Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о милосердном самарянине

Дорогие братия и сестры. Однажды во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа к Нему подошёл один человек, сведущий в Священном Писании, в отличие от нас, грешных. Потому что мы, многие из здесь стоящих, ещё не прочитали не то, что Библию, а и святого Евангелия. А тот человек был знатоком Священного Писания, таких во времена Ветхого Завета иногда называли законниками, то есть знающими Закон, как человека, например, знающего устав богослужения, называют уставщиком. Он подошёл ко Христу и стал искушать Его, то есть хотел поймать как-то на незнании Закона, на незнании Священного Писания. И вопрос его звучал следующим образом: какая заповедь больше всех из десяти в Законе?

Вопрос, действительно, каверзный, хотя в Священном Писании, во Второзаконии эти заповеди обобщаются в две самых главных: возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем помышлением твоим. Эта заповедь суммирует первые четыре, которые говорят о почитании Бога, о том, что Он Единственный, Достойный поклонения; заповедь, отвергающая кумиров, идолов; заповедь о благоговении перед именем Божиим и заповедь о почитании субботнего дня. А вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. Остальные шесть заповедей, регламентирующих наше отношение к ближним, суммируются в одной этой заповеди доброго отношения к ближнему, и критерий Господь указал: как самого себя люби. Ну как же это так?

Каждый из нас знает, дорогие братия и сестры, что это элементарные вещи, как мы любим самих себя. Иногда в светской среде говорят: как любишь себя, любимого. Это и ублажание  себя пищей, и чрезмерным покоем, сном, когда от кровати не оторваться, и красивая, изящная одежда модных, современных брендов, и парфюмерия уровня не ниже французской, и всё остальное такое же, соответствующее. К этому же стоит добавить достойное уважение себя, с определенным статусом, что человек значит нечто в обществе, в жизни. В Священном Писании сказано: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5; 29). Как же мы любим свою плоть? Чтобы потеплее было, хотя бы градусов двадцать, где живёт человек; питает её несколько раз в день, как минимум три, а то и четыре раза, причём, хочется вкусненького, чтоб не повторялось и чередовалось, было в меру прогретое, а не холодное, и многие другие составляющие такой любви, но которые иногда переходят в страсти, в потакание страстям и слабостям нашим.

Но если отринуть это нечто греховное и оставить природную любовь к самому себе, которая проявляется, например, в инстинкте самосохранения жизни, то нам будет понятно это сравнение Господа, как же можно возлюбить ближнего как самого себя?

Дорогие братия и сестры. Законник услышал такой, в общем-то, простой ответ, который он и сам знал, но он хотел Христа поймать на незнании Закона. Если бы Господь выделил какую-нибудь заповедь, а не обобщил их, то завязалась бы полемика, а спор на религиозные темы обычно редко к чему приводит. Поэтому апостол Павел говорил: «от глупых и невежественных состязаний уклоняйся» (2Тим. 2; 23).  

Далее, законник иначе захотел спровоцировать Господа и спросил: «А кто мой ближний?» (Лк.10; 29). Действительно, в Ветхом Завете знали об этой универсальной заповеди, обобщаю-щей человеческие взаимоотношения, но мораль была другой: возлюби ближнего своего и возненавидь врага своего. Она уже соединяла часть общества, и врагов можно и нужно было ненавидеть в Ветхом Завете. И какой же принцип там существовал? Взаимных  оскорблений и ответном удовлетворении: око за око, зуб за зуб. На этом было построено судопроизводство в Ветхом Завете — не больше, не меньше. Зуб выбил — в ответ то же самое, причём, такой же зуб, чтобы не ошибиться, иначе последует ответный удар, и в компенсациях можно запутаться на основе этого термина суровой Ветхозаветной морали. Хотя, можно как-то проследить, вроде бы и справедливость какая-то есть: око за око, зуб за зуб, не больше, не меньше. Да, но на этом принципе построена кровная месть у восточных народов. Весь мусульманский восток погрязает в этих страшных реалиях жизни. Также христианские народы Грузии, в частности, живущие в аулах высоко в горах Сванетии, Кахетии, в других местах, и даже люди, просвещённые верой Христовой, порой не могут подняться до этой заповеди всепрощения, о чём говорил Христос.

Чтобы пояснить, а кто ближний человеку, Господь рассказал такую притчу. Это иносказание, которое образно показывает, кто является ближним для нас с вами.

Один человек возвращался из Иерусалима и Иерихон, и на него напали разбойники. Ситуация типичнейшая для России девяностых годов прошлого века. Сколько людей было убито, бесследно исчезло на наших автомобильных дорогах, федеральных и местных, когда было опасно ездить и возить какие-то грузы. В каждой области существовали свои банды и свои законы исполняли, были свои сферы влияния. 

Итак, этот человек попал к разбойникам. Они избили его, обобрали, естественно, и бросили еле живым умирать в пустыне. Дорога из Иерусалима в Иерихон  проходит сквозь пустыню, там нет оазисов, нет источников воды, нет зелени. Разбойники бросили его на верную гибель, чтобы не марать руки в крови и не быть повинными в его смерти. Этот человек был обречён. И он лежал, будучи не в силах сам себе помочь и встать от великих избиений. Вдруг он видит, идёт мимо ветхозаветный священник, который, наверное, шёл в храм по направлению к Иерусалиму и, увидев его, прошёл мимо. Может быть, он спешил на богослужение, заступая на череду в Иерусалимском храме, которое совершалось по неделям. Возможно, он посчитал, что человек уже мёртвый, и если бы он прикоснулся к нему, то не смог бы служить, потому что стал бы нечистым по традиции Ветхого Завета. Или, может быть, думал, что это приманка, а где-то рядом прячется группа бандитов, и они при остановке могут и ограбить и его. В итоге, он проявил малодушие и прошёл мимо. Далее шёл левит. Это низшая степень служителей церкви, церковнослужители, которые только помогали при богослужении. Они ничего сами не совершали и в священнодействиях не участвовали, и тоже прошёл мимо. Наконец, проезжал на осле самарянин и, увидев этого иудея, остановился. Он сразу понял, какой национальности пострадавший, их же не перепутаешь, братьев-иудеев. А самаряне постепенно ассимилировали, свои иудейские черты, свой облик, даже внешний, стали терять, потому что смешались в браках с язычниками-ассирийцами, которые завоевали часть Иудеи. Таким образом, образовалось это отдельное иноверное государство Самария, представители которого существуют до сих пор в Святой Земле, в Иудее.

Иудеи и самаряне были в непримиримой вражде. Они ненавидели друг друга. Но, несмотря на это, самарянин остановился, обвязал раны этого несчастного человека, возливая на них масло и вино, облегчая этим страдания, а затем посадил его на своего ослика и отвёз в ближайшую гостиницу. Наутро, покинув гостиницу, он отдал денег хозяину этой гостиницы, два динария. Наверное, это была достаточная сумма для его пребывания и излечения там. Он сказал, что если хозяин истратит больше, то, когда возвратится, компенсирует ему расходы.

Вот такую притчу сказал Господь. Обращаясь к законнику, Он спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк.10; 36). Он совершенно правильно ответил,  как любой бы из нас: «оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10; 37). На этом оканчивается Евангелие сегодняшнего воскресного дня.

Дорогие братия и сестры, начало этого евангельского отрывка было обусловлено вопросом законника. Он желал спасения своей души. Какие заповеди главные? Как мне жить, чтобы наследовать жизнь вечную? В этих двух заповедях заключается секрет, который открывает эту вечную жизнь — чтобы мы любили Господа больше всего на свете всей  душой, всей крепостью, всем помышлением своим.

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день Господь обращается к нашей совести, прося разобраться, а как, в чём состоит это Богоугождение в нашей жизни. Насколько мы усердны к храму Божиему? Потому что здесь место встречи с Господом, здесь мы соединяемся с Ним самым непосредственным образом, вкушая Его Пречистое Тело и Кровь, в святой чаше выносимой нам из алтаря. Более тесного общения с Господом, соединения с Ним невозможно найти нигде в окружающем мире. А как мы с Господом пребываем в течение будних дней, утром и вечером? Насколько верны Ему в исполнении традиций и предписаний Церкви, в посте, в утренней, вечерней молитве, в памяти о Нём в течение дня, в наших поступках по отношению к другим людям? Насколько мы сохраняем эту верность Господу? Сколько мы о Нём думаем? Сколько мы к Нему обращаемся?

А другая заповедь, о любви к ближнему? Ближних так просто взять и возлюбить — это нереально. Это будет какая-то любовь или искусственная, или платоническая, или по Фрейду, или ещё по кому-нибудь, не дай Бог. Не об этом речь. Подниматься к этой любви мы должны постепенно, и первая ступень — это любовь и добрые, совершенно христианские отношения с нашими близкими, кровными родственниками. Мы не должны их выделять и обосабливать, только их любить, а больше никого. Но начать исполнение любви к ближнему, минуя своих родственников, было бы совершенно неправильно. Поэтому и апостол Павел говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1Тим.5; 8). Нужно возлюбить ближних наших: муж — жену, жена – мужа, брат – сестру, сестра – брата, дети — родителей, родители – детей, и в этих взаимных родственных связях прийти, наконец, к полной гармонии, чтобы христианские принципы любви и всепрощения проявлялись в наших взаимных отношениях.

Дорогие братия и сестры. Как счастлив тот, у кого в этой сфере всё прекрасно, кто рад всем близким, родным, братьям и сёстрам, родным и двоюродным, кому делить нечего, и имущество всё давно разделено, поэтому нет никаких претензий и никаких упрёков. Как счастлив такой человек. Но кто же из нас, из здесь стоящих двухсот человек, может свидетельствовать, что он такой счастливый? У многих из нас какие-то недочёты есть, и в отношении к своим собственным детям потерян мир, как правило, к взрослым детям. С маленькими-то полегче немножко. Там, если миновать ювенальную юстицию, помогают некоторые физические средства. В воспитании, бывает, они воздействуют прекрасно, и в рамках дня они действуют, потом повторять надо. Сложными бывают родственные взаимоотношения во взрослой жизни, когда братья и сёстры уже своими семьями живут: там невестка одна, а там другая; эта сватью и свекровь любит, а та не любит. И получаются нестроения, ненависть и обиды, которые приводят к тому, что иные близкие люди многие годы вообще не общаются друг с другом, и не звонят, и видеть не хотят, а может быть, и их взаимно тоже видеть не хотят и не могут. И все ждут, что это изменится однажды каким-то образом. А как это может измениться? Только испрашиванием прощения, независимо от того, виноват ты или не виноват, в большей или меньшей степени. И искать эти способы примирения. Помнить такие благоприятные моменты, как дни рождения, юбилеи, памятные дни. А если тебя слышать не хотят, смс напиши или письмо по советской практике. На почту отнеси, отправь, дойдёт по адресу, когда говорить не можешь, хотя письма сейчас никто уже не пишет.

Эта притча о милосердном самарянине, показывает, что враг оказал помощь своему врагу, говорит нам о том, что мы должны под ближним понимать всякого человека, любой национальности, любого цвета кожа и волос, любого разреза глаз, любой веры даже. Потому что иудей и самарянин были совершенно разной веры. И самаряне были своеобразными сектантами, которые чуть-чуть взяли от иудейства и добавили что-то своего, языческого. Это типичные сектанты. И тем не менее, самарянин оказал милость своему врагу.

Вот, братия и сестры, насколько высока эта заповедь. Ведь она предписывает всем без разбора всех любить и всем оказывать милость, и добрые дела творить. Всем. И которые тебя в автобусе сегодня обидели и толкнули; и врагов по лестничной площадке, кто плохо моет полы, не исполняют график; соседей, которые с тобой живут и плохо межу сохраняют, или передвигают её понемножку, по десять сантиметров к тебе, увеличивая свои владения. Всех нужно любить. Но как же можно так любить? Вот этот самарянин остановился, оказал милость. А кто из нас остановится? На своей машине, например, проезжаешь и видишь, что на обочине валяется или пьяный, или избитый, или у помоечки одной, второй, третьей. Сейчас их оградили во Всеволожске, наверное, чтобы бомжей не было видно. Кто готов оказать милость и остановиться, поговорить? «Где ты жил раньше? Пойдём, покушаем; давай, постелю тебе здесь, отдохни, поживи». Кто приведёт бомжа в человеческий вид? Кто способен на это? Никто из современных христиан не способен на эти дела Богоугодные.

Что же нам делать, дорогие братия и сестры? Евангелие переписать? Может быть, для ХХI-го века как-то подкорректировать его, чтобы таджиков не любить, узбеков тоже, пусть едут в Исламабад; оградить себя от цыган, людей ещё других национальностей? Но это невозможно. Христианская любовь универсальна, всесовершенна.

Учитывая это, будем чувствовать своё глубокое недостоинство перед Господом, что мы не исполняем Его заповедей, что мы не христиане. И дай Бог, чтобы хотя бы в меру возможного мы добрые дела совершали в своей жизни, потому что без добрых дел наша жизнь пуста. Она не имеет цели, смысла, значения. Мы, не делая добрые дела, живя только для себя, пронизаны эгоизмом, прагматизмом в отношениях, мы теряем право на жизнь. Потому что Господь продлевает жизнь тех, кто нужен для существования этого мира, чтобы добро совершалось через него на этой земле.

Не будем унывать, дорогие братия и сестры. Не будем сокращать и прекращать нашей благотворительности, несмотря на то, что евро, больше стал немножко по отношению к рублю. Но не надо прибедняться. Войны нет. Время мирное. Зима наступает. Сколько радости Господь дарует нам и по Своему милосердию никогда не оставит тех, кто твёрдо верует в Него и совершает добрые дела в своей жизни. Аминь.

23 ноября 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Однажды во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа к Нему подошёл один человек, сведущий в Священном Писании, в отличие от нас, грешных. Потому что мы, многие из здесь стоящих, ещё не прочитали не то, что Библию, а и святого Евангелия. А тот человек был знатоком Священного Писания, таких во времена Ветхого Завета иногда называли законниками, то есть знающими Закон, как человека, например, знающего устав богослужения, называют уставщиком. Он подошёл ко Христу и стал искушать Его, то есть хотел поймать как-то на незнании Закона, на незнании Священного Писания. И вопрос его звучал следующим образом: какая заповедь больше всех из десяти в Законе?

Вопрос, действительно, каверзный, хотя в Священном Писании, во Второзаконии эти заповеди обобщаются в две самых главных: возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем помышлением твоим. Эта заповедь суммирует первые четыре, которые говорят о почитании Бога, о том, что Он Единственный, Достойный поклонения; заповедь, отвергающая кумиров, идолов; заповедь о благоговении перед именем Божиим и заповедь о почитании субботнего дня. А вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. Остальные шесть заповедей, регламентирующих наше отношение к ближним, суммируются в одной этой заповеди доброго отношения к ближнему, и критерий Господь указал: как самого себя люби. Ну как же это так?

Каждый из нас знает, дорогие братия и сестры, что это элементарные вещи, как мы любим самих себя. Иногда в светской среде говорят: как любишь себя, любимого. Это и ублажание  себя пищей, и чрезмерным покоем, сном, когда от кровати не оторваться, и красивая, изящная одежда модных, современных брендов, и парфюмерия уровня не ниже французской, и всё остальное такое же, соответствующее. К этому же стоит добавить достойное уважение себя, с определенным статусом, что человек значит нечто в обществе, в жизни. В Священном Писании сказано: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5; 29). Как же мы любим свою плоть? Чтобы потеплее было, хотя бы градусов двадцать, где живёт человек; питает её несколько раз в день, как минимум три, а то и четыре раза, причём, хочется вкусненького, чтоб не повторялось и чередовалось, было в меру прогретое, а не холодное, и многие другие составляющие такой любви, но которые иногда переходят в страсти, в потакание страстям и слабостям нашим.

Но если отринуть это нечто греховное и оставить природную любовь к самому себе, которая проявляется, например, в инстинкте самосохранения жизни, то нам будет понятно это сравнение Господа, как же можно возлюбить ближнего как самого себя?

Дорогие братия и сестры. Законник услышал такой, в общем-то, простой ответ, который он и сам знал, но он хотел Христа поймать на незнании Закона. Если бы Господь выделил какую-нибудь заповедь, а не обобщил их, то завязалась бы полемика, а спор на религиозные темы обычно редко к чему приводит. Поэтому апостол Павел говорил: «от глупых и невежественных состязаний уклоняйся» (2Тим. 2; 23).  

Далее, законник иначе захотел спровоцировать Господа и спросил: «А кто мой ближний?» (Лк.10; 29). Действительно, в Ветхом Завете знали об этой универсальной заповеди, обобщаю-щей человеческие взаимоотношения, но мораль была другой: возлюби ближнего своего и возненавидь врага своего. Она уже соединяла часть общества, и врагов можно и нужно было ненавидеть в Ветхом Завете. И какой же принцип там существовал? Взаимных  оскорблений и ответном удовлетворении: око за око, зуб за зуб. На этом было построено судопроизводство в Ветхом Завете — не больше, не меньше. Зуб выбил — в ответ то же самое, причём, такой же зуб, чтобы не ошибиться, иначе последует ответный удар, и в компенсациях можно запутаться на основе этого термина суровой Ветхозаветной морали. Хотя, можно как-то проследить, вроде бы и справедливость какая-то есть: око за око, зуб за зуб, не больше, не меньше. Да, но на этом принципе построена кровная месть у восточных народов. Весь мусульманский восток погрязает в этих страшных реалиях жизни. Также христианские народы Грузии, в частности, живущие в аулах высоко в горах Сванетии, Кахетии, в других местах, и даже люди, просвещённые верой Христовой, порой не могут подняться до этой заповеди всепрощения, о чём говорил Христос.

Чтобы пояснить, а кто ближний человеку, Господь рассказал такую притчу. Это иносказание, которое образно показывает, кто является ближним для нас с вами.

Один человек возвращался из Иерусалима и Иерихон, и на него напали разбойники. Ситуация типичнейшая для России девяностых годов прошлого века. Сколько людей было убито, бесследно исчезло на наших автомобильных дорогах, федеральных и местных, когда было опасно ездить и возить какие-то грузы. В каждой области существовали свои банды и свои законы исполняли, были свои сферы влияния. 

Итак, этот человек попал к разбойникам. Они избили его, обобрали, естественно, и бросили еле живым умирать в пустыне. Дорога из Иерусалима в Иерихон  проходит сквозь пустыню, там нет оазисов, нет источников воды, нет зелени. Разбойники бросили его на верную гибель, чтобы не марать руки в крови и не быть повинными в его смерти. Этот человек был обречён. И он лежал, будучи не в силах сам себе помочь и встать от великих избиений. Вдруг он видит, идёт мимо ветхозаветный священник, который, наверное, шёл в храм по направлению к Иерусалиму и, увидев его, прошёл мимо. Может быть, он спешил на богослужение, заступая на череду в Иерусалимском храме, которое совершалось по неделям. Возможно, он посчитал, что человек уже мёртвый, и если бы он прикоснулся к нему, то не смог бы служить, потому что стал бы нечистым по традиции Ветхого Завета. Или, может быть, думал, что это приманка, а где-то рядом прячется группа бандитов, и они при остановке могут и ограбить и его. В итоге, он проявил малодушие и прошёл мимо. Далее шёл левит. Это низшая степень служителей церкви, церковнослужители, которые только помогали при богослужении. Они ничего сами не совершали и в священнодействиях не участвовали, и тоже прошёл мимо. Наконец, проезжал на осле самарянин и, увидев этого иудея, остановился. Он сразу понял, какой национальности пострадавший, их же не перепутаешь, братьев-иудеев. А самаряне постепенно ассимилировали, свои иудейские черты, свой облик, даже внешний, стали терять, потому что смешались в браках с язычниками-ассирийцами, которые завоевали часть Иудеи. Таким образом, образовалось это отдельное иноверное государство Самария, представители которого существуют до сих пор в Святой Земле, в Иудее.

Иудеи и самаряне были в непримиримой вражде. Они ненавидели друг друга. Но, несмотря на это, самарянин остановился, обвязал раны этого несчастного человека, возливая на них масло и вино, облегчая этим страдания, а затем посадил его на своего ослика и отвёз в ближайшую гостиницу. Наутро, покинув гостиницу, он отдал денег хозяину этой гостиницы, два динария. Наверное, это была достаточная сумма для его пребывания и излечения там. Он сказал, что если хозяин истратит больше, то, когда возвратится, компенсирует ему расходы.

Вот такую притчу сказал Господь. Обращаясь к законнику, Он спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк.10; 36). Он совершенно правильно ответил,  как любой бы из нас: «оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10; 37). На этом оканчивается Евангелие сегодняшнего воскресного дня.

Дорогие братия и сестры, начало этого евангельского отрывка было обусловлено вопросом законника. Он желал спасения своей души. Какие заповеди главные? Как мне жить, чтобы наследовать жизнь вечную? В этих двух заповедях заключается секрет, который открывает эту вечную жизнь — чтобы мы любили Господа больше всего на свете всей  душой, всей крепостью, всем помышлением своим.

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день Господь обращается к нашей совести, прося разобраться, а как, в чём состоит это Богоугождение в нашей жизни. Насколько мы усердны к храму Божиему? Потому что здесь место встречи с Господом, здесь мы соединяемся с Ним самым непосредственным образом, вкушая Его Пречистое Тело и Кровь, в святой чаше выносимой нам из алтаря. Более тесного общения с Господом, соединения с Ним невозможно найти нигде в окружающем мире. А как мы с Господом пребываем в течение будних дней, утром и вечером? Насколько верны Ему в исполнении традиций и предписаний Церкви, в посте, в утренней, вечерней молитве, в памяти о Нём в течение дня, в наших поступках по отношению к другим людям? Насколько мы сохраняем эту верность Господу? Сколько мы о Нём думаем? Сколько мы к Нему обращаемся?

А другая заповедь, о любви к ближнему? Ближних так просто взять и возлюбить — это нереально. Это будет какая-то любовь или искусственная, или платоническая, или по Фрейду, или ещё по кому-нибудь, не дай Бог. Не об этом речь. Подниматься к этой любви мы должны постепенно, и первая ступень — это любовь и добрые, совершенно христианские отношения с нашими близкими, кровными родственниками. Мы не должны их выделять и обосабливать, только их любить, а больше никого. Но начать исполнение любви к ближнему, минуя своих родственников, было бы совершенно неправильно. Поэтому и апостол Павел говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1Тим.5; 8). Нужно возлюбить ближних наших: муж — жену, жена – мужа, брат – сестру, сестра – брата, дети — родителей, родители – детей, и в этих взаимных родственных связях прийти, наконец, к полной гармонии, чтобы христианские принципы любви и всепрощения проявлялись в наших взаимных отношениях.

Дорогие братия и сестры. Как счастлив тот, у кого в этой сфере всё прекрасно, кто рад всем близким, родным, братьям и сёстрам, родным и двоюродным, кому делить нечего, и имущество всё давно разделено, поэтому нет никаких претензий и никаких упрёков. Как счастлив такой человек. Но кто же из нас, из здесь стоящих двухсот человек, может свидетельствовать, что он такой счастливый? У многих из нас какие-то недочёты есть, и в отношении к своим собственным детям потерян мир, как правило, к взрослым детям. С маленькими-то полегче немножко. Там, если миновать ювенальную юстицию, помогают некоторые физические средства. В воспитании, бывает, они воздействуют прекрасно, и в рамках дня они действуют, потом повторять надо. Сложными бывают родственные взаимоотношения во взрослой жизни, когда братья и сёстры уже своими семьями живут: там невестка одна, а там другая; эта сватью и свекровь любит, а та не любит. И получаются нестроения, ненависть и обиды, которые приводят к тому, что иные близкие люди многие годы вообще не общаются друг с другом, и не звонят, и видеть не хотят, а может быть, и их взаимно тоже видеть не хотят и не могут. И все ждут, что это изменится однажды каким-то образом. А как это может измениться? Только испрашиванием прощения, независимо от того, виноват ты или не виноват, в большей или меньшей степени. И искать эти способы примирения. Помнить такие благоприятные моменты, как дни рождения, юбилеи, памятные дни. А если тебя слышать не хотят, смс напиши или письмо по советской практике. На почту отнеси, отправь, дойдёт по адресу, когда говорить не можешь, хотя письма сейчас никто уже не пишет.

Эта притча о милосердном самарянине, показывает, что враг оказал помощь своему врагу, говорит нам о том, что мы должны под ближним понимать всякого человека, любой национальности, любого цвета кожа и волос, любого разреза глаз, любой веры даже. Потому что иудей и самарянин были совершенно разной веры. И самаряне были своеобразными сектантами, которые чуть-чуть взяли от иудейства и добавили что-то своего, языческого. Это типичные сектанты. И тем не менее, самарянин оказал милость своему врагу.

Вот, братия и сестры, насколько высока эта заповедь. Ведь она предписывает всем без разбора всех любить и всем оказывать милость, и добрые дела творить. Всем. И которые тебя в автобусе сегодня обидели и толкнули; и врагов по лестничной площадке, кто плохо моет полы, не исполняют график; соседей, которые с тобой живут и плохо межу сохраняют, или передвигают её понемножку, по десять сантиметров к тебе, увеличивая свои владения. Всех нужно любить. Но как же можно так любить? Вот этот самарянин остановился, оказал милость. А кто из нас остановится? На своей машине, например, проезжаешь и видишь, что на обочине валяется или пьяный, или избитый, или у помоечки одной, второй, третьей. Сейчас их оградили во Всеволожске, наверное, чтобы бомжей не было видно. Кто готов оказать милость и остановиться, поговорить? «Где ты жил раньше? Пойдём, покушаем; давай, постелю тебе здесь, отдохни, поживи». Кто приведёт бомжа в человеческий вид? Кто способен на это? Никто из современных христиан не способен на эти дела Богоугодные.

Что же нам делать, дорогие братия и сестры? Евангелие переписать? Может быть, для ХХI-го века как-то подкорректировать его, чтобы таджиков не любить, узбеков тоже, пусть едут в Исламабад; оградить себя от цыган, людей ещё других национальностей? Но это невозможно. Христианская любовь универсальна, всесовершенна.

Учитывая это, будем чувствовать своё глубокое недостоинство перед Господом, что мы не исполняем Его заповедей, что мы не христиане. И дай Бог, чтобы хотя бы в меру возможного мы добрые дела совершали в своей жизни, потому что без добрых дел наша жизнь пуста. Она не имеет цели, смысла, значения. Мы, не делая добрые дела, живя только для себя, пронизаны эгоизмом, прагматизмом в отношениях, мы теряем право на жизнь. Потому что Господь продлевает жизнь тех, кто нужен для существования этого мира, чтобы добро совершалось через него на этой земле.

Не будем унывать, дорогие братия и сестры. Не будем сокращать и прекращать нашей благотворительности, несмотря на то, что евро, больше стал немножко по отношению к рублю. Но не надо прибедняться. Войны нет. Время мирное. Зима наступает. Сколько радости Господь дарует нам и по Своему милосердию никогда не оставит тех, кто твёрдо верует в Него и совершает добрые дела в своей жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

23 ноября 2014

Слово о милосердном самаряныне
Следующая проповедь

30 ноября 2014

Притча о безумном богаче
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00