Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о званных

     Дорогие братия и сестры. Сегодня, в преддверии Рождества Христова, Церковь начинает нас особенно готовить к встрече этого праздника. Сегодня за Божественной литургией читалась притча о званных. Содержание её многим из вас хорошо известно, потому что читается она дважды за литургией в течение года. Тем самым, Церковь показывает особую важность именно этой евангельской притчи для нашей духовной жизни и спасения.

     Один хозяин устроил вечерю по случаю брака своего сына и звал многих. И когда всё уже было готово, все стали отказываться от участия в этом празднике, ссылаясь каждый на свою причину. Мы коснёмся этих причин позже. И когда из званных никто не пришёл, а праздник-то был готов, тогда хозяин посылает своих слуг на распутье дорог и говорит: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк.14;21) Когда это было исполнено, то за столом ещё остались места. Тогда хозяин говорит: «пойди ещё по переулкам и захолустьям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк.14;23).

     Дорогие братия и сестры. Последняя категория призванных людей, оказавшихся на этой трапезе: и хромые, и глухие, и никчёмные — это мы с вами. Мы думаем, что мы-то из благородных, а оказывается — нет. Причина этого и в грехах наших, и в грешной жизни, и в холодности, безразличии к Богу, потому что веру мы обрели с вами, порой, поздно, а ранее не желали вообще думать и рассуждать на эту тему. Большую часть нашей жизни, молодые годы, посвятили страстям, порокам и грехам. И вообще, Русская Церковь была призвана к вере, к крещению, начиная с эпохи князя Владимира. Многие поместные Церкви уже были просвещены к этому времени светом веры Христовой, такие, как Грузинская Церковь, Армянская Христианская Церковь, древние Церкви: Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская и многие другие.

     Поэтому, когда мы размышляем на эту тему о Божественном призвании, важно, чтобы у нас мысли об этом соединялись со смирением и с чувством собственного недостоинства.

     Настойчивое призвание всех ко спасению, всех, кого нашли слуги, всех, кто, может быть, не был готов, но которых внезапно позвали и привели — это очень примечательный момент, который показывает, что Бог, как говорит Апостол Павел: «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2;4). Нет отверженных людей, нет не званных, нет того, кого Господь отвергает, не хочет видеть. Он всех призывает, всех ожидает, как милостивый и человеколюбивый Отец и Бог, для Которого все дети одинаковые. Поэтому, в корне неправильное учение протестантов, например, кальвинистов, которые учат о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели. Тогда нет никакой заслуги человека, его участия, никто не должен обращать внимания на свою жизнь, человек ни на что не может повлиять. Господь каждого из нас призывает ко спасению. И это призвание Божественное удивительно и уникально. Оно для каждого человека своё. Как Господь мудр, насколько разум Его непостижим для нас.

     Возьмите жизнь любого человека — и у каждого своя история. Один с пелёнок в лоне церковном. Есть такие люди, например, которые сами пришли к вере, как великомученица Варвара. Созерцая с высоты башни, куда заточил её отец, звёздное небо, красоту Божиего мира и умиляясь этой красотой, Варвара уже могла в своём сердце возносить свою молитву создавшему эту красоту Богу. Другие пришли к вере в зрелые годы; третьи — от многих грехов, когда уже плоть настолько пресытилась, что грешить невозможно от омерзения ко греху; кто-то пришёл к вере через разум; кто-то через скорби, болезни, через встречи с людьми, через изучение других религий, через понимание ошибочности и глубокого заблуждения многих религиозных доктрин  и так далее… Суммируя всё это, как у нас в народе говорят, прошли сквозь огонь, воду и медные трубы, то есть, через всю тяжесть грехов.

     Дорогие братия и сестры. Какие же причины приводят званные, которые не позволили им участвовать в этом Божественном пире?

     Один говорил, что село купил, или землю, в переводе на русский язык. Для современников Христа это понятно. Для нас – тоже понятно, потому что сейчас основной бизнес делается на земле: и администрация зарабатывает и многие другие. Потому что земелька сейчас стоит денежек. В советское время этот образ был непонятен — на земле работали, с I-го по ХХ-ый века на ней самые труженики росли. Но это — дело второстепенное. Под землёй в притче подразумеваются земные устремления человека, в чём бы они ни выражались — это любое имущественное обладание, начиная от съёмной квартиры и до таких высот, которые и не снились нам с вами. И слава Богу! Это яхты, личные самолеты, Лазурные Берега, немыслимые богатства и прочие «прелести».

     Дело в том, что они связывают человека по рукам и ногам. За имуществом надо смотреть, надо проверять, надо охранять, надо поддерживать, надо ремонт делать, надо охрану нанимать… Многое что надо. Соседи смотрят, чтобы крапивой не зарос соседний участок, иначе семена репейника летят по воздуху к ним и так далее. Масса моментов, которые связывают человека. И это приводит к тому, что человек теряет правильный ориентир в жизни, порабощается этим имуществом, и нет ни времени, ни желания уделить внимание своей душе, на общение с Господом.

     Вторая причина — человек приобрёл пять пар волов и шёл работать на них. Труженик такой явился, по работе соскучился. Дорогие братия и сестры, редкий этот образ или часто встречающийся — сложно сказать. Много есть и абсолютных лентяев и тунеядцев, которые работать не хотят и не могут, и учиться не собираются, живут иждивенцами, сидят на шее родителей или каким-то иным образом существуют: за счёт супруги, например, за счёт мужа. По-разному люди устраиваются. Но есть такая страсть чрезмерной любви к труду: трудоголики. Это люди, которые работе отдают всю свою жизнь, забывая о детях, о внуках, о семье, о Боге, о вещах духовных — обо всём забывая. Разные причины двигают людей к этому. Иногда особая такая суперответственность, иногда просто примитивное сребролюбие, когда хочется все деньги заработать, больше всех: и одно надо, и другое надо, и на отпуск отложить надо, и машину надо обновить, и всё надо, надо, надо: одно, другое, третье. Иногда человеком движет гордыня: достичь каких-то результатов, через это мнимое трудолюбие сделать карьеру, достичь должности, следующих ступеней, званий, карьерного роста и многое другое. Сам труд — дело спасительное. Но когда труд превращается в страсть, он является препятствием на пути человека к Богу.

     Третья причина — женился человек, редко встречающееся в наше время явление. Обычно надолго не женятся в ХXI веке — немножечко так, на месяц, на  годик, а потом лучшей доли ищут. Под этим образом подразумеваются земные удовольствия: плотские утехи, грехи, которыми мы тешим свою плоть, начиная от чревоугодия до блуда и многие  другие земные радости и удовольствия — примитивная рыбалочка, загорание на пляже, бассейны, аквапарки и сауны, между прочим, и многое-многое другое, что тешит плоть человеческую.

     Дорогие братия и сестры, слава тебе Господи, всё это в меру-то возможно и не является грехом. Человек должен отдыхать и восстанавливать силы. Но когда забывают Бога в этих удовольствиях, тогда это является страшной бедой. Тогда человек меняет Бога на эти удовольствия, на перечисленные нами причины. Мы должны вырываться из омута этих привязанностей. Притча читается не для того, что это красивое иносказание, а это притча о нас с вами. Потому что у кого-то одна причина превалирует, кого-то бесы ввергают в те или иные опасные ситуации: сегодня жена, завтра яхта, послезавтра дача с грядками — и человек уходит от Бога, приоритеты другим целям отдаёт.

     Встречая Рождество Христово, которое вскоре наступит по милости Божией, мы с вами должны задать себе вопрос: а как мы встречаем Господа? Всё ли отдаём, всё ли делаем для того, чтобы быть с Господом, Который ради нас Небеса оставляет и приходит на нашу грешную землю? Мы должны побеждать эти привязанности, страсти. И всякий раз, когда нет нас в воскресный день на Божественной литургии, когда мы уклоняемся от участия в таинстве Святой Евхаристии, то тем самым страсти, а через них и бесы, обладают нами и уводят от Бога. А общение с Богом, обожение, максимальное приближение и подобие наше Богу начинается здесь. Невозможно так представить, что человек жил без Церкви, без Христа умер — и попал в Царствие Небесное ошибочным образом каким-то. Такого просто не бывает. Потому что человек в вечности ищет продолжение тем целям своей жизни, которые он здесь приобрёл. Если мы с вами сроднимся с молитвой, полюбим богослужение, будем стремиться часто причащаться Святых Христовых Тайн, то и после смерти нашей, в вечности, будет продолжение такой жизни ещё в более превосходной степени. Если мы не приучим себя к жизни с Богом здесь, то в вечности будет погибель и общение с дьяволом, который победит нас и душу нашу, не дай Бог, заберёт и получит над ней власть. Поэтому, в руках человека находится его судьба: и временная, и вечная.

     Это призвание всех ко спасению — очень важная вещь, примечательная. А важное в ней что? Есть учение Церкви о том, что когда душами умерших, которые угодили Богу, восполнится количество отпавших Ангелов, тогда будет конец света, тогда утраченная гармония в духовном мире будет снова восстановлена. Поэтому Господь призывает всех и каждого, ни одного человека нет, обделённого вниманием Божиим. Только гордыня человеческая сопротивляется этому, направляя свободу человека к другим ценностям. Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог нам ответить на этот Божественный призыв, не сопротивляться в этом нашем устремлении к Богу.

     Ориентиром для нас могут служить ветхозаветные праведники, которых сегодня прославляет Церковь, все святые люди Ветхого Завета, которые всей своей подвижнической жизнью, необыкновенной верой, и многими добродетелями содействовали происхождению из недр человеческих Богоматери — чистейшего сосуда, чистого от греха. В этот сосуд Бог вселился всем существом Своим и воплотился через Неё, приняв нашу с вами человеческую плоть.

     Это такие выдающиеся праотцы Ветхого Завета: Авраам с пламенной верой, ветхозаветные пророки, такие как: Моисей пророк, выведший народ Израиля из Египта, Иосиф целомудренный и многие-многие другие. Они имели такую пламенную веру в грядущего Спасителя, о Котором говорили пророки Ветхого Завета. О такой не можем мечтать мы – люди, живущие во времена исполнившихся обетованиях Божиих, в частности, о пришествии в мир Спасителя. Нам с вами намного проще верить во Христа, потому что Он уже пришёл на землю. И наше дело только откликнуться и быть с Ним и в этой жизни, и в жизни будущей.

Аминь.

27 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

     Дорогие братия и сестры. Сегодня, в преддверии Рождества Христова, Церковь начинает нас особенно готовить к встрече этого праздника. Сегодня за Божественной литургией читалась притча о званных. Содержание её многим из вас хорошо известно, потому что читается она дважды за литургией в течение года. Тем самым, Церковь показывает особую важность именно этой евангельской притчи для нашей духовной жизни и спасения.

     Один хозяин устроил вечерю по случаю брака своего сына и звал многих. И когда всё уже было готово, все стали отказываться от участия в этом празднике, ссылаясь каждый на свою причину. Мы коснёмся этих причин позже. И когда из званных никто не пришёл, а праздник-то был готов, тогда хозяин посылает своих слуг на распутье дорог и говорит: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк.14;21) Когда это было исполнено, то за столом ещё остались места. Тогда хозяин говорит: «пойди ещё по переулкам и захолустьям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк.14;23).

     Дорогие братия и сестры. Последняя категория призванных людей, оказавшихся на этой трапезе: и хромые, и глухие, и никчёмные — это мы с вами. Мы думаем, что мы-то из благородных, а оказывается — нет. Причина этого и в грехах наших, и в грешной жизни, и в холодности, безразличии к Богу, потому что веру мы обрели с вами, порой, поздно, а ранее не желали вообще думать и рассуждать на эту тему. Большую часть нашей жизни, молодые годы, посвятили страстям, порокам и грехам. И вообще, Русская Церковь была призвана к вере, к крещению, начиная с эпохи князя Владимира. Многие поместные Церкви уже были просвещены к этому времени светом веры Христовой, такие, как Грузинская Церковь, Армянская Христианская Церковь, древние Церкви: Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская и многие другие.

     Поэтому, когда мы размышляем на эту тему о Божественном призвании, важно, чтобы у нас мысли об этом соединялись со смирением и с чувством собственного недостоинства.

     Настойчивое призвание всех ко спасению, всех, кого нашли слуги, всех, кто, может быть, не был готов, но которых внезапно позвали и привели — это очень примечательный момент, который показывает, что Бог, как говорит Апостол Павел: «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2;4). Нет отверженных людей, нет не званных, нет того, кого Господь отвергает, не хочет видеть. Он всех призывает, всех ожидает, как милостивый и человеколюбивый Отец и Бог, для Которого все дети одинаковые. Поэтому, в корне неправильное учение протестантов, например, кальвинистов, которые учат о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели. Тогда нет никакой заслуги человека, его участия, никто не должен обращать внимания на свою жизнь, человек ни на что не может повлиять. Господь каждого из нас призывает ко спасению. И это призвание Божественное удивительно и уникально. Оно для каждого человека своё. Как Господь мудр, насколько разум Его непостижим для нас.

     Возьмите жизнь любого человека — и у каждого своя история. Один с пелёнок в лоне церковном. Есть такие люди, например, которые сами пришли к вере, как великомученица Варвара. Созерцая с высоты башни, куда заточил её отец, звёздное небо, красоту Божиего мира и умиляясь этой красотой, Варвара уже могла в своём сердце возносить свою молитву создавшему эту красоту Богу. Другие пришли к вере в зрелые годы; третьи — от многих грехов, когда уже плоть настолько пресытилась, что грешить невозможно от омерзения ко греху; кто-то пришёл к вере через разум; кто-то через скорби, болезни, через встречи с людьми, через изучение других религий, через понимание ошибочности и глубокого заблуждения многих религиозных доктрин  и так далее… Суммируя всё это, как у нас в народе говорят, прошли сквозь огонь, воду и медные трубы, то есть, через всю тяжесть грехов.

     Дорогие братия и сестры. Какие же причины приводят званные, которые не позволили им участвовать в этом Божественном пире?

     Один говорил, что село купил, или землю, в переводе на русский язык. Для современников Христа это понятно. Для нас – тоже понятно, потому что сейчас основной бизнес делается на земле: и администрация зарабатывает и многие другие. Потому что земелька сейчас стоит денежек. В советское время этот образ был непонятен — на земле работали, с I-го по ХХ-ый века на ней самые труженики росли. Но это — дело второстепенное. Под землёй в притче подразумеваются земные устремления человека, в чём бы они ни выражались — это любое имущественное обладание, начиная от съёмной квартиры и до таких высот, которые и не снились нам с вами. И слава Богу! Это яхты, личные самолеты, Лазурные Берега, немыслимые богатства и прочие «прелести».

     Дело в том, что они связывают человека по рукам и ногам. За имуществом надо смотреть, надо проверять, надо охранять, надо поддерживать, надо ремонт делать, надо охрану нанимать… Многое что надо. Соседи смотрят, чтобы крапивой не зарос соседний участок, иначе семена репейника летят по воздуху к ним и так далее. Масса моментов, которые связывают человека. И это приводит к тому, что человек теряет правильный ориентир в жизни, порабощается этим имуществом, и нет ни времени, ни желания уделить внимание своей душе, на общение с Господом.

     Вторая причина — человек приобрёл пять пар волов и шёл работать на них. Труженик такой явился, по работе соскучился. Дорогие братия и сестры, редкий этот образ или часто встречающийся — сложно сказать. Много есть и абсолютных лентяев и тунеядцев, которые работать не хотят и не могут, и учиться не собираются, живут иждивенцами, сидят на шее родителей или каким-то иным образом существуют: за счёт супруги, например, за счёт мужа. По-разному люди устраиваются. Но есть такая страсть чрезмерной любви к труду: трудоголики. Это люди, которые работе отдают всю свою жизнь, забывая о детях, о внуках, о семье, о Боге, о вещах духовных — обо всём забывая. Разные причины двигают людей к этому. Иногда особая такая суперответственность, иногда просто примитивное сребролюбие, когда хочется все деньги заработать, больше всех: и одно надо, и другое надо, и на отпуск отложить надо, и машину надо обновить, и всё надо, надо, надо: одно, другое, третье. Иногда человеком движет гордыня: достичь каких-то результатов, через это мнимое трудолюбие сделать карьеру, достичь должности, следующих ступеней, званий, карьерного роста и многое другое. Сам труд — дело спасительное. Но когда труд превращается в страсть, он является препятствием на пути человека к Богу.

     Третья причина — женился человек, редко встречающееся в наше время явление. Обычно надолго не женятся в ХXI веке — немножечко так, на месяц, на  годик, а потом лучшей доли ищут. Под этим образом подразумеваются земные удовольствия: плотские утехи, грехи, которыми мы тешим свою плоть, начиная от чревоугодия до блуда и многие  другие земные радости и удовольствия — примитивная рыбалочка, загорание на пляже, бассейны, аквапарки и сауны, между прочим, и многое-многое другое, что тешит плоть человеческую.

     Дорогие братия и сестры, слава тебе Господи, всё это в меру-то возможно и не является грехом. Человек должен отдыхать и восстанавливать силы. Но когда забывают Бога в этих удовольствиях, тогда это является страшной бедой. Тогда человек меняет Бога на эти удовольствия, на перечисленные нами причины. Мы должны вырываться из омута этих привязанностей. Притча читается не для того, что это красивое иносказание, а это притча о нас с вами. Потому что у кого-то одна причина превалирует, кого-то бесы ввергают в те или иные опасные ситуации: сегодня жена, завтра яхта, послезавтра дача с грядками — и человек уходит от Бога, приоритеты другим целям отдаёт.

     Встречая Рождество Христово, которое вскоре наступит по милости Божией, мы с вами должны задать себе вопрос: а как мы встречаем Господа? Всё ли отдаём, всё ли делаем для того, чтобы быть с Господом, Который ради нас Небеса оставляет и приходит на нашу грешную землю? Мы должны побеждать эти привязанности, страсти. И всякий раз, когда нет нас в воскресный день на Божественной литургии, когда мы уклоняемся от участия в таинстве Святой Евхаристии, то тем самым страсти, а через них и бесы, обладают нами и уводят от Бога. А общение с Богом, обожение, максимальное приближение и подобие наше Богу начинается здесь. Невозможно так представить, что человек жил без Церкви, без Христа умер — и попал в Царствие Небесное ошибочным образом каким-то. Такого просто не бывает. Потому что человек в вечности ищет продолжение тем целям своей жизни, которые он здесь приобрёл. Если мы с вами сроднимся с молитвой, полюбим богослужение, будем стремиться часто причащаться Святых Христовых Тайн, то и после смерти нашей, в вечности, будет продолжение такой жизни ещё в более превосходной степени. Если мы не приучим себя к жизни с Богом здесь, то в вечности будет погибель и общение с дьяволом, который победит нас и душу нашу, не дай Бог, заберёт и получит над ней власть. Поэтому, в руках человека находится его судьба: и временная, и вечная.

     Это призвание всех ко спасению — очень важная вещь, примечательная. А важное в ней что? Есть учение Церкви о том, что когда душами умерших, которые угодили Богу, восполнится количество отпавших Ангелов, тогда будет конец света, тогда утраченная гармония в духовном мире будет снова восстановлена. Поэтому Господь призывает всех и каждого, ни одного человека нет, обделённого вниманием Божиим. Только гордыня человеческая сопротивляется этому, направляя свободу человека к другим ценностям. Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог нам ответить на этот Божественный призыв, не сопротивляться в этом нашем устремлении к Богу.

     Ориентиром для нас могут служить ветхозаветные праведники, которых сегодня прославляет Церковь, все святые люди Ветхого Завета, которые всей своей подвижнической жизнью, необыкновенной верой, и многими добродетелями содействовали происхождению из недр человеческих Богоматери — чистейшего сосуда, чистого от греха. В этот сосуд Бог вселился всем существом Своим и воплотился через Неё, приняв нашу с вами человеческую плоть.

     Это такие выдающиеся праотцы Ветхого Завета: Авраам с пламенной верой, ветхозаветные пророки, такие как: Моисей пророк, выведший народ Израиля из Египта, Иосиф целомудренный и многие-многие другие. Они имели такую пламенную веру в грядущего Спасителя, о Котором говорили пророки Ветхого Завета. О такой не можем мечтать мы – люди, живущие во времена исполнившихся обетованиях Божиих, в частности, о пришествии в мир Спасителя. Нам с вами намного проще верить во Христа, потому что Он уже пришёл на землю. И наше дело только откликнуться и быть с Ним и в этой жизни, и в жизни будущей.

Аминь.

Предыдущая проповедь

22 декабря 2015

Исцеление десяти прокаженных
Следующая проповедь

3 января 2016

Родословная Христа

Все проповеди за 2015 год

декабрь 2015

ноябрь 2015

октябрь 2015

сентябрь 2015

июнь 2015

апрель 2015

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00