Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Памяти Иоанна Лествичника

Дорогие братия и сестры! Четвертое воскресенье Великого Поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Церковь приурочила день памяти этого великого подвижника ко времени Великого Поста с древнейших времен для того, чтобы примером его жизни и на основе его книги, которая с VI века сохраняется в сокровищнице  Церкви, православные христиане неуклонно шли путём своего спасения к  жизни вечной.

 Преподобный Иоанн жил в конце V-го начале VI-го веков. Он получил хорошее образование и шестнадцатилетним юношей оставил мир и вступил в Синайскую обитель. В течение 19-ти лет он был в совершенном послушании у старца Мартирия, а когда тот скончался, продолжал своё пустынное житие в Синайской пустыне Фола. Местом его подвигов была тесная пещера. Всю неделю, никого не видя и ни с кем не общаясь, он лишь по субботним и воскресным дням приходил в Синайский монастырь для того, чтобы причаститься Святых Христовых тайн, для того, чтобы в общении с братиями сверить свой духовный путь жизни.

Случалось так, что в разговорах с братией Иоанн иногда говорил какое-то слово наставления, поучения. Но будучи ещё молодым по своим годам подвижником, он приводил иных в смущение, и некоторые из братии стали упрекать его в тщеславии, в гордости, считали, что рано ещё ему говорить какое-то слово наставления монашествующей братии. И тогда Иоанн, внял этим словам монахов и предал себя ещё большему затвору. В течение последующих сорока лет он пребывал в безмолвной молитве ко Господу, ни с кем не общаясь и никого не видя.

Когда преподобному Иоанну было уже более семидесяти лет, братия Синайского монастыря по единодушному решению ставят его игуменом своего монастыря. Иоанн пробыл несколько лет в этой должности, но затем оставил её и вернулся в своё излюбленное уединение для безмолвного молитвенного предстояния Господу.

В тот период, когда он был ещё настоятелем Синайского монастыря, игумен соседнего Раифского монастыря обратился к нему с просьбой, чтобы он написал наставление для братии Раифского монастыря, чтобы, имея это наставление перед своими глазами, вся братия неуклонно следовали верным путём в Царство Небесное. Таким образом, по просьбе игумена по имени тоже Иоанн возникла эта книга, которая называется «Лествица». Через этот труд свой преподобный Иоанн вошёл в историю Церкви как преподобный Иоанн Лествичник.

Эта книга состоит из тридцати глав, каждая из которых является как бы очередной ступенью, поднимаясь на которую христианин восходит всё выше и выше к общению с Богом и к Царству Небесному. Эта «Лествица» состоит из добродетелей, к которым человек должен стремиться. Вершиной её является любовь. «Лествица» также предостерегает христианина от многих страстей и грехов, которые он должен победить в своей духовной жизни: и тщеславия, и гордости, и уныния, и печали, и сребролюбия, и блудного греха, и осуждения братии, и других грехов, которые мешают человеку в деле своего духовного совершенствования и спасения.

Эта книга «Лествица» была излюбленным чтением наших с вами благочестивых предков. Интересно отметить, что «Лествица», наряду с творениями Иоанна Златоустого, была одной из первых книг, которая переводилась с греческого языка на славянский и была одной из первых книг, которая получила распространение на святой Руси вскоре после крещения нашего народа князем Владимиром. Эти книги пришли к нам через Болгарию после просветительского подвига Кирилла и Мефодия. «Лествица» преподобного Иоанна была излюбленным чтением и имела большое распространение на Руси.

Колокольня Иоанна Великого, расположенная на Соборной площади Московского Кремля, построена также в честь преподобного Иоанна Лествичника. В старину у колокольни читали царские указы – громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили. Эти обстоятельства показывают, что наши с вами предки с благоговением и изумлением относились к подвигу преподобного, его священной книге, которая является прекрасным практическим руководством  для каждого христианина, в том числе и для нас с вами. Книга является  не только каким-то монашеским руководством для отшельнической жизни, но и для каждого христианина  должна быть руководством для духовной жизни. Большим упущением нашим является то, что мы этой книги никогда не видели, никогда не читали и не знаем её содержания. Между тем, эта книга не какое-то изящное высокое творение от плода своего ума: она родилась из огромного колоссального духовного опыта, где каждое слово выверено и пройдено в своей жизни преподобным Иоанном Лествичником. Эта книга показывает безошибочное восхождение человека по ступеням духовной жизни.

Для примера приведу некоторые изречения преподобного Иоанна из этой книги. Из главы «О памяти смерти». Преподобный Иоанн говорил: «Невозможное, невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни. И поистине удивительно, что и язычники изрекли нечто подобное этому; ибо и они полагали, что любомудрие заключается в помышлении о смерти».

Действительно, дорогие братия и сестры, нам нужно всегда помнить этот совет преподобного Иоанна жить так, чтобы помнить смерть, чтобы осознавать и думать о том, что этот день может быть твоим последним днём. События в мире в наше время: в Афганистане, в Ливане, в Японии подтверждают справедливость слов, что смерть ходит за нами по пятам, жизнь человеческая ничего не стоит в наше время.

Несколько дней назад я отпевал в храме одного человека именем Сергий, который жил во Всеволожске на Социалистической улице, которого расстреляли в упор в своём доме. В дверь позвонили, хозяин открыл и его расстреляли из автомата на пороге родного дома, так что лицо невозможно было открыть во время отпевания. Такие страшные события, происходящие в нашем городе, не единичны, они были и раньше.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, ходим по лезвию ножа, и наша жизнь тоже, без сомнения, в руках Божиих. Святые отцы советуют нам приступать к исповеди с таким чувством, словно эта исповедь может быть последней, больше уже не будет, и ты должен каяться не так, что одно говоришь, а два в уме или не так каяться, что просто отчитаться и причаститься Святых Христовых тайн, исполнив традицию. А каяться так, словно эта исповедь последняя, после неё только Страшный суд Христов.

Далее преподобный Иоанн Лествичник, например, в главе «О радостотворном плаче», приводил такие слова: «Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о своих грехах». Преподобный Иоанн здесь делает совершенно правильные акценты в духовной жизни, о которых мы с вами порой не знаем, которые сбивают человека с правильно пути. Преподобный здесь говорит о том, что чудеса, изящное богословие, даже воскрешение других людей из мёртвых — это не показатель духовной жизни. Это может быть типичное шарлатанство; это может быть обман, чудесами бесовскими обольщающий людей.

Как многих людей сбивают с толку целители, колдуны, бабки. Человек вроде бы и слышал о мнении Православной Церкви, но не понимает, что все бабки одинаковые, и никакого целительства вне Церкви не существует, какими бы благими целями не руководствовались: «ведь людям помогают». Есть пословица, что благими намерениями дорога в ад мостится. Это обманчивое, иллюзорное, призрачное, сиюминутное добро, ложно завуалированное дьяволом, никогда не послужит человеку, не пойдет ему впрок и в помощь.

Ещё одно полезное место в книге преподобного Иоанна, в главе «О  чревоугодии». Многие из нас иногда даже каются в таких грехах, говорят: «батюшка, начал поститься, а есть меньше не стал, ещё больше. Ем — никак не наесться». Вроде бы и смотреть не на что — картошка да макароны, а ест человек и остановиться не может. Преподобный Иоанн говорит об этом: «Знай, что часто бес приседит желудку и не даёт человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле». Бывает это бесовское обольщение. Есть физиологический момент, что насыщение не мгновенно наступает, а спустя какое-то время, а если бесовское наваждение, чтобы человек не выходил из этой страсти чревоугодия, то человек не насыщается.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы внимали этим святоотеческим наставлениям. Пусть сегодня эти глубочайшие примеры Иоанна Лествичника вдохновят многих из вас, чтобы придя домой, нашли книгу «Лествица» в своей библиотеке или в Интернете и непременно в воскресный вечер почитали его священные наставления.

Молитвами святого преподобного Иоанна Лествичника пусть Господь нас хранит и укрепит в неуклонном шествии по пути своего спасения. Аминь.

3 апреля 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Четвертое воскресенье Великого Поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Церковь приурочила день памяти этого великого подвижника ко времени Великого Поста с древнейших времен для того, чтобы примером его жизни и на основе его книги, которая с VI века сохраняется в сокровищнице  Церкви, православные христиане неуклонно шли путём своего спасения к  жизни вечной.

 Преподобный Иоанн жил в конце V-го начале VI-го веков. Он получил хорошее образование и шестнадцатилетним юношей оставил мир и вступил в Синайскую обитель. В течение 19-ти лет он был в совершенном послушании у старца Мартирия, а когда тот скончался, продолжал своё пустынное житие в Синайской пустыне Фола. Местом его подвигов была тесная пещера. Всю неделю, никого не видя и ни с кем не общаясь, он лишь по субботним и воскресным дням приходил в Синайский монастырь для того, чтобы причаститься Святых Христовых тайн, для того, чтобы в общении с братиями сверить свой духовный путь жизни.

Случалось так, что в разговорах с братией Иоанн иногда говорил какое-то слово наставления, поучения. Но будучи ещё молодым по своим годам подвижником, он приводил иных в смущение, и некоторые из братии стали упрекать его в тщеславии, в гордости, считали, что рано ещё ему говорить какое-то слово наставления монашествующей братии. И тогда Иоанн, внял этим словам монахов и предал себя ещё большему затвору. В течение последующих сорока лет он пребывал в безмолвной молитве ко Господу, ни с кем не общаясь и никого не видя.

Когда преподобному Иоанну было уже более семидесяти лет, братия Синайского монастыря по единодушному решению ставят его игуменом своего монастыря. Иоанн пробыл несколько лет в этой должности, но затем оставил её и вернулся в своё излюбленное уединение для безмолвного молитвенного предстояния Господу.

В тот период, когда он был ещё настоятелем Синайского монастыря, игумен соседнего Раифского монастыря обратился к нему с просьбой, чтобы он написал наставление для братии Раифского монастыря, чтобы, имея это наставление перед своими глазами, вся братия неуклонно следовали верным путём в Царство Небесное. Таким образом, по просьбе игумена по имени тоже Иоанн возникла эта книга, которая называется «Лествица». Через этот труд свой преподобный Иоанн вошёл в историю Церкви как преподобный Иоанн Лествичник.

Эта книга состоит из тридцати глав, каждая из которых является как бы очередной ступенью, поднимаясь на которую христианин восходит всё выше и выше к общению с Богом и к Царству Небесному. Эта «Лествица» состоит из добродетелей, к которым человек должен стремиться. Вершиной её является любовь. «Лествица» также предостерегает христианина от многих страстей и грехов, которые он должен победить в своей духовной жизни: и тщеславия, и гордости, и уныния, и печали, и сребролюбия, и блудного греха, и осуждения братии, и других грехов, которые мешают человеку в деле своего духовного совершенствования и спасения.

Эта книга «Лествица» была излюбленным чтением наших с вами благочестивых предков. Интересно отметить, что «Лествица», наряду с творениями Иоанна Златоустого, была одной из первых книг, которая переводилась с греческого языка на славянский и была одной из первых книг, которая получила распространение на святой Руси вскоре после крещения нашего народа князем Владимиром. Эти книги пришли к нам через Болгарию после просветительского подвига Кирилла и Мефодия. «Лествица» преподобного Иоанна была излюбленным чтением и имела большое распространение на Руси.

Колокольня Иоанна Великого, расположенная на Соборной площади Московского Кремля, построена также в честь преподобного Иоанна Лествичника. В старину у колокольни читали царские указы – громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили. Эти обстоятельства показывают, что наши с вами предки с благоговением и изумлением относились к подвигу преподобного, его священной книге, которая является прекрасным практическим руководством  для каждого христианина, в том числе и для нас с вами. Книга является  не только каким-то монашеским руководством для отшельнической жизни, но и для каждого христианина  должна быть руководством для духовной жизни. Большим упущением нашим является то, что мы этой книги никогда не видели, никогда не читали и не знаем её содержания. Между тем, эта книга не какое-то изящное высокое творение от плода своего ума: она родилась из огромного колоссального духовного опыта, где каждое слово выверено и пройдено в своей жизни преподобным Иоанном Лествичником. Эта книга показывает безошибочное восхождение человека по ступеням духовной жизни.

Для примера приведу некоторые изречения преподобного Иоанна из этой книги. Из главы «О памяти смерти». Преподобный Иоанн говорил: «Невозможное, невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни. И поистине удивительно, что и язычники изрекли нечто подобное этому; ибо и они полагали, что любомудрие заключается в помышлении о смерти».

Действительно, дорогие братия и сестры, нам нужно всегда помнить этот совет преподобного Иоанна жить так, чтобы помнить смерть, чтобы осознавать и думать о том, что этот день может быть твоим последним днём. События в мире в наше время: в Афганистане, в Ливане, в Японии подтверждают справедливость слов, что смерть ходит за нами по пятам, жизнь человеческая ничего не стоит в наше время.

Несколько дней назад я отпевал в храме одного человека именем Сергий, который жил во Всеволожске на Социалистической улице, которого расстреляли в упор в своём доме. В дверь позвонили, хозяин открыл и его расстреляли из автомата на пороге родного дома, так что лицо невозможно было открыть во время отпевания. Такие страшные события, происходящие в нашем городе, не единичны, они были и раньше.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, ходим по лезвию ножа, и наша жизнь тоже, без сомнения, в руках Божиих. Святые отцы советуют нам приступать к исповеди с таким чувством, словно эта исповедь может быть последней, больше уже не будет, и ты должен каяться не так, что одно говоришь, а два в уме или не так каяться, что просто отчитаться и причаститься Святых Христовых тайн, исполнив традицию. А каяться так, словно эта исповедь последняя, после неё только Страшный суд Христов.

Далее преподобный Иоанн Лествичник, например, в главе «О радостотворном плаче», приводил такие слова: «Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о своих грехах». Преподобный Иоанн здесь делает совершенно правильные акценты в духовной жизни, о которых мы с вами порой не знаем, которые сбивают человека с правильно пути. Преподобный здесь говорит о том, что чудеса, изящное богословие, даже воскрешение других людей из мёртвых — это не показатель духовной жизни. Это может быть типичное шарлатанство; это может быть обман, чудесами бесовскими обольщающий людей.

Как многих людей сбивают с толку целители, колдуны, бабки. Человек вроде бы и слышал о мнении Православной Церкви, но не понимает, что все бабки одинаковые, и никакого целительства вне Церкви не существует, какими бы благими целями не руководствовались: «ведь людям помогают». Есть пословица, что благими намерениями дорога в ад мостится. Это обманчивое, иллюзорное, призрачное, сиюминутное добро, ложно завуалированное дьяволом, никогда не послужит человеку, не пойдет ему впрок и в помощь.

Ещё одно полезное место в книге преподобного Иоанна, в главе «О  чревоугодии». Многие из нас иногда даже каются в таких грехах, говорят: «батюшка, начал поститься, а есть меньше не стал, ещё больше. Ем — никак не наесться». Вроде бы и смотреть не на что — картошка да макароны, а ест человек и остановиться не может. Преподобный Иоанн говорит об этом: «Знай, что часто бес приседит желудку и не даёт человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле». Бывает это бесовское обольщение. Есть физиологический момент, что насыщение не мгновенно наступает, а спустя какое-то время, а если бесовское наваждение, чтобы человек не выходил из этой страсти чревоугодия, то человек не насыщается.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы внимали этим святоотеческим наставлениям. Пусть сегодня эти глубочайшие примеры Иоанна Лествичника вдохновят многих из вас, чтобы придя домой, нашли книгу «Лествица» в своей библиотеке или в Интернете и непременно в воскресный вечер почитали его священные наставления.

Молитвами святого преподобного Иоанна Лествичника пусть Господь нас хранит и укрепит в неуклонном шествии по пути своего спасения. Аминь.

Предыдущая проповедь

27 марта 2011

Крестопоклонная неделя
Следующая проповедь

10 апреля 2011

Преподобной Марии Египетской

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00