Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Проповедь в день Святой Троицы. Пятидесяница.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, эти привычные для нас слова, в которых мы славословим Отца, Сына и Святого Духа, сегодня звучат в Церкви Христовой во время богослужения и в сердце каждого из нас с особой силой, с особым звучанием. Сегодня праздник Святой Животворящей и Нераздельной Троицы. 

   Мы сегодня прославляем Бога Отца Вседержителя, Отца мира и Промыслителя этого мира, который имеет отличительное свойство от других лиц Святой Троицы — свою Нерожденность.

   Мы прославляем Бога Сына, Слова, рожденного от Отца прежде всех век, Господа нашего Иисуса Христа, Который воспринял плоть от Девы Марии, Который жил на нашей земле, Который претерпел Крестную Смерть ради нашего спасения и Который эту человеческую плоть, заимствованную от Девы Богородицы поднял на небо, на Божественный престол, где неотлучно пребывал всегда со своим небесным Отцом и Богом. Отличительное свойство Христа Сына Божия, второй ипостаси Святой Троицы предвечное рождение от Бога Отца.          

   Мы прославляем сегодня Бога Святого Духа, который предвечно исходит от Отца и в Сыне почивает.

Троица Святая, неделимая, неслиянная, единосущная и нераздельная.

   Эта истина о Боге, которой мы обладаем, является Богооткровенной истиной, её мы черпаем из сверхъестественного Божественного Откровения, прежде всего из Священного Писания.

   Еще в Ветхом Завете Бог прикровенно говорил ветхозаветным людям о тайне Святой Троицы. Самое известное свидетельство — это явление трех странников ветхозаветному патриарху Аврааму. Одна из икон Троицы называется «Гостеприимство Авраама», когда он увидел трех странников, шедших в города, погрязшие в грехах, в Содом и Гоморру и другие города и беседовал с ними, с тремя, как с одним Богом.

Библия начинается с повествования о сотворении мира и там впервые внимательному взору читающего человека, тоже открывается тайна о предвечном совете Святой Троицы, когда в творении человека Богом употребляется множественное число: «Сотворим человека по образу и подобию нашему». У ветхозаветных пророков приоткрывается еще больше тайна Святой Троицы, например пророк Исайя видел пламенных серафимов, которые предстоят престолу Божию и всегда воспевают Бога такими словами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» (Ис. 6:3). В троичном этом славословии Бога как раз есть указание на тайну Святой Троицы.

   В Новом Завете еще более убедительно звучит для нас непостижимая тайна Святой Троицы. Прежде всего она явилась на Иордане, когда Господь приходит на Иордан, принимает Крещение от Иоанна, Бог Отец свидетельствует громогласно для всех стоящих там: «Се Сын мой возлюбленный», а Святой Дух в виде голубя снисходит на Христа, пришедшего на Иордан. В одном из мест Священного Писания апостолу Иоанну Богослову принадлежат такие слова: «Три суть свидетельствуют на Небеси: Отец, сын и Святой Дух и сии три едина суть!» (Ин. 5:7).  Сектанты не любят это место Священного Писания, потому что это одно из самых ярких свидетельств Нового Завета о Тайне Святой Троицы. В их изданиях Нового завета это место из соборного послания Иоанна Богослова убирается или сокращается.

   Дорогие братья и сестры, эта тайна Святой Троицы, о которой мы рассуждаем, исповедуется нами в общей молитве всегда во время пения Символа Веры, особенно за Божественной Литургией. Символ Веры составлен святыми отцами в IV веке на первом и втором Вселенских Соборах и раскрывает нам, грешным, эту тайну. Несмотря на то, что во многих словах говорится об этой тайне Святой Троицы, все равно она является самым непостижимым догматом нашей веры и принимается только верующим сердцем. Эта истина не может быть доказуема какими-то логическими построениями и измышлениями, хотя богословы пытались найти какие-то аналогии, которые могли показать человеку ситуацию, когда один равняется трем и три равно одному. Это, например, образ солнца — само светило, его лучи и само тепло, которое исходит от солнца. В этом образе древние апологеты видели тайну Святой Троицы. Святитель Спиридон Тримифунтский, который был на этом Вселенском Соборе, явил перед всеми собравшимися образ Святой Троицы, взяв в руки кирпич и сжав его в своих руках: на землю стала капать вода, а наверх вышел огонь, — так он убедительно доказал, что одно вещество может быть равно трём.

   Дорогие братья и сестры, наше христианское исповедание так и называется верой, в отличии от знания, и верит человек сердцем, а не умом. Чем меньше у человека грехов, тем сильнее эта вера, потому что в Евангелии сказано Христом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Богословы и философы во многих словах выражали свое отношение к Богу. Они называли Его и Абсолютом, и справедливым Судьей, и праведным, и милостивым, и высшим разумом и тд, но никто не сказал о Боге с такой полнотой и искренним чувством, как апостол Иоанн Богослов, что «Бог есть Любовь, в Троице прославляемый Отец, Сын и Святой Дух». И то, что Бог является Любовью, и объясняет нам тайну Святой Троицы, потому что если бы Бог был одиноким, то он не был бы любовью, ведь до творения мира, если бы Бог не был бы Святой Троицей Ему бы некого было бы любить. А так эта любовь является во внутренней Божественной жизни, в личностных отношениях Святой Троицы, когда Отец любит Сына, когда Сын любит Отца, когда Отец любит Святого Духа, а Святой Дух любит Бога Отца и Бога Сына и в этой взаимной любви открывается нам Божественная Любовь, которая есть сам Бог.

   Дорогие братья и сестры, возвышая наш ум сегодня к Святой Троице, которая есть любовь, Церковь напоминает и просит каждого из нас, чтобы и в нашей жизни присутствовала любовь, чтоб не было никаких разделений, чтоб любовь соединяла близких и родных людей в семьях и во всем многообразии человеческого общества, чтобы мы скорее, когда эта любовь колеблется и теряется, прилагали все силы, чтобы уврачевать и восстановить ее, чтобы мы просили прощения друг у друга и восстанавливали в этом христианском прощении  и смирении любовь. Когда любви не останется в этом мире, настанет конец и второе пришествие Христа. Оскудение любви в людях и в мире — это один из главных критериев конца света. Тогда во многих охладеет любовь.

   И дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы в нас, современных христианах, немощных, горделивых, тщеславных, все таки присутствовала любовь, чтобы мы, помня слова прп. Силуана Афонского, преодолевали эти конфликты и нестроения: «Если человек не имеет в себе силы молиться за врагов, то такой человек не является христианином». Когда появляются у нас недоразумения, обиды, не любящие нас, чтобы мы молились за этих людей и молитвами покрывали эти нестроения, которые привносятся в нашу с вами жизнь. «Потому узнают все, что вы мои ученики, если вы имеете любовь между собою» (Ин. 13:35).

Аминь.

12 июня 2022

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, эти привычные для нас слова, в которых мы славословим Отца, Сына и Святого Духа, сегодня звучат в Церкви Христовой во время богослужения и в сердце каждого из нас с особой силой, с особым звучанием. Сегодня праздник Святой Животворящей и Нераздельной Троицы. 

   Мы сегодня прославляем Бога Отца Вседержителя, Отца мира и Промыслителя этого мира, который имеет отличительное свойство от других лиц Святой Троицы — свою Нерожденность.

   Мы прославляем Бога Сына, Слова, рожденного от Отца прежде всех век, Господа нашего Иисуса Христа, Который воспринял плоть от Девы Марии, Который жил на нашей земле, Который претерпел Крестную Смерть ради нашего спасения и Который эту человеческую плоть, заимствованную от Девы Богородицы поднял на небо, на Божественный престол, где неотлучно пребывал всегда со своим небесным Отцом и Богом. Отличительное свойство Христа Сына Божия, второй ипостаси Святой Троицы предвечное рождение от Бога Отца.          

   Мы прославляем сегодня Бога Святого Духа, который предвечно исходит от Отца и в Сыне почивает.

Троица Святая, неделимая, неслиянная, единосущная и нераздельная.

   Эта истина о Боге, которой мы обладаем, является Богооткровенной истиной, её мы черпаем из сверхъестественного Божественного Откровения, прежде всего из Священного Писания.

   Еще в Ветхом Завете Бог прикровенно говорил ветхозаветным людям о тайне Святой Троицы. Самое известное свидетельство — это явление трех странников ветхозаветному патриарху Аврааму. Одна из икон Троицы называется «Гостеприимство Авраама», когда он увидел трех странников, шедших в города, погрязшие в грехах, в Содом и Гоморру и другие города и беседовал с ними, с тремя, как с одним Богом.

Библия начинается с повествования о сотворении мира и там впервые внимательному взору читающего человека, тоже открывается тайна о предвечном совете Святой Троицы, когда в творении человека Богом употребляется множественное число: «Сотворим человека по образу и подобию нашему». У ветхозаветных пророков приоткрывается еще больше тайна Святой Троицы, например пророк Исайя видел пламенных серафимов, которые предстоят престолу Божию и всегда воспевают Бога такими словами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» (Ис. 6:3). В троичном этом славословии Бога как раз есть указание на тайну Святой Троицы.

   В Новом Завете еще более убедительно звучит для нас непостижимая тайна Святой Троицы. Прежде всего она явилась на Иордане, когда Господь приходит на Иордан, принимает Крещение от Иоанна, Бог Отец свидетельствует громогласно для всех стоящих там: «Се Сын мой возлюбленный», а Святой Дух в виде голубя снисходит на Христа, пришедшего на Иордан. В одном из мест Священного Писания апостолу Иоанну Богослову принадлежат такие слова: «Три суть свидетельствуют на Небеси: Отец, сын и Святой Дух и сии три едина суть!» (Ин. 5:7).  Сектанты не любят это место Священного Писания, потому что это одно из самых ярких свидетельств Нового Завета о Тайне Святой Троицы. В их изданиях Нового завета это место из соборного послания Иоанна Богослова убирается или сокращается.

   Дорогие братья и сестры, эта тайна Святой Троицы, о которой мы рассуждаем, исповедуется нами в общей молитве всегда во время пения Символа Веры, особенно за Божественной Литургией. Символ Веры составлен святыми отцами в IV веке на первом и втором Вселенских Соборах и раскрывает нам, грешным, эту тайну. Несмотря на то, что во многих словах говорится об этой тайне Святой Троицы, все равно она является самым непостижимым догматом нашей веры и принимается только верующим сердцем. Эта истина не может быть доказуема какими-то логическими построениями и измышлениями, хотя богословы пытались найти какие-то аналогии, которые могли показать человеку ситуацию, когда один равняется трем и три равно одному. Это, например, образ солнца — само светило, его лучи и само тепло, которое исходит от солнца. В этом образе древние апологеты видели тайну Святой Троицы. Святитель Спиридон Тримифунтский, который был на этом Вселенском Соборе, явил перед всеми собравшимися образ Святой Троицы, взяв в руки кирпич и сжав его в своих руках: на землю стала капать вода, а наверх вышел огонь, — так он убедительно доказал, что одно вещество может быть равно трём.

   Дорогие братья и сестры, наше христианское исповедание так и называется верой, в отличии от знания, и верит человек сердцем, а не умом. Чем меньше у человека грехов, тем сильнее эта вера, потому что в Евангелии сказано Христом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Богословы и философы во многих словах выражали свое отношение к Богу. Они называли Его и Абсолютом, и справедливым Судьей, и праведным, и милостивым, и высшим разумом и тд, но никто не сказал о Боге с такой полнотой и искренним чувством, как апостол Иоанн Богослов, что «Бог есть Любовь, в Троице прославляемый Отец, Сын и Святой Дух». И то, что Бог является Любовью, и объясняет нам тайну Святой Троицы, потому что если бы Бог был одиноким, то он не был бы любовью, ведь до творения мира, если бы Бог не был бы Святой Троицей Ему бы некого было бы любить. А так эта любовь является во внутренней Божественной жизни, в личностных отношениях Святой Троицы, когда Отец любит Сына, когда Сын любит Отца, когда Отец любит Святого Духа, а Святой Дух любит Бога Отца и Бога Сына и в этой взаимной любви открывается нам Божественная Любовь, которая есть сам Бог.

   Дорогие братья и сестры, возвышая наш ум сегодня к Святой Троице, которая есть любовь, Церковь напоминает и просит каждого из нас, чтобы и в нашей жизни присутствовала любовь, чтоб не было никаких разделений, чтоб любовь соединяла близких и родных людей в семьях и во всем многообразии человеческого общества, чтобы мы скорее, когда эта любовь колеблется и теряется, прилагали все силы, чтобы уврачевать и восстановить ее, чтобы мы просили прощения друг у друга и восстанавливали в этом христианском прощении  и смирении любовь. Когда любви не останется в этом мире, настанет конец и второе пришествие Христа. Оскудение любви в людях и в мире — это один из главных критериев конца света. Тогда во многих охладеет любовь.

   И дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы в нас, современных христианах, немощных, горделивых, тщеславных, все таки присутствовала любовь, чтобы мы, помня слова прп. Силуана Афонского, преодолевали эти конфликты и нестроения: «Если человек не имеет в себе силы молиться за врагов, то такой человек не является христианином». Когда появляются у нас недоразумения, обиды, не любящие нас, чтобы мы молились за этих людей и молитвами покрывали эти нестроения, которые привносятся в нашу с вами жизнь. «Потому узнают все, что вы мои ученики, если вы имеете любовь между собою» (Ин. 13:35).

Аминь.

12.06.2022

Все проповеди за 2022 год

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00