Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О благодарности Богу

Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о необходимости благодарить Бога, о нашем священном долге всегда, в радости и в скорби, благодарить своего Создателя за всё, что Он посылает нам в жизни.

В Ветхом Завете праведники были исполнены благодарности Богу. В богослужении мы часто слышим слова царя и псалмопевца пророка Давида, например, слова из прокимна на утрени преподобным: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» (Пс. 115:3). Давид недоумевал, как он может возблагодарить Бога за все великие благодеяния Божии, в том плане, что вся наша благодарность ничтожна перед Его очами.

Первая часть Божественной Литургии содержит призыв всех нас благодарить Бога: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102:1-2). В Великом славословии, которым оканчивается утреня, опять мы находим слова о благодарности Богу: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века» (Пс. 144:2).

Дорогие братия и сестры. Наивно думать, что Бог так ждёт нашей благодарности и так радуется, когда эту благодарность видит в нас. Эта благодарность нужна, прежде всего, нам. Преподобный Никодим Святогорец так и говорит: «Богу не нужны твои благотворения, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния» («Невидимая брань», ч. 2 гл. 5). Приятелище и хранилище этих благодеяний в тебе есть благодарное сердце.

Точно так же, как сектанты иногда обвиняют православных: «Зачем вы так долго молитесь? Бог и так знает все ваши нужды и всю вашу жизнь. Не надо молиться, не в многословии вашем будете услышаны». А митрополит Антоний Сурожский говорил: «молитва — это знак и символ протянутой руки нищего, куда Бог может вложить Своё благодеяние». Апостол Павел в послании к фессалоникийской общине так и говорит: «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:18).

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о благодарении: «Благодарение Бога имеет своё особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу» (Аскетическая проповедь, гл. 44). Преподобный Исаак Сирин говорил: «В сердце, которое пребывает в благодарении, вселяется Божественная благодать», а знаменитый пастырь дореволюционной России протоиерей Валентин Амфитеатров говорил: «благодарность — это чувства человека, сознающего свою зависимость от Бога». Мы всегда должны благодарить Бога и всегда подвигать себя к этой благодарности.

Святые отцы подсказывают нам некоторые ступени этой благодарности Божией, и они обращают наше внимание на то, что даже твари бессловесные, животные бесконечно благодарны человеку, который поит, кормит и даёт им приют. Истории человеческой жизни полны удивительных моментов благодарности животных, например, собака, которая так привязывается к хозяину, что спасает его от смерти, утопающего в реке или в море. Они иногда на могиле хозяина умирают, не желая больше жить. Благодарность испытывают и проявляют даже дикие животные. Вы все помните удивительную историю прп. Герасима Иорданского со львом, которого он исцелил. И точно так же после его смерти лев умер на его могиле.

Животные благодарят за жизнь, за питание, за любовь, которую они чувствуют. Так и мы с вами, получая от Бога дары, которыми обеспечивается наша жизнь, также должны всегда благодарить Бога.

Другая ступень, более высокая — это человеческая благодарность, это благодарность Богу за то, что Он создал нас свободными и разумными, Он дал нам дар слова, Он создал нас по Своему образу и подобию. И за эти дары мы должны также бесконечно Бога благодарить.

Третья ступень — это христианская благодарность, это благодарность за испытания, за скорби, за болезни, за искупление, которое совершил Господь за нас с вами на Кресте. Наконец, благодарность за то, что двери рая для нас открыты, и за надежду на вечную блаженную жизнь, которую каждый из нас потенциально имеет. И дай Бог, чтобы она была реализована.

Истории святых хранят удивительные примеры благодарности Богу в трудностях и испытаниях. Легко благодарить Бога, когда всё у тебя благополучно, но, например, когда у тебя похищают часть имущества, грабят, как благодарить Бога?

В Киево-Печерской лавре был такой удивительный черноризец, именем Арефа. Он был очень богатым человеком. Раньше многие монастыри были своекоштные, то есть монах сам себя содержал, сам кормил, поил или зарабатывал сам, или за счёт тех средств, которые имел ранее. Арефа был богат, но он настолько был скупой, что даже на себя не тратил ничего. Созерцая своё богатство, он от этого испытывал блаженство и радость.

И однажды воры в его отсутствие забрались в келью и украли всё. Арефа впал в уныние и отчаяние, был уже на смертном одре и увидел, что бесы состязаются с Ангелами и хотят забрать его душу. И бесы говорят: «Он наш, потому что не похвалил, а похулил Бога и впал в уныние, когда потерял имущество». И тогда Ангел-хранитель его говорит: «О, окаянный ты человек, Арефа! Если бы ты Бога благодарил за украденное, то вменилось бы это тебе, как Иову». И когда Арефа услышал эти слова Ангела, он закричал во всю келью: «Господи, прости, я согрешил, это всё Твоё, я больше не ропщу и ни о чём не жалею». После этого он сразу исцелился и ещё долго прожил, победил свою скупость, всегда славил и благодарил Бога и стал необыкновенно милосердным.

История Церкви хранит удивительные примеры благодарности Богу в состоянии крайней нищеты. Так один святой монах пришел в город и увидел многих нищих, которые приходили туда за сбором подаяния. И один из нищих в конце дня в зимнюю погоду лёг на паперти храма, имея только одну рогожу, половину которой постелил под себя, а другой половиной накрылся. И монах слышал молитву этого нищего: «Господи, благодарю Тебя, я как царь, куда хочу, туда и иду, что хочу, то и делаю, а как много, Господи, сейчас тех, кто находятся в темнице, закованы железными цепями, а у многих и ноги находятся в кандалах. Благодарю Тебя, Господи, за то счастье, которое Ты даёшь мне».

Поэтому Иоанн Златоуст и говорит: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога — и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога — и худое прекратится».

«Если мы за то благодарим Бога, за что другие злословят, то дьявол, как не получивший никакого успеха в нашем искушении, отступает, а Бог, как приявший честь, воздаянием награждает тебя большей честью», говорит Иоанн Златоуст. И он же продолжает: «Кто перенес скорбь и благодарит Бога, тот получил венец мученический».

Как трудно благодарить Бога в скорбях и болезнях. Когда они посещают нас, мы должны понимать, что от Бога всё это происходит, и первые слова, которые должен человек произнести в состоянии той или иной болезни, которая мгновенно в его жизнь входит: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс. 118:71). Господь промыслительно останавливает нас от совершения каких-то ненужных поступков. И действительно, если бы болезнь не случилась с тем или иным человеком, он мог бы погрязнуть в стремлении к достижению материальных благ или в потакании своим страстным желаниям и влечениям плоти. А если болезнь продолжительная, и человек не получает исцеления, так Господь продлевает ему жизнь — это является доказательством Его особой милости, когда Бог напоминает, что для Него ничего невозможного нет. Он в любом состоянии немощи может даровать здравие, сохранить жизнь и мёртвых воскресить. И поэтому святые отцы говорят: «Когда болезни посещают, благодари за прежнее здравие; когда скорби посещают, благодари, что ты до этого жил без них».

А как можно Бога благодарить, когда близкие, родные умирают и переходят в вечность? Всю надежду нужно возлагать на Бога, потому что Он так распорядился, и верить, и надеяться на то, что Бог дарует им блаженство, и в том числе по тем молитвам, которые мы возносим на земле об усопших.

Одни прихожане разрешили мне поделиться такой историей. В этой семье умерла женщина — умерла скоропостижно и внезапно. Её муж решил купить в детском магазине игрушки для двух своих внуков — одному конструктор «LEGO», а девочке ещё что-то покупает такое, что она любит. И дед на следующий день приезжает к внукам, дарит и говорит: «это вам от бабушки». Внуки не знают, что бабушка умерла, и говорят: «да, дед, бабушка к нам приходила и говорила о том, что она передаст через тебя подарки — мы тебя уже давно ждём». Матерь этих детей очень переживала, что будет со её матерью в посмертном бытии, молилась усердно и горячо, и своими словами разговаривала с матерью, как с живой, и говорила: «Мама, ты знаешь, как я тебя люблю». И в эту же ночь мать приходит к ней с того света и говорит: «Дочка, я, конечно, знаю, как ты меня любишь». Это удивительный пример, который показывает, как усопшие с того света видят всё, как мы живём и что мы совершаем. Они не только видят, они мысли слышат, и Бог дарует им такую удивительную способность, которой Он, казалось бы, только Сам обладает.

И когда вспоминаешь, осмысливаешь удивительные примеры посмертного существования усопших, то понимаешь, что бывает подлинное благо в том, чтобы, уйдя от нас, они получили вечное, радостное пребывание на небе. И если им там радостно, то ты потерпишь, лишь бы им было хорошо там, на небе с Господом. Поэтому свт. Иоанн Златоуст и говорит: «кто благодарит Бога в несчастиях и скорбях, тот подобен мученикам».

Господь заповедует благодарить за скорби, заповедует благодарить за благоденствие и за благополучие, как за снисхождение к нашей немощи. Помни о том, если ты пребываешь в благоденствии, то это может быть не следствием твоей праведной жизни, а Бог знает, что скорби тебе давать нельзя, возропщешь, от Бога отойдёшь, погрузишься в маловерие и будешь упрекать Бога за те скорби, которые могут присутствовать в твоей жизни. Поэтому кто живёт безбедно, имея жизнь прекрасную и обеспеченную, пусть не надмевается, а утверждается в мысли, что ничего не может понести. И Бог, щадя твою немощь и ничтожные силы, сохраняет тебя в относительном благоденствии и здравии. А другие несут тяжёлый крест, не унывают и Бога благодарят.

Дорогие братия и сестры, будем полагать жизнь свою в руки промысла Божия, сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Слава тебе, Боже, благодателю нашему, во веки веков. Аминь.

23 декабря 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о необходимости благодарить Бога, о нашем священном долге всегда, в радости и в скорби, благодарить своего Создателя за всё, что Он посылает нам в жизни.

В Ветхом Завете праведники были исполнены благодарности Богу. В богослужении мы часто слышим слова царя и псалмопевца пророка Давида, например, слова из прокимна на утрени преподобным: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» (Пс. 115:3). Давид недоумевал, как он может возблагодарить Бога за все великие благодеяния Божии, в том плане, что вся наша благодарность ничтожна перед Его очами.

Первая часть Божественной Литургии содержит призыв всех нас благодарить Бога: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102:1-2). В Великом славословии, которым оканчивается утреня, опять мы находим слова о благодарности Богу: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века» (Пс. 144:2).

Дорогие братия и сестры. Наивно думать, что Бог так ждёт нашей благодарности и так радуется, когда эту благодарность видит в нас. Эта благодарность нужна, прежде всего, нам. Преподобный Никодим Святогорец так и говорит: «Богу не нужны твои благотворения, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния» («Невидимая брань», ч. 2 гл. 5). Приятелище и хранилище этих благодеяний в тебе есть благодарное сердце.

Точно так же, как сектанты иногда обвиняют православных: «Зачем вы так долго молитесь? Бог и так знает все ваши нужды и всю вашу жизнь. Не надо молиться, не в многословии вашем будете услышаны». А митрополит Антоний Сурожский говорил: «молитва — это знак и символ протянутой руки нищего, куда Бог может вложить Своё благодеяние». Апостол Павел в послании к фессалоникийской общине так и говорит: «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:18).

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о благодарении: «Благодарение Бога имеет своё особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу» (Аскетическая проповедь, гл. 44). Преподобный Исаак Сирин говорил: «В сердце, которое пребывает в благодарении, вселяется Божественная благодать», а знаменитый пастырь дореволюционной России протоиерей Валентин Амфитеатров говорил: «благодарность — это чувства человека, сознающего свою зависимость от Бога». Мы всегда должны благодарить Бога и всегда подвигать себя к этой благодарности.

Святые отцы подсказывают нам некоторые ступени этой благодарности Божией, и они обращают наше внимание на то, что даже твари бессловесные, животные бесконечно благодарны человеку, который поит, кормит и даёт им приют. Истории человеческой жизни полны удивительных моментов благодарности животных, например, собака, которая так привязывается к хозяину, что спасает его от смерти, утопающего в реке или в море. Они иногда на могиле хозяина умирают, не желая больше жить. Благодарность испытывают и проявляют даже дикие животные. Вы все помните удивительную историю прп. Герасима Иорданского со львом, которого он исцелил. И точно так же после его смерти лев умер на его могиле.

Животные благодарят за жизнь, за питание, за любовь, которую они чувствуют. Так и мы с вами, получая от Бога дары, которыми обеспечивается наша жизнь, также должны всегда благодарить Бога.

Другая ступень, более высокая — это человеческая благодарность, это благодарность Богу за то, что Он создал нас свободными и разумными, Он дал нам дар слова, Он создал нас по Своему образу и подобию. И за эти дары мы должны также бесконечно Бога благодарить.

Третья ступень — это христианская благодарность, это благодарность за испытания, за скорби, за болезни, за искупление, которое совершил Господь за нас с вами на Кресте. Наконец, благодарность за то, что двери рая для нас открыты, и за надежду на вечную блаженную жизнь, которую каждый из нас потенциально имеет. И дай Бог, чтобы она была реализована.

Истории святых хранят удивительные примеры благодарности Богу в трудностях и испытаниях. Легко благодарить Бога, когда всё у тебя благополучно, но, например, когда у тебя похищают часть имущества, грабят, как благодарить Бога?

В Киево-Печерской лавре был такой удивительный черноризец, именем Арефа. Он был очень богатым человеком. Раньше многие монастыри были своекоштные, то есть монах сам себя содержал, сам кормил, поил или зарабатывал сам, или за счёт тех средств, которые имел ранее. Арефа был богат, но он настолько был скупой, что даже на себя не тратил ничего. Созерцая своё богатство, он от этого испытывал блаженство и радость.

И однажды воры в его отсутствие забрались в келью и украли всё. Арефа впал в уныние и отчаяние, был уже на смертном одре и увидел, что бесы состязаются с Ангелами и хотят забрать его душу. И бесы говорят: «Он наш, потому что не похвалил, а похулил Бога и впал в уныние, когда потерял имущество». И тогда Ангел-хранитель его говорит: «О, окаянный ты человек, Арефа! Если бы ты Бога благодарил за украденное, то вменилось бы это тебе, как Иову». И когда Арефа услышал эти слова Ангела, он закричал во всю келью: «Господи, прости, я согрешил, это всё Твоё, я больше не ропщу и ни о чём не жалею». После этого он сразу исцелился и ещё долго прожил, победил свою скупость, всегда славил и благодарил Бога и стал необыкновенно милосердным.

История Церкви хранит удивительные примеры благодарности Богу в состоянии крайней нищеты. Так один святой монах пришел в город и увидел многих нищих, которые приходили туда за сбором подаяния. И один из нищих в конце дня в зимнюю погоду лёг на паперти храма, имея только одну рогожу, половину которой постелил под себя, а другой половиной накрылся. И монах слышал молитву этого нищего: «Господи, благодарю Тебя, я как царь, куда хочу, туда и иду, что хочу, то и делаю, а как много, Господи, сейчас тех, кто находятся в темнице, закованы железными цепями, а у многих и ноги находятся в кандалах. Благодарю Тебя, Господи, за то счастье, которое Ты даёшь мне».

Поэтому Иоанн Златоуст и говорит: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога — и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога — и худое прекратится».

«Если мы за то благодарим Бога, за что другие злословят, то дьявол, как не получивший никакого успеха в нашем искушении, отступает, а Бог, как приявший честь, воздаянием награждает тебя большей честью», говорит Иоанн Златоуст. И он же продолжает: «Кто перенес скорбь и благодарит Бога, тот получил венец мученический».

Как трудно благодарить Бога в скорбях и болезнях. Когда они посещают нас, мы должны понимать, что от Бога всё это происходит, и первые слова, которые должен человек произнести в состоянии той или иной болезни, которая мгновенно в его жизнь входит: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс. 118:71). Господь промыслительно останавливает нас от совершения каких-то ненужных поступков. И действительно, если бы болезнь не случилась с тем или иным человеком, он мог бы погрязнуть в стремлении к достижению материальных благ или в потакании своим страстным желаниям и влечениям плоти. А если болезнь продолжительная, и человек не получает исцеления, так Господь продлевает ему жизнь — это является доказательством Его особой милости, когда Бог напоминает, что для Него ничего невозможного нет. Он в любом состоянии немощи может даровать здравие, сохранить жизнь и мёртвых воскресить. И поэтому святые отцы говорят: «Когда болезни посещают, благодари за прежнее здравие; когда скорби посещают, благодари, что ты до этого жил без них».

А как можно Бога благодарить, когда близкие, родные умирают и переходят в вечность? Всю надежду нужно возлагать на Бога, потому что Он так распорядился, и верить, и надеяться на то, что Бог дарует им блаженство, и в том числе по тем молитвам, которые мы возносим на земле об усопших.

Одни прихожане разрешили мне поделиться такой историей. В этой семье умерла женщина — умерла скоропостижно и внезапно. Её муж решил купить в детском магазине игрушки для двух своих внуков — одному конструктор «LEGO», а девочке ещё что-то покупает такое, что она любит. И дед на следующий день приезжает к внукам, дарит и говорит: «это вам от бабушки». Внуки не знают, что бабушка умерла, и говорят: «да, дед, бабушка к нам приходила и говорила о том, что она передаст через тебя подарки — мы тебя уже давно ждём». Матерь этих детей очень переживала, что будет со её матерью в посмертном бытии, молилась усердно и горячо, и своими словами разговаривала с матерью, как с живой, и говорила: «Мама, ты знаешь, как я тебя люблю». И в эту же ночь мать приходит к ней с того света и говорит: «Дочка, я, конечно, знаю, как ты меня любишь». Это удивительный пример, который показывает, как усопшие с того света видят всё, как мы живём и что мы совершаем. Они не только видят, они мысли слышат, и Бог дарует им такую удивительную способность, которой Он, казалось бы, только Сам обладает.

И когда вспоминаешь, осмысливаешь удивительные примеры посмертного существования усопших, то понимаешь, что бывает подлинное благо в том, чтобы, уйдя от нас, они получили вечное, радостное пребывание на небе. И если им там радостно, то ты потерпишь, лишь бы им было хорошо там, на небе с Господом. Поэтому свт. Иоанн Златоуст и говорит: «кто благодарит Бога в несчастиях и скорбях, тот подобен мученикам».

Господь заповедует благодарить за скорби, заповедует благодарить за благоденствие и за благополучие, как за снисхождение к нашей немощи. Помни о том, если ты пребываешь в благоденствии, то это может быть не следствием твоей праведной жизни, а Бог знает, что скорби тебе давать нельзя, возропщешь, от Бога отойдёшь, погрузишься в маловерие и будешь упрекать Бога за те скорби, которые могут присутствовать в твоей жизни. Поэтому кто живёт безбедно, имея жизнь прекрасную и обеспеченную, пусть не надмевается, а утверждается в мысли, что ничего не может понести. И Бог, щадя твою немощь и ничтожные силы, сохраняет тебя в относительном благоденствии и здравии. А другие несут тяжёлый крест, не унывают и Бога благодарят.

Дорогие братия и сестры, будем полагать жизнь свою в руки промысла Божия, сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Слава тебе, Боже, благодателю нашему, во веки веков. Аминь.

23.12.2018
Предыдущая проповедь

16 декабря 2018

Готовы ли мы следовать за Христом, если Он позовёт?
Следующая проповедь

2 января 2019

Памяти св.прав. Иоанна Кронштадского

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

январь 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00