монах вместо ответа поворачивает к ней другую щеку. И в этот момент отец и все присутствующие слышат дикий вопль: «О, какая сила, — бес говорит, — ухожу, не могу больше здесь находиться». И дочь стала здоровой.

Принцип непротивления злу силой по отношению к самому себе — это евангельская заповедь. Но если наоборот, когда есть угроза жизни ближнему, когда на наших глазах унижают,  избивают другого человека: женщину, слабого человека, христианин должен вступиться в любую драку и любыми средствами защитить слабого, рискуя своей жизнью, потому что в Евангелии есть другие слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15; 13).

Всё это хорошо, и говорить можно убедительно, но кто из мужчин, стоящих здесь, не занимался рукоприкладством в своей жизни, начиная с садика, со школы? Когда наступает переходный возраст в тринадцать-четырнадцать лет, в классе, в школе выделяется лидер. Кому не приходилось драться, говоря по-русски? Разве по-христиански мы поступали тогда?

Или в случаях, когда в лагерях уголовники могли забить до смерти? Были многие священники, которые в лагерях претерпевали эти страшные унижения, издевательства, насилия, а потом выходили оттуда психически больными. Психика была навсегда повреждена, они были больными людьми. Какой же смысл? А  может быть, он мог дать сдачи и отстоять свою жизнь и в здравом рассудке окончил бы жизнь на свободе? Вот как ответить на этот вопрос?

С точки зрения христианства, конечно, надо терпеть. Но эта заповедь очень высока. Она непосильна для человека, и только Господь может дать сил исполнить её на деле в своей жизни. А если человека забивают насмерть, с точки зрения этой жизни нет объяснения, нет логики, но есть вечная жизнь, в которой человек получает воздаяние, когда безвинно страдает. Он там получит награду от Господа и тогда, не найдя ответа, не найдя справедливости в этой жизни, человек получит эту справедливость в вечности и пронесёт звание христианина достойно в этом мире.

Дорогие братия и сестры, а как же быть детям нашим? Взрослому человеку, может быть, более или менее понятно, как вести себя. А как ты объяснишь подростку? Если он раз не даст сдачи в школе, он будет до одиннадцатого класса изгоем в обществе. Об него будут вытирать ноги, обзывать, плевать. И что же в этом радостного? Но есть другие средства борьбы и несогласия с этим. Родители могут пойти в школу, могут поговорить с классным руководителем, который обязан, навести порядок в классе. Родители могут встретиться с родителями ребёнка, который ведёт себя агрессивно. Наконец, могут перевести своего ребёнка от какого-то изверга в другой класс или в другую школу. Наконец, есть суды — место, где решаются вопросы не кулачным боем, а более-менее цивилизованно.

А вы скажете, а какая же правда в судах то? Кто заплатит, в ту сторону и склоняется чаша весов. Разве не так это в нашей жизни бывает? А может, по-русски лучше объяснить? А как же мы ответим на такой вопрос, когда дочери наши, достигнув уже зрелости, подвергаются насилию, например, в электричках по дороге домой с учёбы и с других мест? А может быть, вспомним здесь другие слова, что бережёного Бог бережёт и пересмотреть график, чтобы по ночам не возвращаться, да чтобы родители встречали. Может, тебе на той секции или на дополнительном занятии и делать нечего, а лучше бы жизнь да целомудрие  сохранить.

Поразмыслив таким образом, дорогие братия и сестры, мы с вами согласимся с тем, что заповедь эта: «любите врагов ваших» высока, но она единственно достоверна, единственно достойна человека, потому что её нет нигде в других религиях. Её нет ни в иудаизме, ни в исламе, ни в сектах — нигде. Это отличительная черта христианской Православной веры — любовь и смирение.

Дай Бог нам мудрости в исполнении этой заповеди. Возлюбить врагов сразу невозможно. Но есть одно средство, которое доступно каждому — это молитва за своих обидчиков и врагов. И может быть, детей этому надо научить, чтобы они тоже начали молиться за своих обидчиков, и молитва способна умягчить самое злое сердце. Злобу и ненависть можно победить добром, добрым отношением, любовью, какой-то услугой этому человеку, и Господь даст такую возможность.

Дай Бог, чтобы мы с вами были действительными христианами, а не только такими людьми, которые знают теорию, которую даёт Евангелие, но чтобы старались мы в жизни воплотить и жить по заповедям Божиим. Аминь.

Предыдущая проповедь

12 октября 2014

Слово о воскрешении дочери Иаира
Следующая проповедь

19 октября 2014

Слово о воскрешении сына наинской вдовы
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00