Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя о слепом

Дорогие братия и сестры! На следующей неделе приближается двунадесятый праздник – Вознесение Христово. Последний раз в этот пасхальный период мы совершили крестный ход. Он совершается до праздника Вознесения, и мы с вами чувствуем, как мимолётно, как молниеносно летит время. Кажется, совсем недавно мы с вами встречали праздник Пасхи, молились в этом храме в ту светозарную ночь, как уже наступает другой великий праздник — Вознесение Господне. Так мимолётна и вся жизнь человеческая.

Сегодняшнее воскресенье посвящено воспоминанию чуда, которое совершил Христос, исцелив слепорождённого человека. Очень подробно об этом говорит евангелист Иоанн Богослов в своём Евангелии, которое читалось сегодня. Но для нас самым главным может быть несколько моментов, более всего назидательных из этого евангельского отрывка.

Когда ученики Христа и люди, которые следовали за Господом и с благоговением принимали Его слово наставления, увидели слепого человека, то спросили у Него: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Ну как он может согрешить, если он уже родился слепым? Во чреве матери согрешить он сам не может. Эти слова напоминают нам об ответственности, прежде всего, родителей за жизнь своих детей. Дорогие братия и сестры, мы с вами часто забываем об этом. Подверженные ещё постсоветскому воспитанию, влиянию светского безрелигиозного общества, мы думаем, что жизнь человека — это его неотъемлемая собственность, что человек вправе сам устраивать свою жизнь, обычно при этом говорят «личную жизнь», как ему вздумается. Приходит человек в храм и говорит: «батюшка, никакой личной жизни нет». Это значит, по его мнению, нет блуда в жизни, значит, это ненормально, надо помолиться, чтобы он возник.

К сожалению, дорогие братия и сестры, эти ситуации очень типичны, очень характерны для современного безбожного общества. 90% общества живёт этими чаяниями, надеждами, чтобы только устроилась личная жизнь. Причём, семейная жизнь иногда не считается личной. А личная жизнь — это что-то такое тайное, неведомое, секретное и, конечно же, это страшное извращение, потому что подобные опыты определения своей греховной жизни имеют страшные последствия. Они отражаются на жизни, на своём собственном здоровье, потому что потом приходится расплачиваться за эти грехи множеством тяжелейших, неизлечимых болезней, которые, как правило, поражают как раз те сферы или ту часть человеческого тела, которая бывает подвержена этим страшным грехам. Вроде бы, это по заслугам, справедливо, как и должно быть, потому что грех не может пройти бесследно. Но дело в том, что от этих грехов страдают дети, дети не чужие, хотя чужие тоже страдают, потому что при всяком грехе возникает как бы такая страшная радиоактивная волна, которая распространяется во всём обществе. Человек не имеет индивидуальной, автономной жизни. Как в теле человека каждый член его составляет частичку всего тела, он не может жить обособленно и независимо: одна кровеносная система, одни капилляры разносят жизнь и кислород к клеткам всего тела. И точно так же любой человек — это не индивидуум, а частичка огромного организма. Верующие люди таким образом составляют Церковь, где жизнь каждого человека влияет  на жизнь другого.

 Дорогие братия и сестры! У нас нет и не может быть никакой личной жизни, никакого права на устраивание своей жизни, так сказать, «от ветра главы своея», только по воле Божией, только исполняя Его заповеди. Если человек противится этому, то он и дети его несут тяжелейшие последствия.

Дай Бог, чтобы эти слова, которые напоминает нам Иоанн Богослов, «кто согрешил, он или его родители», были для нас неким ориентиром, моментом, предостерегающим от греха.

Часто приходится видеть такие ситуации. Приходят родители, чаще всего матери, и говорят в сокрушении: «Батюшка, дочка живёт в блуде». Спрашиваешь, а в твоей жизни это было? — Конечно. Тогда чего мы хотим, как может быть по-другому, если родительские грехи были точно такими же? И когда мы встречаем что-то неприемлемое, греховное в наших детях, то, конечно, это камни, прежде всего, в наш собственный огород и в нашу жизнь. И исцеление слепорождённого человека напоминает нам о нашей духовной слепоте.

Дорогие братия и сестры! Как тяжело быть слепому, особенно быть слепым от рождения, когда человек не видел Божьего света, когда ему невозможно объяснить, что такое  белый цвет, что такое красный, чем отличаются и какие краски есть в мире, и что значит солнечный свет. Это невозможно объяснить, потому что надо иметь опытное познание этого мира.

Точно так же несчастлив человек, который является духовно слепым. Не надо думать, кто из нас является духовно слепым — это каждый из нас, потому что слепым человек рождается от Адама. Из поколения в поколение, от наших родителей, от наших предков человек наследует духовно помрачённую природу, неспособную видеть духовный свет. У людей отсутствует духовное зрение, о котором мы молимся сегодня, и особенно вчера во время всенощного бдения, во многих стихирах, которые вчера читались, в каноне, кондаках этого богослужения мы слышали, например, такие слова: «душевныма очима ослеплен, … якоже слепый от рождения, …  зову ти…» и так далее.

Что же такое духовная слепота? Это невидение Бога, это невидение своих грехов. Духовную слепоту не надо путать с тем мнимым прозрением, которое вы можете встретить в окружающем нас мире: например, когда говорят, что тот человек видит прошлое, этот будущее видит, этот видит ауру, а этот еще чего-нибудь видит пострашнее, карму, например, или ещё что-нибудь видит, даже ангелов. Это всё или бред сумасшедшего, или совершенно бесовское по своей сути действие, которое отнюдь не является духовным зрением. Духовное зрение направлено только на то, чтобы видеть Божий свет. Аналогично, как этот окружающий мир мы видим нашими глазами только посредством солнца. Если солнечный свет прекратится, наши глаза ничего не увидят, разве только при каком-то искусственном освещении. А если не будет солнца, не будет зрения.

Точно так же и духовное зрение у человека. Оно видит только Бога и в Его свете видит свои собственные грехи. Прекрасный показатель того, есть ли духовное зрение у человека — если он не видит своих грехов, если ему не в чем каяться, значит, он духовно слепой, несчастный человек, духовно больной, поэтому не видит своих грехов. Он видит свои грехи высотой только с какую–нибудь огромную гору, на которую только альпинисты поднимаются, например, грехи убийства, грехи воровства, ещё чего-нибудь такого страшного, за которые милиция разыскивает на улицах, а других грехов человек не видит. А когда он начинает по крупицам разбирать свою духовную жизнь, тогда и открывается ему бесчисленное множество грехов, на которые он раньше не обращал ни малейшего внимания: грехи гордыни, грехи зависти, грехи осуждения, грехи сребролюбия, памятозлобия, непрощения и многие-многие другие мысленные грехи, которые человек не совершает ни руками, ни другими членами своего тела, даже словами не грешит. Но мысли страшные, скверные, греховные делают его чуждым Богу.

Дай Бог всем нам заботиться о приобретении духовного зрения, которое возникает в жизни человека не автоматически, а путём его собственного усилия, путём его устремления к Богу, путём победы над каждым своим конкретным грехом. Если будет борьба с грехом в жизни нашей, тогда и духовное зрение постепенно будет открываться в нашей душе. Дай Бог всем нам на это обращать внимание и стремиться к этому. Аминь.

Христос Воскресе.

29 мая 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! На следующей неделе приближается двунадесятый праздник – Вознесение Христово. Последний раз в этот пасхальный период мы совершили крестный ход. Он совершается до праздника Вознесения, и мы с вами чувствуем, как мимолётно, как молниеносно летит время. Кажется, совсем недавно мы с вами встречали праздник Пасхи, молились в этом храме в ту светозарную ночь, как уже наступает другой великий праздник — Вознесение Господне. Так мимолётна и вся жизнь человеческая.

Сегодняшнее воскресенье посвящено воспоминанию чуда, которое совершил Христос, исцелив слепорождённого человека. Очень подробно об этом говорит евангелист Иоанн Богослов в своём Евангелии, которое читалось сегодня. Но для нас самым главным может быть несколько моментов, более всего назидательных из этого евангельского отрывка.

Когда ученики Христа и люди, которые следовали за Господом и с благоговением принимали Его слово наставления, увидели слепого человека, то спросили у Него: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Ну как он может согрешить, если он уже родился слепым? Во чреве матери согрешить он сам не может. Эти слова напоминают нам об ответственности, прежде всего, родителей за жизнь своих детей. Дорогие братия и сестры, мы с вами часто забываем об этом. Подверженные ещё постсоветскому воспитанию, влиянию светского безрелигиозного общества, мы думаем, что жизнь человека — это его неотъемлемая собственность, что человек вправе сам устраивать свою жизнь, обычно при этом говорят «личную жизнь», как ему вздумается. Приходит человек в храм и говорит: «батюшка, никакой личной жизни нет». Это значит, по его мнению, нет блуда в жизни, значит, это ненормально, надо помолиться, чтобы он возник.

К сожалению, дорогие братия и сестры, эти ситуации очень типичны, очень характерны для современного безбожного общества. 90% общества живёт этими чаяниями, надеждами, чтобы только устроилась личная жизнь. Причём, семейная жизнь иногда не считается личной. А личная жизнь — это что-то такое тайное, неведомое, секретное и, конечно же, это страшное извращение, потому что подобные опыты определения своей греховной жизни имеют страшные последствия. Они отражаются на жизни, на своём собственном здоровье, потому что потом приходится расплачиваться за эти грехи множеством тяжелейших, неизлечимых болезней, которые, как правило, поражают как раз те сферы или ту часть человеческого тела, которая бывает подвержена этим страшным грехам. Вроде бы, это по заслугам, справедливо, как и должно быть, потому что грех не может пройти бесследно. Но дело в том, что от этих грехов страдают дети, дети не чужие, хотя чужие тоже страдают, потому что при всяком грехе возникает как бы такая страшная радиоактивная волна, которая распространяется во всём обществе. Человек не имеет индивидуальной, автономной жизни. Как в теле человека каждый член его составляет частичку всего тела, он не может жить обособленно и независимо: одна кровеносная система, одни капилляры разносят жизнь и кислород к клеткам всего тела. И точно так же любой человек — это не индивидуум, а частичка огромного организма. Верующие люди таким образом составляют Церковь, где жизнь каждого человека влияет  на жизнь другого.

 Дорогие братия и сестры! У нас нет и не может быть никакой личной жизни, никакого права на устраивание своей жизни, так сказать, «от ветра главы своея», только по воле Божией, только исполняя Его заповеди. Если человек противится этому, то он и дети его несут тяжелейшие последствия.

Дай Бог, чтобы эти слова, которые напоминает нам Иоанн Богослов, «кто согрешил, он или его родители», были для нас неким ориентиром, моментом, предостерегающим от греха.

Часто приходится видеть такие ситуации. Приходят родители, чаще всего матери, и говорят в сокрушении: «Батюшка, дочка живёт в блуде». Спрашиваешь, а в твоей жизни это было? — Конечно. Тогда чего мы хотим, как может быть по-другому, если родительские грехи были точно такими же? И когда мы встречаем что-то неприемлемое, греховное в наших детях, то, конечно, это камни, прежде всего, в наш собственный огород и в нашу жизнь. И исцеление слепорождённого человека напоминает нам о нашей духовной слепоте.

Дорогие братия и сестры! Как тяжело быть слепому, особенно быть слепым от рождения, когда человек не видел Божьего света, когда ему невозможно объяснить, что такое  белый цвет, что такое красный, чем отличаются и какие краски есть в мире, и что значит солнечный свет. Это невозможно объяснить, потому что надо иметь опытное познание этого мира.

Точно так же несчастлив человек, который является духовно слепым. Не надо думать, кто из нас является духовно слепым — это каждый из нас, потому что слепым человек рождается от Адама. Из поколения в поколение, от наших родителей, от наших предков человек наследует духовно помрачённую природу, неспособную видеть духовный свет. У людей отсутствует духовное зрение, о котором мы молимся сегодня, и особенно вчера во время всенощного бдения, во многих стихирах, которые вчера читались, в каноне, кондаках этого богослужения мы слышали, например, такие слова: «душевныма очима ослеплен, … якоже слепый от рождения, …  зову ти…» и так далее.

Что же такое духовная слепота? Это невидение Бога, это невидение своих грехов. Духовную слепоту не надо путать с тем мнимым прозрением, которое вы можете встретить в окружающем нас мире: например, когда говорят, что тот человек видит прошлое, этот будущее видит, этот видит ауру, а этот еще чего-нибудь видит пострашнее, карму, например, или ещё что-нибудь видит, даже ангелов. Это всё или бред сумасшедшего, или совершенно бесовское по своей сути действие, которое отнюдь не является духовным зрением. Духовное зрение направлено только на то, чтобы видеть Божий свет. Аналогично, как этот окружающий мир мы видим нашими глазами только посредством солнца. Если солнечный свет прекратится, наши глаза ничего не увидят, разве только при каком-то искусственном освещении. А если не будет солнца, не будет зрения.

Точно так же и духовное зрение у человека. Оно видит только Бога и в Его свете видит свои собственные грехи. Прекрасный показатель того, есть ли духовное зрение у человека — если он не видит своих грехов, если ему не в чем каяться, значит, он духовно слепой, несчастный человек, духовно больной, поэтому не видит своих грехов. Он видит свои грехи высотой только с какую–нибудь огромную гору, на которую только альпинисты поднимаются, например, грехи убийства, грехи воровства, ещё чего-нибудь такого страшного, за которые милиция разыскивает на улицах, а других грехов человек не видит. А когда он начинает по крупицам разбирать свою духовную жизнь, тогда и открывается ему бесчисленное множество грехов, на которые он раньше не обращал ни малейшего внимания: грехи гордыни, грехи зависти, грехи осуждения, грехи сребролюбия, памятозлобия, непрощения и многие-многие другие мысленные грехи, которые человек не совершает ни руками, ни другими членами своего тела, даже словами не грешит. Но мысли страшные, скверные, греховные делают его чуждым Богу.

Дай Бог всем нам заботиться о приобретении духовного зрения, которое возникает в жизни человека не автоматически, а путём его собственного усилия, путём его устремления к Богу, путём победы над каждым своим конкретным грехом. Если будет борьба с грехом в жизни нашей, тогда и духовное зрение постепенно будет открываться в нашей душе. Дай Бог всем нам на это обращать внимание и стремиться к этому. Аминь.

Христос Воскресе.

Предыдущая проповедь

15 мая 2011

Неделя о расслабленном
Следующая проповедь

5 июня 2011

Святых отцов I Вселенского собора в Никее

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00