Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о званых на вечерю

Сегодня мы с вами прослушали евангельский отрывок – притчу о званых на вечерю. Некий царь сделал брачный пир для своего сына и послал слуг своих, чтобы они пригласили званых на пир.

Брачный пир – предельное торжество радости и счастья. И действительно это так, потому что никакая иная радость в жизни человека не может сравниться со свадьбой. Свадьба – самое прекрасное, самое радостное событие в жизни человека, которое у него, по замыслу Божию, должно быть однажды.

И вот на это торжество царь звал многих. Царь – это Бог. И званые начали отказываться. Один за другим они находили уважительные, по их мнению, причины, которые не позволяли им пойти на этот брачный пир. Один сказал, что он купил землю, другой купил пять пар волов, а третий – женился и поэтому прийти не может. Эти причины, которые выставляли друзья царя, его приглашённые, они считали для себя очень важными и убедительными, и каждый хотел пребывать в том, что ему понятно и близко.

Дело в том, что в Ветхом Завете было снисхождение к этим категориям людей. В случае войны их не брали на поле сражения; не брали того, кто только женился, кто построил дом или купил землю. Если человек только женился, и его пошлют на войну – есть опасность того, что не останется потомства и не будет прироста населения. Человек, который построил дом, тоже должен насладиться радостью новоселья, потому что когда мы видим пустые дома или на прежде оккупированных территориях, или в вымерших российских деревнях, то грустно становится на сердце от этого плачевного зрелища, от провалившихся, обвалившихся крыш, разбитых окон. В книге Второзакония этим категориям людей была предоставлена такая отсрочка в случае форс-мажорных, военных каких-то происшествий.

В этих причинах, которые высказывали приглашённые на брачный пир, нет никакого греха. Это не оправдания и не «отмазки». Это вещи из привычной для нас жизни. И смотрите, как за двадцать один век ничего не поменялось в нашем мире. Те же причины и сейчас необычайно важны для человека и завлекают нас, порой, целиком. Разве что «купил волов» надо сегодня перефразировать либо на «купил машину», либо, если занимается человек сельским хозяйством, а на волах сейчас никто уже не пашет, трактора уже заменяют эту силу и превосходят её в десятки и сотни раз. Но суть остаётся та же.

Эти причины понятны, но они не так важны по сравнению с главным событием, на которое их зовут. Это же совершенно нелогично: их зовут на праздник, за стол зовут, а они хотят работать. Всё наоборот — обычно человек работать не любит, трудолюбивых людей очень и очень мало. Вот за стол сесть, на праздник пойти – это для всех. А здесь получается абсурд. На брачный пир, царь приготовил! Царь! Там все ингредиенты только натуральные, продукты прекраснейшие, которые человек никогда не видит и в обиходе, быть может, не имеет. Люди отказываются и уходят на те дела, которые им кажутся ближе и понятнее.

В жизни христианина всё должно быть упорядочено: есть праздники, есть будни. Если хочешь быть бедным, работай в праздники, и никакого приобретения тебе не будет — всё пойдёт прахом. Не вовремя. Нельзя работать в праздники, когда Господь приглашает быть с Ним.

Это приглашение царя носит не рекомендательный какой-то характер: если хотите, если можете, если вы свободны и так далее. А Господь призывает всех, не исключая никого. Трое званых – это символическое изображение всех званых людей. Господь всех любит одинаково, всех призывает. Но если эти званые не идут, их место не остаётся свободным, оно бывает занято другими людьми.

Господь и нас вами зовёт в Своё Царство, и таким образом предупреждает одновременно, что если мы не идём, если у нас есть другие причины, кроме указанной Самим Богом, то наше место будет занято кем-то другим. И поэтому в Евангелии есть такие слова: «мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:12), то есть, вне чертога брачного, «где будет плач и скрежет зубов», что является образом адских вечных мучений.

Прообраз брачного пира начинается здесь, на земле, начинается в Церкви Христовой в Таинстве Святой Евхаристии. Это кульминация церковного торжества, духовного торжества. Выше участия в Евхаристии ничего нет на земле. И мы с вами, осмысливая вновь и вновь величие этого Таинства, в котором мы соединяемся с Самим Богом, вкушая Его Пречистые Тело и Кровь, задумаемся над тем, а что нас уводит от посещения храма и причащения? Мы относимся к этой возможности по остаточному принципу.

В древней Церкви христиане стремились на каждой Божественной литургии быть, как минимум на каждой воскресной литургии. А если в каком-то селении, в городе епископ и предстоятель Церкви служил литургию в какой-то будний день, то община, несомненно, была вся. По-другому мы представить нельзя, потому что их было очень мало, и они дорожили возможностью быть вместе, молиться и причащаться.

Нам это в тягость, потому что мы считаем, что подготовка ко причащению обременительна, тяжела для нас. И пост один, и второй, и молитвенное правило. Задумаемся над этим, для нас это в тягость, нам обременительно это, молитва нам в тягость. А когда в раю окажешься, чем ты там заниматься будешь? Там нет ни волов, ни машин, ни земли, ни домов, построенных в материальном аспекте, там ничего нет, только Бог и ты, общение с Ним. Если молитва не вызывает в тебе радости, если в молитве ты не окрыляешься, ты не отдыхаешь, ты несчастлив во время молитвы, в твоей жизни происходит что-то страшное, что-то непонятное совершенно, несовместимое с христианством.

Поэтому дай Бог, чтобы мы повторяли в своём сознании необыкновенную важность участия в литургии, причащения Святых Христовых тайн и понимали, что когда мы в этом не участвуем, за этим стоит дьявол, который, влияя на нашу сластолюбивую плоть, приводя те или иные заманчивые идеи, как можно провести воскресный день, уводит нас от небесного пира.

Выше Таинства Евхаристии ничего нет на земле. Мы с вами тоже не чувствуем этой величины Таинства, его необыкновенного небесного, чистого, светлого, Божественного значения для каждого из нас.

К таинству причащения надо подходить достойно. И об этом говорится в этой притче. Когда царь посмотрел, кого слуги привели вместо званых с перекрёстков дорог, с околотков улиц, где собирались либо прокажённые, больные, либо разбойники, которые не могли жить в человеческом обществе. Ими, язычниками, наполнился этот пир. И мы с вами среди таких, потому что мы — потомки языческих народов, как минимум, славян-язычников. Господь и нас с вами призвал в Своё Небесное Царство. Это мы напоминаем для того, чтобы держать себя в смирении, чтобы не возносились, как евреи или как греки, которые первыми приняли веру православную и с ревностью относятся ко всем другим, пришедшим позже них народам к христианству.

Среди этих язычников, пришедших в одиннадцатый час, оказался один человек, который не был одет в брачную одежду. И царь, обходя своих гостей, участников этой трапезы великолепной, подошёл к нему и спросил: «друг, как ты вошёл сюда не в брачной одежде?»  (Мф. 22:12). Он молчал, потому что ничего не смог сказать в своё оправдание. И он был извергнут, удалён из этой трапезы и помещён в места для мучения грешников.

Чтобы понять этот момент в притче, мы должны вернуться к историческим реалиям, к традициям на востоке. Когда богатый хозяин приглашал гостей, то обычно он и давал чистую одежду и сам мыл ноги у пришедших к нему гостей. Это было знаком уважения, знаком первого гостеприимства, без которого приём от всего сердца был невозможен.

Этому человеку тоже это всё было оказано, но он как-то прошёл через эту любовь хозяина, который предлагал ему одеться в праздничную одежду. И он спешил на трапезу, он не хотел менять свою грязную одежду и скорее хотел сесть за стол, ему было всё равно. Статус праздника, своё одеяние, — ему было всё безразлично. Ему было привычнее в грязном. То, что он оскорблял своим видом всех присутствующих и самого хозяина, ему было безразлично. Он хотел есть и быстрее, и как можно больше.

Дорогие братия и сестры! Это образ многих из нас, когда мы, пребывая в Церкви, в которую пригласил нас Хозяин – Господь, не хотим изменяться. Мы не хотим снимать свою грязную, греховную «одежду» и облачаться в белые, чистые, светлые ризы, в которых только возможно находиться на брачном пире. Это одежды побеждённых страстей и пороков, одежды святости, чистоты и одежды добродетелей, в которых только возможно пребывание в райских обителях; это изменение своей греховной природы через борьбу со страстями, грехами, пороками. Очистившиеся люди «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14), как говорится об этом в Апокалипсисе.

Задумаемся, дорогие братия и сестры, над тем, что Господь всех приглашает, но Он и просит нашего с вами неравнодушия, просит определённой подготовки для достойного присутствия на этом необыкновенном пире. Он предупреждает нас сегодня, что если мы не ценим, не дорожим этой возможностью, живя здесь, на земле, если халатно и безразлично относимся к исполнению седьмого дня, который мы должны отдать Богу, то Господь предупреждает, что наше место будет занято кем-то другим. Как было уже в истории людей и целых народов, как было в истории еврейского народа, когда Господь их звал в то место, в обетованную землю. А соглядатаи, ушедшие смотреть эту землю, говорили: «мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течёт молоко и мед» (Числ. 13:28). Они вдвоём принесли виноградную ветвь на шесте, а также гранатовых яблок и смоквы. Но народ говорил: мы не можем взять эту землю. Господь говорит: «Идите! Я вам отдам земли этих языческих народов». Они говорят: «Нет, не пойдём». И евреи были наказаны. Подойдя к обетованной земле с 40-летним странствованием по пустыне, вымерли все те, кто не захотел быть послушным Богу.

Господь долго терпит, да больно бьёт. Дай Бог нам осознания глубочайшей ответственности и радости пребывания с Господом, и чтобы к этому пребыванию мы достойно готовились, пребывая в Церкви Христовой и пользуясь её спасительными средствами. Аминь! 

22 сентября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня мы с вами прослушали евангельский отрывок – притчу о званых на вечерю. Некий царь сделал брачный пир для своего сына и послал слуг своих, чтобы они пригласили званых на пир.

Брачный пир – предельное торжество радости и счастья. И действительно это так, потому что никакая иная радость в жизни человека не может сравниться со свадьбой. Свадьба – самое прекрасное, самое радостное событие в жизни человека, которое у него, по замыслу Божию, должно быть однажды.

И вот на это торжество царь звал многих. Царь – это Бог. И званые начали отказываться. Один за другим они находили уважительные, по их мнению, причины, которые не позволяли им пойти на этот брачный пир. Один сказал, что он купил землю, другой купил пять пар волов, а третий – женился и поэтому прийти не может. Эти причины, которые выставляли друзья царя, его приглашённые, они считали для себя очень важными и убедительными, и каждый хотел пребывать в том, что ему понятно и близко.

Дело в том, что в Ветхом Завете было снисхождение к этим категориям людей. В случае войны их не брали на поле сражения; не брали того, кто только женился, кто построил дом или купил землю. Если человек только женился, и его пошлют на войну – есть опасность того, что не останется потомства и не будет прироста населения. Человек, который построил дом, тоже должен насладиться радостью новоселья, потому что когда мы видим пустые дома или на прежде оккупированных территориях, или в вымерших российских деревнях, то грустно становится на сердце от этого плачевного зрелища, от провалившихся, обвалившихся крыш, разбитых окон. В книге Второзакония этим категориям людей была предоставлена такая отсрочка в случае форс-мажорных, военных каких-то происшествий.

В этих причинах, которые высказывали приглашённые на брачный пир, нет никакого греха. Это не оправдания и не «отмазки». Это вещи из привычной для нас жизни. И смотрите, как за двадцать один век ничего не поменялось в нашем мире. Те же причины и сейчас необычайно важны для человека и завлекают нас, порой, целиком. Разве что «купил волов» надо сегодня перефразировать либо на «купил машину», либо, если занимается человек сельским хозяйством, а на волах сейчас никто уже не пашет, трактора уже заменяют эту силу и превосходят её в десятки и сотни раз. Но суть остаётся та же.

Эти причины понятны, но они не так важны по сравнению с главным событием, на которое их зовут. Это же совершенно нелогично: их зовут на праздник, за стол зовут, а они хотят работать. Всё наоборот — обычно человек работать не любит, трудолюбивых людей очень и очень мало. Вот за стол сесть, на праздник пойти – это для всех. А здесь получается абсурд. На брачный пир, царь приготовил! Царь! Там все ингредиенты только натуральные, продукты прекраснейшие, которые человек никогда не видит и в обиходе, быть может, не имеет. Люди отказываются и уходят на те дела, которые им кажутся ближе и понятнее.

В жизни христианина всё должно быть упорядочено: есть праздники, есть будни. Если хочешь быть бедным, работай в праздники, и никакого приобретения тебе не будет — всё пойдёт прахом. Не вовремя. Нельзя работать в праздники, когда Господь приглашает быть с Ним.

Это приглашение царя носит не рекомендательный какой-то характер: если хотите, если можете, если вы свободны и так далее. А Господь призывает всех, не исключая никого. Трое званых – это символическое изображение всех званых людей. Господь всех любит одинаково, всех призывает. Но если эти званые не идут, их место не остаётся свободным, оно бывает занято другими людьми.

Господь и нас вами зовёт в Своё Царство, и таким образом предупреждает одновременно, что если мы не идём, если у нас есть другие причины, кроме указанной Самим Богом, то наше место будет занято кем-то другим. И поэтому в Евангелии есть такие слова: «мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:12), то есть, вне чертога брачного, «где будет плач и скрежет зубов», что является образом адских вечных мучений.

Прообраз брачного пира начинается здесь, на земле, начинается в Церкви Христовой в Таинстве Святой Евхаристии. Это кульминация церковного торжества, духовного торжества. Выше участия в Евхаристии ничего нет на земле. И мы с вами, осмысливая вновь и вновь величие этого Таинства, в котором мы соединяемся с Самим Богом, вкушая Его Пречистые Тело и Кровь, задумаемся над тем, а что нас уводит от посещения храма и причащения? Мы относимся к этой возможности по остаточному принципу.

В древней Церкви христиане стремились на каждой Божественной литургии быть, как минимум на каждой воскресной литургии. А если в каком-то селении, в городе епископ и предстоятель Церкви служил литургию в какой-то будний день, то община, несомненно, была вся. По-другому мы представить нельзя, потому что их было очень мало, и они дорожили возможностью быть вместе, молиться и причащаться.

Нам это в тягость, потому что мы считаем, что подготовка ко причащению обременительна, тяжела для нас. И пост один, и второй, и молитвенное правило. Задумаемся над этим, для нас это в тягость, нам обременительно это, молитва нам в тягость. А когда в раю окажешься, чем ты там заниматься будешь? Там нет ни волов, ни машин, ни земли, ни домов, построенных в материальном аспекте, там ничего нет, только Бог и ты, общение с Ним. Если молитва не вызывает в тебе радости, если в молитве ты не окрыляешься, ты не отдыхаешь, ты несчастлив во время молитвы, в твоей жизни происходит что-то страшное, что-то непонятное совершенно, несовместимое с христианством.

Поэтому дай Бог, чтобы мы повторяли в своём сознании необыкновенную важность участия в литургии, причащения Святых Христовых тайн и понимали, что когда мы в этом не участвуем, за этим стоит дьявол, который, влияя на нашу сластолюбивую плоть, приводя те или иные заманчивые идеи, как можно провести воскресный день, уводит нас от небесного пира.

Выше Таинства Евхаристии ничего нет на земле. Мы с вами тоже не чувствуем этой величины Таинства, его необыкновенного небесного, чистого, светлого, Божественного значения для каждого из нас.

К таинству причащения надо подходить достойно. И об этом говорится в этой притче. Когда царь посмотрел, кого слуги привели вместо званых с перекрёстков дорог, с околотков улиц, где собирались либо прокажённые, больные, либо разбойники, которые не могли жить в человеческом обществе. Ими, язычниками, наполнился этот пир. И мы с вами среди таких, потому что мы — потомки языческих народов, как минимум, славян-язычников. Господь и нас с вами призвал в Своё Небесное Царство. Это мы напоминаем для того, чтобы держать себя в смирении, чтобы не возносились, как евреи или как греки, которые первыми приняли веру православную и с ревностью относятся ко всем другим, пришедшим позже них народам к христианству.

Среди этих язычников, пришедших в одиннадцатый час, оказался один человек, который не был одет в брачную одежду. И царь, обходя своих гостей, участников этой трапезы великолепной, подошёл к нему и спросил: «друг, как ты вошёл сюда не в брачной одежде?»  (Мф. 22:12). Он молчал, потому что ничего не смог сказать в своё оправдание. И он был извергнут, удалён из этой трапезы и помещён в места для мучения грешников.

Чтобы понять этот момент в притче, мы должны вернуться к историческим реалиям, к традициям на востоке. Когда богатый хозяин приглашал гостей, то обычно он и давал чистую одежду и сам мыл ноги у пришедших к нему гостей. Это было знаком уважения, знаком первого гостеприимства, без которого приём от всего сердца был невозможен.

Этому человеку тоже это всё было оказано, но он как-то прошёл через эту любовь хозяина, который предлагал ему одеться в праздничную одежду. И он спешил на трапезу, он не хотел менять свою грязную одежду и скорее хотел сесть за стол, ему было всё равно. Статус праздника, своё одеяние, — ему было всё безразлично. Ему было привычнее в грязном. То, что он оскорблял своим видом всех присутствующих и самого хозяина, ему было безразлично. Он хотел есть и быстрее, и как можно больше.

Дорогие братия и сестры! Это образ многих из нас, когда мы, пребывая в Церкви, в которую пригласил нас Хозяин – Господь, не хотим изменяться. Мы не хотим снимать свою грязную, греховную «одежду» и облачаться в белые, чистые, светлые ризы, в которых только возможно находиться на брачном пире. Это одежды побеждённых страстей и пороков, одежды святости, чистоты и одежды добродетелей, в которых только возможно пребывание в райских обителях; это изменение своей греховной природы через борьбу со страстями, грехами, пороками. Очистившиеся люди «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14), как говорится об этом в Апокалипсисе.

Задумаемся, дорогие братия и сестры, над тем, что Господь всех приглашает, но Он и просит нашего с вами неравнодушия, просит определённой подготовки для достойного присутствия на этом необыкновенном пире. Он предупреждает нас сегодня, что если мы не ценим, не дорожим этой возможностью, живя здесь, на земле, если халатно и безразлично относимся к исполнению седьмого дня, который мы должны отдать Богу, то Господь предупреждает, что наше место будет занято кем-то другим. Как было уже в истории людей и целых народов, как было в истории еврейского народа, когда Господь их звал в то место, в обетованную землю. А соглядатаи, ушедшие смотреть эту землю, говорили: «мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течёт молоко и мед» (Числ. 13:28). Они вдвоём принесли виноградную ветвь на шесте, а также гранатовых яблок и смоквы. Но народ говорил: мы не можем взять эту землю. Господь говорит: «Идите! Я вам отдам земли этих языческих народов». Они говорят: «Нет, не пойдём». И евреи были наказаны. Подойдя к обетованной земле с 40-летним странствованием по пустыне, вымерли все те, кто не захотел быть послушным Богу.

Господь долго терпит, да больно бьёт. Дай Бог нам осознания глубочайшей ответственности и радости пребывания с Господом, и чтобы к этому пребыванию мы достойно готовились, пребывая в Церкви Христовой и пользуясь её спасительными средствами. Аминь! 

Предыдущая проповедь

21 сентября 2019

Рождество Пресвятой Богородицы
Следующая проповедь

22 сентября 2019

О необходимости снимать ветхую и облачаться в брачную одежду.

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00