Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя перед Богоявлением

Дорогие братья и сестры! Мы с вами находимся в прекрасном церковном периоде святок, которые продолжаются от Рождества Христова до Крещения. Сегодняшний воскресный день имеет уже своё устремление к празднику Крещения Господня и называется «неделей перед Богоявлением»

Первое Евангелие, которое читалось сегодня за божественной литургией, напомнило нам о проповеди Иоанна Крестителя и о том, что Господь выходит на Своё общественное служение для нашего с вами  спасения. Иоанн Креститель проповедовал в пустыне иудейской и готовил людей к встрече с Мессией. Готовил их через покаяние, совершая крещение над ними в водах Иорданских. Множество людей, которые слышали о необыкновенной, подвижнической жизни Иоанна Крестителя, об удивительном явлении, которого не было в истории, может быть, нескольких сотен лет, они с удивлением приходили туда. Они приходили, чтобы посмотреть, как живёт в пустыне этот Ангел во плоти. Голос проповеди Его доходил до любых сердец, и люди каялись в своих грехах, тем самым подготавливая души свои для пришествия в мир Мессии, ибо Христа-Спасителя, как в момент Его пришествия в этот мир, так и сейчас в Его приближении к каждой человеческой душе, можно встретить только через покаяние. Только сердце человека, способное к покаянию, которое осознает своё крайнее недостоинство и видит свои грехи, способно к общению с Богом.

Второе Евангелие, которое читалось ради памяти преподобного Серафима Саровского, говорило об этом же. Там звучали слова Нагорной проповеди и первая фраза о том, как должен жить христианин — она начинается с покаяния и смирения. «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Нищие духом — это смиренные люди, которые ничего своего не имеют, ничем не обладают, а что находится в их пользовании, то они считают божественным достоянием. Они ничего не думают о себе высокого, великого, а знают своё очень скромное место в этом мире. Смирение — это такая удивительная добродетель, которая становится необходимым, прочным основанием, фундаментом для строительства духовной жизни и для того, чтобы состоялся диалог между Богом и человеком, чтобы произошла эта определяющая всю последующую жизнь человека встреча его с Богом. И задача земной жизни именно и состоит в том, чтобы здесь увидеть Бога, приблизиться к Нему, чувствовать Его любовь, Его близость к твоей жизни, к твоему сердцу. Это общение с Богом является гарантом, и надеждой, и утешением тому, что и в будущей жизни Господь будет рядом с нами.

Сегодня день памяти удивительного святого Русской земли, преподобного Серафима Саровского. Церковь не зря называет его «всея России чудотворцем», потому что при его земной жизни в Саровскую пустынь приходило множество людей. Иногда он в день принимал до тысячи человек. И такое случалось не в один какой-то день в году, а так было многие годы подряд. Нашим бы должностным лицам, которые имеют лимиты приёма посетителей, например, врачи, участковые, чиновники принять тысячу человек в день, и чтобы это не означало какого-то небрежения или халатного отношения. А Серафим Саровский способен был к такому подвигу и не просто раздавал благословения направо и налево, а утешал людей. Он, обладая даром прозорливости, наперёд знал, зачем человек пришёл к нему, преодолевая иногда многие сотни и тысячи километров. Он наперёд знал его горе, его нужду. А если видел, что человек не способен к покаянию, не видит своих грехов, он сам обличал его, говоря: а помнишь, ты тогда-то, в том году совершил то-то и то-то. И люди вспоминали, и плакали, и каялись в своих грехах.

Так, например, произошло с одним известным генералом, который пришёл из любопытства в Саровскую пустынь, желая увидеть, кто же там такой преподобный Серафим, о котором говорит вся Россия. Пришёл в обитель, вся грудь в орденах, в экипировке, со шпагой и вёл себя при этом очень надменно. Преподобный Серафим наперёд читал его мысли, поэтому, когда у генерала в голове промелькнула мысль, зачем же он пришёл к этому  убогому старцу, что нового может ему сказать этот старец, Серафим ему ответил таким образом:

— Ну что ж ты пришёл ко мне, убогому? Что ж я тебе, учёному, могу сказать?

А затем напомнил этому офицеру, что ордена он получал незаслуженно, лицемеря, обманывая и выдавая чужие подвиги за свои. При этих словах все ордена и медали, носимые им незаслуженно, попадали в его фуражку, которая наполнилась его слезами раскаяния. Вот так принимал преподобный Серафим многих и многих людей.

Когда приходили к нему письма, он почти все их и не распечатывал, потому что знал, о чём люди пишут, о чём они просят. Своим помощникам и монахам-келейникам он говорил, на какое письмо что и как ответить. Это было совершенно необходимо, это было ответом на их нераспечатанные, нечитаемые им письма.

Преподобный Серафим стяжал необыкновенную любовь к людям. Это является очень верным критерием духовной жизни, признаком духовной высоты. Очень часто на лице человека, когда он только начинает идти по пути доброделания, вступает на христианский путь жизни, никакой радости не видно — в лучшем случае совершенно угрюмое выражение лица, в худшем – злое, преисполненное осуждения, ненависти ко всем окружающим. Это не христианское настроение. Преподобный Серафим в результате своих подвигов – многолетних,  необыкновенных, неподражаемых стяжал дух мирный и необыкновенную любовь и радость к людям. Он всех принимал одинаковыми словами: «Радость моя, Христос воскресе».

Нам бы проявлять такое чувство ко всем людям, но каждый из нас чувствует, как он далёк от того, чтобы к своим недругам, завистникам, клеветникам, просто равнодушным людям вот так можно обратиться с этими словами, например, к соседу по лестничной площадке: «Радость моя». Какая там радость? Сдержаться бы, чтобы не разразиться нелитературным языком порой. А вот преподобный Серафим с подлинной радостью всегда встречал людей, и перед этой его любовью было безоружно любое сердце, преисполненное злобы, ненависти.

Какие же подвиги нёс преподобный Серафим, которые сделали его таким великим и любимым святым? Во-первых, его необыкновенная любовь к Священному Писанию. Порой, мы его в руки не берём, ссылаясь иногда на занятость, иногда на усталость. Казалось бы, что там узнаешь нового? Слышали, не первый год в храме, батюшка напоминает иногда, по телевизору  канал «Союз» показывает. А вот преподобный Серафим в течение всей своей жизни ежедневно читал Евангелие, причём в день читал по евангелисту – в понедельник Матфей, во вторник Марк, в среду Лука, потом Иоанн, деяния апостолов, послания и апокалипсис. В течение недели он прочитывал весь Новый Завет. Поэтому он всем приходящим к нему советовал читать Священное Писание и говорил, что критерием знания его является такое состояние человеческого ума, когда ум, говоря его словами, «плавает» в Священном Писании. «Плавает», то есть совершенно свободно ориентируется в нём, и на любой вопрос у него сразу есть цитата из Священного Писания, как Господь говорил в том или ином случае. Именно так, основываясь на Священном Писании, он и давал советы людям. И эти обычные слова, порой знакомые, в его устах приложимые к конкретной жизненной ситуации человека, они и были подлинным голосом Божиим, который помогал человеку исправить свою жизнь.

Совершал он и великие внешние подвиги, молитвенные, телесные. Тысячу дней и тысячу ночей он стоял на камне и молился одной молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному», пребывал в уединении, в затворе. Иногда он годами почти ничего не ел, только ту траву, которая росла в лесу. Он её сушил и какие-то отвары делал, этим приводил в недоумение братию, чем же он там питался в лесу, когда в монастырь уже целый год не приходил. Как же он выживает там в этой пустыне?

Он претерпел нападение разбойников, которые его едва не убили. Они переломали ему позвоночник, после этого он стал сгорбленным. Они били его немилосердно, обухом топора проломили череп. Он еле-еле смог доползти до монастыря в таком состоянии. И то ночью остался в своей келье, чтобы не тревожить братию, а утром уже как мог дополз до монастыря, отказавшись от всякой врачебной помощи.

Божия Матерь часто являлась ему, как никакому другому святому. Таких примеров больше нет: пятнадцать раз в жизни. И после этого избиения Она явилась ему, утешая, с избранным сонмом святых и, коснувшись его, говорила: «Этот от рода нашего». После этого посещения Серафим Саровский смог встать от одра болезни и продлить свою жизнь земную, так необходимую для его современников.

Этих разбойников, которые были найдены потом, он простил. Причем простил настолько утвердительно и категорично, что сказал, что если предадут их земному суду, то он уйдёт из монастыря. Вот истинная любовь всепрощения, даже к врагам, которые едва не лишили его жизни.

Вот опять же, дорогие братия и сестры, где нам стяжать такую всепрощающую любовь или, хотя бы, некое её подобие в нашей с вами жизни? Нам иногда в семьях своих не разобраться: мужу с женой; жене с мужем — кто должен мыть посуду, убирать, с детьми гулять. Иногда дело доходит, мягко говоря, до юмора, потому что без юмора нельзя слышать такие истории, которые заводят порой в тупик, потому что нет прощения, нет терпения, всё разваливается, нет никакой христианской жизни.

Дай Бог, чтобы молитвами преподобного Серафима Саровского Господь вдохнул в нашу жизнь любовь к людям, любовь к Богу, к Церкви Христовой молитвами этого выдающегося русского святого. Аминь.

15 января 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братья и сестры! Мы с вами находимся в прекрасном церковном периоде святок, которые продолжаются от Рождества Христова до Крещения. Сегодняшний воскресный день имеет уже своё устремление к празднику Крещения Господня и называется «неделей перед Богоявлением»

Первое Евангелие, которое читалось сегодня за божественной литургией, напомнило нам о проповеди Иоанна Крестителя и о том, что Господь выходит на Своё общественное служение для нашего с вами  спасения. Иоанн Креститель проповедовал в пустыне иудейской и готовил людей к встрече с Мессией. Готовил их через покаяние, совершая крещение над ними в водах Иорданских. Множество людей, которые слышали о необыкновенной, подвижнической жизни Иоанна Крестителя, об удивительном явлении, которого не было в истории, может быть, нескольких сотен лет, они с удивлением приходили туда. Они приходили, чтобы посмотреть, как живёт в пустыне этот Ангел во плоти. Голос проповеди Его доходил до любых сердец, и люди каялись в своих грехах, тем самым подготавливая души свои для пришествия в мир Мессии, ибо Христа-Спасителя, как в момент Его пришествия в этот мир, так и сейчас в Его приближении к каждой человеческой душе, можно встретить только через покаяние. Только сердце человека, способное к покаянию, которое осознает своё крайнее недостоинство и видит свои грехи, способно к общению с Богом.

Второе Евангелие, которое читалось ради памяти преподобного Серафима Саровского, говорило об этом же. Там звучали слова Нагорной проповеди и первая фраза о том, как должен жить христианин — она начинается с покаяния и смирения. «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Нищие духом — это смиренные люди, которые ничего своего не имеют, ничем не обладают, а что находится в их пользовании, то они считают божественным достоянием. Они ничего не думают о себе высокого, великого, а знают своё очень скромное место в этом мире. Смирение — это такая удивительная добродетель, которая становится необходимым, прочным основанием, фундаментом для строительства духовной жизни и для того, чтобы состоялся диалог между Богом и человеком, чтобы произошла эта определяющая всю последующую жизнь человека встреча его с Богом. И задача земной жизни именно и состоит в том, чтобы здесь увидеть Бога, приблизиться к Нему, чувствовать Его любовь, Его близость к твоей жизни, к твоему сердцу. Это общение с Богом является гарантом, и надеждой, и утешением тому, что и в будущей жизни Господь будет рядом с нами.

Сегодня день памяти удивительного святого Русской земли, преподобного Серафима Саровского. Церковь не зря называет его «всея России чудотворцем», потому что при его земной жизни в Саровскую пустынь приходило множество людей. Иногда он в день принимал до тысячи человек. И такое случалось не в один какой-то день в году, а так было многие годы подряд. Нашим бы должностным лицам, которые имеют лимиты приёма посетителей, например, врачи, участковые, чиновники принять тысячу человек в день, и чтобы это не означало какого-то небрежения или халатного отношения. А Серафим Саровский способен был к такому подвигу и не просто раздавал благословения направо и налево, а утешал людей. Он, обладая даром прозорливости, наперёд знал, зачем человек пришёл к нему, преодолевая иногда многие сотни и тысячи километров. Он наперёд знал его горе, его нужду. А если видел, что человек не способен к покаянию, не видит своих грехов, он сам обличал его, говоря: а помнишь, ты тогда-то, в том году совершил то-то и то-то. И люди вспоминали, и плакали, и каялись в своих грехах.

Так, например, произошло с одним известным генералом, который пришёл из любопытства в Саровскую пустынь, желая увидеть, кто же там такой преподобный Серафим, о котором говорит вся Россия. Пришёл в обитель, вся грудь в орденах, в экипировке, со шпагой и вёл себя при этом очень надменно. Преподобный Серафим наперёд читал его мысли, поэтому, когда у генерала в голове промелькнула мысль, зачем же он пришёл к этому  убогому старцу, что нового может ему сказать этот старец, Серафим ему ответил таким образом:

— Ну что ж ты пришёл ко мне, убогому? Что ж я тебе, учёному, могу сказать?

А затем напомнил этому офицеру, что ордена он получал незаслуженно, лицемеря, обманывая и выдавая чужие подвиги за свои. При этих словах все ордена и медали, носимые им незаслуженно, попадали в его фуражку, которая наполнилась его слезами раскаяния. Вот так принимал преподобный Серафим многих и многих людей.

Когда приходили к нему письма, он почти все их и не распечатывал, потому что знал, о чём люди пишут, о чём они просят. Своим помощникам и монахам-келейникам он говорил, на какое письмо что и как ответить. Это было совершенно необходимо, это было ответом на их нераспечатанные, нечитаемые им письма.

Преподобный Серафим стяжал необыкновенную любовь к людям. Это является очень верным критерием духовной жизни, признаком духовной высоты. Очень часто на лице человека, когда он только начинает идти по пути доброделания, вступает на христианский путь жизни, никакой радости не видно — в лучшем случае совершенно угрюмое выражение лица, в худшем – злое, преисполненное осуждения, ненависти ко всем окружающим. Это не христианское настроение. Преподобный Серафим в результате своих подвигов – многолетних,  необыкновенных, неподражаемых стяжал дух мирный и необыкновенную любовь и радость к людям. Он всех принимал одинаковыми словами: «Радость моя, Христос воскресе».

Нам бы проявлять такое чувство ко всем людям, но каждый из нас чувствует, как он далёк от того, чтобы к своим недругам, завистникам, клеветникам, просто равнодушным людям вот так можно обратиться с этими словами, например, к соседу по лестничной площадке: «Радость моя». Какая там радость? Сдержаться бы, чтобы не разразиться нелитературным языком порой. А вот преподобный Серафим с подлинной радостью всегда встречал людей, и перед этой его любовью было безоружно любое сердце, преисполненное злобы, ненависти.

Какие же подвиги нёс преподобный Серафим, которые сделали его таким великим и любимым святым? Во-первых, его необыкновенная любовь к Священному Писанию. Порой, мы его в руки не берём, ссылаясь иногда на занятость, иногда на усталость. Казалось бы, что там узнаешь нового? Слышали, не первый год в храме, батюшка напоминает иногда, по телевизору  канал «Союз» показывает. А вот преподобный Серафим в течение всей своей жизни ежедневно читал Евангелие, причём в день читал по евангелисту – в понедельник Матфей, во вторник Марк, в среду Лука, потом Иоанн, деяния апостолов, послания и апокалипсис. В течение недели он прочитывал весь Новый Завет. Поэтому он всем приходящим к нему советовал читать Священное Писание и говорил, что критерием знания его является такое состояние человеческого ума, когда ум, говоря его словами, «плавает» в Священном Писании. «Плавает», то есть совершенно свободно ориентируется в нём, и на любой вопрос у него сразу есть цитата из Священного Писания, как Господь говорил в том или ином случае. Именно так, основываясь на Священном Писании, он и давал советы людям. И эти обычные слова, порой знакомые, в его устах приложимые к конкретной жизненной ситуации человека, они и были подлинным голосом Божиим, который помогал человеку исправить свою жизнь.

Совершал он и великие внешние подвиги, молитвенные, телесные. Тысячу дней и тысячу ночей он стоял на камне и молился одной молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному», пребывал в уединении, в затворе. Иногда он годами почти ничего не ел, только ту траву, которая росла в лесу. Он её сушил и какие-то отвары делал, этим приводил в недоумение братию, чем же он там питался в лесу, когда в монастырь уже целый год не приходил. Как же он выживает там в этой пустыне?

Он претерпел нападение разбойников, которые его едва не убили. Они переломали ему позвоночник, после этого он стал сгорбленным. Они били его немилосердно, обухом топора проломили череп. Он еле-еле смог доползти до монастыря в таком состоянии. И то ночью остался в своей келье, чтобы не тревожить братию, а утром уже как мог дополз до монастыря, отказавшись от всякой врачебной помощи.

Божия Матерь часто являлась ему, как никакому другому святому. Таких примеров больше нет: пятнадцать раз в жизни. И после этого избиения Она явилась ему, утешая, с избранным сонмом святых и, коснувшись его, говорила: «Этот от рода нашего». После этого посещения Серафим Саровский смог встать от одра болезни и продлить свою жизнь земную, так необходимую для его современников.

Этих разбойников, которые были найдены потом, он простил. Причем простил настолько утвердительно и категорично, что сказал, что если предадут их земному суду, то он уйдёт из монастыря. Вот истинная любовь всепрощения, даже к врагам, которые едва не лишили его жизни.

Вот опять же, дорогие братия и сестры, где нам стяжать такую всепрощающую любовь или, хотя бы, некое её подобие в нашей с вами жизни? Нам иногда в семьях своих не разобраться: мужу с женой; жене с мужем — кто должен мыть посуду, убирать, с детьми гулять. Иногда дело доходит, мягко говоря, до юмора, потому что без юмора нельзя слышать такие истории, которые заводят порой в тупик, потому что нет прощения, нет терпения, всё разваливается, нет никакой христианской жизни.

Дай Бог, чтобы молитвами преподобного Серафима Саровского Господь вдохнул в нашу жизнь любовь к людям, любовь к Богу, к Церкви Христовой молитвами этого выдающегося русского святого. Аминь.

Предыдущая проповедь

7 января 2012

Рождество Христово
Следующая проповедь

22 января 2012

Святителя Филиппа, Митрополита Московского

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00