Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

«Подлинно нам принадлежит только то, что ты отдал другим»

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, за что же был осуждён евангельский богач, о котором мы сейчас прослушали? Что он сделал такого страшного, что, может быть, послужило и его внезапной смерти?

Его богатый урожай некуда было девать. Он принимает решение разломать старые житницы и построить новые, чтобы туда всё поместилось. Во всех этих намерениях не было никакого греха, а богатый урожай – это заслуга опытного мудрого и рачительного хозяина, талантливого администратора-управленца и, конечно, благословение Божие, которое выразилось в этом необыкновенном урожае. Как опытный хозяйственник он принимает совершенно правильное решение построить новые амбары, чтобы в них всё поместилось, но дальше он произносит те слова, которые послужили его осуждению. Он, обращаясь к своей душе, говорит в себе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Надежду на будущее благоденствие он полагал в своём богатстве, в своих силах, в своём умении, и вот это было дерзостью в очах Божиих, и за это самонадеянное полагание жизни он услышал слова: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя (по-славянски, «истяжут» значит «насильно вырвут»), и кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20)?

Дорогие братья и сёстры, это Евангелие предупреждает нас о том, чтобы мы не относились так самонадеянно к жизни, чтобы не строили такую далёкую перспективу, что мы сделаем то-то и то-то и будем жить долго и счастливо — это бесконечное планирование жизни на перспективу является иллюзией и грехом, дерзостью в очах Божиих. Апостол Иаков в своём Соборном послании говорит об этом так: как ты, человек, можешь говорить, что пойдёшь в какой-то город, и проживёшь там год, и будешь торговать и получать прибыль, когда ты не знаешь, что с тобой будет завтра, потому что жизнь наша — это пар, поднимающийся на малое время, а потом исчезающий (см. Иак 4:13-14). Человек должен говорить так: «если буду жив и если Бог позволит, то сделаю то или другое».

Без Бога мы ничего с вами не можем сделать. И эту притчу Господь рассказал после евангельских слов, которые слышали Его ученики, апостолы, окружающий народ — это слова о том, что жизнь человека не зависит от его имения. Нам кажется, что богатому состоятельному человеку гораздо легче обустроить свою жизнь, обеспечить её; для богатого человека долголетие является само собой разумеющейся вещью, потому что всё можно в жизни купить — и хорошее образование, и качественное лечение, и красивый отпуска, и отдых с комфортом. Но христианин всю надежу должен полагать на Господа и понимать, что если Он не благословит, не продлит твою жизнь, то ничего тебе не поможет.

Это Евангелие говорит сегодня о теме богатства и о теме смерти, и как ни странно, эти темы схожи, и одна вытекает из другой. Церковь призывает нас, во-первых, к довольству тем, что мы имеем. Каждый из нас бесконечно богат и в материальном, и в духовном смысле этого слова. Каждый из нас во много раз богаче, чем жили его родители в советское время. Мы все с вами окружены такими благами и комфортом, о которых наши предки и не помышляли. Никто уже не ходит на речку полоскать бельё, в каждом доме есть электричество, интернет, теплая вода, в каждой семье есть машина. Милостью Божией мы живём с вами в прекрасные времена, жизнь у нас обеспеченная и в этом — особая милость Божия. Поэтому все мы с вами бесконечно богаты. Как мы должны быть благодарными Богу, так промышляющему о нас и так милующего каждого из нас, Который отверзает руку Свою и даёт пищу каждому во благо время (см. Пс. 103:27-28), как говорит пророк и псалмопевец Давид. Неблагодарный человек, каким бы богатством он ни обладал, он всегда видит того, кто богаче его и это называется завистью, которая погружает человека в греховные страсти. Завистник теряет мир, покой, его душа метётся и страсть разъедает человеческое сердце. Нам нужно быть довольными тем, что мы имеем: это не ты заработал, а Бог дал тебе, потому что мы ничего не принесли в этот мир, мы нагими вышли из чрева матери и точно такими же нагими уйдём из этого мира и возьмём в вечность только духовные ценности и то духовное богатство, о котором говорит Евангелие, чтобы мы в Бога богатели, были богаты Богом, наше богатство было нетленное, которое воры не подкапывают, не крадут и которое ни моль, ни ржавчина не может съесть.

Наше богатство в тех добродетелях, к стяжанию которых призывает нас Церковь. Это те добродетели, о которых мы слышали в начале Божественной Литургии в заповедях блаженства: счастливы нищие духом, которые ничего своего не имеют, но всё богатство полагают в Боге; счастливы кроткие, чистые сердцем, милостивые, алчущие и жаждущие правды — это и есть богатство в Боге. Материальное богатство, которое тебе даёт Бог, становится твоим только тогда, когда ты его раздаёшь другим, потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст: «Подлинно нам принадлежит только то, что ты отдал другим». В Священном Писании в одном месте есть такие слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9), — это не означает то, что надо наворовать, а потом отдавать. Всё, чем мы обладаем — это Божье достояние, и значит не по праву нам принадлежащее. Вот его и нужно раздавать, только тогда оно станет твоим, оно перейдёт в вечность, и мы знаем, какое великое значение в очах Божиих имеет милостыня.

Так, например, апостол Фома, получивший деньги от индийского царя, раздал их все на милостыню вместо того, чтобы строить царю дворец. Царю было открыто то, что на небе апостол Фома построил великолепный дворец, принадлежащий по праву ему. Множество других святых, например, святой Пётр-мытарь, которого один нищий вынудил к милостыне помимо его воли, так надоел ему, что тот взял хлеб и бросил нищему прямо в лицо, а затем увидел, что Ангелы возносят его душу перед Престолом Божиим и душа его судится на весах Божественной Справедливости, и тогда один хлеб, брошенный в лицо нищего, перетянул множество его грехов. Святой мученик Мартин Римский однажды увидел нищего человека, озябшего от холода, мечом разрубил он свой воинский плащ и отдал половину этого плаща нищему и во сне увидел Христа, Который был одет в его воинский плащ, как бы Господь Сам через этого нищего принял этот дар милостыни от мученика Мартина. Вот какое великое значение в очах Божиих имеет милостыня.

Поэтому вторым средством после благодарности Богу за то, что ты имеешь, является добродетель милосердия. Чтобы мы спешили делиться тем, что имеем, с каждого поступления, с каждой зарплаты, с каждой сделки, с каждого приобретения — чтобы мы непременно отделяли на дела милосердия, на помощь нуждающимся, на Церковь Христову. Чтобы мы не забывали, что есть традиция десятины, которую никто не отменял – это не означает какое-тот вымогательство от людей, принадлежащих к Церкви, а суть десятины состоит в том, что эта малая десятая часть от того, что ты заработал, приносит благословение на те 9/10, которые у тебя остались, она освящает то, что осталось в твоих руках, и это принесёт несомненно благословение Божие в твою жизнь.

Поэтому дай Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы эта благодарность Богу и милосердие было всегда присуще нашей жизни, оно поможет нам иметь подлинное настоящее богатство в Боге, которое ждёт нас на Небесах.

Аминь.

8 декабря 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, за что же был осуждён евангельский богач, о котором мы сейчас прослушали? Что он сделал такого страшного, что, может быть, послужило и его внезапной смерти?

Его богатый урожай некуда было девать. Он принимает решение разломать старые житницы и построить новые, чтобы туда всё поместилось. Во всех этих намерениях не было никакого греха, а богатый урожай – это заслуга опытного мудрого и рачительного хозяина, талантливого администратора-управленца и, конечно, благословение Божие, которое выразилось в этом необыкновенном урожае. Как опытный хозяйственник он принимает совершенно правильное решение построить новые амбары, чтобы в них всё поместилось, но дальше он произносит те слова, которые послужили его осуждению. Он, обращаясь к своей душе, говорит в себе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Надежду на будущее благоденствие он полагал в своём богатстве, в своих силах, в своём умении, и вот это было дерзостью в очах Божиих, и за это самонадеянное полагание жизни он услышал слова: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя (по-славянски, «истяжут» значит «насильно вырвут»), и кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20)?

Дорогие братья и сёстры, это Евангелие предупреждает нас о том, чтобы мы не относились так самонадеянно к жизни, чтобы не строили такую далёкую перспективу, что мы сделаем то-то и то-то и будем жить долго и счастливо — это бесконечное планирование жизни на перспективу является иллюзией и грехом, дерзостью в очах Божиих. Апостол Иаков в своём Соборном послании говорит об этом так: как ты, человек, можешь говорить, что пойдёшь в какой-то город, и проживёшь там год, и будешь торговать и получать прибыль, когда ты не знаешь, что с тобой будет завтра, потому что жизнь наша — это пар, поднимающийся на малое время, а потом исчезающий (см. Иак 4:13-14). Человек должен говорить так: «если буду жив и если Бог позволит, то сделаю то или другое».

Без Бога мы ничего с вами не можем сделать. И эту притчу Господь рассказал после евангельских слов, которые слышали Его ученики, апостолы, окружающий народ — это слова о том, что жизнь человека не зависит от его имения. Нам кажется, что богатому состоятельному человеку гораздо легче обустроить свою жизнь, обеспечить её; для богатого человека долголетие является само собой разумеющейся вещью, потому что всё можно в жизни купить — и хорошее образование, и качественное лечение, и красивый отпуска, и отдых с комфортом. Но христианин всю надежу должен полагать на Господа и понимать, что если Он не благословит, не продлит твою жизнь, то ничего тебе не поможет.

Это Евангелие говорит сегодня о теме богатства и о теме смерти, и как ни странно, эти темы схожи, и одна вытекает из другой. Церковь призывает нас, во-первых, к довольству тем, что мы имеем. Каждый из нас бесконечно богат и в материальном, и в духовном смысле этого слова. Каждый из нас во много раз богаче, чем жили его родители в советское время. Мы все с вами окружены такими благами и комфортом, о которых наши предки и не помышляли. Никто уже не ходит на речку полоскать бельё, в каждом доме есть электричество, интернет, теплая вода, в каждой семье есть машина. Милостью Божией мы живём с вами в прекрасные времена, жизнь у нас обеспеченная и в этом — особая милость Божия. Поэтому все мы с вами бесконечно богаты. Как мы должны быть благодарными Богу, так промышляющему о нас и так милующего каждого из нас, Который отверзает руку Свою и даёт пищу каждому во благо время (см. Пс. 103:27-28), как говорит пророк и псалмопевец Давид. Неблагодарный человек, каким бы богатством он ни обладал, он всегда видит того, кто богаче его и это называется завистью, которая погружает человека в греховные страсти. Завистник теряет мир, покой, его душа метётся и страсть разъедает человеческое сердце. Нам нужно быть довольными тем, что мы имеем: это не ты заработал, а Бог дал тебе, потому что мы ничего не принесли в этот мир, мы нагими вышли из чрева матери и точно такими же нагими уйдём из этого мира и возьмём в вечность только духовные ценности и то духовное богатство, о котором говорит Евангелие, чтобы мы в Бога богатели, были богаты Богом, наше богатство было нетленное, которое воры не подкапывают, не крадут и которое ни моль, ни ржавчина не может съесть.

Наше богатство в тех добродетелях, к стяжанию которых призывает нас Церковь. Это те добродетели, о которых мы слышали в начале Божественной Литургии в заповедях блаженства: счастливы нищие духом, которые ничего своего не имеют, но всё богатство полагают в Боге; счастливы кроткие, чистые сердцем, милостивые, алчущие и жаждущие правды — это и есть богатство в Боге. Материальное богатство, которое тебе даёт Бог, становится твоим только тогда, когда ты его раздаёшь другим, потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст: «Подлинно нам принадлежит только то, что ты отдал другим». В Священном Писании в одном месте есть такие слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9), — это не означает то, что надо наворовать, а потом отдавать. Всё, чем мы обладаем — это Божье достояние, и значит не по праву нам принадлежащее. Вот его и нужно раздавать, только тогда оно станет твоим, оно перейдёт в вечность, и мы знаем, какое великое значение в очах Божиих имеет милостыня.

Так, например, апостол Фома, получивший деньги от индийского царя, раздал их все на милостыню вместо того, чтобы строить царю дворец. Царю было открыто то, что на небе апостол Фома построил великолепный дворец, принадлежащий по праву ему. Множество других святых, например, святой Пётр-мытарь, которого один нищий вынудил к милостыне помимо его воли, так надоел ему, что тот взял хлеб и бросил нищему прямо в лицо, а затем увидел, что Ангелы возносят его душу перед Престолом Божиим и душа его судится на весах Божественной Справедливости, и тогда один хлеб, брошенный в лицо нищего, перетянул множество его грехов. Святой мученик Мартин Римский однажды увидел нищего человека, озябшего от холода, мечом разрубил он свой воинский плащ и отдал половину этого плаща нищему и во сне увидел Христа, Который был одет в его воинский плащ, как бы Господь Сам через этого нищего принял этот дар милостыни от мученика Мартина. Вот какое великое значение в очах Божиих имеет милостыня.

Поэтому вторым средством после благодарности Богу за то, что ты имеешь, является добродетель милосердия. Чтобы мы спешили делиться тем, что имеем, с каждого поступления, с каждой зарплаты, с каждой сделки, с каждого приобретения — чтобы мы непременно отделяли на дела милосердия, на помощь нуждающимся, на Церковь Христову. Чтобы мы не забывали, что есть традиция десятины, которую никто не отменял – это не означает какое-тот вымогательство от людей, принадлежащих к Церкви, а суть десятины состоит в том, что эта малая десятая часть от того, что ты заработал, приносит благословение на те 9/10, которые у тебя остались, она освящает то, что осталось в твоих руках, и это принесёт несомненно благословение Божие в твою жизнь.

Поэтому дай Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы эта благодарность Богу и милосердие было всегда присуще нашей жизни, оно поможет нам иметь подлинное настоящее богатство в Боге, которое ждёт нас на Небесах.

Аминь.

08.12.2019
Предыдущая проповедь

30 ноября 2019

О следовании за Христом
Следующая проповедь

8 декабря 2019

Чрез страдания к вечности

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00