Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О чуде воскрешения сына Наинской вдовы

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией читался необыкновенный Евангельский отрывок, Евангельское чтение, которое рассказывало нам о чуде, которое совершил Христос, воскресив умершего сына Наинской вдовы.

Как сообщает нам Евангелие, Господь, окружённый множеством учеников, апостолов, многими людьми подходит к вратам этого города и встречает толпу народа, выходящую из города — погребальную процессию. На носилках несут умершего юношу. Когда евреи хоронили своих умерших, они оборачивали их в специальные полотна, саваны, не полагали ни в какие гробы. Завёрнутое тело усопшего человека на носилках несли до могилы, а точнее не могилы, а до погребальной пещеры, где полагалось это тело и закрывалось камнем, который приваливался ко входу этой пещеры и наглухо замуровывал её.

 Места погребения у евреев готовились заранее. Были, так называемые, родовые погребальные пещеры, родовые кладбища, которые из поколения в поколение почитались в том или ином роде, в этом месте хоронили умерших. Эти пещеры готовились заранее, особенно тщательно готовили камень, которым заваливался вход в пещеру, потому что его надо было подогнать, обтесать очень точно, чтобы никто и ничто не проникало к умершему: ни животные не могли пролезть, ни следы атмосферного воздействия,  неблагоприятные для покоя умершего.

 И вот, дорогие братия и сестры, Христос, сопровождаемый учениками, встретился с этим людским горем. У погребальных носилок шла убитая горем мать, которая, как говорит евангелист Матфей, была вдова, она хоронила своего единственного сына. В безутешном горе, плаче она шла рядом с этими носилками, безмолвно, как тень, шествовала к месту погребения.

Таким образом, мы видим, что горе уже дважды коснулось её жизни. Сначала она похоронила мужа, а затем своё единственное утешение, опору, надежду на то, что сын её станет опорой, кормильцем в старости. И вот эту земную несбывшуюся надежду она провожает в последний путь.

Как говорит евангелист, весь город вышел вслед этой женщине. Жители соболезновали этому горю. Может быть, эта женщина или её покойный муж ранее занимали какое-то влиятельное место в этом городе, были известны, что все жители выражали такое всеобщее народное соболезнование, выражение сочувствия её горю. Может быть, просто люди были мягче душой и сердцем, чем сейчас, в наше время, когда жизнь человеческая порой не стоит и гроша ломанного.

В традиции еврейского народа присутствовал ещё один момент, когда при погребении нанимались так называемые плакальщицы, люди, которые имели какой-то музыкальный или поэтический дар. Они воплями и рыданиями оплакивали умершего, вспоминая все основные моменты его жизни, его таланты, добродетели и т.д.

Конечно, это было несколько искусственное выражение горя. Но, тем не менее, дорогие братия и сестры, а в наше время разве не бывает этого? Допустим, когда происходит погребение того или иного человека, нанимают же людей, которые искусственно плачут, иногда оркестр наймут с душераздирающими стонами и страшной гармонией. Особенно это относится к людям, которые чужды Церкви, которые не прибегают к её утешению и не ищут её поддержки.  Так что, с тех ветхозаветных времен и до наших дней мало что изменилось в этом мире.

 Дорогие братия и сестры, что же происходит далее. Христос подходит к этой погребальной процессии, останавливает её, прикасается к смертному одру, на котором лежит умерший юноша. Это был необыкновенный поступок, необыкновенный потому, что иудеи не могли прикасаться к телам умерших людей. Человек, прикоснувшийся к мёртвому телу, считался нечистым, и он в течение многих дней должен быть удалён от общества людей,   находиться вне города. Ещё во время путешествия евреев к обетованной земле такие люди находились вне стана, средикоторого располагался народ, вне общества людей. Они несколько дней должны были проходить специальные обряды, ритуальное очищение, только после этого могли вернуться к обычной жизни.

Христос смело, дерзновенно подходит к этому погребальному одру, касается его, останавливает его. Вот, представьте себе, идёт погребальная процессия, а кто-то вмешивается, останавливает её, все ждут, что будет за этим, какое действие, какое слово. Ведь это страшные минуты людского горя.

Обращаясь к матери, Он говорит всего два слова: «Не плачь», и далее берёт за руку этого умершего юношу и говорит: «Юноша, тебе говорю, встань», берёт его за руку и поднимает с этого смертного одра. И юноша садится на погребальных носилках, начинает говорить с людьми. На лицах людей ужас, страх, народ перешёптывается друг с другом и говорит: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил людей Своих». В таком недоумении и ликовании выражали люди своё отношение к происшедшему.

 Дорогие братия и сестры! Прежде, чем немного остановить ваше внимание на этом чуде – воскрешении мёртвого, мы должны подчеркнуть необыкновенное милосердие и человеколюбие Божие, которое проявилось в этом чуде. Как мы можем удостовериться в этом? Во-первых, это  единственный пример в Евангелии, когда Господь посещает этот город. Больше нет примеров, когда Он был бы там. Христос специально, намеренно пришёл в этот город Наин ради этой скорбящей и осиротевшей матери, чтобы её поддержать и воскресить её сына. Разве это не наглядный пример Божественного милосердия?

Город Наин располагался неподалёку от священных мест, связанных с ветхозаветной историей. На противоположном холме этого города находилось то место, где жил пророк Илия, где он скрывался в Сарепте Сидонской  и где воскресил сына этой вдовицы. Там же неподалёку находилось место, где жил ученик, преемник его благодати — пророк Елисей, который также воскресил сына женщины, которая приютила его. Эти ветхозаветные пророки Илия и Елисей совершили действительно чудеса воскрешения мёртвых.

Библейская история говорит ещё об одном уникальном чуде, когда хоронили некоего человека и опускали его рядом с могилой пророка Елисея.  Как только мертвец коснулся этого места, костей пророка Елисея, он сразу воскрес и восстал живым и здоровым из этой могилы.

Эти два чуда, которые совершили Илия и Елисей  при жизни, они совершили усиленной молитвой к Богу, постом, особенным молитвенным подвигом и умолением Бога совершить это чудо ради милосердия и веры тех женщин, которые приютили этих пророков во времена бедствий, посетивших израильский народ.

Господь совершает это чудо воскрешения самовластно: «Юноша, тебе говорю, встань», Своей Божественной силой и властью. Евангелие знает несколько чудес, которые совершил Христос, воскресив мёртвых: то, о котором мы говорим сегодня, затем Господь воскресил уже умершую дочь Иаира, войдя в их дом, затем перед Своими страданиями воскресил Лазаря четырехдневного, который уже четыре дня был во гробе. Во время  крестной смерти Христа многие телеса святых воскресли, стали из своих гробов и явились многим. Вот об этих чудесах говорит нам Евангелие.  

 Дорогие братия и сестры! Это сегодняшнее Евангелие показывает, что Господь особенно близок, особенно милостив к человеку тогда, когда он терпит, когда он переживает скорби и страдания. И в минуты самых сильных, порой нечеловеческих страданий и горя  Господь всегда рядом с человеком, лишь бы этот человек искал в Нём опору и утешение. Действительно, это большое, самое тяжёлое горе, когда родители хоронят своих детей раньше себя, ничто другое в жизни не может сравниться с этим горем.

Что можно сказать в утешение тем родителям, которые несут этот особенно тяжёлый крест? Дорогие братия и сестры, рассуждать на эту тему выше человеческого естества, выше человеческих сил, но история нашей Церкви говорит о том, что эти моменты являются промыслительными, потому что без воли Божией ничего не происходит. Да, действительно, иногда человек ускоряет и убыстряет свою смерть, но всё равно момент смерти без ведома Бога никогда не происходит. В этом смысле никакая смерть, какая бы она ни была, это не случайность, которая происходит совершенно спонтанно, без ведома Бога. Без Его воли даже волос с головы человека никогда не упадёт, тем более, не произойдут такие важные события, как момент жизни и момент смерти человека.

Мы можем вспомнить историю жизни декабриста Рылеева, когда он, будучи маленьким мальчиком, смертельно заболел, его дни и часы были сочтены. Но его мать молилась так, как может молиться только мать, молилась даже с ропотом, негодованием и упрёками по отношению к Божией Матери, перед Её иконой,  и требовала вернуть её сына. Божия Матерь тогда милостиво показала ей в сонном видении всю жизнь её сына — будущего декабриста, когда он состоял в тайных обществах в Петербурге, потом восстание декабристов на Сенатской площади, затем она увидела своего сына на виселице.

«Этого ты хочешь?» — спрашивает по-матерински Божия Матерь у этой скорбящей матери. «Меня это не интересует, мне он нужен сейчас здоровым и живым!», — ответила мать. «Пусть будет по слову твоему», — был ответ. И мальчик поправляется, а дальше живёт так, как было показано матери.

Что было лучше для мальчика? Что было лучше для матери? Это они знают сейчас, находясь перед Престолом и Судом  Божиим.

Таких примеров, о которых мы вспомнили, много в житиях, в истории Церкви. Иногда родители соглашались с этим.

 Известна другая история, когда отцу была показана дальнейшая жизнь умирающей дочери, когда она стала вести греховный образ жизни, надмевалась над родителями, оскорбляла их, избивала. И когда отец в ужасе отошёл от этого кошмарного сна, он принёс благодарение Богу, что этого не произошло, а что дочь его лежит во гробе.

Всё было, дорогие братия и сестры, и до сих пор случаются подобные страшные моменты в истории семей, в истории нашей жизни. Особый крест, особый тяжёлый крест! Но не будем унывать и отчаиваться, потому что Господь от чего-то предохраняет таких детей, от чего-то уберегает их, забирая к Себе. Дай Бог сил и терпения таким родителям, кто несёт в жизни этот крест. Дай Бог им утешение, силы, радости и жизни в Господе, чтобы они никогда не унывали, не отчаивались и не роптали на Бога.

Дорогие братия и сестры! Это Евангелие напоминает нам о смерти, о нашей с вами смерти. Интересно и важно отметить, что со многим человек смиряется в жизни, ко многому привыкает, многого ждёт, но со смертью он никак не может смириться и не понимает, что и сам он пойдёт этим путём. А ведь нет ничего более естественного и очевидного, чем смерть. Каждый человек, если он родился на этой земле, то, следовательно, умрёт. Это логика прямая и абсолютно железная.

А мы с вами, дорогие братия и сестры, живём так, как говорил один философ, словно черновик пишем, словно будет ещё какая-то жизнь, где мы сможем жить по-другому. Мы с вами боимся смерти, мы не готовы к смерти, мы не думаем о ней никогда, мы отгоняем эту мысль от себя, как страшную, мешающую  нам жить. А между тем, святые жили и думали по-другому. Апостол Павел говорил, например: «Желание имею разрешиться и со Христом быть», т.е. желание имею умереть и быть скорее со Христом. Почему? Потому что смерть соединяет со Христом, в смерти человек сразу встречается с Богом. Если страшна и нежелательна для нас смерть, в каком бы возрасте мы с вами ни находились, значит, мы боимся и не хотим встречи со Христом. Но разве эта встреча нежелательна? Разве эта встреча со Христом не мечта каждого христианина? А если мы боимся, что не состоится эта встреча по нашим грехам, по нашей беззаконной жизни, то надо уже сейчас делать выводы и жить так, чтобы не бояться этой встречи со Христом в любой момент, в любой час нашей жизни.

Дорогие братия и сестры, ещё один момент, о котором говорит сегодняшнее Евангелие в связи с необыкновенным чудом, которое совершил Христос. Мы с вами вспомнили, что ещё ветхозаветные пророки Илия и Елисей воскрешали мёртвых. История христианской Церкви полна этими чудесами, когда святые подвижники воскрешали мёртвых. Иногда люди, которые шли к ним, как бы скрывали, не показывали и не говорили, что тот или иной человек уже скончался. Например, к преподобному Сысою шёл отец с сыном, а сын по дороге скончался. Отец взял его  с собой и вошёл в келью преподобного Сысоя. Отец поклонился перед преподобным и вышел, а сына оставил мёртвого, склонившегося пред одром в келье преподобного Сысоя. Сысой не знал, что ребенок мёртвый. Преподобный посмотрел, что ребенок не встаёт с колен и сказал ему: «Встань и выйди вон из кельи». И мальчик умерший встал и вышел, и отец принял его живым и воскресшим.

Таких примеров в истории Церкви много, достаточно взять патерик — историю жизни святых отцов, и прочитать о множестве подобных чудес. Есть ещё одно очень интересное описание, когда на руках у матери внезапно скончался малолетний сын. Это был её единственный сын, и она в горе идёт по дороге и видит одну женщину, а эта женщина была блудницей, и умоляет её: «Помолись Христу, помолись, чтобы Господь воскресил моего сына». «Как же я могу помолиться, если я веду такую беззаконную жизнь, блудница я?» – отвечает женщина. «Ну помолись, ради Христа, ради любви христианской», — продолжала умолять мать. Эта блудница молится, и мальчик воскресает, его воскрешает из мёртвых Господь по молитве блудницы. Вот какими чудесами полна христианская жизнь.

 В Евангелии от Матфея Господь говорит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас».

И действительно, дорогие братия и сестры, у каждого христианина потенциально есть возможность совершения любых чудес. Только бы была молитва человека дерзновенна, горячая молитва, идущая от сердца, вопиющая, пронизывающая небеса и устремляющаяся к самому престолу Божию. Но чтобы молиться так дерзновенно, допустим, как молилась мать декабриста Рылеева, надо, дорогие братия и сестры, тщательно и хорошо подумать, насколько необходима такая молитва, насколько она будет угодна Богу, насколько мы имеем право так требовать у Бога исполнения и явления того или иного чуда, послужит ли оно на пользу нам или тем людям, о которых мы будем так дерзновенно и непреклонно молиться. Чтобы показать, насколько каждому человеку Господь даёт эту возможность дерзновенной молитвы, можем вспомнить ещё один интересный пример, который имел место в девятнадцатом веке.

Один сельский священник, ещё не причисленный к лику святых, был обыкновенным священником, служил на сельском приходе, но имел великую благодать: он служил каждый день, каждый день совершал Божественную литургию. И, конечно, благодать Божия от ежедневного служения литургии почивала на этом священнике. И вот однажды в этом селе скончался один мальчик, который был очень чистым, светлым ребенком. Родители так любили его, так неожиданно было для них это горе, которое постигло их, что они шесть дней держали мальчика в доме и не хотели хоронить. Шесть дней оплакивали его безутешно, и только когда шестой день исполнился, принесли его в храм на отпевание.

Что вы думаете, как поступил сельский священник? Он встал у Престола в облачении перед отпеванием, открыл царские врата и вслух стал молиться перед Престолом, стоя на коленях. Он говорил: «Господи, Ты видишь, что я не могу отпеть этого ребенка и похоронить его, Ты видишь скорбь и горе родителей — воскреси его».

Когда присутствовавшие  слышали эту молитву, такую неожиданную, дерзновенную, они пришли в ужас. Но ещё в больший ужас пришли все, когда услышали крик в храме, когда этот мальчик приподнялся, сел в гробе и стал говорить с присутствующими людьми.

Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть эти примеры, которые мы с вами вспомнили, укрепят в нас веру, пусть они преисполнят наше сердце благодарностью Богу за то, что Он так близко к нам, за то, что Он так слышит порой молитву, идущую от сердца, преисполненного горем, молитву дерзновенную. Дай Бог, чтобы Господь жизнь и семью каждого из нас хранил от этого горя, которое мы вспоминаем сегодня. Чтобы Господь хранил наши семьи, наших детей и чтобы мы были всегда достойны милосердия Божия, Его милости к нам, грешным. Чтобы мы думали о том, что рано или поздно нам с вами придётся предстать перед престолом Божиим после нашей смерти и жили так, чтобы никогда было не стыдно предстать перед Престолом Божиим и дать Ему ответ за нашу прожитую земную жизнь. И дай Бог, чтобы мы этот ответ выдержали и получили тогда бесконечную, блаженную радостную жизнь в царстве Отца нашего Небесного.

19 октября 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией читался необыкновенный Евангельский отрывок, Евангельское чтение, которое рассказывало нам о чуде, которое совершил Христос, воскресив умершего сына Наинской вдовы.

Как сообщает нам Евангелие, Господь, окружённый множеством учеников, апостолов, многими людьми подходит к вратам этого города и встречает толпу народа, выходящую из города — погребальную процессию. На носилках несут умершего юношу. Когда евреи хоронили своих умерших, они оборачивали их в специальные полотна, саваны, не полагали ни в какие гробы. Завёрнутое тело усопшего человека на носилках несли до могилы, а точнее не могилы, а до погребальной пещеры, где полагалось это тело и закрывалось камнем, который приваливался ко входу этой пещеры и наглухо замуровывал её.

 Места погребения у евреев готовились заранее. Были, так называемые, родовые погребальные пещеры, родовые кладбища, которые из поколения в поколение почитались в том или ином роде, в этом месте хоронили умерших. Эти пещеры готовились заранее, особенно тщательно готовили камень, которым заваливался вход в пещеру, потому что его надо было подогнать, обтесать очень точно, чтобы никто и ничто не проникало к умершему: ни животные не могли пролезть, ни следы атмосферного воздействия,  неблагоприятные для покоя умершего.

 И вот, дорогие братия и сестры, Христос, сопровождаемый учениками, встретился с этим людским горем. У погребальных носилок шла убитая горем мать, которая, как говорит евангелист Матфей, была вдова, она хоронила своего единственного сына. В безутешном горе, плаче она шла рядом с этими носилками, безмолвно, как тень, шествовала к месту погребения.

Таким образом, мы видим, что горе уже дважды коснулось её жизни. Сначала она похоронила мужа, а затем своё единственное утешение, опору, надежду на то, что сын её станет опорой, кормильцем в старости. И вот эту земную несбывшуюся надежду она провожает в последний путь.

Как говорит евангелист, весь город вышел вслед этой женщине. Жители соболезновали этому горю. Может быть, эта женщина или её покойный муж ранее занимали какое-то влиятельное место в этом городе, были известны, что все жители выражали такое всеобщее народное соболезнование, выражение сочувствия её горю. Может быть, просто люди были мягче душой и сердцем, чем сейчас, в наше время, когда жизнь человеческая порой не стоит и гроша ломанного.

В традиции еврейского народа присутствовал ещё один момент, когда при погребении нанимались так называемые плакальщицы, люди, которые имели какой-то музыкальный или поэтический дар. Они воплями и рыданиями оплакивали умершего, вспоминая все основные моменты его жизни, его таланты, добродетели и т.д.

Конечно, это было несколько искусственное выражение горя. Но, тем не менее, дорогие братия и сестры, а в наше время разве не бывает этого? Допустим, когда происходит погребение того или иного человека, нанимают же людей, которые искусственно плачут, иногда оркестр наймут с душераздирающими стонами и страшной гармонией. Особенно это относится к людям, которые чужды Церкви, которые не прибегают к её утешению и не ищут её поддержки.  Так что, с тех ветхозаветных времен и до наших дней мало что изменилось в этом мире.

 Дорогие братия и сестры, что же происходит далее. Христос подходит к этой погребальной процессии, останавливает её, прикасается к смертному одру, на котором лежит умерший юноша. Это был необыкновенный поступок, необыкновенный потому, что иудеи не могли прикасаться к телам умерших людей. Человек, прикоснувшийся к мёртвому телу, считался нечистым, и он в течение многих дней должен быть удалён от общества людей,   находиться вне города. Ещё во время путешествия евреев к обетованной земле такие люди находились вне стана, средикоторого располагался народ, вне общества людей. Они несколько дней должны были проходить специальные обряды, ритуальное очищение, только после этого могли вернуться к обычной жизни.

Христос смело, дерзновенно подходит к этому погребальному одру, касается его, останавливает его. Вот, представьте себе, идёт погребальная процессия, а кто-то вмешивается, останавливает её, все ждут, что будет за этим, какое действие, какое слово. Ведь это страшные минуты людского горя.

Обращаясь к матери, Он говорит всего два слова: «Не плачь», и далее берёт за руку этого умершего юношу и говорит: «Юноша, тебе говорю, встань», берёт его за руку и поднимает с этого смертного одра. И юноша садится на погребальных носилках, начинает говорить с людьми. На лицах людей ужас, страх, народ перешёптывается друг с другом и говорит: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил людей Своих». В таком недоумении и ликовании выражали люди своё отношение к происшедшему.

 Дорогие братия и сестры! Прежде, чем немного остановить ваше внимание на этом чуде – воскрешении мёртвого, мы должны подчеркнуть необыкновенное милосердие и человеколюбие Божие, которое проявилось в этом чуде. Как мы можем удостовериться в этом? Во-первых, это  единственный пример в Евангелии, когда Господь посещает этот город. Больше нет примеров, когда Он был бы там. Христос специально, намеренно пришёл в этот город Наин ради этой скорбящей и осиротевшей матери, чтобы её поддержать и воскресить её сына. Разве это не наглядный пример Божественного милосердия?

Город Наин располагался неподалёку от священных мест, связанных с ветхозаветной историей. На противоположном холме этого города находилось то место, где жил пророк Илия, где он скрывался в Сарепте Сидонской  и где воскресил сына этой вдовицы. Там же неподалёку находилось место, где жил ученик, преемник его благодати — пророк Елисей, который также воскресил сына женщины, которая приютила его. Эти ветхозаветные пророки Илия и Елисей совершили действительно чудеса воскрешения мёртвых.

Библейская история говорит ещё об одном уникальном чуде, когда хоронили некоего человека и опускали его рядом с могилой пророка Елисея.  Как только мертвец коснулся этого места, костей пророка Елисея, он сразу воскрес и восстал живым и здоровым из этой могилы.

Эти два чуда, которые совершили Илия и Елисей  при жизни, они совершили усиленной молитвой к Богу, постом, особенным молитвенным подвигом и умолением Бога совершить это чудо ради милосердия и веры тех женщин, которые приютили этих пророков во времена бедствий, посетивших израильский народ.

Господь совершает это чудо воскрешения самовластно: «Юноша, тебе говорю, встань», Своей Божественной силой и властью. Евангелие знает несколько чудес, которые совершил Христос, воскресив мёртвых: то, о котором мы говорим сегодня, затем Господь воскресил уже умершую дочь Иаира, войдя в их дом, затем перед Своими страданиями воскресил Лазаря четырехдневного, который уже четыре дня был во гробе. Во время  крестной смерти Христа многие телеса святых воскресли, стали из своих гробов и явились многим. Вот об этих чудесах говорит нам Евангелие.  

 Дорогие братия и сестры! Это сегодняшнее Евангелие показывает, что Господь особенно близок, особенно милостив к человеку тогда, когда он терпит, когда он переживает скорби и страдания. И в минуты самых сильных, порой нечеловеческих страданий и горя  Господь всегда рядом с человеком, лишь бы этот человек искал в Нём опору и утешение. Действительно, это большое, самое тяжёлое горе, когда родители хоронят своих детей раньше себя, ничто другое в жизни не может сравниться с этим горем.

Что можно сказать в утешение тем родителям, которые несут этот особенно тяжёлый крест? Дорогие братия и сестры, рассуждать на эту тему выше человеческого естества, выше человеческих сил, но история нашей Церкви говорит о том, что эти моменты являются промыслительными, потому что без воли Божией ничего не происходит. Да, действительно, иногда человек ускоряет и убыстряет свою смерть, но всё равно момент смерти без ведома Бога никогда не происходит. В этом смысле никакая смерть, какая бы она ни была, это не случайность, которая происходит совершенно спонтанно, без ведома Бога. Без Его воли даже волос с головы человека никогда не упадёт, тем более, не произойдут такие важные события, как момент жизни и момент смерти человека.

Мы можем вспомнить историю жизни декабриста Рылеева, когда он, будучи маленьким мальчиком, смертельно заболел, его дни и часы были сочтены. Но его мать молилась так, как может молиться только мать, молилась даже с ропотом, негодованием и упрёками по отношению к Божией Матери, перед Её иконой,  и требовала вернуть её сына. Божия Матерь тогда милостиво показала ей в сонном видении всю жизнь её сына — будущего декабриста, когда он состоял в тайных обществах в Петербурге, потом восстание декабристов на Сенатской площади, затем она увидела своего сына на виселице.

«Этого ты хочешь?» — спрашивает по-матерински Божия Матерь у этой скорбящей матери. «Меня это не интересует, мне он нужен сейчас здоровым и живым!», — ответила мать. «Пусть будет по слову твоему», — был ответ. И мальчик поправляется, а дальше живёт так, как было показано матери.

Что было лучше для мальчика? Что было лучше для матери? Это они знают сейчас, находясь перед Престолом и Судом  Божиим.

Таких примеров, о которых мы вспомнили, много в житиях, в истории Церкви. Иногда родители соглашались с этим.

 Известна другая история, когда отцу была показана дальнейшая жизнь умирающей дочери, когда она стала вести греховный образ жизни, надмевалась над родителями, оскорбляла их, избивала. И когда отец в ужасе отошёл от этого кошмарного сна, он принёс благодарение Богу, что этого не произошло, а что дочь его лежит во гробе.

Всё было, дорогие братия и сестры, и до сих пор случаются подобные страшные моменты в истории семей, в истории нашей жизни. Особый крест, особый тяжёлый крест! Но не будем унывать и отчаиваться, потому что Господь от чего-то предохраняет таких детей, от чего-то уберегает их, забирая к Себе. Дай Бог сил и терпения таким родителям, кто несёт в жизни этот крест. Дай Бог им утешение, силы, радости и жизни в Господе, чтобы они никогда не унывали, не отчаивались и не роптали на Бога.

Дорогие братия и сестры! Это Евангелие напоминает нам о смерти, о нашей с вами смерти. Интересно и важно отметить, что со многим человек смиряется в жизни, ко многому привыкает, многого ждёт, но со смертью он никак не может смириться и не понимает, что и сам он пойдёт этим путём. А ведь нет ничего более естественного и очевидного, чем смерть. Каждый человек, если он родился на этой земле, то, следовательно, умрёт. Это логика прямая и абсолютно железная.

А мы с вами, дорогие братия и сестры, живём так, как говорил один философ, словно черновик пишем, словно будет ещё какая-то жизнь, где мы сможем жить по-другому. Мы с вами боимся смерти, мы не готовы к смерти, мы не думаем о ней никогда, мы отгоняем эту мысль от себя, как страшную, мешающую  нам жить. А между тем, святые жили и думали по-другому. Апостол Павел говорил, например: «Желание имею разрешиться и со Христом быть», т.е. желание имею умереть и быть скорее со Христом. Почему? Потому что смерть соединяет со Христом, в смерти человек сразу встречается с Богом. Если страшна и нежелательна для нас смерть, в каком бы возрасте мы с вами ни находились, значит, мы боимся и не хотим встречи со Христом. Но разве эта встреча нежелательна? Разве эта встреча со Христом не мечта каждого христианина? А если мы боимся, что не состоится эта встреча по нашим грехам, по нашей беззаконной жизни, то надо уже сейчас делать выводы и жить так, чтобы не бояться этой встречи со Христом в любой момент, в любой час нашей жизни.

Дорогие братия и сестры, ещё один момент, о котором говорит сегодняшнее Евангелие в связи с необыкновенным чудом, которое совершил Христос. Мы с вами вспомнили, что ещё ветхозаветные пророки Илия и Елисей воскрешали мёртвых. История христианской Церкви полна этими чудесами, когда святые подвижники воскрешали мёртвых. Иногда люди, которые шли к ним, как бы скрывали, не показывали и не говорили, что тот или иной человек уже скончался. Например, к преподобному Сысою шёл отец с сыном, а сын по дороге скончался. Отец взял его  с собой и вошёл в келью преподобного Сысоя. Отец поклонился перед преподобным и вышел, а сына оставил мёртвого, склонившегося пред одром в келье преподобного Сысоя. Сысой не знал, что ребенок мёртвый. Преподобный посмотрел, что ребенок не встаёт с колен и сказал ему: «Встань и выйди вон из кельи». И мальчик умерший встал и вышел, и отец принял его живым и воскресшим.

Таких примеров в истории Церкви много, достаточно взять патерик — историю жизни святых отцов, и прочитать о множестве подобных чудес. Есть ещё одно очень интересное описание, когда на руках у матери внезапно скончался малолетний сын. Это был её единственный сын, и она в горе идёт по дороге и видит одну женщину, а эта женщина была блудницей, и умоляет её: «Помолись Христу, помолись, чтобы Господь воскресил моего сына». «Как же я могу помолиться, если я веду такую беззаконную жизнь, блудница я?» – отвечает женщина. «Ну помолись, ради Христа, ради любви христианской», — продолжала умолять мать. Эта блудница молится, и мальчик воскресает, его воскрешает из мёртвых Господь по молитве блудницы. Вот какими чудесами полна христианская жизнь.

 В Евангелии от Матфея Господь говорит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас».

И действительно, дорогие братия и сестры, у каждого христианина потенциально есть возможность совершения любых чудес. Только бы была молитва человека дерзновенна, горячая молитва, идущая от сердца, вопиющая, пронизывающая небеса и устремляющаяся к самому престолу Божию. Но чтобы молиться так дерзновенно, допустим, как молилась мать декабриста Рылеева, надо, дорогие братия и сестры, тщательно и хорошо подумать, насколько необходима такая молитва, насколько она будет угодна Богу, насколько мы имеем право так требовать у Бога исполнения и явления того или иного чуда, послужит ли оно на пользу нам или тем людям, о которых мы будем так дерзновенно и непреклонно молиться. Чтобы показать, насколько каждому человеку Господь даёт эту возможность дерзновенной молитвы, можем вспомнить ещё один интересный пример, который имел место в девятнадцатом веке.

Один сельский священник, ещё не причисленный к лику святых, был обыкновенным священником, служил на сельском приходе, но имел великую благодать: он служил каждый день, каждый день совершал Божественную литургию. И, конечно, благодать Божия от ежедневного служения литургии почивала на этом священнике. И вот однажды в этом селе скончался один мальчик, который был очень чистым, светлым ребенком. Родители так любили его, так неожиданно было для них это горе, которое постигло их, что они шесть дней держали мальчика в доме и не хотели хоронить. Шесть дней оплакивали его безутешно, и только когда шестой день исполнился, принесли его в храм на отпевание.

Что вы думаете, как поступил сельский священник? Он встал у Престола в облачении перед отпеванием, открыл царские врата и вслух стал молиться перед Престолом, стоя на коленях. Он говорил: «Господи, Ты видишь, что я не могу отпеть этого ребенка и похоронить его, Ты видишь скорбь и горе родителей — воскреси его».

Когда присутствовавшие  слышали эту молитву, такую неожиданную, дерзновенную, они пришли в ужас. Но ещё в больший ужас пришли все, когда услышали крик в храме, когда этот мальчик приподнялся, сел в гробе и стал говорить с присутствующими людьми.

Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть эти примеры, которые мы с вами вспомнили, укрепят в нас веру, пусть они преисполнят наше сердце благодарностью Богу за то, что Он так близко к нам, за то, что Он так слышит порой молитву, идущую от сердца, преисполненного горем, молитву дерзновенную. Дай Бог, чтобы Господь жизнь и семью каждого из нас хранил от этого горя, которое мы вспоминаем сегодня. Чтобы Господь хранил наши семьи, наших детей и чтобы мы были всегда достойны милосердия Божия, Его милости к нам, грешным. Чтобы мы думали о том, что рано или поздно нам с вами придётся предстать перед престолом Божиим после нашей смерти и жили так, чтобы никогда было не стыдно предстать перед Престолом Божиим и дать Ему ответ за нашу прожитую земную жизнь. И дай Бог, чтобы мы этот ответ выдержали и получили тогда бесконечную, блаженную радостную жизнь в царстве Отца нашего Небесного.

Предыдущая проповедь

16 октября 2008

Воскрешение дочери Иаира
Следующая проповедь

26 октября 2008

Притча о сеятеле

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00