Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Памяти святых отцев первого Вселенского Собора

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников — с принятием Святых Христовых Тайн.

Сейчас в Церкви, помимо праздника воскресенья, идёт ещё продолжение праздника Вознесения Господня. Сегодняшнее воскресение в преддверии праздника Святой и Животворящей Троицы посвящено памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никея и проходил в эпоху Константина Великого вскоре после окончания гонений на Церковь и веру Православную. Только в 311 году вышел эдикт императора Константина Великого, который допускал существование Православия в его империи. Это был такой демократичный закон, который наряду с языческими верованиями допускал существование Православной веры.

В тот момент ещё Православие не стало сразу, мгновенно господствующей религией Византии, это произошло позже. Тем не менее, христиане получили свободу, гонения были прекращены, государство стало явным образом покровительствовать религии. Те времена, в 325 году, немного напоминали наши с вами времена: при всеобщей демократии, при всеобщем безразличии, но в то же время православных диким зверям не отдают, в тюрьмы не сажают. И за это слава Богу, а было и по-другому в не столь отдалённые времена.

Сегодняшнее воскресение посвящено памяти святых отцов, участников этого знаменитого Вселенского Собора. Вот смотрите, как дьявол не дремлет, как он не оставляет в покое Церковь и каждого человека, не оставляет ни на одно мгновение, потому что духовная война идёт всегда. Войны в этом мире, такие, которые истребляют человечество, не каждый день происходят. А вот духовная война идёт непрерывно. Апостол Павел предупреждает христиан, чтобы они помнили, что ведут брань не против плоти и крови, а против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной. И предупреждает нас, что дьявол, как рыкающий голодный лев, ходит, ища, кого поглотить.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, к сожалению, не чувствуем этой духовной войны, не всегда в ней участвуем, или, точнее, очень редко в ней участвуем. Со стороны противной силы всегда натиск: ни днём, ни ночью, ни в молодых годах человека, ни в старости — никогда он не прекращается. Дьявол очень мудро, с его точки зрения, порабощает людей, он знает подход к каждому человеку в каждый момент его жизни. В молодости человек одними грехами порабощается, а когда с возрастом они становятся физически неисполнимы и невозможны,  появляются другие грехи: обиды, озлобленность на всех вокруг, начиная от детей и внуков и так далее. Смотрите, в каждом возрасте, в любой период жизни дьявол каждого человека уловляет в свои сети, искушает его, подталкивает на грех.

И, конечно, он не оставляет Церковь. После появления эдикта императора Константина Великого гонения на христианскую Церковь прекратились. Но кем были вызваны эти гонения? Конечно, дьяволом, который не терпел распространения веры Православной по лицу всей земли. И он внушал эти ненавистнические  мысли в умы римских императоров, иудеев, язычников, потому что с этих трёх сторон исходили гонения на христиан. Когда это стало невозможным, когда настала свобода вероисповедания, тогда дьявол ищет другие пути и старается расколоть Церковь изнутри при внешней свободе. Появляются ереси, причем эти ереси зарождаются внутри самой Церкви. Первой появилась ересь Ария, она имела сугубо церковные корни, может быть, замешенные на честолюбии, на гордыне человеческой, потому что без этого ни одна ссора не происходит в этом мире. Где-то задетое честолюбие, где-то обошли в должностях и званиях, где-то во внимании обошли и всё: обида на всю жизнь, и, как говорят у нас на Руси, сразу развод и девичья фамилия. Точно так же бывает и в общественной деятельности, к сожалению, и в церковной жизни так бывает.

Ересь Ария ниспровергала основной догмат христианства о Святой Троице. Арий, александрийский пресвитер, учил о том, что Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, является лишь высочайшим творением Бога-Отца, но Сам не является Богом, или не являлся изначально, а, может быть, стал потом по благодати Божией. И, родившись от девы Марии, воспринял благодать Божию.

На первый взгляд, эта ересь вроде бы ни в чём таком ужасном не заключается, это богословы, которые учились не один год в духовных школах, они сразу могут различать эти тонкости богословия, а для простого народа они подчас неведомы. Но суть этой ереси состоит в том, что Христа Арий называл не Богом, а человеком, а это самый принципиальный истинный догмат Православной Церкви, ради которого христиане первых веков шли на костры, отдавали свои жизни за утверждение именно этого догмата, что Христос не простой человек, а Бог, и был таковым всегда: и родившись от Девы Марии, и будучи беспомощным младенцем, по человеческой природе Он был и оставался всегда Богом.

На этом соборе в городе Никея была отвергнута ересь Ария, было утверждено правильное учение о Боге, о Троице, восемь членов Символа Веры – основная часть Символа Веры, который сегодня пелся за Божественной литургией, до учения о Духе Святом. Эта часть Символа Веры была выработана святыми отцами в количестве трёхсот восемнадцати человек на I Вселенском Соборе. Среди этих величайших святителей, прежде всего, были такие знаменитые отцы Церкви, как святитель Христов и чудотворец Николай, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский и другие. Многие из них были исповедниками за веру Христову в прошлых недавних гонениях и на своих телах имели следы бичеваний, ран от побоев и темничных заключениях и других пыток, которые они вынесли, защищая Православную веру.

Святая Церковь не случайно в преддверии праздника Святой Троицы вспоминает этих знаменитых отцов I Вселенского Собора, потому что они явились теми столпами, на которых стоит Церковь Христова и выработали правильное, истинное учение о Боге. Иногда христиане спрашивают, особенно те, у которых ярко выражена лень в жизни, а особенно в христианстве, которые не любят молиться: «Батюшка, а мы молимся своими словами – Господи, помилуй!» — и поклон во всю кровать. Вот такая молитва, «от души, от сердца». Вера-то должна быть в душе?

Молитвы своими словами можно присоединять в некоторых жизненных обстоятельствах. Но чтобы своими словами заменять церковные молитвы? Это стыд и позор. Кто из вас, дорогие братия и сестры, может молиться стихами уровня Александра Сергеевича Пушкина или Лермонтова? Кто может сказать, что он может своими словами правильно сформулировать свои мысли и спросить у Бога то, что он просит – правильно, корректно, благочестиво, догматически верно? Как это произнести и в какой момент? Это очень опасный путь, поэтому молитвы своими словами могут служить лишь неким дополнением к тем молитвам, которые составлены духоносными отцами.

Среди этих церковных молитв после Господней молитвы второе место, без всякого сомнения, занимает «Символ веры». «Символ веры» — это не просто какой-то памятник литургического, литературного, поэтического творчества, а молитва. Многие святые нашей Русской Церкви, особенно в эпоху гонений в начале XX века, по свидетельству современников, не могли без слёз слушать и произносить слова «Символа веры». Потому что в этих словах звучала вся, подчас тысячелетняя история нашей Церкви: мученические подвиги подвижников, столпников и исповедников, наших отцов, дедов и прадедов, на могилах которых православные кресты и которые умирали с верой в Святую Троицу, о которой говорит этот«Символ веры».

Нам надо, дорогие братия и сестры, обращать внимание на то, чтобы все мы знали наизусть «Символ веры», чтобы, как говорится, «от зубов отскакивало» — и мы, и дети наши, и внуки. А то стыдно бывает, молитв православных народ мало знает, сейчас пели тропарь двунадесятому празднику «Вознесения Господня», а кто подпевал? Молчание было, позорище… Православный люд собрался в храм и не знает тропарь празднику! Вас бы никого не взяли в семинарию, провалили бы сразу экзамен, выгнали бы с порога церковного. Это одно сравнение, другое – история Церкви раскрывается в тропарях двунадесятых праздников. В знании тропарей выражается наша любовь к вере, к Церкви, к традициям церковным, к вере своих отцов.

«Верный в малом и во многом верен будет». Аминь.

16 мая 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников — с принятием Святых Христовых Тайн.

Сейчас в Церкви, помимо праздника воскресенья, идёт ещё продолжение праздника Вознесения Господня. Сегодняшнее воскресение в преддверии праздника Святой и Животворящей Троицы посвящено памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никея и проходил в эпоху Константина Великого вскоре после окончания гонений на Церковь и веру Православную. Только в 311 году вышел эдикт императора Константина Великого, который допускал существование Православия в его империи. Это был такой демократичный закон, который наряду с языческими верованиями допускал существование Православной веры.

В тот момент ещё Православие не стало сразу, мгновенно господствующей религией Византии, это произошло позже. Тем не менее, христиане получили свободу, гонения были прекращены, государство стало явным образом покровительствовать религии. Те времена, в 325 году, немного напоминали наши с вами времена: при всеобщей демократии, при всеобщем безразличии, но в то же время православных диким зверям не отдают, в тюрьмы не сажают. И за это слава Богу, а было и по-другому в не столь отдалённые времена.

Сегодняшнее воскресение посвящено памяти святых отцов, участников этого знаменитого Вселенского Собора. Вот смотрите, как дьявол не дремлет, как он не оставляет в покое Церковь и каждого человека, не оставляет ни на одно мгновение, потому что духовная война идёт всегда. Войны в этом мире, такие, которые истребляют человечество, не каждый день происходят. А вот духовная война идёт непрерывно. Апостол Павел предупреждает христиан, чтобы они помнили, что ведут брань не против плоти и крови, а против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной. И предупреждает нас, что дьявол, как рыкающий голодный лев, ходит, ища, кого поглотить.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, к сожалению, не чувствуем этой духовной войны, не всегда в ней участвуем, или, точнее, очень редко в ней участвуем. Со стороны противной силы всегда натиск: ни днём, ни ночью, ни в молодых годах человека, ни в старости — никогда он не прекращается. Дьявол очень мудро, с его точки зрения, порабощает людей, он знает подход к каждому человеку в каждый момент его жизни. В молодости человек одними грехами порабощается, а когда с возрастом они становятся физически неисполнимы и невозможны,  появляются другие грехи: обиды, озлобленность на всех вокруг, начиная от детей и внуков и так далее. Смотрите, в каждом возрасте, в любой период жизни дьявол каждого человека уловляет в свои сети, искушает его, подталкивает на грех.

И, конечно, он не оставляет Церковь. После появления эдикта императора Константина Великого гонения на христианскую Церковь прекратились. Но кем были вызваны эти гонения? Конечно, дьяволом, который не терпел распространения веры Православной по лицу всей земли. И он внушал эти ненавистнические  мысли в умы римских императоров, иудеев, язычников, потому что с этих трёх сторон исходили гонения на христиан. Когда это стало невозможным, когда настала свобода вероисповедания, тогда дьявол ищет другие пути и старается расколоть Церковь изнутри при внешней свободе. Появляются ереси, причем эти ереси зарождаются внутри самой Церкви. Первой появилась ересь Ария, она имела сугубо церковные корни, может быть, замешенные на честолюбии, на гордыне человеческой, потому что без этого ни одна ссора не происходит в этом мире. Где-то задетое честолюбие, где-то обошли в должностях и званиях, где-то во внимании обошли и всё: обида на всю жизнь, и, как говорят у нас на Руси, сразу развод и девичья фамилия. Точно так же бывает и в общественной деятельности, к сожалению, и в церковной жизни так бывает.

Ересь Ария ниспровергала основной догмат христианства о Святой Троице. Арий, александрийский пресвитер, учил о том, что Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, является лишь высочайшим творением Бога-Отца, но Сам не является Богом, или не являлся изначально, а, может быть, стал потом по благодати Божией. И, родившись от девы Марии, воспринял благодать Божию.

На первый взгляд, эта ересь вроде бы ни в чём таком ужасном не заключается, это богословы, которые учились не один год в духовных школах, они сразу могут различать эти тонкости богословия, а для простого народа они подчас неведомы. Но суть этой ереси состоит в том, что Христа Арий называл не Богом, а человеком, а это самый принципиальный истинный догмат Православной Церкви, ради которого христиане первых веков шли на костры, отдавали свои жизни за утверждение именно этого догмата, что Христос не простой человек, а Бог, и был таковым всегда: и родившись от Девы Марии, и будучи беспомощным младенцем, по человеческой природе Он был и оставался всегда Богом.

На этом соборе в городе Никея была отвергнута ересь Ария, было утверждено правильное учение о Боге, о Троице, восемь членов Символа Веры – основная часть Символа Веры, который сегодня пелся за Божественной литургией, до учения о Духе Святом. Эта часть Символа Веры была выработана святыми отцами в количестве трёхсот восемнадцати человек на I Вселенском Соборе. Среди этих величайших святителей, прежде всего, были такие знаменитые отцы Церкви, как святитель Христов и чудотворец Николай, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский и другие. Многие из них были исповедниками за веру Христову в прошлых недавних гонениях и на своих телах имели следы бичеваний, ран от побоев и темничных заключениях и других пыток, которые они вынесли, защищая Православную веру.

Святая Церковь не случайно в преддверии праздника Святой Троицы вспоминает этих знаменитых отцов I Вселенского Собора, потому что они явились теми столпами, на которых стоит Церковь Христова и выработали правильное, истинное учение о Боге. Иногда христиане спрашивают, особенно те, у которых ярко выражена лень в жизни, а особенно в христианстве, которые не любят молиться: «Батюшка, а мы молимся своими словами – Господи, помилуй!» — и поклон во всю кровать. Вот такая молитва, «от души, от сердца». Вера-то должна быть в душе?

Молитвы своими словами можно присоединять в некоторых жизненных обстоятельствах. Но чтобы своими словами заменять церковные молитвы? Это стыд и позор. Кто из вас, дорогие братия и сестры, может молиться стихами уровня Александра Сергеевича Пушкина или Лермонтова? Кто может сказать, что он может своими словами правильно сформулировать свои мысли и спросить у Бога то, что он просит – правильно, корректно, благочестиво, догматически верно? Как это произнести и в какой момент? Это очень опасный путь, поэтому молитвы своими словами могут служить лишь неким дополнением к тем молитвам, которые составлены духоносными отцами.

Среди этих церковных молитв после Господней молитвы второе место, без всякого сомнения, занимает «Символ веры». «Символ веры» — это не просто какой-то памятник литургического, литературного, поэтического творчества, а молитва. Многие святые нашей Русской Церкви, особенно в эпоху гонений в начале XX века, по свидетельству современников, не могли без слёз слушать и произносить слова «Символа веры». Потому что в этих словах звучала вся, подчас тысячелетняя история нашей Церкви: мученические подвиги подвижников, столпников и исповедников, наших отцов, дедов и прадедов, на могилах которых православные кресты и которые умирали с верой в Святую Троицу, о которой говорит этот«Символ веры».

Нам надо, дорогие братия и сестры, обращать внимание на то, чтобы все мы знали наизусть «Символ веры», чтобы, как говорится, «от зубов отскакивало» — и мы, и дети наши, и внуки. А то стыдно бывает, молитв православных народ мало знает, сейчас пели тропарь двунадесятому празднику «Вознесения Господня», а кто подпевал? Молчание было, позорище… Православный люд собрался в храм и не знает тропарь празднику! Вас бы никого не взяли в семинарию, провалили бы сразу экзамен, выгнали бы с порога церковного. Это одно сравнение, другое – история Церкви раскрывается в тропарях двунадесятых праздников. В знании тропарей выражается наша любовь к вере, к Церкви, к традициям церковным, к вере своих отцов.

«Верный в малом и во многом верен будет». Аминь.

Предыдущая проповедь

28 апреля 2010

Памяти святых жен-мироносиц
Следующая проповедь

18 июля 2010

Памяти Преподобного Сергия Радонежского

Все проповеди за 2010 год

декабрь 2010

ноябрь 2010

октябрь 2010

сентябрь 2010

август 2010

июль 2010

май 2010

апрель 2010

март 2010

февраль 2010

январь 2010

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00