Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О прощении обид

Дорогие братия и сестры! Все вы, без сомнения, знаете, что самой главной христианской молитвой является молитва  «Отче наш». В этой молитве, которую, я надеюсь, каждый из вас знает наизусть и произносит её ежедневно по  нескольку раз в утренних и вечерних молитвах и перед едой, есть глубокие слова, которые относятся к сегодняшнему дню: «и остави нам долги наша, якоже и  мы оставляем должником нашим». Часто мы произносим эту молитву машинально, не задумываясь о тех великих и важных словах, которые она заключает в себе. Ведь эта единственная, уникальная молитва, которая содержится в Евангелии и оставлена нам в назидание, в научение вере самим Христом. Все остальные молитвы составлены святыми отцами, святыми людьми, подвижниками или на Вселенских Соборах. Например, на 1-2 Вселенских Соборах таким образом появился «Символ веры». Но эта молитва самая уникальная и самая основополагающая.

 В старые, отнюдь не добрые времена, иногда знание или этот принцип, которым жила старая Русь, и безупречное знание молитвы Господней каждым человеком являлось критерием, как человек должен знать что-то другое, иногда не совсем полезное и отнюдь не нужное ему в жизни.  Принимали человека иногда в определенные ряды и в организации тогда, когда он знал устав этой организации так, как «Отче наш».

Слава Богу, дорогие братия и сестры, что мы с вами эти времена пережили и многое полезное вынесли из них, а вот смотрите, этот критерий, этот сравнительный анализ, когда  человек должен знать что-то, как «Отче наш», остался. Ведь сама постановка такого вопроса кощунственна! Разве может человек знать ещё что-либо так, как он знает молитву Господню, которую дал ему Христос?  Ничто на земле не может сравниться с этим по своему значению для человека. Но, тем не менее, этот критерий показывает, чем и как жила наша старая дореволюционная Русь. Этот пример показывает, что молитву «Отче наш» маленькие дети впитывали ещё с молоком матери, они знали её раньше, чем начинали ходить, может, и говорить ещё не могли, произнести каждое слово, а как только слышали родительскую молитву «Отче наш», они понимали, о чём идет речь. Таким образом, в их естество, в плоть и кровь входила эта молитва Господня.

И вот сегодня Евангелие об этом, об основном принципе, который положен и в молитву Господню. «Царство небесное, — говорилось в Евангелии, — подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». И вот, когда он подводил итоги своей деятельности, совершенно обычная ситуация для любого руководителя, к нему приведён был один человек, который должен был ему 10 тысяч талантов, колоссальная сумма, сравнимая с десятками миллионов долларов в наше время. Этот человек задолжал такую большую сумму так же, наверное, безрассудно, как мы с вами иногда безрассудно залезаем в долги: то наберём кредитов, то взаймы возьмём, а потом сами в ужасе задумываемся, как отдавать, как заработать эти деньги, потому что эти суммы  превышают наши обычные потребности реальной жизни.

Итак, этот неразумный должник задолжал колоссальную сумму господину. И господин требовал немедленно заплатить ему долг. Тогда этот человек взмолился перед господином, пал на колени и сказал: «Потерпи на мне, я всё тебе заплачу», иначе царь готов был отдать приказ, чтобы посадить в тюрьму или долговую яму, как говорили раньше, жену, детей, всех сродников, пока не будет уплачен весь этот долг. Такие истязатели были и в древности, они были и у иудеев, они были у римских граждан, когда должников отдавали в тюрьмы, пока они не расплатятся со своими долгами. Сейчас у нас тоже есть целый институт судебных приставов, которые, как чёрные коршуны, порой появятся и расстанешься со всем нажитым  добром. Всё это было, и сейчас есть, дорогие братия и сестры.

Этот человек взмолился перед хозяином, умолил его: «Потерпи на мне, я всё воздам тебе». Удивительные слова, которые в христианской Церкви воспринимаются как молитва: «Господи,  потерпи на мне, я всё воздам Тебе». И мы с вами, грешные, когда произносим эти слова, подобны этому Евангельскому должнику, он также ничем не мог расплатиться с этим долгом. Когда он умолял господина, это был лишь вопль отчаяния, за ним не стояло никаких реальных, конкретных  дел, он не мог погасить такой огромный долг. И насколько милостивым оказался этот царь, для него дорого было одно раскаяние, одно осознание этого долга, и он всё простил, весь этот долг простил. Этот должник, внезапно оправданный и прощённый, в радости уходит от своего господина.

 Можно себе представить, дорогие братия и сестры, даже по нашей грешной жизни, когда отдашь долг кому-нибудь, такая лёгкость появляется в душе всякого нормального человека, у которого совесть в порядке, которого долг мучает, как тяжёлое бремя. А в этом случае совершенно колоссальная сумма прощена, и поэтому этот должник, наверное, не шёл, а летел от счастья и радости, не замечая, как ноги касаются земли. И что вы думаете? Эта радость, эта лёгкость, прекраснейшее настроение тут же заканчивается — он встречает своего должника, человека, который должен был ему 100 динариев. В дореволюционной России проповедники соизмеряли эту сумму с 20 рублями серебром. 20 рублей — ничтожная сумма, в наше время на маршрутку не хватит. И вот, этот недавно оправданный должник схватил своего собрата, который должен был ему несколько этих копеек, и стал с него требовать немедленно вернуть долг.

Так часто бывает и в нашей жизни, дорогие братия и сестры, когда порой необыкновенно богатые люди проявляют такое скупердяйство и такую жадность, что, как говорится в русской пословице, «за копейку зайца догонят». Такое есть сплошь и рядом и в нашей жизни, когда налицо несоизмеримая разница в уровне жизни между людьми. Казалось бы, приехал, прилетел на машине, а она не едет, а летит — столько там лошадиных сил! А посмотрит в кошелёк, чтобы мелочи найти на храм или нищему, не дай Бог, десятки не досчитается.

Вот, дорогие братия и сестры, и тогда, в Евангельские времена, ещё  2000 лет назад были такие люди. И как говорится в Евангелии на славянском языке, который необыкновенно образно описывает поведение этого немилосердного должника, он схватил своего собрата и «ем его довляша», то есть набросился и стал душить его так, что вот-вот душа разлучится от тела. Этот немилосердный поступок видели слуги  господина и тотчас ему донесли, сказали, что тот, кому ты простил его колоссальный долг, мучил своего должника и готов был посадить его в темницу. Господин приказывает привести этого жестокого немилосердного человека, и он был ввергнут в темницу, чтобы он там находился, пока не отдаст свой долг до последней копейки.

 Дорогие братия и сестры, это образное сравнение. Этот рассказ предварялся словами, что Царство Небесное подобно этому рассказу. Не всё, не каждую деталь мы можем приложить к описанию Царства Небесного, но тем не менее, принципы, о которых говорится в этой притче,  очень ярко показываются для нашего назидания. Так будет и с вами, если не будете прощать ближним вашим согрешения их.

Сегодня, дорогие братия и сестры, словно тема Прощённого воскресения, тема прощения обид, которую мы будем вновь и вновь поднимать перед Великим постом, когда Бог даст, по Его милости доживём и до этого момента. Наше с вами собственное прощение Господь ставит в зависимость от того, как мы прощаем своих должников и своих обидчиков.

 Однажды в одном монастыре умирал один монах, который жил крайне нерадиво и лениво, так что его жизнь была предметом соблазна для всей братии. И когда он оказался на своём смертном одре, то братия монастыря с интересом окружила его смертное ложе, чтобы посмотреть, как будет умирать этот окаянный грешник. И вот братия пришла в недоумение, потому что этот грешник умирал как праведник, умирал с радостным настроением, безбоязненно и с сияющим лицом. Тогда братия, которая пришла в недоумение, дерзнула спросить его: «Брат, почему ты не боишься смерти? Ведь мы все знаем, что жил ты нерадиво, не как монах, а хуже грешника окаянного, которые живут в миру и не вылезают из своих грехов и страстей». И он им ответил: «Так, братия, воистину вы правду сказали. Когда я возлёг на этом смертном одре и понял, что часы мои сочтены, я увидел ангела, который предстал передо мною, перед моим смертным одром и показал мне множество моих грехов, которые я совершил в течение своей жизни, и спросил, помню ли я их. Я ответил утвердительно». И этот грешник сказал: «Но и вы вспомните слова Спасителя: «Прощайте и прощены будете, не осуждайте и не судимы будете». С момента моего вступления в монастырь я не осудил ни одного человека, ни одного монаха, ни на кого никогда не имел обиды, и поэтому пусть исполнятся на мне слова Господа: «Не судите, да не судимы будете». При этих словах дерзновенного грешника ангел разорвал хартию его грехов, поэтому он умирал со спокойным, радостным лицом и сердцем.

 Дорогие братия и сестры! Прекрасный пример, но пример этот приводится сегодня как исключение из общего правила, приводится не для того, чтобы мы с вами жили нерадиво, как этот монах, а потом на смертном одре совершили крестное знамение во всю кровать, один поклон и всё:  Господь простит. Может быть, это и так.

Дорогие братия и сестры, но даст ли Господь нам возможность произнести эти покаянные слова, сподобит ли причаститься Святых Христовых тайн пред нашей кончиной, исповедаться в своих грехах? Это надо заслужить и удостоиться. Тот монах никого не осуждал, а кто из нас может похвалиться в этой добродетели, когда наш язык не перестаёт осуждать, когда все мысли   направлены на это, когда глаза всё видят, кто как живёт, кто что делает и во что одевается, всё видят глаза, мозг сразу фиксирует и сразу идёт осуждение. Страшнейший грех!

 Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь призывает нас с вами помнить эту заповедь Евангельскую о прощении обид. Действительно, у каждого из нас перед Богом множество долгов. Этот долг образуется не потому, что каждый грех наносит оскорбление Богу, это юридическое понимание греха. Грех, прежде всего, ранит и мучает самого человека. С другой стороны, если бы мы были внимательны, сколько таких благодеяний Божиих, за которые мы в неоплатном долгу перед Ним. Он дал нам жизнь при посредстве наших родителей. Мы призваны к этой жизни. Он дал нам бессмертную душу, Он дал нам здоровье, Он дал нам силу, талант, разум, Он дал нам те блага земные, которыми мы пользуемся в течение нашей жизни. Куда бы мы ни посмотрели, на что бы ни обратили внимание в нашей жизни — это всё неисчислимые благодеяния Божии. И детей нам дал прекрасных, мужа или жену дал, близких, и никто из нас на улице не живёт, и хлеб насущный есть, и мы с вами даже не задумываемся, что будем есть или пить завтра. Господь всё нам даёт по Своему неизреченному милосердию. Мы в неоплатном долгу перед Ним всегда. Как тяжко поступают и грешат те люди, которые считают Бога своим должником, особенно когда люди терпят какие-то скорби, когда впадают в искушения, когда их встречают тяжелые болезни, когда какие-то несправедливости жизни обрушиваются на голову того или иного человека. Как часто, сплошь и рядом, человек винит Бога в этих своих несчастьях. «Где Бог, почему Он не видел, почему Он молчит, есть ли Он вообще, почему эти несправедливости происходят в мире»?

Сегодняшнее Евангелие, дорогие братия и сестры, немножко отрезвляет всякого грешника. «Да ты на себя-то немножко посмотри, раб Божий. Где ты был год назад, два, три года назад своей жизни, знал ли ты Бога, молился ли о том, чтобы в твоей жизни было ощутимо выражено Его благословение, чтобы Его благословение распространялось на твоих детей? Молился ли ты об этом, был ли ты с Богом, причащался ли Святых Христовых тайн»? Увы, дорогие братия и сестры, на эти и на многие другие вопросы мы можем ставить просто   вопросительный знак, на который ответить может только наша совесть.

 Поэтому, сегодня Церковь призывает примириться с Богом, смириться перед Его, как нам кажется порой, «несправедливостями», которые мы ощущаем в своей жизни.

Дорогие братия и сестры! Долг наших обидчиков перед нами действительно ничтожен, он замешен как бы на некоей дрожжевой закваске, на одной страсти — нашей гордыни, которая не терпит самоумаления. Когда мы привыкли  к какому-то самоапофеозу, к исключительности своей личности, непогрешимости, почти как папа римский, когда мы всех меряем по себе и всех считаем ниже себя. Гордыня — вот причина всех нестроений. И поэтому Евангелие призывает нас сегодня помнить эти заповеди о всепрощении. В Евангелие есть глубокие слова, которые звучат как необычайная христианская поэзия: «Солнце да не взойдёт во гневе вашем». Церковь предписывает каждому христианину в конце дня примириться со своими близкими. Церковь напоминает сегодня совершенно азбучные истины о том, что семья должна молиться вместе: и утром, и вечером, и муж, и жена, и дети, и все, кто живёт в этом доме, вместе должны молиться перед иконами, перед которыми затеплена либо лампада, либо свеча горит. Как многие из нас ещё не доросли  до этих азов православия: или не молятся вообще, или только лоб перекрестят перед сном, или молится один муж, словно боится, что жена увидит, или жена молится, чтоб муж не увидел — и нет семьи, нет единства. Церковь сегодня напоминает каждому из нас: до тех пор, пока не будете молиться вместе со всей семьей, пока не будет этой семейной молитвы, не будет у вас христианской семьи, не будет мира, не будет понимания, не будет всепрощения, не будет уважения между детьми и родителями. И дай Бог, чтобы с этого дня те из нас, братия и сестры, которые стеснялись, которые не могли по тем или иным причинам установить у себя такое правило, устыдились Христа и Евангелия и начали с этого воскресного, святого дня вместе молиться перед иконами. И отходя ко сну, попросили прощения друг у друга, чтобы эти взаимные обиды не тянулись многие дни, месяцы, когда человек живёт в озлоблении. Кто поступает таким образом, тот до сего дня ничего не понял в христианстве, в духе Евангелия. Только прощение, только послушание младших старшим — только в этом христианство. Послушание детей родителям, послушание по службе, послушание в государстве, послушание в семье, послушание в Церкви, наконец, как самая главная ступень послушания. Если не будет его, не будет христианства.

Дай Бог дорогие братия и сестры, чтобы мы помнили эти слова: «Прощайте и прощены будете». Аминь.

28 августа 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Все вы, без сомнения, знаете, что самой главной христианской молитвой является молитва  «Отче наш». В этой молитве, которую, я надеюсь, каждый из вас знает наизусть и произносит её ежедневно по  нескольку раз в утренних и вечерних молитвах и перед едой, есть глубокие слова, которые относятся к сегодняшнему дню: «и остави нам долги наша, якоже и  мы оставляем должником нашим». Часто мы произносим эту молитву машинально, не задумываясь о тех великих и важных словах, которые она заключает в себе. Ведь эта единственная, уникальная молитва, которая содержится в Евангелии и оставлена нам в назидание, в научение вере самим Христом. Все остальные молитвы составлены святыми отцами, святыми людьми, подвижниками или на Вселенских Соборах. Например, на 1-2 Вселенских Соборах таким образом появился «Символ веры». Но эта молитва самая уникальная и самая основополагающая.

 В старые, отнюдь не добрые времена, иногда знание или этот принцип, которым жила старая Русь, и безупречное знание молитвы Господней каждым человеком являлось критерием, как человек должен знать что-то другое, иногда не совсем полезное и отнюдь не нужное ему в жизни.  Принимали человека иногда в определенные ряды и в организации тогда, когда он знал устав этой организации так, как «Отче наш».

Слава Богу, дорогие братия и сестры, что мы с вами эти времена пережили и многое полезное вынесли из них, а вот смотрите, этот критерий, этот сравнительный анализ, когда  человек должен знать что-то, как «Отче наш», остался. Ведь сама постановка такого вопроса кощунственна! Разве может человек знать ещё что-либо так, как он знает молитву Господню, которую дал ему Христос?  Ничто на земле не может сравниться с этим по своему значению для человека. Но, тем не менее, этот критерий показывает, чем и как жила наша старая дореволюционная Русь. Этот пример показывает, что молитву «Отче наш» маленькие дети впитывали ещё с молоком матери, они знали её раньше, чем начинали ходить, может, и говорить ещё не могли, произнести каждое слово, а как только слышали родительскую молитву «Отче наш», они понимали, о чём идет речь. Таким образом, в их естество, в плоть и кровь входила эта молитва Господня.

И вот сегодня Евангелие об этом, об основном принципе, который положен и в молитву Господню. «Царство небесное, — говорилось в Евангелии, — подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». И вот, когда он подводил итоги своей деятельности, совершенно обычная ситуация для любого руководителя, к нему приведён был один человек, который должен был ему 10 тысяч талантов, колоссальная сумма, сравнимая с десятками миллионов долларов в наше время. Этот человек задолжал такую большую сумму так же, наверное, безрассудно, как мы с вами иногда безрассудно залезаем в долги: то наберём кредитов, то взаймы возьмём, а потом сами в ужасе задумываемся, как отдавать, как заработать эти деньги, потому что эти суммы  превышают наши обычные потребности реальной жизни.

Итак, этот неразумный должник задолжал колоссальную сумму господину. И господин требовал немедленно заплатить ему долг. Тогда этот человек взмолился перед господином, пал на колени и сказал: «Потерпи на мне, я всё тебе заплачу», иначе царь готов был отдать приказ, чтобы посадить в тюрьму или долговую яму, как говорили раньше, жену, детей, всех сродников, пока не будет уплачен весь этот долг. Такие истязатели были и в древности, они были и у иудеев, они были у римских граждан, когда должников отдавали в тюрьмы, пока они не расплатятся со своими долгами. Сейчас у нас тоже есть целый институт судебных приставов, которые, как чёрные коршуны, порой появятся и расстанешься со всем нажитым  добром. Всё это было, и сейчас есть, дорогие братия и сестры.

Этот человек взмолился перед хозяином, умолил его: «Потерпи на мне, я всё воздам тебе». Удивительные слова, которые в христианской Церкви воспринимаются как молитва: «Господи,  потерпи на мне, я всё воздам Тебе». И мы с вами, грешные, когда произносим эти слова, подобны этому Евангельскому должнику, он также ничем не мог расплатиться с этим долгом. Когда он умолял господина, это был лишь вопль отчаяния, за ним не стояло никаких реальных, конкретных  дел, он не мог погасить такой огромный долг. И насколько милостивым оказался этот царь, для него дорого было одно раскаяние, одно осознание этого долга, и он всё простил, весь этот долг простил. Этот должник, внезапно оправданный и прощённый, в радости уходит от своего господина.

 Можно себе представить, дорогие братия и сестры, даже по нашей грешной жизни, когда отдашь долг кому-нибудь, такая лёгкость появляется в душе всякого нормального человека, у которого совесть в порядке, которого долг мучает, как тяжёлое бремя. А в этом случае совершенно колоссальная сумма прощена, и поэтому этот должник, наверное, не шёл, а летел от счастья и радости, не замечая, как ноги касаются земли. И что вы думаете? Эта радость, эта лёгкость, прекраснейшее настроение тут же заканчивается — он встречает своего должника, человека, который должен был ему 100 динариев. В дореволюционной России проповедники соизмеряли эту сумму с 20 рублями серебром. 20 рублей — ничтожная сумма, в наше время на маршрутку не хватит. И вот, этот недавно оправданный должник схватил своего собрата, который должен был ему несколько этих копеек, и стал с него требовать немедленно вернуть долг.

Так часто бывает и в нашей жизни, дорогие братия и сестры, когда порой необыкновенно богатые люди проявляют такое скупердяйство и такую жадность, что, как говорится в русской пословице, «за копейку зайца догонят». Такое есть сплошь и рядом и в нашей жизни, когда налицо несоизмеримая разница в уровне жизни между людьми. Казалось бы, приехал, прилетел на машине, а она не едет, а летит — столько там лошадиных сил! А посмотрит в кошелёк, чтобы мелочи найти на храм или нищему, не дай Бог, десятки не досчитается.

Вот, дорогие братия и сестры, и тогда, в Евангельские времена, ещё  2000 лет назад были такие люди. И как говорится в Евангелии на славянском языке, который необыкновенно образно описывает поведение этого немилосердного должника, он схватил своего собрата и «ем его довляша», то есть набросился и стал душить его так, что вот-вот душа разлучится от тела. Этот немилосердный поступок видели слуги  господина и тотчас ему донесли, сказали, что тот, кому ты простил его колоссальный долг, мучил своего должника и готов был посадить его в темницу. Господин приказывает привести этого жестокого немилосердного человека, и он был ввергнут в темницу, чтобы он там находился, пока не отдаст свой долг до последней копейки.

 Дорогие братия и сестры, это образное сравнение. Этот рассказ предварялся словами, что Царство Небесное подобно этому рассказу. Не всё, не каждую деталь мы можем приложить к описанию Царства Небесного, но тем не менее, принципы, о которых говорится в этой притче,  очень ярко показываются для нашего назидания. Так будет и с вами, если не будете прощать ближним вашим согрешения их.

Сегодня, дорогие братия и сестры, словно тема Прощённого воскресения, тема прощения обид, которую мы будем вновь и вновь поднимать перед Великим постом, когда Бог даст, по Его милости доживём и до этого момента. Наше с вами собственное прощение Господь ставит в зависимость от того, как мы прощаем своих должников и своих обидчиков.

 Однажды в одном монастыре умирал один монах, который жил крайне нерадиво и лениво, так что его жизнь была предметом соблазна для всей братии. И когда он оказался на своём смертном одре, то братия монастыря с интересом окружила его смертное ложе, чтобы посмотреть, как будет умирать этот окаянный грешник. И вот братия пришла в недоумение, потому что этот грешник умирал как праведник, умирал с радостным настроением, безбоязненно и с сияющим лицом. Тогда братия, которая пришла в недоумение, дерзнула спросить его: «Брат, почему ты не боишься смерти? Ведь мы все знаем, что жил ты нерадиво, не как монах, а хуже грешника окаянного, которые живут в миру и не вылезают из своих грехов и страстей». И он им ответил: «Так, братия, воистину вы правду сказали. Когда я возлёг на этом смертном одре и понял, что часы мои сочтены, я увидел ангела, который предстал передо мною, перед моим смертным одром и показал мне множество моих грехов, которые я совершил в течение своей жизни, и спросил, помню ли я их. Я ответил утвердительно». И этот грешник сказал: «Но и вы вспомните слова Спасителя: «Прощайте и прощены будете, не осуждайте и не судимы будете». С момента моего вступления в монастырь я не осудил ни одного человека, ни одного монаха, ни на кого никогда не имел обиды, и поэтому пусть исполнятся на мне слова Господа: «Не судите, да не судимы будете». При этих словах дерзновенного грешника ангел разорвал хартию его грехов, поэтому он умирал со спокойным, радостным лицом и сердцем.

 Дорогие братия и сестры! Прекрасный пример, но пример этот приводится сегодня как исключение из общего правила, приводится не для того, чтобы мы с вами жили нерадиво, как этот монах, а потом на смертном одре совершили крестное знамение во всю кровать, один поклон и всё:  Господь простит. Может быть, это и так.

Дорогие братия и сестры, но даст ли Господь нам возможность произнести эти покаянные слова, сподобит ли причаститься Святых Христовых тайн пред нашей кончиной, исповедаться в своих грехах? Это надо заслужить и удостоиться. Тот монах никого не осуждал, а кто из нас может похвалиться в этой добродетели, когда наш язык не перестаёт осуждать, когда все мысли   направлены на это, когда глаза всё видят, кто как живёт, кто что делает и во что одевается, всё видят глаза, мозг сразу фиксирует и сразу идёт осуждение. Страшнейший грех!

 Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь призывает нас с вами помнить эту заповедь Евангельскую о прощении обид. Действительно, у каждого из нас перед Богом множество долгов. Этот долг образуется не потому, что каждый грех наносит оскорбление Богу, это юридическое понимание греха. Грех, прежде всего, ранит и мучает самого человека. С другой стороны, если бы мы были внимательны, сколько таких благодеяний Божиих, за которые мы в неоплатном долгу перед Ним. Он дал нам жизнь при посредстве наших родителей. Мы призваны к этой жизни. Он дал нам бессмертную душу, Он дал нам здоровье, Он дал нам силу, талант, разум, Он дал нам те блага земные, которыми мы пользуемся в течение нашей жизни. Куда бы мы ни посмотрели, на что бы ни обратили внимание в нашей жизни — это всё неисчислимые благодеяния Божии. И детей нам дал прекрасных, мужа или жену дал, близких, и никто из нас на улице не живёт, и хлеб насущный есть, и мы с вами даже не задумываемся, что будем есть или пить завтра. Господь всё нам даёт по Своему неизреченному милосердию. Мы в неоплатном долгу перед Ним всегда. Как тяжко поступают и грешат те люди, которые считают Бога своим должником, особенно когда люди терпят какие-то скорби, когда впадают в искушения, когда их встречают тяжелые болезни, когда какие-то несправедливости жизни обрушиваются на голову того или иного человека. Как часто, сплошь и рядом, человек винит Бога в этих своих несчастьях. «Где Бог, почему Он не видел, почему Он молчит, есть ли Он вообще, почему эти несправедливости происходят в мире»?

Сегодняшнее Евангелие, дорогие братия и сестры, немножко отрезвляет всякого грешника. «Да ты на себя-то немножко посмотри, раб Божий. Где ты был год назад, два, три года назад своей жизни, знал ли ты Бога, молился ли о том, чтобы в твоей жизни было ощутимо выражено Его благословение, чтобы Его благословение распространялось на твоих детей? Молился ли ты об этом, был ли ты с Богом, причащался ли Святых Христовых тайн»? Увы, дорогие братия и сестры, на эти и на многие другие вопросы мы можем ставить просто   вопросительный знак, на который ответить может только наша совесть.

 Поэтому, сегодня Церковь призывает примириться с Богом, смириться перед Его, как нам кажется порой, «несправедливостями», которые мы ощущаем в своей жизни.

Дорогие братия и сестры! Долг наших обидчиков перед нами действительно ничтожен, он замешен как бы на некоей дрожжевой закваске, на одной страсти — нашей гордыни, которая не терпит самоумаления. Когда мы привыкли  к какому-то самоапофеозу, к исключительности своей личности, непогрешимости, почти как папа римский, когда мы всех меряем по себе и всех считаем ниже себя. Гордыня — вот причина всех нестроений. И поэтому Евангелие призывает нас сегодня помнить эти заповеди о всепрощении. В Евангелие есть глубокие слова, которые звучат как необычайная христианская поэзия: «Солнце да не взойдёт во гневе вашем». Церковь предписывает каждому христианину в конце дня примириться со своими близкими. Церковь напоминает сегодня совершенно азбучные истины о том, что семья должна молиться вместе: и утром, и вечером, и муж, и жена, и дети, и все, кто живёт в этом доме, вместе должны молиться перед иконами, перед которыми затеплена либо лампада, либо свеча горит. Как многие из нас ещё не доросли  до этих азов православия: или не молятся вообще, или только лоб перекрестят перед сном, или молится один муж, словно боится, что жена увидит, или жена молится, чтоб муж не увидел — и нет семьи, нет единства. Церковь сегодня напоминает каждому из нас: до тех пор, пока не будете молиться вместе со всей семьей, пока не будет этой семейной молитвы, не будет у вас христианской семьи, не будет мира, не будет понимания, не будет всепрощения, не будет уважения между детьми и родителями. И дай Бог, чтобы с этого дня те из нас, братия и сестры, которые стеснялись, которые не могли по тем или иным причинам установить у себя такое правило, устыдились Христа и Евангелия и начали с этого воскресного, святого дня вместе молиться перед иконами. И отходя ко сну, попросили прощения друг у друга, чтобы эти взаимные обиды не тянулись многие дни, месяцы, когда человек живёт в озлоблении. Кто поступает таким образом, тот до сего дня ничего не понял в христианстве, в духе Евангелия. Только прощение, только послушание младших старшим — только в этом христианство. Послушание детей родителям, послушание по службе, послушание в государстве, послушание в семье, послушание в Церкви, наконец, как самая главная ступень послушания. Если не будет его, не будет христианства.

Дай Бог дорогие братия и сестры, чтобы мы помнили эти слова: «Прощайте и прощены будете». Аминь.

Предыдущая проповедь

10 августа 2008

О насыщении народа пятью хлебами
Следующая проповедь

7 сентября 2008

Притча о богатом юноше

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00