Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Память преподобной Марии Египетской

Дорогие братья и сестры! Сегодня пятая неделя Великого поста, которая оканчивает собой обычный период времени Великого поста и подвигов воздержания. В следующее воскресенье Церковь уже будет ликовать и праздновать, вспоминая события входа Господня в Иерусалим, после него страстная седмица, которая стоит отдельно и посвящена полностью воспоминаниям страданий и крестной смерти  нашего Господа. И поэтому сегодня, словно последнее напоминание нам, нераскаянным, неисправимым грешникам, Церковь предлагает один очень важный, очень яркий пример, как надо жить, чтобы не оказаться чуждым Богу. Это пример жизни преподобной Марии Египетской.

Она жила  давно, в 5 веке.  С тех давних времен, чем больше живёт человеческий род и чем больше времени проходит с момента её жизни, человечество всё более и более погрязает в таких страшных грехах, в которых проходила первая половина жизни преподобной матери Марии Египетской. Мы с вами живём в такое время, когда те блудные грехи, в которых погрязала Мария до своего обращения, становятся нормой, обычным, повседневным образом жизни современного человека. Поэтому пример преподобной Марии как нельзя более подходит к нашему времени, точнее, к каждому из нас.

Вспомним её жизнь. Когда ей было всего 12 лет от роду, она сама, самовольно покидает родительский дом, чтобы уйти от родительской заботы и опеки. Родившись в Египте, в одной из провинций, она уходит в столицу, в Александрию, и там, с этих юных лет предаётся греху, страстям, погрязает в бездне такого блуда и греховного смрада, о котором говорить невозможно, потому что оскорбляется слух человека — и тех, кто произносит эти слова, и кто слышит их.

Биографы, которые оставили описание её жизни, вслед за преподобным Зосимой, который стал свидетелем её подвигов, передают такую интересную, страшную деталь её жизни: Мария даже не брала денег за свои скверные услуги, потому что она прекрасно понимала, что если не будет брать денег, то больше будет возможностей предаваться этому греху, не будет никаких препятствий и ограничений. Порой она жила даже в нищете из-за этого.

 Разные были времена в её жизни. Конечно, богатые поклонники её невольно внедряли в роскошь, вседозволенность во всём, начиная от пищи и до одежды. Преподобная Мария, тогда просто Мария-блудница, прожила в таких грехах 17 непрестанных лет. Однажды, выйдя на берег моря, она увидела, что отправляется куда-то корабль, и множество народа спешит взойти  на палубу этого корабля. Она узнаёт, куда отправляется корабль – оказывается, в Иерусалим на христианский праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Мария, к тому времени профессиональная блудница, сразу понимает, что ей надо ехать, потому что на корабле множество народа, а что делать в путешествии, как не блудить. И она едет вместе с христианами. На корабле множество молодых людей, юношей, она соблазняет их и ввергает в бездну греха. Затем, когда она рассказывала об этом старцу Зосиме, она с ужасом вспоминала, как море выдержало и не потопило их всех в пучине морской, как оно терпело такую бездну и обилие греха.

Паломники прибывают в Иерусалим, заходят в Храм, где совершается архиерейское богослужение, начинается чин Воздвижения Креста, совсем недавно обретённого равноапостольной царицей Еленой. Мария пытается хотя бы из любопытства войти в Храм, но какая-то невидимая, непонятная ей сила отталкивает её, не даёт возможность войти в Храм. Мария не понимает, что происходит, она думает, что народная толпа случайно её оттесняет, затирает, что не может она вступить в Святой Храм. Внимательно присмотревшись, она видит, что люди, стоящие вокруг неё, так или иначе входят в Храм и становятся участниками и зрителями этого славного праздника – Воздвижения Креста. И тогда она понимает, что только её Господь не допускает в Храм. Тогда приходят минуты раскаяния, она понимает, как она жила, ей становится стыдно и страшно от своих грехов. Поднимая свой взор, она видит в притворе Храма икону Божией Матери. Мария по своему рождению и происхождению была христианка, она без сомнения знала и понимала, кто изображён на иконе. Обратившись к Божией Матери с мысленной молитвой, она даёт ей обещание исправить свою жизнь и просит её, Пречистую и Преблагословенную Матерь, поверить ей, быть поручительницей перед её сыном в непреложности её покаяния и исправлении жизни. И, дав такой обет Божией Матери, она получает возможность войти в Храм, и какое-то время она молилась вместе со всеми христианами.

Интересно отметить, что когда князь Владимир принимал крещение в Византии, то греческий патриарх именно эту икону Божией Матери отдал в дар князю Владимиру, он принёс её на Русь и отдал в Великий Новгород. Эта икона Божией Матери была известна в России как икона Иерусалимской Божией Матери.

Преподобная Мария выходит из Храма, благодарит Божию Матерь перед её иконой за это милосердие, внезапно явленное ей, великой грешнице, и слышит указание Божией Матери, чтобы Мария перешла Иордан, отправилась на другую сторону этой священной реки, там она найдёт покой своей душе. Мария идёт и заходит в монастырь Иоанна Предтечи, может быть, в тот, из которого позднее, спустя десятки лет, выйдет тот старец Зосима, который нашёл эту удивительную подвижницу в пустыне, через которого стала известна нам её жизнь. Там она причащается Святых Христовых тайн и, взяв с собой оттуда всего 3 хлеба, она переходит Иордан и начинает там, в безлюдной пустыне, молиться Богу и каяться в своих бесчисленных грехах. Она рассказывает старцу Зосиме о том, что в течение 17 лет она претерпевала невыразимые мучения и страдания в борьбе с грехами. Сколько лет блудила, столько лет Господь принимал её раскаяние и изменения в жизни. 17 лет греха и 17 лет покаяния! Всё должно компенсироваться в духовной жизни христианина.

Постепенно та одежда, в которой она перешла Иордан, совершенно истлела, и она ходила без всякого одеяния. Летом она мучилась пол лучами палящего солнца. Тот, кто был в Святой Земле, в пустыне Иорданской, тот прекрасно представляет, какое солнце и какой зной бывает  там летом. Когда нападали страсти и возбуждались в ней, она ложилась на песок, и на этом раскалённом песке она лежала до тех пор, пока страсти на какое-то время не оставляли её. Когда она хотела есть, ей вспоминались те роскошные блюда, которые она вкушала во множестве в Египте. Когда мучила жажда, ей вспоминалось вино, которое лилось рекой, которое она пила во множестве и которое  очень любила.

В таких страданиях, в борьбе с грехом, когда диавол вооружился на свою подругу и не оставлял, не выпускал её из своих когтей – так преподобная Мария боролась со своим грехом. И Господь по своей неизреченной милости, дал ей совершенный покой. И затем, в течение 30 лет она сохраняла верность Богу и стала великой подвижницей. И когда она молилась, эта молитва поднимала её от земли, что увидел и Зосима. Когда им надо было встретиться, когда Зосима принёс Святые тайны, чтобы причастить её, он был поражён ещё одним чудом, когда преподобная Мария перешла Иордан как посуху. Такие знамения великой святой жизни сопровождали преподобную Марию в завершение её жизненного пути.

Когда она умерла после причащения Святых Христовых тайн, она год пролежала на песке, пока пришёл через год Зосима из монастыря и предал её тело погребению. Он недоумевал, как это сделать, у него с собой не было никакого инструмента. И тогда по повелению Божию два льва выходят из пустыни, своими лапами вырывают могилу, и Зосима с честью и благоговением погребает эту великую подвижницу.

Дорогие братья и сёстры! Вот в кратком изложении жизнь преподобной Марии. Бездна греха и высота святости! Её пример жизни говорит о том, что нет такого греха, который не был бы прощён Богом. Но это прощение не бывает автоматическим. Оно бывает тогда, когда человек желает этого прощения, когда прилагает к борьбе с грехом все усилия.

Однажды один юный монах пришёл к старцу и слезно говорил ему о том, что его мучает блудный бес, страсти не оставляют его, он не знает, что делать с собой, как побороть это искушение. А старец был опытным подвижником, он стал молиться о юном послушнике. Через какое-то время этот монах снова приходит и говорит: «Отец, ничего не меняется, страсти по-прежнему палят моё естество». Старец усилил молитвы об этом монахе. Он в третий раз приходит и говорит: «Отец, молись усерднее, я погибаю». И тогда старец просит Бога открыть ему, почему так происходит, неужели его молитва бездейственна. И Господь открыл ему, что этот монах сам ничего не делает, предаётся лености, совершенно оставил молитву, и когда приступают эти страсти, он ничего не делает, чтобы побороть их.

Есть ещё один очень интересный пример, который сохранился в описании жизни преподобных монахинь, святых жён. Одна послушница приходила к старице, опытной в духовной жизни, просила дать совет, как побороть блудные искушения. А старица ответила: «Прости, я не знаю, о чём ты говоришь. Мне эти страсти незнакомы и неведомы». Послушница вышла из кельи, даже хлопнув дверью, не попрощавшись с этой старицей, но затем по совету других монахинь она снова приходит и спрашивает: «А почему эти страсти тебя не беспокоят?» А она отвечает: «Поверь, как только я начала монашеский подвиг, я ни одного дня не вкушала хлеба с избытком, не пила воды в излишестве, не предавалась сну чрезмерно, поэтому Господь хранит меня, и я даже не знаю, что такое блудные искушения и страсти».

Дорогие братья и сестры! Конечно, эти страсти очень сильны для нас, современных людей, когда всё кругом располагает человека к преумножению этой страсти, к её достижению, реализации, исполнению того или иного греховного желания. Мы живём в страшное время. Да, блудили всегда, с момента зарождения человеческого рода, но всегда это считалось грехом, считалось преступлением, а мы живём в такое время, когда этот грех становится нормой, когда целомудрие и жизнь нравственная становятся наоборот, чем-то непонятным, неведомым,   предосудительным, неприемлемым для мира. Такой человек кажется отсталым от жизни, недоразвитым во всех отношениях. А что говорить о современной рекламе, средствах массовой информации, о привитии к блуду детей, начиная со школьной скамьи, не говоря уже о ВУЗах и общежитиях, что там творится.

Глубоко поражает стремление многих родителей, которые имеют определённый достаток в жизни и которые стремятся обеспечить будущее своих детей, чаще всего дочерей, когда дети вступают во взрослую жизнь, покупают им квартиры в Петербурге, и они там живут одни, неведомо для родителей. Сколько таких примеров? Да сплошь и рядом. И когда спрашиваешь мать: «А не боишься ли ты, что твоя дочь там, без сомнения, потеряет чистоту жизни?» И однажды, в такой беседе, не называя имён, я услышал такое мнение на этот счёт: «А что толку? Вот я выходила замуж в чистоте и целомудрии, а толку? Жизнь несчастная, любви нет, и кому нужно это целомудрие и чистота». Да Богу надо, если нам самим это безразлично!

Святитель Игнатий Брянчанинов о последних временах и о молодёжи говорил такие слова,  что настанут эти времена, он предупреждал ещё в 19 веке, что позднее жизни тех детей, которые сохранят целомудрие, будут приняты Богом, как подвиг древних мучеников и христиан, потому что это будет крайне тяжело сделать. И нам, родителям, надо на это обращать самое пристальное внимание, чтобы сохранить своих детей от растления, от блуда, потому что, если убережём их, то это будет залог их счастливой жизни во всех отношениях, и в семейной жизни. Найдут они своё место под солнцем, всё у них будет устраиваться по милости Божией, потому что, как говорили Святые отцы, сохранивший целомудрие всё сохранил, а потерявший его всё потерял в этой жизни. Аминь.

25 марта 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братья и сестры! Сегодня пятая неделя Великого поста, которая оканчивает собой обычный период времени Великого поста и подвигов воздержания. В следующее воскресенье Церковь уже будет ликовать и праздновать, вспоминая события входа Господня в Иерусалим, после него страстная седмица, которая стоит отдельно и посвящена полностью воспоминаниям страданий и крестной смерти  нашего Господа. И поэтому сегодня, словно последнее напоминание нам, нераскаянным, неисправимым грешникам, Церковь предлагает один очень важный, очень яркий пример, как надо жить, чтобы не оказаться чуждым Богу. Это пример жизни преподобной Марии Египетской.

Она жила  давно, в 5 веке.  С тех давних времен, чем больше живёт человеческий род и чем больше времени проходит с момента её жизни, человечество всё более и более погрязает в таких страшных грехах, в которых проходила первая половина жизни преподобной матери Марии Египетской. Мы с вами живём в такое время, когда те блудные грехи, в которых погрязала Мария до своего обращения, становятся нормой, обычным, повседневным образом жизни современного человека. Поэтому пример преподобной Марии как нельзя более подходит к нашему времени, точнее, к каждому из нас.

Вспомним её жизнь. Когда ей было всего 12 лет от роду, она сама, самовольно покидает родительский дом, чтобы уйти от родительской заботы и опеки. Родившись в Египте, в одной из провинций, она уходит в столицу, в Александрию, и там, с этих юных лет предаётся греху, страстям, погрязает в бездне такого блуда и греховного смрада, о котором говорить невозможно, потому что оскорбляется слух человека — и тех, кто произносит эти слова, и кто слышит их.

Биографы, которые оставили описание её жизни, вслед за преподобным Зосимой, который стал свидетелем её подвигов, передают такую интересную, страшную деталь её жизни: Мария даже не брала денег за свои скверные услуги, потому что она прекрасно понимала, что если не будет брать денег, то больше будет возможностей предаваться этому греху, не будет никаких препятствий и ограничений. Порой она жила даже в нищете из-за этого.

 Разные были времена в её жизни. Конечно, богатые поклонники её невольно внедряли в роскошь, вседозволенность во всём, начиная от пищи и до одежды. Преподобная Мария, тогда просто Мария-блудница, прожила в таких грехах 17 непрестанных лет. Однажды, выйдя на берег моря, она увидела, что отправляется куда-то корабль, и множество народа спешит взойти  на палубу этого корабля. Она узнаёт, куда отправляется корабль – оказывается, в Иерусалим на христианский праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Мария, к тому времени профессиональная блудница, сразу понимает, что ей надо ехать, потому что на корабле множество народа, а что делать в путешествии, как не блудить. И она едет вместе с христианами. На корабле множество молодых людей, юношей, она соблазняет их и ввергает в бездну греха. Затем, когда она рассказывала об этом старцу Зосиме, она с ужасом вспоминала, как море выдержало и не потопило их всех в пучине морской, как оно терпело такую бездну и обилие греха.

Паломники прибывают в Иерусалим, заходят в Храм, где совершается архиерейское богослужение, начинается чин Воздвижения Креста, совсем недавно обретённого равноапостольной царицей Еленой. Мария пытается хотя бы из любопытства войти в Храм, но какая-то невидимая, непонятная ей сила отталкивает её, не даёт возможность войти в Храм. Мария не понимает, что происходит, она думает, что народная толпа случайно её оттесняет, затирает, что не может она вступить в Святой Храм. Внимательно присмотревшись, она видит, что люди, стоящие вокруг неё, так или иначе входят в Храм и становятся участниками и зрителями этого славного праздника – Воздвижения Креста. И тогда она понимает, что только её Господь не допускает в Храм. Тогда приходят минуты раскаяния, она понимает, как она жила, ей становится стыдно и страшно от своих грехов. Поднимая свой взор, она видит в притворе Храма икону Божией Матери. Мария по своему рождению и происхождению была христианка, она без сомнения знала и понимала, кто изображён на иконе. Обратившись к Божией Матери с мысленной молитвой, она даёт ей обещание исправить свою жизнь и просит её, Пречистую и Преблагословенную Матерь, поверить ей, быть поручительницей перед её сыном в непреложности её покаяния и исправлении жизни. И, дав такой обет Божией Матери, она получает возможность войти в Храм, и какое-то время она молилась вместе со всеми христианами.

Интересно отметить, что когда князь Владимир принимал крещение в Византии, то греческий патриарх именно эту икону Божией Матери отдал в дар князю Владимиру, он принёс её на Русь и отдал в Великий Новгород. Эта икона Божией Матери была известна в России как икона Иерусалимской Божией Матери.

Преподобная Мария выходит из Храма, благодарит Божию Матерь перед её иконой за это милосердие, внезапно явленное ей, великой грешнице, и слышит указание Божией Матери, чтобы Мария перешла Иордан, отправилась на другую сторону этой священной реки, там она найдёт покой своей душе. Мария идёт и заходит в монастырь Иоанна Предтечи, может быть, в тот, из которого позднее, спустя десятки лет, выйдет тот старец Зосима, который нашёл эту удивительную подвижницу в пустыне, через которого стала известна нам её жизнь. Там она причащается Святых Христовых тайн и, взяв с собой оттуда всего 3 хлеба, она переходит Иордан и начинает там, в безлюдной пустыне, молиться Богу и каяться в своих бесчисленных грехах. Она рассказывает старцу Зосиме о том, что в течение 17 лет она претерпевала невыразимые мучения и страдания в борьбе с грехами. Сколько лет блудила, столько лет Господь принимал её раскаяние и изменения в жизни. 17 лет греха и 17 лет покаяния! Всё должно компенсироваться в духовной жизни христианина.

Постепенно та одежда, в которой она перешла Иордан, совершенно истлела, и она ходила без всякого одеяния. Летом она мучилась пол лучами палящего солнца. Тот, кто был в Святой Земле, в пустыне Иорданской, тот прекрасно представляет, какое солнце и какой зной бывает  там летом. Когда нападали страсти и возбуждались в ней, она ложилась на песок, и на этом раскалённом песке она лежала до тех пор, пока страсти на какое-то время не оставляли её. Когда она хотела есть, ей вспоминались те роскошные блюда, которые она вкушала во множестве в Египте. Когда мучила жажда, ей вспоминалось вино, которое лилось рекой, которое она пила во множестве и которое  очень любила.

В таких страданиях, в борьбе с грехом, когда диавол вооружился на свою подругу и не оставлял, не выпускал её из своих когтей – так преподобная Мария боролась со своим грехом. И Господь по своей неизреченной милости, дал ей совершенный покой. И затем, в течение 30 лет она сохраняла верность Богу и стала великой подвижницей. И когда она молилась, эта молитва поднимала её от земли, что увидел и Зосима. Когда им надо было встретиться, когда Зосима принёс Святые тайны, чтобы причастить её, он был поражён ещё одним чудом, когда преподобная Мария перешла Иордан как посуху. Такие знамения великой святой жизни сопровождали преподобную Марию в завершение её жизненного пути.

Когда она умерла после причащения Святых Христовых тайн, она год пролежала на песке, пока пришёл через год Зосима из монастыря и предал её тело погребению. Он недоумевал, как это сделать, у него с собой не было никакого инструмента. И тогда по повелению Божию два льва выходят из пустыни, своими лапами вырывают могилу, и Зосима с честью и благоговением погребает эту великую подвижницу.

Дорогие братья и сёстры! Вот в кратком изложении жизнь преподобной Марии. Бездна греха и высота святости! Её пример жизни говорит о том, что нет такого греха, который не был бы прощён Богом. Но это прощение не бывает автоматическим. Оно бывает тогда, когда человек желает этого прощения, когда прилагает к борьбе с грехом все усилия.

Однажды один юный монах пришёл к старцу и слезно говорил ему о том, что его мучает блудный бес, страсти не оставляют его, он не знает, что делать с собой, как побороть это искушение. А старец был опытным подвижником, он стал молиться о юном послушнике. Через какое-то время этот монах снова приходит и говорит: «Отец, ничего не меняется, страсти по-прежнему палят моё естество». Старец усилил молитвы об этом монахе. Он в третий раз приходит и говорит: «Отец, молись усерднее, я погибаю». И тогда старец просит Бога открыть ему, почему так происходит, неужели его молитва бездейственна. И Господь открыл ему, что этот монах сам ничего не делает, предаётся лености, совершенно оставил молитву, и когда приступают эти страсти, он ничего не делает, чтобы побороть их.

Есть ещё один очень интересный пример, который сохранился в описании жизни преподобных монахинь, святых жён. Одна послушница приходила к старице, опытной в духовной жизни, просила дать совет, как побороть блудные искушения. А старица ответила: «Прости, я не знаю, о чём ты говоришь. Мне эти страсти незнакомы и неведомы». Послушница вышла из кельи, даже хлопнув дверью, не попрощавшись с этой старицей, но затем по совету других монахинь она снова приходит и спрашивает: «А почему эти страсти тебя не беспокоят?» А она отвечает: «Поверь, как только я начала монашеский подвиг, я ни одного дня не вкушала хлеба с избытком, не пила воды в излишестве, не предавалась сну чрезмерно, поэтому Господь хранит меня, и я даже не знаю, что такое блудные искушения и страсти».

Дорогие братья и сестры! Конечно, эти страсти очень сильны для нас, современных людей, когда всё кругом располагает человека к преумножению этой страсти, к её достижению, реализации, исполнению того или иного греховного желания. Мы живём в страшное время. Да, блудили всегда, с момента зарождения человеческого рода, но всегда это считалось грехом, считалось преступлением, а мы живём в такое время, когда этот грех становится нормой, когда целомудрие и жизнь нравственная становятся наоборот, чем-то непонятным, неведомым,   предосудительным, неприемлемым для мира. Такой человек кажется отсталым от жизни, недоразвитым во всех отношениях. А что говорить о современной рекламе, средствах массовой информации, о привитии к блуду детей, начиная со школьной скамьи, не говоря уже о ВУЗах и общежитиях, что там творится.

Глубоко поражает стремление многих родителей, которые имеют определённый достаток в жизни и которые стремятся обеспечить будущее своих детей, чаще всего дочерей, когда дети вступают во взрослую жизнь, покупают им квартиры в Петербурге, и они там живут одни, неведомо для родителей. Сколько таких примеров? Да сплошь и рядом. И когда спрашиваешь мать: «А не боишься ли ты, что твоя дочь там, без сомнения, потеряет чистоту жизни?» И однажды, в такой беседе, не называя имён, я услышал такое мнение на этот счёт: «А что толку? Вот я выходила замуж в чистоте и целомудрии, а толку? Жизнь несчастная, любви нет, и кому нужно это целомудрие и чистота». Да Богу надо, если нам самим это безразлично!

Святитель Игнатий Брянчанинов о последних временах и о молодёжи говорил такие слова,  что настанут эти времена, он предупреждал ещё в 19 веке, что позднее жизни тех детей, которые сохранят целомудрие, будут приняты Богом, как подвиг древних мучеников и христиан, потому что это будет крайне тяжело сделать. И нам, родителям, надо на это обращать самое пристальное внимание, чтобы сохранить своих детей от растления, от блуда, потому что, если убережём их, то это будет залог их счастливой жизни во всех отношениях, и в семейной жизни. Найдут они своё место под солнцем, всё у них будет устраиваться по милости Божией, потому что, как говорили Святые отцы, сохранивший целомудрие всё сохранил, а потерявший его всё потерял в этой жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

27 февраля 2007

Воспоминание Адамова изгнания из рая
Следующая проповедь

27 марта 2007

Крестопоклонная неделя

Все проповеди за 2007 год

декабрь 2007

ноябрь 2007

март 2007

февраль 2007

январь 2007

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00