Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Памяти Григория Паламы

Дорогие братия и сестры! Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых тайн. Сегодня второе воскресенье Великого поста. Время так мимолётно – только недавно мы вступали в это спасительное время, а уже недалеко середина поста.

Сегодня, в это воскресенье Церковь особо акцентирует наше внимание на самом посте, на его смысле, вспоминая в молитвенной памяти великого святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского. До призвания на епископское служение в город Солунь он был усердным монахом, подвизавшимся на Святой горе Афон, который не понаслышке, не теоретически, но на опыте своей жизни и своего молитвенного опыта шествовал спасительным путём к Царствию Небесному и опытным путём знал и понимал, как должно совершаться дело нашего спасения.

Афонские монахи тогда, в XIV веке, хотя и в другое время тоже, достигали необыкновенных духовных высот. Совершая подвиг монашеского делания, умной молитвы, пребывая в безмолвии (этот подвиг называется «исихазм»: безмолвное предстояние перед Богом в молитве), они достигали соединения с Богом и осияния нетварным Фаворским светом. Причём они видели этот Божественный свет, который касался их, проникал в их существо, так что они сами становились причастниками этого нетленного, нетварного Фаворского света. Для людей, не знакомых с опытом подвижнической жизни это было непонятно, было недоказуемо, считалось прелестью, в которую впадали монахи от усиленных подвигов.

Так и случилось. Один учёный, монах по имени Варлаам Калабрийский стал упрекать афонских монахов в прелести и говорил, что Бог, в соответствии с вершинами философской мысли, недостижим, непостигаем, и знание о Нём возможно только теоретическое, просвещённым разумом человека. Когда подвиг монахов Афонской горы был под таким поруганием, покрыт недоверием, сомнением, тогда и восстал Григорий Палама в защиту афонских монахов, которые были ему бесконечно близки и дороги, потому что он сам долгие годы там подвизался.

Он выступил в защиту монахов и написал несколько богословских сочинений, триад, в которых доказывал, что лишь только путь подвижнической, христианской жизни является единственным спасительным, который ведёт к соединению с Богом, к Царству Небесному. Григорий Палама показал, что это шествие по спасительному пути не просто преисполнено одного плача, сетования, тяжёлых христианских подвигов, но что эти подвиги несут в себе бесконечную радость и в конечном итоге соединяют человека с Богом. Утончённая, преображённая человеческая плоть от поста и молитв, от поклонов становится причастной тому Фаворскому свету, который видели избранные апостолы Пётр, Иаков и Иоанн на Фаворской горе, того света, на который они не могли смотреть своими глазами, настолько он был ярким и ослепительным. Передавая об этом событии в Евангелии, апостолы приводили лишь некие сравнения, что даже белильщик на земле не может так выбелить ткань, настолько блистали одежды Христа. И Сам Он светился божественным светом, который скрываем был ради людей во время Его земной жизни человеческой плотью.

Дорогие братия и сестры! Сегодня вспоминается святитель Григорий Палама не для того, чтобы показать какой-то далёкий идеал христианской жизни, нам не свойственный, а ведомый только подвижникам Афона. Нет, это общий путь христианской жизни. Святитель Григорий Палама вспоминается сегодня в защиту поста, чтобы поддержать, подкрепить силы людей, которые встали на этот пост, многие, возможно, впервые в жизни, показать людям, что это единственный спасительный путь, чтобы они не сходили с него, не слушали никаких новоявленных проповедников. Сейчас по телевидению, в клубах, кинотеатрах вещают протестантские проповедники, а религия-то у них убогая, там нет никакой духовной жизни, постов, подвигов – одно механическое вызубривание каких-то ключевых фраз и цитат из Евангелия, которыми они блистают как орудием самозащиты, и всё – никакой святости, подвигов, покаяния – ничего нет. Это отсутствие всякого труда над собой, отсутствие самоанализа, отсутствие самосовершенствования прельщает современных ленивых людей, которые возлегают перед телевизором после работы и неспособны ни к чему другому. Они не способны к самостоятельному мышлению, самоанализу, к тому, чтобы разобраться в себе, почувствовать глубину и приложить духовный труд.

Дорогие братия и сестры! Тяжела жизнь сегодня, хотя она никогда не была лёгкой. Только трудом человек сегодня обеспечивает себе жизнь: за свою внешнюю жизнь, за жизнь своих близких надо трудиться от зари до зари. Так было всегда. Кто всю жизнь работал, никогда не бедствовал, никогда не жаловался, всё ему давалось трудом.

Точно так же и в духовной жизни происходит, дорогие братия и сестры. Только тот человек, который трудится над собой, преодолевает соблазны, преодолевает желания своей плоти, склонной ко греху. Духовная жизнь очень простая. Люди спрашивают, ищут каких-то сокровенных знаний, каких-то неведомых старцев, чтобы открыли им: как жить, сколько жён можно иметь и прочие глупости. А ответ очень простой: делай всё наоборот, что хотят твои плоть и разум, и спасёшься – это будет совершенно безошибочно. Хочешь спать – нет, надо вставать, идти в храм; хочешь мясо есть – нет, нельзя, пост идёт. Всё наоборот. Глазки смотрят, сверкают вокруг – не надо, вниз надо смотреть, своя жена есть, и так далее. Всё делай наоборот, что подсказывает плоть – в этом будет залог правильной духовной жизни и преуспевание. Всё просто и понятно. Но это постоянная, тяжелейшая ежедневная работа над собой, духовная война и брань, которая никогда не утихает, никогда не знает ни перемирия, ни отпуска. Но именно в этом состоит великое счастье, потому что человек преображает свою природу и уподобляется Богу ещё в этой жизни. Человек, который знаком с тем, что такое благодать Божия, какое великое счастье носить в себе и быть причастным этой благодати, является самым счастливым человеком. Все внешние нестроения, скорби блекнут и предстают в другом свете перед человеком, который укоренён в Боге.

Дай Бог, чтобы мы чувствовали это великое счастье, о нём говорил наш любимый старец Николай Залитский: «Дорогие мои! Какие вы счастливые, что вы с Господом».

28 февраля 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых тайн. Сегодня второе воскресенье Великого поста. Время так мимолётно – только недавно мы вступали в это спасительное время, а уже недалеко середина поста.

Сегодня, в это воскресенье Церковь особо акцентирует наше внимание на самом посте, на его смысле, вспоминая в молитвенной памяти великого святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского. До призвания на епископское служение в город Солунь он был усердным монахом, подвизавшимся на Святой горе Афон, который не понаслышке, не теоретически, но на опыте своей жизни и своего молитвенного опыта шествовал спасительным путём к Царствию Небесному и опытным путём знал и понимал, как должно совершаться дело нашего спасения.

Афонские монахи тогда, в XIV веке, хотя и в другое время тоже, достигали необыкновенных духовных высот. Совершая подвиг монашеского делания, умной молитвы, пребывая в безмолвии (этот подвиг называется «исихазм»: безмолвное предстояние перед Богом в молитве), они достигали соединения с Богом и осияния нетварным Фаворским светом. Причём они видели этот Божественный свет, который касался их, проникал в их существо, так что они сами становились причастниками этого нетленного, нетварного Фаворского света. Для людей, не знакомых с опытом подвижнической жизни это было непонятно, было недоказуемо, считалось прелестью, в которую впадали монахи от усиленных подвигов.

Так и случилось. Один учёный, монах по имени Варлаам Калабрийский стал упрекать афонских монахов в прелести и говорил, что Бог, в соответствии с вершинами философской мысли, недостижим, непостигаем, и знание о Нём возможно только теоретическое, просвещённым разумом человека. Когда подвиг монахов Афонской горы был под таким поруганием, покрыт недоверием, сомнением, тогда и восстал Григорий Палама в защиту афонских монахов, которые были ему бесконечно близки и дороги, потому что он сам долгие годы там подвизался.

Он выступил в защиту монахов и написал несколько богословских сочинений, триад, в которых доказывал, что лишь только путь подвижнической, христианской жизни является единственным спасительным, который ведёт к соединению с Богом, к Царству Небесному. Григорий Палама показал, что это шествие по спасительному пути не просто преисполнено одного плача, сетования, тяжёлых христианских подвигов, но что эти подвиги несут в себе бесконечную радость и в конечном итоге соединяют человека с Богом. Утончённая, преображённая человеческая плоть от поста и молитв, от поклонов становится причастной тому Фаворскому свету, который видели избранные апостолы Пётр, Иаков и Иоанн на Фаворской горе, того света, на который они не могли смотреть своими глазами, настолько он был ярким и ослепительным. Передавая об этом событии в Евангелии, апостолы приводили лишь некие сравнения, что даже белильщик на земле не может так выбелить ткань, настолько блистали одежды Христа. И Сам Он светился божественным светом, который скрываем был ради людей во время Его земной жизни человеческой плотью.

Дорогие братия и сестры! Сегодня вспоминается святитель Григорий Палама не для того, чтобы показать какой-то далёкий идеал христианской жизни, нам не свойственный, а ведомый только подвижникам Афона. Нет, это общий путь христианской жизни. Святитель Григорий Палама вспоминается сегодня в защиту поста, чтобы поддержать, подкрепить силы людей, которые встали на этот пост, многие, возможно, впервые в жизни, показать людям, что это единственный спасительный путь, чтобы они не сходили с него, не слушали никаких новоявленных проповедников. Сейчас по телевидению, в клубах, кинотеатрах вещают протестантские проповедники, а религия-то у них убогая, там нет никакой духовной жизни, постов, подвигов – одно механическое вызубривание каких-то ключевых фраз и цитат из Евангелия, которыми они блистают как орудием самозащиты, и всё – никакой святости, подвигов, покаяния – ничего нет. Это отсутствие всякого труда над собой, отсутствие самоанализа, отсутствие самосовершенствования прельщает современных ленивых людей, которые возлегают перед телевизором после работы и неспособны ни к чему другому. Они не способны к самостоятельному мышлению, самоанализу, к тому, чтобы разобраться в себе, почувствовать глубину и приложить духовный труд.

Дорогие братия и сестры! Тяжела жизнь сегодня, хотя она никогда не была лёгкой. Только трудом человек сегодня обеспечивает себе жизнь: за свою внешнюю жизнь, за жизнь своих близких надо трудиться от зари до зари. Так было всегда. Кто всю жизнь работал, никогда не бедствовал, никогда не жаловался, всё ему давалось трудом.

Точно так же и в духовной жизни происходит, дорогие братия и сестры. Только тот человек, который трудится над собой, преодолевает соблазны, преодолевает желания своей плоти, склонной ко греху. Духовная жизнь очень простая. Люди спрашивают, ищут каких-то сокровенных знаний, каких-то неведомых старцев, чтобы открыли им: как жить, сколько жён можно иметь и прочие глупости. А ответ очень простой: делай всё наоборот, что хотят твои плоть и разум, и спасёшься – это будет совершенно безошибочно. Хочешь спать – нет, надо вставать, идти в храм; хочешь мясо есть – нет, нельзя, пост идёт. Всё наоборот. Глазки смотрят, сверкают вокруг – не надо, вниз надо смотреть, своя жена есть, и так далее. Всё делай наоборот, что подсказывает плоть – в этом будет залог правильной духовной жизни и преуспевание. Всё просто и понятно. Но это постоянная, тяжелейшая ежедневная работа над собой, духовная война и брань, которая никогда не утихает, никогда не знает ни перемирия, ни отпуска. Но именно в этом состоит великое счастье, потому что человек преображает свою природу и уподобляется Богу ещё в этой жизни. Человек, который знаком с тем, что такое благодать Божия, какое великое счастье носить в себе и быть причастным этой благодати, является самым счастливым человеком. Все внешние нестроения, скорби блекнут и предстают в другом свете перед человеком, который укоренён в Боге.

Дай Бог, чтобы мы чувствовали это великое счастье, о нём говорил наш любимый старец Николай Залитский: «Дорогие мои! Какие вы счастливые, что вы с Господом».

Предыдущая проповедь

14 февраля 2010

Воспоминание Адамова изгнания
Следующая проповедь

7 марта 2010

Крестопоклонная неделя

Все проповеди за 2010 год

декабрь 2010

ноябрь 2010

октябрь 2010

сентябрь 2010

август 2010

июль 2010

май 2010

апрель 2010

март 2010

февраль 2010

январь 2010

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00