Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О святости

Дорогие братия и сестры! В сознании каждого человека, независимо от его мировоззрения и религиозных убеждений, есть понятие святости. В языке каждого народа есть это  понятие, это слово, которым определяют каких-то особых, избранных людей, называя их святыми. Если спросить любого человека, что он вкладывает в это понятие, то большинство, наверное, ответят, что святой — это особый человек, избранник Божий, который намного превосходит своей нравственной жизнью основную массу людей. Святой возвышается над своим народом и показывает пример иной жизни, которой он зовёт невольно последовать и подражать его подвигу.

В самом деле, именно такое значение вкладывалось в слово «святой» ещё в Ветхом Завете. Под этим понятием не подразумевали абсолютно безгрешного человека, но вкладывали значение избранности, выделенности из общего числа народа, взятого в удел, взятого Богом из народа как бы в посредники между Собой и народом. Это особое состояние посредничества между Богом и людьми.

В Новозаветной Православной Церкви под словами «святой человек» подразумевается бóльшее и более глубокое понятие. Святой — это человек, сопричастный Святому Духу, благодати Святого Духа. Именно благодать Святого Духа,  преизобильно наполняющая святого, делает человека святым, и ничто иное. Конечно, здесь важно устремление самого человека, его подвиг, его желание быть святым. Господь не может независимо от самого человека сделать кого-то святым, наделив его необыкновенными дарами Святого Духа. Таких чудес не бывает. Святыми могут стать только те люди, которые сами стремятся к Богу и преумножают дары и таланты, данные им Богом, которые неустанно борются с грехом и устремляются к Богу.  Только таких людей Господь наделяет Своим даром благодати Святого Духа.

Перед каждым христианином поставлена задача, чтобы быть святым. «Да просветится свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего, Который на Небесах». Эти слова произносятся при архиерейском богослужении при встрече архиерея. Ими Церковь напоминает о том, что он, предстоятель Церкви, должен светить этим светом всем людям. Но эти слова относятся также и к каждому из нас. В Евангелии нигде не говорится о том, что эти слова относятся только к священнику или к духовенству, а эти слова только к детям; эти слова применимы только к женщинам, а мужчинам нереально их исполнить. Нет, Евангелие дано одно на всех и на все времена.

Поэтому, дорогие братия и сестры, святость — это цель, к которой мы с вами должны стремиться. Святость выражается не в том, что христианин как-то только внешне отличается от других людей своим распорядком дня, в дисциплинарном отношении к своей жизни, наличием молитвы, посещением храма, наличием домашней и церковной молитвы, соблюдением устава и  традиций Церкви, поста, правила ко причащению и других традиций.

Дорогие братия и сестры, это внешнее правило, внешнее подспорье, которое даруется человеку для того, чтобы привести его к большему, к высшей цели, к святости. Но ведь в жизни многих из нас этими внешними делами ограничивается и останавливается наша с вами христианская жизнь, больше в ней ничего, к сожалению, не присутствует. Святость, как цель нашей жизни, должна реально воплощаться в каждом нашем поступке, в каждом нашем деле. Наше христианство состоит не в том, что мы принадлежим к Церкви через какой то конкретный приход, но оно должно выражаться в нашей с вами жизни. Чтобы мы отличались от других людей, неверующих, не только  тем, что в воскресенье ходим в храм, когда большая часть людей  преспокойно спит, как минимум, часов до 12-ти или предается излюбленным делам, удобным для них, но чтобы по нашим делам и поступкам люди видели нашу с вами христианскую веру. Вера без дел мертва, об этом говорил ещё апостол Иаков. Вот эти главные слова о том, в чём должна быть выражена вера — должны быть дела, которые свидетельствуют о вере.

Эти слова не нравились ещё Лютеру, не нравятся они и протестантам. Они хотят, чтобы только Господь, распятый на кресте, за них всё совершил, за них всё исполнил, не требуя от человека никакого труда, никакого исправления и никакой борьбы с грехом. Как удобно иметь такую формулировку и с ней жить, когда от человека ничего не требуется. Но это лживое  самоуспокоение, которое человека только укореняет в собственном тщеславии, гордыни и далеко отводит от Бога.

Критерий христианской жизни — это дела наши и поступки. О некоторых из них говорит Евангелие: например, когда тебя ударят по правой щеке, подставь левую. Для представителей  животного царства это нереальная заповедь. Если животное ударишь, например, собаку, то наивно ожидать, что она будет ласкаться у твоих ног и ждать, когда хозяин снова её ударит. Но если и мы с вами не можем исполнить такой поступок в своей жизни, значит, от уровня   животного царства мы с вами отнюдь ещё не поднялись и не стали не только христианами, но и людьми не стали ещё в своём нравственном качестве.

«Молитесь за врагов ваших» — другой христианский критерий. Христианин должен оставаться христианином всегда — не только на богослужении, не только в молитве, не только во внешних традициях нашей веры, но и в реальной жизни: в честности, добропорядочности, в желании услужить другому человеку, в стремлении сделать доброе дело, помочь, поддержать, сказать правду, когда обстоятельства вынуждают говорить ложь и когда солгать более удобно в той или иной ситуации.

Об этом напоминает нам сегодня Церковь, об этом же говорят жития тех святых, которые прославляются в этот день, в том числе святые белорусской земли. Прихожане нашего храма были там, многим святым мощам поклонялись. То же можно сказать и о святых Псковской земли, там тоже многие наши прихожане были, причём неоднократно, Новгородских святых, Санкт-Петербургских, наших родных святых. К ним обращались и молились мы в молитве по окончании Божественной литургии. Великий сонм общероссийских святых, которые в каждой епархии свои, но которые составляют единый сонм русской святости — все они призывают нас  к верности Богу в наших делах и поступках, в нашей с вами жизни.

Евангелие, которое читалось сегодня за Божественной литургией, призывает нас ещё к одной духовной высоте, к сожалению, тоже недостижимой для нас. Отрывок из Нагорной проповеди призывает нас не заботиться о завтрашнем дне. Господь предлагает и просит нас, чтобы мы возлагали упование на Него: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, а остальное всё приложится вам». И то, что прилагается всем тем, кто ищет, прежде всего, Царство Небесное и Богу служит, мы знаем из истории, таких примеров предостаточно.  Посмотрите, как в прежние времена и нынешние, например, ещё в царской России, для всех будет более понятно — как процветали наши монастыри Русской Православной Церкви. Какой бы вы не взяли дореволюционный монастырь: Соловки, Валаам, Оптину пустынь, Дивеево, Троице-Сергиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Почаевскую лавру, иные монастыри – все они, заботясь о душе человеческой и о спасении, прежде всего, монашествующих, которые подвизались там, в то же время славились огромными материальными достояниями, которыми обладали. У них было большое количество земель, самые современные технические достижения, прогрессивные, уникальные способы ведения сельского хозяйства, поэтому сельское хозяйство, земледелие в монастырях всегда отличалось высокими урожаями. Господь на этом примере показывает, как Он не оставляет тех, кто служит Ему и верит Ему.

В Священном Писании есть такие слова, которые подтверждают сказанное: «Разве кто из вас видел праведника оставленного или детей его, которые просили бы хлеба?» Разве кто-то когда-нибудь видел такое, чтобы дети праведника были нищими? Никогда этого не было и не будет. Мы знаем множество примеров, и каждый может вспомнить из своей жизни, когда люди служили Богу, и Господь никогда и ни в чём не отказывал им. Подобные примеры были, например, в блокадном Ленинграде. Господь спасал тех людей, которые не падали духом в этой страшной ситуации от голода, холода, болезней, войны, а молились Богу и предавали свою жизнь Промыслу Божию. Например, они находили внезапно, выйдя на улицу, и хлебные карточки, непонятно кем обронённые в этом месте, находили и хлеб, и продукты. Господь хранил жизнь тех людей, кто служил Ему.

Дай Бог, чтобы и у нас было больше доверия к Нему. Но ведь мы сами всё хотим устроить и заботиться о завтрашнем дне, о наших детях и внуках. Мы всё хотим сделать сами, всего достичь, всё построить, обеспечить всем необходимым, но Богу не доверяем. Ведь это признак малой веры, признак сугубого прагматизма, неверующего сердца, в котором отсутствует доверие к Богу. Мы живём по русской пословице: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Что попадается в руки человеку, он это хватает, пытается удержать и довольствуется этим. Господь хочет больше дать, чтобы никто ни в чём не нуждался, чтобы всё было у человека, любые материальные блага, спасительные и полезные для человека. Но мы не хотим в это поверить и хотим всего достичь сами.

Разве не было так в истории не только отдельного каждого человека, но и в истории целой страны, народа, например, ветхозаветного Израиля? Ведь их история, написанная в Ветхом Завете, приложима к истории любого народа. Когда израильский народ был верен Богу, они обладали свободой, могуществом, они процветали. Никто из известных народов, язычников не был страшен для них. Господь любые окружающие народы предавал им в руки. Но как только они отпадали от Бога,  забывали Его, поклонялись идолам, они теряли свою независимость и попадали в рабство. Их истребляли, уничтожали, издевались над ними, пока, наконец, эти страдания снова через обращения пророков не будили совесть народа и не возвращали их снова к истинному богопочитанию.

Разве это не справедливо переложить на историю нашего русского народа? Когда был он верен Богу до революции, Россия достигла небывалого экономического роста, процветания. Это только в советских учебниках говорилось о том, что в России была страшная ситуация, были голод, ужас и нищета, поэтому страна катилась к революции. Да ничего подобного, это враньё всё из советских учебников. Такой мощи, какую имела Россия перед революцией, она не имела никогда больше и сейчас не имеет. Тогда, когда верна она была Богу, когда храмы были открыты и полны людей, вот тогда Россия была славной и великой.

Дай Бог, чтобы на этих уроках и мы с вами учились, чтобы современная жизнь нашей страны постепенно шла путём возрождения и обращения к Богу. Благосостояние нашей страны и народа зависит только от веры и более ни от чего. Ни от каких реформ, ни от президентов, ни от политиков, ни от депутатов Госдумы, ни от кого не зависит — только от нравственной чистоты и здоровья народа, которое привлекает благословение Божие на народ, верный Богу.

Дорогие братия и сестры, дай Бог нам этой верности Богу. Чтобы мы, малое стадо, были верны Богу, не ленились, спешили в храмы, потому что от этой соборной молитвы здесь зависит наше благосостояние, благосостояние близких, родных, детей, внуков, а через них и благосостояние всей страны. Поэтому, когда вы молитесь в храме, вы совершаете более великое дело, чем депутаты на какой-то сессии парламента или в Государственной Думе. Они ничего не могут изменить, а вы можете. Вы можете влиять на судьбы всего мира и нашей любимой Руси. Аминь.

3 июля 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В сознании каждого человека, независимо от его мировоззрения и религиозных убеждений, есть понятие святости. В языке каждого народа есть это  понятие, это слово, которым определяют каких-то особых, избранных людей, называя их святыми. Если спросить любого человека, что он вкладывает в это понятие, то большинство, наверное, ответят, что святой — это особый человек, избранник Божий, который намного превосходит своей нравственной жизнью основную массу людей. Святой возвышается над своим народом и показывает пример иной жизни, которой он зовёт невольно последовать и подражать его подвигу.

В самом деле, именно такое значение вкладывалось в слово «святой» ещё в Ветхом Завете. Под этим понятием не подразумевали абсолютно безгрешного человека, но вкладывали значение избранности, выделенности из общего числа народа, взятого в удел, взятого Богом из народа как бы в посредники между Собой и народом. Это особое состояние посредничества между Богом и людьми.

В Новозаветной Православной Церкви под словами «святой человек» подразумевается бóльшее и более глубокое понятие. Святой — это человек, сопричастный Святому Духу, благодати Святого Духа. Именно благодать Святого Духа,  преизобильно наполняющая святого, делает человека святым, и ничто иное. Конечно, здесь важно устремление самого человека, его подвиг, его желание быть святым. Господь не может независимо от самого человека сделать кого-то святым, наделив его необыкновенными дарами Святого Духа. Таких чудес не бывает. Святыми могут стать только те люди, которые сами стремятся к Богу и преумножают дары и таланты, данные им Богом, которые неустанно борются с грехом и устремляются к Богу.  Только таких людей Господь наделяет Своим даром благодати Святого Духа.

Перед каждым христианином поставлена задача, чтобы быть святым. «Да просветится свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего, Который на Небесах». Эти слова произносятся при архиерейском богослужении при встрече архиерея. Ими Церковь напоминает о том, что он, предстоятель Церкви, должен светить этим светом всем людям. Но эти слова относятся также и к каждому из нас. В Евангелии нигде не говорится о том, что эти слова относятся только к священнику или к духовенству, а эти слова только к детям; эти слова применимы только к женщинам, а мужчинам нереально их исполнить. Нет, Евангелие дано одно на всех и на все времена.

Поэтому, дорогие братия и сестры, святость — это цель, к которой мы с вами должны стремиться. Святость выражается не в том, что христианин как-то только внешне отличается от других людей своим распорядком дня, в дисциплинарном отношении к своей жизни, наличием молитвы, посещением храма, наличием домашней и церковной молитвы, соблюдением устава и  традиций Церкви, поста, правила ко причащению и других традиций.

Дорогие братия и сестры, это внешнее правило, внешнее подспорье, которое даруется человеку для того, чтобы привести его к большему, к высшей цели, к святости. Но ведь в жизни многих из нас этими внешними делами ограничивается и останавливается наша с вами христианская жизнь, больше в ней ничего, к сожалению, не присутствует. Святость, как цель нашей жизни, должна реально воплощаться в каждом нашем поступке, в каждом нашем деле. Наше христианство состоит не в том, что мы принадлежим к Церкви через какой то конкретный приход, но оно должно выражаться в нашей с вами жизни. Чтобы мы отличались от других людей, неверующих, не только  тем, что в воскресенье ходим в храм, когда большая часть людей  преспокойно спит, как минимум, часов до 12-ти или предается излюбленным делам, удобным для них, но чтобы по нашим делам и поступкам люди видели нашу с вами христианскую веру. Вера без дел мертва, об этом говорил ещё апостол Иаков. Вот эти главные слова о том, в чём должна быть выражена вера — должны быть дела, которые свидетельствуют о вере.

Эти слова не нравились ещё Лютеру, не нравятся они и протестантам. Они хотят, чтобы только Господь, распятый на кресте, за них всё совершил, за них всё исполнил, не требуя от человека никакого труда, никакого исправления и никакой борьбы с грехом. Как удобно иметь такую формулировку и с ней жить, когда от человека ничего не требуется. Но это лживое  самоуспокоение, которое человека только укореняет в собственном тщеславии, гордыни и далеко отводит от Бога.

Критерий христианской жизни — это дела наши и поступки. О некоторых из них говорит Евангелие: например, когда тебя ударят по правой щеке, подставь левую. Для представителей  животного царства это нереальная заповедь. Если животное ударишь, например, собаку, то наивно ожидать, что она будет ласкаться у твоих ног и ждать, когда хозяин снова её ударит. Но если и мы с вами не можем исполнить такой поступок в своей жизни, значит, от уровня   животного царства мы с вами отнюдь ещё не поднялись и не стали не только христианами, но и людьми не стали ещё в своём нравственном качестве.

«Молитесь за врагов ваших» — другой христианский критерий. Христианин должен оставаться христианином всегда — не только на богослужении, не только в молитве, не только во внешних традициях нашей веры, но и в реальной жизни: в честности, добропорядочности, в желании услужить другому человеку, в стремлении сделать доброе дело, помочь, поддержать, сказать правду, когда обстоятельства вынуждают говорить ложь и когда солгать более удобно в той или иной ситуации.

Об этом напоминает нам сегодня Церковь, об этом же говорят жития тех святых, которые прославляются в этот день, в том числе святые белорусской земли. Прихожане нашего храма были там, многим святым мощам поклонялись. То же можно сказать и о святых Псковской земли, там тоже многие наши прихожане были, причём неоднократно, Новгородских святых, Санкт-Петербургских, наших родных святых. К ним обращались и молились мы в молитве по окончании Божественной литургии. Великий сонм общероссийских святых, которые в каждой епархии свои, но которые составляют единый сонм русской святости — все они призывают нас  к верности Богу в наших делах и поступках, в нашей с вами жизни.

Евангелие, которое читалось сегодня за Божественной литургией, призывает нас ещё к одной духовной высоте, к сожалению, тоже недостижимой для нас. Отрывок из Нагорной проповеди призывает нас не заботиться о завтрашнем дне. Господь предлагает и просит нас, чтобы мы возлагали упование на Него: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, а остальное всё приложится вам». И то, что прилагается всем тем, кто ищет, прежде всего, Царство Небесное и Богу служит, мы знаем из истории, таких примеров предостаточно.  Посмотрите, как в прежние времена и нынешние, например, ещё в царской России, для всех будет более понятно — как процветали наши монастыри Русской Православной Церкви. Какой бы вы не взяли дореволюционный монастырь: Соловки, Валаам, Оптину пустынь, Дивеево, Троице-Сергиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Почаевскую лавру, иные монастыри – все они, заботясь о душе человеческой и о спасении, прежде всего, монашествующих, которые подвизались там, в то же время славились огромными материальными достояниями, которыми обладали. У них было большое количество земель, самые современные технические достижения, прогрессивные, уникальные способы ведения сельского хозяйства, поэтому сельское хозяйство, земледелие в монастырях всегда отличалось высокими урожаями. Господь на этом примере показывает, как Он не оставляет тех, кто служит Ему и верит Ему.

В Священном Писании есть такие слова, которые подтверждают сказанное: «Разве кто из вас видел праведника оставленного или детей его, которые просили бы хлеба?» Разве кто-то когда-нибудь видел такое, чтобы дети праведника были нищими? Никогда этого не было и не будет. Мы знаем множество примеров, и каждый может вспомнить из своей жизни, когда люди служили Богу, и Господь никогда и ни в чём не отказывал им. Подобные примеры были, например, в блокадном Ленинграде. Господь спасал тех людей, которые не падали духом в этой страшной ситуации от голода, холода, болезней, войны, а молились Богу и предавали свою жизнь Промыслу Божию. Например, они находили внезапно, выйдя на улицу, и хлебные карточки, непонятно кем обронённые в этом месте, находили и хлеб, и продукты. Господь хранил жизнь тех людей, кто служил Ему.

Дай Бог, чтобы и у нас было больше доверия к Нему. Но ведь мы сами всё хотим устроить и заботиться о завтрашнем дне, о наших детях и внуках. Мы всё хотим сделать сами, всего достичь, всё построить, обеспечить всем необходимым, но Богу не доверяем. Ведь это признак малой веры, признак сугубого прагматизма, неверующего сердца, в котором отсутствует доверие к Богу. Мы живём по русской пословице: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Что попадается в руки человеку, он это хватает, пытается удержать и довольствуется этим. Господь хочет больше дать, чтобы никто ни в чём не нуждался, чтобы всё было у человека, любые материальные блага, спасительные и полезные для человека. Но мы не хотим в это поверить и хотим всего достичь сами.

Разве не было так в истории не только отдельного каждого человека, но и в истории целой страны, народа, например, ветхозаветного Израиля? Ведь их история, написанная в Ветхом Завете, приложима к истории любого народа. Когда израильский народ был верен Богу, они обладали свободой, могуществом, они процветали. Никто из известных народов, язычников не был страшен для них. Господь любые окружающие народы предавал им в руки. Но как только они отпадали от Бога,  забывали Его, поклонялись идолам, они теряли свою независимость и попадали в рабство. Их истребляли, уничтожали, издевались над ними, пока, наконец, эти страдания снова через обращения пророков не будили совесть народа и не возвращали их снова к истинному богопочитанию.

Разве это не справедливо переложить на историю нашего русского народа? Когда был он верен Богу до революции, Россия достигла небывалого экономического роста, процветания. Это только в советских учебниках говорилось о том, что в России была страшная ситуация, были голод, ужас и нищета, поэтому страна катилась к революции. Да ничего подобного, это враньё всё из советских учебников. Такой мощи, какую имела Россия перед революцией, она не имела никогда больше и сейчас не имеет. Тогда, когда верна она была Богу, когда храмы были открыты и полны людей, вот тогда Россия была славной и великой.

Дай Бог, чтобы на этих уроках и мы с вами учились, чтобы современная жизнь нашей страны постепенно шла путём возрождения и обращения к Богу. Благосостояние нашей страны и народа зависит только от веры и более ни от чего. Ни от каких реформ, ни от президентов, ни от политиков, ни от депутатов Госдумы, ни от кого не зависит — только от нравственной чистоты и здоровья народа, которое привлекает благословение Божие на народ, верный Богу.

Дорогие братия и сестры, дай Бог нам этой верности Богу. Чтобы мы, малое стадо, были верны Богу, не ленились, спешили в храмы, потому что от этой соборной молитвы здесь зависит наше благосостояние, благосостояние близких, родных, детей, внуков, а через них и благосостояние всей страны. Поэтому, когда вы молитесь в храме, вы совершаете более великое дело, чем депутаты на какой-то сессии парламента или в Государственной Думе. Они ничего не могут изменить, а вы можете. Вы можете влиять на судьбы всего мира и нашей любимой Руси. Аминь.

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00