Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о любостяжательном богаче. О воле Божией

Дорогие братия и сестры.

Евангелие, которое читалось сегодня, очень важно для нашей с вами жизни земной и духовной по нескольким аспектам.

Первый аспект, который обращает на себя наше внимание — поведение богача, который был осуждён Богом за неправильную жизнь, за неправильные свои слова. Мы видим самоуверенность человека, что непременно всё будет так, как он задумал, как он просчитал, опираясь на свои земные возможности: связи, положение, богатство. Как сказал этот богатый человек: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12;19).

Мы всецело находимся в руках промысла Божия. Наша земная жизнь, её продолжи-тельность, все её наполнение зависит только от Бога. Поэтому самоуверенность, которая основывается на гордыне человеческой, из чего бы она ни исходила: из жизненного опыта, из профессиональных навыков, возможностей человека — в очах Божиих является греховным, мерзким, неправильным состоянием, которое Господь отвергает и в этих, порой, неудачах воспитывает нас и направляет к тому, чтобы мы всецело полагались на Его святую, благую и совершенную для нас волю.

Так, в соборном послании апостол Иаков говорит нам с вами: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы нам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4;13-16).

Поэтому, дай Бог, чтобы в жизни и во всех поступках наших мы всецело полагались на волю Божию. Я думаю, что каждый из нас помнит примеры из своей жизни, когда необходимо было решить то или иное дело, а мы проявляли уверенность, что сделать это очень легко: достаточно сделать несколько движений, позвать, позвонить кому-либо. И когда присутствует самонадеянность, то Господь всегда посрамляет: и телефон не отвечает; и человек не хочет разговаривать или у него иные, более важные с его точки зрения заботы и проблемы; и вне зоны телефон или за неуплату выключен; и много других причин, которые Бог использует для нашего с вами воспитания.

Когда человек понимает, что он без Бога ничто, он в этом самом молении, в смирении обращается к Господу перед решением любого дела с молитвой: Господи, без Тебя ничего мы не можем, ничего мы не сделаем. Сам разреши, Сам помоги, Сам участвуй в том или ином вопросе, и да буду я лишь орудием Твоей воли.

Святейший патриарх Кирилл в одном из своих наставлений приводил очень хороший образ соединения Божественной и человеческой воли в решении тех или иных вопросов. Он говорил, что человек должен ощущать себя кисточкой в руке Божией. Рисует кисточка, но если она не будет в руке Божией, и никто не будет направлять её, то она ничего не нарисует. Это предание себя в руки воли Божией бесценно для нашей с вами жизни.

Следующий момент из этого евангельского повествования, который мы должны заимст-вовать и приложить в своей жизни — это память о смерти. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7;39) — это слова премудрого Сираха. Но, дорогие, мы с вами в этом отношении ведём себя как неразумные наивные дети, которые, когда слышат о чём-то, не понимают, что это может касаться их жизни. Когда мы слышим о смерти, видим умерших людей, которых Господь призвал к жизни вечной, когда мы задумываемся о смерти, бывая на кладбище, мы, к сожалению, не примеряем к себе, что рано или поздно и нас это непременно коснётся, а когда — не знаем. А если коснётся, то смерть страшна не сама по себе, она не должна ужасать нас неинтересными подробностями: сырой могилой, ещё чем-либо. А мы должны понимать, что смерть страшна тем, что после неё отвечать надо перед Богом за свою прожитую жизнь, и этот ответ является очень серьёзным экзаменом, испытанием для человека.

Все экзамены земные, начиная с ГИА и ЕГЭ, и вузовских, они, все вместе взятые, ни в какое сравнение не идут с той ответственностью, которая предполагается от человека, когда мы с вами будем отвечать перед Богом за всю прожитую жизнь. От Бога ничего не скроешь, Он всё знает: каждое мгновение, день, год, всё наполнение нашей жизни. Он не нуждается в подсказках, в адвокатах, обвинителях, в судьях — ни в ком не нуждается. Он всё держит в Своей памяти.  Поэтому из-за Божественного всезнания о нашей жизни этот суд называется страшным. Даже наши земные суды кажутся такими хорошими и судьи такими ласковыми, такими человеколюбивыми, такими входящими в положение, в зависимости от твоего материального достатка, что становится легко и спокойно на душе. А вот суд Божий совершенно другой.

И слова: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12;20) мы должны приложить каждый к самому себе. Нет никаких гарантий, что к кому-то из нас не направлены эти слова. Все это находится в руках промысла Божия.

Образ этого богатого человека, который в притче предстаёт перед нами, заслужил от Бога осуждение жизни своей, потому что заботился только о себе. Господь говорит в этой притче: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12;21). Жизнь только для самих себя, пронизанная эгоизмом, прагматизмом, вещелюбием, сребролюбием и заботой о чёрном дне, о завтрашнем дне – это всё самополагание, оно греховно в очах Божиих. Жизнь наша должна носить жертвенный характер, чтобы хотя бы чем-нибудь, хотя бы неким делом мы с вами жертвовали от себя ради ближнего: или временем, или профессиональными делами, которые мы можем совершать, которые ожидают от нас ближние, или материальным вспомоществованием (участием в жизни нуждающихся людей) и так далее.

Всё это всем известно и прекрасно понятно. Но в чём же проблема? А жалко с деньгами расставаться, вот в чём проблема. Когда они у тебя находятся в сейфе, в кармане, на банковской карточке, то как-то спокойнее, когда ты ощущаешь, что там что-то есть, что чем-то ты застрахован, обеспечен.

Хотя бы, дорогие братия и сестры, мы должны свою жизнь управить так, что, хотя бы десятую часть, так называемую десятину, мы всё-таки отдавали Богу, Церкви и людям. Это Богом заповеданный нормальный принцип жизни. Смотрите, какой Он щадящий: Бог не забирает половину, восемьдесят процентов, девяносто — тебе хватит и десяти. Он наоборот говорит, только десятую часть, и тогда будет правильное устроение земной жизни.

Дорогие братия и сестры. В этом жертвенном характере жизни нашей состоит её оправдание. Смысл в нашей жизни есть тогда, когда в ней присутствует эта добродетель жертвенности. И богатеть мы в Бога, конечно же, должны добрыми делами и всеми христианскими добродетелями, которые должна собрать наша душа во время земной жизни. И они будут являться её духовным сокровищем, которое пойдёт на Небо, к Богу и будет содействовать нашему благоприятному ответу на Страшном Судище Христовом, о чём мы молимся с вами постоянно. Аминь.

3 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.

Евангелие, которое читалось сегодня, очень важно для нашей с вами жизни земной и духовной по нескольким аспектам.

Первый аспект, который обращает на себя наше внимание — поведение богача, который был осуждён Богом за неправильную жизнь, за неправильные свои слова. Мы видим самоуверенность человека, что непременно всё будет так, как он задумал, как он просчитал, опираясь на свои земные возможности: связи, положение, богатство. Как сказал этот богатый человек: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12;19).

Мы всецело находимся в руках промысла Божия. Наша земная жизнь, её продолжи-тельность, все её наполнение зависит только от Бога. Поэтому самоуверенность, которая основывается на гордыне человеческой, из чего бы она ни исходила: из жизненного опыта, из профессиональных навыков, возможностей человека — в очах Божиих является греховным, мерзким, неправильным состоянием, которое Господь отвергает и в этих, порой, неудачах воспитывает нас и направляет к тому, чтобы мы всецело полагались на Его святую, благую и совершенную для нас волю.

Так, в соборном послании апостол Иаков говорит нам с вами: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы нам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4;13-16).

Поэтому, дай Бог, чтобы в жизни и во всех поступках наших мы всецело полагались на волю Божию. Я думаю, что каждый из нас помнит примеры из своей жизни, когда необходимо было решить то или иное дело, а мы проявляли уверенность, что сделать это очень легко: достаточно сделать несколько движений, позвать, позвонить кому-либо. И когда присутствует самонадеянность, то Господь всегда посрамляет: и телефон не отвечает; и человек не хочет разговаривать или у него иные, более важные с его точки зрения заботы и проблемы; и вне зоны телефон или за неуплату выключен; и много других причин, которые Бог использует для нашего с вами воспитания.

Когда человек понимает, что он без Бога ничто, он в этом самом молении, в смирении обращается к Господу перед решением любого дела с молитвой: Господи, без Тебя ничего мы не можем, ничего мы не сделаем. Сам разреши, Сам помоги, Сам участвуй в том или ином вопросе, и да буду я лишь орудием Твоей воли.

Святейший патриарх Кирилл в одном из своих наставлений приводил очень хороший образ соединения Божественной и человеческой воли в решении тех или иных вопросов. Он говорил, что человек должен ощущать себя кисточкой в руке Божией. Рисует кисточка, но если она не будет в руке Божией, и никто не будет направлять её, то она ничего не нарисует. Это предание себя в руки воли Божией бесценно для нашей с вами жизни.

Следующий момент из этого евангельского повествования, который мы должны заимст-вовать и приложить в своей жизни — это память о смерти. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7;39) — это слова премудрого Сираха. Но, дорогие, мы с вами в этом отношении ведём себя как неразумные наивные дети, которые, когда слышат о чём-то, не понимают, что это может касаться их жизни. Когда мы слышим о смерти, видим умерших людей, которых Господь призвал к жизни вечной, когда мы задумываемся о смерти, бывая на кладбище, мы, к сожалению, не примеряем к себе, что рано или поздно и нас это непременно коснётся, а когда — не знаем. А если коснётся, то смерть страшна не сама по себе, она не должна ужасать нас неинтересными подробностями: сырой могилой, ещё чем-либо. А мы должны понимать, что смерть страшна тем, что после неё отвечать надо перед Богом за свою прожитую жизнь, и этот ответ является очень серьёзным экзаменом, испытанием для человека.

Все экзамены земные, начиная с ГИА и ЕГЭ, и вузовских, они, все вместе взятые, ни в какое сравнение не идут с той ответственностью, которая предполагается от человека, когда мы с вами будем отвечать перед Богом за всю прожитую жизнь. От Бога ничего не скроешь, Он всё знает: каждое мгновение, день, год, всё наполнение нашей жизни. Он не нуждается в подсказках, в адвокатах, обвинителях, в судьях — ни в ком не нуждается. Он всё держит в Своей памяти.  Поэтому из-за Божественного всезнания о нашей жизни этот суд называется страшным. Даже наши земные суды кажутся такими хорошими и судьи такими ласковыми, такими человеколюбивыми, такими входящими в положение, в зависимости от твоего материального достатка, что становится легко и спокойно на душе. А вот суд Божий совершенно другой.

И слова: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12;20) мы должны приложить каждый к самому себе. Нет никаких гарантий, что к кому-то из нас не направлены эти слова. Все это находится в руках промысла Божия.

Образ этого богатого человека, который в притче предстаёт перед нами, заслужил от Бога осуждение жизни своей, потому что заботился только о себе. Господь говорит в этой притче: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12;21). Жизнь только для самих себя, пронизанная эгоизмом, прагматизмом, вещелюбием, сребролюбием и заботой о чёрном дне, о завтрашнем дне – это всё самополагание, оно греховно в очах Божиих. Жизнь наша должна носить жертвенный характер, чтобы хотя бы чем-нибудь, хотя бы неким делом мы с вами жертвовали от себя ради ближнего: или временем, или профессиональными делами, которые мы можем совершать, которые ожидают от нас ближние, или материальным вспомоществованием (участием в жизни нуждающихся людей) и так далее.

Всё это всем известно и прекрасно понятно. Но в чём же проблема? А жалко с деньгами расставаться, вот в чём проблема. Когда они у тебя находятся в сейфе, в кармане, на банковской карточке, то как-то спокойнее, когда ты ощущаешь, что там что-то есть, что чем-то ты застрахован, обеспечен.

Хотя бы, дорогие братия и сестры, мы должны свою жизнь управить так, что, хотя бы десятую часть, так называемую десятину, мы всё-таки отдавали Богу, Церкви и людям. Это Богом заповеданный нормальный принцип жизни. Смотрите, какой Он щадящий: Бог не забирает половину, восемьдесят процентов, девяносто — тебе хватит и десяти. Он наоборот говорит, только десятую часть, и тогда будет правильное устроение земной жизни.

Дорогие братия и сестры. В этом жертвенном характере жизни нашей состоит её оправдание. Смысл в нашей жизни есть тогда, когда в ней присутствует эта добродетель жертвенности. И богатеть мы в Бога, конечно же, должны добрыми делами и всеми христианскими добродетелями, которые должна собрать наша душа во время земной жизни. И они будут являться её духовным сокровищем, которое пойдёт на Небо, к Богу и будет содействовать нашему благоприятному ответу на Страшном Судище Христовом, о чём мы молимся с вами постоянно. Аминь.

Предыдущая проповедь

26 ноября 2017

Притча о милосердном самарянине
Следующая проповедь

10 декабря 2017

Исцеление скорченной женщины

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00