Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Рождество Христово

Дорогие братия и сестры! В эту радостную, светозарную ночь Рождества Христова душа верующего человека словно пытается вырваться из стесняющих её физических и телесных преград. Душа поёт и славит рождённого в Вифлееме Господа.

Сколько глубочайших мыслей о Рождестве Христовом выражено в русской поэзии, например, в таких словах Владимира Соловьёва:

Во тьму веков та ночь уж отступила,

когда, устав от злобы и тревог,

земля в объятьях неба опочила,

и в тишине родился С-нами-Бог.

И многое уж невозможно ныне:

цари на небо больше не глядят,

и пастыри не слушают в пустыне,

как Ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось,

несокрушимо временем оно.

И Слово вновь в душе твоей родилось,

рождённое под яслями давно.

Да! С нами Бог — не там, в шатре лазурном,

не за пределами бесчисленных миров,

не в злом огне и не в дыханье бурном,

и не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь, — средь суеты случайной

в потоке мутном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

Дорогие братия и сестры. Вы знаете, что в день Пасхи Христовой по сложившейся вековой традиции читается огласительное слово Иоанна Златоуста, который в прекрасных, глубочайших с богословской точки зрения словах выражает нам эту радость о тайне Воскресения Христова. А вот на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, казалось бы, лучше, чем Григорий Богослов, современник Иоанна Златоуста по годам своей земной жизни, пожалуй, не скажешь. Послушаем слова этого знаменитого святителя Церкви Христовой. Обратим внимание, что это русский перевод с греческого языка, но как он глубоко и поэтично звучит даже в переводе. «Ныне Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается, Сын Божий делается Сыном человеческим, Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемлемый объемлется, Богатящий обнищевает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством. Исполненный истощается, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости, что это за таинство о мне? Я получил образ Божий и не сохранил его. Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Будем праздновать не пышно, но божественно; не по-мирскому, но премирно; не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки; не праздник немоществования, но праздник уврачевания; не праздник создания, но праздник воссоздания. Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи — так научился я величать предметы роскоши. Не будем стараться превзойти друг друга  невоздержанием (а всё то, что излишне и сверх нужды, по моему мнению, есть невоздержанность). Но если чем и должно насладиться нам, которые поклоняемся Слову, то насладиться словом и Божиим законом и сказаниями, как об ином, так и о причинах настоящего торжества, чтобы наслаждение у нас было собственно своё, и не чуждое Создавшему нас».

Дорогие братия и сестры. По неизреченной милости Божией мы с вами достигли этого великого, радостного праздника — Рождества Христова. Среди господских праздников, не считая Пасхи, это самый великий и радостный день в церковном календаре. Радость, исходящая от этого праздника, состоит в следующем: Бог родился ради нас на земле. Человек погибал, закосневал во грехе, оторванный от живительной связи с первоисточником своего бытия. Эта связь была разрушена грехом Адама, который, ослеплённый советом дьявола, захотел отдельной, автономной от Бога жизни, и через это противление замыслу создавшего нас Бога вошла смерть в человеческий род. Человек был изгнан из рая. Многие губительные и страшные следствия грехопадения отразились на роде человеческом: и земля была проклята, и стали произрастать терние и волчцы, и жена в болезнях рождает чад своих. Человеческое естество расстроилось и потеряло былую свою гармонию и единство; и человек лишён общения с Богом.

 И вот люди, вдохновлённые тем, что эта трагедия не вечна, многие тысячелетия, а по светской, научной хронологии — миллионы лет ждали этого события, когда печальная, трагичная судьба человека изменится к лучшему, когда исполнится, наконец, первое Евангелие, данное изгнанному из рая человеку, что семя жены сотрёт главу змия. Это первое Евангелие передавалось из поколения в поколение. В Ветхом Завете каждая семья, как вы помните, согласно традициям народа Израиля была многодетная именно потому, что в детях они видели благословение Божие, потому что надеялись, что, может быть, именно в них это обетование Божие исполнится, или они каким-то образом приблизят его осуществление в роде человеческом. И, наконец, исполнение этого обетования — пришествие в мир Спасителя стало возможно только тогда, когда на земле появился этот чистейший сосуд в лице Девы Марии, Которая удостоилась и сподобилась принять Бога в Своё чрево и стать Его Пречистой Матерью на земле.

Сегодня мы празднуем это величайшее событие — пришествие Бога на землю, когда Он родился от Девы Богородицы, заимствовал от Неё нашу человеческую природу — как говорят святые отцы, природу, уже поражённую грехом адамовым, чтобы Своё естество соединить с природой Божественной и тем самым совершенно исцелить её. Праздник воплощения Христова, праздник Рожества Его на земле — это праздник радости и праздник, который доказывает любовь Божию к каждому из нас, как и говорилось об этом в послании святейшего патриарха Кирилла «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).

Христос ради нас родился, но в какой же нищете, в каких предельных для человеческой нищеты условиях, в Вифлеемских яслях, где находился скот. Не нашлось Богу места на земле, как только в хлеву, среди животных. Вифлеем был занят своими проблемами, своими переживаниями. В то время осуществлялась перепись по приказу римского императора. Гостиницы были забиты народом в Вифлееме, городе Давида-царя, и тайна Рождества Христова в момент его совершения на земле была доступна лишь волхвам, которые пришли, влекомые таинственной звездой, которая предзнаменовала необычайное событие в истории рода человеческого, и пастухам, которые пасли стада в Вифлеемских пределах. Восточные мудрецы и пастыри Вифлеемские стали свидетелями этой великой тайны. И Ангелы, лишь восполняя этот пробел человеческого поклонения и благоговения, эту тайну, пели на небе, и это пение было слышно на земле: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк, 2:14). Они пели об этой радостной тайне, об этом чуде, непостижимом для человеческого ума, потому что рождение Бога — это таинство, которое превышает человеческий рассудок.

В древнегреческой философии это было немыслимое словосочетание, чтобы Бог принял человеческую плоть. Это считалось крайним уничижением, недостойным для образа любого божества, которые восхвалялись в греческой философии. Это было крайнее уничижение, невозможное для представления о Боге у древних греков. Поэтому апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов – безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор, 1:24-25). Как Бог, непостижимый, недоступный для нашего сознания воплощается и становится беззащитным и беспомощным ребёнком, жизнь которого всецело находится в руках Его Пречистой Матери и вся зависит от этой нежной материнской любви. Как Он уничижает Себя, как смиряется в этом воплощении и принимает природу даже не ту, которую Он создал, чуждую греха Адама, находившегося в раю до грехопадения, а принимает природу, уже порабощённую и осквернённую грехом. Через эту природу Он входит в наш мир, чтобы стать одним из нас и даровать нам снова спасение, которое открывается в Церкви Христовой и которое возможно для человека, участвующего в таинствах Церкви и, прежде всего, в таинстве Святой Евхаристии, когда мы принимаем Его Пречистое Тело и Кровь. Святые отцы обращают особенное внимание в день Рождества Христова на то, что мы имеем такую возможность и счастье причащаться этого же Тела Христова, которое родилось в Вифлееме и почивает в этих Вифлеемских яслях; и вкушать Крови Христовой, которая даёт нам залог вечной жизни.

Будем же благодарить Господа за этот неизреченный дар Его Божественной любви к нам. Слава тебе, Господи, благодетелю нашему во веки веков. Аминь.

7 января 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В эту радостную, светозарную ночь Рождества Христова душа верующего человека словно пытается вырваться из стесняющих её физических и телесных преград. Душа поёт и славит рождённого в Вифлееме Господа.

Сколько глубочайших мыслей о Рождестве Христовом выражено в русской поэзии, например, в таких словах Владимира Соловьёва:

Во тьму веков та ночь уж отступила,

когда, устав от злобы и тревог,

земля в объятьях неба опочила,

и в тишине родился С-нами-Бог.

И многое уж невозможно ныне:

цари на небо больше не глядят,

и пастыри не слушают в пустыне,

как Ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось,

несокрушимо временем оно.

И Слово вновь в душе твоей родилось,

рождённое под яслями давно.

Да! С нами Бог — не там, в шатре лазурном,

не за пределами бесчисленных миров,

не в злом огне и не в дыханье бурном,

и не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь, — средь суеты случайной

в потоке мутном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

Дорогие братия и сестры. Вы знаете, что в день Пасхи Христовой по сложившейся вековой традиции читается огласительное слово Иоанна Златоуста, который в прекрасных, глубочайших с богословской точки зрения словах выражает нам эту радость о тайне Воскресения Христова. А вот на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, казалось бы, лучше, чем Григорий Богослов, современник Иоанна Златоуста по годам своей земной жизни, пожалуй, не скажешь. Послушаем слова этого знаменитого святителя Церкви Христовой. Обратим внимание, что это русский перевод с греческого языка, но как он глубоко и поэтично звучит даже в переводе. «Ныне Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается, Сын Божий делается Сыном человеческим, Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемлемый объемлется, Богатящий обнищевает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством. Исполненный истощается, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости, что это за таинство о мне? Я получил образ Божий и не сохранил его. Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Будем праздновать не пышно, но божественно; не по-мирскому, но премирно; не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки; не праздник немоществования, но праздник уврачевания; не праздник создания, но праздник воссоздания. Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи — так научился я величать предметы роскоши. Не будем стараться превзойти друг друга  невоздержанием (а всё то, что излишне и сверх нужды, по моему мнению, есть невоздержанность). Но если чем и должно насладиться нам, которые поклоняемся Слову, то насладиться словом и Божиим законом и сказаниями, как об ином, так и о причинах настоящего торжества, чтобы наслаждение у нас было собственно своё, и не чуждое Создавшему нас».

Дорогие братия и сестры. По неизреченной милости Божией мы с вами достигли этого великого, радостного праздника — Рождества Христова. Среди господских праздников, не считая Пасхи, это самый великий и радостный день в церковном календаре. Радость, исходящая от этого праздника, состоит в следующем: Бог родился ради нас на земле. Человек погибал, закосневал во грехе, оторванный от живительной связи с первоисточником своего бытия. Эта связь была разрушена грехом Адама, который, ослеплённый советом дьявола, захотел отдельной, автономной от Бога жизни, и через это противление замыслу создавшего нас Бога вошла смерть в человеческий род. Человек был изгнан из рая. Многие губительные и страшные следствия грехопадения отразились на роде человеческом: и земля была проклята, и стали произрастать терние и волчцы, и жена в болезнях рождает чад своих. Человеческое естество расстроилось и потеряло былую свою гармонию и единство; и человек лишён общения с Богом.

 И вот люди, вдохновлённые тем, что эта трагедия не вечна, многие тысячелетия, а по светской, научной хронологии — миллионы лет ждали этого события, когда печальная, трагичная судьба человека изменится к лучшему, когда исполнится, наконец, первое Евангелие, данное изгнанному из рая человеку, что семя жены сотрёт главу змия. Это первое Евангелие передавалось из поколения в поколение. В Ветхом Завете каждая семья, как вы помните, согласно традициям народа Израиля была многодетная именно потому, что в детях они видели благословение Божие, потому что надеялись, что, может быть, именно в них это обетование Божие исполнится, или они каким-то образом приблизят его осуществление в роде человеческом. И, наконец, исполнение этого обетования — пришествие в мир Спасителя стало возможно только тогда, когда на земле появился этот чистейший сосуд в лице Девы Марии, Которая удостоилась и сподобилась принять Бога в Своё чрево и стать Его Пречистой Матерью на земле.

Сегодня мы празднуем это величайшее событие — пришествие Бога на землю, когда Он родился от Девы Богородицы, заимствовал от Неё нашу человеческую природу — как говорят святые отцы, природу, уже поражённую грехом адамовым, чтобы Своё естество соединить с природой Божественной и тем самым совершенно исцелить её. Праздник воплощения Христова, праздник Рожества Его на земле — это праздник радости и праздник, который доказывает любовь Божию к каждому из нас, как и говорилось об этом в послании святейшего патриарха Кирилла «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).

Христос ради нас родился, но в какой же нищете, в каких предельных для человеческой нищеты условиях, в Вифлеемских яслях, где находился скот. Не нашлось Богу места на земле, как только в хлеву, среди животных. Вифлеем был занят своими проблемами, своими переживаниями. В то время осуществлялась перепись по приказу римского императора. Гостиницы были забиты народом в Вифлееме, городе Давида-царя, и тайна Рождества Христова в момент его совершения на земле была доступна лишь волхвам, которые пришли, влекомые таинственной звездой, которая предзнаменовала необычайное событие в истории рода человеческого, и пастухам, которые пасли стада в Вифлеемских пределах. Восточные мудрецы и пастыри Вифлеемские стали свидетелями этой великой тайны. И Ангелы, лишь восполняя этот пробел человеческого поклонения и благоговения, эту тайну, пели на небе, и это пение было слышно на земле: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк, 2:14). Они пели об этой радостной тайне, об этом чуде, непостижимом для человеческого ума, потому что рождение Бога — это таинство, которое превышает человеческий рассудок.

В древнегреческой философии это было немыслимое словосочетание, чтобы Бог принял человеческую плоть. Это считалось крайним уничижением, недостойным для образа любого божества, которые восхвалялись в греческой философии. Это было крайнее уничижение, невозможное для представления о Боге у древних греков. Поэтому апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов – безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор, 1:24-25). Как Бог, непостижимый, недоступный для нашего сознания воплощается и становится беззащитным и беспомощным ребёнком, жизнь которого всецело находится в руках Его Пречистой Матери и вся зависит от этой нежной материнской любви. Как Он уничижает Себя, как смиряется в этом воплощении и принимает природу даже не ту, которую Он создал, чуждую греха Адама, находившегося в раю до грехопадения, а принимает природу, уже порабощённую и осквернённую грехом. Через эту природу Он входит в наш мир, чтобы стать одним из нас и даровать нам снова спасение, которое открывается в Церкви Христовой и которое возможно для человека, участвующего в таинствах Церкви и, прежде всего, в таинстве Святой Евхаристии, когда мы принимаем Его Пречистое Тело и Кровь. Святые отцы обращают особенное внимание в день Рождества Христова на то, что мы имеем такую возможность и счастье причащаться этого же Тела Христова, которое родилось в Вифлееме и почивает в этих Вифлеемских яслях; и вкушать Крови Христовой, которая даёт нам залог вечной жизни.

Будем же благодарить Господа за этот неизреченный дар Его Божественной любви к нам. Слава тебе, Господи, благодетелю нашему во веки веков. Аминь.

Предыдущая проповедь

22 декабря 2013

Исцеление десяти прокаженных
Следующая проповедь

12 января 2014

Слово в Неделю по Рождестве Христовом
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00