Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя Крестопоклонная

Сегодняшний евангельский отрывок оканчивается важными словами, которые произнёс Господь: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38), когда будет Его Второе славное пришествие на эту землю для окончательного суда над родом человеческим. Страшно быть тогда отвергнутыми от Господа, потому что это отвержение от Него будет уже окончательным и бесповоротным.

Господь ставит одно условие, чтобы этого не случилось: чтобы мы с вами никогда не стыдились своей веры, Бога не стыдились и не боялись эту веру исповедовать. Если мы посмотрим, как ведут себя представители других конфессий, то увидим, что веры своей стыдятся только православные. Буддисты не стыдятся, иеговисты тоже не стыдятся, ломятся во все двери — и открытые, и закрытые, и останавливают прохожих, одиноких и не только одиноких.

Почему же мы с вами своей веры стыдимся? С одной стороны, это постсоветский синдром, когда верующих было меньшинство, когда веру свою проявить было опасно. Это считалось признаком отсталости, слабоумия и могло повлечь за собой какие-то санкции — потерю работы, вызов на то или иное собрание в каком-то рабочем коллективе и так далее. Но ведь большинство тех, кто сегодня наполняет храмы Божии, обрели свою веру уже в постперестроечное время, может быть, немного более десяти или двадцати лет — это время после провозглашения свободы совести, свободы религиозного вероисповедания в нашей стране.

Мы боимся исповедать свою веру, когда стыдимся перекреститься, проходя или проезжая мимо храма в общественном транспорте, стесняемся креститься перед принятием пищи в общественном месте. Многие из нас не стыдятся носить нательный крест, не стыдятся ходить в храм, не боятся, что тебя увидит здесь твой руководитель или кто-то из знакомых. Эти моменты мы с вами как-то уже пережили. Но сложно бывает перекреститься в общественном месте, помолиться перед трапезой или использовать любой момент для того, чтобы рассказать о своей вере, интуитивно чувствуя, будет интерес к этому восприятию или нет. Мы молчим как безгласные рыбы, порой, и ведём себя, как люди неверующие, и беседуем на общие глупые, избитые темы: о погоде, о еде, о политике.

Дорогие братия и сестры. Один из святых отцов задаётся вопросом: человек, кого ты стыдишься – кто тебя ниже, кто тебя хуже, за кого тебе стыдно признаться перед людьми, что ты к нему принадлежишь, имеешь отношение? Нет, ты стыдишься Того, Который выше тебя, Который выше всех людей, Который является Творцом всего видимого и невидимого; ты стыдишься Того, кто является идеалом чистоты, нравственности, идеалом духовной красоты. И такого Бога ты стыдишься перед теми людьми, которые гораздо хуже этого идеала и которые вообще, может быть, не стремятся к нему приблизиться.

Поэтому дай Бог, дорогие братия и сестры, в меру укрепления или в меру раскрытия веры в каждом из нас преодолевать этот ложный стыд, чтобы мы с вами были Христовыми учениками. А если не хватает у вас мужества, помолитесь Богу по примеру апостолов, которые просили Его: «умножь в нас веру» (Лк. 17:5).

Сегодня Церковь износит на середину храма Животворящий Крест Господень, чтобы вдохнуть в каждого из нас силы, потому что изнесение Креста говорит, что половина поста до Страстной седмицы уже прошла. И чтобы мы с вами не ослабевали подвигом поста, молитвы, воздержания — выносится Крест, чтобы, взирая на него, молясь ему, обращаясь к нему, мы черпали силы для продолжения постного подвига, который необходим для нашей духовной жизни.

Какую же силу, какое же вдохновение мы можем почерпнуть, глядя на Животворящий Крест Господень? Мы вспоминаем, что Крест Животворящий имеет реальную великую силу. Если кто из вас был когда-либо в каком монастыре на чине Воздвижения Креста, вы могли быть свидетелями удивительного и страшного явления, когда люди, одержимые злыми духами начинали невообразимыми страшными голосами кричать, орать, пугать всех присутствующих. Бесы не терпят Животворящего Креста Господня и бегут от его силы. И когда видишь и слышишь это неистовство бесов, то понимаешь, что значит Крест Господень в нашей духовной жизни. Потому что, взирая на него, прибегая к его спасительной силе, мы получаем Божественную силу, силу Честнаго и Животворящего Креста, способную противостоять всем козням дьявольским, восстающим на нас и мешающих нашему с вами спасению.

Можно привести один удивительный пример, который связан со страшным грехом — грехом самоубийства. Многие священники из своего пастырского опыта свидетельствуют, что человек не может окончить жизнь самоубийством прежде, чем снимет с себя нательный крест. Мне неоднократно об этом рассказывали несчастные родственники тех людей, которые оканчивали жизнь самоубийством либо через повешение, либо сбрасывались с какого-то высокого этажа, либо стреляли в себя. В любом случае крест, снятый самоубийцей с себя, лежит рядом. Этот простейший пример показывает, какую силу крест имеет, чтобы сохранить человеческую жизнь.

Из военных событий и действий есть много примеров, когда пуля вражеская попадала в крест, которым благословила своего сына мать или мужа жена. В этом случае крест может быть совершенно простой — маленький, не бронированный, из простого метала – алюминиевый, либо деревянный, но способен был сохранить жизнь воина от смертельной пули, летящей в сердце.

Поэтому, дорогие братия и сестры, приводя себе на память эту великую силу Честнаго и Животворящего Креста, будем прибегать к ней в состоянии уныния, в состоянии уходящих физических сил в результате поста и во многих других обстоятельствах, когда сила физическая и духовная нас покидает. Этот Крест, изнесённый на середину храма, напоминает каждому из нас о своём кресте жизненном, который мы с вами несём, который Богом вручается каждому из нас. Нет человека, который не нёс бы своего жизненного креста.

Святитель Феофан Затворник говорит, что с того момента, как затворились двери рая, крест сросся с жизнью каждого человека нераздельно и неотъемлемо. Другие святые отцы говорят, что в рай можно попасть, только неся свой крест, а преподобный Силуан Афонский говорил, что в раю нераспятых нет. Слова Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следует за Мною» (Мк. 8:34), — древние христиане понимали буквально, что тот, кто следует за Христом, может быть распятым точно так же, как распят был их Учитель, что и было до эпохи Константина Великого, до начала IV века, до знаменитого Миланского эдикта. Реальная крестная смерть, распятие на крестах как преступников, под которыми подразумевали христиан — вот что в то время ожидало последователей Христа.

Дорогие братия и сестры. Когда размышляешь об этих жизненных крестах, видишь, сколько горя в этом мире, видишь вокруг себя, сколько тяжелейших крестов несут люди. И, порой, обращаясь к своей жизни, недоумеваешь, за что Господь тебя милует и за что избавляет от многих чрезмерных крестов, которые ты, наверное, понести не можешь, но несут другие. Каждый священник знает по опыту духовного окормления людей, сколько горя вокруг нас: тяжёлые, неисцельные болезни, которые без разбора посещают и молодых, и старых, и младенцев, жизнь которых только начинается.

По-разному люди переносят эти скорби. Но, порой, и сами священники учатся у этих людей примеру безропотного несения жизненного креста: когда родители терпят болезни, от которых нет исцеления, своего единственного ребёнка; когда ребёнок не может самостоятельно ни есть, ни глотать; когда он не реагирует никак, не проявляет себя в этом мире, не узнаёт ни отца, ни мать, просто продолжается биологическая, почти растительная жизнь. Родители находят в себе силы, они видят в этом ребёнке своего Ангела-хранителя, они видят его чистые глаза, не знающие греха, и, взирая на Крест Христов, несут этот тяжёлый крест своей жизни.

Многие из тех, кто приходят в этот храм, кто может по состоянию здоровья, годами несут страшные недуги, несовместимые с жизнью. Сегодня и для них Церковь через Крест дарует утешение, потому что Господа распяли иудейские книжники и фарисеи, когда Ему было всего-навсего тридцать три с половиной года. А многие из нас живут уже дольше, и, превозмогая свои болезни, свои недуги черпают в Божественной благодати силы для несения креста.

Сколько горя приходит в нашу жизнь от предательства друзей, измены супругов друг другу. И они сегодня получают утешение, взирая на тот же Крест Христов, потому что Христа все предали, все оставили и все разбежались. В эти минуты предательства, измены, может быть, одна мать никогда не отворачивается от своего чада. И такой человек, который только у своей матери находит слова утешения и поддержки — и он получает сегодня утешение, потому что, взирая на Крест Христов на Голгофе, он видит там Матерь Божию скорбящую, безмолвно стоящую у креста и одного-единственного друга Христова, возлюбленного Иоанна Богослова, который не побоялся стоять у Креста.

Мы видим Христа распятого, израненного, с прободенным ребром, из которого источается кровь и вода, мы видим лицо Его, оплёванное римскими воинами, мы видим Его в терновом венце. И, взирая на Крест Животворящий, мы понимаем, что любое горе, которое входит в жизнь человека, менее страшно, менее ужасно, чем та скорбь, которую претерпел за нас Господь наш Иисус Христос. Если кто-то считает, что он страдает больше, чем Сам распятый за нас Господь, то пусть приведёт себе на память, что в той или иной степени мы всегда страдаем за свои грехи или за грехи людей, современных нам или когда-либо живших. Но Господь страдал за наши с вами грехи. Он ни одного Своего греха не сотворил, живя в этом мире.

И поэтому, дорогие братия и сестры, евангелист Марк призывает нас взять крест свой сегодня с покорностью воле Божией. С одной стороны, ты все равно с него никуда сойдёшь, и Бог будет посылать тебе те или иные скорби и болезни, чтобы ты не забывал, что находишься в стране изгнания, а родина твоя там, на небесах, в райских обителях. Но ты должен принять с покорностью воле Божией этот крест, который составляют твои неприятности, твои скорби, болезни, твои искушения, переживания, неустроенность твоей жизни и так далее. Прими это, понимая, что эти обстоятельства жизни как раз спасительны только для тебя. И не завидуй другим, не смотри по сторонам, не думай, что жизнь кого-то намного легче, чем твоя. Ты не видишь человеческую жизнь во всём многообразии, ты видишь человека в какие-то минуты его земного счастья, но не знаешь, что было до этого и что будет потом. И поэтому, пусть сегодня каждый из нас с покорностью воле Божией и со словами: «да будет воля Твоя», — возьмёт крест свой и последует за Христом, соглашаясь с волей Божией и исполняя заповеди, которые даны Христом. И в этом состоит следование за Господом. Аминь.

31 марта 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодняшний евангельский отрывок оканчивается важными словами, которые произнёс Господь: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38), когда будет Его Второе славное пришествие на эту землю для окончательного суда над родом человеческим. Страшно быть тогда отвергнутыми от Господа, потому что это отвержение от Него будет уже окончательным и бесповоротным.

Господь ставит одно условие, чтобы этого не случилось: чтобы мы с вами никогда не стыдились своей веры, Бога не стыдились и не боялись эту веру исповедовать. Если мы посмотрим, как ведут себя представители других конфессий, то увидим, что веры своей стыдятся только православные. Буддисты не стыдятся, иеговисты тоже не стыдятся, ломятся во все двери — и открытые, и закрытые, и останавливают прохожих, одиноких и не только одиноких.

Почему же мы с вами своей веры стыдимся? С одной стороны, это постсоветский синдром, когда верующих было меньшинство, когда веру свою проявить было опасно. Это считалось признаком отсталости, слабоумия и могло повлечь за собой какие-то санкции — потерю работы, вызов на то или иное собрание в каком-то рабочем коллективе и так далее. Но ведь большинство тех, кто сегодня наполняет храмы Божии, обрели свою веру уже в постперестроечное время, может быть, немного более десяти или двадцати лет — это время после провозглашения свободы совести, свободы религиозного вероисповедания в нашей стране.

Мы боимся исповедать свою веру, когда стыдимся перекреститься, проходя или проезжая мимо храма в общественном транспорте, стесняемся креститься перед принятием пищи в общественном месте. Многие из нас не стыдятся носить нательный крест, не стыдятся ходить в храм, не боятся, что тебя увидит здесь твой руководитель или кто-то из знакомых. Эти моменты мы с вами как-то уже пережили. Но сложно бывает перекреститься в общественном месте, помолиться перед трапезой или использовать любой момент для того, чтобы рассказать о своей вере, интуитивно чувствуя, будет интерес к этому восприятию или нет. Мы молчим как безгласные рыбы, порой, и ведём себя, как люди неверующие, и беседуем на общие глупые, избитые темы: о погоде, о еде, о политике.

Дорогие братия и сестры. Один из святых отцов задаётся вопросом: человек, кого ты стыдишься – кто тебя ниже, кто тебя хуже, за кого тебе стыдно признаться перед людьми, что ты к нему принадлежишь, имеешь отношение? Нет, ты стыдишься Того, Который выше тебя, Который выше всех людей, Который является Творцом всего видимого и невидимого; ты стыдишься Того, кто является идеалом чистоты, нравственности, идеалом духовной красоты. И такого Бога ты стыдишься перед теми людьми, которые гораздо хуже этого идеала и которые вообще, может быть, не стремятся к нему приблизиться.

Поэтому дай Бог, дорогие братия и сестры, в меру укрепления или в меру раскрытия веры в каждом из нас преодолевать этот ложный стыд, чтобы мы с вами были Христовыми учениками. А если не хватает у вас мужества, помолитесь Богу по примеру апостолов, которые просили Его: «умножь в нас веру» (Лк. 17:5).

Сегодня Церковь износит на середину храма Животворящий Крест Господень, чтобы вдохнуть в каждого из нас силы, потому что изнесение Креста говорит, что половина поста до Страстной седмицы уже прошла. И чтобы мы с вами не ослабевали подвигом поста, молитвы, воздержания — выносится Крест, чтобы, взирая на него, молясь ему, обращаясь к нему, мы черпали силы для продолжения постного подвига, который необходим для нашей духовной жизни.

Какую же силу, какое же вдохновение мы можем почерпнуть, глядя на Животворящий Крест Господень? Мы вспоминаем, что Крест Животворящий имеет реальную великую силу. Если кто из вас был когда-либо в каком монастыре на чине Воздвижения Креста, вы могли быть свидетелями удивительного и страшного явления, когда люди, одержимые злыми духами начинали невообразимыми страшными голосами кричать, орать, пугать всех присутствующих. Бесы не терпят Животворящего Креста Господня и бегут от его силы. И когда видишь и слышишь это неистовство бесов, то понимаешь, что значит Крест Господень в нашей духовной жизни. Потому что, взирая на него, прибегая к его спасительной силе, мы получаем Божественную силу, силу Честнаго и Животворящего Креста, способную противостоять всем козням дьявольским, восстающим на нас и мешающих нашему с вами спасению.

Можно привести один удивительный пример, который связан со страшным грехом — грехом самоубийства. Многие священники из своего пастырского опыта свидетельствуют, что человек не может окончить жизнь самоубийством прежде, чем снимет с себя нательный крест. Мне неоднократно об этом рассказывали несчастные родственники тех людей, которые оканчивали жизнь самоубийством либо через повешение, либо сбрасывались с какого-то высокого этажа, либо стреляли в себя. В любом случае крест, снятый самоубийцей с себя, лежит рядом. Этот простейший пример показывает, какую силу крест имеет, чтобы сохранить человеческую жизнь.

Из военных событий и действий есть много примеров, когда пуля вражеская попадала в крест, которым благословила своего сына мать или мужа жена. В этом случае крест может быть совершенно простой — маленький, не бронированный, из простого метала – алюминиевый, либо деревянный, но способен был сохранить жизнь воина от смертельной пули, летящей в сердце.

Поэтому, дорогие братия и сестры, приводя себе на память эту великую силу Честнаго и Животворящего Креста, будем прибегать к ней в состоянии уныния, в состоянии уходящих физических сил в результате поста и во многих других обстоятельствах, когда сила физическая и духовная нас покидает. Этот Крест, изнесённый на середину храма, напоминает каждому из нас о своём кресте жизненном, который мы с вами несём, который Богом вручается каждому из нас. Нет человека, который не нёс бы своего жизненного креста.

Святитель Феофан Затворник говорит, что с того момента, как затворились двери рая, крест сросся с жизнью каждого человека нераздельно и неотъемлемо. Другие святые отцы говорят, что в рай можно попасть, только неся свой крест, а преподобный Силуан Афонский говорил, что в раю нераспятых нет. Слова Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следует за Мною» (Мк. 8:34), — древние христиане понимали буквально, что тот, кто следует за Христом, может быть распятым точно так же, как распят был их Учитель, что и было до эпохи Константина Великого, до начала IV века, до знаменитого Миланского эдикта. Реальная крестная смерть, распятие на крестах как преступников, под которыми подразумевали христиан — вот что в то время ожидало последователей Христа.

Дорогие братия и сестры. Когда размышляешь об этих жизненных крестах, видишь, сколько горя в этом мире, видишь вокруг себя, сколько тяжелейших крестов несут люди. И, порой, обращаясь к своей жизни, недоумеваешь, за что Господь тебя милует и за что избавляет от многих чрезмерных крестов, которые ты, наверное, понести не можешь, но несут другие. Каждый священник знает по опыту духовного окормления людей, сколько горя вокруг нас: тяжёлые, неисцельные болезни, которые без разбора посещают и молодых, и старых, и младенцев, жизнь которых только начинается.

По-разному люди переносят эти скорби. Но, порой, и сами священники учатся у этих людей примеру безропотного несения жизненного креста: когда родители терпят болезни, от которых нет исцеления, своего единственного ребёнка; когда ребёнок не может самостоятельно ни есть, ни глотать; когда он не реагирует никак, не проявляет себя в этом мире, не узнаёт ни отца, ни мать, просто продолжается биологическая, почти растительная жизнь. Родители находят в себе силы, они видят в этом ребёнке своего Ангела-хранителя, они видят его чистые глаза, не знающие греха, и, взирая на Крест Христов, несут этот тяжёлый крест своей жизни.

Многие из тех, кто приходят в этот храм, кто может по состоянию здоровья, годами несут страшные недуги, несовместимые с жизнью. Сегодня и для них Церковь через Крест дарует утешение, потому что Господа распяли иудейские книжники и фарисеи, когда Ему было всего-навсего тридцать три с половиной года. А многие из нас живут уже дольше, и, превозмогая свои болезни, свои недуги черпают в Божественной благодати силы для несения креста.

Сколько горя приходит в нашу жизнь от предательства друзей, измены супругов друг другу. И они сегодня получают утешение, взирая на тот же Крест Христов, потому что Христа все предали, все оставили и все разбежались. В эти минуты предательства, измены, может быть, одна мать никогда не отворачивается от своего чада. И такой человек, который только у своей матери находит слова утешения и поддержки — и он получает сегодня утешение, потому что, взирая на Крест Христов на Голгофе, он видит там Матерь Божию скорбящую, безмолвно стоящую у креста и одного-единственного друга Христова, возлюбленного Иоанна Богослова, который не побоялся стоять у Креста.

Мы видим Христа распятого, израненного, с прободенным ребром, из которого источается кровь и вода, мы видим лицо Его, оплёванное римскими воинами, мы видим Его в терновом венце. И, взирая на Крест Животворящий, мы понимаем, что любое горе, которое входит в жизнь человека, менее страшно, менее ужасно, чем та скорбь, которую претерпел за нас Господь наш Иисус Христос. Если кто-то считает, что он страдает больше, чем Сам распятый за нас Господь, то пусть приведёт себе на память, что в той или иной степени мы всегда страдаем за свои грехи или за грехи людей, современных нам или когда-либо живших. Но Господь страдал за наши с вами грехи. Он ни одного Своего греха не сотворил, живя в этом мире.

И поэтому, дорогие братия и сестры, евангелист Марк призывает нас взять крест свой сегодня с покорностью воле Божией. С одной стороны, ты все равно с него никуда сойдёшь, и Бог будет посылать тебе те или иные скорби и болезни, чтобы ты не забывал, что находишься в стране изгнания, а родина твоя там, на небесах, в райских обителях. Но ты должен принять с покорностью воле Божией этот крест, который составляют твои неприятности, твои скорби, болезни, твои искушения, переживания, неустроенность твоей жизни и так далее. Прими это, понимая, что эти обстоятельства жизни как раз спасительны только для тебя. И не завидуй другим, не смотри по сторонам, не думай, что жизнь кого-то намного легче, чем твоя. Ты не видишь человеческую жизнь во всём многообразии, ты видишь человека в какие-то минуты его земного счастья, но не знаешь, что было до этого и что будет потом. И поэтому, пусть сегодня каждый из нас с покорностью воле Божией и со словами: «да будет воля Твоя», — возьмёт крест свой и последует за Христом, соглашаясь с волей Божией и исполняя заповеди, которые даны Христом. И в этом состоит следование за Господом. Аминь.

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00