Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о сеятеле

Дорогие братия и сестры. Каждый из вас или на примере собственной жизни, или оценивая степень христианской жизни окружающего нас мира, видел простую истину: расхождение, раздвоение личности человека между его идеалом, к которому он стремится, и практической жизнью. Благочестие мало выражено в наше время, и XXI век, конечно, это время апостасии, время всеобщего отступления от Бога, от Церкви.

Но не вчера начался этот процесс. Ещё преподобный Серафим Саровский, когда его спрашивали современники, почему так мало подвижников, святых людей было в их время, в эпоху преподобного Серафима, отвечал, что дело-то в людях, а не в Боге. Не в том дело, что Бог меньше благодати даёт или меньше чудес происходит в этом мире, от Бога исходящих, что человечество веру теряет. Причина в самом человеке, который не хочет жить по Божественным законам. Преподобный Серафим говорил очень просто, что в людях не хватает решимости.

Мы с вами многое знаем в Законе Божьем, знаем христианское Учение. Читая Евангелие, знаем, чему оно учит. И готовы иногда даже подучить кого-то или на работе, или знакомых, но сами не исполняем это в жизни. Преподобный Серафим о нас говорил ещё такие слова, что учить других — это что камешки кидать с колокольни — очень лёгкое занятие. А чтобы самому исполнять – это нужно камни таскать на колокольню, совсем другой физический и моральный труд.

Сегодняшнее Евангелие в притче о сеятеле объясняет нам, почему Слово Божие бывает бесплодно в душах человеческих. Господь сравнивает сердце человека и вообще его внутреннее устроение с полем, которое засевает семенами трудолюбивый человек, хозяин, сеятель. Мы сейчас с вами уже не видим такой картины, когда кто-нибудь с плетёной кошёлкой ходит по своему участку, по земле и сеет те или иные семена вручную. Сейчас, если это касается сельского хозяйства, на которое в какой-то степени в наши дни обращает государство внимание, то там всё механизировано. Ручной труд уже давно не применяется. Но, тем не менее, с картин уходящей, той Руси или как-то из поколения в поколение передаваемой традиции, многие из вас помнят прекрасное время, когда человек, хозяин земли, идёт по своей ниве и сеет пшеницу с молитвой, с надеждой, устремлённой к Богу, чтобы эти зёрна взошли и прижились в этой земле. От этого зависела жизнь человека в прямом смысле: будет он жить или голод постигнет его и близких, если ничего не уродится. Сейчас мы тоже уже с сельским хозяйством не связываем жизнь свою. Будет урожай, не будет – это городских жителей как-то вообще не волнует и не интересует никаким образом. Но когда Христос говорил, этот образ был наиболее понятен для его современников, которые все жили от плодов своих, от земли: что она произрастит и что даст человеку.

Итак, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то часть семян упала на дороге и на обочине, и птицы небесные сразу прилетели и склевали эти зёрна, и не дали они никакого плода, и не прижились. Другая часть семян упала на каменистую почву. И поскольку немного было земли, скорее всего, принесённой ветром, то семя там прижилось. Но так как земли было немного и влаге негде было задержаться, то, дав росток, вскоре семя засохло, потому что мало было земли для корней. Третья часть семян попала в сорняки, в терние, и терние оказалось сильнее доброго семени. Терние выросло, заглушило доброе семя, и оно не дало никакого плода. И, наконец, только четвёртая часть семян упала на добрую почву и принесла плод в тридцать, шестьдесят или во сто крат.

Вначале апостолы не понимали, о чём идёт речь: причём здесь сельское хозяйство, когда речь идёт о духовных материях. И ученики спросили Христа, почему Он рассказал эту притчу,

из которой они ничего не поняли. И тогда Господь дал объяснение этой притче. Объяснение также содержится в Евангелии. Он сказал, что сеятель — это Бог или всякий, кто Его слово сеет в душах людских, в какой бы форме это не выражалось: или в устном проповедовании, или через книги, или через иные источники информации, которые могут нести Слово Божие. Семя — это Слово Божие. Часть семян, которая упала на придорожную землю, это те люди, которые слышат Слово Божие, но абсолютно безразлично к нему относятся. Это люди, которые любят мирскую, земную жизнь, которые ничего не хотят менять в ней, которым в тягость всё, исходящее от Бога, от Церкви, от Евангелия. Они понимают, что Учение, исходящее от Христа, ограничивает вольготную жизнь и греховную свободу. Иногда слышат Слово Божие, но вообще не готовы воспринимать его, им это не интересно и не нужно. А слышат, потому что просвещённый, образованный человек, живущий в XXI-ом веке, не может изолировать себя от проникновения Слова Божия в его жизнь: или посещая музеи Петербурга, или изучая Священное Писание косвенным образом через художественную русскую литературу, через поэзию, через музыку, через изучение произведений искусства, созданных для Бога в виде архитектурных творений, храмов и так далее. Человек волей или неволей через средства массовой информации слышит о Боге, но это абсолютно его не интересует, ему это не нужно. Виной всему — это каменное, безразличное состояние души, это атеистическое воспитание.

Как сложно, дорогие братия и сестры, особенно людям старшего поколения, которые выросли в советское время, впитали в себя всю мощь советской идеологии, были членами партии, служили ей верой и правдой, и на всех демонстрациях, на всех собраниях на заводах или где Господь привёл работать, всегда были передовыми коммунистами. И теперь, когда всё рухнуло, когда смерть уже дышит в спину, как тяжело этим людям уверовать в Бога, признать Его существование и жить в согласии с Ним. Это, казалось бы, невозможно, помочь им прийти к Богу может только чудо Божие, которое может воздействовать на такое каменное, пронизанное атеизмом и безразличием к Богу сердце.

Другая часть семян упала на каменистую почву, и, как было немного земли, семя поднялось скоро, но из-за недостатка влаги и земли засохло. Это тот человек, который верует в душе, который много знает и слышит: «Да, Бог есть. Конечно же, я верующий человек, но у меня же Бог в душе. Это вы, наверное, кто ходит в Церковь, кто крестится, молится, причащается, ещё не нашли Его, наверное, ищите, а у меня Он уже в душе есть». И ничего делать не надо. Эта «вера» ни к чему не подвигает человека, может быть, даёт некое горделивое самоуспокоение, самолюбование, что он признаёт, что что-то есть. Это бесовская вера. Бесовская вера, кстати, иногда бывает сильнее веры человеческой, потому что бесовская вера признаёт бытие Бога, бесы знают, они видят, они каждый момент чувствуют это бытие Божие, Его силу и благодать, которая ограничивает их власть, страшную и сокрушающую всё живое на этой земле. Почему она сильнее? Бесовская вера никогда не терпит сомнений, и в этом смысле превосходит веру слабых людей и недостойных христиан, которые сегодня чуть-чуть веруют, а завтра уже и не веруют; сегодня ходят в церковь, а завтра заповеди Божии нарушают.

Это состояние человека, когда Бог в душе, очень страшное: такая иллюзия, которая успокаивает человека и которая ничего не даёт. Он может восхититься, услышав того или иного проповедника или открыв для себя какое-то слово Священного Писания. Росточек вдруг пробивается через этот наносной земляной грунт, но не имеет места, где развиться корням. Но затем наступает ленивое, аморфное состояние. Ни к чему не приводит признание Бога в его жизни.

Третья часть семян попала в терние. И выросло терние, и заглушило семя. А это уже, дорогие братия и сестры, состояние очень интересное, и оно относится к каждому из здесь стоящих. Это житейская суета, которая охватывает человека и которая не даёт проникновению Слова Божия в жизнь. Житейская суета выражается в большом разнообразии дел человеческих. Что отвлекает от Церкви людей среднего и старшего возраста шесть месяцев в году? Это дачные участки. Начиная с праздника Великой Победы и до октября, до белых мух. Надо всё посадить, прибрать, вскопать — и огурчики, и помидорчики, и цветочки. Это же красота. И человек на

полгода уходит из жизни церковной. Ему там нравится. Земля успокаивает. Кому только нужны твои огурцы, помидоры, картошка — не понятно. Потому что сейчас любой из детей твоих, ради которых ты трудишься, может себе запросто купить пару мешков картофеля и абсолютно не нуждаться в мамином пустом труде.

А что отвлекает от Церкви людей молодого возраста? Для тех, кто побогаче, это самолёты, парашютные прыжки, езда на различных катерах, спортивных или не спортивных. Для тех, кто меньшим достатком обладает, это и лыжи, и сноуборды, и купание летом. А когда лето заканчивается, его продлить хочется и потеплей куда-то залететь, отдохнуть. Так быстро устаёт современный человек, что месяц поработал – уже устал, уже надо уезжать, купаться и загорать, потому что очень тяжело. Тяжелее компьютерной мышки и шариковой ручки ничего не поднимал, но очень устал уже. Надо уезжать. Женщины очень любят по магазинам ходить, даже если купить нет возможности, то целый день иногда примеряют, благо, дают такую возможность, тешат своё тщеславие и самолюбование. Можно очень долго перечислять этот спектр земных увлечений человека.

Наконец, лень, когда хотелось просто выспаться. Уработался, пару вагонов угля или дров разгрузил за неделю, устал. Всё, в воскресенье надо отоспаться, набраться сил. В могиле будешь спать, там никто не потревожит, никто будить не будет, а эта жизнь нужна для других целей. Воскресный день человек должен отдавать Богу по заповеди, данной Им.

И лишь только небольшая часть семян, четвертая, упала на добрую почву и дала плод и в тридцать, и в шестьдесят, и во сто крат.

Дорогие братия и сестры, но это уже не про нас. Потому что никакого плода Слово Божие в нашей жизни не приносит, никто из нас, к сожалению, за время пребывания в Церкви не стал лучше, качественно другим человеком. И домашние скандалы повторяются, и молитва уходит из нашей жизни, и чуть что не по-нашему, Бог не слушает, или какой-то другой сценарий, в итоге человек бунтует и бросается во вся тяжкое: и посты побоку, и бунтует, и молитву забывает. А если ещё батюшка чего поперёк сказал или не согласился со страстным направлением жизни, то это вообще бунт на многие месяцы. Человек начинает искать другие храмы, других священников, которые потакают страстям, грехам человеческим. Так можно дойти до протестантизма — там делать вообще ничего не надо и меняться вообще не надо, никакой духовной жизни; только уверовать, что Христос — твой Искупитель, Спаситель.

Звучит прекрасно. Но мы не соглашаемся с таким примитивным пониманием богословия. Не соглашаемся, но живём так. Протестанты исповедуют так и иногда живут лучше, чем мы. А мы не исповедуем такого примитивизма, но живём таким образом, ничего не делая, и надеемся, что Господь нас спасёт, исправит и введёт в Своё Царство, а мы палец о палец не ударили и ничего не сделали, чтобы Слово Божие было реализовано в нашей жизни.

Дорогие братия и сестры. В ХХ-ом и ХХI-ом веках Священное Писание стало доступно для любого человека, что было немыслимо в советское время. Кто из вас ходил в церковь в советские годы, тот знал, что в церковных лавках кроме свечек ничего не продавалось, лишь просфорки раздавали после причастия. Больше там ничего не было. Священное Писание не издавалось в советское время. Первая библия, которая появилась в постсоветское время — это юбилейное издание, изданное в 1988 году к тысячелетию крещения Руси. Священное Писание можно было услышать только в проповеди священника, которая могла звучать в некоторых храмах, не более того. Средства массовой информации другим делом занимались: восхваляли безбожную жизнь и на советскую идеологию работали. За границей было Священное Писание во всех гостиницах и в советское время, но перевезти его через таможню нельзя было. Как сейчас наркотики не перевезёшь, так и тогда Священное Писание было контрабандой. А человек, который переписывал что-либо священное и давал человеку, например, молитвы переписал от руки – это была уже религиозная пропаганда, за это в тюрьму сажали в советское время. И я знаю такие репрессии. Когда машинописные рукописи тех или иных религиозных книг передавались, распространялись среди верующих, это было связано с угрозой для жизни. Люди рисковали, они могли в тюрьму сесть, и многих и сажали в советское время именно за

распространение Слова Священного Писания. За этим строго следили органы, которые тогда назывались КГБ.

Поэтому нам нечем будет оправдаться с вами, дорогие братия и сестры, когда предстанем на суд Христов либо в конце человеческой истории, либо в конце своей жизни. И Господь спросит: «Где жил и когда, Валерий, Пётр, в каком веке: то ли в первом, то ли в четвёртом, то ли в двадцать первом? Ты же должен наизусть знать Священное Писание, потому что везде оно: и в журналах, и в прессе, и в телевидении, и в интернете. Даже покупать не надо, в интернете тебе и с толкованием дадут, и в духе предания, с комментариями святых отцов». Всё есть для спасения человека, только не ценим мы этого, как не ценят иногда и материальные блага люди, например, дети наши, которые купаются в материальных благах и которые становятся избалованными этими благами, к труду не приучаются и не знают, как жить в этом мире и как этот хлеб насущный вообще-то даётся в этом мире.

Поэтому, дай Бог нам всем, дорогие братия и сестры, благоговейно относиться к Священному Писанию, чтобы не было в нашей жизни такого раздвоения. Иногда спрашивали революционеров: как же так, как вы восстали на Церковь, как вы иконы рубите топорами, колокола сбрасываете? Вы же ходили в храмы в ХIХ-том веке, вы же Священное Писание знаете. Они отвечали: а нам это Священное Писание давали только целовать в церкви. Вот на помазание вынесет батюшка, поцеловали и всё, отношения на этом оканчивались.

Дорогие братия и сестры, вы посмотрите, как упрекают нас, например, сектанты. Вчера уже после службы в наш храм приходил один мальчик, протестант из секты пятидесятников, харизматическое сектантское течение, выражено ярко и в Петербурге, лет десяти-двенадцати, знает Священное Писание ещё по-детски, не соображает. Я спрашиваю: «Читал Священное Писание, полностью?» Отвечает: «Нет, выборочно». Их муштруют в знании определённых цитат: непочитание икон, непочитание святых, как вести полемику. Но эти места он знает и цитирует наизусть. Так он любого из стоящих здесь превзойдёт в знании Священного Писания, потому что православные, к сожалению, так же, как и революционеры в ХХ-ом веке, только поцелуют Священное Писание, а больше и не знают, и не изучают его. У нас ушли в далёкое прошлое семейные вечера, которые были в традиции православных семей, когда глава семьи читал Священное Писание, чаще всего, воскресный вечер был этому посвещаем. В деревнях сходились в одну из изб к какому-то благочестивому человеку и там, объединившись, селяне читали Священное Писание и наставляли друг друга в знании этих Божественных текстов. Сейчас ни того, ни другого нет в нашей с вами жизни.

Поэтому, устыдимся нашего незнания Священного Писания, и дай Бог, чтобы, вспомнив эту притчу о сеятеле, задумались, какие у нас сердце и жизнь: либо тернием поглощены, либо в камень уже сердце наше готово превратиться. Но дай Бог, чтобы оно умягчалось слезами покаянными и любовью к Богу, и стало плодоносным.

Аминь.

26 октября 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Каждый из вас или на примере собственной жизни, или оценивая степень христианской жизни окружающего нас мира, видел простую истину: расхождение, раздвоение личности человека между его идеалом, к которому он стремится, и практической жизнью. Благочестие мало выражено в наше время, и XXI век, конечно, это время апостасии, время всеобщего отступления от Бога, от Церкви.

Но не вчера начался этот процесс. Ещё преподобный Серафим Саровский, когда его спрашивали современники, почему так мало подвижников, святых людей было в их время, в эпоху преподобного Серафима, отвечал, что дело-то в людях, а не в Боге. Не в том дело, что Бог меньше благодати даёт или меньше чудес происходит в этом мире, от Бога исходящих, что человечество веру теряет. Причина в самом человеке, который не хочет жить по Божественным законам. Преподобный Серафим говорил очень просто, что в людях не хватает решимости.

Мы с вами многое знаем в Законе Божьем, знаем христианское Учение. Читая Евангелие, знаем, чему оно учит. И готовы иногда даже подучить кого-то или на работе, или знакомых, но сами не исполняем это в жизни. Преподобный Серафим о нас говорил ещё такие слова, что учить других — это что камешки кидать с колокольни — очень лёгкое занятие. А чтобы самому исполнять – это нужно камни таскать на колокольню, совсем другой физический и моральный труд.

Сегодняшнее Евангелие в притче о сеятеле объясняет нам, почему Слово Божие бывает бесплодно в душах человеческих. Господь сравнивает сердце человека и вообще его внутреннее устроение с полем, которое засевает семенами трудолюбивый человек, хозяин, сеятель. Мы сейчас с вами уже не видим такой картины, когда кто-нибудь с плетёной кошёлкой ходит по своему участку, по земле и сеет те или иные семена вручную. Сейчас, если это касается сельского хозяйства, на которое в какой-то степени в наши дни обращает государство внимание, то там всё механизировано. Ручной труд уже давно не применяется. Но, тем не менее, с картин уходящей, той Руси или как-то из поколения в поколение передаваемой традиции, многие из вас помнят прекрасное время, когда человек, хозяин земли, идёт по своей ниве и сеет пшеницу с молитвой, с надеждой, устремлённой к Богу, чтобы эти зёрна взошли и прижились в этой земле. От этого зависела жизнь человека в прямом смысле: будет он жить или голод постигнет его и близких, если ничего не уродится. Сейчас мы тоже уже с сельским хозяйством не связываем жизнь свою. Будет урожай, не будет – это городских жителей как-то вообще не волнует и не интересует никаким образом. Но когда Христос говорил, этот образ был наиболее понятен для его современников, которые все жили от плодов своих, от земли: что она произрастит и что даст человеку.

Итак, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то часть семян упала на дороге и на обочине, и птицы небесные сразу прилетели и склевали эти зёрна, и не дали они никакого плода, и не прижились. Другая часть семян упала на каменистую почву. И поскольку немного было земли, скорее всего, принесённой ветром, то семя там прижилось. Но так как земли было немного и влаге негде было задержаться, то, дав росток, вскоре семя засохло, потому что мало было земли для корней. Третья часть семян попала в сорняки, в терние, и терние оказалось сильнее доброго семени. Терние выросло, заглушило доброе семя, и оно не дало никакого плода. И, наконец, только четвёртая часть семян упала на добрую почву и принесла плод в тридцать, шестьдесят или во сто крат.

Вначале апостолы не понимали, о чём идёт речь: причём здесь сельское хозяйство, когда речь идёт о духовных материях. И ученики спросили Христа, почему Он рассказал эту притчу,

из которой они ничего не поняли. И тогда Господь дал объяснение этой притче. Объяснение также содержится в Евангелии. Он сказал, что сеятель — это Бог или всякий, кто Его слово сеет в душах людских, в какой бы форме это не выражалось: или в устном проповедовании, или через книги, или через иные источники информации, которые могут нести Слово Божие. Семя — это Слово Божие. Часть семян, которая упала на придорожную землю, это те люди, которые слышат Слово Божие, но абсолютно безразлично к нему относятся. Это люди, которые любят мирскую, земную жизнь, которые ничего не хотят менять в ней, которым в тягость всё, исходящее от Бога, от Церкви, от Евангелия. Они понимают, что Учение, исходящее от Христа, ограничивает вольготную жизнь и греховную свободу. Иногда слышат Слово Божие, но вообще не готовы воспринимать его, им это не интересно и не нужно. А слышат, потому что просвещённый, образованный человек, живущий в XXI-ом веке, не может изолировать себя от проникновения Слова Божия в его жизнь: или посещая музеи Петербурга, или изучая Священное Писание косвенным образом через художественную русскую литературу, через поэзию, через музыку, через изучение произведений искусства, созданных для Бога в виде архитектурных творений, храмов и так далее. Человек волей или неволей через средства массовой информации слышит о Боге, но это абсолютно его не интересует, ему это не нужно. Виной всему — это каменное, безразличное состояние души, это атеистическое воспитание.

Как сложно, дорогие братия и сестры, особенно людям старшего поколения, которые выросли в советское время, впитали в себя всю мощь советской идеологии, были членами партии, служили ей верой и правдой, и на всех демонстрациях, на всех собраниях на заводах или где Господь привёл работать, всегда были передовыми коммунистами. И теперь, когда всё рухнуло, когда смерть уже дышит в спину, как тяжело этим людям уверовать в Бога, признать Его существование и жить в согласии с Ним. Это, казалось бы, невозможно, помочь им прийти к Богу может только чудо Божие, которое может воздействовать на такое каменное, пронизанное атеизмом и безразличием к Богу сердце.

Другая часть семян упала на каменистую почву, и, как было немного земли, семя поднялось скоро, но из-за недостатка влаги и земли засохло. Это тот человек, который верует в душе, который много знает и слышит: «Да, Бог есть. Конечно же, я верующий человек, но у меня же Бог в душе. Это вы, наверное, кто ходит в Церковь, кто крестится, молится, причащается, ещё не нашли Его, наверное, ищите, а у меня Он уже в душе есть». И ничего делать не надо. Эта «вера» ни к чему не подвигает человека, может быть, даёт некое горделивое самоуспокоение, самолюбование, что он признаёт, что что-то есть. Это бесовская вера. Бесовская вера, кстати, иногда бывает сильнее веры человеческой, потому что бесовская вера признаёт бытие Бога, бесы знают, они видят, они каждый момент чувствуют это бытие Божие, Его силу и благодать, которая ограничивает их власть, страшную и сокрушающую всё живое на этой земле. Почему она сильнее? Бесовская вера никогда не терпит сомнений, и в этом смысле превосходит веру слабых людей и недостойных христиан, которые сегодня чуть-чуть веруют, а завтра уже и не веруют; сегодня ходят в церковь, а завтра заповеди Божии нарушают.

Это состояние человека, когда Бог в душе, очень страшное: такая иллюзия, которая успокаивает человека и которая ничего не даёт. Он может восхититься, услышав того или иного проповедника или открыв для себя какое-то слово Священного Писания. Росточек вдруг пробивается через этот наносной земляной грунт, но не имеет места, где развиться корням. Но затем наступает ленивое, аморфное состояние. Ни к чему не приводит признание Бога в его жизни.

Третья часть семян попала в терние. И выросло терние, и заглушило семя. А это уже, дорогие братия и сестры, состояние очень интересное, и оно относится к каждому из здесь стоящих. Это житейская суета, которая охватывает человека и которая не даёт проникновению Слова Божия в жизнь. Житейская суета выражается в большом разнообразии дел человеческих. Что отвлекает от Церкви людей среднего и старшего возраста шесть месяцев в году? Это дачные участки. Начиная с праздника Великой Победы и до октября, до белых мух. Надо всё посадить, прибрать, вскопать — и огурчики, и помидорчики, и цветочки. Это же красота. И человек на

полгода уходит из жизни церковной. Ему там нравится. Земля успокаивает. Кому только нужны твои огурцы, помидоры, картошка — не понятно. Потому что сейчас любой из детей твоих, ради которых ты трудишься, может себе запросто купить пару мешков картофеля и абсолютно не нуждаться в мамином пустом труде.

А что отвлекает от Церкви людей молодого возраста? Для тех, кто побогаче, это самолёты, парашютные прыжки, езда на различных катерах, спортивных или не спортивных. Для тех, кто меньшим достатком обладает, это и лыжи, и сноуборды, и купание летом. А когда лето заканчивается, его продлить хочется и потеплей куда-то залететь, отдохнуть. Так быстро устаёт современный человек, что месяц поработал – уже устал, уже надо уезжать, купаться и загорать, потому что очень тяжело. Тяжелее компьютерной мышки и шариковой ручки ничего не поднимал, но очень устал уже. Надо уезжать. Женщины очень любят по магазинам ходить, даже если купить нет возможности, то целый день иногда примеряют, благо, дают такую возможность, тешат своё тщеславие и самолюбование. Можно очень долго перечислять этот спектр земных увлечений человека.

Наконец, лень, когда хотелось просто выспаться. Уработался, пару вагонов угля или дров разгрузил за неделю, устал. Всё, в воскресенье надо отоспаться, набраться сил. В могиле будешь спать, там никто не потревожит, никто будить не будет, а эта жизнь нужна для других целей. Воскресный день человек должен отдавать Богу по заповеди, данной Им.

И лишь только небольшая часть семян, четвертая, упала на добрую почву и дала плод и в тридцать, и в шестьдесят, и во сто крат.

Дорогие братия и сестры, но это уже не про нас. Потому что никакого плода Слово Божие в нашей жизни не приносит, никто из нас, к сожалению, за время пребывания в Церкви не стал лучше, качественно другим человеком. И домашние скандалы повторяются, и молитва уходит из нашей жизни, и чуть что не по-нашему, Бог не слушает, или какой-то другой сценарий, в итоге человек бунтует и бросается во вся тяжкое: и посты побоку, и бунтует, и молитву забывает. А если ещё батюшка чего поперёк сказал или не согласился со страстным направлением жизни, то это вообще бунт на многие месяцы. Человек начинает искать другие храмы, других священников, которые потакают страстям, грехам человеческим. Так можно дойти до протестантизма — там делать вообще ничего не надо и меняться вообще не надо, никакой духовной жизни; только уверовать, что Христос — твой Искупитель, Спаситель.

Звучит прекрасно. Но мы не соглашаемся с таким примитивным пониманием богословия. Не соглашаемся, но живём так. Протестанты исповедуют так и иногда живут лучше, чем мы. А мы не исповедуем такого примитивизма, но живём таким образом, ничего не делая, и надеемся, что Господь нас спасёт, исправит и введёт в Своё Царство, а мы палец о палец не ударили и ничего не сделали, чтобы Слово Божие было реализовано в нашей жизни.

Дорогие братия и сестры. В ХХ-ом и ХХI-ом веках Священное Писание стало доступно для любого человека, что было немыслимо в советское время. Кто из вас ходил в церковь в советские годы, тот знал, что в церковных лавках кроме свечек ничего не продавалось, лишь просфорки раздавали после причастия. Больше там ничего не было. Священное Писание не издавалось в советское время. Первая библия, которая появилась в постсоветское время — это юбилейное издание, изданное в 1988 году к тысячелетию крещения Руси. Священное Писание можно было услышать только в проповеди священника, которая могла звучать в некоторых храмах, не более того. Средства массовой информации другим делом занимались: восхваляли безбожную жизнь и на советскую идеологию работали. За границей было Священное Писание во всех гостиницах и в советское время, но перевезти его через таможню нельзя было. Как сейчас наркотики не перевезёшь, так и тогда Священное Писание было контрабандой. А человек, который переписывал что-либо священное и давал человеку, например, молитвы переписал от руки – это была уже религиозная пропаганда, за это в тюрьму сажали в советское время. И я знаю такие репрессии. Когда машинописные рукописи тех или иных религиозных книг передавались, распространялись среди верующих, это было связано с угрозой для жизни. Люди рисковали, они могли в тюрьму сесть, и многих и сажали в советское время именно за

распространение Слова Священного Писания. За этим строго следили органы, которые тогда назывались КГБ.

Поэтому нам нечем будет оправдаться с вами, дорогие братия и сестры, когда предстанем на суд Христов либо в конце человеческой истории, либо в конце своей жизни. И Господь спросит: «Где жил и когда, Валерий, Пётр, в каком веке: то ли в первом, то ли в четвёртом, то ли в двадцать первом? Ты же должен наизусть знать Священное Писание, потому что везде оно: и в журналах, и в прессе, и в телевидении, и в интернете. Даже покупать не надо, в интернете тебе и с толкованием дадут, и в духе предания, с комментариями святых отцов». Всё есть для спасения человека, только не ценим мы этого, как не ценят иногда и материальные блага люди, например, дети наши, которые купаются в материальных благах и которые становятся избалованными этими благами, к труду не приучаются и не знают, как жить в этом мире и как этот хлеб насущный вообще-то даётся в этом мире.

Поэтому, дай Бог нам всем, дорогие братия и сестры, благоговейно относиться к Священному Писанию, чтобы не было в нашей жизни такого раздвоения. Иногда спрашивали революционеров: как же так, как вы восстали на Церковь, как вы иконы рубите топорами, колокола сбрасываете? Вы же ходили в храмы в ХIХ-том веке, вы же Священное Писание знаете. Они отвечали: а нам это Священное Писание давали только целовать в церкви. Вот на помазание вынесет батюшка, поцеловали и всё, отношения на этом оканчивались.

Дорогие братия и сестры, вы посмотрите, как упрекают нас, например, сектанты. Вчера уже после службы в наш храм приходил один мальчик, протестант из секты пятидесятников, харизматическое сектантское течение, выражено ярко и в Петербурге, лет десяти-двенадцати, знает Священное Писание ещё по-детски, не соображает. Я спрашиваю: «Читал Священное Писание, полностью?» Отвечает: «Нет, выборочно». Их муштруют в знании определённых цитат: непочитание икон, непочитание святых, как вести полемику. Но эти места он знает и цитирует наизусть. Так он любого из стоящих здесь превзойдёт в знании Священного Писания, потому что православные, к сожалению, так же, как и революционеры в ХХ-ом веке, только поцелуют Священное Писание, а больше и не знают, и не изучают его. У нас ушли в далёкое прошлое семейные вечера, которые были в традиции православных семей, когда глава семьи читал Священное Писание, чаще всего, воскресный вечер был этому посвещаем. В деревнях сходились в одну из изб к какому-то благочестивому человеку и там, объединившись, селяне читали Священное Писание и наставляли друг друга в знании этих Божественных текстов. Сейчас ни того, ни другого нет в нашей с вами жизни.

Поэтому, устыдимся нашего незнания Священного Писания, и дай Бог, чтобы, вспомнив эту притчу о сеятеле, задумались, какие у нас сердце и жизнь: либо тернием поглощены, либо в камень уже сердце наше готово превратиться. Но дай Бог, чтобы оно умягчалось слезами покаянными и любовью к Богу, и стало плодоносным.

Аминь.

26.10.2014
Предыдущая проповедь

19 октября 2014

Воскрешение сыны Наинской вдовы
Следующая проповедь

2 ноября 2014

Притча о богаче и Лазаре

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00