Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о сеятеле. Размышления о Священном Писании

Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о разных состояниях человеческой души и в силу этого о разной способности восприятия слова Божия. Это Евангелие — о значении Священного Писания в жизни  человека, Евангелие об исключительной важности Священного Писания и о том, что самое главное — даже не знать Евангелие и учение Церкви, но исполнять его. Потому что в тех образах, в которых Евангелие рассказывает нам о ситуации, когда сердце человеческое делается невосприимчивым к Священному Писанию, оно именно говорит о том, что самое главное — исполнение слов евангельских в нашей жизни.

В этом евангельском отрывке рассказывается о том, что только одна четвертая часть семян, под которыми подразумевается слово Божие, падает на добрую почву и приносит плод, то есть Евангелие применяется в жизни. Это те люди, которые живут Евангелием. Но даже у этой небольшой части людей плод получается различным – в тридцать, шестьдесят или сто крат. А в других случаях слово Божие,  которое падает или касается как-то сердца человеческого и его ума, оказывается нереализованным в жизни.

Какие же это состояния человеческого сердца? Часть семян упало при дороге в утоптанную почву и не имело, где пустить корни. Прилетели птицы небесные и склевали его, и оно не успело принести никакого плода. Под образом этих птиц, которые похищают семя, подразумевается дьявол, который подкрадывается к человеку и старается сделать так, чтобы слово Божие было похищено из сердца человека, чтобы  человек не воспринимал его, как руководство к жизни, забыл, поддавшись другим впечатлениям, более важным на тот момент для человека.  Что же это за такое состояние человеческого сердца, когда оно всё истоптано чужими ногами?

  Дорогие братия и сестры, здесь можно видеть разные состояния человека. Например, когда человек не имеет своего мнения, а поддаётся всяким сплетням, слухам, что в церковном обиходе называется иногда «бабьим богословием», что передаёт «сарафанное радио», наподобие таких, что некоторые иконы не надо использовать, их надо сжечь  или  выбросить, или не надо поминать близких, потому что этим скорбь вводишь в свой дом, и всякая подобная ахинея. И человек верит этим бабьим сплетням. Их, между прочим, апостол Павел так и называет, без перевода, прямо таким нелестным словосочетанием.

Поэтому очень важно, дорогие братия и сестры, не только иметь своё мнение в отношении  вопросов веры и благочестия, но чтобы это мнение было безошибочным  и чтобы оно было выверено со Священным Преданием и традициями нашей Церкви. Если возникают какие-то сложные вопросы, непонятные моменты, нужно всегда искать ответы на эти вопросы в достоверных источниках или спрашивать у священнослужителей Православной Церкви.

 Истоптанным человеческое сердце является тогда, когда, как говорится  по пословице, «в одно ухо влетает, в другое вылетает», когда человек подвержен другим каким-то принципам жизни, когда его внимание и время поглощает телевизор — основной источник информации в современном мире. Это такое состояние, когда человек не пускает Бога в свою жизнь: где-то услышит, поразится словам Евангелия, а потом продолжает жить своей жизнью, поддаётся другим впечатлениям. Это христианство, которое никак не реализовано в жизни, то есть оно никак не преображает человека, никак не меняет его жизнь.

  Другая часть семян упала в терние, иначе говоря, в сорняки попала. И поскольку сорняки — более сильные растения, то семена не смогли дать никакого плода. Давайте порассуждаем, что это за состояние человека — терние? Это тогда, когда мы с вами подвержены чрезмерно житейским попечениям. Эти житейские попечения выражаются в стремлении реализовать множество хозяйственных проблем, которые улучшают жизнь человека. Особенно подвержены им, наверное, те, кто живут не в квартирах, а в своих домах, потому что там это попечение бесконечное, начиная от уборки снега, вывоза мусора и до бесконечного множества всяких иных вариантов.

Здесь необходимо упомянуть ещё о такой категория людей, как трудоголики, когда труд перерастает в страсть, которая заслоняет всё остальное. Трудолюбивый человек — это совсем другое состояние. Это очень правильное и похвальное состояние — любовь к труду. Но есть крайняя степень выражения этой любви к труду, когда человек ничего не видит и не хочет знать, как он говорит, кроме любимой работы. При этом и семья остаётся побоку, и детей он не замечает, как они растут и чем они заняты — он всецело поглощён своим любимым делом. Эта страсть является греховной и погибельной для человека. Это, конечно, очень редкая категория людей, потому что большинство — тунеядцы и лентяи. Такой вывод можно сделать хотя бы по   исповеди, когда спрашиваешь, чем человек занят, во сколько он просыпается утром, например, потому что вечно у всех не хватает времени для утренних молитв. На вопрос: «почему не молишься?», отвечает: «опаздываю, батюшка, совсем не остаётся времени, надо бежать либо в школу, либо в вуз, либо на работу». Ну кто тебе не даёт проснуться на пятнадцать минут раньше? Поэтому и то, и другое являются греховным состоянием для человека.

Терние житейских попечений охватывает чаще всего женщин. В каком проявлении? В заботах о семье, о детях, о внуках, когда та или иная особа вся растаяла в попечении о детях. Детей вырастили, женили, потом начинается вторая эпопея — с внуками. Ещё подливают масло в огонь, говоря, что внуков любят больше, чем детей. Начинается каждое утро с манной каши, и заботы не заканчиваются до тех пор, пока спать не уляжется любимое дитя. Люди считают, что это выдающийся подвиг — посвятить свою жизнь детям.

Может быть и так, но, дорогие братия и сестры, в этом ничего выдающегося нет. Это само собой разумеющиеся вещи. Даже млекопитающие и то заботятся о своих детях, и подчас ещё лучше, чем люди: и накормят, и безопасность обеспечат, защитят любимых детенышей и так далее. Мы должны помнить, когда стараемся всю себя отдать детям, что это материнский инстинкт, это кровь играет, никакой выдающейся добродетели здесь нет. Надо в этих заботах и хозяйственных, и семейных очень внимательно следить за собой, чтобы эти заботы не заслоняли Бога в жизни нашей.

Третье греховное состояние — это каменистая почва человеческого сердца, когда сердце — как камень, ничем его не прошибёшь. Каждый из нас может увидеть это состояние, например, у своих близких, родных, знакомых, которые не идут в церковь. Говори им что хочешь, они могут даже внимательно выслушать, но когда они понимают, что религиозная жизнь требует подвига и самоограничения, то бесполезны любые уговоры. Каменистая почва — это состояние, когда «Бог в душе», когда Он ни в чём и нигде не выражен, есть только некое самоупоение, красивая идея, некая модель мировоззрения — и всё, нет никакой реализации евангельских слов в жизни.

Дорогие братия и сестры, мы с вами знаем, что приход человека к Богу и к Церкви — это в большей степени божественное чудо. Потому что Господь воздействует Своей благодатью на сердце человека и делает его мягким, как воск. Он может воздействовать различными способами: скорби и болезни помогают в этом отношении, а также другие тяжёлые испытания. И по-разному Господь промышляет о человеке, подготавливает его внутренне к встрече с Самим Собой. Но в то же время, исходя из контекста этой притчи о сеятеле, мы видим, что очень многое зависит и от самого человека. Подготовка человеческого сердца, желание что-то узнать, услышать, задуматься о смысле жизни зависит, в том числе, и от самого человека.

Таким образом, мы видим, что спасение происходит и зависит от двух составляющих: от Бога и от человека. Если присутствует одно, например, любящий Отец, желающий спасения своих чад, а человек не идёт, то спасение его невозможно.

Это Евангелие, дорогие братия и сестры, вновь и вновь возвращает наше внимание к исключительному значению Священного Писания в жизни человека. Мы с вами уже привыкли к тем условиям жизни, среди которых мы с вами живём. Мы все имеем возможность читать Священное Писание, хотя ещё лет тридцать-сорок назад такой возможности не было у верующих людей, приходящих в храмы, если только из поколения в поколение не передавался текст Священного Писания на церковно-славянском языке. Это были единичные исключения. А как правило, не было Священного Писания. Многие люди, жившие в советское время, Священное Писание изучали по атеистическим источникам. Например, был такой безбожный журнал в советское время, назывался «Наука и религия». Так вот, многие ищущие Бога выписывали его. Потому что на страницах этого атеистического издания авторы, цитируя Священное Писание и надругаясь над ним, цитаты-то приводили правильно, и многие люди выписывали эти цитаты, как некие бесценные сокровища, собирали и хранили их в своих сердцах и ими руководствовались в жизни.

Кто имел редкую возможность выезжать за границу, кого КГБ пропускало, в Европе могли видеть Священное Писание во всех гостиницах, но провезти его оттуда было невозможно. Легче наркотики провезти через границу в XXI веке, чем тогда было Священное Писание привезти. Это была контрабанда. Советская власть очень боялась, чтобы люди имели Священное Писание у себя дома. Сейчас нам кажется, почему, что же в этом такого страшного? Почему советская власть так боялась, чтобы люди знали Священное Писание? Пусть каждый из Вас попробует ответить себе на этот вопрос.

Дорогие братия и сестры, мы счастливы, что любой из нас имеет возможность читать Священное Писание, имеет его в своём доме; может в случае непонимания каких-то текстов через Интернет найти правильное, достоверное толкование того или иного места Священного Писания. Это опять исключительная возможность, которой мы с вами обладаем и не ценим. Почему не ценим? Потому что мы не читаем Священное Писание. Многие ли среди здесь стоящих могут похвалиться тем, в хорошем смысле, что прочитали полностью всё Евангелие? Может быть, человек десять-двадцать найдётся, не больше. А чтобы всё Священное Писание вместе с Ветхим Заветом прочитали? Я думаю, человек пять будет из двухсот стоящих здесь. Мы с вами не читаем ежедневно Священное Писание, и тем самым обкрадываем свою душу. А Священное Писание имеет огромное, благодатное воздействие на душу человеческую. Может, кто-то из вас обращал внимание на такой интересный момент, когда Евангелие читается у кроватки маленьких детей? Может быть, в семье, которая только приходит к Церкви. В этом случае можно обратить внимание на удивительные свойства Евангелия, как оно утихомиривает ребёнка. Он перестает кричать, орать, бесноваться и требовать своего, засыпает без кошмаров и спит совершенно спокойно, не вскрикивая в ужасе среди ночи. Евангелие умиротворяет человеческую душу. На младенцах это особенно видно. Но и любого взрослого человека, когда Евангелие читается после состояния гнева, раздражения, каждый может заметить, что, прочитав Евангелие, человек остепеняется, умиротворяется его сердце, и он становится таким, каким должен быть.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», — как говорит апостол Павел. (Евр.4:12-13) Слово Божие несёт в себе жизнь. Когда мы читаем Священное Писание, то происходит удивительнейшая форма общения человека с Богом. Во время чтения Евангелия Бог говорит с нами, потому что евангелисты с максимальной достоверностью и точностью записали все Его слова, которые Он произносил, живя на земле. И мы словно становимся с вами современниками, очевидцами жизни Господа.

Вы знаете, что Священное Писание всегда с благоговением читается в Церкви. Оно украшается в богатый оклад. Слушают Священное Писание всегда стоя ровно, прямо, с благоговением внимая священным словам. После прочтения Евангелия священнослужители целуют ту страницу текста, отрывок которой читался на том или ином богослужении. Это надо помнить и в нашем обиходном, домашнем употреблении Священного Писания, чтобы не читать его, сидя нога на ногу. Если кто-то имеет греховное пристрастие, не дай Бог, читать Библию с сигаретой в зубах, со стаканчиком вина или коньяка в руке, мило дискутируя на богословские темы. Это кощунственное отношение к Священному Писанию. Святой Иоанн Златоуст говорил своим современникам, что тот дом, где находится Евангелие, уже делается неприступным  для злых духов. Бесы не терпят слов Священного Писания. Когда Иоанн Златоуст говорил эти слова в IV веке, вряд ли он имел в виду то состояние, когда Библия просто хранится в доме, как в библиотеке. Во-первых, в те времена любая книга была страшно дорогим удовольствием. Только богатые люди могли позволить себе иметь Библию, как у нас в России вплоть до XVIII века. Если Евангелие имелось в доме, то, конечно, читалось. И бесы боятся этого жилища, где Священное Писание читается.

Очень важно нам помнить, что после освящения жилища священником очень важно, чтобы эта благодать Божия, которая приходит в наш дом через это священнодействие, восполнялась и продолжала оставаться. Одним из условий сохранения благодати в наших домах является то, чтобы там читалось Священное Писание. У нас в далёкое прошлое ушли такие благочестивые явления семейной жизни, как когда вся семья вечерами читала Священное Писание. Чаще всего в воскресный вечер читал глава семейства, а все дети и все члены семьи слушали.

Дай Бог, чтобы в наших семьях возрождались такие благочестивые традиции семейного чтения Священного Писания.  Оно объединяет семью, умиротворяет, все моменты разногласий уходят на второй план, забываются, и в мире друг с другом и с Богом с благоговением читается Священное Писание. Будем помнить об этом, дорогие братия и сестры, ценить, благоговеть перед Священным Писанием и постоянно стараться восполнить свои знания Священного Писания. Этот пример показывают нам все святые нашей Церкви. Например, Серафим Саровский в течение недели  прочитывал всё Евангелие. Он носил его в котомке за своими плечами всегда вместе с материнским нагрудным крестом, которым благословила его на монашеский подвиг мать. Серафим Саровский именно для народа высказал такое изречение: «…чтобы ум твой плавал в Священном Писании»: «плавал», значит, чтобы ты в любой ситуации мог руководствоваться Священным Писанием, чтобы знал его безошибочно, не так, как двоечник «плавает» на экзамене.

Что ещё мы, дорогие братия и сестры, должны иметь в виду? Священное Писание — это уникальный, самый достоверный источник подлинного, ценного человеческого знания. Евангелие содержит полноту истины. Об этом  говорил, например, Ириней Лионский. Апостолы в Священное Писание вложили всё, что относится к истине, так что всякий, ищущий истину, может среди этого богатого сокровища выносить всё, что относится к истине. Нет такого вопроса, ответ на который мы не могли бы сверить со Священным Писанием. Когда люди говорят, что в Евангелии или в Священном Писании не обо всём написано, они обманывают самих себя. Очень часто можно слышать такие слова от тех, кто блуждает по различным оккультным, мистическим учениям, ищет истины, рассеянные в индуизме, у буддистов, ещё где-то. Нет, в Евангелии не обо всём написано, надо ещё где-то поискать.

Иногда мне приходилось слышать такие кощунственные вещи: «Ну что же вы, православные, так узурпировали истину, Евангелие? Как оно может отвечать на все вопросы?» и добавляют кощунственные слова: «оно же не учит вас, как жарить яичницу, надо это где-то в другом месте поискать».

Люди, которые обычно не довольствуются полнотой истины, содержащейся в Евангелии, часто бросают Церковь, веру, православные корни и куда-то их заносит в такие дебри, из которых потом выбраться очень и очень сложно: только через слёзы покаяния и особое чудо Божие.

Дорогие братия и сестры. Иногда в благочестивой традиции существует такой метод вопрошания Бога через Священное Писание. Он имеет место быть, только мы не должны относиться к нему так, как к какому-то шарлатанскому методу гадания. Этот метод состоит в чем? Когда после молитвы человек открывает Священное Писание на том месте, которое Бог благословит, как бы наугад, и на этой страничке он может по воле Божией найти ответ на то смущение, которое обладает им в данные минуты. Иногда христиане пользуются этим методом, только он должен быть соединён с молитвой перед этим действием и с благоговейным отношением к Священному Писанию, особенно в таких случаях, когда человек не может спросить ответа у духовника по каким-то причинам.

Дорогие братия и сестры, эти размышления вновь и вновь утверждают нас в исключительной важности Священного Писания для нашей с вами духовной жизни. Дай Бог, чтобы это благоговейное отношение и внимательное изучение Священного Писания было нашей отличительной чертой христианской жизни. Аминь. 

27 октября 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о разных состояниях человеческой души и в силу этого о разной способности восприятия слова Божия. Это Евангелие — о значении Священного Писания в жизни  человека, Евангелие об исключительной важности Священного Писания и о том, что самое главное — даже не знать Евангелие и учение Церкви, но исполнять его. Потому что в тех образах, в которых Евангелие рассказывает нам о ситуации, когда сердце человеческое делается невосприимчивым к Священному Писанию, оно именно говорит о том, что самое главное — исполнение слов евангельских в нашей жизни.

В этом евангельском отрывке рассказывается о том, что только одна четвертая часть семян, под которыми подразумевается слово Божие, падает на добрую почву и приносит плод, то есть Евангелие применяется в жизни. Это те люди, которые живут Евангелием. Но даже у этой небольшой части людей плод получается различным – в тридцать, шестьдесят или сто крат. А в других случаях слово Божие,  которое падает или касается как-то сердца человеческого и его ума, оказывается нереализованным в жизни.

Какие же это состояния человеческого сердца? Часть семян упало при дороге в утоптанную почву и не имело, где пустить корни. Прилетели птицы небесные и склевали его, и оно не успело принести никакого плода. Под образом этих птиц, которые похищают семя, подразумевается дьявол, который подкрадывается к человеку и старается сделать так, чтобы слово Божие было похищено из сердца человека, чтобы  человек не воспринимал его, как руководство к жизни, забыл, поддавшись другим впечатлениям, более важным на тот момент для человека.  Что же это за такое состояние человеческого сердца, когда оно всё истоптано чужими ногами?

  Дорогие братия и сестры, здесь можно видеть разные состояния человека. Например, когда человек не имеет своего мнения, а поддаётся всяким сплетням, слухам, что в церковном обиходе называется иногда «бабьим богословием», что передаёт «сарафанное радио», наподобие таких, что некоторые иконы не надо использовать, их надо сжечь  или  выбросить, или не надо поминать близких, потому что этим скорбь вводишь в свой дом, и всякая подобная ахинея. И человек верит этим бабьим сплетням. Их, между прочим, апостол Павел так и называет, без перевода, прямо таким нелестным словосочетанием.

Поэтому очень важно, дорогие братия и сестры, не только иметь своё мнение в отношении  вопросов веры и благочестия, но чтобы это мнение было безошибочным  и чтобы оно было выверено со Священным Преданием и традициями нашей Церкви. Если возникают какие-то сложные вопросы, непонятные моменты, нужно всегда искать ответы на эти вопросы в достоверных источниках или спрашивать у священнослужителей Православной Церкви.

 Истоптанным человеческое сердце является тогда, когда, как говорится  по пословице, «в одно ухо влетает, в другое вылетает», когда человек подвержен другим каким-то принципам жизни, когда его внимание и время поглощает телевизор — основной источник информации в современном мире. Это такое состояние, когда человек не пускает Бога в свою жизнь: где-то услышит, поразится словам Евангелия, а потом продолжает жить своей жизнью, поддаётся другим впечатлениям. Это христианство, которое никак не реализовано в жизни, то есть оно никак не преображает человека, никак не меняет его жизнь.

  Другая часть семян упала в терние, иначе говоря, в сорняки попала. И поскольку сорняки — более сильные растения, то семена не смогли дать никакого плода. Давайте порассуждаем, что это за состояние человека — терние? Это тогда, когда мы с вами подвержены чрезмерно житейским попечениям. Эти житейские попечения выражаются в стремлении реализовать множество хозяйственных проблем, которые улучшают жизнь человека. Особенно подвержены им, наверное, те, кто живут не в квартирах, а в своих домах, потому что там это попечение бесконечное, начиная от уборки снега, вывоза мусора и до бесконечного множества всяких иных вариантов.

Здесь необходимо упомянуть ещё о такой категория людей, как трудоголики, когда труд перерастает в страсть, которая заслоняет всё остальное. Трудолюбивый человек — это совсем другое состояние. Это очень правильное и похвальное состояние — любовь к труду. Но есть крайняя степень выражения этой любви к труду, когда человек ничего не видит и не хочет знать, как он говорит, кроме любимой работы. При этом и семья остаётся побоку, и детей он не замечает, как они растут и чем они заняты — он всецело поглощён своим любимым делом. Эта страсть является греховной и погибельной для человека. Это, конечно, очень редкая категория людей, потому что большинство — тунеядцы и лентяи. Такой вывод можно сделать хотя бы по   исповеди, когда спрашиваешь, чем человек занят, во сколько он просыпается утром, например, потому что вечно у всех не хватает времени для утренних молитв. На вопрос: «почему не молишься?», отвечает: «опаздываю, батюшка, совсем не остаётся времени, надо бежать либо в школу, либо в вуз, либо на работу». Ну кто тебе не даёт проснуться на пятнадцать минут раньше? Поэтому и то, и другое являются греховным состоянием для человека.

Терние житейских попечений охватывает чаще всего женщин. В каком проявлении? В заботах о семье, о детях, о внуках, когда та или иная особа вся растаяла в попечении о детях. Детей вырастили, женили, потом начинается вторая эпопея — с внуками. Ещё подливают масло в огонь, говоря, что внуков любят больше, чем детей. Начинается каждое утро с манной каши, и заботы не заканчиваются до тех пор, пока спать не уляжется любимое дитя. Люди считают, что это выдающийся подвиг — посвятить свою жизнь детям.

Может быть и так, но, дорогие братия и сестры, в этом ничего выдающегося нет. Это само собой разумеющиеся вещи. Даже млекопитающие и то заботятся о своих детях, и подчас ещё лучше, чем люди: и накормят, и безопасность обеспечат, защитят любимых детенышей и так далее. Мы должны помнить, когда стараемся всю себя отдать детям, что это материнский инстинкт, это кровь играет, никакой выдающейся добродетели здесь нет. Надо в этих заботах и хозяйственных, и семейных очень внимательно следить за собой, чтобы эти заботы не заслоняли Бога в жизни нашей.

Третье греховное состояние — это каменистая почва человеческого сердца, когда сердце — как камень, ничем его не прошибёшь. Каждый из нас может увидеть это состояние, например, у своих близких, родных, знакомых, которые не идут в церковь. Говори им что хочешь, они могут даже внимательно выслушать, но когда они понимают, что религиозная жизнь требует подвига и самоограничения, то бесполезны любые уговоры. Каменистая почва — это состояние, когда «Бог в душе», когда Он ни в чём и нигде не выражен, есть только некое самоупоение, красивая идея, некая модель мировоззрения — и всё, нет никакой реализации евангельских слов в жизни.

Дорогие братия и сестры, мы с вами знаем, что приход человека к Богу и к Церкви — это в большей степени божественное чудо. Потому что Господь воздействует Своей благодатью на сердце человека и делает его мягким, как воск. Он может воздействовать различными способами: скорби и болезни помогают в этом отношении, а также другие тяжёлые испытания. И по-разному Господь промышляет о человеке, подготавливает его внутренне к встрече с Самим Собой. Но в то же время, исходя из контекста этой притчи о сеятеле, мы видим, что очень многое зависит и от самого человека. Подготовка человеческого сердца, желание что-то узнать, услышать, задуматься о смысле жизни зависит, в том числе, и от самого человека.

Таким образом, мы видим, что спасение происходит и зависит от двух составляющих: от Бога и от человека. Если присутствует одно, например, любящий Отец, желающий спасения своих чад, а человек не идёт, то спасение его невозможно.

Это Евангелие, дорогие братия и сестры, вновь и вновь возвращает наше внимание к исключительному значению Священного Писания в жизни человека. Мы с вами уже привыкли к тем условиям жизни, среди которых мы с вами живём. Мы все имеем возможность читать Священное Писание, хотя ещё лет тридцать-сорок назад такой возможности не было у верующих людей, приходящих в храмы, если только из поколения в поколение не передавался текст Священного Писания на церковно-славянском языке. Это были единичные исключения. А как правило, не было Священного Писания. Многие люди, жившие в советское время, Священное Писание изучали по атеистическим источникам. Например, был такой безбожный журнал в советское время, назывался «Наука и религия». Так вот, многие ищущие Бога выписывали его. Потому что на страницах этого атеистического издания авторы, цитируя Священное Писание и надругаясь над ним, цитаты-то приводили правильно, и многие люди выписывали эти цитаты, как некие бесценные сокровища, собирали и хранили их в своих сердцах и ими руководствовались в жизни.

Кто имел редкую возможность выезжать за границу, кого КГБ пропускало, в Европе могли видеть Священное Писание во всех гостиницах, но провезти его оттуда было невозможно. Легче наркотики провезти через границу в XXI веке, чем тогда было Священное Писание привезти. Это была контрабанда. Советская власть очень боялась, чтобы люди имели Священное Писание у себя дома. Сейчас нам кажется, почему, что же в этом такого страшного? Почему советская власть так боялась, чтобы люди знали Священное Писание? Пусть каждый из Вас попробует ответить себе на этот вопрос.

Дорогие братия и сестры, мы счастливы, что любой из нас имеет возможность читать Священное Писание, имеет его в своём доме; может в случае непонимания каких-то текстов через Интернет найти правильное, достоверное толкование того или иного места Священного Писания. Это опять исключительная возможность, которой мы с вами обладаем и не ценим. Почему не ценим? Потому что мы не читаем Священное Писание. Многие ли среди здесь стоящих могут похвалиться тем, в хорошем смысле, что прочитали полностью всё Евангелие? Может быть, человек десять-двадцать найдётся, не больше. А чтобы всё Священное Писание вместе с Ветхим Заветом прочитали? Я думаю, человек пять будет из двухсот стоящих здесь. Мы с вами не читаем ежедневно Священное Писание, и тем самым обкрадываем свою душу. А Священное Писание имеет огромное, благодатное воздействие на душу человеческую. Может, кто-то из вас обращал внимание на такой интересный момент, когда Евангелие читается у кроватки маленьких детей? Может быть, в семье, которая только приходит к Церкви. В этом случае можно обратить внимание на удивительные свойства Евангелия, как оно утихомиривает ребёнка. Он перестает кричать, орать, бесноваться и требовать своего, засыпает без кошмаров и спит совершенно спокойно, не вскрикивая в ужасе среди ночи. Евангелие умиротворяет человеческую душу. На младенцах это особенно видно. Но и любого взрослого человека, когда Евангелие читается после состояния гнева, раздражения, каждый может заметить, что, прочитав Евангелие, человек остепеняется, умиротворяется его сердце, и он становится таким, каким должен быть.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», — как говорит апостол Павел. (Евр.4:12-13) Слово Божие несёт в себе жизнь. Когда мы читаем Священное Писание, то происходит удивительнейшая форма общения человека с Богом. Во время чтения Евангелия Бог говорит с нами, потому что евангелисты с максимальной достоверностью и точностью записали все Его слова, которые Он произносил, живя на земле. И мы словно становимся с вами современниками, очевидцами жизни Господа.

Вы знаете, что Священное Писание всегда с благоговением читается в Церкви. Оно украшается в богатый оклад. Слушают Священное Писание всегда стоя ровно, прямо, с благоговением внимая священным словам. После прочтения Евангелия священнослужители целуют ту страницу текста, отрывок которой читался на том или ином богослужении. Это надо помнить и в нашем обиходном, домашнем употреблении Священного Писания, чтобы не читать его, сидя нога на ногу. Если кто-то имеет греховное пристрастие, не дай Бог, читать Библию с сигаретой в зубах, со стаканчиком вина или коньяка в руке, мило дискутируя на богословские темы. Это кощунственное отношение к Священному Писанию. Святой Иоанн Златоуст говорил своим современникам, что тот дом, где находится Евангелие, уже делается неприступным  для злых духов. Бесы не терпят слов Священного Писания. Когда Иоанн Златоуст говорил эти слова в IV веке, вряд ли он имел в виду то состояние, когда Библия просто хранится в доме, как в библиотеке. Во-первых, в те времена любая книга была страшно дорогим удовольствием. Только богатые люди могли позволить себе иметь Библию, как у нас в России вплоть до XVIII века. Если Евангелие имелось в доме, то, конечно, читалось. И бесы боятся этого жилища, где Священное Писание читается.

Очень важно нам помнить, что после освящения жилища священником очень важно, чтобы эта благодать Божия, которая приходит в наш дом через это священнодействие, восполнялась и продолжала оставаться. Одним из условий сохранения благодати в наших домах является то, чтобы там читалось Священное Писание. У нас в далёкое прошлое ушли такие благочестивые явления семейной жизни, как когда вся семья вечерами читала Священное Писание. Чаще всего в воскресный вечер читал глава семейства, а все дети и все члены семьи слушали.

Дай Бог, чтобы в наших семьях возрождались такие благочестивые традиции семейного чтения Священного Писания.  Оно объединяет семью, умиротворяет, все моменты разногласий уходят на второй план, забываются, и в мире друг с другом и с Богом с благоговением читается Священное Писание. Будем помнить об этом, дорогие братия и сестры, ценить, благоговеть перед Священным Писанием и постоянно стараться восполнить свои знания Священного Писания. Этот пример показывают нам все святые нашей Церкви. Например, Серафим Саровский в течение недели  прочитывал всё Евангелие. Он носил его в котомке за своими плечами всегда вместе с материнским нагрудным крестом, которым благословила его на монашеский подвиг мать. Серафим Саровский именно для народа высказал такое изречение: «…чтобы ум твой плавал в Священном Писании»: «плавал», значит, чтобы ты в любой ситуации мог руководствоваться Священным Писанием, чтобы знал его безошибочно, не так, как двоечник «плавает» на экзамене.

Что ещё мы, дорогие братия и сестры, должны иметь в виду? Священное Писание — это уникальный, самый достоверный источник подлинного, ценного человеческого знания. Евангелие содержит полноту истины. Об этом  говорил, например, Ириней Лионский. Апостолы в Священное Писание вложили всё, что относится к истине, так что всякий, ищущий истину, может среди этого богатого сокровища выносить всё, что относится к истине. Нет такого вопроса, ответ на который мы не могли бы сверить со Священным Писанием. Когда люди говорят, что в Евангелии или в Священном Писании не обо всём написано, они обманывают самих себя. Очень часто можно слышать такие слова от тех, кто блуждает по различным оккультным, мистическим учениям, ищет истины, рассеянные в индуизме, у буддистов, ещё где-то. Нет, в Евангелии не обо всём написано, надо ещё где-то поискать.

Иногда мне приходилось слышать такие кощунственные вещи: «Ну что же вы, православные, так узурпировали истину, Евангелие? Как оно может отвечать на все вопросы?» и добавляют кощунственные слова: «оно же не учит вас, как жарить яичницу, надо это где-то в другом месте поискать».

Люди, которые обычно не довольствуются полнотой истины, содержащейся в Евангелии, часто бросают Церковь, веру, православные корни и куда-то их заносит в такие дебри, из которых потом выбраться очень и очень сложно: только через слёзы покаяния и особое чудо Божие.

Дорогие братия и сестры. Иногда в благочестивой традиции существует такой метод вопрошания Бога через Священное Писание. Он имеет место быть, только мы не должны относиться к нему так, как к какому-то шарлатанскому методу гадания. Этот метод состоит в чем? Когда после молитвы человек открывает Священное Писание на том месте, которое Бог благословит, как бы наугад, и на этой страничке он может по воле Божией найти ответ на то смущение, которое обладает им в данные минуты. Иногда христиане пользуются этим методом, только он должен быть соединён с молитвой перед этим действием и с благоговейным отношением к Священному Писанию, особенно в таких случаях, когда человек не может спросить ответа у духовника по каким-то причинам.

Дорогие братия и сестры, эти размышления вновь и вновь утверждают нас в исключительной важности Священного Писания для нашей с вами духовной жизни. Дай Бог, чтобы это благоговейное отношение и внимательное изучение Священного Писания было нашей отличительной чертой христианской жизни. Аминь. 

Предыдущая проповедь

20 октября 2013

Воскрешение сыны Наинской вдовы
Следующая проповедь

4 ноября 2013

Казанской иконы Божией матери

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00