Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о безумном богаче. Слово о смерти и счастье

Дорогие братия и сестры. Мы прослушали сейчас притчу о безумном богаче. Она одна из самых ярких в Священном Писании, одна из необыкновенно важных для нашего духовного назидания, правильного устроения земных дел. Вы слышали, что богача Господь предупреждал: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). И оканчивается эта притча такими словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Богач осуждён не потому, что он думал, куда убрать весь свой большой урожай, не потому, что он сломал прежние житницы и хотел построить новые, вместительные, куда этот урожай, в котором состояло все его богатство, прекрасно бы поместился. А осуждён потому, что он надеялся этим богатством безбедно пользоваться многие годы, оно укрепило его в земном могуществе, и он забыл Бога.

Вся наша жизнь всецело находится в руках Божиих. Мы не можем строить никаких планов для себя: ни краткосрочных, ни на далёкую перспективу, потому что неведом нам час нашей кончины. Апостол Иаков в соборном послании говорит: «что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14).  И далее: «послушайте вы, говорящие: »сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль», вместо того, чтобы вам говорить: »если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»» (Иак. 4:13-15).

Мы с вами надеемся на материальные средства, думая, что богатство обеспечивает нашу жизнь, делает её удобной и комфортной, и даже более продолжительной. Священное Писание говорит: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).  «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). Помимо воли Божией, о тебе определённой, что ты можешь сделать, чтобы хотя бы на один день продлить жизнь свою? Ничего не можешь, это нереально. Мы думаем, что мы будем хорошо наблюдать за собой, качественно питаться, вести здоровый образ жизни, и таким образом наша смерть будет всё дальше и дальше откладываться. Но это не так. И в этом плане безразлично: в здравии ты пребываешь или в состоянии дряхлеющей старости, которая тебе самому в тягость и которая уже измучила уходом за тобой твоих близких и родных. Господь посылает Ангела смерти каждому человеку в строго определённый момент. Все остальные моменты: признаки близкой смерти, их отсутствие или продолжительная болезнь, которая окончится смертью — это всё орудие промысла Божия, которое Господь использует для спасения каждого из нас.

Эта притча говорит о скорой и внезапной смерти. Она не пугает нас этой перспективой смерти, а, напоминая о ней, призывает быть готовыми к главной встрече нашей жизни. Потому что смерть — это не просто окончание жизни земной и переход в вечность, а после смерти мы должны предстать перед Богом и дать Ему отчёт за свою прожитую жизнь. И поэтому ещё в Ветхом Завете премудрый Сирах говорил: «помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7:39).

Мы с вами, даже соприкасаясь со смертью, видя умирающих людей, присутствуя на погребении, на отпевании, слышим известия, что тот или иной твой знакомый, с кем ты учился, работал, умер. Нас это как-то не касается, не входит в нашу жизнь и как-то ничего в ней не меняет. Мы знаем, что смерть касается всех, но мы не прилагаем возможность близкой смерти к самому себе. А ведь каждое мгновение может быть последним. И проснёшься ли ты или нет, зависит не от биения твоего сердца и работы организма, а только от Бога.

Если бы, дорогие братия и сестры, мы размышляли о том, что наша сегодняшняя встреча может быть последней, что вы слышите эти слова Священного Писания, проповеди в последний раз или я, может быть, говорю их в последний раз в своей жизни, то как бы я говорил, с каким вниманием, с какой искренностью и воодушевлением и с каким потрясающим вниманием слушали бы вы в готовности изменить свою жизнь и привести её в соответствие с заповедями Божиими за оставшееся время жизни. Ведь человек измениться может за несколько часов, привести жизнь свою совсем к другому результату и наследовать вечное спасение. Так состоялось в жизни благоразумного разбойника, который жизнь свою провёл нечестиво и беззаконно, и уже когда руки и ноги его были прибиты гвоздями ко кресту, он, видя страдания Праведника рядом с собой, сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). А святой Иоанн Златоуст в Пасхальном слове своём говорит о том, что Бог и намерение целует, то есть и готовность измениться вменяет человеку вместо самого дела, если эта готовность выражена и тесно соединена с решительностью изменить свою грешную и беззаконную жизнь.

Богач евангельский хотел предаваться непрестанным удовольствиям, ублажать своё тело: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Святитель Василий Великий, размышляя об этом слове Священного Писания, говорит: «Человек, если бы ты имел душу свиньи, ты мог бы так сказать. Но поскольку ты имеешь душу бессмертную, от Бога тебе данную, то не в еде, не в питье, не в удовольствиях состоит смысл твоей жизни». Разве мы не знаем примеров таких судеб человеческих или кто-то, может быть, в себе увидит такое состояние, когда человек всё имеет: и средства, и благоприятные условия для жизни, и здоровьем обладает, но не имеет счастья и пребывает либо в тоске, либо в отчаянии, либо вообще жить не хочет; и имея всё, что имел этот евангельский богач, не имеет счастья. Потому что счастье человека не в земном. Бог создал человека и душу его бессмертную таким образом, что ничем земным человек не может удовлетвориться. И если это происходит, то это в полном понимании не человеческая жизнь, а жизнь животная, когда человек оскотинивается, когда он живёт по одним инстинктам: питание, самосохранение, размножение. Или, как говорил Чарльз Дарвин в плане естественного отбора, когда выживает сильнейший в борьбе за существование в этом мире.

Поэтому, дорогие братия и сестры, этот краткий отрывок Священного Писания говорит нам о том, чтобы мы надеялись на Бога, только в Нём полагали свои силы, в Нём видели источник своей жизни; никогда не утверждали самонадеянно и горделиво, что мы можем сделать то-то и то-то в ближайшее время, поедем туда-то, но всегда с такой оговоркой: «Если живы будем, и Бог позволит», потому что Бог — абсолютный Хозяин, Распорядитель нашей с вами земной жизни.

Евангелие предупреждает нас об ответственности за жизнь, чтобы мы не проживали каждый день напрасно, откладывая исправление на потом. Потому что смерть может стоять у дверей, она может быть близка к каждому из нас. И после смерти Господь потребует отчёта за нашу прожитую жизнь. Будем помнить, что счастье не в богатстве, будем довольны тем, что мы имеем, потому что богатство и бедность от Бога. Всегда будут разные имущественные состояния в роде человеческом, так устроено Богом. Один из современных очень богатых людей говорил о том, что, если взять богатство всего мира и поровну разложить его по всем людским карманам, назавтра это равноправие уже исчезнет, потому что каждый человек относится к богатству по-разному: один жадный, второй бережливый; один тратит на ерунду, второй приобретает только нужные вещи; один обладает даром предпринимательства, а другой к этому абсолютно неспособен. Поэтому те Божественные дары, что Бог нам дал, мы должны с благодарностью ценить. В этом и состоит довольство человека и его счастье. Очень часто нам чего-то не хватает. Если хватает средств, то что-то нам не нравится: то условия жизни, то какие-то скорби меняют нашу жизнь, разрушают счастье. Будем помнить, что есть всегда люди рядом с нами, которые несут гораздо более тяжёлый крест

В одном из монастырей игумен устроил очень мудрую вещь. Монахи его монастыря однажды работали на лесоповале, и на одного монаха упало бревно, которое переломало ему позвоночник и парализовало его. Собратья принесли его в монастырь. А он всё лежал на этом одре и беспрестанно произносил «Слава Богу! Слава Богу!», и так без конца. И в келье, в которую внесли его, в которой он не мог ничего делать, не мог пошевелить ни одним членом своего тела, непрестанно благодарил Бога. И тогда игумен перенёс парализованного монаха и положил в келье перед входом в монастырь так, чтобы все паломники и прихожане, желающие войти в монастырь, сначала должны были пройти через его келью.

И что же произошло? Приходили люди, обременённые житейскими проблемами: жена ушла, муж изменил, дети не слушаются, начальник не такой, уволили с работы и видели парализованного монаха, который лежал и беспрестанно говорил: «Слава Богу! Слава Богу!». И все вопросы у паломников и прихожан отпадали. Каждый понимал, что те скорби, которые привели его в монастырь, ничтожны. Он жив, он может ходить, он обладает разумом, он обладает здравием в сто раз больше, чем этот больной парализованный монах. Так и мы с вами, дорогие братия и сестры, постоянно должны благодарить Бога, видя тяжелейшие кресты, которые несут рядом с нами наши близкие и наши знакомые люди.

Один из московских священников когда-то, говоря об этом недовольстве человека, давал такой совет: сходи в реанимацию, сходи в морг в соседней больнице и всё — ты будешь самым счастливым человеком и поймёшь, как Господь тебя бесконечно любит.

Это Евангелие, наконец, оканчивается призывом, обращённым к каждому из нас: собирайте себе богатство не то, которое воры подкапывают и крадут, а чтобы мы в Бога богатели. Это богатство добродетелей христианских, богатство, которым украшается наша душа через совершаемые добрые дела, через любовь и милосердие. Только это богатство обеспечивает нам Царствие Небесное. Человек, тебе в этом мире принадлежит только то, что ты отдал другим, и поэтому Евангелие и говорит: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9). Всё, чем мы обладаем, это неправедное богатство, собственник его — Бог. Несмотря на то, что у тебя есть свидетельство о регистрации собственности, всё это пустые бумажки, которые ничего не стоят, которые ты временно видишь и временно ими пользуешься. Всё, чем мы обладаем, — богатство неправедное, данное Богом. И, раздавая людям это богатство и материальные средства, своё время, таланты и способности, ты в Бога богатеешь и приобретаешь себе друзей через это богатство, которым Бог тебе даёт пользоваться и которым Он тебя в избытке наградил.

Поэтому, дорогие братия и сестры, всё, чем мы обладаем, мы оставим здесь, на земле. В лучшем случае, этим будут пользоваться наши дети, а в худшем — совершенно чужие люди, порой незнакомые, которые вообще ни в чём не трудились, не знали нас и не будут нам благодарны. А в вечность мы возьмём только то, чем будет украшена наша бессмертная душа. Поэтому, дай Бог, чтобы мы с вами обладали этим духовным богатством, которое призваны мы приобрести во время этой земной жизни. Аминь. 

2 декабря 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Мы прослушали сейчас притчу о безумном богаче. Она одна из самых ярких в Священном Писании, одна из необыкновенно важных для нашего духовного назидания, правильного устроения земных дел. Вы слышали, что богача Господь предупреждал: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). И оканчивается эта притча такими словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Богач осуждён не потому, что он думал, куда убрать весь свой большой урожай, не потому, что он сломал прежние житницы и хотел построить новые, вместительные, куда этот урожай, в котором состояло все его богатство, прекрасно бы поместился. А осуждён потому, что он надеялся этим богатством безбедно пользоваться многие годы, оно укрепило его в земном могуществе, и он забыл Бога.

Вся наша жизнь всецело находится в руках Божиих. Мы не можем строить никаких планов для себя: ни краткосрочных, ни на далёкую перспективу, потому что неведом нам час нашей кончины. Апостол Иаков в соборном послании говорит: «что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14).  И далее: «послушайте вы, говорящие: »сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль», вместо того, чтобы вам говорить: »если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»» (Иак. 4:13-15).

Мы с вами надеемся на материальные средства, думая, что богатство обеспечивает нашу жизнь, делает её удобной и комфортной, и даже более продолжительной. Священное Писание говорит: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).  «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). Помимо воли Божией, о тебе определённой, что ты можешь сделать, чтобы хотя бы на один день продлить жизнь свою? Ничего не можешь, это нереально. Мы думаем, что мы будем хорошо наблюдать за собой, качественно питаться, вести здоровый образ жизни, и таким образом наша смерть будет всё дальше и дальше откладываться. Но это не так. И в этом плане безразлично: в здравии ты пребываешь или в состоянии дряхлеющей старости, которая тебе самому в тягость и которая уже измучила уходом за тобой твоих близких и родных. Господь посылает Ангела смерти каждому человеку в строго определённый момент. Все остальные моменты: признаки близкой смерти, их отсутствие или продолжительная болезнь, которая окончится смертью — это всё орудие промысла Божия, которое Господь использует для спасения каждого из нас.

Эта притча говорит о скорой и внезапной смерти. Она не пугает нас этой перспективой смерти, а, напоминая о ней, призывает быть готовыми к главной встрече нашей жизни. Потому что смерть — это не просто окончание жизни земной и переход в вечность, а после смерти мы должны предстать перед Богом и дать Ему отчёт за свою прожитую жизнь. И поэтому ещё в Ветхом Завете премудрый Сирах говорил: «помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7:39).

Мы с вами, даже соприкасаясь со смертью, видя умирающих людей, присутствуя на погребении, на отпевании, слышим известия, что тот или иной твой знакомый, с кем ты учился, работал, умер. Нас это как-то не касается, не входит в нашу жизнь и как-то ничего в ней не меняет. Мы знаем, что смерть касается всех, но мы не прилагаем возможность близкой смерти к самому себе. А ведь каждое мгновение может быть последним. И проснёшься ли ты или нет, зависит не от биения твоего сердца и работы организма, а только от Бога.

Если бы, дорогие братия и сестры, мы размышляли о том, что наша сегодняшняя встреча может быть последней, что вы слышите эти слова Священного Писания, проповеди в последний раз или я, может быть, говорю их в последний раз в своей жизни, то как бы я говорил, с каким вниманием, с какой искренностью и воодушевлением и с каким потрясающим вниманием слушали бы вы в готовности изменить свою жизнь и привести её в соответствие с заповедями Божиими за оставшееся время жизни. Ведь человек измениться может за несколько часов, привести жизнь свою совсем к другому результату и наследовать вечное спасение. Так состоялось в жизни благоразумного разбойника, который жизнь свою провёл нечестиво и беззаконно, и уже когда руки и ноги его были прибиты гвоздями ко кресту, он, видя страдания Праведника рядом с собой, сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). А святой Иоанн Златоуст в Пасхальном слове своём говорит о том, что Бог и намерение целует, то есть и готовность измениться вменяет человеку вместо самого дела, если эта готовность выражена и тесно соединена с решительностью изменить свою грешную и беззаконную жизнь.

Богач евангельский хотел предаваться непрестанным удовольствиям, ублажать своё тело: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Святитель Василий Великий, размышляя об этом слове Священного Писания, говорит: «Человек, если бы ты имел душу свиньи, ты мог бы так сказать. Но поскольку ты имеешь душу бессмертную, от Бога тебе данную, то не в еде, не в питье, не в удовольствиях состоит смысл твоей жизни». Разве мы не знаем примеров таких судеб человеческих или кто-то, может быть, в себе увидит такое состояние, когда человек всё имеет: и средства, и благоприятные условия для жизни, и здоровьем обладает, но не имеет счастья и пребывает либо в тоске, либо в отчаянии, либо вообще жить не хочет; и имея всё, что имел этот евангельский богач, не имеет счастья. Потому что счастье человека не в земном. Бог создал человека и душу его бессмертную таким образом, что ничем земным человек не может удовлетвориться. И если это происходит, то это в полном понимании не человеческая жизнь, а жизнь животная, когда человек оскотинивается, когда он живёт по одним инстинктам: питание, самосохранение, размножение. Или, как говорил Чарльз Дарвин в плане естественного отбора, когда выживает сильнейший в борьбе за существование в этом мире.

Поэтому, дорогие братия и сестры, этот краткий отрывок Священного Писания говорит нам о том, чтобы мы надеялись на Бога, только в Нём полагали свои силы, в Нём видели источник своей жизни; никогда не утверждали самонадеянно и горделиво, что мы можем сделать то-то и то-то в ближайшее время, поедем туда-то, но всегда с такой оговоркой: «Если живы будем, и Бог позволит», потому что Бог — абсолютный Хозяин, Распорядитель нашей с вами земной жизни.

Евангелие предупреждает нас об ответственности за жизнь, чтобы мы не проживали каждый день напрасно, откладывая исправление на потом. Потому что смерть может стоять у дверей, она может быть близка к каждому из нас. И после смерти Господь потребует отчёта за нашу прожитую жизнь. Будем помнить, что счастье не в богатстве, будем довольны тем, что мы имеем, потому что богатство и бедность от Бога. Всегда будут разные имущественные состояния в роде человеческом, так устроено Богом. Один из современных очень богатых людей говорил о том, что, если взять богатство всего мира и поровну разложить его по всем людским карманам, назавтра это равноправие уже исчезнет, потому что каждый человек относится к богатству по-разному: один жадный, второй бережливый; один тратит на ерунду, второй приобретает только нужные вещи; один обладает даром предпринимательства, а другой к этому абсолютно неспособен. Поэтому те Божественные дары, что Бог нам дал, мы должны с благодарностью ценить. В этом и состоит довольство человека и его счастье. Очень часто нам чего-то не хватает. Если хватает средств, то что-то нам не нравится: то условия жизни, то какие-то скорби меняют нашу жизнь, разрушают счастье. Будем помнить, что есть всегда люди рядом с нами, которые несут гораздо более тяжёлый крест

В одном из монастырей игумен устроил очень мудрую вещь. Монахи его монастыря однажды работали на лесоповале, и на одного монаха упало бревно, которое переломало ему позвоночник и парализовало его. Собратья принесли его в монастырь. А он всё лежал на этом одре и беспрестанно произносил «Слава Богу! Слава Богу!», и так без конца. И в келье, в которую внесли его, в которой он не мог ничего делать, не мог пошевелить ни одним членом своего тела, непрестанно благодарил Бога. И тогда игумен перенёс парализованного монаха и положил в келье перед входом в монастырь так, чтобы все паломники и прихожане, желающие войти в монастырь, сначала должны были пройти через его келью.

И что же произошло? Приходили люди, обременённые житейскими проблемами: жена ушла, муж изменил, дети не слушаются, начальник не такой, уволили с работы и видели парализованного монаха, который лежал и беспрестанно говорил: «Слава Богу! Слава Богу!». И все вопросы у паломников и прихожан отпадали. Каждый понимал, что те скорби, которые привели его в монастырь, ничтожны. Он жив, он может ходить, он обладает разумом, он обладает здравием в сто раз больше, чем этот больной парализованный монах. Так и мы с вами, дорогие братия и сестры, постоянно должны благодарить Бога, видя тяжелейшие кресты, которые несут рядом с нами наши близкие и наши знакомые люди.

Один из московских священников когда-то, говоря об этом недовольстве человека, давал такой совет: сходи в реанимацию, сходи в морг в соседней больнице и всё — ты будешь самым счастливым человеком и поймёшь, как Господь тебя бесконечно любит.

Это Евангелие, наконец, оканчивается призывом, обращённым к каждому из нас: собирайте себе богатство не то, которое воры подкапывают и крадут, а чтобы мы в Бога богатели. Это богатство добродетелей христианских, богатство, которым украшается наша душа через совершаемые добрые дела, через любовь и милосердие. Только это богатство обеспечивает нам Царствие Небесное. Человек, тебе в этом мире принадлежит только то, что ты отдал другим, и поэтому Евангелие и говорит: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9). Всё, чем мы обладаем, это неправедное богатство, собственник его — Бог. Несмотря на то, что у тебя есть свидетельство о регистрации собственности, всё это пустые бумажки, которые ничего не стоят, которые ты временно видишь и временно ими пользуешься. Всё, чем мы обладаем, — богатство неправедное, данное Богом. И, раздавая людям это богатство и материальные средства, своё время, таланты и способности, ты в Бога богатеешь и приобретаешь себе друзей через это богатство, которым Бог тебе даёт пользоваться и которым Он тебя в избытке наградил.

Поэтому, дорогие братия и сестры, всё, чем мы обладаем, мы оставим здесь, на земле. В лучшем случае, этим будут пользоваться наши дети, а в худшем — совершенно чужие люди, порой незнакомые, которые вообще ни в чём не трудились, не знали нас и не будут нам благодарны. А в вечность мы возьмём только то, чем будет украшена наша бессмертная душа. Поэтому, дай Бог, чтобы мы с вами обладали этим духовным богатством, которое призваны мы приобрести во время этой земной жизни. Аминь. 

Предыдущая проповедь

25 ноября 2018

Притча о милосердном самарянине. О добрых делах
Следующая проповедь

9 декабря 2018

Исцеление согбенной женщины. О дне воскресном.

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00