Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о брачном пире

Дорогие братия и сестры! Позади уже почти месяц Рождественского поста. Церковь день за днём готовит нас к великому празднику Рождества Христова. Рождественские песнопения, богослужения в Православной Церкви стали постоянно появляться с праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, когда мы впервые услышали эти радостные слова: «Христос рождается, славити, Христос с небес срящите, Христос на земле возноситеся».

Сегодня Церковь продолжает эту тему как бы в преддверии самого праздника, предлагая нашему вниманию, во-первых, притчу о званных, притчу о брачном пире, а во-вторых, вместе с этим евангельским повествованием мы вспоминаем сегодня всех праотцев, которые жили в Ветхом Завете, начиная от Адама и до Самого Христа.

Давайте вспомним эту евангельскую притчу о званных и спроецируем её на нас, современных христиан.

Один хозяин устроил богатую вечерю, роскошный ужин, и звал многих. И когда уже все подготовительные моменты были завершены, он посылает своего раба к тем званным людям, которые были уже извещены о приглашении на этот пир. Этот раб, слуга господина, идёт к этим званным великим, сановитым, почтенным людям и говорит, что уже всё готово, и хозяин ждёт их. И как бы странно это ни казалось, но никто не захотел принять это предложение. Все находили какие-то причины, по их мнению, уважительные, которые не позволяли им быть на этом пире. Один сказал, что он купил землю и должен пойти посмотреть её, построить какие-то планы, определить, какую прибыль с неё получить и так далее. Другой сказал, что купил пять пар волов и идёт испытать их. Наверное, это была роскошь по тем временам. Не просто одного вола  купил, на котором можно было пахать, хлеб сеять и быть сытым, а пять пар волов — целое богатство.

Конечно, для нас, современных людей, когда слышишь эти отговорки тех званных из евангельской притчи, воспринимаешь их с улыбкой и с известной долей иронии. Нашли богатство — пять пар волов купили. Но, дорогие братия и сестры, Господь говорил те слова своим современникам, которые занимались в основном земледелием, и земля была их кормилицей: она давала хлеб, давала богатство, давала содержание к жизни. И поэтому большего счастья и большей гарантии в сохранении своего материального благосостояния, развитии и умножении его невозможно было и представить. Если бы Христос пришёл в мир в наше время, то были бы, конечно, уже другие причины: покупали бы уже и автомобили, и яхты, и самолеты, и вертолеты, и прочие вещи и предметы, которые сейчас становятся для определенных людей абсолютной реальностью.

А третий приглашённый сказал, что он женился, по-славянски это звучит: «жену поял», и потому не может прийти. И тогда раб возвратился к хозяину и сообщил ему, что никто не захотел разделить радость пира. А у этого господина намечалось какое-то важное событие: может быть, день рождения, может, какой-то памятный или юбилейный день, который он хотел встретить в кругу своих друзей. К этому дню он заранее тщательно готовился: стол накрыт,   помещении, где должен был проходить этот пир, убрано и украшено. Сколько трудов, сколько средств потрачено на подготовку пира, и это оказалось никому не нужным, никто не пришёл.

   Представим каждый самого себя на месте этого господина. Вы готовитесь к вашему дню рождения, дню ангела, какому-то юбилею, и когда всё готово, оказывается, что никто не хочет быть за вашим столом – только вы один. Деньги выброшены на ветер. Представляете, какое оскорбление? В какое уныние и отчаяние может прийти человек, попав в такую ситуацию.

И, конечно, хозяин разгневался. Он посылает своего раба к совершенно незнакомым людям, на перекрёстки дорог, на улицы и говорит: приводи всех, кого там увидишь. Действительно, эти люди, которые и не помышляли быть на трапезе у столь великого господина, приходят, и ещё места остались. Тогда хозяин посылает своего раба, по смыслу притчи, кажется, ещё дальше — в захолустье жизни: в какие-то подвалы, трущобы. Там слуга находит этих последних, обречённых, никому не нужных людей: нищих, бомжей, обездоленных, выброшенных за борт жизни. И они все приходят, и брачный пир наполнился возлежащими. Тогда хозяин сказал: «Много званных, но мало избранных. Говорю вам, что никто из этих званных не вкусит вечери в Царствии Отца Моего».

Дорогие братия и сестры! Конечно, здесь речь идёт не об обычном обеде, не о яствах и питии, не о пище для тела, хотя и в таком случае игнорирование со стороны званных было бы уже оскорбительным для господина. Речь идёт, конечно, о духовных ценностях, о вечных, немеркнущих ценностях и о человеческой душе, которую зовёт Бог к Себе на брачный пир. Зовёт не для рабского труда, а зовёт для праздника, для наслаждения, для вечного блаженства. Надо отметить тот момент, что Бог создал человека с этим стремлением к Богу: «Ты создал нас со стремлением к Тебе, и мятётся сердце наше, пока оно не успокоится в Тебе, Боже». Это тяготение сердца человеческого к Богу иногда заглушается человеком, забывается, маскируется под какие-то внешние причины, более или менее важные с точки зрения человека. Но когда это тяготение человека к Богу ослабляется и исчезает, тогда Бог всякий раз напоминает человеку, что Он создал его для Себя, для вечного блаженства, для соединения с Богом, потому что в этом предназначение человека, в этом он получает своё счастье, блаженство временное и вечное.

Итак, согласно притче, Господь посылает звать приглашённых через Своих рабов, верных Своих слуг — это служители Церкви ветхозаветной, новозаветной, начиная с апостолов и заканчивая современными пастырями, служителями Церкви. В Ветхом Завете Он звал устами пророков, в первую очередь устами и образом жизни ветхозаветных праведников, ветхозавет-ных патриархов, о которых сейчас мы с вами будем говорить.

К сожалению, люди, как в период Ветхого Завета, так и Нового, очень редко и очень мало идут за Христом и слышат этот божественный призыв. Мы с вами думаем, что живём в исключительное время, и современному человеку вечно не хватает времени, вечно он чем-то занят: бесконечные дела, проблемы, заботы, борьба за выживание, за своё место под солнцем. Опоздаешь на день — займут твоё место другие в жизни, в бизнесе. Нам кажется так. Может быть, в этом действительно есть доля истины, потому что под лежачий камень вода не течёт. Но сколько в этих оговорках ложного самооправдания, сколько лени, сколько отсутствия любви к Богу.

Или кто-то собирается жениться: в спешке, в суете, как будто на один день. Наверное, для современных людей так иногда и бывает: день, два, неделя, месяц семейной жизни, а дальше всё по новой — новые увлечения, новые впечатления, новая жена.

Но ведь раньше-то не так было. Раньше женились или выходили замуж один раз и на всю жизнь. Крест жизненный, семейный взваливали на свои плечи не для развлечения, не для  удовольствия, а семейный крест, как подвиг, несли всю свою жизнь.

Или кто-то землю покупает. В советское время эта тема была не так актуальна, она ничего не стоила. Сейчас, наверное, в полном соответствии с Евангелием, человек, приобретая землю, становится её собственником, становится её рабом. Любое другое имущество, которое мы приобретаем, не освобождает человека, не облегчает его жизнь, не облегчает доступ человека к Богу, а наоборот, закабаляет и порабощает его.

Казалось бы, всё уже автоматизировано вокруг человека: ни стирать, ни гладить уже не надо, ходить пешком не надо. Уже всё поменялось в нашей жизни по сравнению, хотя бы, с XIX веком. Тем не менее, парадоксальная ситуация: сколько бы не становилось благ в нашей жизни, как бы уровень техники не шёл вперед, сохраняя человеку силы и время, а любая техника, любые средства цивилизации всё затрудняют и затрудняют приход человека к Богу и к Церкви. Сколько греха разливается по лицу земли. Сколько греха проникает в среду детей, в среду современной молодежи, которая, похоже, никому не нужна: ни государству, ни обществу в плане внимания, заботы, попечения и воспитания этого подрастающего поколения. Нам кажется, что если восстановить те условия, среди которых развивались дети в прошлые десятилетия, восстановить систему заботы о детях в детских, спортивных лагерях, проводить различные детские мероприятия, увеличить количество доступных секций, то дети будут заняты, не будут болтаться на улице, тогда не будет ни курения, ни блуда, ни наркомании.

Но, дорогие братия и сестры, в реальной жизни наблюдается совсем иная картина. Что бы мы ни делали в плане достижения более высокого уровня материальных благ и удобств жизни, а греха меньше не становится, наоборот, увеличивается это бесконечное море греха. Не в том дело, что дети абсолютно ничем не заняты, что они болтаются, как неприкаянные, на улице, а в том, что отсутствует религиозно-нравственное воспитание, отсутствует полностью понятие о грехе и борьбе с ним. Вот где истинная причина наших бед и нестроений. Никакие блага цивилизации не смогут остановить поток греха, потому что это проблема не материальная, не имущественная, не вещественная, а проблема духовная. И чем дольше живёт человечество, тем всё дальше оно отходит от Бога. А Господь как звал людей, так и зовёт до сих пор, но завёт, увы, наверное, в большинстве случаев безрезультатно и впустую.

И мы с вами, современные христиане, как это ни странно, должны поучиться на примере людей Ветхого Завета, как они были верны Богу и как они ждали исполнения обетования о рождении Христа, о пришествии в мир Мессии, начиная с Адама, нашего прародителя. О нём мы вспоминаем в большинстве случаев с иронией, с улыбкой, иногда с осуждением за его слабость, за грех, им совершённый. А ведь Адам прожил девятьсот тридцать лет и из них девятьсот лет жил в постоянном покаянии, сокрушении, постоянно источал потоки слёз за своё отпадение от Бога, как и апостол Пётр, отрекшийся от своего Господа. Когда Пётр слышал пение петуха, он не мог спокойно воспринимать, спокойно слышать это пение, которое напоминало ему об отречении от возлюбленного Господа. И Адам, нарушивший заповедь Божию, постоянно жил в этом глубоком покаянии и сокрушении, испрашивая каждодневно прощение перед Богом за свой грех. Перед началом Великого Поста поётся такое песнопение: «Седе Адам прямо рая и свою наготу созерцая, плакашася и рыдаша: увы мне, раю мой, раю, навеки не узрю тебя».

Далее вспомним такого ветхозаветного праведника, как Енох, о котором,  в общем-то, мы ничего не знаем, всего лишь два-три слова: ходил перед Богом, и не стало его, Бог взял его. Всего два-три слова — ходил постоянно перед Богом, жил в постоянном присутствии Его. Какие это глубокие слова! Это хождение перед Богом привело к тому, что Енох живым был взят на Небо. Он избежал тленной смерти, потому что на грешной земле не нашлось ему места, потому что вся земля была недостойна его.

Дальше поговорим об Евере, родоначальнике еврейского народа. О жизни его мы тоже почти ничего не знаем. Известно лишь то, что он стал родоначальником богоизбранного еврейского народа. Характерна одна лишь деталь, о которой догадываются духовные писатели -он был современником строительства Вавилонской башни, и был единственным, кто не участвовал в этой постройке. А сколько этого горделивого строительства, подобных безумных человеческих идей реализовывалось в той жизни, современниками которой мы с вами были в прошлые десятилетия. «Самая передовая, великая, могучая страна во всех областях науки и техники и самый великий советский народ». Вот эта гордыня. А кто не участвовал в построении этого горделивого общества — Вавилонской башни, которая строилась в наше время? Да вряд ли были среди нас такие Еверы ветхозаветные. Общество всё строило башню до небес, чтобы свергнуть Бога оттуда, чтобы занять Его место. А кто отказался, кто не шёл в ногу с этим безумным строительством в наше с вами время?

О других ветхозаветных праведниках мы можем упомянуть только в нескольких словах. Среди них особое место занимает Ной, который один из всего ветхозаветного человечества со своим семейством удостоился быть спасённым Богом. Он также один ходил перед Богом. Сто двадцать лет он стоил ковчег под насмешки и издевательства всего общества.

А кто из нас, дорогие братия и сестры, выдерживал насмешки и глумления в советскую эпоху? Когда иконку нельзя было в доме повесить, боялись все страха ради иудейского, как апостолы после смерти Христа наглухо закрывали все ставни, чтоб никто не увидел, где они собрались. Иконки в лучшем случае в стенке, в шкафу, под диванами, под кроватями хранили, крестов не носили, в храм не ходили, хотя были воспитаны порой верующими родителями. Сколько было этого отречения от Бога?  А Ной в течение ста двадцати лет, невзирая ни на какие призывы современного ему общества, которое подвизалось в удовольствии, в служении плоти, строил и строил этот ковчег, который, в конце концов, даровал и сохранил ему жизнь.

Вспомним Авраама, который по повелению Божию бросил свою землю, насиженное, обустроенное место, где всё было. Услышав голос Бога: «иди в землю, которую Я тебе укажу», он встал и пошёл, как говорит апостол Павел, не зная куда. Какая вера была в этом праведнике! Когда уже у престарелого Авраама родился сын, Господь обещал ему, что от этого сына изойдёт могущественный народ, который Он умножит, как звёзды небесные, как песок морской. И когда появилась на старости лет надежда на исполнение этого пророчества, Бог говорит ему: «пойди, возьми сына своего и там, на горе, принеси его в жертву Богу». Авраам, ни минуты не сомневаясь, идет с сыном на вершину горы и там связывает его. Сын спрашивает: «а где жертва, которую мы принесем Богу?» Авраам отвечает: «Бог Сам усмотрит жертву Себе». Что стоило ему подчиниться зову Божию, произнести эти слова своему единственному сыну, который родился от уже девяностолетнего старика: «Господь узрит Себе жертву», хотя Авраам знал, о чём он говорит и какую жертву он должен принести за эту пламенную веру, которая созвучна верности Богу без размышления: «Богу так угодно», и эта вера не посрамила его. Бог остановил его готовность, и была принесена другая жертва – ягненка, запутавшегося в терниях, в кустарнике, которого указал Ангел.

А какой заметный след оставили в истории Исаак, Иаков! Иосиф Целомудренный, который отказался от возможности совершить грех, хотя всё было для этого. Но настолько велико в его очах было целомудрие и через это верность Богу, что когда всё располагало ко греху, когда этот грех в земном смысле раскрывал новые перспективы земного владычества и могущества его в Египте через связь с женой господина своего, он сказал в сердце своём: «как я согрешу перед Богом, совершу это страшное зло?»

Дорогие братия и сестры, сегодня мы вспомнили только некоторых ветхозаветных праведников. Их множество, великий сонм пророков и других избранников Божиих, о которых говорил апостол Павел: «невозможно найти время о них говорить подробно, потому что их был недостоин весь мир». Они ждали обетования от Спасителя, исполнения Его слов, что настанут спасительные времена. Они ждали этого исполнения обетования тогда, когда ничто не предвещало его. Проходили век за веком, тысячелетие за тысячелетием, а не было и признаков исполнения этого давнего пророчества, что семя жены  сотрёт главу змия. Как во много раз тяжелее было им, живших среди таких языческих обычаев и народов, верить в то, что Господь исполнит Своё обетование.

Для нас, современных христиан, во многом облегчается вера, потому что мы живём в эпоху исполнившихся обетований. Но хотя мы с вами верим в пришедшего Христа во плоти и искупившего нас, но не знаем Его и не хотим слышать Его голоса. И поэтому в преддверии Рождества Христова Церковь напоминает нам, что ради нас, ради нашего спасения Христос приходит в наш мир. И мы, как и ветхозаветные люди, должны сделать свой выбор, должны принести покаяние перед Богом за то, что так мало мы слышим этот голос Божий в своей жизни, так мало мы бываем в храме, так мало и редко причащаемся Святых Христовых Тайн. Господь предлагает нам Самого Себя, предлагает приобщиться, присоединиться к Нему, а нам это оказывается абсолютно не нужным. И месяц, и два, и три, и год нет нас в храме Божием, нет перед нами аналоя с крестом и Евангелием. О чём это говорит? Что Бог в душе? Да ничего подобного, там бесы одни, легион бесов, как у гадаринского бесноватого. Если человека нет в храме Божием, значит, нет и Бога в душе такого человека. Не останется Он там, не задержится в такой душе, которая чужда Церкви, которая чужда всякого молитвенного труда, как средства, которое приближает человека к Богу.

Задумаемся, дорогие братия и сестры, об этой притче. Господь всех зовёт к Себе на пир, всех без исключения. «Много званных» — синоним всех людей, всего человечества. Господь хочет, чтобы все спаслись, чтобы все пришли к познанию истины. Но как страшно оказаться званными, но не избранными; которые были позваны Богом, которые много знали, которые сподобились прикоснуться к вере, но не сохранили её, как те юродивые девы, которые не имели елея в своих светильниках. «И говорю этим званным, что никто из них не вкусит вечери в Царствии Отца Моего». Или, как говорил Христос своим современникам: «истинно говорю вам, не надейтесь, что вы чада Авраама, потому что Бог из камней любых может создать детей Авраама», Своих последователей. Не ссылайтесь на то, что вы христиане по происхождению, по рождению. Это не оправдывает и не спасает, потому что мытари и грешники вперёд нас, подчас, идут в Царствие Небесное.

Дорогие братия и сестры! В преддверии Рождества Христова, дай Бог, чтобы мы все с вами понимали, что Христос родился ради нашего спасения, искупления, соединения с Ним для нашего вечного счастья и блаженства. Аминь.

30 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Позади уже почти месяц Рождественского поста. Церковь день за днём готовит нас к великому празднику Рождества Христова. Рождественские песнопения, богослужения в Православной Церкви стали постоянно появляться с праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, когда мы впервые услышали эти радостные слова: «Христос рождается, славити, Христос с небес срящите, Христос на земле возноситеся».

Сегодня Церковь продолжает эту тему как бы в преддверии самого праздника, предлагая нашему вниманию, во-первых, притчу о званных, притчу о брачном пире, а во-вторых, вместе с этим евангельским повествованием мы вспоминаем сегодня всех праотцев, которые жили в Ветхом Завете, начиная от Адама и до Самого Христа.

Давайте вспомним эту евангельскую притчу о званных и спроецируем её на нас, современных христиан.

Один хозяин устроил богатую вечерю, роскошный ужин, и звал многих. И когда уже все подготовительные моменты были завершены, он посылает своего раба к тем званным людям, которые были уже извещены о приглашении на этот пир. Этот раб, слуга господина, идёт к этим званным великим, сановитым, почтенным людям и говорит, что уже всё готово, и хозяин ждёт их. И как бы странно это ни казалось, но никто не захотел принять это предложение. Все находили какие-то причины, по их мнению, уважительные, которые не позволяли им быть на этом пире. Один сказал, что он купил землю и должен пойти посмотреть её, построить какие-то планы, определить, какую прибыль с неё получить и так далее. Другой сказал, что купил пять пар волов и идёт испытать их. Наверное, это была роскошь по тем временам. Не просто одного вола  купил, на котором можно было пахать, хлеб сеять и быть сытым, а пять пар волов — целое богатство.

Конечно, для нас, современных людей, когда слышишь эти отговорки тех званных из евангельской притчи, воспринимаешь их с улыбкой и с известной долей иронии. Нашли богатство — пять пар волов купили. Но, дорогие братия и сестры, Господь говорил те слова своим современникам, которые занимались в основном земледелием, и земля была их кормилицей: она давала хлеб, давала богатство, давала содержание к жизни. И поэтому большего счастья и большей гарантии в сохранении своего материального благосостояния, развитии и умножении его невозможно было и представить. Если бы Христос пришёл в мир в наше время, то были бы, конечно, уже другие причины: покупали бы уже и автомобили, и яхты, и самолеты, и вертолеты, и прочие вещи и предметы, которые сейчас становятся для определенных людей абсолютной реальностью.

А третий приглашённый сказал, что он женился, по-славянски это звучит: «жену поял», и потому не может прийти. И тогда раб возвратился к хозяину и сообщил ему, что никто не захотел разделить радость пира. А у этого господина намечалось какое-то важное событие: может быть, день рождения, может, какой-то памятный или юбилейный день, который он хотел встретить в кругу своих друзей. К этому дню он заранее тщательно готовился: стол накрыт,   помещении, где должен был проходить этот пир, убрано и украшено. Сколько трудов, сколько средств потрачено на подготовку пира, и это оказалось никому не нужным, никто не пришёл.

   Представим каждый самого себя на месте этого господина. Вы готовитесь к вашему дню рождения, дню ангела, какому-то юбилею, и когда всё готово, оказывается, что никто не хочет быть за вашим столом – только вы один. Деньги выброшены на ветер. Представляете, какое оскорбление? В какое уныние и отчаяние может прийти человек, попав в такую ситуацию.

И, конечно, хозяин разгневался. Он посылает своего раба к совершенно незнакомым людям, на перекрёстки дорог, на улицы и говорит: приводи всех, кого там увидишь. Действительно, эти люди, которые и не помышляли быть на трапезе у столь великого господина, приходят, и ещё места остались. Тогда хозяин посылает своего раба, по смыслу притчи, кажется, ещё дальше — в захолустье жизни: в какие-то подвалы, трущобы. Там слуга находит этих последних, обречённых, никому не нужных людей: нищих, бомжей, обездоленных, выброшенных за борт жизни. И они все приходят, и брачный пир наполнился возлежащими. Тогда хозяин сказал: «Много званных, но мало избранных. Говорю вам, что никто из этих званных не вкусит вечери в Царствии Отца Моего».

Дорогие братия и сестры! Конечно, здесь речь идёт не об обычном обеде, не о яствах и питии, не о пище для тела, хотя и в таком случае игнорирование со стороны званных было бы уже оскорбительным для господина. Речь идёт, конечно, о духовных ценностях, о вечных, немеркнущих ценностях и о человеческой душе, которую зовёт Бог к Себе на брачный пир. Зовёт не для рабского труда, а зовёт для праздника, для наслаждения, для вечного блаженства. Надо отметить тот момент, что Бог создал человека с этим стремлением к Богу: «Ты создал нас со стремлением к Тебе, и мятётся сердце наше, пока оно не успокоится в Тебе, Боже». Это тяготение сердца человеческого к Богу иногда заглушается человеком, забывается, маскируется под какие-то внешние причины, более или менее важные с точки зрения человека. Но когда это тяготение человека к Богу ослабляется и исчезает, тогда Бог всякий раз напоминает человеку, что Он создал его для Себя, для вечного блаженства, для соединения с Богом, потому что в этом предназначение человека, в этом он получает своё счастье, блаженство временное и вечное.

Итак, согласно притче, Господь посылает звать приглашённых через Своих рабов, верных Своих слуг — это служители Церкви ветхозаветной, новозаветной, начиная с апостолов и заканчивая современными пастырями, служителями Церкви. В Ветхом Завете Он звал устами пророков, в первую очередь устами и образом жизни ветхозаветных праведников, ветхозавет-ных патриархов, о которых сейчас мы с вами будем говорить.

К сожалению, люди, как в период Ветхого Завета, так и Нового, очень редко и очень мало идут за Христом и слышат этот божественный призыв. Мы с вами думаем, что живём в исключительное время, и современному человеку вечно не хватает времени, вечно он чем-то занят: бесконечные дела, проблемы, заботы, борьба за выживание, за своё место под солнцем. Опоздаешь на день — займут твоё место другие в жизни, в бизнесе. Нам кажется так. Может быть, в этом действительно есть доля истины, потому что под лежачий камень вода не течёт. Но сколько в этих оговорках ложного самооправдания, сколько лени, сколько отсутствия любви к Богу.

Или кто-то собирается жениться: в спешке, в суете, как будто на один день. Наверное, для современных людей так иногда и бывает: день, два, неделя, месяц семейной жизни, а дальше всё по новой — новые увлечения, новые впечатления, новая жена.

Но ведь раньше-то не так было. Раньше женились или выходили замуж один раз и на всю жизнь. Крест жизненный, семейный взваливали на свои плечи не для развлечения, не для  удовольствия, а семейный крест, как подвиг, несли всю свою жизнь.

Или кто-то землю покупает. В советское время эта тема была не так актуальна, она ничего не стоила. Сейчас, наверное, в полном соответствии с Евангелием, человек, приобретая землю, становится её собственником, становится её рабом. Любое другое имущество, которое мы приобретаем, не освобождает человека, не облегчает его жизнь, не облегчает доступ человека к Богу, а наоборот, закабаляет и порабощает его.

Казалось бы, всё уже автоматизировано вокруг человека: ни стирать, ни гладить уже не надо, ходить пешком не надо. Уже всё поменялось в нашей жизни по сравнению, хотя бы, с XIX веком. Тем не менее, парадоксальная ситуация: сколько бы не становилось благ в нашей жизни, как бы уровень техники не шёл вперед, сохраняя человеку силы и время, а любая техника, любые средства цивилизации всё затрудняют и затрудняют приход человека к Богу и к Церкви. Сколько греха разливается по лицу земли. Сколько греха проникает в среду детей, в среду современной молодежи, которая, похоже, никому не нужна: ни государству, ни обществу в плане внимания, заботы, попечения и воспитания этого подрастающего поколения. Нам кажется, что если восстановить те условия, среди которых развивались дети в прошлые десятилетия, восстановить систему заботы о детях в детских, спортивных лагерях, проводить различные детские мероприятия, увеличить количество доступных секций, то дети будут заняты, не будут болтаться на улице, тогда не будет ни курения, ни блуда, ни наркомании.

Но, дорогие братия и сестры, в реальной жизни наблюдается совсем иная картина. Что бы мы ни делали в плане достижения более высокого уровня материальных благ и удобств жизни, а греха меньше не становится, наоборот, увеличивается это бесконечное море греха. Не в том дело, что дети абсолютно ничем не заняты, что они болтаются, как неприкаянные, на улице, а в том, что отсутствует религиозно-нравственное воспитание, отсутствует полностью понятие о грехе и борьбе с ним. Вот где истинная причина наших бед и нестроений. Никакие блага цивилизации не смогут остановить поток греха, потому что это проблема не материальная, не имущественная, не вещественная, а проблема духовная. И чем дольше живёт человечество, тем всё дальше оно отходит от Бога. А Господь как звал людей, так и зовёт до сих пор, но завёт, увы, наверное, в большинстве случаев безрезультатно и впустую.

И мы с вами, современные христиане, как это ни странно, должны поучиться на примере людей Ветхого Завета, как они были верны Богу и как они ждали исполнения обетования о рождении Христа, о пришествии в мир Мессии, начиная с Адама, нашего прародителя. О нём мы вспоминаем в большинстве случаев с иронией, с улыбкой, иногда с осуждением за его слабость, за грех, им совершённый. А ведь Адам прожил девятьсот тридцать лет и из них девятьсот лет жил в постоянном покаянии, сокрушении, постоянно источал потоки слёз за своё отпадение от Бога, как и апостол Пётр, отрекшийся от своего Господа. Когда Пётр слышал пение петуха, он не мог спокойно воспринимать, спокойно слышать это пение, которое напоминало ему об отречении от возлюбленного Господа. И Адам, нарушивший заповедь Божию, постоянно жил в этом глубоком покаянии и сокрушении, испрашивая каждодневно прощение перед Богом за свой грех. Перед началом Великого Поста поётся такое песнопение: «Седе Адам прямо рая и свою наготу созерцая, плакашася и рыдаша: увы мне, раю мой, раю, навеки не узрю тебя».

Далее вспомним такого ветхозаветного праведника, как Енох, о котором,  в общем-то, мы ничего не знаем, всего лишь два-три слова: ходил перед Богом, и не стало его, Бог взял его. Всего два-три слова — ходил постоянно перед Богом, жил в постоянном присутствии Его. Какие это глубокие слова! Это хождение перед Богом привело к тому, что Енох живым был взят на Небо. Он избежал тленной смерти, потому что на грешной земле не нашлось ему места, потому что вся земля была недостойна его.

Дальше поговорим об Евере, родоначальнике еврейского народа. О жизни его мы тоже почти ничего не знаем. Известно лишь то, что он стал родоначальником богоизбранного еврейского народа. Характерна одна лишь деталь, о которой догадываются духовные писатели -он был современником строительства Вавилонской башни, и был единственным, кто не участвовал в этой постройке. А сколько этого горделивого строительства, подобных безумных человеческих идей реализовывалось в той жизни, современниками которой мы с вами были в прошлые десятилетия. «Самая передовая, великая, могучая страна во всех областях науки и техники и самый великий советский народ». Вот эта гордыня. А кто не участвовал в построении этого горделивого общества — Вавилонской башни, которая строилась в наше время? Да вряд ли были среди нас такие Еверы ветхозаветные. Общество всё строило башню до небес, чтобы свергнуть Бога оттуда, чтобы занять Его место. А кто отказался, кто не шёл в ногу с этим безумным строительством в наше с вами время?

О других ветхозаветных праведниках мы можем упомянуть только в нескольких словах. Среди них особое место занимает Ной, который один из всего ветхозаветного человечества со своим семейством удостоился быть спасённым Богом. Он также один ходил перед Богом. Сто двадцать лет он стоил ковчег под насмешки и издевательства всего общества.

А кто из нас, дорогие братия и сестры, выдерживал насмешки и глумления в советскую эпоху? Когда иконку нельзя было в доме повесить, боялись все страха ради иудейского, как апостолы после смерти Христа наглухо закрывали все ставни, чтоб никто не увидел, где они собрались. Иконки в лучшем случае в стенке, в шкафу, под диванами, под кроватями хранили, крестов не носили, в храм не ходили, хотя были воспитаны порой верующими родителями. Сколько было этого отречения от Бога?  А Ной в течение ста двадцати лет, невзирая ни на какие призывы современного ему общества, которое подвизалось в удовольствии, в служении плоти, строил и строил этот ковчег, который, в конце концов, даровал и сохранил ему жизнь.

Вспомним Авраама, который по повелению Божию бросил свою землю, насиженное, обустроенное место, где всё было. Услышав голос Бога: «иди в землю, которую Я тебе укажу», он встал и пошёл, как говорит апостол Павел, не зная куда. Какая вера была в этом праведнике! Когда уже у престарелого Авраама родился сын, Господь обещал ему, что от этого сына изойдёт могущественный народ, который Он умножит, как звёзды небесные, как песок морской. И когда появилась на старости лет надежда на исполнение этого пророчества, Бог говорит ему: «пойди, возьми сына своего и там, на горе, принеси его в жертву Богу». Авраам, ни минуты не сомневаясь, идет с сыном на вершину горы и там связывает его. Сын спрашивает: «а где жертва, которую мы принесем Богу?» Авраам отвечает: «Бог Сам усмотрит жертву Себе». Что стоило ему подчиниться зову Божию, произнести эти слова своему единственному сыну, который родился от уже девяностолетнего старика: «Господь узрит Себе жертву», хотя Авраам знал, о чём он говорит и какую жертву он должен принести за эту пламенную веру, которая созвучна верности Богу без размышления: «Богу так угодно», и эта вера не посрамила его. Бог остановил его готовность, и была принесена другая жертва – ягненка, запутавшегося в терниях, в кустарнике, которого указал Ангел.

А какой заметный след оставили в истории Исаак, Иаков! Иосиф Целомудренный, который отказался от возможности совершить грех, хотя всё было для этого. Но настолько велико в его очах было целомудрие и через это верность Богу, что когда всё располагало ко греху, когда этот грех в земном смысле раскрывал новые перспективы земного владычества и могущества его в Египте через связь с женой господина своего, он сказал в сердце своём: «как я согрешу перед Богом, совершу это страшное зло?»

Дорогие братия и сестры, сегодня мы вспомнили только некоторых ветхозаветных праведников. Их множество, великий сонм пророков и других избранников Божиих, о которых говорил апостол Павел: «невозможно найти время о них говорить подробно, потому что их был недостоин весь мир». Они ждали обетования от Спасителя, исполнения Его слов, что настанут спасительные времена. Они ждали этого исполнения обетования тогда, когда ничто не предвещало его. Проходили век за веком, тысячелетие за тысячелетием, а не было и признаков исполнения этого давнего пророчества, что семя жены  сотрёт главу змия. Как во много раз тяжелее было им, живших среди таких языческих обычаев и народов, верить в то, что Господь исполнит Своё обетование.

Для нас, современных христиан, во многом облегчается вера, потому что мы живём в эпоху исполнившихся обетований. Но хотя мы с вами верим в пришедшего Христа во плоти и искупившего нас, но не знаем Его и не хотим слышать Его голоса. И поэтому в преддверии Рождества Христова Церковь напоминает нам, что ради нас, ради нашего спасения Христос приходит в наш мир. И мы, как и ветхозаветные люди, должны сделать свой выбор, должны принести покаяние перед Богом за то, что так мало мы слышим этот голос Божий в своей жизни, так мало мы бываем в храме, так мало и редко причащаемся Святых Христовых Тайн. Господь предлагает нам Самого Себя, предлагает приобщиться, присоединиться к Нему, а нам это оказывается абсолютно не нужным. И месяц, и два, и три, и год нет нас в храме Божием, нет перед нами аналоя с крестом и Евангелием. О чём это говорит? Что Бог в душе? Да ничего подобного, там бесы одни, легион бесов, как у гадаринского бесноватого. Если человека нет в храме Божием, значит, нет и Бога в душе такого человека. Не останется Он там, не задержится в такой душе, которая чужда Церкви, которая чужда всякого молитвенного труда, как средства, которое приближает человека к Богу.

Задумаемся, дорогие братия и сестры, об этой притче. Господь всех зовёт к Себе на пир, всех без исключения. «Много званных» — синоним всех людей, всего человечества. Господь хочет, чтобы все спаслись, чтобы все пришли к познанию истины. Но как страшно оказаться званными, но не избранными; которые были позваны Богом, которые много знали, которые сподобились прикоснуться к вере, но не сохранили её, как те юродивые девы, которые не имели елея в своих светильниках. «И говорю этим званным, что никто из них не вкусит вечери в Царствии Отца Моего». Или, как говорил Христос своим современникам: «истинно говорю вам, не надейтесь, что вы чада Авраама, потому что Бог из камней любых может создать детей Авраама», Своих последователей. Не ссылайтесь на то, что вы христиане по происхождению, по рождению. Это не оправдывает и не спасает, потому что мытари и грешники вперёд нас, подчас, идут в Царствие Небесное.

Дорогие братия и сестры! В преддверии Рождества Христова, дай Бог, чтобы мы все с вами понимали, что Христос родился ради нашего спасения, искупления, соединения с Ним для нашего вечного счастья и блаженства. Аминь.

Предыдущая проповедь

23 декабря 2007

Исцеление десяти прокаженных
Следующая проповедь

1 января 2008

Слово в новогоднюю ночь

Все проповеди за 2007 год

декабрь 2007

ноябрь 2007

март 2007

февраль 2007

январь 2007

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00