Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Наставление богатому юноше

Дорогие братия и сестры. Сегодня в воскресный день святая Церковь предлагает нам для нашего нравственного назидания отрывок из Евангелия от Луки, который называется «о богатом юноше».

Однажды подошёл ко Христу богатый и знатный юноша и, оказывая ему знаки почтения, внимания, спросил: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» То есть, как мне жить, чтобы наследовать вечное спасение? Прекрасный вопрос из уст молодого человека. Это уникальное событие, очень редко в нашей жизни и во времена земной жизни Спасителя. Было даже удивительным, чтобы такие вопросы люди себе задавали, тем более, когда его задаёт совсем ещё молодой человек. Даже во времена Христа это было удивительно, поэтому у другого евангелиста, Матфея, сказано, что Господь, взглянув на этого юношу, полюбил его за это стремление к нравственному совершенствованию и за то, что духовные вопросы интересовали живо его сердце.

А в наше время, дорогие братия и сестры, кто же может вынашивать такие вопросы? Если взять данные статистики, то они дают потрясающие цифры: до семидесяти процентов жителей Российской Федерации считают себя  православными людьми. Эта цифра впечатляющая. Но в размерах российских просторов она, конечно, призрачная. Это, знаете, гоголевские «мёртвые души», потому что соотнесение себя с Православной Церковью происходит либо по факту рождения в России, где твои предки были христианами, и на могилах их кресты православные стоят и безмолвно свидетельствуют об этой «неугасающей» вере. Либо чисто умозрительное такое представление и соотнесение себя, конечно же, с Православной верой и Церковью, потому что другим конфессиям и верам жизнь свою доверить страшно и очень рискованно. Поэтому некое здравомыслие человека, такой здоровый прагматизм заставляет его, конечно, соотнести себя с православной традицией.

Но беда состоит в том, что подлинно верующих людей очень мало было всегда, и в наше время эта цифра совсем небольшая. Это далеко не семьдесят процентов, а, может быть, три, может быть, чуть больше. Это те люди, которые в своей жизни своими словами, делами, поступками действительно подтверждают, что они веруют во Христа. Поэтому этот вопрос: «как мне жить, чтобы не зря прожить земную жизнь, наследовать жизнь вечную» может рождаться в умах очень немногих людей. Молодежь занята другими проблемами: достичь высот положения, найти своё место в обществе, сделать карьеру, достичь материальных благ, а всё остальное потом. И в погоне за этими материальными благами, за статусом своего положения в обществе люди жертвуют иногда потрясающими вещами, даже своим здоровьем, семейной жизнью и так далее.

Например, я только вчера освящал квартиру одной молодой женщины лет тридцати пяти. Спрашиваю её, почему не замужем? Она отвечает: «Надо заработать сначала, вот машину купила хорошую, квартиру купила во Всеволожском каскаде, трёхкомнатную. Ремонт сделаю, тогда и можно задуматься и о том, чтобы замуж выйти». А получится или нет при таком прагматизме — это большой вопрос с многоточиями. Вряд ли кто сможет так прагматично подойти, чтобы у него в жизни что-то доброе, вообще получилось.

Дорогие братия и сестры. Для нас, верующих людей, этот вопрос, который задал юноша, нужно постоянно проговаривать для себя, внутри своего сердца: как нам жить, так ли мы живём и по нашей жизни возможно ли наследование вечной жизни, вечного спасения. Что она наступит после нашей смерти, это факт, это закон бытия. Господь не спрашивал человека, когда его творил: «хочешь ли ты быть бессмертным, вечным или нет? А может, давай попробуем?» Господь творил человека, как высочайшее творение, как венец всего созданного Богом. Ничто, сотворённое Богом, не может сравниться с человеком. Святые отцы говорят, даже Ангелы — высочайшие творения, и то уступают человеку, потому что не обладают физической, материальной природой. А человек обладает природой и материальной, и духовной. Одна роднит его с видимым творением, а другая с миром горним, с Ангелами, святыми и с Самим Богом.

Господь сотворил человека бессмертным по душе, и таким же бессмертным он должен был быть и по телу, если бы сохранил верность Богу и жил в послушании Ему. И тогда живительная благодать Божия, которая содержит в себе источник жизни, исходящей от Бога, поддерживала бы человека в его стремлении к бессмертию. Но после греха Адама осталось одно бессмертие  по душе человеческой и вечная жизнь, которой наступает после смерти — хотим мы этого или не хотим, верующие или неверующие, буддисты, мусульмане, кришнаиты, атеисты, безбожники. Всякой «твари по паре», как в Библии говорится, суммируя космогонию библейскую. Никакого различия и никакого исключения. Святые отцы иногда говорят: «человек, не надейся умереть, ты призван к жизни вечной». Эти законы, в частности, бессмертие души человеческой и наступающая вечная жизнь, действуют так же автоматически, как физические законы, благодаря которым существует этот мир. Закон всемирного тяготения существует независимо от твоего желания, хочешь ты его признавать или не хочешь, веришь ты в его существование или нет; или попробуешь спрыгнуть с двадцать пятого этажа, может, вдруг отменится этот закон и на тебя не будет действовать. Если какой-то камень падает с неба или сосульки с крыш домов по причине плохой работы ЖКХ, то какой бы ты ни был добропорядочный человек и прекрасный семьянин, очень умный и талантливый, но этот предмет, попав на твою голову, будет совершать действия только в одном направлении, порой несовместимым с твоей жизнью.

Точно так же и духовные законы существуют независимо от нас, хотим мы этого или нет. Божественные законы заключаются, между прочим, в заповедях Божиих, в ветхозаветных заповедях, в заповедях евангельских и так далее. Они действуют непременно, и исключений не бывает.

Юноша, который обращает на себя наше внимание сегодня, подошёл с таким вопросом, как бы желая истину узнать: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иногда наша православная братия тоже ищет чего-то новенького, неизвестного, чего батюшка не говорит на проповеди, что-то умалчивает, чтобы найти какую-то новую технологию, какие-то неизвестные молитвы, очень сильные, как будто сочетание слов что-то значит, если сердце человека пустое и чуждое Богу; мантры, какие-то формулы, сочетания слов – всё это область отрицательной, бесовской мистики. Заговоры, колдовские приёмы всякие — вот там важно произнести эту ахинею, чаще всего кощунственного характера по отношению к Богу и всякой святыне. И тогда человек соединяется с дьяволом непременно и надеется от него получить ту или иную силу.

В православии важно сердце человеческое, а не ритуал, который до буквы закона должен быть исполнен. В  Священном Писании, в Ветхом Завете об этом говорит Господь: «Сыне, дай Мне твоё сердце», то есть, самую сокровенную, самую глубинную твою суть дай Мне, а не какие-то внешние поступки, формулы, обряды, которыми ты думаешь совершить нечто великое.

 В ответ на свой вопрос юноша услышал такой ответ Господа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение своё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной».

Потрясающие слова Господа. Как мы можем воспринимать их? Они относятся, наверное, только к евангельскому юноше. Он был очень богат.

Каких сейчас олигархов вспоминают? Прохорова, например, Чубайс уже ушёл в сферу забвения, замаскировался. Когда мы читаем эти слова Господа, думаем, что они относятся к этим олигархам: «пойди, продай, к примеру, алюминиевый завод и раздай нищим».

Дорогие братия и сестры. Здесь степень богатства не имеется вообще в виду. Между прочим, были в истории христианской Церкви такие выдающиеся святые, которые исполняли эти слова буквально. Например, может, вы помните роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором Алёша, однажды зайдя в церковь, услышал эти слова, которые сегодня мы вспоминаем: «Иди, продай имение твоё и раздай нищим» и, выйдя из храма, чистосердечно обращаясь к своей совести, он сказал: «Не могу я так исполнять эти слова, чтобы нищим дать две копейки и ходить в церковь только к обедне, а остальная жизнь проходит вне церкви и вне Бога». И он раздал всё имение, которое досталось ему от родителей.

Этот художественный сюжет Достоевский скопировал с конкретного поступка Антония Великого, который, будучи юношей, наследовавшим имение родителей, после их смерти всё раздал, ушёл в пустыню, стал жить монашеской жизнью и достиг очень больших высот в духовной жизни. Если бы, дорогие братия и сестры, кому-то из нас вот так конкретно Господь сказал бы: «Иди, Виктор, продай имение и получишь Царство Небесное сразу в обмен, например, на твою квартиру». Что вы думаете? В регистрационной палате была бы очередь больше, чем сейчас бывает на Всеволожском проспекте? Толпы бы побежали обменивать квартиры на Царство Небесное? Смешно такие параллели проводить, но ведь они показывают, что не надо нам Царства Небесного. А ведь его можно купить, в том числе, и такой ценой.

Как известно, апостол Фома ушёл в Индию и начал проповедовать там слово Божие.  А он в Индии-то как оказался? Он выдал себя за талантливого архитектора, который может построить царские палаты для индийского царя именем Гундафор. Прибыв в Индию, апостол предстал перед царём, который обрадовался, отправился тотчас показывать место, где ему хотелось иметь дворец и выдал Фоме большое количество золота на труды. Место новой постройки было далеко от города, где жил царь, и он уехал домой, чтобы снова прибыть, когда все уже будет готово. Между тем Фома начал раздавать царское золото нуждающимся. В то же время он ревностно проповедовал веру Христову, многих обращал к Богу и крестил.

  Прошло два года. Царь, узнав, что дворец и не начинали строить, приказал заключить Фому в тюрьму, чтобы предать его жестокой казни: с живого содрать кожу и сжечь. Но затем Господь только чудом открыл правду этому царю через смерть его брата, который побывал на небе и увидел прекрасные золотые палаты, а там табличка, надпись, что эти палаты принадлежат индийскому царю Гундафору, которые построил для него апостол Фома. И когда царь убедился, что милостыня совершает строительство на небе прекрасных чертогов, то он велел выпустить из тюрьмы Фому, просил у него прощения и с тех пор очень полюбил добродетель и был милостивым до конца своей жизни.

Дорогие братия и сестры. Эти слова Господа не воспринимаются в Евангелии как категоричное требование раздать всё и следовать за Ним, потому что это было абсолютно нереально как для современников Христа в лице этого богатого юноши, так и для нас с вами, христиан ХХI века. Это вещь также нереальная. Мы все с вами дети цивилизации: чуть свет отключи – всё, жизнь блокируется. А если света не хватает, водичку отключи и всё — делай с народом чего хочешь. Наш народ очень легко поддаётся на обещания, особенно в предвыборные сезоны: чуть-чуть чего-нибудь пообещай и проголосуют как нужно. Или ленинские декреты можно вспомнить. А помните, в 90-х годах были выборы на Псковщине? Жириновский водочку давал, и вся область шла за ним. Нового губернатора выбрали. Правда, трактора ещё обещал, но не дал до сих пор сельскому хозяйству.

А вот в антихристово время эти рычаги воздействия на массы, в том числе и на нас с вами, они реальны и имеют страшную силу. Чуть-чуть только коммунальные блага убавь, и народ сделает тебе любую революцию, за любого антихриста проголосует и будет жить с ним. Вот так мы дёшево с вами продаемся, и наши христианские убеждения порой ничего не стоят.

Но речь в этом Евангелии не о том, что мы должны что-то непременно продавать или раздавать нищим. Даже если бы это было возможно, один факт благотворительности сам по себе не спасает человека. Он только умягчает его душу и делает её способной к христианской жизни. Если бы все спасались, кто занимается благотворительностью, с барского плеча, раз отстегнул некую сумму и — спасся, а дальше живёт — как хочет. Как жил по свински, нарушал все заповеди  и — откупился. Это был бы очень дешёвый, удобный способ, и все бизнесмены, более или менее богатые, были бы в раю. Там была бы уже очередь, не помещались бы там. А Евангелие о чём говорит? «Иди, продай имение и следуй за Мной». Вот к чему должно подвигнуть человека милосердие — жить со Христом, исполняя, конечно же, Его заповеди.

Это Евангелие о том, чтобы между человеком и Христом не было никаких препятствий, не было никаких перегородок — только Бог один, и больше никого. Потому что в другом месте Евангелия есть такие слова: «Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». Богу служить надо одному. Он, Бог, ревнивый. Невозможно разделить ещё какие-то свои приоритеты: любовь с Богом и ещё с кем-то. Между прочим, как невозможно это сделать и в нашей земной жизни, семейной. Только жену одну твою, Богом данную, любить нужно. Вторую будешь любить — это преступление против Бога и против совести, как в земной жизни нашей, человеческой, точно так же и в жизни духовной, по   отношению к Богу.

На пути к Богу у этого юноши было препятствием богатство. А у кого-то из нас, если не эта причина, то какая-то другая: например, пристрастия среди женщин к нарядам: новым, таким красивым, изящным, которые появляются или в «Меге», или в Апрашке, или ещё где-то есть излюбленные места. Как будто изменится твой внешний облик. В зеркало надо чаще смотреть. В любой одежде нужно сиять светом добродетели, а не цветом косметики или тех или иных вещей и тряпок. Может быть, у кого-то пристрастие к каким-то моментам, например, страсть чревоугодия, любовь к дорогим винам, к коньячку. Кто-то пиво вёдрами пьёт, кто-то курить не может бросить и Беломорканал не выпускает изо рта, у кого-то другие пристрастия, не говоря уже о  таких вопиющих, как игромания, алкоголизм, наркомания. Не дай Бог, романы блудные, телевизор, сериалы любовные. В жизни не встретила такой захватывающей, такой красивой любви, как у пушкинских Онегина и Татьяны, и вот сериалы смотрит. Помните «Санта Барбару?» Как она приковывала к телевизору, и люди вживались в эти образы. Часто можно было слышать такие комментарии: «Ах, как он, мерзавец, мог поступить так?» Подсказывали героям, как и что говорить.  

Как это смешно, дорогие братия и сестры. А сегодняшнее Евангелие говорит, что нельзя в духовной жизни со своим стремлением к Богу разделять Его любовь с греховными какими-то страстями. Это Евангелие очень назидательное, очень глубокое. И оно волновало умы древних христиан, поэтому даже апостолы, услышав о том, что этот юноша отошёл с печалью, спрашивали Господа, а кто же может спастись? И Господь сказал: «Невозможное для человека возможно для Бога». Между прочим, на западе, да и у нас сейчас благосостояние человека воспринимается как проявление благословения Божия. Это справедливо, по крайне мере, для протестантского мира, для всего запада. И вот в России у нас такие тенденции тоже внедряются в сознание людей.

Был такой удивительный святитель, его называют иногда апологетом христианства. Он жил во втором веке, звали его Климент Александрийский. Со второго века нашей эры осталась им написанная книга, в которой говорится, какие богачи могут спастись. В этой книге, написанной Климентом Александрийским, есть такое удивительное сравнение, аллегорическое понимание. Он был представителем Александрийской школы, которая славилась этим способом, видом понимания Священного Писания – духовным, аллегорическим. Он под видом этого богатства, которое мешает человеку наследовать жизнь вечную, понимал страсти и грехи человеческие. Подлинное «богатство» человека — то что ты насобирал. Твои грехи не дадут тебе наследовать жизнь вечную, потому что с этими грехами туда не пускают. Удобнее  верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому попасть в Царство Небесное, как каждому из нас с мешком грехов войти в Царство Небесное. Такое очень интересное понимание, не буквальное, дают нам святые отцы.

Суммируя всё это, дорогие братия и сестры, можно сказать, это Евангелие не случайно напоминается для нас уже в преддверии Рождества Христова, когда Бог приходит ради нас на землю, и просит задуматься, а зачем Он приходит. Что Бог значит для тебя? Нужен ли Он, или ты погряз в других идеалах, которые охватывают всего тебя, и нет Бога в твоей жизни. Дай Бог, чтобы, несмотря на силу греховных пристрастий, мы не теряли Бога из идеалов своей жизни и цели жизни земной и небесной. Аминь.

15 ноября 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня в воскресный день святая Церковь предлагает нам для нашего нравственного назидания отрывок из Евангелия от Луки, который называется «о богатом юноше».

Однажды подошёл ко Христу богатый и знатный юноша и, оказывая ему знаки почтения, внимания, спросил: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» То есть, как мне жить, чтобы наследовать вечное спасение? Прекрасный вопрос из уст молодого человека. Это уникальное событие, очень редко в нашей жизни и во времена земной жизни Спасителя. Было даже удивительным, чтобы такие вопросы люди себе задавали, тем более, когда его задаёт совсем ещё молодой человек. Даже во времена Христа это было удивительно, поэтому у другого евангелиста, Матфея, сказано, что Господь, взглянув на этого юношу, полюбил его за это стремление к нравственному совершенствованию и за то, что духовные вопросы интересовали живо его сердце.

А в наше время, дорогие братия и сестры, кто же может вынашивать такие вопросы? Если взять данные статистики, то они дают потрясающие цифры: до семидесяти процентов жителей Российской Федерации считают себя  православными людьми. Эта цифра впечатляющая. Но в размерах российских просторов она, конечно, призрачная. Это, знаете, гоголевские «мёртвые души», потому что соотнесение себя с Православной Церковью происходит либо по факту рождения в России, где твои предки были христианами, и на могилах их кресты православные стоят и безмолвно свидетельствуют об этой «неугасающей» вере. Либо чисто умозрительное такое представление и соотнесение себя, конечно же, с Православной верой и Церковью, потому что другим конфессиям и верам жизнь свою доверить страшно и очень рискованно. Поэтому некое здравомыслие человека, такой здоровый прагматизм заставляет его, конечно, соотнести себя с православной традицией.

Но беда состоит в том, что подлинно верующих людей очень мало было всегда, и в наше время эта цифра совсем небольшая. Это далеко не семьдесят процентов, а, может быть, три, может быть, чуть больше. Это те люди, которые в своей жизни своими словами, делами, поступками действительно подтверждают, что они веруют во Христа. Поэтому этот вопрос: «как мне жить, чтобы не зря прожить земную жизнь, наследовать жизнь вечную» может рождаться в умах очень немногих людей. Молодежь занята другими проблемами: достичь высот положения, найти своё место в обществе, сделать карьеру, достичь материальных благ, а всё остальное потом. И в погоне за этими материальными благами, за статусом своего положения в обществе люди жертвуют иногда потрясающими вещами, даже своим здоровьем, семейной жизнью и так далее.

Например, я только вчера освящал квартиру одной молодой женщины лет тридцати пяти. Спрашиваю её, почему не замужем? Она отвечает: «Надо заработать сначала, вот машину купила хорошую, квартиру купила во Всеволожском каскаде, трёхкомнатную. Ремонт сделаю, тогда и можно задуматься и о том, чтобы замуж выйти». А получится или нет при таком прагматизме — это большой вопрос с многоточиями. Вряд ли кто сможет так прагматично подойти, чтобы у него в жизни что-то доброе, вообще получилось.

Дорогие братия и сестры. Для нас, верующих людей, этот вопрос, который задал юноша, нужно постоянно проговаривать для себя, внутри своего сердца: как нам жить, так ли мы живём и по нашей жизни возможно ли наследование вечной жизни, вечного спасения. Что она наступит после нашей смерти, это факт, это закон бытия. Господь не спрашивал человека, когда его творил: «хочешь ли ты быть бессмертным, вечным или нет? А может, давай попробуем?» Господь творил человека, как высочайшее творение, как венец всего созданного Богом. Ничто, сотворённое Богом, не может сравниться с человеком. Святые отцы говорят, даже Ангелы — высочайшие творения, и то уступают человеку, потому что не обладают физической, материальной природой. А человек обладает природой и материальной, и духовной. Одна роднит его с видимым творением, а другая с миром горним, с Ангелами, святыми и с Самим Богом.

Господь сотворил человека бессмертным по душе, и таким же бессмертным он должен был быть и по телу, если бы сохранил верность Богу и жил в послушании Ему. И тогда живительная благодать Божия, которая содержит в себе источник жизни, исходящей от Бога, поддерживала бы человека в его стремлении к бессмертию. Но после греха Адама осталось одно бессмертие  по душе человеческой и вечная жизнь, которой наступает после смерти — хотим мы этого или не хотим, верующие или неверующие, буддисты, мусульмане, кришнаиты, атеисты, безбожники. Всякой «твари по паре», как в Библии говорится, суммируя космогонию библейскую. Никакого различия и никакого исключения. Святые отцы иногда говорят: «человек, не надейся умереть, ты призван к жизни вечной». Эти законы, в частности, бессмертие души человеческой и наступающая вечная жизнь, действуют так же автоматически, как физические законы, благодаря которым существует этот мир. Закон всемирного тяготения существует независимо от твоего желания, хочешь ты его признавать или не хочешь, веришь ты в его существование или нет; или попробуешь спрыгнуть с двадцать пятого этажа, может, вдруг отменится этот закон и на тебя не будет действовать. Если какой-то камень падает с неба или сосульки с крыш домов по причине плохой работы ЖКХ, то какой бы ты ни был добропорядочный человек и прекрасный семьянин, очень умный и талантливый, но этот предмет, попав на твою голову, будет совершать действия только в одном направлении, порой несовместимым с твоей жизнью.

Точно так же и духовные законы существуют независимо от нас, хотим мы этого или нет. Божественные законы заключаются, между прочим, в заповедях Божиих, в ветхозаветных заповедях, в заповедях евангельских и так далее. Они действуют непременно, и исключений не бывает.

Юноша, который обращает на себя наше внимание сегодня, подошёл с таким вопросом, как бы желая истину узнать: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иногда наша православная братия тоже ищет чего-то новенького, неизвестного, чего батюшка не говорит на проповеди, что-то умалчивает, чтобы найти какую-то новую технологию, какие-то неизвестные молитвы, очень сильные, как будто сочетание слов что-то значит, если сердце человека пустое и чуждое Богу; мантры, какие-то формулы, сочетания слов – всё это область отрицательной, бесовской мистики. Заговоры, колдовские приёмы всякие — вот там важно произнести эту ахинею, чаще всего кощунственного характера по отношению к Богу и всякой святыне. И тогда человек соединяется с дьяволом непременно и надеется от него получить ту или иную силу.

В православии важно сердце человеческое, а не ритуал, который до буквы закона должен быть исполнен. В  Священном Писании, в Ветхом Завете об этом говорит Господь: «Сыне, дай Мне твоё сердце», то есть, самую сокровенную, самую глубинную твою суть дай Мне, а не какие-то внешние поступки, формулы, обряды, которыми ты думаешь совершить нечто великое.

 В ответ на свой вопрос юноша услышал такой ответ Господа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение своё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной».

Потрясающие слова Господа. Как мы можем воспринимать их? Они относятся, наверное, только к евангельскому юноше. Он был очень богат.

Каких сейчас олигархов вспоминают? Прохорова, например, Чубайс уже ушёл в сферу забвения, замаскировался. Когда мы читаем эти слова Господа, думаем, что они относятся к этим олигархам: «пойди, продай, к примеру, алюминиевый завод и раздай нищим».

Дорогие братия и сестры. Здесь степень богатства не имеется вообще в виду. Между прочим, были в истории христианской Церкви такие выдающиеся святые, которые исполняли эти слова буквально. Например, может, вы помните роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором Алёша, однажды зайдя в церковь, услышал эти слова, которые сегодня мы вспоминаем: «Иди, продай имение твоё и раздай нищим» и, выйдя из храма, чистосердечно обращаясь к своей совести, он сказал: «Не могу я так исполнять эти слова, чтобы нищим дать две копейки и ходить в церковь только к обедне, а остальная жизнь проходит вне церкви и вне Бога». И он раздал всё имение, которое досталось ему от родителей.

Этот художественный сюжет Достоевский скопировал с конкретного поступка Антония Великого, который, будучи юношей, наследовавшим имение родителей, после их смерти всё раздал, ушёл в пустыню, стал жить монашеской жизнью и достиг очень больших высот в духовной жизни. Если бы, дорогие братия и сестры, кому-то из нас вот так конкретно Господь сказал бы: «Иди, Виктор, продай имение и получишь Царство Небесное сразу в обмен, например, на твою квартиру». Что вы думаете? В регистрационной палате была бы очередь больше, чем сейчас бывает на Всеволожском проспекте? Толпы бы побежали обменивать квартиры на Царство Небесное? Смешно такие параллели проводить, но ведь они показывают, что не надо нам Царства Небесного. А ведь его можно купить, в том числе, и такой ценой.

Как известно, апостол Фома ушёл в Индию и начал проповедовать там слово Божие.  А он в Индии-то как оказался? Он выдал себя за талантливого архитектора, который может построить царские палаты для индийского царя именем Гундафор. Прибыв в Индию, апостол предстал перед царём, который обрадовался, отправился тотчас показывать место, где ему хотелось иметь дворец и выдал Фоме большое количество золота на труды. Место новой постройки было далеко от города, где жил царь, и он уехал домой, чтобы снова прибыть, когда все уже будет готово. Между тем Фома начал раздавать царское золото нуждающимся. В то же время он ревностно проповедовал веру Христову, многих обращал к Богу и крестил.

  Прошло два года. Царь, узнав, что дворец и не начинали строить, приказал заключить Фому в тюрьму, чтобы предать его жестокой казни: с живого содрать кожу и сжечь. Но затем Господь только чудом открыл правду этому царю через смерть его брата, который побывал на небе и увидел прекрасные золотые палаты, а там табличка, надпись, что эти палаты принадлежат индийскому царю Гундафору, которые построил для него апостол Фома. И когда царь убедился, что милостыня совершает строительство на небе прекрасных чертогов, то он велел выпустить из тюрьмы Фому, просил у него прощения и с тех пор очень полюбил добродетель и был милостивым до конца своей жизни.

Дорогие братия и сестры. Эти слова Господа не воспринимаются в Евангелии как категоричное требование раздать всё и следовать за Ним, потому что это было абсолютно нереально как для современников Христа в лице этого богатого юноши, так и для нас с вами, христиан ХХI века. Это вещь также нереальная. Мы все с вами дети цивилизации: чуть свет отключи – всё, жизнь блокируется. А если света не хватает, водичку отключи и всё — делай с народом чего хочешь. Наш народ очень легко поддаётся на обещания, особенно в предвыборные сезоны: чуть-чуть чего-нибудь пообещай и проголосуют как нужно. Или ленинские декреты можно вспомнить. А помните, в 90-х годах были выборы на Псковщине? Жириновский водочку давал, и вся область шла за ним. Нового губернатора выбрали. Правда, трактора ещё обещал, но не дал до сих пор сельскому хозяйству.

А вот в антихристово время эти рычаги воздействия на массы, в том числе и на нас с вами, они реальны и имеют страшную силу. Чуть-чуть только коммунальные блага убавь, и народ сделает тебе любую революцию, за любого антихриста проголосует и будет жить с ним. Вот так мы дёшево с вами продаемся, и наши христианские убеждения порой ничего не стоят.

Но речь в этом Евангелии не о том, что мы должны что-то непременно продавать или раздавать нищим. Даже если бы это было возможно, один факт благотворительности сам по себе не спасает человека. Он только умягчает его душу и делает её способной к христианской жизни. Если бы все спасались, кто занимается благотворительностью, с барского плеча, раз отстегнул некую сумму и — спасся, а дальше живёт — как хочет. Как жил по свински, нарушал все заповеди  и — откупился. Это был бы очень дешёвый, удобный способ, и все бизнесмены, более или менее богатые, были бы в раю. Там была бы уже очередь, не помещались бы там. А Евангелие о чём говорит? «Иди, продай имение и следуй за Мной». Вот к чему должно подвигнуть человека милосердие — жить со Христом, исполняя, конечно же, Его заповеди.

Это Евангелие о том, чтобы между человеком и Христом не было никаких препятствий, не было никаких перегородок — только Бог один, и больше никого. Потому что в другом месте Евангелия есть такие слова: «Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». Богу служить надо одному. Он, Бог, ревнивый. Невозможно разделить ещё какие-то свои приоритеты: любовь с Богом и ещё с кем-то. Между прочим, как невозможно это сделать и в нашей земной жизни, семейной. Только жену одну твою, Богом данную, любить нужно. Вторую будешь любить — это преступление против Бога и против совести, как в земной жизни нашей, человеческой, точно так же и в жизни духовной, по   отношению к Богу.

На пути к Богу у этого юноши было препятствием богатство. А у кого-то из нас, если не эта причина, то какая-то другая: например, пристрастия среди женщин к нарядам: новым, таким красивым, изящным, которые появляются или в «Меге», или в Апрашке, или ещё где-то есть излюбленные места. Как будто изменится твой внешний облик. В зеркало надо чаще смотреть. В любой одежде нужно сиять светом добродетели, а не цветом косметики или тех или иных вещей и тряпок. Может быть, у кого-то пристрастие к каким-то моментам, например, страсть чревоугодия, любовь к дорогим винам, к коньячку. Кто-то пиво вёдрами пьёт, кто-то курить не может бросить и Беломорканал не выпускает изо рта, у кого-то другие пристрастия, не говоря уже о  таких вопиющих, как игромания, алкоголизм, наркомания. Не дай Бог, романы блудные, телевизор, сериалы любовные. В жизни не встретила такой захватывающей, такой красивой любви, как у пушкинских Онегина и Татьяны, и вот сериалы смотрит. Помните «Санта Барбару?» Как она приковывала к телевизору, и люди вживались в эти образы. Часто можно было слышать такие комментарии: «Ах, как он, мерзавец, мог поступить так?» Подсказывали героям, как и что говорить.  

Как это смешно, дорогие братия и сестры. А сегодняшнее Евангелие говорит, что нельзя в духовной жизни со своим стремлением к Богу разделять Его любовь с греховными какими-то страстями. Это Евангелие очень назидательное, очень глубокое. И оно волновало умы древних христиан, поэтому даже апостолы, услышав о том, что этот юноша отошёл с печалью, спрашивали Господа, а кто же может спастись? И Господь сказал: «Невозможное для человека возможно для Бога». Между прочим, на западе, да и у нас сейчас благосостояние человека воспринимается как проявление благословения Божия. Это справедливо, по крайне мере, для протестантского мира, для всего запада. И вот в России у нас такие тенденции тоже внедряются в сознание людей.

Был такой удивительный святитель, его называют иногда апологетом христианства. Он жил во втором веке, звали его Климент Александрийский. Со второго века нашей эры осталась им написанная книга, в которой говорится, какие богачи могут спастись. В этой книге, написанной Климентом Александрийским, есть такое удивительное сравнение, аллегорическое понимание. Он был представителем Александрийской школы, которая славилась этим способом, видом понимания Священного Писания – духовным, аллегорическим. Он под видом этого богатства, которое мешает человеку наследовать жизнь вечную, понимал страсти и грехи человеческие. Подлинное «богатство» человека — то что ты насобирал. Твои грехи не дадут тебе наследовать жизнь вечную, потому что с этими грехами туда не пускают. Удобнее  верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому попасть в Царство Небесное, как каждому из нас с мешком грехов войти в Царство Небесное. Такое очень интересное понимание, не буквальное, дают нам святые отцы.

Суммируя всё это, дорогие братия и сестры, можно сказать, это Евангелие не случайно напоминается для нас уже в преддверии Рождества Христова, когда Бог приходит ради нас на землю, и просит задуматься, а зачем Он приходит. Что Бог значит для тебя? Нужен ли Он, или ты погряз в других идеалах, которые охватывают всего тебя, и нет Бога в твоей жизни. Дай Бог, чтобы, несмотря на силу греховных пристрастий, мы не теряли Бога из идеалов своей жизни и цели жизни земной и небесной. Аминь.

Предыдущая проповедь

13 ноября 2013

Притча о богаче и Лазаре
Следующая проповедь

17 ноября 2013

Воскрешение дочери Иаира

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00