Поздравляю вас с воскресным днём, причастников с принятием Святых Христовых тайн и всех вас с днём памяти великого святого преподобного Сергия Радонежского.
Сегодня, дорогие братия и сестры, в восьмую неделю по пятидесятнице Святая Церковь напоминает нам с вами в прочитанном отрывке из Евангелия от Матфея о чуде умножения хлебов, которое совершил Господь, накормив пятью хлебами и двумя рыбками великое множество людей. Евангелист сообщает, что было накормлено около пяти тысяч людей, не считая жён и детей, а с учётом жён и детей количество народа составило более десяти тысяч человек. Это было великое чудо, когда Господь умножил хлебы и накормил жаждущий народ.
После того, как Иисус исцелил множество больных людей в пустынном месте, апостолы, видя приближающуюся ночь, подошли ко Христу и просили, чтобы Он отпустил народ, чтобы люди успели бы дойти до ближайшего селения купить хлеба для поддержания своих телесных сил. Господь в ответ говорит: «Не нужно им никуда идти, вы дайте им есть». Эти слова Господа можно воспринять как призыв к евангельскому благовестию, чтобы жаждущие люди, ищущие Бога, никуда не шли, ни в какие окрестные селения, а чтобы вы, христиане, знающие Бога, дали им есть, дали им духовную пищу, поделились с ними сокровищами вашей веры. Так понимали святые отцы эти простые слова, которые Господь тогда сказал, имея в виду конкретный пример пищи земной, естественной, но под ней подразумевалась и пища духовная, познание Бога и, конечно, причащение Тела и Крови Господней. Хлеб, который чудесным образом умножил Господь, в духовном смысле напоминает нам чудо Евхаристии, которое происходит каждый день по всему лицу земли. Когда в православных храмах совершается Евхаристия, во время которой предлагаемый верующим людям хлеб чудом Божиим и действием Святого Духа прелагается в Тело и Кровь Христову. И человек, где бы он ни находился, в какой бы православный храм он ни пришёл, везде и всегда имеет возможность причаститься одного и того же Христа. Тело Его в таинстве Евхаристии раздробляется и преломляется на мелкие частицы, в каждой из которых верующие вкушают всего Христа, нераздельного, Который питает их души и соединяет их с Самим Собой, делает их божественными и нетленными ещё во время земной жизни человека.
Когда священник раздробляет Святые Дары, он произносит удивительную молитву: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда едомый и николиже иждиваемый», то есть Которого всегда вкушают, едят, но Который никогда не оканчивается. Это великое чудо Евхаристии, к нему призывает нас Господь по мере нашего с вами усердия и готовности подойти к этому таинству. Господь призывает на каждой Божественной литургии: «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите». Священник произносит эти святые слова, когда выносятся Святые Дары.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы все с вами стремились принимать участие в таинстве Евхаристии; чтобы никакие грехи, никакие удовольствия плоти не отчуждали нас от таинства Евхаристии; чтобы мы с радостью могли пронести непродолжительный пост, чтобы быть достойными участвовать в таинстве Евхаристии.
Грустно бывает видеть, когда люди годами не приступают ко святому причащению. Иногда человек приходит в храм, когда его приводят скорби, такие примеры бывают очень часто, сплошь и рядом. Один из характерных таких примеров, который только вчера был в нашем храме: женщину муж бросил, до этого она год не была в храме. Как муж бросил, так сразу и пришла. До этого год назад бросал, тоже приходила. Я говорю ей: «Вас муж спасает. Как бросит, так вы в храм приходите». А больше никаких поводов нет, чтобы приступить порог церковный. А зачем ходить в храм? Бога же можно в мыслях, в душе иметь. Разве этого не достаточно? Человек не понимает, зачем нужен храм, зачем в него ходить.
Дорогие братия и сестры, в храм ходят, прежде всего, для участия в таинстве Евхаристии. Все остальные моменты: и молитвы за близких, родных, и за усопших, и поминовение, и свечи поставить перед иконами — это все меньшие нужды духовные, которые человек в той или иной степени может совершить или в другом храме, или у себя дома, или в другом месте. Но участие в таинстве Евхаристии возможно только в храме и больше нигде.
Дай Бог всем нам этого усердия к Церкви, усердия любви ко Господу, чтобы наша любовь к Нему была выражена не в мыслях, не в душе, но на деле. Чтобы посещение храма было естественным выражением нашей с вами религиозной жизни, признаком счастья, привилегии христианина. Не какой-то тяжёлой обязанностью, оброком, тяжёлым бременем, лежащим на нас, а нашим счастьем и привилегией христианина. Чтобы была возможность каждый день быть в святом храме и благодарить Бога за прожитую неделю, за все дела, которые Он нам благословил свершить и испрашивать благословение на предстоящую седмицу. Чтобы Господь сохранил наши с вами жизни, жизни детей, близких, родных. Обо всём этом молитва человека сильна именно в храме и больше нигде, потому что храм — это особое место присутствия Бога и призывающейся его благодати.
Преподобный Сергий, память которого сегодня вспоминает Церковь, пусть будет для всех нас молитвенником перед престолом Божиим, к которому мы все будем прибегать в своих молитвах и искать его помощи и заступления. Очень отрадно видеть, что большая икона этого великого заступника земли русской находится в нашем храме как залог его близкой и скорой помощи нам, грешным.
Молитвами преподобного Сергия Радонежского Господь да сохранит нас в вере и любви ко Господу. Аминь.
18 июля 2010
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Поздравляю вас с воскресным днём, причастников с принятием Святых Христовых тайн и всех вас с днём памяти великого святого преподобного Сергия Радонежского.
Сегодня, дорогие братия и сестры, в восьмую неделю по пятидесятнице Святая Церковь напоминает нам с вами в прочитанном отрывке из Евангелия от Матфея о чуде умножения хлебов, которое совершил Господь, накормив пятью хлебами и двумя рыбками великое множество людей. Евангелист сообщает, что было накормлено около пяти тысяч людей, не считая жён и детей, а с учётом жён и детей количество народа составило более десяти тысяч человек. Это было великое чудо, когда Господь умножил хлебы и накормил жаждущий народ.
После того, как Иисус исцелил множество больных людей в пустынном месте, апостолы, видя приближающуюся ночь, подошли ко Христу и просили, чтобы Он отпустил народ, чтобы люди успели бы дойти до ближайшего селения купить хлеба для поддержания своих телесных сил. Господь в ответ говорит: «Не нужно им никуда идти, вы дайте им есть». Эти слова Господа можно воспринять как призыв к евангельскому благовестию, чтобы жаждущие люди, ищущие Бога, никуда не шли, ни в какие окрестные селения, а чтобы вы, христиане, знающие Бога, дали им есть, дали им духовную пищу, поделились с ними сокровищами вашей веры. Так понимали святые отцы эти простые слова, которые Господь тогда сказал, имея в виду конкретный пример пищи земной, естественной, но под ней подразумевалась и пища духовная, познание Бога и, конечно, причащение Тела и Крови Господней. Хлеб, который чудесным образом умножил Господь, в духовном смысле напоминает нам чудо Евхаристии, которое происходит каждый день по всему лицу земли. Когда в православных храмах совершается Евхаристия, во время которой предлагаемый верующим людям хлеб чудом Божиим и действием Святого Духа прелагается в Тело и Кровь Христову. И человек, где бы он ни находился, в какой бы православный храм он ни пришёл, везде и всегда имеет возможность причаститься одного и того же Христа. Тело Его в таинстве Евхаристии раздробляется и преломляется на мелкие частицы, в каждой из которых верующие вкушают всего Христа, нераздельного, Который питает их души и соединяет их с Самим Собой, делает их божественными и нетленными ещё во время земной жизни человека.
Когда священник раздробляет Святые Дары, он произносит удивительную молитву: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда едомый и николиже иждиваемый», то есть Которого всегда вкушают, едят, но Который никогда не оканчивается. Это великое чудо Евхаристии, к нему призывает нас Господь по мере нашего с вами усердия и готовности подойти к этому таинству. Господь призывает на каждой Божественной литургии: «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите». Священник произносит эти святые слова, когда выносятся Святые Дары.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы все с вами стремились принимать участие в таинстве Евхаристии; чтобы никакие грехи, никакие удовольствия плоти не отчуждали нас от таинства Евхаристии; чтобы мы с радостью могли пронести непродолжительный пост, чтобы быть достойными участвовать в таинстве Евхаристии.
Грустно бывает видеть, когда люди годами не приступают ко святому причащению. Иногда человек приходит в храм, когда его приводят скорби, такие примеры бывают очень часто, сплошь и рядом. Один из характерных таких примеров, который только вчера был в нашем храме: женщину муж бросил, до этого она год не была в храме. Как муж бросил, так сразу и пришла. До этого год назад бросал, тоже приходила. Я говорю ей: «Вас муж спасает. Как бросит, так вы в храм приходите». А больше никаких поводов нет, чтобы приступить порог церковный. А зачем ходить в храм? Бога же можно в мыслях, в душе иметь. Разве этого не достаточно? Человек не понимает, зачем нужен храм, зачем в него ходить.
Дорогие братия и сестры, в храм ходят, прежде всего, для участия в таинстве Евхаристии. Все остальные моменты: и молитвы за близких, родных, и за усопших, и поминовение, и свечи поставить перед иконами — это все меньшие нужды духовные, которые человек в той или иной степени может совершить или в другом храме, или у себя дома, или в другом месте. Но участие в таинстве Евхаристии возможно только в храме и больше нигде.
Дай Бог всем нам этого усердия к Церкви, усердия любви ко Господу, чтобы наша любовь к Нему была выражена не в мыслях, не в душе, но на деле. Чтобы посещение храма было естественным выражением нашей с вами религиозной жизни, признаком счастья, привилегии христианина. Не какой-то тяжёлой обязанностью, оброком, тяжёлым бременем, лежащим на нас, а нашим счастьем и привилегией христианина. Чтобы была возможность каждый день быть в святом храме и благодарить Бога за прожитую неделю, за все дела, которые Он нам благословил свершить и испрашивать благословение на предстоящую седмицу. Чтобы Господь сохранил наши с вами жизни, жизни детей, близких, родных. Обо всём этом молитва человека сильна именно в храме и больше нигде, потому что храм — это особое место присутствия Бога и призывающейся его благодати.
Преподобный Сергий, память которого сегодня вспоминает Церковь, пусть будет для всех нас молитвенником перед престолом Божиим, к которому мы все будем прибегать в своих молитвах и искать его помощи и заступления. Очень отрадно видеть, что большая икона этого великого заступника земли русской находится в нашем храме как залог его близкой и скорой помощи нам, грешным.
Молитвами преподобного Сергия Радонежского Господь да сохранит нас в вере и любви ко Господу. Аминь.
Предыдущая проповедь
16 мая 2010
Следующая проповедь
30 июля 2010
Все проповеди за 2010 год