Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя о страшном суде

 Дорогие братия и сестры. Давайте с вами вспомним события земной жизни нашего Господа. Точнее, момент Его преславного вознесения на небо с горы Елеонской. Когда окончились 40 дней Его пребывания с учениками на земле после победоносного и славного Воскресения. Когда Он учил их о Царствии Небесном, когда вдохновлял их на проповедь Евангелия по всему миру. И вот завершился этот период общения учеников и апостолов с любимым и воскресшим Господом. И Он вместе с ними, постепенно готовя их к разлуке, пришёл на гору Елеонскую, и стал возноситься на небо.

 Ученики и апостолы, которые были свидетелями завершающего момента искупления и спасения рода человеческого, не хотели никуда уходить с этой горы. Они думали, что Господь завершит дело спасения, и, взойдя на небо, и видимым образом, представив человеческую плоть перед Отцом Небесным, который благословил Сыну совершить искупление рода человеческого, тотчас вернётся на землю. Поэтому, ученики-апостолы никуда не расходились. Они думали, что Господь вот-вот придёт снова на землю, о чем Он неоднократно говорил.

 Но время проходило, а Господь не являлся на Елеонской горе. И тогда ангелы, посланные Богом, явились к апостолам и ученикам, и сказали им: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1;11).

 Если первое явление Господа в Вифлееме было в кротости и смирение, в состоянии предельной нищеты и уничижения — кенозисе, т.е. снисхождении. Он родился в яслях для скотины, т.е. ниже и хуже этого и придумать невозможно. Его рождение было скромным, смиренным, малоизвестным, поскольку Его не сопровождали величественные знамения, молнии, чудеса и так далее. Немногие были свидетелями Его тайного пришествия в этот мир. Это пастухи, волхвы, да, пожалуй, и все. А другим жителям Вифлеема это было неизвестно, недоступно, а, может быть, вообще неинтересно.

Если Господь явился в этот мир в виде кроткого младенца: беспомощного, нуждающегося по своей человеческой природе в опеке, в защите, в покрове и в любви Богоматери, то второе Его пришествие, о котором говорит сегодня Церковь в этот воскресный день, будет совершенно другим. Оно будет победоносным, славным, великолепным, торжественным, и страшным. Потому что будет пришествие ангелов, которые будут предстоять пред своим небесным Владыкой и Творцом всего мира видимого и невидимого. Примерно так же, как происходило Его славное преображение на горе Фавор перед избранными учениками, которые не могли созерцать славу Его Божества, которые пали ниц на землю. Они, переживая восторг от соприкосновения с Богом, говорили: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (Мф. 17;4).

Второе Пришествие Христа на землю завершит историю мира. После этого будет Страшный Суд над родом человеческим. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». (2Петр. 3;10). «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.» (2Петр. 3;13).

Что касается Второго Пришествия, то Господь в Евангелии передает нам интересные подробности, признаки приближения этого события, зафиксированные словами апостолов. Это описывал для нас Матфей, Лука и другие Евангелисты. Этими предвестниками станут часто повторяющиеся войны, конфликты, эпидемии, трагедии, которые будут происходить по всей земле. Когда же это произойдёт?

Это началось уже давно. Достаточно включить телевизор, и вам всё станет ясно и понятно. Вы увидите, что в ХХ и в ХХI веке, пожалуй, не было ни одного дня, когда бы новости не рассказывали о военных событих, или о террористических актах. Регулярно случаются всевозможные трагедии: то авиакатастрофы, то экологические. То глобальное потепление угрожает жизни человечества, то страшное загрязнение окружающей среды. Скоро придет такое время, когда нечем будет питаться: кругом сплошная химия, генномодифицированные продукты, которые вызывают раковые заболевания и генное перерождение всего человеческого организма. Это всё происходит в наши с вами дни. Но предвестники Второго Пришествия не новы в истории человечества. В какой-то степени, их замечали и первые христиане, которые жили в эпоху войн, в эпоху трагедий и конфликтов.

Господь говорит: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24;30) Под этим знамением толкователи Священного Писания однозначно подразумевают знамение Креста Животворящего. Примерно такое знамение видел Константин Великий, когда шёл войной на Максентия. И этим видением был укреплён. И видел слова Господа, начертанные возле Креста, или сказанные ему в откровении: «Сим победишь» (Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина; 28).

Самым главным критерием близости Второго Пришествия и конца света будут не внешние признаки, к которым мы, в той или иной степени, привыкли. Мы думаем, что они не коснутся нас с вами. Что они происходят где-то на периферии. Так или иначе, но признаком Второго Пришествия Господа, того момента, когда мир потеряет право на своё существование,  будут не внешние катаклизмы. Это случится тогда, когда любовь исчезнет из жизни людей. Только не та любовь, о которой передают по телевизору. Которая, как говорится, не с кафедры церковной будет сказано. Которая находится ниже пояса. А любовь возвышенная, христианская, любовь с самоотречением, с самопожертвованием. Любовь, которая имеет основанием самого Бога. Ведь сказано в Писание: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1 Ин. 4;16).

Есть ли любовь между нами? Зайдите, посмотрите, постойте в очереди в магазине, в общественном транспорте, в поликлинике, в собесе, на почте. Посмотрите, какая там любовь. Там большей степени, можно слышать трехэтажный мат. Люди готовы в любой момент вступить в драку. Кругом знакомые слова: «давай выйдем, поговорим». Вот какая там любовь, и какие взаимоотношения между людьми.

Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог любви хотя бы в наших семейных взаимоотношениях, среди самых близких и родных нам людей, посланных Богом. Дай Бог, чтобы эта любовь никогда не уходила из нашей жизни.

Как много нам всем в этом отношение надо поработать. Нам нужно во многом изменить наше отношение, нашу жизнь. Мы холодны, сухи, мы лишены нежности, тактичности в отношении к друг другу. Мы мало говорим добрых, тёплых, сердечных слов. Одни только формальности.

А взаимоотношения? Они у нас командирские, приказные. Особенно в тех семьях, где в соответствии с Евангелием, глава семьи – преуспевающий мужчина, который содержит семью. Всё это прекрасно и необыкновенно редко встречается в этом мире. Только, к сожалению, иногда такие семьи пронизывают деспотичные отношения. В этом случае, в этой строгости, грубости уходит любовь. Вроде бы звучит забота о близких и родных, но эта забота не понятна, не востребована и никому не нужна.

Дорогие братия и сестры, Господь, явившись после этих знамений на нашу грешную землю, будет судить род человеческий.  Он будет судить не только тех людей, которые доживут до этого момента. Все души усопших людей, находящиеся в руках Божьих, воскреснут. Они снова будут посланы на землю Богом, и соединятся со своими умершими, разложившимися, рассыпавшимися в прах телами. Но Бог воссоздаст эти тела, как Он создал тело первого человека Адама из земли. Точно так же, Бог своим Божественным могуществом, силой и властью воскресит, воссоздаст тела умерших людей. Они восстанут из своих могил, и соединятся с душами. И тела эти будут точно такими, как были при жизни, но не будут бояться ни смерти, ни разложения. Их невозможно будет ни уничтожить, ни убить, ни навредить им каким-то образом. Они не будут нуждаться ни в пище, ни в питье, ни в чем-либо материальном и внешнем.

Если и употреблял Господь пищу после своего Воскресения, то делал это не потому, что она была ему необходима. Делал Он это для того, чтобы показать своим ученикам, что Он подлинный, настоящий Богочеловек, обладающий воскресшей человеческой природой, снова соединившейся с его Божеством. С той природой, с которой видимым для апостолов образом Он снова соединился после своего победоносного и славного Воскресения. При этом, находясь во гробе, Он никогда не разлучался с Божеством, и всегда был Богом. И всегда был на Престоле вместе со своим возлюбленным Отцом Небесным.

Дорогие братия и сестры. Господь соберет все народы, и состоится Страшный Суд. Как же он будет состоять? В нашем приходе очень много юристов. Они, наверное, подскажут нам, как бы устроить всё по справедливости, по закону. Какой необходимо применить кодекс: гражданский или уголовный. По какому же закону судить род человеческий? К одному применишь уголовный кодекс — не подходит. К другому нельзя применить гражданский кодекс…

 Дорогие братия и сестры, Страшный Суд, и вообще, Суд Божий не похож на суды человеческие. Суды человеческие преисполнены неправды, лжи, лукавства. И сторона обвинения, и, тем более, сторона защиты, избирательно выбирают только те факты, по которым можно выстроить невиновность человека. По крайней мере, чтобы он предстал не таким страшным и ужасным преступником, чтобы человека не посадили в тюрьму. Зависит ли наказание от преступления или от жизни человека? Нет. Оно зависит от профессионализма адвокатов. А больше, пожалуй, ни от чего. Только если от финансовой возможности человека, попавшего в ту или иную ситуацию.

А Божий Суд как будет происходить? Взятки не дашь, ни адвокаты, ни прокуроры Господу не нужны. Ни в свидетелях,  ни в понятых — ни в ком Он не нуждается. Господь всё знает. Поэтому, Суд Божий — страшный.

Что же в нём такого страшного? Страшно, что нельзя ничего скрыть, ни о чём нельзя умолчать. Бог всё знает. И Суд Божий состоит не в том, что тот или иной человек будет оправдан, а другой — осуждён. Не будет такого, что грехи того человека Бог простил, забыл о них, перестал гневаться на этого человека, вычеркнул его грехи из своей памяти. И теперь человек оправдан. Ничего подобного. Нельзя о Боге думать так примитивно. Потому что Бога невозможно ни оскорбить грехами, ни порадовать добродетелью. Бог живёт в неприступном состоянии вечного, непоколебимого, непрестающего блаженства и радости. А грехи, которые омрачают, или радость от добродетельной жизни — это чувственные переживания, соответственно, проявление страстей. А для Бога они чужды и  абсолютно не приемлемы.

В Евангелии, которое читалось сегодня, Господь показывает нам, как Он будет судить. Он будет судить по наличию или отсутствию добрых дел. Господь будет судить по делам милосердия. Он поставит праведников одесную себя, и скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25;34-39)

Мы же вроде жили в ХХI веке, а ты в I, мы тебя вообще не видели алчущим. И нагим тебя не видели. Но Господь скажет: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25;40)

А грешникам, которых поставит, как козлов, слева от себя, скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.» (Мф. 25;41-43)

Они скажут, оправдываясь: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25;44-46)

Таким образом, всякое доброе дело по отношению к ближнему, или его отсутствие, Господь принимает на Свой счет. Он принимает доброе дело, которое мы совершили по отношению к ближнему так, как будто бы мы сделали это добро самому Господу. Для Него это бесценно, потому что Он — любящий Отец. Потому что Он носил человеческую плоть. И не только носил, а вознёс её одесную Бога Отца, и посадил на Престоле. Ему очень ценно и дорого то, как мы относимся к друг дугу.

Нам кажется, что нас будут оправдывать другие наши поступки, другие вещи из нашей жизни. Может быть, нас оправдает то, что мы любим поститься, и в нашей жизни было уже 40 великих постов. А может 50, а может 20. И новый пост настает – мы снова будем поститься. И пост нас спасёт и оправдает. И поклоны делаем, и свечки ставим солидные. И многое другое делаем, и в храм ходим. Но всё это не так важно. А почему не важно? Важен результат.

А что же тогда получается, можно подумать, что этого ничего не надо? Но тогда мы приходим к формуле, что Бог в душе. Все. Ни в храм ходить не надо, ни постов держать не надо, ничего не надо. Почему? Ведь Богу угодны только добрые дела. Раздавай тогда копейки направо и налево, благодетельствуй, а живи как скотина. И Господь тебя помилует.

Но не получается так. Ведь Церковь Богом для нас основана. Это не дом культуры, в который ходить надо тогда, когда время есть. По остаточному принципу, так сказать. Когда заняться нечем. Вроде сегодня оттепель, т.е. на лыжах не поедешь, спать долго вредно – потом суставы разминать. Пойду — схожу. Может быть зачтётся.

Нет. Этим Бога не порадуешь. Ему важен результат. Результат, который дает и посещение храма, и посты, и поклоны, и молитвы. Все эти и другие вещи должны привести человека к добрым делам — любви и милосердию. Вы думаете, минуя это, можно совершать добрые дела и иметь любовь друг другу? Ничего подобного. Так пытались сделать коммунисты, между прочим. Написали моральный кодекс строителя коммунизма. Выхватили тест из Евангелия на 70 процентов. А само Евангелие и Церковь нам не надо. Духовенство сгноили, расстреляли в лагерях. Ведь к 43 году всего 4 епископа осталось на свободе, а сотни епископов сгноили и расстреляли. Ничего этого было не нужно. Хотели оставить одну только мораль.

Ничего не получилось. Почему-то всё рухнуло. А почему? Потому что мораль без источника не работает. Нет примера, нет источника, неоткуда подпитываться добродетелью, и не от кого черпать любовь. И поэтому, дорогие братия и сестры, в этот воскресный день, Господь напоминает, обличает нас с вами в отсутствии любви в нашей жизни. И напоминает, что самое главное, главный критерий, по которому Бог будет судить мир — это любовь между нами. Дай Бог, чтобы любовь эта была, и нам было не стыдно предстать перед Господом. Чтобы мы, как древние христиане, среди которых, будучи их современником, писал Апокалипсис Иоанн Богослов, могли подтвердить эти слова, которыми он оканчивает откровение: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22;20).

Аминь.

6 марта 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

 Дорогие братия и сестры. Давайте с вами вспомним события земной жизни нашего Господа. Точнее, момент Его преславного вознесения на небо с горы Елеонской. Когда окончились 40 дней Его пребывания с учениками на земле после победоносного и славного Воскресения. Когда Он учил их о Царствии Небесном, когда вдохновлял их на проповедь Евангелия по всему миру. И вот завершился этот период общения учеников и апостолов с любимым и воскресшим Господом. И Он вместе с ними, постепенно готовя их к разлуке, пришёл на гору Елеонскую, и стал возноситься на небо.

 Ученики и апостолы, которые были свидетелями завершающего момента искупления и спасения рода человеческого, не хотели никуда уходить с этой горы. Они думали, что Господь завершит дело спасения, и, взойдя на небо, и видимым образом, представив человеческую плоть перед Отцом Небесным, который благословил Сыну совершить искупление рода человеческого, тотчас вернётся на землю. Поэтому, ученики-апостолы никуда не расходились. Они думали, что Господь вот-вот придёт снова на землю, о чем Он неоднократно говорил.

 Но время проходило, а Господь не являлся на Елеонской горе. И тогда ангелы, посланные Богом, явились к апостолам и ученикам, и сказали им: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1;11).

 Если первое явление Господа в Вифлееме было в кротости и смирение, в состоянии предельной нищеты и уничижения — кенозисе, т.е. снисхождении. Он родился в яслях для скотины, т.е. ниже и хуже этого и придумать невозможно. Его рождение было скромным, смиренным, малоизвестным, поскольку Его не сопровождали величественные знамения, молнии, чудеса и так далее. Немногие были свидетелями Его тайного пришествия в этот мир. Это пастухи, волхвы, да, пожалуй, и все. А другим жителям Вифлеема это было неизвестно, недоступно, а, может быть, вообще неинтересно.

Если Господь явился в этот мир в виде кроткого младенца: беспомощного, нуждающегося по своей человеческой природе в опеке, в защите, в покрове и в любви Богоматери, то второе Его пришествие, о котором говорит сегодня Церковь в этот воскресный день, будет совершенно другим. Оно будет победоносным, славным, великолепным, торжественным, и страшным. Потому что будет пришествие ангелов, которые будут предстоять пред своим небесным Владыкой и Творцом всего мира видимого и невидимого. Примерно так же, как происходило Его славное преображение на горе Фавор перед избранными учениками, которые не могли созерцать славу Его Божества, которые пали ниц на землю. Они, переживая восторг от соприкосновения с Богом, говорили: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (Мф. 17;4).

Второе Пришествие Христа на землю завершит историю мира. После этого будет Страшный Суд над родом человеческим. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». (2Петр. 3;10). «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.» (2Петр. 3;13).

Что касается Второго Пришествия, то Господь в Евангелии передает нам интересные подробности, признаки приближения этого события, зафиксированные словами апостолов. Это описывал для нас Матфей, Лука и другие Евангелисты. Этими предвестниками станут часто повторяющиеся войны, конфликты, эпидемии, трагедии, которые будут происходить по всей земле. Когда же это произойдёт?

Это началось уже давно. Достаточно включить телевизор, и вам всё станет ясно и понятно. Вы увидите, что в ХХ и в ХХI веке, пожалуй, не было ни одного дня, когда бы новости не рассказывали о военных событих, или о террористических актах. Регулярно случаются всевозможные трагедии: то авиакатастрофы, то экологические. То глобальное потепление угрожает жизни человечества, то страшное загрязнение окружающей среды. Скоро придет такое время, когда нечем будет питаться: кругом сплошная химия, генномодифицированные продукты, которые вызывают раковые заболевания и генное перерождение всего человеческого организма. Это всё происходит в наши с вами дни. Но предвестники Второго Пришествия не новы в истории человечества. В какой-то степени, их замечали и первые христиане, которые жили в эпоху войн, в эпоху трагедий и конфликтов.

Господь говорит: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24;30) Под этим знамением толкователи Священного Писания однозначно подразумевают знамение Креста Животворящего. Примерно такое знамение видел Константин Великий, когда шёл войной на Максентия. И этим видением был укреплён. И видел слова Господа, начертанные возле Креста, или сказанные ему в откровении: «Сим победишь» (Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина; 28).

Самым главным критерием близости Второго Пришествия и конца света будут не внешние признаки, к которым мы, в той или иной степени, привыкли. Мы думаем, что они не коснутся нас с вами. Что они происходят где-то на периферии. Так или иначе, но признаком Второго Пришествия Господа, того момента, когда мир потеряет право на своё существование,  будут не внешние катаклизмы. Это случится тогда, когда любовь исчезнет из жизни людей. Только не та любовь, о которой передают по телевизору. Которая, как говорится, не с кафедры церковной будет сказано. Которая находится ниже пояса. А любовь возвышенная, христианская, любовь с самоотречением, с самопожертвованием. Любовь, которая имеет основанием самого Бога. Ведь сказано в Писание: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1 Ин. 4;16).

Есть ли любовь между нами? Зайдите, посмотрите, постойте в очереди в магазине, в общественном транспорте, в поликлинике, в собесе, на почте. Посмотрите, какая там любовь. Там большей степени, можно слышать трехэтажный мат. Люди готовы в любой момент вступить в драку. Кругом знакомые слова: «давай выйдем, поговорим». Вот какая там любовь, и какие взаимоотношения между людьми.

Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог любви хотя бы в наших семейных взаимоотношениях, среди самых близких и родных нам людей, посланных Богом. Дай Бог, чтобы эта любовь никогда не уходила из нашей жизни.

Как много нам всем в этом отношение надо поработать. Нам нужно во многом изменить наше отношение, нашу жизнь. Мы холодны, сухи, мы лишены нежности, тактичности в отношении к друг другу. Мы мало говорим добрых, тёплых, сердечных слов. Одни только формальности.

А взаимоотношения? Они у нас командирские, приказные. Особенно в тех семьях, где в соответствии с Евангелием, глава семьи – преуспевающий мужчина, который содержит семью. Всё это прекрасно и необыкновенно редко встречается в этом мире. Только, к сожалению, иногда такие семьи пронизывают деспотичные отношения. В этом случае, в этой строгости, грубости уходит любовь. Вроде бы звучит забота о близких и родных, но эта забота не понятна, не востребована и никому не нужна.

Дорогие братия и сестры, Господь, явившись после этих знамений на нашу грешную землю, будет судить род человеческий.  Он будет судить не только тех людей, которые доживут до этого момента. Все души усопших людей, находящиеся в руках Божьих, воскреснут. Они снова будут посланы на землю Богом, и соединятся со своими умершими, разложившимися, рассыпавшимися в прах телами. Но Бог воссоздаст эти тела, как Он создал тело первого человека Адама из земли. Точно так же, Бог своим Божественным могуществом, силой и властью воскресит, воссоздаст тела умерших людей. Они восстанут из своих могил, и соединятся с душами. И тела эти будут точно такими, как были при жизни, но не будут бояться ни смерти, ни разложения. Их невозможно будет ни уничтожить, ни убить, ни навредить им каким-то образом. Они не будут нуждаться ни в пище, ни в питье, ни в чем-либо материальном и внешнем.

Если и употреблял Господь пищу после своего Воскресения, то делал это не потому, что она была ему необходима. Делал Он это для того, чтобы показать своим ученикам, что Он подлинный, настоящий Богочеловек, обладающий воскресшей человеческой природой, снова соединившейся с его Божеством. С той природой, с которой видимым для апостолов образом Он снова соединился после своего победоносного и славного Воскресения. При этом, находясь во гробе, Он никогда не разлучался с Божеством, и всегда был Богом. И всегда был на Престоле вместе со своим возлюбленным Отцом Небесным.

Дорогие братия и сестры. Господь соберет все народы, и состоится Страшный Суд. Как же он будет состоять? В нашем приходе очень много юристов. Они, наверное, подскажут нам, как бы устроить всё по справедливости, по закону. Какой необходимо применить кодекс: гражданский или уголовный. По какому же закону судить род человеческий? К одному применишь уголовный кодекс — не подходит. К другому нельзя применить гражданский кодекс…

 Дорогие братия и сестры, Страшный Суд, и вообще, Суд Божий не похож на суды человеческие. Суды человеческие преисполнены неправды, лжи, лукавства. И сторона обвинения, и, тем более, сторона защиты, избирательно выбирают только те факты, по которым можно выстроить невиновность человека. По крайней мере, чтобы он предстал не таким страшным и ужасным преступником, чтобы человека не посадили в тюрьму. Зависит ли наказание от преступления или от жизни человека? Нет. Оно зависит от профессионализма адвокатов. А больше, пожалуй, ни от чего. Только если от финансовой возможности человека, попавшего в ту или иную ситуацию.

А Божий Суд как будет происходить? Взятки не дашь, ни адвокаты, ни прокуроры Господу не нужны. Ни в свидетелях,  ни в понятых — ни в ком Он не нуждается. Господь всё знает. Поэтому, Суд Божий — страшный.

Что же в нём такого страшного? Страшно, что нельзя ничего скрыть, ни о чём нельзя умолчать. Бог всё знает. И Суд Божий состоит не в том, что тот или иной человек будет оправдан, а другой — осуждён. Не будет такого, что грехи того человека Бог простил, забыл о них, перестал гневаться на этого человека, вычеркнул его грехи из своей памяти. И теперь человек оправдан. Ничего подобного. Нельзя о Боге думать так примитивно. Потому что Бога невозможно ни оскорбить грехами, ни порадовать добродетелью. Бог живёт в неприступном состоянии вечного, непоколебимого, непрестающего блаженства и радости. А грехи, которые омрачают, или радость от добродетельной жизни — это чувственные переживания, соответственно, проявление страстей. А для Бога они чужды и  абсолютно не приемлемы.

В Евангелии, которое читалось сегодня, Господь показывает нам, как Он будет судить. Он будет судить по наличию или отсутствию добрых дел. Господь будет судить по делам милосердия. Он поставит праведников одесную себя, и скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25;34-39)

Мы же вроде жили в ХХI веке, а ты в I, мы тебя вообще не видели алчущим. И нагим тебя не видели. Но Господь скажет: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25;40)

А грешникам, которых поставит, как козлов, слева от себя, скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.» (Мф. 25;41-43)

Они скажут, оправдываясь: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25;44-46)

Таким образом, всякое доброе дело по отношению к ближнему, или его отсутствие, Господь принимает на Свой счет. Он принимает доброе дело, которое мы совершили по отношению к ближнему так, как будто бы мы сделали это добро самому Господу. Для Него это бесценно, потому что Он — любящий Отец. Потому что Он носил человеческую плоть. И не только носил, а вознёс её одесную Бога Отца, и посадил на Престоле. Ему очень ценно и дорого то, как мы относимся к друг дугу.

Нам кажется, что нас будут оправдывать другие наши поступки, другие вещи из нашей жизни. Может быть, нас оправдает то, что мы любим поститься, и в нашей жизни было уже 40 великих постов. А может 50, а может 20. И новый пост настает – мы снова будем поститься. И пост нас спасёт и оправдает. И поклоны делаем, и свечки ставим солидные. И многое другое делаем, и в храм ходим. Но всё это не так важно. А почему не важно? Важен результат.

А что же тогда получается, можно подумать, что этого ничего не надо? Но тогда мы приходим к формуле, что Бог в душе. Все. Ни в храм ходить не надо, ни постов держать не надо, ничего не надо. Почему? Ведь Богу угодны только добрые дела. Раздавай тогда копейки направо и налево, благодетельствуй, а живи как скотина. И Господь тебя помилует.

Но не получается так. Ведь Церковь Богом для нас основана. Это не дом культуры, в который ходить надо тогда, когда время есть. По остаточному принципу, так сказать. Когда заняться нечем. Вроде сегодня оттепель, т.е. на лыжах не поедешь, спать долго вредно – потом суставы разминать. Пойду — схожу. Может быть зачтётся.

Нет. Этим Бога не порадуешь. Ему важен результат. Результат, который дает и посещение храма, и посты, и поклоны, и молитвы. Все эти и другие вещи должны привести человека к добрым делам — любви и милосердию. Вы думаете, минуя это, можно совершать добрые дела и иметь любовь друг другу? Ничего подобного. Так пытались сделать коммунисты, между прочим. Написали моральный кодекс строителя коммунизма. Выхватили тест из Евангелия на 70 процентов. А само Евангелие и Церковь нам не надо. Духовенство сгноили, расстреляли в лагерях. Ведь к 43 году всего 4 епископа осталось на свободе, а сотни епископов сгноили и расстреляли. Ничего этого было не нужно. Хотели оставить одну только мораль.

Ничего не получилось. Почему-то всё рухнуло. А почему? Потому что мораль без источника не работает. Нет примера, нет источника, неоткуда подпитываться добродетелью, и не от кого черпать любовь. И поэтому, дорогие братия и сестры, в этот воскресный день, Господь напоминает, обличает нас с вами в отсутствии любви в нашей жизни. И напоминает, что самое главное, главный критерий, по которому Бог будет судить мир — это любовь между нами. Дай Бог, чтобы любовь эта была, и нам было не стыдно предстать перед Господом. Чтобы мы, как древние христиане, среди которых, будучи их современником, писал Апокалипсис Иоанн Богослов, могли подтвердить эти слова, которыми он оканчивает откровение: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22;20).

Аминь.

Предыдущая проповедь

28 февраля 2016

Неделя о блудном сыне
Следующая проповедь

13 марта 2016

Пред Великим Постом

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00