Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Обращение Закхея

Дорогие братия и сестры. Сегодня, в воскресный день — одна из завершающих седмиц обычного периода Церкви, после которого начинается уже недели, предшествующие Великому Посту.

За Божественной литургией читалось Евангелие, многим из вас очень знакомое, особенно тем, кто старался освятить своё жилище, приглашая для этого священника в свой дом или квартиру — Евангелие о Закхее. Другим из наших прихожан оно знакомо по путешествию в Святую Землю, когда мы с вами уже много лет назад были  в городе Иерихоне, который называется так до сих пор. Мы были в том месте, где находится храм и сохранились остатки того библейского, евангельского дерева, а может быть, подобного этому дереву, на которое влезал когда-то Закхей, чтобы увидеть Господа нашего Иисуса Христа, Который проходил по улицам тогда славного города Иерихона. Сейчас  это дерево огорожено уже в таком засохшем, неживом виде. Оно, в общем-то, сохраняется уже как реликвия, но в прежние десятилетия, в начале девяностых годов паломникам ещё разрешали взбираться на это дерево и сфотографироваться на память, чтобы прочувствовать, а как же было это в жизни Закхея. Тогда, чтобы увидеть Христа, он забрался на это дерево, чтобы быть повыше и непременно увидеть Его Божественное Лицо, потому что это для него было очень важно и жизненно необходимо.

Кто же такой был Закхей? Закхей был начальником мытарей этого города. Стараясь понять слово «мытарь» или переводя его на современный нам язык, хочется отметить, что такие должности есть и в наши дни. Ничего в жизни человечества не поменялось за двадцать веков. Сейчас его должность равносильна должности начальника налоговой инспекции города, очень важное лицо. Должность эта такая злачная, которую во все времена старались занять, опережая друг друга в конкурентной борьбе. Только сейчас это должность соединена с государственным статусом чиновника, служащего интересам страны. Так должно быть, наверное, по статусу этой должности.

А вот во времена Христа было немного по-другому. Налоги тоже собирались и во времена Христа. Иудея была в порабощении у римлян, и налоги собирались с иудеев в пользу римского императора. Римские чиновники сами иногда не желали заниматься этим неблагодарным делом — отнимать у людей деньги. Какие ж ты эмоции воспринимаешь в ответ, какие лица видишь, какие слова до тебя невольно могут доноситься, когда ты, не взирая на материальный статус и на материальное положение народа, собираешь иногда последнее, не обращая внимания, остаётся там что-то у людей на жизнь, на хлеб насущный или нет. Это абсолютно никого не интересует и никого не касается.

Римские оккупанты не могли сами найти людей, добровольцев на эти должности, и они нанимали на эти должности людей, опять же из иудеев. Что же это означало? Переводя, например, на события Великой Отечественной войны, когда то или иное селение было в оккупации, немцы очень часто принимали на работу некоторых местных жителей и заставляли их служить рейхстагу. Этих людей в народе называли полицаями — страшное наименование, предатели своего собственного народа, которые когда-то, может быть, даже день-два назад жили общими интересами, находились в родственных отношениях, а потом стали участвовать в казнях собственного народа — партизан или кого угодно, становились предателями своих собственных земляков и родного своего народа.

Закхей точно так же получил эту должность: не просто был мытарем, а главенствовал над всеми. Их было, наверное, много в этом процветающем тогда городе. И, конечно же, жил безбедно, потому что, собирая налоги, очень сложно забыть самого себя — к рукам прилипает немножко больше, чем положено собрать. И, как говорится об этом в Евангелии, Закхей был начальником мытарей и был очень богат. Конечно, он был известным человеком, которого знали, в глаза почитали, а за глаза презирали и ненавидели, но, тем не менее, он был одним из первых лиц города.

Итак, Закхей услышал, что Христос проходит через Иерихон. Он наверняка слышал об этом необыкновенном Учителе, Который совершал множество чудес и исцелял больных, воскрешал мёртвых, ходил по воде как посуху и говорил людям о тех вещах, которые они никогда не слышали: о любви друг к другу, о любви к Богу и так далее, о тех словах, которые он не мог слышать в синагоге от тех или иных своих религиозных учителей. И вот Закхей пожелал непременно увидеть своими глазами Христа.

Евангелие сообщает, что Закхей был очень малого роста. Он стоял среди толпы людей, и ничего не мог увидеть, что творится впереди. Хорошо тем, кто обладает высоким ростом, баскетболистам, начиная от метра девяносто и выше: он увидит всё, что захочет, всегда. А маленькому человеку ростом метр пятьдесят это очень сложно сделать. Между прочим, наблюдения психологов показывают, что люди маленького роста чувствуют некую ущербность свою в жизни и стараются как-то компенсировать этот физический недостаток чем-то иным: иногда главенствуя, господствуя над близкими, родными; иногда над коллективом; иногда в маленьких деспотов превращаются. Не все, конечно, но такую характерную черту замечают в этой категорией людей.

Закхей предпринимает необыкновенный поступок. Будучи одним из первых лиц города, всем известный, находясь в цивильном костюме, который не могли позволить себе другие люди, он взбирается на смоковницу, чтобы оттуда, с высоты, непременно увидеть Господа. Конечно, он победил самого себя, потому что презреть такие правила приличия: «дресс  код», как говорят современные люди, это же вещь совершенно нереальная. Человек, оказываясь в той или иной социальной среде, работая в той или иной компании, или в той или иной должности, профессии волей-неволей становится рабом тех правил приличия, которые приняты в той среде: и в форме одежды, и поведении, и машина должна быть соответствующая. На «Москвиче» уже не подъедешь к офису, вахтёр не пропустит. Все люди, кто разбираются в деталях, сразу видят, сколько у тебя стоят ботинки, сколько костюм стоит, а в итоге — что ты из себя представляешь, можно ли с тобой иметь дело, можно ли вести переговоры, заключать сделки. Всё это и сейчас очень и очень важно, и люди замечают и обращают на это своё пристальное внимание.

Но Закхей всё это преодолел: это условное, наносное, такое греховное, пропитанное человеческой гордыней — он всё преодолел и влез на дерево. Представьте себе, в наше время для наших реалий это вещь совершенно невозможная. Если кто-то из знатных людей, чиновников, депутатов того или иного уровня залезет на дерево, на сосну во Всеволожске, чтобы увидеть какую-то значимую персону, он больше не будет занимать эту должность, в кабинет не явится к себе, потому что уже будет стыдно за своё такое ребячество, детское поведение. Закхею это было абсолютно всё равно.

Господь похвалил Закхея не только ради этого поступка, а как сердцеведец Он проникал в его сердце. Господь прекрасно видел, что это положение, которое тот занимал, его страшно тяготит. Закхей был недоволен собой, он хотел поменяться, стать другим и поэтому стремился увидеть Христа, чтобы понять для себя, каким можно стать человеком, встретившись со Христом. Господь оценил это и, остановившись у этой смоковницы, сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). И Закхей с радостью слез, спрыгнул с этого дерева и повёл Его в свой дом.

Конечно, этот приход Христа в дом Закхея сопровождался недоуменными восклицаниями, ропотом, насмешками народа, что Христос пришёл в дом этого богатого, самого презираемого человека, предателя. Ну как же мог Христос пойти? Неужели Он не знает, к кому идёт? Но Христос сказал, отвечая на эти сердечные или слышимые упрёки, что Он пришёл спасти не праведников, а грешников пришёл призвать к покаянию. И добавил: «Ныне пришло спасение дому сему, ибо и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 9-10)

Приход Христа в дом Закхея так расположил, так перевернул его душу, что он сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). И он исполнил то, что говорил, потому что Предание Церкви сообщает, что он стал учеником Христовым, последовал за Христом и стал спутником Его, одним из Его апостолов.

Дорогие, братия и сестры. Какие мысли на ум приходят, оценивая, осмысливая это евангельское событие? Что может сказать греховный ум человеческий? — От Бога откупиться можно… Такая мысль приходит, совершенно логичная. Обижал, грабил, презирал людей, был источником слёз и горя, потом вдруг милостыню с широкого барского плеча отстегнул — и всё? Нет, дорогие братия и сестры, из этого Евангелия мы не можем  сделать такой вывод, потому что Закхей пошёл дальше. Он не только компенсировал и отдал то, что брал сверх меры, но он вчетверо компенсировал. Как говорят на языке юриспруденции, сполна заплатил, даже за моральный ущерб. Не только компенсировал убытки, но и половину имения раздал. Если он был самым богатым человеком, пол имения раздал, так он весь город облагодетельствовал, накормил и бросил всё, перестал быть мытарем. Это ему стало совершенно ненужно, не интересно, больно было вспоминать об этом прежнем своём занятии, и он пошёл за Христом.

Господь от нас требует такой же решительности. Господь к каждому из нас готов прийти в дом, где мы с вами живём. Желая этой встречи со Христом, многие из вас считают долгом своим освятить жилище, чтобы оно было не чуждо благодати Божией. Христос приходит и бывает в том доме, где звучит молитва, где читается Священное Писание, где члены семьи живут в мире друг с другом, где отсутствуют распри, лицемерие, ложь, сплетни, вражда — это всё делает невозможным присутствие Христа в таком доме.

И, наконец, Христос  стремится всегда прийти в дом нашей души, внутрь нашего естества человеческого, каждый раз предлагая Самого Себя в Пречистых Тайнах Тела и Крови Христовых, вкушать которые мы можем, только присутствуя за Божественной Литургией. Это самая главная цель прихода человека в храм. Всё остальное вторично: и  свечи, и записки, и   почитание икон, и посты — это всё следствия, вспомогательные, сподручные средства для того, чтобы человек причастился Святых Христовых Тайн. И как же мы себя обкрадываем, месяцами не бывая в храме, не бывая у Святой Чаши.

Вчера мы с вами вспоминали и праздновали память преподобного Макария Великого. Кто не был на богослужении вчера, можно повторить такую интересную деталь. Однажды к Макарию привели в пустыню, где он подвизался, одну женщину, которая подверглась страшному воздействию одного из колдунов, бесовскому очарованию, когда она в глазах всех, кто смотрел на неё, казалась не человеком, а животным. Макарий исцелил её и сказал: «дочь моя, это произошло с тобой потому, что ты больше месяца не причащалась Святых Христовых Тайн». Лицо её казалось лицом лошади. В бессловесную тварь можно превратиться, понимаете, в жвачное животное какое-нибудь, если человек подолгу не причащается Святых Христовых Тайн. Он становиться пустым сосудом, подверженным беспрепятственному воздействию демонов. Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы это Евангелие о Закхее, о его перерождении, о его желании быть со Христом стало целью и нашей с вами жизни. Аминь.

2 февраля 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня, в воскресный день — одна из завершающих седмиц обычного периода Церкви, после которого начинается уже недели, предшествующие Великому Посту.

За Божественной литургией читалось Евангелие, многим из вас очень знакомое, особенно тем, кто старался освятить своё жилище, приглашая для этого священника в свой дом или квартиру — Евангелие о Закхее. Другим из наших прихожан оно знакомо по путешествию в Святую Землю, когда мы с вами уже много лет назад были  в городе Иерихоне, который называется так до сих пор. Мы были в том месте, где находится храм и сохранились остатки того библейского, евангельского дерева, а может быть, подобного этому дереву, на которое влезал когда-то Закхей, чтобы увидеть Господа нашего Иисуса Христа, Который проходил по улицам тогда славного города Иерихона. Сейчас  это дерево огорожено уже в таком засохшем, неживом виде. Оно, в общем-то, сохраняется уже как реликвия, но в прежние десятилетия, в начале девяностых годов паломникам ещё разрешали взбираться на это дерево и сфотографироваться на память, чтобы прочувствовать, а как же было это в жизни Закхея. Тогда, чтобы увидеть Христа, он забрался на это дерево, чтобы быть повыше и непременно увидеть Его Божественное Лицо, потому что это для него было очень важно и жизненно необходимо.

Кто же такой был Закхей? Закхей был начальником мытарей этого города. Стараясь понять слово «мытарь» или переводя его на современный нам язык, хочется отметить, что такие должности есть и в наши дни. Ничего в жизни человечества не поменялось за двадцать веков. Сейчас его должность равносильна должности начальника налоговой инспекции города, очень важное лицо. Должность эта такая злачная, которую во все времена старались занять, опережая друг друга в конкурентной борьбе. Только сейчас это должность соединена с государственным статусом чиновника, служащего интересам страны. Так должно быть, наверное, по статусу этой должности.

А вот во времена Христа было немного по-другому. Налоги тоже собирались и во времена Христа. Иудея была в порабощении у римлян, и налоги собирались с иудеев в пользу римского императора. Римские чиновники сами иногда не желали заниматься этим неблагодарным делом — отнимать у людей деньги. Какие ж ты эмоции воспринимаешь в ответ, какие лица видишь, какие слова до тебя невольно могут доноситься, когда ты, не взирая на материальный статус и на материальное положение народа, собираешь иногда последнее, не обращая внимания, остаётся там что-то у людей на жизнь, на хлеб насущный или нет. Это абсолютно никого не интересует и никого не касается.

Римские оккупанты не могли сами найти людей, добровольцев на эти должности, и они нанимали на эти должности людей, опять же из иудеев. Что же это означало? Переводя, например, на события Великой Отечественной войны, когда то или иное селение было в оккупации, немцы очень часто принимали на работу некоторых местных жителей и заставляли их служить рейхстагу. Этих людей в народе называли полицаями — страшное наименование, предатели своего собственного народа, которые когда-то, может быть, даже день-два назад жили общими интересами, находились в родственных отношениях, а потом стали участвовать в казнях собственного народа — партизан или кого угодно, становились предателями своих собственных земляков и родного своего народа.

Закхей точно так же получил эту должность: не просто был мытарем, а главенствовал над всеми. Их было, наверное, много в этом процветающем тогда городе. И, конечно же, жил безбедно, потому что, собирая налоги, очень сложно забыть самого себя — к рукам прилипает немножко больше, чем положено собрать. И, как говорится об этом в Евангелии, Закхей был начальником мытарей и был очень богат. Конечно, он был известным человеком, которого знали, в глаза почитали, а за глаза презирали и ненавидели, но, тем не менее, он был одним из первых лиц города.

Итак, Закхей услышал, что Христос проходит через Иерихон. Он наверняка слышал об этом необыкновенном Учителе, Который совершал множество чудес и исцелял больных, воскрешал мёртвых, ходил по воде как посуху и говорил людям о тех вещах, которые они никогда не слышали: о любви друг к другу, о любви к Богу и так далее, о тех словах, которые он не мог слышать в синагоге от тех или иных своих религиозных учителей. И вот Закхей пожелал непременно увидеть своими глазами Христа.

Евангелие сообщает, что Закхей был очень малого роста. Он стоял среди толпы людей, и ничего не мог увидеть, что творится впереди. Хорошо тем, кто обладает высоким ростом, баскетболистам, начиная от метра девяносто и выше: он увидит всё, что захочет, всегда. А маленькому человеку ростом метр пятьдесят это очень сложно сделать. Между прочим, наблюдения психологов показывают, что люди маленького роста чувствуют некую ущербность свою в жизни и стараются как-то компенсировать этот физический недостаток чем-то иным: иногда главенствуя, господствуя над близкими, родными; иногда над коллективом; иногда в маленьких деспотов превращаются. Не все, конечно, но такую характерную черту замечают в этой категорией людей.

Закхей предпринимает необыкновенный поступок. Будучи одним из первых лиц города, всем известный, находясь в цивильном костюме, который не могли позволить себе другие люди, он взбирается на смоковницу, чтобы оттуда, с высоты, непременно увидеть Господа. Конечно, он победил самого себя, потому что презреть такие правила приличия: «дресс  код», как говорят современные люди, это же вещь совершенно нереальная. Человек, оказываясь в той или иной социальной среде, работая в той или иной компании, или в той или иной должности, профессии волей-неволей становится рабом тех правил приличия, которые приняты в той среде: и в форме одежды, и поведении, и машина должна быть соответствующая. На «Москвиче» уже не подъедешь к офису, вахтёр не пропустит. Все люди, кто разбираются в деталях, сразу видят, сколько у тебя стоят ботинки, сколько костюм стоит, а в итоге — что ты из себя представляешь, можно ли с тобой иметь дело, можно ли вести переговоры, заключать сделки. Всё это и сейчас очень и очень важно, и люди замечают и обращают на это своё пристальное внимание.

Но Закхей всё это преодолел: это условное, наносное, такое греховное, пропитанное человеческой гордыней — он всё преодолел и влез на дерево. Представьте себе, в наше время для наших реалий это вещь совершенно невозможная. Если кто-то из знатных людей, чиновников, депутатов того или иного уровня залезет на дерево, на сосну во Всеволожске, чтобы увидеть какую-то значимую персону, он больше не будет занимать эту должность, в кабинет не явится к себе, потому что уже будет стыдно за своё такое ребячество, детское поведение. Закхею это было абсолютно всё равно.

Господь похвалил Закхея не только ради этого поступка, а как сердцеведец Он проникал в его сердце. Господь прекрасно видел, что это положение, которое тот занимал, его страшно тяготит. Закхей был недоволен собой, он хотел поменяться, стать другим и поэтому стремился увидеть Христа, чтобы понять для себя, каким можно стать человеком, встретившись со Христом. Господь оценил это и, остановившись у этой смоковницы, сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). И Закхей с радостью слез, спрыгнул с этого дерева и повёл Его в свой дом.

Конечно, этот приход Христа в дом Закхея сопровождался недоуменными восклицаниями, ропотом, насмешками народа, что Христос пришёл в дом этого богатого, самого презираемого человека, предателя. Ну как же мог Христос пойти? Неужели Он не знает, к кому идёт? Но Христос сказал, отвечая на эти сердечные или слышимые упрёки, что Он пришёл спасти не праведников, а грешников пришёл призвать к покаянию. И добавил: «Ныне пришло спасение дому сему, ибо и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 9-10)

Приход Христа в дом Закхея так расположил, так перевернул его душу, что он сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). И он исполнил то, что говорил, потому что Предание Церкви сообщает, что он стал учеником Христовым, последовал за Христом и стал спутником Его, одним из Его апостолов.

Дорогие, братия и сестры. Какие мысли на ум приходят, оценивая, осмысливая это евангельское событие? Что может сказать греховный ум человеческий? — От Бога откупиться можно… Такая мысль приходит, совершенно логичная. Обижал, грабил, презирал людей, был источником слёз и горя, потом вдруг милостыню с широкого барского плеча отстегнул — и всё? Нет, дорогие братия и сестры, из этого Евангелия мы не можем  сделать такой вывод, потому что Закхей пошёл дальше. Он не только компенсировал и отдал то, что брал сверх меры, но он вчетверо компенсировал. Как говорят на языке юриспруденции, сполна заплатил, даже за моральный ущерб. Не только компенсировал убытки, но и половину имения раздал. Если он был самым богатым человеком, пол имения раздал, так он весь город облагодетельствовал, накормил и бросил всё, перестал быть мытарем. Это ему стало совершенно ненужно, не интересно, больно было вспоминать об этом прежнем своём занятии, и он пошёл за Христом.

Господь от нас требует такой же решительности. Господь к каждому из нас готов прийти в дом, где мы с вами живём. Желая этой встречи со Христом, многие из вас считают долгом своим освятить жилище, чтобы оно было не чуждо благодати Божией. Христос приходит и бывает в том доме, где звучит молитва, где читается Священное Писание, где члены семьи живут в мире друг с другом, где отсутствуют распри, лицемерие, ложь, сплетни, вражда — это всё делает невозможным присутствие Христа в таком доме.

И, наконец, Христос  стремится всегда прийти в дом нашей души, внутрь нашего естества человеческого, каждый раз предлагая Самого Себя в Пречистых Тайнах Тела и Крови Христовых, вкушать которые мы можем, только присутствуя за Божественной Литургией. Это самая главная цель прихода человека в храм. Всё остальное вторично: и  свечи, и записки, и   почитание икон, и посты — это всё следствия, вспомогательные, сподручные средства для того, чтобы человек причастился Святых Христовых Тайн. И как же мы себя обкрадываем, месяцами не бывая в храме, не бывая у Святой Чаши.

Вчера мы с вами вспоминали и праздновали память преподобного Макария Великого. Кто не был на богослужении вчера, можно повторить такую интересную деталь. Однажды к Макарию привели в пустыню, где он подвизался, одну женщину, которая подверглась страшному воздействию одного из колдунов, бесовскому очарованию, когда она в глазах всех, кто смотрел на неё, казалась не человеком, а животным. Макарий исцелил её и сказал: «дочь моя, это произошло с тобой потому, что ты больше месяца не причащалась Святых Христовых Тайн». Лицо её казалось лицом лошади. В бессловесную тварь можно превратиться, понимаете, в жвачное животное какое-нибудь, если человек подолгу не причащается Святых Христовых Тайн. Он становиться пустым сосудом, подверженным беспрепятственному воздействию демонов. Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы это Евангелие о Закхее, о его перерождении, о его желании быть со Христом стало целью и нашей с вами жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

2 февраля 2014

Слово об обращении Закхея
Следующая проповедь

7 февраля 2014

Притча о злых виноградарях
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00