Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Попразднство Рождества Христова. Святителя Василия Великого

Дорогие братия и сестры!Сейчас мы с вами живём в особый период церковного года, когда не успевают одни праздники закончиться, как наступают другие с неменьшим смыслом и значением и для церковной истории, и для каждого из нас. Такое благодатное время чередования церковных праздников и великих дней можно, наверное, встретить разве только на пасхальной седмице, когда Церковь преисполнена самой великой духовной радостью о воскресении Господа нашего и Спасителя. Действительно, ещё, казалось бы, совсем недавно мы все с вами ликовали, переживали и в меру своих сил старались соприкоснуться с великим праздником Рождества Христова. Наверное, в сердце каждого из нас, ещё звучат те слова, к которым мы так долго стремились, к которым Церковь нас готовила в течение Рождественского поста, готовила постепенно, приоткрывая всё большие и большие тайны этого праздника, и его величие. Радость праздника постепенно, начиная с дня Введения во храм Пресвятой Богородицы, и дня памяти святителя и чудотворца Николая всё более усиливалась – Церковь постепенно вводила в богослужения радостные рождественские моменты.

Ещё в сердце христианина звучат и те слова, которыми народное благочестие восхваляло этот великий праздник. Есть, наверное, у каждого верующего человека излюбленные слова церковных колядок, которые, как некий мягкий и успокаивающий бальзам, ложится на сердце христианина.

Смысл праздника Рождества Христова необъятен по своему значению и по своему смыслу. Когда Господь сподобил каждого из нас пережить этот праздник, дожить до этих светлых и радостных дней, мы с вами должны прекрасно понимать и запомнить: в чём состоял основной смысл рождения Христа на Земле? Зачем это произошло в истории человеческого рода? В чём смысл, в чём эти великие дары Христова воплощения? В чём была необходимость его? И, наконец, что изменилось в человеческом роде с рождением Христа?

К сожалению, дорогие братия и сестры, этот великий, радостный праздник примыкает к Новому году и, наверное, в редкой среде не затмевается сам праздник Рождества празднованием Нового года. Неверующие люди в лучшем случае праздник Рожества Христова празднуют, как воспоминание, по их мнению, когда-то давно бывшего славного события, не более того. Но верующее сердце христианина, когда мы с вами вспоминаем о Рождестве Христовом, должно биться с ускоренным пульсом и с особой радостью, потому что ради нас и ради нашего спасения Христос оставил Небо, Христос сошёл на нашу грешную землю, смирился до конца, до пределов. Выше Его смирения ничего не может быть, никаких примеров  и никаких повторений этого смирения не может быть, потому что эта предельная нищета Самого Бога. Глубже и сильнее смириться, чем Он, не может никто.

Когда Господь воспринял нашу с вами природу, человеческую плоть, она была уже осквернена грехом человека. Человек сам её не мог исцелить. Грех постепенно разлагал нашу с вами природу, которая раздваивалась в своём существе, и каждая субстанция человеческой личности жила своими целями и интересами. Душа, дух и тело навязывают друг другу свои принципы, свои наслаждения и свои страсти, так что страсти в духовной  или душевной области переходили на тело. И наоборот, страсти тела паразитировали и закреплялись на человеческой душе. Исцеление и изменение этого плачевного состояния, больной природы человека, заражённой грехом, не предвиделось. Какие бы прекрасные личности не являлись в Ветхом Завете: и славные пророки, и великие ветхозаветные патриархи, и славные мудрецы, и в самом богоизбранном народе, и вне его, но никто не мог изменить, никто не мог поставить преграду этому греховному потоку, который преизливался широкой рекой с момента преступления Адама. Для человека были закрыты райские двери. Смерть вторглась в человеческий род и безжалостно потребляла и забирала всех с лица земли, погружая их в Шеол, или в ад, место, где нет Бога, где нет Его присутствия и любви.

После рождения Христа, когда Господь воспринял эту нашу с вами адамову природу, в момент соприкосновения с Его Божеством и в течение всей Его безгрешной и святой жизни на земле, наша с вами природа, которую Он принял, исцелилась. Она получила первозданную святость и чистоту. А затем, Господь Своими страданиями и излиянием Пречистой и Животворящей Его крови на кресте омыл окончательно скверну Адама. Когда Его Животворящая кровь капала на землю, она, в некотором смысле касалась останков самого праотца. По преданию, гора Голгофа, где произошло распятие Христа, находится как раз на могиле Адама. Именно поэтому Христа называют вторым Адамом, Который остановил этот греховный поток, Который пострадал ради нас, воскрес из мёртвых и преображённую нашу с вами человеческую плоть вознёс на Небо. 

Там, в тайне Самой Святой и непостижимой для нас Троицы: Бога Отца, Сына и Святаго Духа, находится наша с вами преображенная человеческая плоть, которую взял Христос, исцелил и вознёс на Небо. Тем самым Он показал нам путь на Небо, показал путь, по которому должен стремиться каждый из нас и ту высоту святости, которую призван достичь и наследовать каждый христианин.

Дорогие братия и сестры! Приобщиться к этому прославленному Телу Христову каждый из нас имеет возможность, причастившись того самого Великого Таинства, которое содержится в недрах христианской Церкви — Таинства пречистых Тела и Крови Христовой, Господа нашего Иисуса Христа. Кто причащается Его пречистых тайн, тот становится сотелесником Христа, при этом частица Божества, частица этой прославленной, обоженой Его вочеловечившейся природы входит в наше существо. Она усваивается нашей плотью, она разносится по нашему с вами естеству, и Его Кровь и Плоть претворяется в наше тело и кровь. Самые мельчайшие клеточки нашего организма в этот момент омываются Его пречистой и животворящей Кровью. Именно поэтому такой человек получает, ещё живя на земле, залог вечной жизни. Даже его тело, которое полагается на момент смерти в могилу и рассыпается в прах, но которое было причастно Его животворящему Телу и Крови, не исчезает бесследно. Бог воскресит каждого такого человека в день Страшного Суда, и мы с вами снова обретём эти тела, с которыми жили на земле, но тела уже прославленные, нетленные, такие, какое имел Сам Христос в момент Его славного воскресения из мёртвых.

Вчера мы с вами ещё отмечали великий праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Это древний ветхозаветный обряд, очень важный обряд для иудеев. В Православной Церкви его можно сравнить с таинством святого крещения, потому что через этот обряд ветхозаветные иудеи, их маленькие дети, которые рождались в семьях, входили в богоизбранный народ. Через этот обряд обрезания они становились полноценными членами ветхозаветного общества, богоибранного Израиля.

Когда младенцу было восемь дней от роду, ему нарекалось имя. И однажды родился младенец, которого нарекли именем Иисус.Это сладчайшее имя каждый верующий человек должен постоянно призывать в своё сердце, как это делал ученик Христов, муж апостольский Игнатий Богоносец. Когда в римском амфитеатре звери растерзали его тело и когда воин рассёк сердце этого мученика, там было написано слово «Иисус». Вот так в течение всей своей жизни подвижник произносил это сладчайшее Имя, что оно, словно неиссякаемый рубец, оставило след на его сердце, которое было объято пламенем Христовой любви. Для всех нас этот праздник Обрезания является напоминанием о нашей обязанности и о нашем праве призывать это сладчайшее Имя как можно чаще в течение всей своей жизни в молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Дорогие братия и сестры! Так много слов, так много мыслей и праздников, которые чередуются, сменяя друг друга, что мы должны хотя бы в кратких словах вспомнить ещё одно событие: вчера Церковь вспоминала святителя Василия Великого. Недаром Церковь его назвала таким именем – Великий, потому что он был великим и по жизни, и по своему слову, и по своему учению, и по тем трудам, которые он оставил в Церкви Христовой.

У него был самый любимый и неизменный друг, с которым их жизни соединялись с момента учения в афинской школе, Григорий Богослов, с тех пор они всю жизнь были неразлучны. На его погребении святитель Василий сказал такие слова: «Твоё слово – гром, и жизнь твоя – молния».

О Василии Великом можно говорить весь день и ничего не сказать, потому что он во всех областях человеческой жизни и знаний оставил свой весомый след. Он был не просто понаслышке знаком со всеми достижениями всех современных ему наук и человеческих знаний, но преуспел и опередил всех знатоков и мудрецов своего времени.

Однажды, будучи перенасыщен человеческими знаниями, он пожелал обратить своего любимого учителя, мудреца по имени Еввул, к вере во Христа. Когда святитель пришёл из Палестины, поклонившись Животворящему Кресту Господню, в Афинах за городской стеной он нашёл своего любимого учителя, которого окружала толпа учеников. Шло оживлённое обсуждение очень важного предмета — о смысле человеческой жизни. Василий незаметно примкнул к ним, услышал, о чём идёт речь и, не открывшись, сам ответил на этот вопрос, а затем сам стал задавать вопросы своему бывшему учителю-мудрецу, умнее и славнее которого не было тогда на земле. И когда все с недоумением смотрели, кто же это дерзает противоречить учителю, тогда Еввул произнёс такие слова: «Это либо Сам Бог, либо Василий». В дальнейшем Еввул принял святое крещение в Палестине в реке Иордан.

Дорогие братия и сестры! Настолько Василий Великий заботился о спасении каждой христианской души, что и сама смерть была не властна над ним. У него был знакомый иудей, прекрасный, талантливый, выдающийся врач, который умел лечить неизлечимые болезни и который знал и мог сказать по симптомам болезни, сколько человек ещё может прожить дней или часов на земле. Когда Василий был уже на смертном одре, он позвал своего друга, этого врача-иудея, чтобы тот посмотрел его состояние, втайне надеясь в этот свой предсмертный час приобщить его к Христовой вере. Когда этот врач увидел Василия, он уже лежал на смертном одре. Святителю было тогда всего сорок девять лет, но годы и труды подорвали его здоровье. И вот этот врач, его друг сказал, что он не проживёт и двух часов, на что Василий ответил: «А что ты сделаешь, если я доживу до утра?» Врач ему говорит: «Тогда я приму святое крещение, потому что это невозможно, ты не доживёшь до утра». На основании своего многолетнего опыта врачевания людей он считал, что не успеет он дойти до своего дома, как Василий Великий скончается.

Но вот наступает утро, и Василий Великий посылает своего иподьякона в дом того иудея, чтобы он пришёл к нему и, как обещал, принял святое крещение. И тогда иудей, который сопротивлялся Христу, который ничего не слышал и знать не хотел о Нём, когда увидел Василия живым, то просил его благословения принять крещение со всем своим домом и семейством. Василий Великий отвечает, что будет крестить его сам. Он идёт в храм, совершает Божественную литургию, а после литургии идёт в дом этого иудея и сочетает его со Христом. Когда святитель Василий Великий скончался, его друг иудей сказал такие слова: «О, святитель Христов, если бы ты захотел, то и сейчас бы не умер, потому что и сама смерть не властна над тобой».

Вот, дорогие братия и сестры, какого выдающегося человека, святителя Церкви Христовой, мы с вами вспоминаем. И для нас важно помнить о нём как о величайшем святом, который обличает нашу с вами грешную жизнь, нашу с вами лень и безразличие к Христианской Церкви и к постижению усвоения Христова Учения. Василий Великий забывал о еде, когда учился в Афинах. Его друзья напоминали ему, что пора поесть, чтобы не умереть с голода. В период учёбы он знал только две дороги: в храм и в школу, больше никуда он не ходил в течение многих лет.

Василий Великий всю свою жизнь посвятил борьбе с арианами, которые учили о том, что Христос — это не Бог, а высочайшее творение Бога. И Василий Великий выстоял эту борьбу, выстоял, несмотря на то, что он был один — все остальные епископы уже принадлежали к арианам. Сам император Валент уже был арианином. Василия Великого они хотели сослать в ссылку и предать смерти, потому что он полагал предел распространения арианства по всему востоку. Император Валент посылает к святителю своего могущественного префекта, епарха Модеста, чтобы он либо обратил Василия к арианству, либо заставил его замолчать угрозами вплоть до смертной казни. Модест является к Василию Великому и говорит ему: «Почему ты дерзаешь прекословить царской власти?» и услышал в ответ, что надо почитать больше Бога, чем человека. А когда Модест стал с яростью угрожать ему отнятием имущества, изгнанием и смертью, Василий ответил: «А что ты можешь сделать мне? Если отберёшь имущество, это безразлично для меня, потому что у меня только несколько книг и та худая одежда, которая на мне. Если отправишь в ссылку, то и эта земля, на которой я живу, она не моя, а Господня земля, и всякое место, куда меня ни сошлют, будет моё. Лучше же сказать: везде место Божие, где ни буду «странником и пришельцем». А мучения что могут сделать мне? Я настолько слаб телом, что разве только первый удар для меня будет чувствителен. Смерть для меня – благодеяние: она скорее приведёт меня к Богу, для Которого я живу и тружусь, к Которому давно стремлюсь». Когда Модест услышал такие слова, он идёт к императору Валенту и говорит ему: «Император, мы бессильны, мы ничего не можем сделать с этим человеком, потому что он твёрд, как скала».

Василий Великий защищал это учение, которое мы с вами вспоминали и с которого начали нашу с вами беседу о том, что Христос родился на земле — истинный Бог. Он принял нашу с вами подлинную, настоящую человеческую природу, которой мы можем причащаться, и присоединяться, и освящаться этой Его обоженой человеческой природой.

Серафим Саровский, это солнце земли русской, которого Церковь вспоминает сегодня, говорил на эту тему такие слова: «Кто причащается — тот спасён будет, а кто не причащается — не думаю».

Дорогие братия и сестры! Пусть эти слова величайшего и любимейшего русского святого вас подвигнут к частому причащению святых Христовых Тайн, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Как часто нужно причащаться? Как можно чаще, насколько мы любим Своего Господа, настолько и соединяйтесь с Ним, потому что в этом источник жизни вечной.  Мы с вами причащаемся того самого Тела, Которое родилось в Вифлеемской пещере, Которое страдало на кресте и Которое вознеслось на Небо и сидит там одесную Самого Бога-Отца в дальней глубине Самой Святой Троицы.

И поэтому, дорогие братия и сестры, вот вам и ответ на вопрос, а зачем  ходить в храм. Можно дома молиться, молиться на природе, в пути? Нельзя. Эта молитва не имеет такой цены и значения. Это детские потуги. Во-первых, молитва в храме не сравнима ни с чем, а во-вторых, мы здесь причащаемся Самого Бога. Не мы Ему даём дары и одолжение, стоя в храме, а Он даёт нам возможность быть причастниками Его Тела и Крови, получить частицу Божества в своё тело и впустить Его в свою жизнь. «Сыне, дай мне твоё сердце, дай мне возможность быть с тобой» — говорит Господь. В этом смысл Рождества Христова. И если мы с вами ответим на этот призыв, то будем Христовыми учениками и наследуем жизнь вечную, к которой призван каждый из нас. Аминь.

27 января 2006

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры!Сейчас мы с вами живём в особый период церковного года, когда не успевают одни праздники закончиться, как наступают другие с неменьшим смыслом и значением и для церковной истории, и для каждого из нас. Такое благодатное время чередования церковных праздников и великих дней можно, наверное, встретить разве только на пасхальной седмице, когда Церковь преисполнена самой великой духовной радостью о воскресении Господа нашего и Спасителя. Действительно, ещё, казалось бы, совсем недавно мы все с вами ликовали, переживали и в меру своих сил старались соприкоснуться с великим праздником Рождества Христова. Наверное, в сердце каждого из нас, ещё звучат те слова, к которым мы так долго стремились, к которым Церковь нас готовила в течение Рождественского поста, готовила постепенно, приоткрывая всё большие и большие тайны этого праздника, и его величие. Радость праздника постепенно, начиная с дня Введения во храм Пресвятой Богородицы, и дня памяти святителя и чудотворца Николая всё более усиливалась – Церковь постепенно вводила в богослужения радостные рождественские моменты.

Ещё в сердце христианина звучат и те слова, которыми народное благочестие восхваляло этот великий праздник. Есть, наверное, у каждого верующего человека излюбленные слова церковных колядок, которые, как некий мягкий и успокаивающий бальзам, ложится на сердце христианина.

Смысл праздника Рождества Христова необъятен по своему значению и по своему смыслу. Когда Господь сподобил каждого из нас пережить этот праздник, дожить до этих светлых и радостных дней, мы с вами должны прекрасно понимать и запомнить: в чём состоял основной смысл рождения Христа на Земле? Зачем это произошло в истории человеческого рода? В чём смысл, в чём эти великие дары Христова воплощения? В чём была необходимость его? И, наконец, что изменилось в человеческом роде с рождением Христа?

К сожалению, дорогие братия и сестры, этот великий, радостный праздник примыкает к Новому году и, наверное, в редкой среде не затмевается сам праздник Рождества празднованием Нового года. Неверующие люди в лучшем случае праздник Рожества Христова празднуют, как воспоминание, по их мнению, когда-то давно бывшего славного события, не более того. Но верующее сердце христианина, когда мы с вами вспоминаем о Рождестве Христовом, должно биться с ускоренным пульсом и с особой радостью, потому что ради нас и ради нашего спасения Христос оставил Небо, Христос сошёл на нашу грешную землю, смирился до конца, до пределов. Выше Его смирения ничего не может быть, никаких примеров  и никаких повторений этого смирения не может быть, потому что эта предельная нищета Самого Бога. Глубже и сильнее смириться, чем Он, не может никто.

Когда Господь воспринял нашу с вами природу, человеческую плоть, она была уже осквернена грехом человека. Человек сам её не мог исцелить. Грех постепенно разлагал нашу с вами природу, которая раздваивалась в своём существе, и каждая субстанция человеческой личности жила своими целями и интересами. Душа, дух и тело навязывают друг другу свои принципы, свои наслаждения и свои страсти, так что страсти в духовной  или душевной области переходили на тело. И наоборот, страсти тела паразитировали и закреплялись на человеческой душе. Исцеление и изменение этого плачевного состояния, больной природы человека, заражённой грехом, не предвиделось. Какие бы прекрасные личности не являлись в Ветхом Завете: и славные пророки, и великие ветхозаветные патриархи, и славные мудрецы, и в самом богоизбранном народе, и вне его, но никто не мог изменить, никто не мог поставить преграду этому греховному потоку, который преизливался широкой рекой с момента преступления Адама. Для человека были закрыты райские двери. Смерть вторглась в человеческий род и безжалостно потребляла и забирала всех с лица земли, погружая их в Шеол, или в ад, место, где нет Бога, где нет Его присутствия и любви.

После рождения Христа, когда Господь воспринял эту нашу с вами адамову природу, в момент соприкосновения с Его Божеством и в течение всей Его безгрешной и святой жизни на земле, наша с вами природа, которую Он принял, исцелилась. Она получила первозданную святость и чистоту. А затем, Господь Своими страданиями и излиянием Пречистой и Животворящей Его крови на кресте омыл окончательно скверну Адама. Когда Его Животворящая кровь капала на землю, она, в некотором смысле касалась останков самого праотца. По преданию, гора Голгофа, где произошло распятие Христа, находится как раз на могиле Адама. Именно поэтому Христа называют вторым Адамом, Который остановил этот греховный поток, Который пострадал ради нас, воскрес из мёртвых и преображённую нашу с вами человеческую плоть вознёс на Небо. 

Там, в тайне Самой Святой и непостижимой для нас Троицы: Бога Отца, Сына и Святаго Духа, находится наша с вами преображенная человеческая плоть, которую взял Христос, исцелил и вознёс на Небо. Тем самым Он показал нам путь на Небо, показал путь, по которому должен стремиться каждый из нас и ту высоту святости, которую призван достичь и наследовать каждый христианин.

Дорогие братия и сестры! Приобщиться к этому прославленному Телу Христову каждый из нас имеет возможность, причастившись того самого Великого Таинства, которое содержится в недрах христианской Церкви — Таинства пречистых Тела и Крови Христовой, Господа нашего Иисуса Христа. Кто причащается Его пречистых тайн, тот становится сотелесником Христа, при этом частица Божества, частица этой прославленной, обоженой Его вочеловечившейся природы входит в наше существо. Она усваивается нашей плотью, она разносится по нашему с вами естеству, и Его Кровь и Плоть претворяется в наше тело и кровь. Самые мельчайшие клеточки нашего организма в этот момент омываются Его пречистой и животворящей Кровью. Именно поэтому такой человек получает, ещё живя на земле, залог вечной жизни. Даже его тело, которое полагается на момент смерти в могилу и рассыпается в прах, но которое было причастно Его животворящему Телу и Крови, не исчезает бесследно. Бог воскресит каждого такого человека в день Страшного Суда, и мы с вами снова обретём эти тела, с которыми жили на земле, но тела уже прославленные, нетленные, такие, какое имел Сам Христос в момент Его славного воскресения из мёртвых.

Вчера мы с вами ещё отмечали великий праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Это древний ветхозаветный обряд, очень важный обряд для иудеев. В Православной Церкви его можно сравнить с таинством святого крещения, потому что через этот обряд ветхозаветные иудеи, их маленькие дети, которые рождались в семьях, входили в богоизбранный народ. Через этот обряд обрезания они становились полноценными членами ветхозаветного общества, богоибранного Израиля.

Когда младенцу было восемь дней от роду, ему нарекалось имя. И однажды родился младенец, которого нарекли именем Иисус.Это сладчайшее имя каждый верующий человек должен постоянно призывать в своё сердце, как это делал ученик Христов, муж апостольский Игнатий Богоносец. Когда в римском амфитеатре звери растерзали его тело и когда воин рассёк сердце этого мученика, там было написано слово «Иисус». Вот так в течение всей своей жизни подвижник произносил это сладчайшее Имя, что оно, словно неиссякаемый рубец, оставило след на его сердце, которое было объято пламенем Христовой любви. Для всех нас этот праздник Обрезания является напоминанием о нашей обязанности и о нашем праве призывать это сладчайшее Имя как можно чаще в течение всей своей жизни в молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Дорогие братия и сестры! Так много слов, так много мыслей и праздников, которые чередуются, сменяя друг друга, что мы должны хотя бы в кратких словах вспомнить ещё одно событие: вчера Церковь вспоминала святителя Василия Великого. Недаром Церковь его назвала таким именем – Великий, потому что он был великим и по жизни, и по своему слову, и по своему учению, и по тем трудам, которые он оставил в Церкви Христовой.

У него был самый любимый и неизменный друг, с которым их жизни соединялись с момента учения в афинской школе, Григорий Богослов, с тех пор они всю жизнь были неразлучны. На его погребении святитель Василий сказал такие слова: «Твоё слово – гром, и жизнь твоя – молния».

О Василии Великом можно говорить весь день и ничего не сказать, потому что он во всех областях человеческой жизни и знаний оставил свой весомый след. Он был не просто понаслышке знаком со всеми достижениями всех современных ему наук и человеческих знаний, но преуспел и опередил всех знатоков и мудрецов своего времени.

Однажды, будучи перенасыщен человеческими знаниями, он пожелал обратить своего любимого учителя, мудреца по имени Еввул, к вере во Христа. Когда святитель пришёл из Палестины, поклонившись Животворящему Кресту Господню, в Афинах за городской стеной он нашёл своего любимого учителя, которого окружала толпа учеников. Шло оживлённое обсуждение очень важного предмета — о смысле человеческой жизни. Василий незаметно примкнул к ним, услышал, о чём идёт речь и, не открывшись, сам ответил на этот вопрос, а затем сам стал задавать вопросы своему бывшему учителю-мудрецу, умнее и славнее которого не было тогда на земле. И когда все с недоумением смотрели, кто же это дерзает противоречить учителю, тогда Еввул произнёс такие слова: «Это либо Сам Бог, либо Василий». В дальнейшем Еввул принял святое крещение в Палестине в реке Иордан.

Дорогие братия и сестры! Настолько Василий Великий заботился о спасении каждой христианской души, что и сама смерть была не властна над ним. У него был знакомый иудей, прекрасный, талантливый, выдающийся врач, который умел лечить неизлечимые болезни и который знал и мог сказать по симптомам болезни, сколько человек ещё может прожить дней или часов на земле. Когда Василий был уже на смертном одре, он позвал своего друга, этого врача-иудея, чтобы тот посмотрел его состояние, втайне надеясь в этот свой предсмертный час приобщить его к Христовой вере. Когда этот врач увидел Василия, он уже лежал на смертном одре. Святителю было тогда всего сорок девять лет, но годы и труды подорвали его здоровье. И вот этот врач, его друг сказал, что он не проживёт и двух часов, на что Василий ответил: «А что ты сделаешь, если я доживу до утра?» Врач ему говорит: «Тогда я приму святое крещение, потому что это невозможно, ты не доживёшь до утра». На основании своего многолетнего опыта врачевания людей он считал, что не успеет он дойти до своего дома, как Василий Великий скончается.

Но вот наступает утро, и Василий Великий посылает своего иподьякона в дом того иудея, чтобы он пришёл к нему и, как обещал, принял святое крещение. И тогда иудей, который сопротивлялся Христу, который ничего не слышал и знать не хотел о Нём, когда увидел Василия живым, то просил его благословения принять крещение со всем своим домом и семейством. Василий Великий отвечает, что будет крестить его сам. Он идёт в храм, совершает Божественную литургию, а после литургии идёт в дом этого иудея и сочетает его со Христом. Когда святитель Василий Великий скончался, его друг иудей сказал такие слова: «О, святитель Христов, если бы ты захотел, то и сейчас бы не умер, потому что и сама смерть не властна над тобой».

Вот, дорогие братия и сестры, какого выдающегося человека, святителя Церкви Христовой, мы с вами вспоминаем. И для нас важно помнить о нём как о величайшем святом, который обличает нашу с вами грешную жизнь, нашу с вами лень и безразличие к Христианской Церкви и к постижению усвоения Христова Учения. Василий Великий забывал о еде, когда учился в Афинах. Его друзья напоминали ему, что пора поесть, чтобы не умереть с голода. В период учёбы он знал только две дороги: в храм и в школу, больше никуда он не ходил в течение многих лет.

Василий Великий всю свою жизнь посвятил борьбе с арианами, которые учили о том, что Христос — это не Бог, а высочайшее творение Бога. И Василий Великий выстоял эту борьбу, выстоял, несмотря на то, что он был один — все остальные епископы уже принадлежали к арианам. Сам император Валент уже был арианином. Василия Великого они хотели сослать в ссылку и предать смерти, потому что он полагал предел распространения арианства по всему востоку. Император Валент посылает к святителю своего могущественного префекта, епарха Модеста, чтобы он либо обратил Василия к арианству, либо заставил его замолчать угрозами вплоть до смертной казни. Модест является к Василию Великому и говорит ему: «Почему ты дерзаешь прекословить царской власти?» и услышал в ответ, что надо почитать больше Бога, чем человека. А когда Модест стал с яростью угрожать ему отнятием имущества, изгнанием и смертью, Василий ответил: «А что ты можешь сделать мне? Если отберёшь имущество, это безразлично для меня, потому что у меня только несколько книг и та худая одежда, которая на мне. Если отправишь в ссылку, то и эта земля, на которой я живу, она не моя, а Господня земля, и всякое место, куда меня ни сошлют, будет моё. Лучше же сказать: везде место Божие, где ни буду «странником и пришельцем». А мучения что могут сделать мне? Я настолько слаб телом, что разве только первый удар для меня будет чувствителен. Смерть для меня – благодеяние: она скорее приведёт меня к Богу, для Которого я живу и тружусь, к Которому давно стремлюсь». Когда Модест услышал такие слова, он идёт к императору Валенту и говорит ему: «Император, мы бессильны, мы ничего не можем сделать с этим человеком, потому что он твёрд, как скала».

Василий Великий защищал это учение, которое мы с вами вспоминали и с которого начали нашу с вами беседу о том, что Христос родился на земле — истинный Бог. Он принял нашу с вами подлинную, настоящую человеческую природу, которой мы можем причащаться, и присоединяться, и освящаться этой Его обоженой человеческой природой.

Серафим Саровский, это солнце земли русской, которого Церковь вспоминает сегодня, говорил на эту тему такие слова: «Кто причащается — тот спасён будет, а кто не причащается — не думаю».

Дорогие братия и сестры! Пусть эти слова величайшего и любимейшего русского святого вас подвигнут к частому причащению святых Христовых Тайн, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Как часто нужно причащаться? Как можно чаще, насколько мы любим Своего Господа, настолько и соединяйтесь с Ним, потому что в этом источник жизни вечной.  Мы с вами причащаемся того самого Тела, Которое родилось в Вифлеемской пещере, Которое страдало на кресте и Которое вознеслось на Небо и сидит там одесную Самого Бога-Отца в дальней глубине Самой Святой Троицы.

И поэтому, дорогие братия и сестры, вот вам и ответ на вопрос, а зачем  ходить в храм. Можно дома молиться, молиться на природе, в пути? Нельзя. Эта молитва не имеет такой цены и значения. Это детские потуги. Во-первых, молитва в храме не сравнима ни с чем, а во-вторых, мы здесь причащаемся Самого Бога. Не мы Ему даём дары и одолжение, стоя в храме, а Он даёт нам возможность быть причастниками Его Тела и Крови, получить частицу Божества в своё тело и впустить Его в свою жизнь. «Сыне, дай мне твоё сердце, дай мне возможность быть с тобой» — говорит Господь. В этом смысл Рождества Христова. И если мы с вами ответим на этот призыв, то будем Христовыми учениками и наследуем жизнь вечную, к которой призван каждый из нас. Аминь.

Следующая проповедь

27 января 2006

ПОПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00