Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Об исцелении слуги римского сотника

Дорогие братия и сестры, вы только что прослушали воскресное Евангелие, которое оканчивается грустными словами. Господь говорит: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8; 11-12). Иудеи надеялись на безусловное спасение, как чада Авраама. Они знали истинного Бога, почитали Его в меру своего усердия в разные периоды в жизни Израиля. Но в своём спасении они были абсолютно уверены, потому что, как говорилось в Священном Писании, они были наслед-никами закона и пророков. В Новозаветной Церкви эта уверенность в своём спасении порой присутствует и в христианском сознании. У христианских сектантов,  таких, как баптисты, евангелисты, классические лютеране и некоторых других христианских исповеданий, спасение гарантируется абсолютно и без всякого сомнения. Человек однажды уверовал во Христа, принёс Ему покаяние в грехах, которые несовместимы с новым осмыслением христианской жизни – и всё! Этого совершенно достаточно, а дальше за тебя всё делает Христос, Который совершил наше спасение, пострадал на Кресте, искупил всех Своей Пречистой Кровью. Из этого делается вывод, что те, кто являются членами христианских конфессий, абсолютно могут быть уверены, что будут спасены в вечности. У иеговистов это спасение перерастает даже в ненависть ко всем инакомысля-щим, вплоть до полного их уничтожения, в чём они собираются помогать своему всесильному богу Иегове.

Но в православной традиции нет никакой гарантии, никакой горделивой уверенности в том, что спасение мы с вами наследуем обязательно и непременно. Святая Церковь создаёт условия для спасения человека, но спасётся он или нет, на такой вопрос знает ответ только Бог. Спасение человека в вечности, которое зависит от Бога, непременно опирается на произволение человека, на наше с вами желание этого спасения, которое должно проявляться не только в согласии спасения и в жизни с Господом, но в активном устремлении воли человеческой к добру, любви и к жизни с Господом, преодолении греха в своей жизни. И поэтому Господь в Священном Писании неоднократно предостерегает нас от этой уверенности в спасении. Например, в притче о десяти девах пять из них не попадают в брачный чертог, и Господь, Жених каждой души человеческой, говорит: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25; 12). Таким образом, из этого примера мы видим, что такое необыкновенное состояние жизни человеческой, которое проявляется в особенной чистоте и в девстве, которого сейчас порой нет в природе, и вообще она оканчивается на школьной скамье, и это не гарантирует вечное спасение. Знание закона, соблюдение до мелочей предписаний, заповедей, обрядов и традиций Церкви тоже не гарантируют спасения, потому что в притче о мытаре и фарисее фарисей осуждается Богом в своей горделивой праведности, и нам говорится о том, что мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей (ср. Лк. 18; 14).

Многие, которые пребывают в Церкви всегда, может быть, с младенчества, рождения своего, которые всё знают и исполняют, оказавшись там, в вечности, будут стучаться в двери рая и, когда они не будут открываться, будут говорить такие слова: «Господи, открой нам». И услышат в ответ: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7; 23). Как же так? Другие скажут: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф. 7; 22).  И Господь такой же ответ даст им, уверенным в своей правоте: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». И наоборот, порой, в том состоянии, иногда предельной степени греха, жизни грешной, скверной, когда присутствует покаяние, Господь спасает такого человека.

Когда иудеи, фарисеи, книжники хотели побить камнями женщину, взятую в прелю-бодеянии, Господь сказал им: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8; 7).  И когда все разошлись, Он сказал: «женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8; 10-11)

А о той блуднице, которая перед Его страданиями с усердием и слезами драгоценным миром мазала ноги Его и отирала своими волосами, Он сказал: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7; 47).  Благоразумного разбойника Господь спасает с креста в последние мгновения его грешной и беззаконной жизни, когда он осознал, что жил не так. И когда в нём только зародилось это покаяние, оно отверзает ему врата рая. Поэтому христианская жизнь наполнена вот таких непонятных вещей, таких парадоксов, казалось бы, о которых говорится сегодня в Евангелии.

Господь предостерегает нас, чад Церкви Новозаветной, чтобы в нас никогда не было этой горделивой уверенности, что мы правильно живём, правильным путём идём и нам положено и гарантировано спасение в вечности. Такая уверенность уводит человека от Бога, успокаивает его, и человек погружается в бездну в своих грехах, в своём самолюбо-вании, не видит своих грехов и тем самым всё дальше и дальше уходит от Бога. Между ним и Богом вырастает непроходимая каменная стена, воздвигаемая из человеческой гордыни.

Сегодня Евангелие говорит нам о необыкновенной вере сотника. Сотник — это римский военачальник, который командовал сотней солдат. Этот гарнизон римского войска был расположен в Капернауме, потому что этот город находился на пересечении торговых путей, здесь была таможня, на которой взимались налоги с проходящих караванов, с товаров и так далее. Гарнизон обеспечивал безопасность жителей города, но в большей степени безупречное взимание налогов, чтобы казна Римского государства не страдала от недостатка средств.

В этот период земной жизни Господа, о котором говорится в Евангелии, иудеи потеряли свободу, они были под властью римлян. И вот этот сотник, который имел у себя сто прекрасно экипированных, вооружённых солдат, посылает посольство и, по свидете-льству евангелиста Матфея, сам идёт ко Христу и просит, чтобы Он пришёл в дом его исцелить слугу. Учитывая высоту своего положения, он мог, послав буквально двух воинов, с лёгкостью заставить, чтобы Христа привели к нему, потому что иудеи были, безусловно, порой в рабском подчинении римским оккупантам. Но в Евангелии от Луки говорится, что сотник много слышал об Иисусе, и это знание о Нём из народных рассказов, свидетельств укрепляло в нём веру и благоговение к этому необыкновенному Учителю и Проповеднику. По свидетельству параллельных мест Евангелия от Луки, сотник отправляет сначала иудейских старейшин и просит, чтобы они передали его просьбу Христу, чтобы Он пришёл в его дом и исцелил слугу. Иудейские старейшины идут ко Христу и говорят: «он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7; 5). Язычник-римлянин, он строит синагогу, имея уважение к этому народу, среди которого он оказался, который был порабощён римскими властями. На свои средства строит он молитвенное здание для слушания Слова Божия, для укрепления в вере. И Господь по этой просьбе иудейских старейшин пошёл и, когда Он был уже недалеко от его дома, сотник посылает Ему уже других людей и просит передать следующую просьбу: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает» (Лк. 7; 6-8). Сотник имел необыкновенную веру в то, что одного слова Господа достаточно и исцелеет его слуга, которым он очень дорожил. Это внимание, эта любовь сотника к слуге необыкновенна, слуга этот, скорее всего, был из иудеев.

Слова «слуга» и «раб» можно воспринимать, как синонимы. Для нравов тех времён было абсолютно безразлично: болен ли слуга, умирает он или не умирает, сто других завтра придут на его место. К рабам относились, как к вещи, которая находилась в абсолютной собственности в употреблении своего господина. Но вот это внимание, эта любовь к слуге, его немощам, его болезням в лице этого сотника — это необыкновенная любовь, для нас с вами пример, на который мы должны опираться в нашем внимательном отношении к людям, к близким, родным и вообще ко всем ближним, кто окружает нас в жизни, дорожить личностью, присутствием другого человека рядом с собой.

Обращает внимание необыкновенная вера этого сотника, которая выразилась в том, что Господу достаточно сказать одно слово, чтобы слуга выздоровел. Такой веры не имеем мы. Ища помощи Божией, Его благодати, мы ищем каких-то материальных последствий, каких-то вещей, через соприкосновение с которыми эта благодать сможет войти в нашу жизнь. Мы порой иногда бестактно, невоспитанно ведём себя, когда стоим в очередях к той или иной святыне, когда кто-то обгоняет нас или с детьми, или с людьми пожилыми; мы не знаем обстоятельства жизни этого человека, которые подвигают его быстрее нас прикоснуться к той или иной святыни. Мы впадаем в раздражение, мы осуждаем, мы готовы включиться в конфликт и, как нам кажется, это правильно и так далее. Но вера сотника призывает нас к смирению и к тому, что достаточно иногда побыть рядом со святыней, но лучше дать другим людям прикоснуться к ней, лучше не нарушать порядка, не нарушать дисциплины, самоумалиться. Для благодати Божией нет ничего невозможного, необязателен здесь прямой контакт наш с той или иной святыней. Благо-дать Божия не знает никаких преград, она действует на расстоянии, она преодолевает любое пространство, любые преграды, потому что благодать Божия — это Божественная нетварная энергия, которая является синонимом Самого Бога.

Другой аспект есть в этом Евангелии, который мы должны, конечно же, взять себе на вооружение, как прекрасный пример христианского поведения и осмысления жизни. Сотник говорит: «Господи! … я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой» (Лк. 7;6). У нас нет этого чувства недостоинства, мы словно ветхозаветные иудеи считаем себя чадами Авраама, чадами Церкви Новозаветной, учениками Христа; и нет в нас этого глубинного смиренного осознания своей неправоты и своего глубокого недостоинства пред Богом. Мы чувствуем себя порой праведными людьми, которым некуда идти, нечего менять в жизни своей, которые пришли в правильное место, в нужный час и находятся в спасительной ограде Церкви.

Всё это так, дорогие, но самоуспокоенность, отсутствие стремления идти вперёд и дальше жить духовной жизнью приводит к парализации духовной жизни и уводит человека от Бога. Порой мы, как сотник, просим что-то у Господа: просим здоровья, просим исцеления в тех или иных недугах, просим Божественной помощи в любых обстоятельствах жизни нашей, в решении внешних проблем, в трудоустройстве себя, детей, близких и так далее, в решении конкретных каких-то задач земных порой не получаем ответа и помощи Божией. И человек порой теряет веру. Он опускает руки и говорит, что Бог его не слышит, что всё бесполезно и ненужно, и перестаёт в этой апатии, в этом унынии ходить в храм и молиться Богу. Глубоким заблуждением человека является то, что Бог не слышит. Он знает и слышит абсолютно всё, Он мысли наши читает, и ни одна из мгновенных мыслей, которые в сознании человека возникают, не проходят без Божественного знания об этом.

Бог не всегда исполняет наши молитвы, дорогие, по разным причинам. В Священном Писании есть один очень убедительный и подходящий ко всякому состоянию человека ответ: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9;31). Вспомним о себе, о своей жизни прежней, прежние годы до раскрытия веры, до прихода нашего в церковь, вспомним, что мы из себя представляли в советские времена, будучи членами различных безбожных атеистических организаций: и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами, и членами партии и так далее. Вспомним наше усердие и воодушевление на демонстрациях и майских, и ноябрьских, где мы, как вся толпа, кричали одни и те же лозунги в едином богоборческом устремлении, стыдились веру свою проявить, прятали иконы, не носили крестов. Всё это про нас сказано, и с нами это было. И когда мы переметнулись из стана врагов Божиих и стали Его друзьями, не сразу Бог исполняет порой молитвы наши, но ждёт, чтобы вера, как стебель в земле, укрепилась, и человек окончательно нашёл себя в жизни церковной, чтобы любовь его к Богу была крепкой и непоколебимой. Поэтому человеческое самомнение, которое выражается в гордыне, в любовании собой — это очень гибельное состояние. Апостол Павел в послании к Галатам так и говорит: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6; 3).

И поэтому, дорогие братия и сестры, Господь исполняет молитвы наши только тогда, когда в нас есть это смиренное осознание, что мы являемся худшими из грешников, недостойными предстать пред Лицом Божиим и вознести даже пред Ним наши молитвы, потому что из состояния великих грехов нераскаянных и всего такого прежнего настроя жизни, не к Богу устремлённого, мы не можем надеяться ни на какую милость Божию. Поэтому, дай Бог, чтобы это Евангелие, которое сегодня читалось для нашего духовного назидания, укрепило веру нашу, которая основывается на смиренном представлении о собственной духовной жизни. Аминь.

2 июля 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры, вы только что прослушали воскресное Евангелие, которое оканчивается грустными словами. Господь говорит: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8; 11-12). Иудеи надеялись на безусловное спасение, как чада Авраама. Они знали истинного Бога, почитали Его в меру своего усердия в разные периоды в жизни Израиля. Но в своём спасении они были абсолютно уверены, потому что, как говорилось в Священном Писании, они были наслед-никами закона и пророков. В Новозаветной Церкви эта уверенность в своём спасении порой присутствует и в христианском сознании. У христианских сектантов,  таких, как баптисты, евангелисты, классические лютеране и некоторых других христианских исповеданий, спасение гарантируется абсолютно и без всякого сомнения. Человек однажды уверовал во Христа, принёс Ему покаяние в грехах, которые несовместимы с новым осмыслением христианской жизни – и всё! Этого совершенно достаточно, а дальше за тебя всё делает Христос, Который совершил наше спасение, пострадал на Кресте, искупил всех Своей Пречистой Кровью. Из этого делается вывод, что те, кто являются членами христианских конфессий, абсолютно могут быть уверены, что будут спасены в вечности. У иеговистов это спасение перерастает даже в ненависть ко всем инакомысля-щим, вплоть до полного их уничтожения, в чём они собираются помогать своему всесильному богу Иегове.

Но в православной традиции нет никакой гарантии, никакой горделивой уверенности в том, что спасение мы с вами наследуем обязательно и непременно. Святая Церковь создаёт условия для спасения человека, но спасётся он или нет, на такой вопрос знает ответ только Бог. Спасение человека в вечности, которое зависит от Бога, непременно опирается на произволение человека, на наше с вами желание этого спасения, которое должно проявляться не только в согласии спасения и в жизни с Господом, но в активном устремлении воли человеческой к добру, любви и к жизни с Господом, преодолении греха в своей жизни. И поэтому Господь в Священном Писании неоднократно предостерегает нас от этой уверенности в спасении. Например, в притче о десяти девах пять из них не попадают в брачный чертог, и Господь, Жених каждой души человеческой, говорит: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25; 12). Таким образом, из этого примера мы видим, что такое необыкновенное состояние жизни человеческой, которое проявляется в особенной чистоте и в девстве, которого сейчас порой нет в природе, и вообще она оканчивается на школьной скамье, и это не гарантирует вечное спасение. Знание закона, соблюдение до мелочей предписаний, заповедей, обрядов и традиций Церкви тоже не гарантируют спасения, потому что в притче о мытаре и фарисее фарисей осуждается Богом в своей горделивой праведности, и нам говорится о том, что мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей (ср. Лк. 18; 14).

Многие, которые пребывают в Церкви всегда, может быть, с младенчества, рождения своего, которые всё знают и исполняют, оказавшись там, в вечности, будут стучаться в двери рая и, когда они не будут открываться, будут говорить такие слова: «Господи, открой нам». И услышат в ответ: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7; 23). Как же так? Другие скажут: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф. 7; 22).  И Господь такой же ответ даст им, уверенным в своей правоте: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». И наоборот, порой, в том состоянии, иногда предельной степени греха, жизни грешной, скверной, когда присутствует покаяние, Господь спасает такого человека.

Когда иудеи, фарисеи, книжники хотели побить камнями женщину, взятую в прелю-бодеянии, Господь сказал им: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8; 7).  И когда все разошлись, Он сказал: «женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8; 10-11)

А о той блуднице, которая перед Его страданиями с усердием и слезами драгоценным миром мазала ноги Его и отирала своими волосами, Он сказал: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7; 47).  Благоразумного разбойника Господь спасает с креста в последние мгновения его грешной и беззаконной жизни, когда он осознал, что жил не так. И когда в нём только зародилось это покаяние, оно отверзает ему врата рая. Поэтому христианская жизнь наполнена вот таких непонятных вещей, таких парадоксов, казалось бы, о которых говорится сегодня в Евангелии.

Господь предостерегает нас, чад Церкви Новозаветной, чтобы в нас никогда не было этой горделивой уверенности, что мы правильно живём, правильным путём идём и нам положено и гарантировано спасение в вечности. Такая уверенность уводит человека от Бога, успокаивает его, и человек погружается в бездну в своих грехах, в своём самолюбо-вании, не видит своих грехов и тем самым всё дальше и дальше уходит от Бога. Между ним и Богом вырастает непроходимая каменная стена, воздвигаемая из человеческой гордыни.

Сегодня Евангелие говорит нам о необыкновенной вере сотника. Сотник — это римский военачальник, который командовал сотней солдат. Этот гарнизон римского войска был расположен в Капернауме, потому что этот город находился на пересечении торговых путей, здесь была таможня, на которой взимались налоги с проходящих караванов, с товаров и так далее. Гарнизон обеспечивал безопасность жителей города, но в большей степени безупречное взимание налогов, чтобы казна Римского государства не страдала от недостатка средств.

В этот период земной жизни Господа, о котором говорится в Евангелии, иудеи потеряли свободу, они были под властью римлян. И вот этот сотник, который имел у себя сто прекрасно экипированных, вооружённых солдат, посылает посольство и, по свидете-льству евангелиста Матфея, сам идёт ко Христу и просит, чтобы Он пришёл в дом его исцелить слугу. Учитывая высоту своего положения, он мог, послав буквально двух воинов, с лёгкостью заставить, чтобы Христа привели к нему, потому что иудеи были, безусловно, порой в рабском подчинении римским оккупантам. Но в Евангелии от Луки говорится, что сотник много слышал об Иисусе, и это знание о Нём из народных рассказов, свидетельств укрепляло в нём веру и благоговение к этому необыкновенному Учителю и Проповеднику. По свидетельству параллельных мест Евангелия от Луки, сотник отправляет сначала иудейских старейшин и просит, чтобы они передали его просьбу Христу, чтобы Он пришёл в его дом и исцелил слугу. Иудейские старейшины идут ко Христу и говорят: «он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7; 5). Язычник-римлянин, он строит синагогу, имея уважение к этому народу, среди которого он оказался, который был порабощён римскими властями. На свои средства строит он молитвенное здание для слушания Слова Божия, для укрепления в вере. И Господь по этой просьбе иудейских старейшин пошёл и, когда Он был уже недалеко от его дома, сотник посылает Ему уже других людей и просит передать следующую просьбу: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает» (Лк. 7; 6-8). Сотник имел необыкновенную веру в то, что одного слова Господа достаточно и исцелеет его слуга, которым он очень дорожил. Это внимание, эта любовь сотника к слуге необыкновенна, слуга этот, скорее всего, был из иудеев.

Слова «слуга» и «раб» можно воспринимать, как синонимы. Для нравов тех времён было абсолютно безразлично: болен ли слуга, умирает он или не умирает, сто других завтра придут на его место. К рабам относились, как к вещи, которая находилась в абсолютной собственности в употреблении своего господина. Но вот это внимание, эта любовь к слуге, его немощам, его болезням в лице этого сотника — это необыкновенная любовь, для нас с вами пример, на который мы должны опираться в нашем внимательном отношении к людям, к близким, родным и вообще ко всем ближним, кто окружает нас в жизни, дорожить личностью, присутствием другого человека рядом с собой.

Обращает внимание необыкновенная вера этого сотника, которая выразилась в том, что Господу достаточно сказать одно слово, чтобы слуга выздоровел. Такой веры не имеем мы. Ища помощи Божией, Его благодати, мы ищем каких-то материальных последствий, каких-то вещей, через соприкосновение с которыми эта благодать сможет войти в нашу жизнь. Мы порой иногда бестактно, невоспитанно ведём себя, когда стоим в очередях к той или иной святыне, когда кто-то обгоняет нас или с детьми, или с людьми пожилыми; мы не знаем обстоятельства жизни этого человека, которые подвигают его быстрее нас прикоснуться к той или иной святыни. Мы впадаем в раздражение, мы осуждаем, мы готовы включиться в конфликт и, как нам кажется, это правильно и так далее. Но вера сотника призывает нас к смирению и к тому, что достаточно иногда побыть рядом со святыней, но лучше дать другим людям прикоснуться к ней, лучше не нарушать порядка, не нарушать дисциплины, самоумалиться. Для благодати Божией нет ничего невозможного, необязателен здесь прямой контакт наш с той или иной святыней. Благо-дать Божия не знает никаких преград, она действует на расстоянии, она преодолевает любое пространство, любые преграды, потому что благодать Божия — это Божественная нетварная энергия, которая является синонимом Самого Бога.

Другой аспект есть в этом Евангелии, который мы должны, конечно же, взять себе на вооружение, как прекрасный пример христианского поведения и осмысления жизни. Сотник говорит: «Господи! … я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой» (Лк. 7;6). У нас нет этого чувства недостоинства, мы словно ветхозаветные иудеи считаем себя чадами Авраама, чадами Церкви Новозаветной, учениками Христа; и нет в нас этого глубинного смиренного осознания своей неправоты и своего глубокого недостоинства пред Богом. Мы чувствуем себя порой праведными людьми, которым некуда идти, нечего менять в жизни своей, которые пришли в правильное место, в нужный час и находятся в спасительной ограде Церкви.

Всё это так, дорогие, но самоуспокоенность, отсутствие стремления идти вперёд и дальше жить духовной жизнью приводит к парализации духовной жизни и уводит человека от Бога. Порой мы, как сотник, просим что-то у Господа: просим здоровья, просим исцеления в тех или иных недугах, просим Божественной помощи в любых обстоятельствах жизни нашей, в решении внешних проблем, в трудоустройстве себя, детей, близких и так далее, в решении конкретных каких-то задач земных порой не получаем ответа и помощи Божией. И человек порой теряет веру. Он опускает руки и говорит, что Бог его не слышит, что всё бесполезно и ненужно, и перестаёт в этой апатии, в этом унынии ходить в храм и молиться Богу. Глубоким заблуждением человека является то, что Бог не слышит. Он знает и слышит абсолютно всё, Он мысли наши читает, и ни одна из мгновенных мыслей, которые в сознании человека возникают, не проходят без Божественного знания об этом.

Бог не всегда исполняет наши молитвы, дорогие, по разным причинам. В Священном Писании есть один очень убедительный и подходящий ко всякому состоянию человека ответ: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9;31). Вспомним о себе, о своей жизни прежней, прежние годы до раскрытия веры, до прихода нашего в церковь, вспомним, что мы из себя представляли в советские времена, будучи членами различных безбожных атеистических организаций: и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами, и членами партии и так далее. Вспомним наше усердие и воодушевление на демонстрациях и майских, и ноябрьских, где мы, как вся толпа, кричали одни и те же лозунги в едином богоборческом устремлении, стыдились веру свою проявить, прятали иконы, не носили крестов. Всё это про нас сказано, и с нами это было. И когда мы переметнулись из стана врагов Божиих и стали Его друзьями, не сразу Бог исполняет порой молитвы наши, но ждёт, чтобы вера, как стебель в земле, укрепилась, и человек окончательно нашёл себя в жизни церковной, чтобы любовь его к Богу была крепкой и непоколебимой. Поэтому человеческое самомнение, которое выражается в гордыне, в любовании собой — это очень гибельное состояние. Апостол Павел в послании к Галатам так и говорит: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6; 3).

И поэтому, дорогие братия и сестры, Господь исполняет молитвы наши только тогда, когда в нас есть это смиренное осознание, что мы являемся худшими из грешников, недостойными предстать пред Лицом Божиим и вознести даже пред Ним наши молитвы, потому что из состояния великих грехов нераскаянных и всего такого прежнего настроя жизни, не к Богу устремлённого, мы не можем надеяться ни на какую милость Божию. Поэтому, дай Бог, чтобы это Евангелие, которое сегодня читалось для нашего духовного назидания, укрепило веру нашу, которая основывается на смиренном представлении о собственной духовной жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

18 июня 2017

Призвание Апостолов
Следующая проповедь

13 августа 2017

Исцеление бесноватого глухонемого отрока

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00