Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя Крестопоклонная

    Дорогие братия и сестры. Сегодня середина Великого поста, потому что Страстная седмица — это уже особое время, посвящённое воспоминанию страданий Господа. А вот Великого поста сегодня ровно середина. И в середине того или иного пути человек обычно устаёт от предпринятых трудов, нуждается в какой-то поддержке, в утешении. И понимая это, чадолюбивая наша Мать-Церковь выносит нам спасительное средство — Крест Животворящий, полагаемый на середине храма на аналое, который приковывает к себе сегодня наше пристальное внимание. И Крест Христов даёт всем нам величайшее утешение и поддержку. Если мы так изнемогли от Великого поста, то устыдимся своей плоти, любящей чревоугодие и все другие страсти, в ней гнездящиеся. Посмотрим на образ распятого Господа на Кресте и, устыдившись этого образа, понудим себя и дальнейшее поприще поста проходить в традиции Церкви Христовой.

         Если кто-то из нас считает, что его жизненный крест непосилен и чрезмерно тяжёл, пусть посмотрит снова на распятого Господа и поймёт, что больше Его, сильнее Его никто не страдал из живущих на земле или живших когда-либо. И даже если это сравнение неубедительно, может быть, есть такие человеческие судьбы, которые испытывают тяжелейшие страдания и лишения, то тогда будем помнить о том, что Христос, тяжко страдающий и умирающий на Кресте, страдал вместо нас и ради нашего спасения, не имея никаких причин для этого страдания, кроме необыкновенной любви к каждому из нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3;16). А мы с вами, терпящие те или иные скорби и страдания, сами являемся или в прямом смысле и на сто процентов, или каким-то косвенным образом виновниками тех страданий, бед и болезней, которые нам приходится в жизни испытывать. Если даже это сравнение неубедительно, и человек, обращаясь к своей совести, не видит вопиющих грехов, которые могут быть наказаны Божественным правосудием, то, может быть, Бог, посылающий скорби и страдания нам, избирает именно этот путь спасения, единственно возможный для того или иного человека, когда страдает либо он сам, либо близкие, родные его единокровные страдают. А он, сопереживая этим страданиям, помогая ухаживать за этими людьми и облегчая страдания их, сам получает вечное спасение и получит его непременно, потому что человек, который делает какое-либо доброе дело и служит ближнему, служит Самому Христу.

       Поэтому сегодня день великого утешения, день радости, день оптимизма, чтобы мы с вами никогда не унывали, не отчаивались и в Боге черпали силы для несения нашего жизненного креста.

      Таким образом, мы уже с вами плавно подошли к очень важной теме жизненного креста. Это собирательный образ, термин, который охватывает всю жизнь человека. А жизнь каждого человека многоскорбна. Нет ни одного человека, который бы от рождения до смерти катался как сыр в масле и в абсолютном благоденствии, и в счастье, и так далее. Такого не бывает!  Даже у царей, славных монархов и то были те или иные скорби и проблемы и в управлении государством, и внутренние скорби, и несогласия, и скорби от утраты близких и родных. Нет ни одного человека, который бы в этой жизни был лишён в этом смысле такого жизненного креста, который состоит из всех бед, скорбей, страданий, болезней, искушений, обид, причиняемых нам, и так далее. Все эти скорби, в многообразии в течение жизни нашей посылаемые нам или Богом и встающие на нашем пути, являют наш жизненный крест.

       Жизненный крест имеют все люди, хотят они этого или не хотят, признают они Бога или не признают, ходят они в церковь или не ходят. Но жизненный крест посылается каждому. А почему? А потому, что Бог любит каждого человека, и пока жив он, Господь лелеет надежду на то, что этот человек, может быть, хоть в последний миг обратится, покается глубоко и искренне, так, как покаялся, например, благоразумный разбойник. В последние мгновения свей земной жизни он удостоился стать первым Небожителем вследствие своего необыкновенного раскаяния и ради той поддержки, практически единственной, звучащей из человеческих уст в момент его распятия на кресте, которую и выразил ко Христу благоразумный разбойник.

       Дорогие братия и сестры. В несении этого внешнего жизненного креста, посылаемого нам Богом или какими-то иными обстоятельствами жизни и нами самими, заслуга человека состоит только в том, что он с благодарностью и покорностью Богу воспринимает свой крест. А когда нет этой благодарности, то какие бы скорби, страдания, болезни раковые, не раковые ни нёс человек, он может лишиться вообще награды. А почему? А потому, что может быть стоическое спокойствие, как, например, спокойствие спартанцев, когда их внутренности разгрызали какие-то дикие звери. Но они так были воспитаны, что ни стона, ни малейшего ропота не могли произнести, потому что это были спартанцы. И так многие люди относятся к своим жизненным обстоятельствам. Других эти жизненные обстоятельства озлобляют, погружают в бездну отчаяния, уныния, и человек теряет смысл жизни. Иногда ищет он утешения в каких-то вещах внешних, в какой-то внешней релаксации чувств: то алкоголь, то лёгкие наркотики, то травка, то какие-то развлечения во внешней жизни — светские увеселительные заведения, рестораны, казино, бары, курорты и так далее, чтобы человек гнал от себя все эти скорби и старался заглушить их искусственной радостью, которую он сам для себя устраивает. Поэтому не всегда бывает заслуга человека, не всегда сподобится он этой награды от Господа за то, что так тяжка и многоскорбна жизнь его. Всё зависит от отношения человека к этим скорбям, посылаемым нам Богом.

       Но, дорогие братия и сестры, даже в несении этого жизненного креста порой сам человек усугубляет его. Мы часто изнываем под тяжестью наших бед, скорбей, болезней, иногда ропот уныния, маловерия исторгается из наших уст. А если разобраться и поразмыслить над жизненной ситуацией человека, то мы увидим, что на восемьдесят процентов человек сам является причиной своих бед и скорбей, какую бы мы причину или жизненную ситуацию ни взяли. Например, одинокая жизнь. Это же трагедия, например, когда девушка не может замуж выйти ни в двадцать лет, ни в двадцать пять, ни в тридцать и так далее. Часы бьют, до сорока доходит дело – не выйти замуж, катастрофа. А кто виноват? Может быть, так переборчива была?

      Меня недавно поразила одна ситуация. Венчалась семейная пара, а потом эта женщина пошла работать в одну фирму, где учредителем был богатый и состоятельный человек. Через некоторое время она мужичка своего, водителя бетонного миксера, бросает, потому что у него зарплата всего двадцать-тридцать тысяч рублей, это совсем немного. Насмотрелась она каких-то примеров, как люди живут, и всё, говорит: «Нет, я с тобой жить не буду». Причин для развода никаких нет – ни пьянства, ни блуда, ни избиения — ничего не было, ничего такого, что можно было бы зачесть человеку в оправдание инициативы развода, просто насмотрелась фильмов про любовь и думала, что и в жизни так бывает.

       Порой, бывает, причина несостоявшихся судеб человеческих в том, что по гордыне, по надменности человек перебирает варианты: и красота не та, и фигура не та. Искал сорок шестой размер по талии, а эта пятидесятый – не наш случай, будем ждать другой вариант. Годы идут, и получается, что жизнь прожита немножко зря.   

       Возьмём другие примеры человеческих судеб. Очень многие прихожане стонут под тяжестью несения семейного креста, который усугубляют непослушные дети: дети строптивые, дети наглые, дети, которые грубят, хамят и начинают пить, достигнув зрелых лет. Кто виноват? Государство советское виновато? Кто виноват? Виноваты сами родители, и мать прежде всего виновата, что она так вырастила своих детей, что пропустила самое главное. Она не воспитывала их, она только растила, кормила, поила, одевала и так далее, а воспитания не было. А некогда было: то жизнь нужно было устраивать, то пожить в своё удовольствие, то, придя с работы, телевизор посмотреть, то книжечку почитать. И если дети с какими-то вопросами подходят, отвечала: «да иди ты, занимайся своими делами, не мешай». И вот, детки выросли, как дикая крапива под забором, и начинают родителям мстить за то невнимание, за то безразличие, которое было в их детстве. И никто, кроме родителей, не виноват в этом кресте, который они сейчас несут.

       Что касается нашей профессиональной деятельности. Да, есть крест, посылаемый Богом, в отношении деятельности человека, когда оно сопряжено со служением: служение священника, когда его посылает епископ в тот или иной приход; служение военного; может быть, врача, педагога, ещё некоторых профессий, деятельность которых связана со служением — куда тебя пошлют. В советские времена после институтов распределяли одного на север, другого в Казахстан и так далее. И человек ехал, и это было от Бога предопределено, чтобы там состоялась твоя жизнь, твоя карьера.

       Но очень часто ведь человек сам себе придумывает и строит проблемы. Например, работает на одном месте – не устраивает, потому что услышал, что в другом месте, на соседнем предприятии на рубль больше платят. Увольняется, не посоветовавшись ни с кем, не испросив благословения, а на новом месте его не взяли. Оттуда ушёл, а туда не взяли — и завис в воздухе.

       А если человек сам рвётся туда, куда не надо, например, в политику. Ну куда тебе, миленький, в какую тебе политику? Сиди ты ровненько, занимайся своим делом, на заводе работай, бизнесом занимайся, внуков воспитывай, за родителями ухаживай. Зачем тебе туда? Там стреляют и убивают, там страшные грехи и неправда, и будешь говорить и делать то, что скажут сверху, и поперёк не сможешь сказать ничего. А когда скажешь – на этом и закончится твоя политическая карьера.

       И человек не понимает, что всё надо делать как-то по Божией воле, усматривать её, понимать. А есть ли в том, что ты хочешь предпринять, воля Божия или нет? Случаются самонадеянные вещи: когда человек переезжает с одного места жительства на другое; когда даже выбирает, может быть, ту или иную профессию, не посоветовавшись, порой, ни с родителями, ни с семьёй, опять же, не испросив благословения священника, если этот человек верующий, и так далее. И вот человек сам наломает дров, а потом приходит в уныние – вот такая жизнь тяжёлая, вот как мне тяжело.

       Ещё пример семейных бед, скорбей – жена невыносимая, управляет всей семьей, всё до шага, все ей продумано. Ну миленький, кто женился-то на ней? Ну ты ж сам присмотрел. Или такой муж у тебя, который не умеет в руках держать ни молотка, ни отвёртки, в жизни он не видел этих предметов, ничего не умеет и не желает делать, а только работа и после работы диван, газеты и телевизор. Ну, дорогая, замуж ты выходила, ты же смотрела. А если муж пьет беспробудно?  А ты смотрела на родителей? А отец у него пил или нет? А ведь сто процентов пил, а ты думала: «Нет, это мы всё по-другому сделаем. Всё у нас получится». И в результате этого самонадеянного жизненного выбора человек сам страдает, мучает всех близких, детей и сам мучается. Кто виноват? Бог такой крест тяжёлый дал? Да нет!

       Поэтому, дорогие братия и сестры, будем внимательны, будем беречь те условия жизни, в которые Бог нас ставит. Не будем почивать на лаврах, не будем успокаиваться. Если в жизни что-то не получается в какой-либо ситуации, то, как говорится, под лежачий камень вода не течёт. Если нет у тебя работы сейчас – ищи сам, проси у Бога, проси заступничества святых: Николая Угодника, святителя Спиридона, но и сам ищи. К тебе клиенты не встанут в очередь на площадке. Надо их искать, просить, давать объявления, знакомым звонить, которые в этой области работают, и так далее. Господь управит, и непременно всё будет.

       И внешнее благосостояние напрямую зависит от благочестия человека, от его веры в Господа, от его принципиального отношения к христианским добродетелям и к традициям жизни христианской. У Давида, например, есть такие слова: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (36 псалом, стих 25). Праведника Сам Господь не оставляет; и не только его, но и детей его, которые, может быть, уже не причастны к благочестию родительскому: матери или отца. Но ради добродетели родителей Господь и их милует, и никогда они не будут стоять с протянутой рукой ради благочестивой жизни кого-то из предков.

       И вот сегодня речь о Кресте. Господь в Евангелии от Марка говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8;34). Господь к крестоношению призывает по желанию, по доброй воле. И это крестоношение начинается внутренне, единственно правильное крестоношение. Не просто, когда человек смиряется со внешними факторами жизни своей, а когда он сам воздвигает себя и поднимает на крест. И это крестоношение начинается с отвержения себя.

       Что это такое, отвержение себя? Это жизнь не ради себя, а ради других. Как мать живёт не ради себя, а ради детей; как человек, который побуждает себя к добрым делам, когда ухаживает за больным человеком, когда время своё посвящает, отдаёт другому; когда физически помогает другому человеку; когда он отдаёт себя – жизненные силы, умения, материальные средства ради другого человека, он отвергается себя, хотя мог бы на себя всё это употребить. Отвергается себя – ради другого живёт и что-то делает. Вот с этого начинается крестоношение. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Крестоношение начинается, когда человек исполняет традиции Церкви, когда он постится, когда он молится, когда он терпит оскорбления, обиды, когда он живёт по христиански. Вот тогда человек несёт свой жизненный крест и принимает его. Когда он понуждает себя к достижению каких-то добродетелей: к дополнительной молитве ради близких и родных; к дополнительному посту; к молитве ночной какой-то, может быть, к молитве соборной, по соглашению; посещению храма неукоснительному и так далее. Это тот крест, когда человек понуждает себя, когда никто не заставляет его, а только любовь к Богу, желание соединиться с Ним и, очистив душу свою, тем самым повлиять как-то на судьбы близких и родных, которые рядом с тобой. Потому что Бог слушает праведников, а грешников не слушает.

       И поэтому, дай Бог, братия и сестры, чтобы эти размышления нас успокоили, чтобы мы были благодарны Богу. И счастье человеческое, к которому мы так стремимся и не замечаем, что оно давно с нами, чтобы выражалось в благодарности Богу, в том состоянии, в котором человек пребывает сейчас; чтобы мы искусственно не ломали жизнь свою, не устремлялись к каким-то ненужным результатам, в ненужные дебри и поиски не бросались по пословице: от добра добра не ищут. Судьбоносные моменты в жизни всегда сверяли молитвой к Богу, благословением священника. И тогда милостью Божией этот жизненный крест, который корректируется от тех или иных судьбоносных поступков в нашей жизни, станет посильным, благоприятным, и мы с благодарностью будем нести его Бога ради и соединяясь с Ним, с любящим Отцом в конце этого крестоношения в нашей жизни. Аминь.

3 апреля 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

    Дорогие братия и сестры. Сегодня середина Великого поста, потому что Страстная седмица — это уже особое время, посвящённое воспоминанию страданий Господа. А вот Великого поста сегодня ровно середина. И в середине того или иного пути человек обычно устаёт от предпринятых трудов, нуждается в какой-то поддержке, в утешении. И понимая это, чадолюбивая наша Мать-Церковь выносит нам спасительное средство — Крест Животворящий, полагаемый на середине храма на аналое, который приковывает к себе сегодня наше пристальное внимание. И Крест Христов даёт всем нам величайшее утешение и поддержку. Если мы так изнемогли от Великого поста, то устыдимся своей плоти, любящей чревоугодие и все другие страсти, в ней гнездящиеся. Посмотрим на образ распятого Господа на Кресте и, устыдившись этого образа, понудим себя и дальнейшее поприще поста проходить в традиции Церкви Христовой.

         Если кто-то из нас считает, что его жизненный крест непосилен и чрезмерно тяжёл, пусть посмотрит снова на распятого Господа и поймёт, что больше Его, сильнее Его никто не страдал из живущих на земле или живших когда-либо. И даже если это сравнение неубедительно, может быть, есть такие человеческие судьбы, которые испытывают тяжелейшие страдания и лишения, то тогда будем помнить о том, что Христос, тяжко страдающий и умирающий на Кресте, страдал вместо нас и ради нашего спасения, не имея никаких причин для этого страдания, кроме необыкновенной любви к каждому из нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3;16). А мы с вами, терпящие те или иные скорби и страдания, сами являемся или в прямом смысле и на сто процентов, или каким-то косвенным образом виновниками тех страданий, бед и болезней, которые нам приходится в жизни испытывать. Если даже это сравнение неубедительно, и человек, обращаясь к своей совести, не видит вопиющих грехов, которые могут быть наказаны Божественным правосудием, то, может быть, Бог, посылающий скорби и страдания нам, избирает именно этот путь спасения, единственно возможный для того или иного человека, когда страдает либо он сам, либо близкие, родные его единокровные страдают. А он, сопереживая этим страданиям, помогая ухаживать за этими людьми и облегчая страдания их, сам получает вечное спасение и получит его непременно, потому что человек, который делает какое-либо доброе дело и служит ближнему, служит Самому Христу.

       Поэтому сегодня день великого утешения, день радости, день оптимизма, чтобы мы с вами никогда не унывали, не отчаивались и в Боге черпали силы для несения нашего жизненного креста.

      Таким образом, мы уже с вами плавно подошли к очень важной теме жизненного креста. Это собирательный образ, термин, который охватывает всю жизнь человека. А жизнь каждого человека многоскорбна. Нет ни одного человека, который бы от рождения до смерти катался как сыр в масле и в абсолютном благоденствии, и в счастье, и так далее. Такого не бывает!  Даже у царей, славных монархов и то были те или иные скорби и проблемы и в управлении государством, и внутренние скорби, и несогласия, и скорби от утраты близких и родных. Нет ни одного человека, который бы в этой жизни был лишён в этом смысле такого жизненного креста, который состоит из всех бед, скорбей, страданий, болезней, искушений, обид, причиняемых нам, и так далее. Все эти скорби, в многообразии в течение жизни нашей посылаемые нам или Богом и встающие на нашем пути, являют наш жизненный крест.

       Жизненный крест имеют все люди, хотят они этого или не хотят, признают они Бога или не признают, ходят они в церковь или не ходят. Но жизненный крест посылается каждому. А почему? А потому, что Бог любит каждого человека, и пока жив он, Господь лелеет надежду на то, что этот человек, может быть, хоть в последний миг обратится, покается глубоко и искренне, так, как покаялся, например, благоразумный разбойник. В последние мгновения свей земной жизни он удостоился стать первым Небожителем вследствие своего необыкновенного раскаяния и ради той поддержки, практически единственной, звучащей из человеческих уст в момент его распятия на кресте, которую и выразил ко Христу благоразумный разбойник.

       Дорогие братия и сестры. В несении этого внешнего жизненного креста, посылаемого нам Богом или какими-то иными обстоятельствами жизни и нами самими, заслуга человека состоит только в том, что он с благодарностью и покорностью Богу воспринимает свой крест. А когда нет этой благодарности, то какие бы скорби, страдания, болезни раковые, не раковые ни нёс человек, он может лишиться вообще награды. А почему? А потому, что может быть стоическое спокойствие, как, например, спокойствие спартанцев, когда их внутренности разгрызали какие-то дикие звери. Но они так были воспитаны, что ни стона, ни малейшего ропота не могли произнести, потому что это были спартанцы. И так многие люди относятся к своим жизненным обстоятельствам. Других эти жизненные обстоятельства озлобляют, погружают в бездну отчаяния, уныния, и человек теряет смысл жизни. Иногда ищет он утешения в каких-то вещах внешних, в какой-то внешней релаксации чувств: то алкоголь, то лёгкие наркотики, то травка, то какие-то развлечения во внешней жизни — светские увеселительные заведения, рестораны, казино, бары, курорты и так далее, чтобы человек гнал от себя все эти скорби и старался заглушить их искусственной радостью, которую он сам для себя устраивает. Поэтому не всегда бывает заслуга человека, не всегда сподобится он этой награды от Господа за то, что так тяжка и многоскорбна жизнь его. Всё зависит от отношения человека к этим скорбям, посылаемым нам Богом.

       Но, дорогие братия и сестры, даже в несении этого жизненного креста порой сам человек усугубляет его. Мы часто изнываем под тяжестью наших бед, скорбей, болезней, иногда ропот уныния, маловерия исторгается из наших уст. А если разобраться и поразмыслить над жизненной ситуацией человека, то мы увидим, что на восемьдесят процентов человек сам является причиной своих бед и скорбей, какую бы мы причину или жизненную ситуацию ни взяли. Например, одинокая жизнь. Это же трагедия, например, когда девушка не может замуж выйти ни в двадцать лет, ни в двадцать пять, ни в тридцать и так далее. Часы бьют, до сорока доходит дело – не выйти замуж, катастрофа. А кто виноват? Может быть, так переборчива была?

      Меня недавно поразила одна ситуация. Венчалась семейная пара, а потом эта женщина пошла работать в одну фирму, где учредителем был богатый и состоятельный человек. Через некоторое время она мужичка своего, водителя бетонного миксера, бросает, потому что у него зарплата всего двадцать-тридцать тысяч рублей, это совсем немного. Насмотрелась она каких-то примеров, как люди живут, и всё, говорит: «Нет, я с тобой жить не буду». Причин для развода никаких нет – ни пьянства, ни блуда, ни избиения — ничего не было, ничего такого, что можно было бы зачесть человеку в оправдание инициативы развода, просто насмотрелась фильмов про любовь и думала, что и в жизни так бывает.

       Порой, бывает, причина несостоявшихся судеб человеческих в том, что по гордыне, по надменности человек перебирает варианты: и красота не та, и фигура не та. Искал сорок шестой размер по талии, а эта пятидесятый – не наш случай, будем ждать другой вариант. Годы идут, и получается, что жизнь прожита немножко зря.   

       Возьмём другие примеры человеческих судеб. Очень многие прихожане стонут под тяжестью несения семейного креста, который усугубляют непослушные дети: дети строптивые, дети наглые, дети, которые грубят, хамят и начинают пить, достигнув зрелых лет. Кто виноват? Государство советское виновато? Кто виноват? Виноваты сами родители, и мать прежде всего виновата, что она так вырастила своих детей, что пропустила самое главное. Она не воспитывала их, она только растила, кормила, поила, одевала и так далее, а воспитания не было. А некогда было: то жизнь нужно было устраивать, то пожить в своё удовольствие, то, придя с работы, телевизор посмотреть, то книжечку почитать. И если дети с какими-то вопросами подходят, отвечала: «да иди ты, занимайся своими делами, не мешай». И вот, детки выросли, как дикая крапива под забором, и начинают родителям мстить за то невнимание, за то безразличие, которое было в их детстве. И никто, кроме родителей, не виноват в этом кресте, который они сейчас несут.

       Что касается нашей профессиональной деятельности. Да, есть крест, посылаемый Богом, в отношении деятельности человека, когда оно сопряжено со служением: служение священника, когда его посылает епископ в тот или иной приход; служение военного; может быть, врача, педагога, ещё некоторых профессий, деятельность которых связана со служением — куда тебя пошлют. В советские времена после институтов распределяли одного на север, другого в Казахстан и так далее. И человек ехал, и это было от Бога предопределено, чтобы там состоялась твоя жизнь, твоя карьера.

       Но очень часто ведь человек сам себе придумывает и строит проблемы. Например, работает на одном месте – не устраивает, потому что услышал, что в другом месте, на соседнем предприятии на рубль больше платят. Увольняется, не посоветовавшись ни с кем, не испросив благословения, а на новом месте его не взяли. Оттуда ушёл, а туда не взяли — и завис в воздухе.

       А если человек сам рвётся туда, куда не надо, например, в политику. Ну куда тебе, миленький, в какую тебе политику? Сиди ты ровненько, занимайся своим делом, на заводе работай, бизнесом занимайся, внуков воспитывай, за родителями ухаживай. Зачем тебе туда? Там стреляют и убивают, там страшные грехи и неправда, и будешь говорить и делать то, что скажут сверху, и поперёк не сможешь сказать ничего. А когда скажешь – на этом и закончится твоя политическая карьера.

       И человек не понимает, что всё надо делать как-то по Божией воле, усматривать её, понимать. А есть ли в том, что ты хочешь предпринять, воля Божия или нет? Случаются самонадеянные вещи: когда человек переезжает с одного места жительства на другое; когда даже выбирает, может быть, ту или иную профессию, не посоветовавшись, порой, ни с родителями, ни с семьёй, опять же, не испросив благословения священника, если этот человек верующий, и так далее. И вот человек сам наломает дров, а потом приходит в уныние – вот такая жизнь тяжёлая, вот как мне тяжело.

       Ещё пример семейных бед, скорбей – жена невыносимая, управляет всей семьей, всё до шага, все ей продумано. Ну миленький, кто женился-то на ней? Ну ты ж сам присмотрел. Или такой муж у тебя, который не умеет в руках держать ни молотка, ни отвёртки, в жизни он не видел этих предметов, ничего не умеет и не желает делать, а только работа и после работы диван, газеты и телевизор. Ну, дорогая, замуж ты выходила, ты же смотрела. А если муж пьет беспробудно?  А ты смотрела на родителей? А отец у него пил или нет? А ведь сто процентов пил, а ты думала: «Нет, это мы всё по-другому сделаем. Всё у нас получится». И в результате этого самонадеянного жизненного выбора человек сам страдает, мучает всех близких, детей и сам мучается. Кто виноват? Бог такой крест тяжёлый дал? Да нет!

       Поэтому, дорогие братия и сестры, будем внимательны, будем беречь те условия жизни, в которые Бог нас ставит. Не будем почивать на лаврах, не будем успокаиваться. Если в жизни что-то не получается в какой-либо ситуации, то, как говорится, под лежачий камень вода не течёт. Если нет у тебя работы сейчас – ищи сам, проси у Бога, проси заступничества святых: Николая Угодника, святителя Спиридона, но и сам ищи. К тебе клиенты не встанут в очередь на площадке. Надо их искать, просить, давать объявления, знакомым звонить, которые в этой области работают, и так далее. Господь управит, и непременно всё будет.

       И внешнее благосостояние напрямую зависит от благочестия человека, от его веры в Господа, от его принципиального отношения к христианским добродетелям и к традициям жизни христианской. У Давида, например, есть такие слова: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (36 псалом, стих 25). Праведника Сам Господь не оставляет; и не только его, но и детей его, которые, может быть, уже не причастны к благочестию родительскому: матери или отца. Но ради добродетели родителей Господь и их милует, и никогда они не будут стоять с протянутой рукой ради благочестивой жизни кого-то из предков.

       И вот сегодня речь о Кресте. Господь в Евангелии от Марка говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8;34). Господь к крестоношению призывает по желанию, по доброй воле. И это крестоношение начинается внутренне, единственно правильное крестоношение. Не просто, когда человек смиряется со внешними факторами жизни своей, а когда он сам воздвигает себя и поднимает на крест. И это крестоношение начинается с отвержения себя.

       Что это такое, отвержение себя? Это жизнь не ради себя, а ради других. Как мать живёт не ради себя, а ради детей; как человек, который побуждает себя к добрым делам, когда ухаживает за больным человеком, когда время своё посвящает, отдаёт другому; когда физически помогает другому человеку; когда он отдаёт себя – жизненные силы, умения, материальные средства ради другого человека, он отвергается себя, хотя мог бы на себя всё это употребить. Отвергается себя – ради другого живёт и что-то делает. Вот с этого начинается крестоношение. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Крестоношение начинается, когда человек исполняет традиции Церкви, когда он постится, когда он молится, когда он терпит оскорбления, обиды, когда он живёт по христиански. Вот тогда человек несёт свой жизненный крест и принимает его. Когда он понуждает себя к достижению каких-то добродетелей: к дополнительной молитве ради близких и родных; к дополнительному посту; к молитве ночной какой-то, может быть, к молитве соборной, по соглашению; посещению храма неукоснительному и так далее. Это тот крест, когда человек понуждает себя, когда никто не заставляет его, а только любовь к Богу, желание соединиться с Ним и, очистив душу свою, тем самым повлиять как-то на судьбы близких и родных, которые рядом с тобой. Потому что Бог слушает праведников, а грешников не слушает.

       И поэтому, дай Бог, братия и сестры, чтобы эти размышления нас успокоили, чтобы мы были благодарны Богу. И счастье человеческое, к которому мы так стремимся и не замечаем, что оно давно с нами, чтобы выражалось в благодарности Богу, в том состоянии, в котором человек пребывает сейчас; чтобы мы искусственно не ломали жизнь свою, не устремлялись к каким-то ненужным результатам, в ненужные дебри и поиски не бросались по пословице: от добра добра не ищут. Судьбоносные моменты в жизни всегда сверяли молитвой к Богу, благословением священника. И тогда милостью Божией этот жизненный крест, который корректируется от тех или иных судьбоносных поступков в нашей жизни, станет посильным, благоприятным, и мы с благодарностью будем нести его Бога ради и соединяясь с Ним, с любящим Отцом в конце этого крестоношения в нашей жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

17 марта 2016

Григория Паламы
Следующая проповедь

7 апреля 2016

Благовещение Пресвятой Богородицы

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00