Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя о расслабленном

        Дорогие братия и сестры! Воскресение за воскресением Церковь вновь и вновь поддерживает в нас пасхальную радость. Среди рабочей недели каждый из нас погружается в житейскую суету, окунается в безбожный мир, который, по слову Евангелия, лежит во грехе и в страстях, который в основной своей массе чужд Бога и враждебен Ему. И мы, к сожалению,  иногда растворяемся там бесследно и незаметно для нас самих, теряем и радость пасхальную, и  дух христианства. И лишь у самых стойких в вере эта пасхальная радость продолжается в ежедневной утренней и вечерней молитве, когда мы начинаем её этим же самым радостным пасхальным приветствием и пасхальным тропарём «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а вот в храме эта пасхальная радость живёт всегда. Каждое воскресенье — это малая пасха. Воскресенье поэтому так и названо в честь воскресшего Христа. Интересно заметить, что этот день как был назван в своё время, так и остался в честь воскресения Христова.

Раньше неделю начинали с воскресенья, с Божьего благословения. Безбожный мир поменял рабочие дни, неделя началась с понедельника.Рабочие смены по воскресеньям, скользящие графики — это в советское время делалось совершенно намеренно, чтобы человека оторвать от Церкви, наполнить его душу абсолютно другим содержанием. Идеологи борьбы с Церковью прекрасно понимали, что пустоты не может быть, духовно пустой природа не бывает. Веру разгромили, уничтожили, религию пытались уничтожить, абсолютно вычеркнуть из жизни народа, но душа-то народная не может быть пустой, её надо чем-то наполнить. И  наполнялась душа человеческая какими-то суррогатами.

Вы помните притчу о блудном сыне, который, голодая, ел свиные рожки, да и тех ему не давали? Так вот, эти свиные рожки, этот подножный корм, в каком-то смысле олицетворяет   время, которое мы с вами пережили, когда всё делалось, чтобы заглушить в сердце человека веру в Бога, веру во Христа воскресшего.

Поэтому, дорогие братия и сестры, так радостны эти воскресные послепасхальные дни, когда мы с вами вновь и вновь собираемся в храме и радуемся встрече друг с другом, радуемся, что снова можем увидеться и поприветствовать друг друга, насладиться в храме чудными пасхальными песнопениями. Для воцерковленного человека, христианина, преданного Церкви Христовой, это воистину духовное счастье.

Сегодняшнее воскресение — неделя о расслабленном. Если немножко отвлечь ваше пристальное внимание, то можно маленькую остановочку сделать и с некоторой долей иронии поздравить сегодня всех нас с днем ангела, потому что неделя о расслабленном — это о нашей с вами жизни. Но прежде, чем задуматься о духовных истоках сегодняшнего дня, мы должны кратко вспомнить Евангелие — такое пространное, такое трогательно известное, а для большей части наших прихожан особо памятное, потому что мы с вами читали это Евангелие у Силоамской купальни в Вифезде, у Овечьих ворот. Наши экскурсоводы — матушки монахини  показывали нам эти остатки пяти крытых ходов, которые были у этой общей купели. Общей она называется потому, что через эти ворота в Иерусалиме прогоняли овец, которых вели внутрь за городскую стену, прогоняли для жертвоприношения во времена Ветхого Завета. И в этой купальне Вифезда мыли этих овец, чтобы Богу приносилось самое лучшее и чистое, а не так   просто, с поля пригнал и Богу отдал на жертвенник. Её надо было привести ещё, если можно так сказать, в приличный вид. Эти традиции исполнялись в Ветхом Завете, они все имели своё прообразовательное, подготовительное значение жертвы, приносимой в Ветхом Завете. Они все, во-первых, олицетворяли Христа как единую жертву, которую Он принёс Самим Собой, пострадав на кресте ради нашего спасения.

Дорогие братия и сестры! Мы с вами воистину счастливые люди, что сейчас, когда мы вспоминаем об этом Евангелии, которое говорит, что в Иерусалиме «в овчей купели, пять претвор имущей, было множество больных лежало хромых, глухих, сухих, чающих движение воды». И в нашем представлении живо рисуются эти развалины Священного города, которые сейчас заросли уже культурным слоем, может быть, более 10 метров, но, тем не менее, мы с вами с особым трепетом вспоминали там это Евангелие.

Мы вспоминали предание о том, что когда-то Лот за свой грех поливал сухие посохи, которые воткнули ангелы, посещая праведного Авраама. Они с ними путешествовали и воткнули их у шатра Аврамова. И когда Лот согрешил, его благочестивый дядя предложил ему такое покаяние: поливать этих бесплодные, сухие посохи для искупления своего страшного греха. И смирение Лота, и его вера сделали невозможное — эти посохи прозябли, проросли, позднее они послужили основой для крестного древа. Не пришлось использовать его при строительстве Соломонова храма, промыслительным образом, чудом Божиим  не подошло оно строителям, а Господь готовил для себя это древо, омытое многими слезами покаяния   праведного Лота.

Дорогие братия и сестры! Мы счастливы с вами и тем, что вы любите без конца путешествовать по просторам матушки Святой Руси, что посетили множество таких же купален, таких же святых мест, водосвятных живительных источников по всему лицу нашей Святой Руси. И куда бы мы с вами ни поехали: в какую губернию, в какую епархию — везде любителям и людям, ценящим благодать, есть где омыть своё грешное, бренное тело в живительных водах Святого источника. И чем холоднее вода, тем более радостная и ощутительная благодать нисходит на каждого из нас.

 И вот эта купальня еврейская в Иерусалиме, в которой только однажды в год  совершалось чудо: ангел Господень сходил невидимым образом для людей, для больных, лежащих там, но при этом возмущалась вода от его прикосновения к этому Святому месту и получала целительные свойства. Таким образом, кто первый входил или прыгал в эту воду после ангела именно в этот момент, и только он один, получал исцеление, в каких бы болезнях ни прибегал к Богу. Потому что при посещении купальни ангелом там уничтожалась всякая скверна, всякий грех, и вода получала ангельскую благодать, святость. По-славянски это звучит так: «яцем же недугом одержим бываша», то есть какой бы болезнью ни был одержим, он получал исцеление.

 Дорогие братия и сестры! Вкратце мы можем остановиться  на этом упоминании ангела, вспомнить о своём ангеле-хранителе, нашем самом верном друге. Как иногда каждому из нас не хватает этих качеств верности и друга. Порой сколько людей нас предают, часто самые близкие, родные, друзья, сослуживцы, с которыми и полковую кашу ел, и пуд соли съел; и мужья, и жёны бросают, уходят в другие семьи, на другие злачные поля и источники, пытаются уйти в погоне за призрачным человеческим счастьем. В жизни всё бывает, ни одного человека не минует это предательство жизни. Но пусть в эти грустные моменты для каждого из нас будет утешением, что есть у нас один верный друг, Богом данный, который никогда не предаст, который всегда будет рядом с нами. А когда мы не слушаемся его, когда мы не живём так, как он мечтает, желает и молится своей ангельской молитвой, тогда он льёт безмолвные слёзы за нас, строптивых, упёртых в грехе и не идущих к Богу с покаянием. «Ангеле-хранителю наш Святый, моли Бога о нас, грешных и непослушных». Дай Бог, чтобы мы ценили это присутствие ангела-хранителя рядом с собой, не ленились и не забывали обращаться к нему ежедневно и в утренней, и в вечерней молитве; вставали с постели и засыпали с призыванием ангела-хранителя.

 Из народной, благочестивой жизни, из бабушкиного обихода, есть такой пример, когда раньше, в старину, жили люди без будильников и без часов: когда петушок пропоёт в деревне, разбудит. А как  люди вставали? «Ангел-хранитель, разбуди ты меня, грешного, в 7 часов мне надо на работу». И проверьте, братия и сестры, на своей жизни, лучше всякого будильника проснетесь, и ангел-хранитель будет всегда с вами, и умиротворение, и в душевном мире начнете вы предстоящий день.

И вот, у этой купели был больной человек, расслабленный, парализованный в течение 38 лет. Дорогие братия и сестры, это страшнейшая болезнь. Мы с вами постоянно молимся о нашем настоятеле отце Игоре, более 5 лет он несёт такой же крест неполноценной физической жизни. А тот человек 38 лет был расслаблен. Представьте, какое горе, какое страдание, как он нёс этот крест. И вот, человек 38 лет не терял надежду, он не мог спуститься в эту воду, его туда бросать надо было, а некому было. Когда Господь подошёл и спросил его, хочешь ли быть здоровым, а он сказал, может быть, наивно, по-детски: «Господи, человека не имею, друга  нет рядом со мной, чтобы, когда возмутится вода, бросил меня туда первым». Можно представить себе, братия и сестры, домыслить этот сюжет Евангелия, как он пробирался к этому краешку купели, может быть, не пускали и не давали, может, годами он мечтал получить рядышком место, чтоб скорее воспользоваться и окунуться в Святую воду, но ничего не получалось.

 И у нас сразу, дорогие братия и сестры, в уме может возникнуть такой вопрос: «За что Бог посещает людей такими болезнями»? 38 лет — это ведь почти вся сознательная, творческая, активная жизнь охвачена болезнью. Мы с вами при посещении Святынь Псковской земли помним, что там был такой блаженный Матфей Мальский. Он 43 года был парализован и прикован к своей постели. За что? Конечно, человек вот так, сходу, может дать заключение: «да, за грехи». Бог наказывает за грехи, значит, они были грешники великие. Но если внимательно посмотреть на жизнь этого расслабленного Евангельского, потом мы это проанализируем, по одному штриху  понятно, какой она была.

 А вот о жизни блаженного Матфея Мальского такого не скажешь, он был святойчеловек, который жил свято и безгрешно, но нёс такую болезнь в течение всей своей жизни. В Евангелии Господь однажды приводит такой пример, который должен вразумить каждого из нас. Однажды в пределах Иерусалима упала Силоамская башня и придавила под тяжестью обрушения около восьми или десяти человек. И вот Господь спрашивает иудеев: «Как вы думаете, неужели эти потерпевшие были более грешными, чем все жители Иерусалима»? И Сам же Господь им отвечает: «Нет, не грешнее прочих они были, но это случилось для того, чтоб на них свершилась слава Божия», а затем Господь добавляет: «Если не покаетесь, то все также погибнете».

Поэтому любое напоминание о страданиях человека, о любом горе, о катастрофах, о трагедиях, когда они случаются, не надо думать, что в том или ином самолете, в том или ином аквапарке или еще где были самые великие грешники, которые плавали, безмятежно купались, и самое зло было сконцентрировано там, и Своим гневом Господь уничтожил и наказал их.

Нет, дорогие братия и сестры, истину знает один Бог. А Евангелие предупреждает нас от скоропалительных диагнозов.  «Нет, говорю вам, не грешнее вас они были, но если не покаетесь —  все так же погибнете». Любое горе человеческое, которым сейчас в преизбытке наполнена наша жизнь, наша история, должно напоминать нам с вами об отношении к своей собственной жизни, отрезвлять нас и подвигать всеми силами к покаянию, чтобы мы задумывались о своей жизни. Потому что каждый из нас может оказаться там, на месте такого горя и человеческого страдания.

 Это Евангелие, дорогие братия и сестры, говорит нам ещё об одной очень суровой и правдивой вещи. Когда Господь исцелил этого расслабленного, Он сказал  замечательные слова,  из которых мы понимаем, что этот больной, расслабленный человек страдал за свои грехи. Господь, когда исцелил его, сказал: «Иди и больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего». В данном конкретном случае, разбирая именно это Евангельское чудо,  мы видим связь между грехом и болезнью, видим, что грех является первопричиной болезни и страдания человека. Мы видим и говорим о том на основании Евангелия, на основании Священного предания, что грех — это не личное дело человека:  «как хочу, так и живу, и вправе устраивать свою жизнь, как мне вздумается».

 Дорогие братия и сестры! Нет такой возможности у человека, потому что, когда человек грешит явно, намеренно, идёт против Бога — это не только его личное дело. Личное дело состоит в том, что он душу свою губит, и он ее сознательно и намеренно погубит. Но эта гибель каждой человеческой души как в омут тянет всех вокруг за собой. Тянет прежде всего самых близких и родных, людей, находящихся в кровном родстве.

Сколько таких примеров, когда человек грешит намеренно и сознательно? Типичнейший пример, самый распространенный — блудное сожительство. Казалось бы, никому не мешаем, всё по любви, всё по согласию, но потом смотришь, то близкие, родные начинают болеть, то ещё какое-то горе. До поры, до времени Господь всем вокруг напоминает, чтобы каждый человек делал выводы, наблюдал за теми явлениями, что происходят вокруг него. Поэтому грех — это не личное дело каждого человека. За свой грех он даст ответ. Но когда мы грешим, мы губим всех вокруг себя, начиная с самых близких и родных. Вот об этом мы с вами будем помнить, что бесследно ни один грех не проходит для человека, всякий грех фиксируется в духовном мире. От Бога ничего не скроешь и нигде от Него не спрячешься. Бог всё знает, всё видит и даже знает, что мы с вами наперёд совершим; не в силу какого-то рока или фатализма, а Господь знает по своему Божественному предведению, в какой следующий момент нашей жизни как мы воспользуемся своей свободой, устоим в том соблазне и грехе или нет

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем внимательны, будем верны Богу, постараемся не грешить сознательно и намеренно, не жить годами и десятилетиями в одном и том же грехе. Грехи бывают разные, нет человека без греха. Но есть грехи такие, в которых человек приносит покаяние, а есть грехи страшные, смертные грехи, которые губят и тело, и душу человека. И горе человеку, когда он не кается, не осознаёт этого и коснеет в своем грехе. Есть такие замечательные слова — нет греха непрощённого, непрощаемого Богом, а есть только грех нераскаянный, который превышает Его Божественное всемогущество, потому что Бог насильно человека спасти не может.

Дорогие братия и сестры! Когда нас посещают тяжелые, неисцельные болезни, особенно не поддающиеся лечению, а лишь облегчаемые усилиями современной медицины, то это значит, что Господь сегодня снова и снова пытается до нас достучаться, обращается к каждому из нас и напоминает, что здесь связь греха и болезни ясна и убедительна. Поэтому мы с вами должны тщательнейшим образом  исповедовать свои грехи и искать, где мы с вами что не так совершили, где оступились, где мы этот грех не замечаем, продолжаем жить с этим грехом и упорствуем в нём.

Как поступали в этих случаях наши благочестивые предки? Когда человека только посещала болезнь, они в храм приходили, если могли. А если не могли, в дом свой звали священника, соборовались, причащались Святых Христовых тайн и каялись, каялись и внимательно разбирались в своей жизни, искали эту историю болезни, её духовные истоки и тогда уже обращались к земным врачам.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, люди мирские проникнутые, пронизанные прагматизмом, маловерием в Бога. Мы наоборот поступаем: обойдем всех врачей. Начнём с традиционной медицины, потом перейдём к оккультной, посетим всех бабок в окрестностях, начиная с Дуная, потом дойдём до Морозовки, до Ладожского озера, Всеволожских всех колдуний обойдём. А если увидим иконочки в доме этих колдуний –экстрасенсов, то растаем, ну, наконец-то, православную бабку нашли. А по вашей просьбе там иконочки и поплачут, и помироточат, и покровоточат, все чудеса, потому что бес «всесилен», он всё сделает, чтобы погубить человека, он знает, на что клюёт человек. Придёт такой человек, который чуть-чуть связан с христианством, знает какие-то традиции, ну на чем его поймаешь? Как говорится, на мякине не проведёшь. Вот тогда и свечки вам пожгут, и к батюшке ещё направят, но не для того, чтобы душу вашу спасти, а чтобы растоптать её, чтобы осквернить ту благодать, которую человек почерпнул в храме, своими бесовскими заклинаниями и своим отречением от Бога.

Характерным признаком всех целителей является страшная гордыня, когда они никого не слышат, кроме себя, и не знают и знать не хотят никого на три версты вокруг. Самость эта прёт из самого естества человека.

Будем внимательны, дорогие братия и сестры, будем верны Богу, потому что это духовный блуд. Блуд физический страшен, духовный блуд ещё более страшен, потому что человек не сразу его может понять и различить. Поэтому пусть эти примеры будут всегда перед нашими глазами.

         И наконец, дорогие братия и сестры, этот расслабленный в течение 38 лет человек,    который всю свою сознательную жизнь был болен этим расслаблением, это наш с вами портрет, потому что каждый из нас находится в духовном расслаблении, наверное, неправильным будет сказать вполмеры, вполсилы живёт по отношению к Богу и по отношению к совершению добрых дел: к молитве, к делам Богоугождения , к храму. Да где там наполовину, дай Бог, процентов на 10 наскрести из всей жизни человека, что он отдаёт миру, маммоне. Это духовное расслабление — характернейшая черта современного христианства.

Однажды к преподобному Серафиму пришли крестьяне и вопрошали его: «Почему в наше время так мало чудес, так люди неусердны к вере»? А преподобный Серафимушка сказал им:  «Дело не во Христе, Христос и вчера и сегодня и Той же во веки, до конца человеческой истории. Его милость неизреченна, ничем она не оскудевает, а дело в человеке». Преподобный Серафим  говорил, что не хватает решимости в людях, горения, желания идти к Богу.

И дай Бог нам, дорогие братия и сестры, быть в такой духовной бодрости, трезвении и все силы своей души отдавать Богу; и не только души, но и тела, чтобы мы с вами могли Богу  послужить не тогда, когда будем уже дряхлеющими старцами и с палочкой придём в храм, на скамеечке посидим. Голубушка, а где  раньше-то была, надо было раньше поработать для Бога: и за свечечками поубирать, и полы помыть церковные с тряпочкой и с благодарностью Богу, и для храма что-то сделать. Как много упущено у нас в жизни, как много мы могли бы сделать, а не делали, не хотели и сейчас не всё делаем, что можем. Дай Бог, чтобы эти  примеры утвердили нас в решимости быть верными Богу, работать Ему со страхом и радоваться с трепетом. Аминь.

18 мая 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

        Дорогие братия и сестры! Воскресение за воскресением Церковь вновь и вновь поддерживает в нас пасхальную радость. Среди рабочей недели каждый из нас погружается в житейскую суету, окунается в безбожный мир, который, по слову Евангелия, лежит во грехе и в страстях, который в основной своей массе чужд Бога и враждебен Ему. И мы, к сожалению,  иногда растворяемся там бесследно и незаметно для нас самих, теряем и радость пасхальную, и  дух христианства. И лишь у самых стойких в вере эта пасхальная радость продолжается в ежедневной утренней и вечерней молитве, когда мы начинаем её этим же самым радостным пасхальным приветствием и пасхальным тропарём «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а вот в храме эта пасхальная радость живёт всегда. Каждое воскресенье — это малая пасха. Воскресенье поэтому так и названо в честь воскресшего Христа. Интересно заметить, что этот день как был назван в своё время, так и остался в честь воскресения Христова.

Раньше неделю начинали с воскресенья, с Божьего благословения. Безбожный мир поменял рабочие дни, неделя началась с понедельника.Рабочие смены по воскресеньям, скользящие графики — это в советское время делалось совершенно намеренно, чтобы человека оторвать от Церкви, наполнить его душу абсолютно другим содержанием. Идеологи борьбы с Церковью прекрасно понимали, что пустоты не может быть, духовно пустой природа не бывает. Веру разгромили, уничтожили, религию пытались уничтожить, абсолютно вычеркнуть из жизни народа, но душа-то народная не может быть пустой, её надо чем-то наполнить. И  наполнялась душа человеческая какими-то суррогатами.

Вы помните притчу о блудном сыне, который, голодая, ел свиные рожки, да и тех ему не давали? Так вот, эти свиные рожки, этот подножный корм, в каком-то смысле олицетворяет   время, которое мы с вами пережили, когда всё делалось, чтобы заглушить в сердце человека веру в Бога, веру во Христа воскресшего.

Поэтому, дорогие братия и сестры, так радостны эти воскресные послепасхальные дни, когда мы с вами вновь и вновь собираемся в храме и радуемся встрече друг с другом, радуемся, что снова можем увидеться и поприветствовать друг друга, насладиться в храме чудными пасхальными песнопениями. Для воцерковленного человека, христианина, преданного Церкви Христовой, это воистину духовное счастье.

Сегодняшнее воскресение — неделя о расслабленном. Если немножко отвлечь ваше пристальное внимание, то можно маленькую остановочку сделать и с некоторой долей иронии поздравить сегодня всех нас с днем ангела, потому что неделя о расслабленном — это о нашей с вами жизни. Но прежде, чем задуматься о духовных истоках сегодняшнего дня, мы должны кратко вспомнить Евангелие — такое пространное, такое трогательно известное, а для большей части наших прихожан особо памятное, потому что мы с вами читали это Евангелие у Силоамской купальни в Вифезде, у Овечьих ворот. Наши экскурсоводы — матушки монахини  показывали нам эти остатки пяти крытых ходов, которые были у этой общей купели. Общей она называется потому, что через эти ворота в Иерусалиме прогоняли овец, которых вели внутрь за городскую стену, прогоняли для жертвоприношения во времена Ветхого Завета. И в этой купальне Вифезда мыли этих овец, чтобы Богу приносилось самое лучшее и чистое, а не так   просто, с поля пригнал и Богу отдал на жертвенник. Её надо было привести ещё, если можно так сказать, в приличный вид. Эти традиции исполнялись в Ветхом Завете, они все имели своё прообразовательное, подготовительное значение жертвы, приносимой в Ветхом Завете. Они все, во-первых, олицетворяли Христа как единую жертву, которую Он принёс Самим Собой, пострадав на кресте ради нашего спасения.

Дорогие братия и сестры! Мы с вами воистину счастливые люди, что сейчас, когда мы вспоминаем об этом Евангелии, которое говорит, что в Иерусалиме «в овчей купели, пять претвор имущей, было множество больных лежало хромых, глухих, сухих, чающих движение воды». И в нашем представлении живо рисуются эти развалины Священного города, которые сейчас заросли уже культурным слоем, может быть, более 10 метров, но, тем не менее, мы с вами с особым трепетом вспоминали там это Евангелие.

Мы вспоминали предание о том, что когда-то Лот за свой грех поливал сухие посохи, которые воткнули ангелы, посещая праведного Авраама. Они с ними путешествовали и воткнули их у шатра Аврамова. И когда Лот согрешил, его благочестивый дядя предложил ему такое покаяние: поливать этих бесплодные, сухие посохи для искупления своего страшного греха. И смирение Лота, и его вера сделали невозможное — эти посохи прозябли, проросли, позднее они послужили основой для крестного древа. Не пришлось использовать его при строительстве Соломонова храма, промыслительным образом, чудом Божиим  не подошло оно строителям, а Господь готовил для себя это древо, омытое многими слезами покаяния   праведного Лота.

Дорогие братия и сестры! Мы счастливы с вами и тем, что вы любите без конца путешествовать по просторам матушки Святой Руси, что посетили множество таких же купален, таких же святых мест, водосвятных живительных источников по всему лицу нашей Святой Руси. И куда бы мы с вами ни поехали: в какую губернию, в какую епархию — везде любителям и людям, ценящим благодать, есть где омыть своё грешное, бренное тело в живительных водах Святого источника. И чем холоднее вода, тем более радостная и ощутительная благодать нисходит на каждого из нас.

 И вот эта купальня еврейская в Иерусалиме, в которой только однажды в год  совершалось чудо: ангел Господень сходил невидимым образом для людей, для больных, лежащих там, но при этом возмущалась вода от его прикосновения к этому Святому месту и получала целительные свойства. Таким образом, кто первый входил или прыгал в эту воду после ангела именно в этот момент, и только он один, получал исцеление, в каких бы болезнях ни прибегал к Богу. Потому что при посещении купальни ангелом там уничтожалась всякая скверна, всякий грех, и вода получала ангельскую благодать, святость. По-славянски это звучит так: «яцем же недугом одержим бываша», то есть какой бы болезнью ни был одержим, он получал исцеление.

 Дорогие братия и сестры! Вкратце мы можем остановиться  на этом упоминании ангела, вспомнить о своём ангеле-хранителе, нашем самом верном друге. Как иногда каждому из нас не хватает этих качеств верности и друга. Порой сколько людей нас предают, часто самые близкие, родные, друзья, сослуживцы, с которыми и полковую кашу ел, и пуд соли съел; и мужья, и жёны бросают, уходят в другие семьи, на другие злачные поля и источники, пытаются уйти в погоне за призрачным человеческим счастьем. В жизни всё бывает, ни одного человека не минует это предательство жизни. Но пусть в эти грустные моменты для каждого из нас будет утешением, что есть у нас один верный друг, Богом данный, который никогда не предаст, который всегда будет рядом с нами. А когда мы не слушаемся его, когда мы не живём так, как он мечтает, желает и молится своей ангельской молитвой, тогда он льёт безмолвные слёзы за нас, строптивых, упёртых в грехе и не идущих к Богу с покаянием. «Ангеле-хранителю наш Святый, моли Бога о нас, грешных и непослушных». Дай Бог, чтобы мы ценили это присутствие ангела-хранителя рядом с собой, не ленились и не забывали обращаться к нему ежедневно и в утренней, и в вечерней молитве; вставали с постели и засыпали с призыванием ангела-хранителя.

 Из народной, благочестивой жизни, из бабушкиного обихода, есть такой пример, когда раньше, в старину, жили люди без будильников и без часов: когда петушок пропоёт в деревне, разбудит. А как  люди вставали? «Ангел-хранитель, разбуди ты меня, грешного, в 7 часов мне надо на работу». И проверьте, братия и сестры, на своей жизни, лучше всякого будильника проснетесь, и ангел-хранитель будет всегда с вами, и умиротворение, и в душевном мире начнете вы предстоящий день.

И вот, у этой купели был больной человек, расслабленный, парализованный в течение 38 лет. Дорогие братия и сестры, это страшнейшая болезнь. Мы с вами постоянно молимся о нашем настоятеле отце Игоре, более 5 лет он несёт такой же крест неполноценной физической жизни. А тот человек 38 лет был расслаблен. Представьте, какое горе, какое страдание, как он нёс этот крест. И вот, человек 38 лет не терял надежду, он не мог спуститься в эту воду, его туда бросать надо было, а некому было. Когда Господь подошёл и спросил его, хочешь ли быть здоровым, а он сказал, может быть, наивно, по-детски: «Господи, человека не имею, друга  нет рядом со мной, чтобы, когда возмутится вода, бросил меня туда первым». Можно представить себе, братия и сестры, домыслить этот сюжет Евангелия, как он пробирался к этому краешку купели, может быть, не пускали и не давали, может, годами он мечтал получить рядышком место, чтоб скорее воспользоваться и окунуться в Святую воду, но ничего не получалось.

 И у нас сразу, дорогие братия и сестры, в уме может возникнуть такой вопрос: «За что Бог посещает людей такими болезнями»? 38 лет — это ведь почти вся сознательная, творческая, активная жизнь охвачена болезнью. Мы с вами при посещении Святынь Псковской земли помним, что там был такой блаженный Матфей Мальский. Он 43 года был парализован и прикован к своей постели. За что? Конечно, человек вот так, сходу, может дать заключение: «да, за грехи». Бог наказывает за грехи, значит, они были грешники великие. Но если внимательно посмотреть на жизнь этого расслабленного Евангельского, потом мы это проанализируем, по одному штриху  понятно, какой она была.

 А вот о жизни блаженного Матфея Мальского такого не скажешь, он был святойчеловек, который жил свято и безгрешно, но нёс такую болезнь в течение всей своей жизни. В Евангелии Господь однажды приводит такой пример, который должен вразумить каждого из нас. Однажды в пределах Иерусалима упала Силоамская башня и придавила под тяжестью обрушения около восьми или десяти человек. И вот Господь спрашивает иудеев: «Как вы думаете, неужели эти потерпевшие были более грешными, чем все жители Иерусалима»? И Сам же Господь им отвечает: «Нет, не грешнее прочих они были, но это случилось для того, чтоб на них свершилась слава Божия», а затем Господь добавляет: «Если не покаетесь, то все также погибнете».

Поэтому любое напоминание о страданиях человека, о любом горе, о катастрофах, о трагедиях, когда они случаются, не надо думать, что в том или ином самолете, в том или ином аквапарке или еще где были самые великие грешники, которые плавали, безмятежно купались, и самое зло было сконцентрировано там, и Своим гневом Господь уничтожил и наказал их.

Нет, дорогие братия и сестры, истину знает один Бог. А Евангелие предупреждает нас от скоропалительных диагнозов.  «Нет, говорю вам, не грешнее вас они были, но если не покаетесь —  все так же погибнете». Любое горе человеческое, которым сейчас в преизбытке наполнена наша жизнь, наша история, должно напоминать нам с вами об отношении к своей собственной жизни, отрезвлять нас и подвигать всеми силами к покаянию, чтобы мы задумывались о своей жизни. Потому что каждый из нас может оказаться там, на месте такого горя и человеческого страдания.

 Это Евангелие, дорогие братия и сестры, говорит нам ещё об одной очень суровой и правдивой вещи. Когда Господь исцелил этого расслабленного, Он сказал  замечательные слова,  из которых мы понимаем, что этот больной, расслабленный человек страдал за свои грехи. Господь, когда исцелил его, сказал: «Иди и больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего». В данном конкретном случае, разбирая именно это Евангельское чудо,  мы видим связь между грехом и болезнью, видим, что грех является первопричиной болезни и страдания человека. Мы видим и говорим о том на основании Евангелия, на основании Священного предания, что грех — это не личное дело человека:  «как хочу, так и живу, и вправе устраивать свою жизнь, как мне вздумается».

 Дорогие братия и сестры! Нет такой возможности у человека, потому что, когда человек грешит явно, намеренно, идёт против Бога — это не только его личное дело. Личное дело состоит в том, что он душу свою губит, и он ее сознательно и намеренно погубит. Но эта гибель каждой человеческой души как в омут тянет всех вокруг за собой. Тянет прежде всего самых близких и родных, людей, находящихся в кровном родстве.

Сколько таких примеров, когда человек грешит намеренно и сознательно? Типичнейший пример, самый распространенный — блудное сожительство. Казалось бы, никому не мешаем, всё по любви, всё по согласию, но потом смотришь, то близкие, родные начинают болеть, то ещё какое-то горе. До поры, до времени Господь всем вокруг напоминает, чтобы каждый человек делал выводы, наблюдал за теми явлениями, что происходят вокруг него. Поэтому грех — это не личное дело каждого человека. За свой грех он даст ответ. Но когда мы грешим, мы губим всех вокруг себя, начиная с самых близких и родных. Вот об этом мы с вами будем помнить, что бесследно ни один грех не проходит для человека, всякий грех фиксируется в духовном мире. От Бога ничего не скроешь и нигде от Него не спрячешься. Бог всё знает, всё видит и даже знает, что мы с вами наперёд совершим; не в силу какого-то рока или фатализма, а Господь знает по своему Божественному предведению, в какой следующий момент нашей жизни как мы воспользуемся своей свободой, устоим в том соблазне и грехе или нет

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем внимательны, будем верны Богу, постараемся не грешить сознательно и намеренно, не жить годами и десятилетиями в одном и том же грехе. Грехи бывают разные, нет человека без греха. Но есть грехи такие, в которых человек приносит покаяние, а есть грехи страшные, смертные грехи, которые губят и тело, и душу человека. И горе человеку, когда он не кается, не осознаёт этого и коснеет в своем грехе. Есть такие замечательные слова — нет греха непрощённого, непрощаемого Богом, а есть только грех нераскаянный, который превышает Его Божественное всемогущество, потому что Бог насильно человека спасти не может.

Дорогие братия и сестры! Когда нас посещают тяжелые, неисцельные болезни, особенно не поддающиеся лечению, а лишь облегчаемые усилиями современной медицины, то это значит, что Господь сегодня снова и снова пытается до нас достучаться, обращается к каждому из нас и напоминает, что здесь связь греха и болезни ясна и убедительна. Поэтому мы с вами должны тщательнейшим образом  исповедовать свои грехи и искать, где мы с вами что не так совершили, где оступились, где мы этот грех не замечаем, продолжаем жить с этим грехом и упорствуем в нём.

Как поступали в этих случаях наши благочестивые предки? Когда человека только посещала болезнь, они в храм приходили, если могли. А если не могли, в дом свой звали священника, соборовались, причащались Святых Христовых тайн и каялись, каялись и внимательно разбирались в своей жизни, искали эту историю болезни, её духовные истоки и тогда уже обращались к земным врачам.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, люди мирские проникнутые, пронизанные прагматизмом, маловерием в Бога. Мы наоборот поступаем: обойдем всех врачей. Начнём с традиционной медицины, потом перейдём к оккультной, посетим всех бабок в окрестностях, начиная с Дуная, потом дойдём до Морозовки, до Ладожского озера, Всеволожских всех колдуний обойдём. А если увидим иконочки в доме этих колдуний –экстрасенсов, то растаем, ну, наконец-то, православную бабку нашли. А по вашей просьбе там иконочки и поплачут, и помироточат, и покровоточат, все чудеса, потому что бес «всесилен», он всё сделает, чтобы погубить человека, он знает, на что клюёт человек. Придёт такой человек, который чуть-чуть связан с христианством, знает какие-то традиции, ну на чем его поймаешь? Как говорится, на мякине не проведёшь. Вот тогда и свечки вам пожгут, и к батюшке ещё направят, но не для того, чтобы душу вашу спасти, а чтобы растоптать её, чтобы осквернить ту благодать, которую человек почерпнул в храме, своими бесовскими заклинаниями и своим отречением от Бога.

Характерным признаком всех целителей является страшная гордыня, когда они никого не слышат, кроме себя, и не знают и знать не хотят никого на три версты вокруг. Самость эта прёт из самого естества человека.

Будем внимательны, дорогие братия и сестры, будем верны Богу, потому что это духовный блуд. Блуд физический страшен, духовный блуд ещё более страшен, потому что человек не сразу его может понять и различить. Поэтому пусть эти примеры будут всегда перед нашими глазами.

         И наконец, дорогие братия и сестры, этот расслабленный в течение 38 лет человек,    который всю свою сознательную жизнь был болен этим расслаблением, это наш с вами портрет, потому что каждый из нас находится в духовном расслаблении, наверное, неправильным будет сказать вполмеры, вполсилы живёт по отношению к Богу и по отношению к совершению добрых дел: к молитве, к делам Богоугождения , к храму. Да где там наполовину, дай Бог, процентов на 10 наскрести из всей жизни человека, что он отдаёт миру, маммоне. Это духовное расслабление — характернейшая черта современного христианства.

Однажды к преподобному Серафиму пришли крестьяне и вопрошали его: «Почему в наше время так мало чудес, так люди неусердны к вере»? А преподобный Серафимушка сказал им:  «Дело не во Христе, Христос и вчера и сегодня и Той же во веки, до конца человеческой истории. Его милость неизреченна, ничем она не оскудевает, а дело в человеке». Преподобный Серафим  говорил, что не хватает решимости в людях, горения, желания идти к Богу.

И дай Бог нам, дорогие братия и сестры, быть в такой духовной бодрости, трезвении и все силы своей души отдавать Богу; и не только души, но и тела, чтобы мы с вами могли Богу  послужить не тогда, когда будем уже дряхлеющими старцами и с палочкой придём в храм, на скамеечке посидим. Голубушка, а где  раньше-то была, надо было раньше поработать для Бога: и за свечечками поубирать, и полы помыть церковные с тряпочкой и с благодарностью Богу, и для храма что-то сделать. Как много упущено у нас в жизни, как много мы могли бы сделать, а не делали, не хотели и сейчас не всё делаем, что можем. Дай Бог, чтобы эти  примеры утвердили нас в решимости быть верными Богу, работать Ему со страхом и радоваться с трепетом. Аминь.

Предыдущая проповедь

28 марта 2008

Торжество Православия
Следующая проповедь

28 мая 2008

Неделя святых жён-мироносиц

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00