Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя по воздвижении животворящего креста Господня

Дорогие братия и сестры! Завершено Христом спасение рода человеческого. «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, верных утверждение, крест – Ангелов слава и демонов язва». В таких прекрасных, поэтических, возвышенных словах, но словах не эпитетах, а в словах, которые наполнены реальным смыслом и огромной духовной силой, Церковь прославляет Животворящий Крест Господень.

Может быть, кто-то из вас в своей жизни испытал чудодейственную силу Животворящего Креста Господня. Какие примеры мы с вами можем привести об этой жизнеутверждающей и жизнесохраняющей силе Креста? Например, во время военных действий в Великую Отечественную войну, в любую другую: в чеченскую компанию, во время войны в Афганистане было множество свидетельств, когда пули противника, метивших в сердце православных воинов попадали в крест, которым мать благословляла своего сына на это тяжёлое дело и крест спасал жизни солдат. Были также примеры, когда пули останавливались и не поражали сердце, попадая в крест, который был сделан из совершенно обычного материала, например, дерева. Такой крест не обладал никакими свойствами защитной брони, бронежилета и так далее, одной своей чудодейственной силой сохранял жизни тех, кто с верой носил в себе знамение Креста Господня.

Может быть, многие из вас знают такие примеры, когда близкие, родные, благословляемые крестом, отправляющиеся на то или иное дело или путешествие, были сохраняемы среди страшных, смертельных опасностей, например, ваши дети, близкие, внуки. Может быть, мы бываем просто невнимательны к событиям нашей жизни, но сила Креста Животворящего и в родительском благословении через крест имеет реальную, спасающую силу. Наконец, кто имел в своей жизни тот или иной опыт практического противодействия злой бесовской силе, тот может свидетельствовать, как боятся они Креста Господнего. Может быть, кто-то из вас испытывал приступы воздействия бесовской силы или во сне, или в ином состоянии, когда дьявол страшной своей силой наваливается на человека, блокирует все его движения, когда невозможно ни руки поднять, чтобы перекреститься, ни как-то сбросить эту страшную силу бесовскую. Подобные примеры часты, и прихожане делятся такими страшными событиями в своей духовной жизни. В таких случаях воспоминание о Господе, молитва, произносимая от сердца, и, если возможно сделать усилие, совершить крестное знамение. То бесовская сила оставляет тогда человека. Такие приступы демонического воздействия бывают в жизни христианина, когда человек тем или иным образом провоцирует доступ бесовской силы к самому себе: когда он идёт на поводу у злых духов, например, смотрит какие-то телевизионные передачи заведомо демонического характера; когда через причастность к тому или иному греху он отгоняет от себя защищающую благодать Божию; когда дерзновенно, может быть, объявляет злым духам войну и делает какой-то необдуманный вызов, несоизмеримый со своими духовными силами. Многие люди могут свидетельствовать, что во время каких-то мистических явлений, когда в том или ином виде являются бесы в виде НЛО, летающих тарелок, мнимых светящихся объектов и запугивают человека, то силой Животворящего Креста Господня эта бесовская сила отступает от человека или от его жилища.

 Сегодняшнее Евангелие, которое читалось за Божественной литургией, говорит нам об основах христианской жизни. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это краткое предложение из Евангелия от Марка говорит нам о многом, напоминая о том, что за Христом можно следовать только по свободной воле, по выбору самого человека. Никакое насилие здесь невозможно.

С этим, например, опять же сталкивались все вы, когда сознательная жизнь проходила вне Церкви и вне Бога. А когда сейчас Господь даровал такую милость многим из нас обрести это сокровище веры, многие родители с тоской и сожалением смотрят на своих взрослых детей, которых никак в Церковь не затащить — ни на каком буксире. Им это не надо, неинтересно, безразлично. И тогда мы понимаем, что только благим произволением самого человека, когда коснётся его сердца благодать Божия, возможно следование за Христом. Конечно, Богу, как любящему Отцу, хотелось бы, чтобы всё человечество обратилось к вере в Него, и по вере этой жили люди на земле. Но, как говорилось у нас в народе, невольник — не богомольник. И Господь ждёт, желая обращения каждого человека, его отклика сердца. Апостол Павел так говорит об этом пламенном желании Господа спасти каждого человека, что Бог хочет всем спастись, и чтобы каждый человек пришёл к познанию истины. И, конечно, как любящий нас Отец, Он старается, чтобы это произошло в жизни каждого из нас, порой незаметно, при каких-то обстоятельствах жизни. Это могут быть встречи с людьми верующими и живущими по вере. Это может быть, казалось бы, случайный приход в храм Божий, когда человек в нём никогда не был, но через участие в некоторых семейных таинствах, торжествах, таких, как венчание, крещение, отпевание знакомого, близкого человека или другими путями, более болезненными для человека, например, через скорби, страдания, лишения, какие-то испытания — этот голос Божий звучит явственно и убедительно.

Иногда человек не понимает, что с ним происходит — всё как бы из рук валится, удача ушла из жизни, нет ни денег, ни спокойствия, ничего нет. Приходит человек в храм и спрашивает, а что же надо сделать, чтобы вернуть прежнее привычное и комфортное состояние. И тогда человеку отвечаешь, что Бог вмешался в твою жизнь, нажал на тормоза – хватит, больше нельзя так жить, меняться надо, Бога впустить в свою жизнь. Но дело в том, что жизнь с Богом требует подвига от человека, требует многих ограничений. Именно об этом и говорится в продолжение сегодняшнего евангельского стиха: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» Как мы можем отвергнуться себя?

Дорогие братия и сестры, здесь речь идёт о преодолении греховных наклонностей, привычек, преодоления ветхого человека в себе, который устремляет и тянет нас ко греху. Духовная жизнь предполагает делать совершенно противоположное тому, что диктует тело, что диктует наша сластолюбивая плоть, например, преодолевая страсти чревоугодия, может быть, даже гортанобесия. Такое словечко очень непонятное, славянское. Высочайшая степень чревоугодия – это когда человек, вкушая ту или иную пищу, замедляет её проглатывание, желая растянуть во времени, продолжить это чувство, когда вкусовые рецепторы начинают работать и доставлять человеку удовольствие одним, наверное, вкусом пищи. В конечном итоге, это всё, что связано с угождением плоти, когда мы чрезмерно много спим, много едим, смотрим без конца то, что не надо смотреть, когда мы подвергаемся страсти гнева, раздражения, осуждения, зависти, когда блудные страсти нас объемлют и прочее. Всё это человек должен отвергнуть, отбросить, как чуждое Христу, иными словами, отвергнуться самого себя. Почему самого себя? Да потому, что эти греховные страсти становятся как бы второй природой человека. Ущемляя эти страсти, человек словно объявляет  войну самому себе. Об этом, между прочим, говорили ещё древние философы, что победа над собой является самой основной, самой непосильной и самой главной победой в жизни любого воина, а христиане — это воины Христовы.

«…и возьми крест свой, и следуй за Мною». Как мы должны взять свой крест?

Дорогие братия и сестры, мы должны здесь смириться с тем жизненным крестом, который дарован Богом каждому из нас. Это такой жизненный крест, который Богом даётся, и на который мы с вами не можем, в общем-то, повлиять. В той или иной степени мы можем лишь его усугубить, сделать ещё более тяжёлым: не соглашаясь, проявляя ропот под  бременем этого креста. И тогда становится он для нас таким мучительным орудием, вопреки божественному определению о нас. Или когда мы бунтуем и ищем другой жизни и другого креста.

О чём  здесь идёт речь? Например, крест одинокой жизни, крест бездетной жизни или, наоборот, многодетной. Иногда сложно понять, от чего люди ропщут: дети есть – ропщут, жизнь тяжёлая, кормить надо; нет детей — опять ропщут, скучно жить, человек пребывает в эгоизме и так далее. Вот такие парадоксы жизни. Или какая-то тяжёлая болезнь, которая является, несомненно, промыслительной; или переезд человека в то или иное место, перемена места жительства; или вынужденная смена работы – какие-то глобальные моменты жизни, которые обычно человек сверяет в духовном совете с духовником. Лишь только посоветовавшись с ним, может понять в действительности волю Божию о себе, которая проявляется в этом принятии креста, как единственно спасительного для тебя.

Наверное, вы помните этот удивительный рассказ из предания Церкви, когда человек роптал под тяжестью жизненного креста и просил Бога дать что-нибудь полегче. И ему было дано увидеть в неком видении на небе: множество крестов в каком-то шикарном зале. Он стал примерять кресты: золотые, серебряные, большие, маленькие, но ему было не поднять их. Неудобно было нести кресты царей, военачальников, ещё каких-то знаменитых людей. И тогда где-то в дальнем углу нашёл он худенький, гниленький крестик и говорит: «Господи, вот этот крест дай, этот для меня, могу всю жизнь его нести. И услышал он тогда голос: «Маловерный человек, это и есть тот самый крест, который ты несёшь. К большему ты ни к чему не способен, потому что все другие несут кресты намного больше, чем ты».

Тяжесть жизненного креста другого человека от нас закрывается покровом неизвестно-сти. Мы видим человека улыбающегося, вроде здорового, пришедшего на своих ногах в храм, но не видим его внутренней, семейной, домашней жизни, сокрытой от наших глаз. Как говорят в народе, чужая жизнь — потёмки. Не зная, не видя других крестов, мы думаем, что у нас крест самый тяжёлый, больше уже невозможно. И как это Господь так допускает?

Действительно, сколько ропота в нашей жизни, сколько недовольства, например, от тяжести либо семейного креста, либо от креста одинокой жизни. Сколько людей мучаются, слёзы льют неделями, в уныние впадают — никак замуж не выйти. А надо ли тебе это? Вопрос философский. Может быть, Господь оберегает тебя от несчастий, от больных детей, от деспота-мужа? Или, может быть, всё-таки на старости лет смиришься и придёшь в ту или иную богоспасаемую обитель. Или, может быть, Господь со временем тебе даст решение этого креста. Может, твой избранник не родился ещё.

В таких размышлениях каждый христианин обязан переносить сложности своей жизни, без ропота на Бога. Об этом же говорит изречение, которое напоминает нам Марк-евангелист: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её».

О чем эти слова, дорогие братия и сестры? Без перевода, без толкования они кажутся абсурдными. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её». Неужели всё так безнадёжно? Конечно, нет. Мы знаем слова Священного Писания о спасении, когда апостолы спрашивают: «Господи, а кто же может спастись?» и услышали в ответ: «Что невозможно человеку, то возможно Богу». В этом месте Священного Писания душа понимается как синоним слова «жизнь». «Кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её» — сберечь для одних греховных удовольствий. Как говорят иногда неразумные родители своим деткам: поживите для себя, поживите в своё удовольствие, рано вам детей заводить. Как будто это некое домашнее животное — можно завести, а можно и не заводить. А зачем тогда жениться или замуж выходить? С христианской точки зрения брак имеет своим смыслом и целью рождение детей, именно для этого он и заключается. Иными словами, кто хочет жизнь свою сохранить только для греховных удовольствий, тот напрасно проживёт жизнь, тот потеряет спасение своей души. И далее. «А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия …», то есть, кто погубит жизнь свою, опять же это слова, которые Господь употребляет в понимании для светского человека, потому что жизнь, например, верующего человека кажется безумием для светского мира. Казалось бы, так жить неинтересно становится: ни дискотеки, ни ночные бары, ни казино, и на нас смотрят, как на ненормальных. Весь мир играет в казино, все ходят по ночным клубам, посещают дискотеки. Что у нас творилось на пятидесятилетии города Всеволожска? До полуночи громыхали динамики, как будто это всем интересно, как будто это жизнь всего города.

Дорогие братия и сестры! Не надо смущаться, когда устремления и жизнь верующих людей, нас с вами, непонятна для мира — это наше счастье и наша привилегия.

Далее Господь говорит: «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Душа каждого из нас бесценна, драгоценна  в очах Божиих. Цена души человеческой измеряется ценой крови Христа, пролитой на кресте во имя нашего спасения. Как можно измерить и оценить кровь Христа, Богочеловека? Она бесценна, она дороже всего мира. А пролита она ради спасения наших душ, души каждого человека. Поэтому душа — это наше главное сокровище. О спасении, сохранении её от греха мы должны стараться в течение всей своей жизни.

Сколько примеров того, что человек не понимает этого? Сколько священникам приходится сталкиваться с таким горем, когда человек в материальном благосостоянии полагает цель своей жизни, строит, обманывает, зарабатывает дома и в России, и за границей, и всё ему мало, мало. А потом, бывает, случается внезапная смерть, молниеносная — и уныние, отчаяние у близких, родных. Зачем жить, как имущество делить? И начинаются какие-то истории, какие-то махинации: прячет мать от невестки ценности, или свекровь от невестки, переоформляют имущество со страшной скоростью, чтобы не досталось тому, кому не надо. И человек теряет смысл жизни. То, чем он дорожил, ценил, мгновенно исчезает из жизни. Господь останавливает, пресекает жизнь, давая понять, что самое главное не материальные ценности, а самое главное — душа человеческая.

Чем же оканчивается сегодняшнее Евангелие? Господь предупреждает нас, что Он, Бог, ревнив и что требует, чтобы воздавалось почитание только Ему, Единственному, чтобы не было никакого лицемерия духовного в нашей жизни. Чтобы мы и Богу, и мамоне не кланялись. Он говорит: «Иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем: и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми».

Дорогие братия и сестры! Казалось бы, этот грех стыда за исповедование имени Христова был характерен для советского времени, когда иконы прятались в домах в шкафах, под глухими ставнями, под диванами, чтобы если кто придёт из гостей, из коллег по работе, не подумал, что здесь как-то говорится о вере. Стыдились и в храм ходить, боялись и креститься, и детей крестить, уезжали в тьму-таракань, где не было ни советской власти, ни уполномоченных. Всё это было. Казалось бы, а сейчас-то свобода, иногда даже представители власти свою веру проявляют, чем чаще всего смущают народ. Люди говорит: «Неужели, не может быть этого», не веря в искренность обращения того или иного великого власть-имущего человека.

Но нас-то касаются эти слова. Разве мы не стыдимся веры Христовой? Проезжая в транспорте, в автобусе «Угловском», например, мимо храма — все ли крестятся? Вряд ли. И в каких-то ситуациях, в кощунственных разговорах всегда ли мы вмешиваемся и пытаемся остановить хулителей, проявить свою веру? Мы видим, обращаясь к своей совести, что и у нас присутствует стыд на каком-то генетическом уровне, мы все с вами такие безбожные люди. Понимаете? Советский период — он даром не прошёл, он оставил огромный отпечаток, потому что человек, как говорил Аристотель, общественное животное. Он живёт в стаде, в стае, как все. Верующих всегда мало и было, и есть и будет, но всё-таки мы с вами должны идти, не знаю, какой образ взять здесь для сравнения, плыть, как живая рыба против течения. Плывёшь против, значит, жить будешь и здесь, и в вечности.

Заканчивается это краткое Евангелие такими словами Господа: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»,  то есть, доживут некоторые из вас до того момента, когда Царство Божие придёт в силе. Он сказал это Своим апостолам, современникам, которые окружали Его. Что же это за Царство Божие в силе? Мы знаем, что среди первых христиан эсхатологические чаяния были очень сильными. И когда Господь, например, вознёсся на небо, апостолы и свидетели этого чуда не хотели уходить от горы Елеонской, потому что думали, что сейчас Господь вернётся и заберёт их, и всё — Царство Божие наступит и на земле, и на небе. Но потом из поколения в поколение эти эсхатологические чаяния утихали, грехи наполняли людей, и  эсхатологические переживания из радостных перешли уже в устрашающие для человека, что является следствием глубоко греховной нашей с вами жизни. Увидеть Царство Божие, пришедшее в силе — это пророчество Христа о распространении Евангелия по всему миру. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». И апостолы сами распространяли и свидетельствовали это благовестие, и многие страны тогдашнего мира были охвачены проповедью апостолов и их последователей.

Дорогие братия и сестры! Это краткое Евангелие, которое продолжает тему Воздвижения Креста Господня, нас укрепляет в вере в преданности воли Божией, чтобы, как говорится в ектеньи на церковном богослужении, мы сами себя, друг друга и жизнь нашу Христу Богу предавали, доверяли Ему, были верны Господу и не стыдились своего высокого звания христианина. Аминь

29 сентября 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Завершено Христом спасение рода человеческого. «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, верных утверждение, крест – Ангелов слава и демонов язва». В таких прекрасных, поэтических, возвышенных словах, но словах не эпитетах, а в словах, которые наполнены реальным смыслом и огромной духовной силой, Церковь прославляет Животворящий Крест Господень.

Может быть, кто-то из вас в своей жизни испытал чудодейственную силу Животворящего Креста Господня. Какие примеры мы с вами можем привести об этой жизнеутверждающей и жизнесохраняющей силе Креста? Например, во время военных действий в Великую Отечественную войну, в любую другую: в чеченскую компанию, во время войны в Афганистане было множество свидетельств, когда пули противника, метивших в сердце православных воинов попадали в крест, которым мать благословляла своего сына на это тяжёлое дело и крест спасал жизни солдат. Были также примеры, когда пули останавливались и не поражали сердце, попадая в крест, который был сделан из совершенно обычного материала, например, дерева. Такой крест не обладал никакими свойствами защитной брони, бронежилета и так далее, одной своей чудодейственной силой сохранял жизни тех, кто с верой носил в себе знамение Креста Господня.

Может быть, многие из вас знают такие примеры, когда близкие, родные, благословляемые крестом, отправляющиеся на то или иное дело или путешествие, были сохраняемы среди страшных, смертельных опасностей, например, ваши дети, близкие, внуки. Может быть, мы бываем просто невнимательны к событиям нашей жизни, но сила Креста Животворящего и в родительском благословении через крест имеет реальную, спасающую силу. Наконец, кто имел в своей жизни тот или иной опыт практического противодействия злой бесовской силе, тот может свидетельствовать, как боятся они Креста Господнего. Может быть, кто-то из вас испытывал приступы воздействия бесовской силы или во сне, или в ином состоянии, когда дьявол страшной своей силой наваливается на человека, блокирует все его движения, когда невозможно ни руки поднять, чтобы перекреститься, ни как-то сбросить эту страшную силу бесовскую. Подобные примеры часты, и прихожане делятся такими страшными событиями в своей духовной жизни. В таких случаях воспоминание о Господе, молитва, произносимая от сердца, и, если возможно сделать усилие, совершить крестное знамение. То бесовская сила оставляет тогда человека. Такие приступы демонического воздействия бывают в жизни христианина, когда человек тем или иным образом провоцирует доступ бесовской силы к самому себе: когда он идёт на поводу у злых духов, например, смотрит какие-то телевизионные передачи заведомо демонического характера; когда через причастность к тому или иному греху он отгоняет от себя защищающую благодать Божию; когда дерзновенно, может быть, объявляет злым духам войну и делает какой-то необдуманный вызов, несоизмеримый со своими духовными силами. Многие люди могут свидетельствовать, что во время каких-то мистических явлений, когда в том или ином виде являются бесы в виде НЛО, летающих тарелок, мнимых светящихся объектов и запугивают человека, то силой Животворящего Креста Господня эта бесовская сила отступает от человека или от его жилища.

 Сегодняшнее Евангелие, которое читалось за Божественной литургией, говорит нам об основах христианской жизни. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это краткое предложение из Евангелия от Марка говорит нам о многом, напоминая о том, что за Христом можно следовать только по свободной воле, по выбору самого человека. Никакое насилие здесь невозможно.

С этим, например, опять же сталкивались все вы, когда сознательная жизнь проходила вне Церкви и вне Бога. А когда сейчас Господь даровал такую милость многим из нас обрести это сокровище веры, многие родители с тоской и сожалением смотрят на своих взрослых детей, которых никак в Церковь не затащить — ни на каком буксире. Им это не надо, неинтересно, безразлично. И тогда мы понимаем, что только благим произволением самого человека, когда коснётся его сердца благодать Божия, возможно следование за Христом. Конечно, Богу, как любящему Отцу, хотелось бы, чтобы всё человечество обратилось к вере в Него, и по вере этой жили люди на земле. Но, как говорилось у нас в народе, невольник — не богомольник. И Господь ждёт, желая обращения каждого человека, его отклика сердца. Апостол Павел так говорит об этом пламенном желании Господа спасти каждого человека, что Бог хочет всем спастись, и чтобы каждый человек пришёл к познанию истины. И, конечно, как любящий нас Отец, Он старается, чтобы это произошло в жизни каждого из нас, порой незаметно, при каких-то обстоятельствах жизни. Это могут быть встречи с людьми верующими и живущими по вере. Это может быть, казалось бы, случайный приход в храм Божий, когда человек в нём никогда не был, но через участие в некоторых семейных таинствах, торжествах, таких, как венчание, крещение, отпевание знакомого, близкого человека или другими путями, более болезненными для человека, например, через скорби, страдания, лишения, какие-то испытания — этот голос Божий звучит явственно и убедительно.

Иногда человек не понимает, что с ним происходит — всё как бы из рук валится, удача ушла из жизни, нет ни денег, ни спокойствия, ничего нет. Приходит человек в храм и спрашивает, а что же надо сделать, чтобы вернуть прежнее привычное и комфортное состояние. И тогда человеку отвечаешь, что Бог вмешался в твою жизнь, нажал на тормоза – хватит, больше нельзя так жить, меняться надо, Бога впустить в свою жизнь. Но дело в том, что жизнь с Богом требует подвига от человека, требует многих ограничений. Именно об этом и говорится в продолжение сегодняшнего евангельского стиха: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» Как мы можем отвергнуться себя?

Дорогие братия и сестры, здесь речь идёт о преодолении греховных наклонностей, привычек, преодоления ветхого человека в себе, который устремляет и тянет нас ко греху. Духовная жизнь предполагает делать совершенно противоположное тому, что диктует тело, что диктует наша сластолюбивая плоть, например, преодолевая страсти чревоугодия, может быть, даже гортанобесия. Такое словечко очень непонятное, славянское. Высочайшая степень чревоугодия – это когда человек, вкушая ту или иную пищу, замедляет её проглатывание, желая растянуть во времени, продолжить это чувство, когда вкусовые рецепторы начинают работать и доставлять человеку удовольствие одним, наверное, вкусом пищи. В конечном итоге, это всё, что связано с угождением плоти, когда мы чрезмерно много спим, много едим, смотрим без конца то, что не надо смотреть, когда мы подвергаемся страсти гнева, раздражения, осуждения, зависти, когда блудные страсти нас объемлют и прочее. Всё это человек должен отвергнуть, отбросить, как чуждое Христу, иными словами, отвергнуться самого себя. Почему самого себя? Да потому, что эти греховные страсти становятся как бы второй природой человека. Ущемляя эти страсти, человек словно объявляет  войну самому себе. Об этом, между прочим, говорили ещё древние философы, что победа над собой является самой основной, самой непосильной и самой главной победой в жизни любого воина, а христиане — это воины Христовы.

«…и возьми крест свой, и следуй за Мною». Как мы должны взять свой крест?

Дорогие братия и сестры, мы должны здесь смириться с тем жизненным крестом, который дарован Богом каждому из нас. Это такой жизненный крест, который Богом даётся, и на который мы с вами не можем, в общем-то, повлиять. В той или иной степени мы можем лишь его усугубить, сделать ещё более тяжёлым: не соглашаясь, проявляя ропот под  бременем этого креста. И тогда становится он для нас таким мучительным орудием, вопреки божественному определению о нас. Или когда мы бунтуем и ищем другой жизни и другого креста.

О чём  здесь идёт речь? Например, крест одинокой жизни, крест бездетной жизни или, наоборот, многодетной. Иногда сложно понять, от чего люди ропщут: дети есть – ропщут, жизнь тяжёлая, кормить надо; нет детей — опять ропщут, скучно жить, человек пребывает в эгоизме и так далее. Вот такие парадоксы жизни. Или какая-то тяжёлая болезнь, которая является, несомненно, промыслительной; или переезд человека в то или иное место, перемена места жительства; или вынужденная смена работы – какие-то глобальные моменты жизни, которые обычно человек сверяет в духовном совете с духовником. Лишь только посоветовавшись с ним, может понять в действительности волю Божию о себе, которая проявляется в этом принятии креста, как единственно спасительного для тебя.

Наверное, вы помните этот удивительный рассказ из предания Церкви, когда человек роптал под тяжестью жизненного креста и просил Бога дать что-нибудь полегче. И ему было дано увидеть в неком видении на небе: множество крестов в каком-то шикарном зале. Он стал примерять кресты: золотые, серебряные, большие, маленькие, но ему было не поднять их. Неудобно было нести кресты царей, военачальников, ещё каких-то знаменитых людей. И тогда где-то в дальнем углу нашёл он худенький, гниленький крестик и говорит: «Господи, вот этот крест дай, этот для меня, могу всю жизнь его нести. И услышал он тогда голос: «Маловерный человек, это и есть тот самый крест, который ты несёшь. К большему ты ни к чему не способен, потому что все другие несут кресты намного больше, чем ты».

Тяжесть жизненного креста другого человека от нас закрывается покровом неизвестно-сти. Мы видим человека улыбающегося, вроде здорового, пришедшего на своих ногах в храм, но не видим его внутренней, семейной, домашней жизни, сокрытой от наших глаз. Как говорят в народе, чужая жизнь — потёмки. Не зная, не видя других крестов, мы думаем, что у нас крест самый тяжёлый, больше уже невозможно. И как это Господь так допускает?

Действительно, сколько ропота в нашей жизни, сколько недовольства, например, от тяжести либо семейного креста, либо от креста одинокой жизни. Сколько людей мучаются, слёзы льют неделями, в уныние впадают — никак замуж не выйти. А надо ли тебе это? Вопрос философский. Может быть, Господь оберегает тебя от несчастий, от больных детей, от деспота-мужа? Или, может быть, всё-таки на старости лет смиришься и придёшь в ту или иную богоспасаемую обитель. Или, может быть, Господь со временем тебе даст решение этого креста. Может, твой избранник не родился ещё.

В таких размышлениях каждый христианин обязан переносить сложности своей жизни, без ропота на Бога. Об этом же говорит изречение, которое напоминает нам Марк-евангелист: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её».

О чем эти слова, дорогие братия и сестры? Без перевода, без толкования они кажутся абсурдными. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её». Неужели всё так безнадёжно? Конечно, нет. Мы знаем слова Священного Писания о спасении, когда апостолы спрашивают: «Господи, а кто же может спастись?» и услышали в ответ: «Что невозможно человеку, то возможно Богу». В этом месте Священного Писания душа понимается как синоним слова «жизнь». «Кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её» — сберечь для одних греховных удовольствий. Как говорят иногда неразумные родители своим деткам: поживите для себя, поживите в своё удовольствие, рано вам детей заводить. Как будто это некое домашнее животное — можно завести, а можно и не заводить. А зачем тогда жениться или замуж выходить? С христианской точки зрения брак имеет своим смыслом и целью рождение детей, именно для этого он и заключается. Иными словами, кто хочет жизнь свою сохранить только для греховных удовольствий, тот напрасно проживёт жизнь, тот потеряет спасение своей души. И далее. «А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия …», то есть, кто погубит жизнь свою, опять же это слова, которые Господь употребляет в понимании для светского человека, потому что жизнь, например, верующего человека кажется безумием для светского мира. Казалось бы, так жить неинтересно становится: ни дискотеки, ни ночные бары, ни казино, и на нас смотрят, как на ненормальных. Весь мир играет в казино, все ходят по ночным клубам, посещают дискотеки. Что у нас творилось на пятидесятилетии города Всеволожска? До полуночи громыхали динамики, как будто это всем интересно, как будто это жизнь всего города.

Дорогие братия и сестры! Не надо смущаться, когда устремления и жизнь верующих людей, нас с вами, непонятна для мира — это наше счастье и наша привилегия.

Далее Господь говорит: «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Душа каждого из нас бесценна, драгоценна  в очах Божиих. Цена души человеческой измеряется ценой крови Христа, пролитой на кресте во имя нашего спасения. Как можно измерить и оценить кровь Христа, Богочеловека? Она бесценна, она дороже всего мира. А пролита она ради спасения наших душ, души каждого человека. Поэтому душа — это наше главное сокровище. О спасении, сохранении её от греха мы должны стараться в течение всей своей жизни.

Сколько примеров того, что человек не понимает этого? Сколько священникам приходится сталкиваться с таким горем, когда человек в материальном благосостоянии полагает цель своей жизни, строит, обманывает, зарабатывает дома и в России, и за границей, и всё ему мало, мало. А потом, бывает, случается внезапная смерть, молниеносная — и уныние, отчаяние у близких, родных. Зачем жить, как имущество делить? И начинаются какие-то истории, какие-то махинации: прячет мать от невестки ценности, или свекровь от невестки, переоформляют имущество со страшной скоростью, чтобы не досталось тому, кому не надо. И человек теряет смысл жизни. То, чем он дорожил, ценил, мгновенно исчезает из жизни. Господь останавливает, пресекает жизнь, давая понять, что самое главное не материальные ценности, а самое главное — душа человеческая.

Чем же оканчивается сегодняшнее Евангелие? Господь предупреждает нас, что Он, Бог, ревнив и что требует, чтобы воздавалось почитание только Ему, Единственному, чтобы не было никакого лицемерия духовного в нашей жизни. Чтобы мы и Богу, и мамоне не кланялись. Он говорит: «Иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем: и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми».

Дорогие братия и сестры! Казалось бы, этот грех стыда за исповедование имени Христова был характерен для советского времени, когда иконы прятались в домах в шкафах, под глухими ставнями, под диванами, чтобы если кто придёт из гостей, из коллег по работе, не подумал, что здесь как-то говорится о вере. Стыдились и в храм ходить, боялись и креститься, и детей крестить, уезжали в тьму-таракань, где не было ни советской власти, ни уполномоченных. Всё это было. Казалось бы, а сейчас-то свобода, иногда даже представители власти свою веру проявляют, чем чаще всего смущают народ. Люди говорит: «Неужели, не может быть этого», не веря в искренность обращения того или иного великого власть-имущего человека.

Но нас-то касаются эти слова. Разве мы не стыдимся веры Христовой? Проезжая в транспорте, в автобусе «Угловском», например, мимо храма — все ли крестятся? Вряд ли. И в каких-то ситуациях, в кощунственных разговорах всегда ли мы вмешиваемся и пытаемся остановить хулителей, проявить свою веру? Мы видим, обращаясь к своей совести, что и у нас присутствует стыд на каком-то генетическом уровне, мы все с вами такие безбожные люди. Понимаете? Советский период — он даром не прошёл, он оставил огромный отпечаток, потому что человек, как говорил Аристотель, общественное животное. Он живёт в стаде, в стае, как все. Верующих всегда мало и было, и есть и будет, но всё-таки мы с вами должны идти, не знаю, какой образ взять здесь для сравнения, плыть, как живая рыба против течения. Плывёшь против, значит, жить будешь и здесь, и в вечности.

Заканчивается это краткое Евангелие такими словами Господа: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»,  то есть, доживут некоторые из вас до того момента, когда Царство Божие придёт в силе. Он сказал это Своим апостолам, современникам, которые окружали Его. Что же это за Царство Божие в силе? Мы знаем, что среди первых христиан эсхатологические чаяния были очень сильными. И когда Господь, например, вознёсся на небо, апостолы и свидетели этого чуда не хотели уходить от горы Елеонской, потому что думали, что сейчас Господь вернётся и заберёт их, и всё — Царство Божие наступит и на земле, и на небе. Но потом из поколения в поколение эти эсхатологические чаяния утихали, грехи наполняли людей, и  эсхатологические переживания из радостных перешли уже в устрашающие для человека, что является следствием глубоко греховной нашей с вами жизни. Увидеть Царство Божие, пришедшее в силе — это пророчество Христа о распространении Евангелия по всему миру. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». И апостолы сами распространяли и свидетельствовали это благовестие, и многие страны тогдашнего мира были охвачены проповедью апостолов и их последователей.

Дорогие братия и сестры! Это краткое Евангелие, которое продолжает тему Воздвижения Креста Господня, нас укрепляет в вере в преданности воли Божией, чтобы, как говорится в ектеньи на церковном богослужении, мы сами себя, друг друга и жизнь нашу Христу Богу предавали, доверяли Ему, были верны Господу и не стыдились своего высокого звания христианина. Аминь

Предыдущая проповедь

28 июля 2013

Крещение Руси.Исцеление Гадаринских бесноватых
Следующая проповедь

20 октября 2013

Воскрешение сыны Наинской вдовы

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00