Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О вере римского сотника

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Церковь размышляет о чуде исцеления больного слуги римского сотника в Капернауме. Во времена Христа это был крупный город, и в нём было много синагог и, соответственно, было очень много книжников, которые скрупулезно изучали Священное Писание. Господь в Евангелии называет Капернаум «…своим городом» (Мф. 9:1). И в этом была особенная любовь Христа к этому городу и его жителям. Хотя Он жил в Назарете, родился в Вифлееме, неоднократно был в Иерусалиме на праздниках, но вот Капернаум был особо Им отмечен.

И здесь к Нему подошёл римский сотник и, кланяясь перед Ним, падая на колени, просил прийти в его дом, чтобы Он исцелил больного слугу. Кто такой сотник? Это римский офицер, в подчинении которого было сто воинов. Обычно в римской армии офицерами становились те воины, которые проходили все ступени военной службы, начиная от самых низших, когда в боях закалялся их дух и профессиональное мастерство, и затем они становились уже офицерами, которые командовали тем или иным отрядом. В римской армии была железная дисциплина. Это выражалось в беспрекословном выполнении приказов офицеров. Если при произнесении приказа на лице солдата появлялось хоть малейшее недовольство или несогласие – смертная казнь за этим следовала сразу. Поэтому мы можем представить, какой был характер у этих военных. Они были заточены на убийство и смерть, они не знали пощады и милосердия.

И вот римский офицер, который командовал гарнизоном в Капернауме, подошёл ко Христу и упал на колени, прося об исцелении своего слуги. Эти его поступки показывают великое смирение этого римского офицера. Он мог бы вызвать Христа, и Его бы сразу привели. Он обладал неограниченной властью, распоряжался многими жизнями людей, проживающих в пределах Капернаума. Надо сказать, что римляне относились с глубочайшим презрением ко всем порабощённым народам, потому что, захватив те или иные города, они укреплялись в собственном могуществе, в непобедимости Римской империи. В религиозно плане  это означало, что боги Рима сильнее тех местных богов, которым кланялись «язычники», в этом смысле иудеи. И во всех порабощённых странах римляне устанавливали культы почитания тех богов, которые были славны для Рима и, конечно же, культ римского императора, который почитался как божество.

Иудеи, тем не менее, отличались от других порабощённых народов тем, что не соглашались почитать римских богов, и культа императора не признавали. В этой ситуации ещё более удивительно поведение римского сотника, который поклонился Христом и просил об исцелении слуги. Это тоже крайне удивительно: он просит за своего раба, за последнего члена общества, которого за человека не считали, которого использовали как бесчувственную ненужную вещь. Удивительно для нас это человеколюбие, это необыкновенное милосердие, которое проявляет сотник по отношению к своему страдающему слуге.

Господь человеколюбивый ответил: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7). Но далее римский сотник говорит ещё более удивительные слова: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Удивительно, что во время Своей земной жизни к одним Господь приходил в дом, а к другим нет. Например, дом Закхея Он посетил и сказал, что «Мне надлежит быть в твоём доме» (Лк. 19:5); он был в доме Симона фарисея; Он был, наконец, неоднократно в доме Марфы, Марии и Лазаря. А в этот дом сотника Он не пошёл. Это показывает нам, что Господь всегда действовал как-то особо, Его действия не шаблонны. В одном случае Он исцеляет одним словом, в другом случае через особое помазание, или отправляет умыться в Силоамскую купель, или просто направляет в Иерусалимский храм. В каждом случае неповторимо. И в этом — красота Личности Христа и уникальность Евангелия.

Сотник говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой» (Мф. 8:8). Ведь, опять же, он мог сделать с любым человеком всё, что угодно. Но этот сотник говорит: «я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой». Вероятно, этот сотник уже неоднократно слышал о Христе, размышлял о Его жизни, Его словах, слышал о Его чудесах и проникся живой верой в Него как в Сына Божия.

Далее он говорит: «Я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8:9). Он как бы хочет сказать: «Мои слова исполняют мои воины, а выше Тебя никого нет, Ты самый высший Командир, Ты Творец и Промыслитель, Ты Господин Вселенной, и слово, сказанное Тобою, несомненно, исполнится, поэтому скажи лишь одно слово». Господь удивился на это и сказал: «в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф. 8:10).

Израиль был взлелеян Богом в отношении веры. Этот великий избранный народ пестовали и учили великие пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль. Этому народу через Моисея был дан Закон. В этом народе, который Господь ограждал от язычников, должны были взрасти проявления сильной веры, но этого не было, а язычники проявляли такую необыкновенную веру в то, что Иисус Христос есть Истинный Бог. Далее Господь говорит: «…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12). А сотнику сказал: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И исцелился слуга его в тот час» (Мф. 8:13) и стал здоровым.

Это Евангелие учит нас крепкой вере в Бога, Который всё слышит, всё знает, Который всё может. Мы никогда не должны сомневаться в его всемогуществе. Да, мы знаем, что Он всемилостив, верим в это, но всегда забываем, что Он — Вседержитель. Для него нет ничего невозможного. Это Его главный признак, из которого вытекают все остальные. Бог всё слышит, всё видит и всё знает, но исполняет то, что полезно для нас. Пусть это укрепляет нашу веру в Бога.

Это чудо исцеления слуги римского сотника утверждает нас в том, что Господь постоянно находится рядом с нами. Дай Бог, чтобы и наша вера была верой крепкой, верой сильной, чтобы те слова Апокалипсиса, в которых говорится, что Бог не любит теплохладных, относились не к нам. «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Здесь говорится о человеке, в котором нет реального чувства Бога, нет постоянного общения с Богом. Будем часто вспоминать на этой неделе о чудной сильной вере сотника и укрепляться в ней, прося у Господа об её умножении в нас (см. Лк. 17:5-6). Аминь. 

5 июля 2020

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Церковь размышляет о чуде исцеления больного слуги римского сотника в Капернауме. Во времена Христа это был крупный город, и в нём было много синагог и, соответственно, было очень много книжников, которые скрупулезно изучали Священное Писание. Господь в Евангелии называет Капернаум «…своим городом» (Мф. 9:1). И в этом была особенная любовь Христа к этому городу и его жителям. Хотя Он жил в Назарете, родился в Вифлееме, неоднократно был в Иерусалиме на праздниках, но вот Капернаум был особо Им отмечен.

И здесь к Нему подошёл римский сотник и, кланяясь перед Ним, падая на колени, просил прийти в его дом, чтобы Он исцелил больного слугу. Кто такой сотник? Это римский офицер, в подчинении которого было сто воинов. Обычно в римской армии офицерами становились те воины, которые проходили все ступени военной службы, начиная от самых низших, когда в боях закалялся их дух и профессиональное мастерство, и затем они становились уже офицерами, которые командовали тем или иным отрядом. В римской армии была железная дисциплина. Это выражалось в беспрекословном выполнении приказов офицеров. Если при произнесении приказа на лице солдата появлялось хоть малейшее недовольство или несогласие – смертная казнь за этим следовала сразу. Поэтому мы можем представить, какой был характер у этих военных. Они были заточены на убийство и смерть, они не знали пощады и милосердия.

И вот римский офицер, который командовал гарнизоном в Капернауме, подошёл ко Христу и упал на колени, прося об исцелении своего слуги. Эти его поступки показывают великое смирение этого римского офицера. Он мог бы вызвать Христа, и Его бы сразу привели. Он обладал неограниченной властью, распоряжался многими жизнями людей, проживающих в пределах Капернаума. Надо сказать, что римляне относились с глубочайшим презрением ко всем порабощённым народам, потому что, захватив те или иные города, они укреплялись в собственном могуществе, в непобедимости Римской империи. В религиозно плане  это означало, что боги Рима сильнее тех местных богов, которым кланялись «язычники», в этом смысле иудеи. И во всех порабощённых странах римляне устанавливали культы почитания тех богов, которые были славны для Рима и, конечно же, культ римского императора, который почитался как божество.

Иудеи, тем не менее, отличались от других порабощённых народов тем, что не соглашались почитать римских богов, и культа императора не признавали. В этой ситуации ещё более удивительно поведение римского сотника, который поклонился Христом и просил об исцелении слуги. Это тоже крайне удивительно: он просит за своего раба, за последнего члена общества, которого за человека не считали, которого использовали как бесчувственную ненужную вещь. Удивительно для нас это человеколюбие, это необыкновенное милосердие, которое проявляет сотник по отношению к своему страдающему слуге.

Господь человеколюбивый ответил: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7). Но далее римский сотник говорит ещё более удивительные слова: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Удивительно, что во время Своей земной жизни к одним Господь приходил в дом, а к другим нет. Например, дом Закхея Он посетил и сказал, что «Мне надлежит быть в твоём доме» (Лк. 19:5); он был в доме Симона фарисея; Он был, наконец, неоднократно в доме Марфы, Марии и Лазаря. А в этот дом сотника Он не пошёл. Это показывает нам, что Господь всегда действовал как-то особо, Его действия не шаблонны. В одном случае Он исцеляет одним словом, в другом случае через особое помазание, или отправляет умыться в Силоамскую купель, или просто направляет в Иерусалимский храм. В каждом случае неповторимо. И в этом — красота Личности Христа и уникальность Евангелия.

Сотник говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой» (Мф. 8:8). Ведь, опять же, он мог сделать с любым человеком всё, что угодно. Но этот сотник говорит: «я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой». Вероятно, этот сотник уже неоднократно слышал о Христе, размышлял о Его жизни, Его словах, слышал о Его чудесах и проникся живой верой в Него как в Сына Божия.

Далее он говорит: «Я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8:9). Он как бы хочет сказать: «Мои слова исполняют мои воины, а выше Тебя никого нет, Ты самый высший Командир, Ты Творец и Промыслитель, Ты Господин Вселенной, и слово, сказанное Тобою, несомненно, исполнится, поэтому скажи лишь одно слово». Господь удивился на это и сказал: «в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф. 8:10).

Израиль был взлелеян Богом в отношении веры. Этот великий избранный народ пестовали и учили великие пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль. Этому народу через Моисея был дан Закон. В этом народе, который Господь ограждал от язычников, должны были взрасти проявления сильной веры, но этого не было, а язычники проявляли такую необыкновенную веру в то, что Иисус Христос есть Истинный Бог. Далее Господь говорит: «…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12). А сотнику сказал: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И исцелился слуга его в тот час» (Мф. 8:13) и стал здоровым.

Это Евангелие учит нас крепкой вере в Бога, Который всё слышит, всё знает, Который всё может. Мы никогда не должны сомневаться в его всемогуществе. Да, мы знаем, что Он всемилостив, верим в это, но всегда забываем, что Он — Вседержитель. Для него нет ничего невозможного. Это Его главный признак, из которого вытекают все остальные. Бог всё слышит, всё видит и всё знает, но исполняет то, что полезно для нас. Пусть это укрепляет нашу веру в Бога.

Это чудо исцеления слуги римского сотника утверждает нас в том, что Господь постоянно находится рядом с нами. Дай Бог, чтобы и наша вера была верой крепкой, верой сильной, чтобы те слова Апокалипсиса, в которых говорится, что Бог не любит теплохладных, относились не к нам. «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Здесь говорится о человеке, в котором нет реального чувства Бога, нет постоянного общения с Богом. Будем часто вспоминать на этой неделе о чудной сильной вере сотника и укрепляться в ней, прося у Господа об её умножении в нас (см. Лк. 17:5-6). Аминь. 

05.07.2020

Все проповеди за 2020 год

декабрь 2020

ноябрь 2020

октябрь 2020

сентябрь 2020

август 2020

июль 2020

июнь 2020

май 2020

апрель 2020

март 2020

февраль 2020

январь 2020

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00